19 заповедей марии монтессори для родителей. Истины от Марии Монтессори

Проблема не в детях, а в системе обучения.

Мария Монтессори была итальянским врачом и педагогом, которая обнаружила и усовершенствовала метод детского воспитания, который подчеркивает развитие независимости и сокращение вмешательства взрослых.

Она сформулировала набор принципов для родителей, которые считаются основами воспитания самостоятельной личности.

Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году, и хотя первоначально планировала стать инженером, отказалась от этой профессии, чтобы стать врачом. Монтессори стала первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц ученой степени доктора наук.

В центре педагогической системы Монтессори стоит сам ребенок с его неповторимыми внутренними врожденными свойствами, уникальными способностями, потребностями, тенденциями, особенностями физического, физиологического и психического развития.

Дидактическую систему М. Монтессори отличает прежде всего высокий гуманизм, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма. В основу своей системы она положила биологическую предпосылку - жизнь есть существование свободной активной личности.

Смысл метода Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача воспитателя - помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать свою индивидуальность и пойти своим уникальным путем.


Мы выбрали для вас 19 советов Марии Монтессори, которые, возможно, помогут вам перейти на другой уровень в воспитании детей, даже если вы занимаетесь воспитанием один раз в неделю.

1. Де-тей учит то, что их окру-жа-ет.

2. Если ре-бен-ка час-то кри-ти-ку-ют - он учит-ся осуж-дать.

3. Если ре-бен-ка час-то хва-лят - он учит-ся оце-ни-вать.

4. Если ре-бен-ку де-мон-ст-ри-ру-ют враж-деб-ность - он учит-ся драть-ся.

5. Если с ре-бен-ком чест-ны - он учит-ся спра-вед-ли-вос-ти.

6. Если ре-бен-ка час-то вы-сме-и-ва-ют - он учит-ся быть роб-ким.

7. Если ре-бе-нок жи-вет с чувст-вом без-опас-нос-ти - он учит-ся доверять.

8. Если ре-бен-ка час-то по-зо-рят - он учит-ся чувст-во-вать се-бя ви-но-ва-тым.

9. Если ре-бен-ка час-то одоб-ря-ют - он учит-ся хо-ро-шо к се-бе от-но-сить-ся.

10. Если к ре-бен-ку час-то бы-ва-ют сни-схо-ди-тель-ны - он учит-ся быть тер-пе-ли-вым.

11. Если ре-бен-ка час-то под-бад-ри-ва-ют - он при-о-бре-та-ет уве-рен-ность в се-бе.

12. Если ре-бе-нок жи-вет в ат-мо-сфе-ре друж-бы и чувст-ву-ет се-бя не-об-хо-ди-мым - он учит-ся на-хо-дить в этом ми-ре любовь.

13. Не го-во-ри-те пло-хо о ре-бен-ке - ни при нем, ни без не-го.

14. Кон-цент-ри-руй-тесь на раз-ви-тии хо-ро-ше-го в ре-бен-ке - в ито-ге пло-хо-му не бу-дет оста-вать-ся ме-с-та.

15. Всег-да при-слу-ши-вай-тесь и отве-чай-те ре-бен-ку, ко-то-рый об-ра-ща-ет-ся к вам.

16. Ува-жай-те ре-бен-ка, ко-то-рый сде-лал ошиб-ку и смо-жет сей-час или чуть поз-же ис-пра-вить ее.

17. Будь-те го-то-вы по-мочь ре-бен-ку, ко-то-рый на-хо-дит-ся в по-ис-ке, и быть не-за-мет-ным для то-го ре-бен-ка, ко-то-рый уже все нашел.

18. По-мо-гай-те ре-бен-ку осва-ивать неосвоенное ра-нее. Де-лай-те это, на-пол-няя окру-жа-ю-щий мир за-бо-той, сдер-жан-ностью, ти-ши-ной и лю-бовью.

19. В об-ра-ще-нии с ре-бен-ком всег-да при-дер-жи-вай-тесь луч-ших ма-нер - пред-ла-гай-те ему луч-шее, что есть в вас самих.

В 1988 году ЮНЕСКО признала Марию Монтессори одним из четырёх преподавателей, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Наверное, не стоит добавлять, что остальными тремя были мужчины.

А вы знакомы с системой Монтессори? Что думаете о ней?

Оригинал записи и комментарии на

Мария Монтессори - женщина, изменившая взгляд на традиционное воспитание детей. Она входит в четверку лучших педагогов ХХ столетия. Система отношений с ребенком, которую разработала Мария, - очень необычная, потому что работать она начала с умственно отстающими детками. Методика Монтессори показала очень хорошие результаты, благодаря этому многие дети стали развиваться так же, как их здоровые сверстники.

Эти мудрые заповеди Марии Монтессори полезно прочесть всем родителям. И не только прочесть, а и придерживаться их в повседневной жизни. Помни, что дети не меньше взрослых заслуживают уважения. Твой ребенок будет очень благодарен тебе за это.

Истины от Марии Монтессори

  • Детей учит то, что их окружает.
  • Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
  • Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
  • Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться.
  • Если с ребенком честны - он учится справедливости.
  • Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
  • Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто подбадривают - он приобретает уверенность в себе.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым - он учится находить в этом мире любовь.
  • Не говорите плохо о ребенке - ни при нём, ни без него.
  • Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
  • Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
  • Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
  • Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже всё нашел.
  • Помогайте ребенку осваивать ранее неосвоенное. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  • В общении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер - предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
  • Быть родителем - непростая работа. Когда тебе сложно, всегда помни о том, что твой ребенок - прежде всего, тоже человек. Дружи с ним, договаривайся, объясняй. Эти усилия не пройдут даром, чувство, что ты состоялся как родитель, - ни с чем не сравнимо.

    Мария Монтессори сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но если вдуматься в каждую из них — это многотомная мудрость в нескольких словах.

    Детей учит то, что их окружает.

    Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

    Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

    Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.

    Если с ребенком честны — он учится справедливости.

    Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

    Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

    Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

    Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

    Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

    Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.

    Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится на-ходить в этом мире любовь.

    Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.

    Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

    Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

    Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

    Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для то-го ребенка, который уже все нашел.

    Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

    В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему луч-шее, что есть в вас самих.

    Мария Монтессори (Montesorri, Maria) (1870-1952), итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

    Родилась 31 августа 1870 в маленьком итальянском городке Чиаравалле (Кьяравалле) в семье высокопоставленного государственного чиновника. Ее мать происходила из славящегося образованностью и ученостью старого итальянского рода Стопани. Родители дали ей несколько необычное для девочки ее круга воспитание, что позволило талантливой и упорной Марии в 12 лет поступить в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе.

    По окончании школы Монтессори поступает на медицинский факультет Римского университета и в 26 лет, получив частную практику в университетской клинике, становится первой в Италии женщиной-врачом.

    Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори знакомится с трудами французских психологов Г.Итарда и Э.Сегена, и под влиянием их идей разрабатывает собственный метод развития органов чувств у умственно отсталых детей.

    В 1898 у Марии родился сын. Будучи незамужней, она отдала его на воспитание в интернат. Лишь через много лет, когда сын уже станет взрослым, они вновь встретятся.

    В 1899-1901 Монтессори работала в ортофренической школе, где всего за три месяца добилась ошеломляющих результатов в работе с умственно отсталыми детьми.

    В 1904 возглавила кафедру антропологии в Римском университете и занималась антропологическими исследованиями в области педагогики. Она разрабатывает собственную методику обучения детей письму и чтению, принципиальное новаторство которой заключается в первичности именно письма, а не чтения, как это безоговорочно считалось до тех пор.

    Монтессори начинает интересоваться методами работы со здоровыми детьми. В январе 1907 в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», воспитание в котором было основано на принципах Монтессори, важнейший из которых звучит как обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому».

    В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее - целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача педагога заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

    Комната, где занимаются дети, разделена на пять зон: зону практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания; зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания и т.п.; математическую, языковую и, наконец, космическую зону. В последней ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук. Ребенок сам решает, в какую зону ему хочется пойти сегодня. В садах Монтессори детям предоставляют заниматься с теми материалами, с которыми им в данный момент интересно и хочется заниматься, доверяясь природе ребенка и давая возможность действовать заложенным в ней созидательным силам.

    Огромное значение для Монтессори имело качество пособия. Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Все монтессори-материалы выполнены из натурального сырья, даже из ценных пород дерева.

    Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить т.н. сензитивные периоды, когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни. Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный индикатор наступления того или иного периода - интерес ребенка к соответствующему типу деятельности.

    С 1909 метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори-педагогике. К ней приезжают педагоги из разных стран, в том числе и из России.

    В нашей стране в те годы Монтессори-педагогика вызвала большой интерес. В 1913 Юлией Фаусек был создан детский сад, работавший по новому методу. В 1916 она же основала «Общество свободного воспитания». А.В.Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа, в которой Фаусек работала по системе Монтессори, была закрыта в 1930. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет - до начала 90-х.

    В 1910 на английском языке вышла книга Метод Монтессори, которая сразу была переведена на 20 языков мира. В России эта книга была издана в 1913 под названием Дом ребенка. Метод научной педагогики.

    В 1929 М.Монтессори вместе со своим сыном организовала Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), действующую и в настоящее время.

    После установления фашистского режима в Италии Монтессори пришлось эмигрировать: она уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 - в Индию. Вернулась в Европу лишь после окончания войны, в возрасте 76 лет. Она много выступала, вела учебные курсы, писала психолого-антропологические труды.

    Последние годы жизни Монтессори жила вместе с сыном в Голландии. В 1950 ей была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета, кроме того, она возглавляла институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.

    Мария Монтессори умерла 6 мая 1952 в Голландии и была похоронена в городке Нордвиг на небольшом католическом кладбище.

    Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет. Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка. Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное - умеют и хотят быть свободными.

    Александра Лосева

    Литература

    Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Ю.Фаусек. 30 лет по методу Монтессори. М., 1994
    Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике) К.Е.Сумнительный. М., 1999
    Бородаева Л.Г. Педагогическая система Марии Монтессори: учебное пособие. Волгоград: Перемена, 2005

    Считается, что всего четыре педагога ХХ века совершили революцию в воспитании. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко.

    Сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но если вдуматься в каждую из них - это многотомная мудрость в нескольких словах.

    Советуем хотя бы раз в год перечитывать этот список, и тогда взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью.

    1. Детей учит то, что их окружает .

    2. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

    3. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

    4. Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться.

    5. Если с ребенком честны - он учится справедливости.

    6. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

    7. Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

    8. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

    9. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

    10. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

    11. Если ребенка часто подбадривают - он приобретает уверенность в себе.

    12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым - он учится находить в этом мире любовь.

    13. Не говорите плохо о ребенке - ни при нем, ни без него.

    14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

    15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

    16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

    17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

    18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

    19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер - предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.