Детская агрессивность и способы её коррекции. У нас в классе неуправляемый ребенок, который всем мешает

В работе любого учителя, педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями учеников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине учителя, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера или плохого настроения самих родителей, они сами провоцируют конфликты, не отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т.д.

Такие ситуации явно негативно сказываются на работе и отдельных учителей, и коллектива в целом: это способствует понижению самооценки учителя, снижению работоспособности, усилению конфликтов внутри коллектива, а также конфликту «учитель — директор», когда учитель не видит поддержки в лице директора. И директору несладко: с одной стороны родитель с угрозами, с другой — педагог, член коллектива, которого он должен защитить, но который, в принципе, прошел курс психологии и конфликтологии и знает несколько приемов работы на предотвращение конфликта.

О том, уже шла речь на нашем сайте, а как же быть с «неадекватами», с явно необоснованными требованиями, хамоватыми, грубыми людьми?

Как правило, «неадекваты» — «профессиональные» скандалисты : они могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника. В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким человеком действует только одно правило : отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только «неадекват» поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Возможно, вы сможете обсудить насущные дела, а лучше перенести нормальный диалог на другое время. В школе с такими родителями говорить не тет-а-тет, а когда рядом коллега или администратор.

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

  • Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят. Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
  • Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете директора или в учительской.
Помните: в школе главный — учитель, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.

Но есть и другое мнение:

«Попускать такое отношение — значит, просто лелеять их (неадекватов) паранойю и дурные мысли. То есть нарушается баланс между получением и отдачей. Ведь если подумать — мы, принимая подобное поведение и мирясь с ним, просто перекладываем чужой воз на свои плечи. Просто посчитать, сколько терпения и нервов стоит просто привести такого человека в чувство, выслушивать нелепые придирки…До какой грани возможно терпеть подобные издевательства?»
А как считаете вы?

Если причина недовольства - чужой ребенок

мама второклассника

«В классе, где учится мой сын, есть совершенно неуправляемый ребенок. От его поведения страдают все: одноклассники, которых он задирает; учительница, которой он срывает уроки и грубит; дети из других классов, с которыми он не ладит на перемене. Мы не знаем, что делать: есть же нормы поведения в обществе. Я не хочу, чтобы мои дети сталкивались с агрессией там, где должно быть безопасно и спокойно, - в школе. Недавно этот мальчик укусил девочку за руку: остался след. Мы никогда не знаем, что услышим, когда придем забирать детей домой: толкнул ли он их сегодня, обозвал или выкинул пенал в помойку. А главное - его поведение мешает учиться другим детям: учительница половину урока проводит, успокаивая его или усаживая на место. Развитие класса этот мальчик тормозит. Что делать - непонятно, но терпение уже заканчивается».

Родителям, которые беспокоятся о безопасности своих детей в школе, важно знать - у них есть на это право. Есть право заботиться о том, чтобы ребенок ходил в школу без страха за свое здоровье. Есть право спокойно работать, пока дети на занятиях, и не думать каждую минуту о психологическом комфорте ребенка. Именно поэтому родители вправе добиваться, чтобы в классе было спокойно.

И хотя есть мнение, что в описываемой ситуации ничего сделать нельзя, попробовать все-таки можно.

Главное, что нужно знать и помнить: решать все конфликтные ситуации в классе можно только через администрацию и учителей. Ни в коем случае нельзя взаимодействовать с чужим ребенком напрямую. Все вопросы должны адресоваться в первую очередь классному руководителю.

Прежде чем предпринять что-то, убедитесь, что вы не участвуете в моббинге (коллективной травле), и что лично у вашего ребенка действительно есть конфликт или проблемы с этим одноклассником. Не поддавайтесь желанию «улучшить» атмосферу в классе общими родительскими усилиями. Довольно часто бывает, что в классе есть неудобные дети, поведение которых вполне корректируется педагогом. Родителям со стороны они могут казаться невоспитанными, неудобными и даже срывающими уроки, однако вполне вероятно, учитель сможет адаптировать этого ребенка к школе без волны родительского негатива. Активно действовать надо лишь в том случае, если лично вашему ребенку физически или психологически некомфортно и плохо. В этом случае родитель, как официальный представитель ребенка, может и должен защитить его права.

Используйте административный ресурс - узнайте, как устроена в вашей школе работа с трудными детьми. Как правило, это работает так: учитель обращает внимание администрации на заявление родителей. Далее в школе собирается малый педсовет, на который приглашаются обе стороны. На собрании конфликт разбирается. Довольно часто результатом такой встречи бывает рекомендация родителям ребенка со сложным поведением обратиться к школьному психологу или пройти медико-психологическую комиссию (в Москве она находится по адресу ул. Фадеева, д.2). Здесь ребенку, испытывающему трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации окажут психолого-педагогическую помощь. Назначат занятия с нейропсихологом или психологом, порекомендуют программу реабилитации или занятий и просто помогут. Однако семья ребенка вправе не соглашаться на медико-психологическую коррекцию.

Попытайтесь поговорить с родителями ребенка спокойно. Возможно, они делают многое из того, что ждет от них школа, и окружающим также нужно набраться терпения. Однако если родители настроены агрессивно, разговор можно переводить в административное русло: писать заявление на имя директора и излагать свою точку зрения на происходящее. Школа должна быть заинтересована в том, чтобы все ученики чувствовали себя спокойно, поэтому обязана отреагировать на письменное уведомление и принять меры. И хотя до 15 лет ребенка нельзя отчислить из учебного заведения, школа может пригласить социального педагога для работы с ним.

Ханафи Гулиев

Руководитель структурного подразделения школы №2120

«В первую очередь школа, как консервативный институт, требует решения вопроса дисциплины. Совет по профилактике и малые педсоветы школы могут рекомендовать «трудному» ребенку посещать кружки допобразования во второй половине дня, где можно проявлять свои лидерские качества. Когда родители обращаются с просьбой перевести агрессивных детей из класса, мы объясняем, что не имеем права заниматься такой «селекцией».

Однозначно школа не должна отвергать непослушных детей, потому что в жизни будут ситуации, где уже взрослые будут сталкиваться с разными людьми, и они должны уметь с ними общаться. В нашей школе гиперактивными детьми занимаются в основном классные руководители и их родители. Часть занятий педагоги стараются проводить за пределами класса, например, в теплое время года - на улице, чтобы замкнутость школьной среды не довлела над психикой».

Если причина недовольства - ваш ребенок

Светлана

мама Жени

«С моей дочерью всегда было трудно. С первого же месяца в детском саду на нее сыпались жалобы: слишком шумная, неуправляемая, плохо слушается, на все отвлекается, не сидит во время занятий. Помню, как на первом утреннике одна мама устроила скандал и кричала, что раз моя дочка толкает ее сына, значит дома у нас кошмар и насилие и к нам нужно направить опеку. Просто так-то дети не толкаются! В саду и начальной школе всегда были недовольные родители, которые требовали убрать моего ребенка из коллектива.

Я не знаю, как сказать всем этим людям, что ребенком мы занимаемся: водим на занятия к нейропсихологу, работаем с другими специалистами, учим эмпатии, стараемся все держать под контролем. А главное, что моя дочь, хоть и имеет дефицит внимания, все равно может учиться в коллективе. Ни сад, ни школа не хотят слушать о том, что уже делается: результаты нужны мгновенно, никто не хочет ждать или помогать. Ну и это бесконечное шушуканье за спиной: каждый детский шаг обсуждается и осуждается.

Поведение у дочки постепенно выправляется: она стала спокойнее, адаптировалась ко многим условиям, но слава «неуправляемой» за ней закрепилась. И бороться с предвзятостью взрослых людей очень сложно: мало кто ценит ее интеллектуальные способности, все хотят, чтобы она высиживала 45 минут урока. Потому что надо. И как я не старалась намекать учителю, что дочке нужно иногда прерваться и отдохнуть, чтобы через несколько минут снова включиться в работу, она меня так и не услышала, потому что дисциплина важнее потребностей конкретного ребенка».

Родителям, которые оказались по другую сторону баррикад, тоже непросто. С одной стороны, они не хотят афишировать в школе проблемы своего ребенка, потому что зачастую школа не готова адаптировать детей с гиперактивностью или дефицитом внимания, родители не хотят «ярлыков» и предвзятого отношения. Кроме того, ни СДВГ, ни конфликтное поведение, ни трудная адаптация к школе не являются показанием к обучению в «специальной школе», которой так любят пугать на педсоветах. Ребенку со сложностями поведения иногда нужно ослабить режим или помочь подружиться с детьми, не требовать от него стопроцентного внимания и спрашивать по возможностям. Лучше всего, если родители будут вести параллельную работу со специалистами (неврологом, психологом, логопедом) и помогать ребенку в адаптации.

Но если случится так, что школа все-таки пошла на конфликт, имеет смысл прислушаться к советам психиатра Елисея Осина, которые он дал на форуме для родителей детей с гиперактивностью:

на встрече ничего не говорить первым;

внимательно выслушать и записать все, что скажет школьная администрация, для этого использовать ручку и бумагу, но можно и диктофон;

обязательно копировать все бумаги, которые вам показывают про ребенка - докладные, объяснительные и т.д. Если они находятся в личном деле, то это про вашего ребенка, значит вы имеете к этому полный доступ;

прояснить и записать все предъявляемые проблемы;

задать вопрос о том, что было сделано для того, чтобы эти проблемы преодолеть, спросить об эффективности проведенных мероприятий;

задать вопрос о том, каких действий хочет от вас администрация;

только после этого высказать свое мнение о том, что происходит;

не спорить, не переходить на эмоции. Это только навредит;

не принимать никаких решений, сказать, что вы все выслушали и подумаете. Это сложно, но можно сказать, что вам нужно время, такой Вы человек;

дома все это просмотреть. Определить, есть ли в требованиях школы и администрации признаки нарушения прав Вашего ребенка на образование. Посмотреть, есть ли в рекомендациях школьной администрации разумные;

общая рекомендация - минимум эмоций, минимум споров, если споры и вести, то в бумажной форме. К сожалению, нередко школа первым шагом старается решить проблему по принципу нет ребенка - нет проблемы. Для этого она создает условия, при которых родителям и детям оставаться в школе невыносимо. Бывает, что только после того, как это не получается, школа начинает заниматься проблемой;

на метод «нет ребенка - нет проблемы» школа права не имеет, она должна учить всех. Для того чтобы этому воспрепятствовать, нужно показать, что вы готовы защищать своего ребенка, представлять его интересы. Но сделать это нужно как можно более деловито и спокойно.

Юлия Зарусинская

социальный педагог школы №2025

«Существуют две причины появления симптомов агрессивного поведения - медицинского и воспитательного (педагогического) характера. Если ребенок бросается школьными предметами, раскидывает вещи, начинает сбрасывать одежду в раздевалке, пытаясь выплеснуть злость, и это не результат явной перепалки или ссоры, то мы начинаем работу с родителями и рекомендуем обратиться к психологу.

Мы можем рекомендовать сводить ребенка в центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы, которая направит к специалистам для коррекции поведения. Школа также сотрудничает с бесплатными психологическими центрами в каждом округе, где ребенок проходит тестирование и посещает до 10 занятий. Бывают ситуации, когда комиссию собирают в здании школы, как правило, если работа ведется с несколькими «трудными» детьми. Если причина имеет медицинский аспект, то школа рекомендует обратиться к специалистам медицинского профиля - психоневрологу, психиатру. Чем раньше проблема будет выявлена, тем больше шансов ее устранить.

В школе работает пять социальных педагогов в каждом здании комплекса. Так как агрессия является одной из форм девиантного поведения, то работа проводится по разным направлениям. Социальные педагоги наблюдают за такими детьми, учат выстраивать правильные взаимоотношения со сверстниками методами совместных игр, мероприятий, дежурств, вовлекают таких детей в творческую и спортивную деятельность. Например, мальчики могут посещать спортивные секции, девочки - театральную студию, вокальные кружки, рисование на базе бесплатных кружков допобразования. В индивидуальной работе социальные педагоги объясняют, как просить игрушку у другого ребенка, как вежливо себя вести, выстраивают и проигрывают правильное взаимодействие».

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Еще интересное:

10 грустных сторон родительства, о которых не принято говорить

Родительский невроз: почему мы все время боимся наделать ошибок в воспитании

10 случаев, когда кажется, что ребенок ужасно воспитан (на самом деле нет)

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК – что делать?

Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

У детей с ограниченными возможностями здоровья повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Но обычно с усвоением правил и норм поведения, эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у детей с интеллектуальной недостаточностью частые конфликты с окружающими и агрессивное поведение носят более стойкий характер и сложнее поддаются коррекции. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд психологических особенностей, провоцирующих их агрессивное поведение:

Недостаточное развитие коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции поведения;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Нарушения в отношениях со сверстниками.

Если для вашего ребенка характерна хотя бы половина из описанных ниже проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста:

Часто теряет контроль над собой, спорит и ссорится с окружающими;

Отказывается выполнять просьбы взрослых, не считается с мнением родителей, их запретами;

Намеренно вызывает у других чувство раздражения, долго помнит обиду, стремясь отомстить;

Обвиняет других в своих ошибках, угрожает словами, жестами, взглядом;

Вымещает свой гнев на неодушевленные вещи, выступает инициаторами

драк;

Часто испытывает чувство злости, гнева, зависти;

Намеренно делает больно животным и людям, не раскаивается в содеянном;

Прогуливает уроки, конфликтует с учителями, сверстниками -

Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения:

    Не оскорбляйте ребенка, не обзывайте его. Осуждайте именно действие, поступок, а не личность ребенка в целом.

    Постарайтесь исключить агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.). Особое место уделяйте формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлекайте к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д.

    Старайтесь чаще общаться «на равных», чтобы вовремя заметить тревожные «звоночки» и понять, чем они вызваны. Прислушивайтесь к чувствам своего ребёнка, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.

    Если ребенок просит вас уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Будьте внимательны к желаниям своего ребенка, постарайтесь выделить время на общение с ним.

    Контролируйте собственные агрессивные импульсы. Помните, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей). Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами.

    Не подавляйте проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

    Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства.

    Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

    Беседуйте с ребенком о его поступке без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе старайтесь использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

    Предоставляйте возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

    Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

В заключение отметим, что агрессивное поведение - своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру , в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.

Проявляя агрессию, дети словно говорят: «Дорогие мама и папа.. ..любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше; когда вы кричите и обзываете меня, мне кажется, что я самый плохой на свете, тогда рушатся все мои надежды, и я перестаю верить в себя; когда я надолго остаюсь один, я чувствую себя брошенным и никому не нужным; не требуйте от меня того, чего я еще не умею; когда вы говорите: «Ты мне всю жизнь испортил», я чувствую себя виноватым, но ведь я не отвечаю за проблемы взрослых; когда вы хотите сделать мне замечание, поговорите со мной наедине, мне очень больно и обидно, когда вы делаете это в присутствии других; когда вы сравниваете меня с другими, я считаю, что меня предают, я у вас единственный и неповторимый, я имею право быть таким, какой я есть».

1. Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.

3. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.

4. Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

5. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа

самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.

6. Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит вас.

7. Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

Педагог – психолог

Сафронова С.В.

Почему все чаще появляется агрессия среди школьников, почему процветает , чем вызвано агрессивное поведение детей и что мы, как родители, можем сделать для того, чтобы снизить накал - рассказывает семейный и детский психолог .

Каждый родитель, имеющий ребенка-школьника, тем или иным образом сталкивался с проявлениями - такое это повсеместное явление. Какая бывает агрессия, чем она может быть спровоцирована и как "подстелить соломки" - читайте в статье.

Околошкольное. Агрессия в школе. И не только. Будет много. На пятом запросе за неделю об агрессии детей в школе я напряглась, на 10 уже заволновалась. С каждым случаем, конечно, нужно разбираться отдельно. И, наверное, скоро возникнет соц. запрос на команду модераторов, работающих в школах.

То, о чем мы можем подумать и что можем делать профилактически:

  • Агрессия — в здоровом варианте — направлена на обозначение границ, защиту. «Здоровая агрессия» — это в том числе и целеустремленность, достижение цели. Но это здоровое поведение не выглядит «агрессивным». Здоровая агрессия — в том числе и действовать, что-то менять. «Бери и делай»
  • (!) Агрессия (если речь не идет об органике) вырастает из страха, бессилия, ощущения небезопасности и тревоги. За агрессивным поведением важно искать страх.
  • Агрессия бывает активной и пассивной. (Активно-агрессивное поведение — это, например, прямая угроза, это само агрессивно проявленное действие. Пассивно-агрессивное - это нытье, брызганье ядом с дивана в ленту фб, сплетни, ругалки на заборах, обесценивающие шутки, топанье ногами, удары кулаком по столу)
  • Вербальной и тактильной- физической. Вербальная — это крик, ссора, угрозы, проклятья. Тактильная или физическая — драка, любое применение физической силы.
  • Внешней или внутренней. Вешняя — направлена на объект во внешнем мире. Внутренняя — аутоагрессия — это самобичевание, самоуничижение, аутоагрессия приводит к психосоматическими заболеваниям (порезы, шрамирование — могут быть одними из признаков аутоагрессии).
  • Защитной и провоцирующей. Защитная — ответ на чьи-то действия. Реально несущие опасность или воображаемые. Провоцирующая - наносящаяся удар первым. Втягивающая в конфронтацию.
  • Агрессивное поведение может быть вызвано органическими нарушениями. (Травмами мозга, например)
  • Последствиями травматизации. Мы практически всей страной живем в состоянии хронической травматизации. И один из признаков - снижение чувствительности - мы уже не воспринимаем информацию о боли. резкие скачки настроения. И неожиданные вспышки агрессии в ответ на незначительные воздействия.

Дети также попадают в воронку травмы. Первый этап работы с травматизацией — стабилизация. Возвращение ощущения безопасности. Дома и в школе.

Чем тревожнее ребенку в школе. Чем больше он боится совершить ошибку. Чем больше «заточена» школа на рейтинги и статусы, чем выше в школе конкурентность, чем меньше внимания уделяется чувствам ребенка — тем больше может быть агрессивности.

Но есть и обратный процесс — в очень излишне демократичных школах, где не простроены границы, где нет четких правил, где нет ощущения авторитетности взрослого (не авторитарности) — дети устанавливают свои правила. Но через агрессивное поведение.(абсолютно то же можно перенести и на семью)

Агрессия обусловлена гормональным фоном — гормоны тестостерон, адреналин, кортизол — это гормоны подросткового возраста. Это время, извините, — «выращивания яиц», время столкновения как в животном мире — оленьими рогами. И одновременно у подростков часть мозга, отвечающая за реакцию на опасность — миндалевидное тело — находится в постоянном возбужденном состоянии.

Жизнь многих подростков - приостановленное возбуждение - которое срывается с предохранителя на любую реальную или чаще кажущуюся опасность.

Мы сейчас живем в мире с «выученной агрессией» — к сожалению, даже очень хорошие фильмы и мультфильмы переполнены сценами неоправданного насилия. Для нашего мозга безразлично — он воспринимает информацию с экрана или видит в реальной жизни. Мы приучаем себя и своих детей к «выдерживанию» все большей агрессии.

Современное поколение — дети с высочайшей чувствительностью, но к сожалению, часто не умеющие эмпатировать. Когда-то Илларион Павлюк приглашал меня к участию в замечательном важном и сложном проекте — Ген Жестокости. Найдите его, пожалуйста.

Суть в том, что эмпатия может быть врожденным качеством, но она нарабатывается в полноценном эмоциональном контакте… В достаточно раннем возрасте. Нарабатывается в играх с родителями, в контакте со сверстниками в дворовых играх. То, на что сейчас хватает сил родителям — почитать, выучить стихи, вместе посмотреть фильм, сделать уроки.

Дети сейчас практически не играют в реальной жизни вместе — группами. Центрам эмпатии «не на чем» активизироваться. Высочайшая чувствительность без эмпатии — дает на выходе тревожность и уязвимость. И активную потребность в защите границ. На вопрос родителей — зачем играть с ребенком — все, что написано выше — один из ответов.

Вопрос, который я часто задаю родителям — учатся ли на вашем примере дети здоровой конфронтации?

Освоение, проживание агрессии — контуры нормы — 1 год, 3-4 года, подростковый возраст. Это время очерчивания «границ личности». в каждом возрасте — своим способом.

Если в семье ребенка есть запрет на проживание агрессии — он это будет делать через идентификацию с отрицательными героями сказок, мультфильмов, игр. (в этом — единственная польза некоторых мультфильмов), ребенок может выбирать в магазине монстроподобные игрушки и выбирать дружбу с хулиганами (которые «вместо него» проявляют качества и эмоции).

В тех семьях, где запрещены подушечные бои, пистолеты, солдатики - дети находят выход своей «агрессивности», а на самом деле - архетипической роли воина - в чем-то другом, не всегда продуктивном. Наша задача не «изъять», а направить энергию ребенка.

Дети, как правило, «ловят» и проживают вытесненное напряжение взрослых. Чем больше у нас тревоги, чем больше сопротивления — не направленного в конкретные действия, тем больше у наших детей будет агрессивных импульсов.

(Параллельно я всю эту неделю наблюдала за войнами в фб, слышала от учителей и от родителей — о их ругани в вайбере. про войны в фб я уже написала — это проявление пассивной агрессии — вместо реальных продуктивных действий. а для групп в вайбере — я бы предложила для тех, кто участвует в таких группах -(понимаю, что для быстрого обмена информацией, это может быть удобно), ввести правило — обмен только информацией. Для эмоций — только личные встречи.)

Агрессия — признак того, что ребенку небезопасно и больно.

У меня был случай в самом начале моей практики. Папа привел сына на прием с жалобами на агрессивное поведение в школе. Тогда я еще работала с детьми отдельно (буквально после этого случая стала приглашать на прием всю семью). Работая с мальчиком, я увидела у него на ладонях шрамы. Спросила, «что это?». Оказалось, что папа, чтобы научить сына «быть мужиком» прижигал ему ладонь сигаретой… Парень в школе «возвращал» свою «мужественность» тем, кому мог отомстить за боль.

Часто старшие дети в семье, которых с их точки зрения несправедливо (и часто так и есть) наказывают за конфликты и конфронтации с младшими, начинают борьбу со своими одноклассниками (проекцией братьев и сестер) за «место» рядом с учительницей, да и вообще за место в жизни.

Часто дети — кумиры семьи — идут в мир реализовывать амбиции родителей. Сталкиваясь с тем, что рядом тоже есть гении — начинают конкурировать — через обесценивание, провокации, травли.

Сейчас в работе с конфликтами мне очень нравится метод Ненасильственного Общения Маршала Розенберга. Я бы очень рекомендовала учителям и родителям, как минимум, прочитать книгу — «Язык Жизни. Ненасильственное общение." Я не видала ее давно в продаже, но знаю, что ее можно скачать. В книге подробная инструкция — как модерировать конфликт, как понять, что может находиться за конфликтом.

Но в любом случае, если мы сможем из «заряда» агрессивности ребенка изъять то, что относится к нам — ребенку будет только легче.

Я постепенно, когда будет появляться время, буду писать о разных методах работы с агрессией.

Конфликты, разрушения, драка – это агрессивное поведение детей, столкнуться с которым можно не только в школе, но и дома. Подобный образ жизни несет угрозу жизни агрессора или наносит ущерб тому, на кого направлено разрушающее действие. Поэтому важно знать, какой бывает агрессия, что ее провоцирует и как предупредить ее появление.

Что представляет собой агрессия?

Чтобы обойти какое-либо препятствие, ребенок прибегает к одному из распространенных способов – агрессии. Чаще всего она возникает в ответ на срыв в каком-то деле, ограничение или запрет и направлена обычно на того, кто мешает в достижении цели.

О природе этого явления спорили многие:

  • З. Фрейд приравнивал проявление агрессии к одному из сильнейших неконтролируемых человеческих инстинктов.
  • Э. Фромм при объяснении явления опирается на соревновательные инстинкты людей, которое может привести как к положительным (оборонительная), так и негативным (деструктивная агрессия) результатам.
  • Доллард утверждал, что агрессивное поведение возникает на любую ситуацию, которой человек не удовлетворен.

Теория социального научения, которую считают самой близкой к описанию этого явления, позволяет выделить следующие особенности агрессии:

  1. Она передается «по наследству» : родители-агрессоры своим примером учат ребенка быть конфликтным.
  2. Появляется только при наступлении определенных условий и может быть взята под контроль.

Порой агрессор не может справиться с ситуацией, и пострадать в результате его действий могут случайные люди, оказавшиеся рядом, или он сам. Поэтому учить ребенка справляться с агрессией нужно.

Агрессия может быть:

  • Активной (само действие, представляющее собой угрозу) и пассивной (слезы, ругань, сплетни, надписи на стенах, негативные высказывания, удар по столу и т.п.).
  • Вербальной (ругань, крик, угроза) и тактильной (применение физической силы).
  • Внешней (на объект внешнего мира) и внутренней (самобичевание, самоуничижение).
  • Защитной (как ответ на провокацию) и провоцирующей (втягивающая в конфликт).
  • Несущей действительную опасность или воображаемую .

Почему возникает агрессия у детей?

Учатся агрессивному поведению дети, в первую очередь, в семье:

  1. Бабушка при утешении упавшего малыша ругает стул, о который он споткнулся. При этом приговаривает, ударяя по нему: «Не смей обижать маленьких! Ты – нехороший!». Что уж говорить о дальнейшем отношении уже повзрослевшего ребенка к «обидчикам».
  2. Часто мамы советуют детям дать сдачу, когда их ударит ровесник. Таким образом, они показывают, что основным орудием победителя является сила. Агрессивность постепенно становится устойчивой чертой личности, а родители недоумевают, почему у них вырос такой ребенок.
  3. Постоянные угрозы и унижения, критика и оскорбления, любые другие негативные меры воздействия на ребенка провоцируют подобное поведение по отношению к окружающим.

Связано в основном с защитной реакцией и не направлено на причинение вреда. Дети постарше могут оказать физическое воздействие, чтобы повлиять на неугодную ситуацию: забрать игрушку, наказать обидчика. Постепенно физическая агрессия заменяются вербальной, которая выражается в виде конкуренции, критических высказываний и замечаний, угроз и оскорблений. Подросткам свойственно проявление негативизма – немотивированных поступков, намеренно противоположных ожиданиям и требованиям окружающих.

Если в семье ребенку не хватает ласки и тепла, используются физические меры воздействия, нет терпения и заботы, успехами и неудачами детей интересуются мало, то вероятность того, что ребенок вырастет агрессивным, очень велика. Учить агрессии могут средства массовой информации и авторитетные сверстники-агрессоры.

Среди причин агрессивного поведения в школе выделяют следующие:

  • Несоответствие ожиданий действительности . Ребенку хочется быть лидером, но не получается упрочить свое положение в коллективе. Агрессия будет расти, если не помочь ему разобраться в себе, да еще при этом публично критиковать его.
  • Тревожность, страх . Они возникают, когда к ребенку предъявляют повышенные требования, связанные с учебой. Агрессия ребенка тем сильнее, чем меньше внимания уделяется его чувствам и желаниям со стороны взрослых («Ты должен выполнить все задания олимпиады, ведь наша школа – лучшая»).
  • Желание привлечь внимание . Ученик может повести себя агрессивно, когда не хватает общения с кем-то.
  • Негативная реакция на ограничение его желаний . Таким образом, ребенок может «выпрашивать» оценку, похвалу или протестовать против ограничения активности («Сиди смирно», «Положи руки на парту»).
  • Либеральное отношение к развитию коллектива . Если в школе нет установленных правил поведения, авторитетность взрослых на низком уровне, учащиеся устанавливают свои правила агрессивным путем. Примеров такого поведения перед глазами множество: взрослые, сцены неоправданного насилия в мультфильмах и кино, жестокие компьютерные игры, требующие виртуально разрушать и убивать, чтобы самому «выжить».

Агрессоры

Школьными агрессорами чаще всего выступают неуспевающие ученики, имеющие негативную учебную мотивацию, страдающие от внутренних комплексов . Возмутителями спокойствия могут выступать учащиеся с отклонениями в развитии.

Агрессоры часто характеризуются такими качествами, как вспыльчивость неуравновешенность, завышенная или заниженная самооценка, злопамятность, раздражительность. Такие дети растут в неблагополучной семье, не уважают взрослых, рано начинают курить, могут вымогать деньги у младших, навязывают свои правила поведения другим. Их часто можно встретить в компании старших подростков.

На уроке агрессоры пререкаются с учителем, стараются привлечь к себе внимание любым способом, лгут, манипулируют окружающими. На них жалуются одноклассники и учителя, они пропускают занятия, игнорируют общественную деятельность.

Жертвы

Типичными жертвами становятся аутсайдеры, которые могут терпеливо сносить все или провоцировать ответные действия . В любом случае агрессия, исходящая от окружающих, вводит жертв в депрессивное состояние, которое приводит к снижению самооценки, страху, тревожности, потере аппетита, в крайнем случае доводит до суицида. Как следствие – пропуски занятий, снижение работоспособности, негативное отношение к школе, учителям и одноклассникам, асоциальное поведение.

Что делать, если ребенок агрессивен?

Если ребенка останавливают, мешают ему проявить агрессию, он становится замкнутым и более неуправляемым.

Определить скрытую агрессию поможет выбор ребенка:

  • Из персонажей сказок и мультфильмов он предпочитает отрицательных.
  • Из игрушек ему больше понравятся монстры и чудовища.
  • Лучшим другом станет хулиган, который будет «вместо него» проявлять агрессию.

Если запрещать детям играть в «войнушки», проводить бой подушками, играть с солдатиками, то можно перенаправить его негативную энергию в другое, не всегда продуктивное русло. «Убрать» агрессивность не получится. В крайнем случае, она затаится в уголке души ребенка и, питаясь его эмоциями и чувствами, будет расти, чтобы в определенный момент выскочить наружу ураганом .

Переключить внимание ребенка можно несколькими способами:

  1. Внезапным звуковым сигналом (постучать ложкой по столу, включить громко телевизор, крикнуть).
  2. Неожиданным действием (выключить свет, выйти из комнаты, закрыть дверь, обнять маленького агрессора).
  3. Пошутить так, чтобы ребенок понял (смех снижает напряжение).

Наказание как средство воспитания… агрессивности

Если родители прибегают к физическому воздействию на ребенка, он утверждается во мнении, что это – самый эффективный способ воздействия на других. Следовательно, им можно воспользоваться, чтобы повлиять на других.

Малыш, которого наказывают, начнет избегать взрослых или будет им сопротивляться. В первом случае агрессия будет иметь скрытые негативные последствия, которые сложно устранить по причине их незаметности. Открытое сопротивление может вызвать ожесточение наказывающих родителей, а это очень яркий пример агрессии, который запомнится надолго.

Чтобы наказание было эффективным, нужно его применять сразу после проступка . Оно принесет ребенку негативные эмоции, которые он будет связывать со своим действием. Если наказание отсрочить, то ребенок сможет ощутить удовольствие от проступка, поэтому физическое воздействие будет уже бесполезным.

Что нужно помнить:

  • Если прозвучала угроза, она должна быть осуществлена, иначе дети будут игнорировать взрослых.
  • Если ребенок был наказан за поведение, то и в следующий раз, когда он нарушит аналогичные границы приличия, его следует наказать.
  • Нужно обязательно предложить наказанному альтернативу проступку.
  • После наказания полезно дать ребенку время для размышлений, осознания «неправильности» действия.

Конечно, ребенка нужно учить защищать свои границы. Но при этом важно научить его преобразовывать появляющиеся агрессивные эмоции в здоровые действия, проявлять сочувствие.

Чтобы ребенок рос неагрессивным?

Решить проблему агрессивности детей можно.

Чтобы ребенок мог контролировать себя, важно использовать конструктивные воспитательные методы:

  1. Отказ от физического наказания (в крайнем случае – сведение к минимуму), использование для решения конфликтов продуктивного общения.
  2. Активное слушание ребенка, помощь в борьбе с отрицательными эмоциями.
  3. Использований «Я-посланий», которые способствуют большей открытости в отношениях и не настраивают ребенка на оправдание и оборону («Я думаю, что» вместо «Ты поступил плохо»).
  4. Умеренная дозировка компьютерных игр и средств массовой информации.
  5. Соблюдение режима дня, в который включено время для полноценного отдыха.
  6. Качественный контроль телепередач и фильмов, отказ от просмотра сцен с неоправданным насилием.

И, конечно, положительный пример со стороны родителей, взрослых и адекватное оценивание возможностей ребенка. Нужно убедить его, что люди – самое важное в жизни. Сломанные игрушки можно починить, восстановить «сломанные» отношения будет гораздо труднее.