Детские капризы.

Мой ребенок непрерывно скандалит и чего-то требует… и его ничем нельзя образумить

Когда вашему ребенку хочется игрушку, игру или что-то еще, а вы ему в этом отказываете, он злится иногда так сильно, что поведение его кажется вам ненормальным, не соответствующим обстоятельствам. Даже если вы абсолютно правы, отказывая сыну или дочери, их невозможно убедить в том, что вы поступаете справедливо, - а ведь, по существу, тут всего лишь недоразумение: вы слишком по-разному подходите к предмету спора.

Для вас сила, да и сама возможность желания определяются ценностью объекта или пользой, которую он может принести, для ребенка только само желание придает ценность объекту. Малыш переживает не потому, что эта игрушка лучше другой, - он не может смириться с несбыточностью своего желания, ему трудно пережить то, что его вынуждают от этой игрушки отказаться.

В полтора года желаниями ребенка управляет большей частью принцип удовольствия *, именно этот принцип - главный в психологии младенца, который получает удовлетворение уже от того, что плачет.

Подрастая, ребенок открывает, что принцип реальности делает невозможным такое вот, немедленное удовлетворение, - и малыш вынужден учиться откладывать исполнение желаний, а то и совсем от них отказываться. В основе воспитания лежит в том числе и эта наука.

— Ваш ребенок вынужден признать, что он не всемогущ, что не обладает правом верховного решения. Желание малыша сталкивается с желанием другого человека, с вашим, и именно ваше желание диктует в этой «схватке» свои границы и свои законы.

— Ребенок обнаруживает, что не может добиться желаемого всего лишь силой стремления к нему: ребенок должен попросить, а вам иногда приходится отказывать в просьбе.

Начиная с двух-трех лет капризы возникают в контексте приступов непослушания: говоря родителям «нет», ребенок использует один из способов отстоять свою индивидуальность, борется за независимость, автономию.

Ребенок капризничает, потому что желает действовать по своему усмотрению. Он хочет сам выбирать себе одежду, хочет оставаться во дворе, когда зовут домой, и так далее. Капризы часто возникают в обстановке, когда вам особенно трудно сказать «нет» или отнять у малыша то, что ему сейчас приспичило иметь: утром при сборах в ясли, на улице, в магазине…

Как реагировать на детские капризы?

— Не сдавать позиций, держаться стойко, но не кричать.

От ваших криков вопли или плач малыша только усилятся.

— Иногда надо абстрагироваться от обстоятельств и не обращать внимания на то, что на вас смотрят: если, например, конфликт произошел на улице.

— Если ребенок настаивает на своей просьбе и, по вашему мнению, просьба эта в принципе не совсем неисполнима, вместо того чтобы противопоставлять желанию малыша твердое и незыблемое «нет», вы можете пообещать, что сделаете то, о чем он просит, позже.


— Подумайте, не стоит ли за данным капризом какая-то еще причина, кроме желания иметь то-то или то-то. Возможно, капризы для ребенка - только предлог, чтобы выразить огорчение по совсем другому поводу. Часто случается, что за материальными требованиями прячутся чисто эмоциональные.

— Если ребенок требует в магазине купить ему игрушку или конфету, иногда можно предотвратить скандал, переключив внимание малыша на другой предмет, более, как вам кажется, подходящий ему по возрасту.

— Но это отнюдь не означает, что, стремясь поскорее выйти из конфликта, вы должны всегда предлагать сыну или дочке какой-либо вариант удовлетворения его (ее) просьбы: такая модель поведения приучит ребенка извлекать капризами вторичную выгоду**.

«Нет» - полноправная фраза!

Когда ребенок начинает капризничать, вам - точно так же, как и во время приступов у него ярости - полезно «отойти в сторону» и не входить с сыном или дочерью в резонанс***.

Твердое и спокойное «нет» куда более действенно, чем вымученное «нет», ставшее результатом угрозы сведения счетов в будущем.

— Конфликты подобного рода следует решать немедленно, а когда все закончится - уже не напоминайте о них ребенку.

— И наоборот, если ваш ребенок повел себя правильно, можно его похвалить: возможность выйти из конфликта с чувством своей правоты всегда необходима!

Пережив трудный период оппозиции, непослушания и капризов, ваш ребенок с четырех-пяти лет начинает взрослеть: теперь он капризничает куда реже и с капризами этими гораздо легче справиться.

* Принцип удовольствия - господствующий, по Фрейду, принцип регуляции психической деятельности, согласно которому в основе поведения человека с раннего детства лежит бессознательное стремление получить удовольствие и избежать неудовольствия. В качестве основной противостоящей ему силы Фрейд рассматривал принцип реальности, который выражается в учете реальных условий и возможностей удовлетворить влечение.

** Вторичная выгода - термин в психоанализе, обозначающий бессознательно мотивируемое стремление извлечь преимущества (выгоду) из невротических симптомов или болезни.

*** Термином «эмоциональный резонанс» в психологии обозначается путь возникновения эмоции, рождающейся как отклик на чужие переживания.

Если у вас растет «маленький капризуля», вот несколько правил как справиться с капризами

Ребенок своим капризами доводит вас до ручки. Как только малыш начинает капризничать у вас не получается его успокоить. Когда вы повышаете голос на своего ребенка или даже шлепаете, то позже начинаете сожалеть. И вы не знаете, как поступить в такой ситуации.

Детские капризы – это норма?

Капризы и истерика – это проявление детства. Просто одни дети капризничают чаще, а другие – реже. Многих родителей это очень раздражает, а некоторые проявляют терпение и стараются не обращать внимания. Поверьте, сложно встретить «ангелочка», который никогда не закатывал истерики.

Почему малыш капризничает?

Каприз – это поведение малыша, которое выходит за рамки нашего терпения.

Однако это не означает, что капризы — это отклонение от нормы. Вы можете считать такое поведение не нормальным, неадекватным, но по существу в этом нет ничего необычного. Конечно, бывает, что на самом деле поведение ребенка ненормальное, но чаще родительское терпение выходит за рамки нормы.

Возможно в вашей семье поведение малыша и ваше терпение в норме, но ваши требования к малышу немного завышены. Малыш по каким-то причинам не хочет или не может их выполнять. Потом начинается круговорот, в котором перемешаны ваше разочарование, ведь малыш не смог выполнить ваши требования и защитная реакция ребенка в виде капризов. Для того чтобы в дальнейшем между вами было взаимопонимание, вы не должны злиться и проявлять гнев, как бы малыш не сердил вас.

Подумайте, возможно, вы предъявляете к малышу слишком высокие требования, которые он не в состоянии выполнить в силу своего возраста. Возможно, долгие время вы небыли требовательны к малышу, жалели его, а сейчас решили «одним махом» перескочить через собственные ошибки в воспитании малыша.

Капризами не рождаются, а становятся

Малыши чаще всего посылают свои капризы, потому что их сигналы не доходят до взрослых. Все потому что родители не всегда понимают ребенка, а он еще не умеет ясно выразить что он хочет. Он начинает капризничать, надеясь, что таким образом родители его услышат и поймут его желания.

Капризы начинают проявляться еще с рождения. Взрослые игнорируют потребности своего чада. Лишь когда ребенок начинает громко плакать, родители замечают, что он в чем-то нуждается. А до этого кроха может сколько угодно ворочаться, кряхтеть – к нему никто не подойдет. Поэтому малыш еще с раннего возраста начинает понимать, что если он хочет, чтобы его услышали, узнали о его нуждах, нужно кричать как можно громче. Взрослея, такие детки начинают понимать, зачем тратить время, чтобы объяснить свои желания, ведь их все равно не услышат, поэтому они неадекватно выражает свои эмоции в виде капризов.

Ребенок подрос и с помощью истерики, научился манипулировать родителями. Он понимает, что слезами и криками может получить все что захочет. Такое поведение ребенка обескураживает родителей, и они идут у него на поводу. Некоторые родители, считают, что если это сразу не пресечь, ребенок будет манипулировать ими и с самого начала его подавляют. Но крайние меры могут нанести вред. Конечно, не стоит потакать капризам малыша, но и не стоит игнорировать его насущные потребности.

Ребенка нужно научить высказывать свои желания обычным голосом, а родители должны прислушиваться к его просьбам. А настойчивые просьбы на повышенных тонах, наоборот лучше игнорировать. Было бы значительно проще, если родители изначально прислушивались к малышу. Но если этот момент в воспитании был упущен, то ситуацию нужно исправлять постепенно.

У любого ребенка появляется желание покапризничать. Все дети любят экспериментировать с окружающим миром и родители не исключение. Малышу интересно, как взрослые отреагируют, если он начнет кричать и плакать. И в этой ситуации возможны три варианта поведения родителей. Если на крик ребенка, родители ответят тем же, то малыш придет к выводу, что ему дозволено общаться с родителями на повышенных тонах. Если взрослые будут стараться удовлетворить любую просьбу, ребенок поймет, что голос – это хорошее оружие для манипулирования. А если родители игнорируют и не обращают внимания на его капризы и предложат ему подумать, нужно ли ему это, а если нельзя, то объяснять, почему нельзя. Малыш сделает выводы, что не все его желания будут сиюминутно выполнятся, а для того чтобы его услышали совсем не обязательно кричать и плакать.

Метод ни кнута и пряника, а доброта и понимание

Очень часто поведение ребенка зависит от ситуации (капризничает, потому что хочет спать, устал, не хватает вашего внимания), можно снять напряженность, устранив причину. Если капризы для ребенка – это эффективный способ получить желаемое. Лучшее, что можно сделать, это поцеловать малыша и сказать ему спокойным тоном: « Я понимаю, почему ты расстроен… Но это невыполнимо, потому что… Лучше давай поступим так…».

Не ждите, что ребенок сразу же измениться, эта тактика должна проводиться последовательно, поэтому вы сохраните душевные силы себе и своему ребенку.

Хуже, если мама не смогла сдержаться и начинает шипеть ребенка, затем видя слезы на глазах своего крохи, начинает просить прощение и чтобы задобрить предлагает намного больше, чем первоначально требовал малыш.

Что нужно делать, чтобы ребенка никогда не капризничал:

  • Старайтесь не слишком часто произносить слово «нельзя». А если действительно вы установили запрет, то объясните причину.
  • Запрещайте лишь то, что представляет опасность.
  • Если вы хотите, чтобы ребенок сделал что-то нужное, то объясните ему цель и значение этого дела.
  • Старайтесь не применять силу, чтобы заставить малыша сделать то, что вы хотите.

Как справиться с капризом:

  • Изначально пресекайте истерики и капризы.
  • Не давайте малышу возможности «зациклиться» на капризе.
  • Игнорируйте его капризы.
  • Не уступайте, если вы уверены, что правы.
  • Скажите малышу, что его неадекватное поведение – неинтересный спектакль.
  • Какой-нибудь шуткой постарайтесь отвлечь внимание.
  • Показывайте свою любовь.

Не всегда это каприз

Вы должны понимать, что плохой аппетит, ребенок не проситься на горшок, не может вовремя уснуть или проснуться, это не является проявлением характера и капризом. Иногда это может причиной недомогания или болезни. Также следует обратиться за помощью к специалисту, если ребенок стал слишком агрессивен, наблюдаются необоснованные приступы злости, он стал всего бояться. Возможно, у малыша появилась безосновательные истерики: топает ножками, бьется в истерике на полу, начинает синеть. В этой ситуации нужно обратиться к психотерапевту.

Детские капризы

В любой семье с рождением малыша практически сразу появляется проблема – ребенок плачет! Что делать? Как понять, плачет ли малыш по какой-то серьезной причине или он просто капризничает? Даже когда дети подрастают, становятся старше, родителям не всегда удается понять, почему они капризничают, нередко доходя до истерики и доводя до полного отчаяния маму, папу, а заодно и бабушку с дедушкой. Как бороться с капризами ребенка? Как найти правильный выход из таких ситуаций? И почему все-таки капризы возникают, и что необходимо делать, чтобы прекратить их? К сожалению, часто родители просто не знают, как справиться с детскими капризами. А для этого в первую очередь необходимо научиться определять, в каком случае слезы ребенка – это просто детские истерики и капризы, а в каком – сигнал тревоги, с помощью которого малыш сигнализирует взрослым о том, что с ним не все благополучно.

Что такое детские капризы? Слово «каприз» пришло к нам из французского языка и переводится как «упрямство, упорство; прихоть, причуда».

В словаре-справочнике для родителей (под редакцией Л. Г. Гусляковой и С. Г. Чудовой) говорится, что детские истерики и капризы – это «особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем». Насчет «нецелесообразных» можно поспорить, ведь капризничая, дети как раз и добиваются какой-то своей цели. Капризы, как правило, сопровождаются плачем или даже криком ребенка, а возбуждение выражается резкими движениями. Ребенок топает ногами, машет головой или руками, иногда даже может упасть на пол.

В разном возрасте и капризы бывают разными. Грудной ребенок плачет чаще всего по причине какого-либо дискомфорта, и это сложно назвать капризом. Скорее, это просьба о помощи. В возрасте одного года, трех, пяти лет ребенок переживает возрастные кризисы, и эти периоды несут с собой яркие эмоциональные реакции у детей. В периоды возрастного кризиса капризы было бы правильно воспринимать как наполовину естественную психологическую реакцию. В это время ребенку необходимы особый подход и чуткое отношение.

Но если взрослые неправильно воспитывают своего малыша, то капризы и детские истерики нередко становятся привычной формой поведения. Ведь в первые годы жизни ребенок начинает осознавать себя как индивидуальность и активно изучает окружающий его мир. Малышу необходимо все потрогать, засунуть в рот, понять о каждой вещи – что это и как оно работает? То же самое и в отношении родителей: ребенку необходимо испытать, как старшие будут реагировать на то или иное поведение, что они будут делать, если проигнорировать их замечания? И если, экспериментируя с различными формами поведения, он получил желанный для себя результат, то этот способ поведения запоминается им как самый действенный и закрепляется в его сознании. Так и получается, что взрослые из-за своих ошибок часто сами становятся виновными в капризах своих детей. И только после этого начинают думать о том, как бороться с детскими капризами.

Капризными часто становятся избалованные, чрезмерно заласканные дети. Постоянное внимание слишком утомляет малыша, и если ребенок вначале радуется, то позже он нередко даже начинает плакать. Это предсказуемая реакция детской психики на утомление от бесконечного внимания взрослых, на которое малыш отвечает капризами.

Поэтому, прежде чем искать ответ на вопрос о том, как справиться с детскими капризами, стоит оценить свое общение с малышом.

Противоположная крайность – когда ребенку уделяют недостаточно внимания, относятся к нему равнодушно. Малыш начинает капризничать, пытаясь привлечь к себе внимание. А дети, которым остро не хватает материнской любви и ласки, очень часто становятся раздражительными и начинают отставать в развитии.

Еще одна причина появления детских капризов – непоследовательность или отсутствие единства в требованиях к ребенку. Например, если вчера на прогулке вы разрешили своему малышу «шлепать» по лужам, а сегодня вдруг запретили, то горьких слез вам не избежать! Или другой пример: мама более строга со своим ребенком, чем бабушка, и многое из того, что позволено бабушкой, она делать запрещает. Разумеется, малышу потребуется совсем немного времени, чтобы понять: при бабушке можно и покапризничать, а с мамой этот номер не пройдет. Постоянно подстраиваясь под каждого взрослого, ребенок начинает испытывать большую нагрузку на психику и нервную систему, что неизменно приводит к срывам и капризам. А взрослые не могут выработать общую тактику, как бороться с капризами ребенка, ведь у них нет общей позиции.

Часто капризными бывают такие дети, которые не знают никаких ограничений. У них не формируется умение сдерживаться, контролировать свои желания и эмоции. Поэтому очень важно своевременно приучать ребенка к необходимому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть понятно маленькому человечку одним из самых первых.

Конечно, злоупотреблять бесконечными запретами нельзя. Необходимо запрещать только то, что действительно может нанести малышу вред, или то, чему он сам может навредить.

Распространенной ошибкой родителей становится несоответствие возрастных особенностей ребенка и требований или методов воздействия на него.

Так, бывает, что родители хотят от своего малыша того, что для него недоступно в силу его возраста, и ребенок отвечает естественной для такой ситуации реакцией – капризом, который в такой ситуации и капризом-то назвать нельзя. Скорее, это форма протеста.

Чтобы родители не совершали такой ошибки, надо иметь представление о возрастных особенностях детской психики и об особенностях капризов каждого кризисного периода. Эти знания помогут понять и то, как реагировать на капризы ребенка и как правильно бороться с детскими капризами.

Из книги Психология симпатий автора Гозман Леонид Яковлевич

Капризы красоты Что такое красота? Каприз природы, насмешка над стремлением человеческого разума подчинить себе все сущее или в ней заложен некий высший смысл? Что значит она в нашей жизни? Мыслители разных времен и народов пытались дать ответ на этот вопрос, но их

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Амен Дэниел

Из книги Эта покорная тварь – женщина автора Гитин Валерий Григорьевич

II КАПРИЗЫ И КАТАСТРОФЫ «Когда господствует страсть, нет места для умеренности. И вообще в царстве наслаждения добродетели нет места». АРХИТ ИЗ ТАРЕНТА Такие понятия как «сексуальная норма» или «сексуальное извращение» имеют весьма подвижные границы и зачастую

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Глава 2 Связаны ли детская выносливость и детские капризы Ох, сколько сил тратят родители на преодоление детских капризов! Или на то, что они принимают за капризы. Как-то я подслушала такую вот обычную историю. Одна подруга, спортивного вида мамочка с рюкзаком, жалуется

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

Из книги Настольная книга для девочек автора Луковкина Аурика

Капризы и капризульки Согласись, большинство ссор с родителями происходит именно из-за твоих капризов. Иногда ты даже недоумеваешь: «Ну почему мама с папой считают, что я капризничаю? Ведь мне очень нужно это платье для праздника. В старом я не могу пойти, потому что на нем

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Капризы «Доктор, он постоянно капризничает!»В любой непонятной ситуации, когда родитель не может назвать причину возмущения своего ребенка, малыш будет записан в ряды капризуль. Устав от постоянного контроля за малейшими телодвижениями новорожденного, наигравшись и

Из книги Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Из книги Как отучить ребенка капризничать автора Васильева Александра

Существуют ли капризы? Как психолог, могу ответственно сказать, что капризы как диверсии, совершаемые детьми в мире взрослых, не существуют. А вот (заглянем в будущее, когда наш малыш уже преодолел рубеж младшего школьного возраста) манипуляция взрослым миром, выросшая на

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Капризы и кризис трех лет Проскочили, пережили, набрались опыта – кризис первого года миновал. После этого в большинстве случаев наступает более спокойный период. Малыш осваивает новый способ передвижения и новый способ общения, и где-то до двух с половиной лет он вполне

Из книги автора

Вот такие капризы В новый арсенал капризов, кроме кривляния и паясничания, входят также: пауза перед реакцией, спор, хитрость, неадекватная реакция на критику. Все они связаны с приближением, предощущением смены позиции. Ребенок готовится к более активным социальным

Из книги автора

Капризы у ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет Первые настоящие капризы появляются у ребенка довольно рано. Уже к году он начинает понимать, что родители быстро реагируют на плач, ведь это для них – сигнал о том, что малышу что-то надо. Позже ребенок начинает использовать такие

Из книги автора

Капризы у детей в возрасте 5 лет Капризы ребенка в возрасте 5 лет очень похожи на капризы трехлеток, с той лишь разницей, что малыш уже подрос и родителями манипулирует теперь более осознанно. Он уже достаточно хорошо понял, что криком, слезами, нытьем он может добиться чего

Из книги автора

Капризы во время болезни Дни, когда ребенок болеет, – страшные моменты в жизни родителей. И болезнь может быть не такой серьезной, но малыш упорно не хочет лечиться. В такой ситуации любая мама ощущает безысходность. С одной стороны, она понимает, что малышу очень плохо и

Поняла что для многих эта тема очень актуальна. Выкладываю статью.

Недавно я прочитала на одном из женских форумов крик души одной мамы:


Поведение ребенка… наболело… Недавний случай: идем гуляем, вдруг он увидел автобус и как заорет: «Купи автобууус». И всю дорогу идет и орет на всю улицу, что ему нужен автобус. … у него навязчивая идея - он истерит. Понятное дело, что я уже язык стерла его успокаивать...

Знакомая ситуация? Но ничего тут странного нет: к сожалению истерики со стонами, криками и слезами, и даже припадками, для маленького ребенка - явление частое, и в случаях этих к нему нужен особый подход...

Как предотвратить истерики у ребенка, как себя вести – если это уже началось? – эти вопросы волнуют многих мам испокон веков. Но именно в наше время, когда на детей обрушиваются огромные потоки информации разного качества - их слабенькая нервная система все чаще дает проколы.
Что такое детская истерика?

Детская истерика и каприз - это два разных понятия:

Каприз (фр. – причуда, прихоть) - стремление ребенка, добиваться чего-то запретного, и даже невозможного в данный момент. «Симптомы» каприза: плач, крики, топанье, разбрасывание подвернувшихся под руку игрушек и предметов.
Капризы также бывают и беспричинны, например, дети, чаще - в раннем возрасте (2-3 года), порой сами не могут понять, что именно они хотят. Это происходит не только потому, что многие из таких малышей не могут еще объясниться с помощью слов, но и потому, что сами не могут понять и обобщить своих переживания и эмоции.
Пример детского каприза (из комментариев одной мамы, разговор с трехлетним сыном): «Зову вчера сына гулять. – «Не пойду, я буду мультики смотреть!» - «Мультики твои никуда не денутся, а во дворе ребята тебя ждут! Давай одеваться, только кросовочки оденем!» – «Не хочу!». Папа увидел что происходит и говорит: «Я тогда сам одену Илюшины кросовочки и пойду с ребятами гулять». Сын: «Уууууу! Это мои кросовки! Сам пойду! Папа, уйди!»

Истерику же ребенок переживает гораздо ярче чем каприз, ее неотъемлемая часть «игра на публику», в зависимости от наличия зрителей и внешних обстоятельств. Детская истерика может сопровождается и припадочными состояниями: дикий рёв и крики, катание по полу, и даже судорожное выгибание дугой. Часто истерика при повышенном внимании окружающих усиливается, и, сходит на нет, как только это внимание исчезнет.
Причины капризов и истерик

Если ребенок здоров, то немотивированного негативного поведения у него не бывает. Итак, прежде чем понять, как его предотвратить, разберемся в его возможных причинах:

Капризы могут появиться из-за переутомления (в том числе и после долгих занятий без движения, особенно после длительного просмотра мультфильмов), некомфортной обстановки, неудобной одежды, плохого самочувствия, повышенной эмоциональной возбудимости, чувствительности.

У капризов могут быть и следующие причины:

1) Боль - он мог удариться, и Вы этого не заметили, не пожалели, (или к примеру на приеме у врача – рассердиться на него за больной укол);
2) Испуг - он мог испугаться, (даже, к примеру, резкого голоса или движения);
3) Обида - он мог обидеться, исходя из разных ситуаций (чувствует себя отверженным, никому не нужным, либо забрали игрушку);
4) Досада - он мог расстроиться, из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел, (над чем он не может иметь контроль, купили что-то не то, подарили не то);
5) Недостаток внимания – в «хроническом» и кратковременном виде;
6) Шантаж – к примеру когда ребенок требует чего-то, например сладкое или игрушку в магазине, стремление управлять Вами;
Гнев, злоба, агрессия так ярко проявляющие себя в истерике – это всего лишь поверхностные эмоции, которые скрывают под собой истинные причины – к примеру, вышеперечисленные 6 пунктов, особенно последний.

Очень важно внимательно наблюдать за ребенком, подумать и понять причину его отрицательных эмоций. Причем как видно выше – в первых пяти пунктах – исправить положение Вы можете только своим вниманием, поддержкой, объятиями, контактом «глаза – в глаза», справедливым разрешением ситуации, активным слушанием, пониманием, и только после того – переключением внимания крохи на что-то другое: «Давай, почитаем сказку… поиграем в игру…». Сразу же переключать внимание – не разобравшись в проблеме, вызвавшей капризы – не практично, неразрешенные проблемы имеют свойство возвращаться на круги своя.

В пятом пункте – при недостатке внимания – необходимо понять и принять, что ребенок в таком возрасте еще не понимает, что Вы не можете играть с ним всё свое время, и тем не менее, старайтесь уделять ему как можно больше своего внимания, посвящать больше времени совместным занятиям, постепенно приучая и к самостоятельным играм, рисованию, лепке, прикладному творчеству.

Стремление ребенка шантажировать и управлять взрослыми (пункт 6) – так же не рождается на пустом месте – а проистекает из систематического неправильного поведения родителей. Если ребенок часто устраивает Вам истерики, то постарайтесь исключить из своего поведения следующие реакции.
Ведите записи

Для того, что бы проанализировать, что именно является причиной частых истерик и капризов Вашего малыша: необходимо отмечать для себя - против чего он особенно протестует:

1) Как часто ребенок впадает в истерику;

2) Как долго это длится;

3) В какое время это чаще происходит;

4) В чьем присутствии (мамы, папы, бабушки и пр.);

5) Где это случается;

6) Что служит поводом этому;

7) Каковы последствия каждого случая.

Если в течении 3-4 недель Вы сможете заполнять каждый раз такую табличку, Вы сможете многое узнать о своем ребенке и причинам его истерик. И легче выбрать для себя те способы, которые могут предотвратить подобное негативное поведение.

Чего нельзя делать до, во время и после истерики:

Чрезмерно уступать.
Если Вы будете ребенку все разрешать, все его требования выполнять - «только бы не плакал», то тут и зародится его вседозволенность и избалованность, а отсюда и все вытекающие последствия в виде истерик. Многие мамы в этой нервотрепке предпочитают уступить, лишь бы малыш замолчал. А дети – они от природы очень практичны, и, протоптав такую короткую дорожку к желаемому – они воспользуются ею еще не раз, ведь это - путь меньшего сопротивления. У маленьких детей очень абстрактные понимания – что хорошо, а что плохо – «это работает, значит буду пользоваться» - думает малыш.

Физически наказывать.
Физическое наказание и озлобленные окрики в такой экстренной ситуации – могут только добавить масла в огонь. Каждый родитель решает сам – использовать или нет физическое наказание в семье, но принимая это решение, нужно иметь в виду несколько моментов:
- В зависимости от темперамента, дети, к которым в детстве применяли физическое насилие - обычно становятся или забитыми, всего боящимися, тревожными, или агрессивными, озлобленными.
- К физическим воздействиям дети со временем привыкают так же, как к крикам или стоянию в углу – и они просто перестают действовать.
- Ребенок воспитывается – через подражание родителю, и если тот применяет силу в решении проблем - то ребенок с легкостью перенимает такой опыт воздействия на других.

Кричать на ребенка, приказывать в повелительном наклонении.

Есть такой красивый принцип – все самое важное должно быть сказано ребенку шепотом (или тихо напевая). Работает. Не верите? Попробуйте!

Крики, также как и насилие, также рождают обратную реакцию. Держите себя в руках, проявляйте спокойствие, тем Вы подадите положительный пример.
И, не только во время истерики, но и в других ситуациях окрики и приказной тон в воспитании ребенка не уместны - будьте с ребенком на равных. Помните, что, накричать на ребенка легко, а вот ОБЪЯСНИТЬ ему, в чем он не прав и в чем заключается его вина, да так – чтобы он действительно понял – вот где целое искусство.
Да, этот способ не приносит быстрого решения проблем, занимает много времени, для него нужна Ваша живая фантазия, смекалка, умение понять ребенка, но – его результаты – самые качественные и долговременные. И самая главная награда – Ваша крепкая дружба с ребенком, его основополагающее к Вам доверие.

Высмеивать ребенка, переводить все его чувства в шутку.
Если переводить любое проявление чувств (в том числе и обиду, гнев и прочее) и потребностей ребенка – в шутку, то, это как метод, может срабатывать на первых порах, и ребенок даже смеяться будет над собой. Но если это войдет в систему: то у него в подсознании может закрепиться мнение, что его чувства и потребности не воспринимают всерьез, отсюда может вытечь глубинное чувство «никомуненужности», внутренней обиды на Вас.

Полностью игнорировать, оставлять, закрывать в комнате на замок, одного наедине со своей истерикой.
Бывает, что маленький ребенок кричит и ревет, и не может успокоиться только потому, что… он не может успокоиться без мамы… Ему уже ничего не надо, лишь б его мама к сердцу прижала, пожалела. В таких случаях – Вы должны быть рядом, ведь Вы безусловно любите малыша, не смотря ни на что. Игнорируйте проявления истерики, но не самого ребенка.

Говорить «Ты плохая девочка, раз так маму не слушаешься», «Ты плохой мальчик, как тебе не стыдно реветь! Мальчики не плачут!»
Никогда нельзя осуждать ребенка за его чувства, любые чувства имеют место быть. Нельзя называть его «плохим», «жадным», «вредным», так, сам не ведая того, родитель дает ребенку установку быть таким. Помните – что Вы скажете ребенку о нем самом – он признает и примет как прописную истину. «Я плохой? Ну и буду таким!». Иными словами: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».

Ой, как много чего делать нельзя… А где же решение проблемы? Не будем ходить вокруг да около…
Как предотвратить истерики у ребенка?

Атмосфера любви в семье

Позаботьтесь о том, чтобы в семье всегда царил мир да лад (может в этом Вам пригодится аудиокнига «5 языков любви»). Помните, выяснение отношений между взрослыми – никогда не должны касаться ребенка, он не должен этого ни видеть, ни слышать.
Добрые слова, взаимоуважение, взаимопонимание и поддержка – все это ребенок впитает в себя как губка, и в будущем перенесет и на свою семью.
В спокойные моменты чаще говорите ребенку, как Вы его любите, причем не за хорошие поступки – а просто так, потому что он есть. Чаще обнимайте ребенка, вспомните правило «8-и объятий в день», оно сделает ребенка счастливым.
Совместные прогулки и занятия с ребенком (рисованием, поделками, лепкой, танцами и пением, гимнастикой) укрепят Вашу дружбу с ребенком, а добрые семейные традиции (совместное проведение праздников, выходных дней) - укрепят Вашу семью.

Одна политика воспитания для всех

Задумайтесь, правильно ли поставлено воспитание ребенка в Вашей семье. Для начала нужно четко определить список строго запрещенных, запрещенных в отсутствии взрослых, и разрешенных для малыша вещей. Еще более важно - придерживаться этой политики всегда и всей семьей. Ни в коем случае мама не должна отменять запретов папы, так она умаляет в глазах ребенка авторитет отца, и позволяет ребенку добиваться желаемого с помощью истерик.
Ребенок гораздо более наблюдательный, чем Вы думаете. И он прекрасно понимает, что за конфетой, которую Вы ему не даете - надо обратиться к дедушке, что гулять лучше ходить с папой, так как он покупает запретную газировку, а если устроить истерику бабушке, то можно получить все, что хочешь и даже немножко больше.

В то же время, конечно, в воспитании, нужно набраться терпения и уметь идти на компромиссы с ребенком.

Обсуждения и беседы «Что такое хорошо и что такое плохо»

Чтобы ребенку лучше понять и принять, как «можно» и как «нельзя» поступать – это нужно обсуждать заранее, не дожидаясь скандалов - на примере окружающих, в сказках (сказкотерапия), в сюжетной игре (инсценировки с куклами, кукольный театр, режиссерская игра). Правильно понятые правила поведения, многократно проигранные ребенком в игре и обсужденные после сказки – лягут гораздо прочнее, чем через чтение ему нотаций и моралей.

Джанни Родари советовал родителям воспитывать ребенка, развивая его фантазию: рассказывать ему истории о нем самом. Рассказ-игра, в которой малыш преодолевает все свои недостатки, совершает героические поступки - помогает ему понять себя, своё место в этом мире.

Чтобы понять как можно выстраивать такие истории, на данный момент, Вы можете у нас на сайте бесплатно скачать аудиосказки «Доброта. Сказки о Малыше Похожем-На-Тебя», а также книгу «Сказкотерапия: “Жила-была девочка, похожая на тебя...” Бретт Д. „
Если готовится «разразиться гроза»…
Если, исходя из ситуации, Вы почувствовали – что сейчас в поведении ребенка может возникнуть истерика, то попробуйте предпринять следующие действия:

Активное слушание
Активно слушать ребенка - это значит дать понять ребенку, что Вы понимаете то, что он вам пытается передать, при этом проговариваете ему его же чувство. Сделать это можно с помощью «Ты-сообщения». Что это такое?
К примеру ситуация: у ребенка отняли в песочнице лопатку. Он готов зайтись слезами. Мама: «Мальчик забрал у тебя лопатку. Ты очень огорчен и рассержен на него» - вот это называется у психологов «Ты-сообщением». Далее проговаривается, что драться и кричать нельзя в любом случае, и ситуация разрешается мирным методом (берется игрушка взамен и т.п.), истерики нет.

Формулируйте слова, обращенные к ребенку - ясно и четко. Но, не стоит начинать свои фразы с ТРЕХ ЗАПРЕЩЕННЫХ СЛОВ: “если», «ты» и «почему (зачем)». Слово «Если» воспринимается ребенком как угроза, «ты» - как сигнал нажима на него, а «почему» требует объяснения своего поступка, что ему пока не под силу.

Переключите ребенка на действия, отвлеките его на что-то интересное
«Только не начинай кричать! Не стони!» - говорите Вы, и ребенок кричит в два раза громче? Это распространенная реакция маленьких детей. По своей психологии ребенок скорее отреагирует на Вашу просьбу сделать что-то, чем прислушается к просьбе чего-то НЕ делать. Поэтому, если Ваш малыш начинает плакать, переключите его внимание на действия: попросите его подойти к Вам, дайте ему возможность чем-то заняться, хорошо, если у Вас будет на этот случай при себе небольшая игрушка. Тогда он более охотно выполнит Вашу просьбу, нежели в первом случае.

Если требование, которое предъявляет Вам ребенок – выполнить невозможно, то можно попробовать помечтать вместе с ним на эту тему
Этот психологический прием срабатывает! Фантазирование с ребенком о сильно желаемом, но невозможном, часто помогает больше, чем «разумные доводы».
Пример: Если возвратиться к теме про «покупку автобуса», которая обозначена в самом начале этой статьи, то решение можно предложить такое продолжение событий:
…Мама остановилась на минутку, присела на корточки, заглянула ребенку в глаза и доброжелательно сказала: «Ты хочешь, чтобы я купила тебе настоящий автобус (не вопрос, а именно утверждение, знак того, что мама уже поняла ребенка и не нуждается в распрашиваниях)… Это было бы здорово… Ты водил бы автобус, и возил бы меня, папу и сестренку - куда угодно, хочешь - в зоопарк, хочешь… в кафе… Как ты думаешь - автобус много денег стоит? Наверное нам надо сначала подкопить на него… А еще водитель автобуса должен научиться управлять им так, чтобы не нарушать дорожные правила, иначе милиция заберет у него автобус. Давай дома начнем потихоньку копить на автобус и учиться правилам дорожного движения!» Скорее всего - ребенок включится в фантазии, помечтает вместе с мамой - и по пути уже сам продолжит смаковать подробности…

Скажите ребенку про последствия его негативного поведения
К примеру так: «Мне очень не нравится, когда дети кричат в магазине. Когда дети начинают кричать, их просто уводят из магазина, и вообще ничего не покупают им». Это заставит его поразмыслить, и возможно, он передумает скандалить.
Если тем не менее истерика началась:

Самое главное, возьмите себя в руки и постарайтесь сохранять спокойствие.

Если дело дошло до того, что он вопит как пожарная сирена и валяется по полу, то Вам стоит предпринять следующие действия:

Оказаться с ним на одном уровне взгляда (присесть рядом с ним), посмотреть ему в глаза, скорее всего он будет их прятать, но, тем не менее, это нужно сделать.

Затем твердо и простыми словами объясните ребенку, почему выполнение его требования невозможно. Порой это нужно сказать несколько раз.

Если он делает вид, что не слышит, и продолжает истерить, предупредите: «Пока ты кричишь, я не могу с тобой разговаривать. Я так не понимаю тебя», если он не слышит – повторить.

Помните, что подобное «шоу» рассчитано на зрителей. Просто начинайте игнорировать истерику, не обращайте внимания на «советы» и комментарии посторонних, просто будьте рядом с ним или же, продолжайте свой путь в молчании, если Вы выносите или выводите его с общественного места, скажем, из магазина.

Если на ребенка никто не обращает внимания, то кричать ему вскоре станет неинтересно, он успокоится и готов будет возобновить общение с вами. Тут, опять же, есть 2 пути: А) в первом случае, стоит лучше дождаться, пока он обратится к Вам сам, так есть вероятность, что Ваше обращение поспособствует возобновлению истерики; Б) иногда ребенок (особенно в раннем возрасте) сам не может остановиться без вашей помощи, как было написано выше. Тогда его надо поддержать - дать возможность выплакать, так называемые, «слезы тщетности» - в ситуации, которой он ничего не может изменить. В этом случае и во время истерики - можно попробовать взять его на руки, прижать к себе, и успокаивать, к примеру, одной повторяющейся фразой: «Я все понимаю… мне жаль, что это сейчас невозможно...».

Когда напряжение спадет, постарайтесь сразу же переключить его внимание на какое-то занимательное для него действие – остановитесь на детской площадке, если вы дома – предложите, например, позвонить папе, бабушке и т.п…

Позднее, возможно вечером, когда Вы будете уверены, что эту тему пора затронуть, объяснитесь с ребенком: «Что сегодня произошло, что ты сделал(а) неправильно, как надо было попросить». Раскажите ребенку, что в тот момент чувствовали Вы: стыд, раздражение… Объясните, что такими поступками он(а) никогда и ничего не добьется, что свои желания нужно выражать спокойно, с помощью слов, а не слез и криков.

Обязательно научите ребенка нести ответственность за свои проступки – к примеру, извиняться, это позволит ему в следующий раз вести себя более осознанно.

А как же наказать? Если ребенок старше 2-3-х лет это может быть впрок: но не нужно его шлепать по попе и ставить в угол, а в качестве наказания - лишить его чего-то интересного, например, отказаться от планируемой поездки в эти выходные в зоопарк, или очередного похода в детское кафе. Обязательно нужно это проговорить и объяснить малышу, почему Вы это делаете.

Вот, наверное, и все, я надеюсь, что Вам пригодится мое небольшое «руководство по управлению детскими капризами».

P.S: Рекомендую почитать комментарии ниже, там Вы можете найти для себя полезную информацию, как например, ответ на вопрос: «Как взять себя в руки при истерике малыша и вспомнить - как нужно себя в этот момент повести», также, приглашаю Вас к общению - Вы можете задать свои вопросы. Я обязательно на все вопросы отвечу.

Детский сад и детские капризы.

Ваш малыш уже посещает детский сад?!
Да, с радостью скажут многие родители. Мы с нетерпением ждали момента, когда он подрастет и впервые войдет в этот удивительный мир, мир серьезных взаимоотношений, мир познания себя и окружающих, где он приобретет важные навыки, необходимые для его дальнейшей жизни в обществе.
И вот малыш уже в детском саду! Детский сад похож на чудесную сказку: интересные игрушки; много детей, с которыми можно поиграть; воспитатель, каждое утро с нетерпением ждущий здесь вашего малыша.
И вдруг… Внезапно родители сталкиваются с тем, что у любимого чада случаются капризы, а порой даже и истерики - различные по своему происхождению и по особенностям протекания, в том числе, связанные с посещением детского сада. Они в полном недоумении: что же произошло и что им, родителям, теперь делать?
Но прежде, чем отвечать на эти вопросы, важно разобраться в том, что такое «капризы».
Капризы (англ. child caprices) - формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании. Такое значение этого понятие дается в большом психологическом словаре. Детские капризы и истерики довольно распространенное явление у большинства детей дошкольного возраста. Специалисты считают, что истерики часто очень трудно отличить от капризов. Но всё же, если капризы – это намеренное поведение ребёнка для получения желаемого, то истерики – внезапная непроизвольная эмоциональная реакция на определённую ситуацию, как правило, подкрепленная громким плачем, криками, иногда падением на пол, размахиванием руками и ногами, и даже ударами головой. При этом такие истерики, в которых дети пытаются причинить вред себе или другим (например: ударить или укусить), то есть переходят в агрессивное поведение, могут быть признаком более серьезных проблем.
Возможные причины детских капризов весьма разнообразны, и их условно можно разделить на три группы.
Первая группа причин носит психофизиологический характер: капризы могут быть обусловлены особенностями темперамента ребёнка, слабостью механизмов саморегуляции его эмоциональной сферы, остротой реагирования на любые раздражающие факторы. Таков, к примеру, меланхолик – ребёнок, обладающий слабой нервной системой и поэтому, слишком ранимый: даже на весьма слабые негативные раздражители он отвечает весьма сильной реакцией, чаще всего – плачем.
Вторая группа причин связана, в частности, с некоторыми ошибками в его воспитании и, в целом, со сложностями процесса социализации дошкольника, например: с недостатком внимания со стороны родителей, с противоречивостью выдвигаемых ими требований; со стремлением малыша подражать поведению и эмоциям окружающих, с отсутствием навыков эмоционального самоконтроля. Именно в младшем дошкольном возрасте у ребёнка начинается подсознательный процесс формирования его собственного отношения к миру в целом, к другим людям и к самому себе. Малыш как бы «пробует» социальный мир «на ощупь», выявляя для себя границы дозволенного, постепенно осваивает и применяет практически приемлемые для него самого и одобряемые окружающими стратегии эмоционального поведения. Таким образом, свойственные ребёнку, от его психофизиологической природы, реакции, преобразуясь в опыте его взаимодействия с обществом, могут приобретать ещё более выраженный характер или, наоборот, ослабевать. Например, ребенок может показывать капризы в ответ на негативную реакцию родителей на его нехорошее поведение, при этом копируя их эмоции, интонации, громкость речи и слова.
Третья группа причин связана с двумя предыдущими группами, но имеет чисто ситуативный характер: это может быть усталость, физическое недомогание, плохое настроение малыша, стрессовая ситуация. Сюда же можно отнести и те случаи, когда причиной детских капризов становится невозможность сиюминутного удовлетворения желаний малыша, ведь ребёнку пока ещё не всегда понятно, почему необходимо отсрочивать свои желания. Капризы могут быть вызваны и его неумением по другому выразить своё недовольство или несогласие, например, когда у него не получается застегнуть пуговицы на одежде, надеть обувь, или, когда ему не хочется, вопреки требованиям родителей, идти спать.

У некоторых детей капризы могут, проявляются в любое время и в разных ситуациях, и в детском саду в том числе.
К сожалению, капризы малыша в детском саду, и, в частности, именно утренние - явление довольно частое. Наблюдения за детьми показывают, что капризничать при расставании с мамой могут не только дети, впервые пришедшие в детский сад, но и те, которые уже вполне адаптировались и с желанием его посещают. Почему же так происходит?
Одна из основных причин – в их нежелании расставаться со своими родителями, и, конечно, в первую очередь, с любимыми мамами. Ведь именно в маминых объятиях ребенок чувствует себя спокойно и уверенно. Но когда он остаётся в детском саду, ему часто кажется, что он лишён безопасности и чувства защищенности со стороны родителей. Ведь дома всё привычно: есть уже давно устоявшийся жизненный порядок; можно сколь угодно долго заниматься любимыми делами; проводить много времени с мамой, купаясь в её заботе и ласке. А в детском саду жизнь подчинена четкому режиму, есть определенные правила, которые необходимо выполнять. Взаимодействуя со сверстниками, ребёнок вынужден делиться с ними игрушками, учиться договариваться, уметь уступать. То есть, ему нужно приобретать навыки общения со сверстниками, и при этом быть в постоянной боевой готовности к возможным конфликтам и стремиться находить выходы из них. Поэтому очень важно, чтобы родители настроили малыша на позитивное отношение к посещению детского сада. Например, они могут рассказать ему о предстоящем дне, о тех событиях, которые сегодня произойдут в детском саду; сообщить ему о том, в какие игры он сможет поиграть, предложить родному чаду взять с собой свою любимую игрушку. Ну а вечером, забирая малыша, маме с папой важно поинтересоваться тем, как у него прошел день, что на занятиях было интересного и увлекательного.
Утренние капризы так же могут быть связаны и с тем, что ребёнок боится остаться в группе в конце дня один или с его опасениями по поводу того, что родители могут и вовсе не забрать его вечером из детского сада. Поэтому, прощаясь с сыном или дочкой утром, обязательно скажите: « Вечером я за тобой, малыш, обязательно приду».
Родителям также необходимо обратить внимание на то, как ребенок реагирует на процесс расставания с ними в детском саду утром, с кем из них прощание проходит спокойно, а с кем болезненно. Если ребенок при расставании с вами показывает капризы, договоритесь с другими членами семьи, чтобы ребенка в детский сад отводил кто-нибудь из них. Ведь в этом случае капризы, возможно, будут возникать намного реже.
Для ребенка не менее важен и сам ритуал прощания с родителями. Если ребенок привык к установившемуся ритуалу, который включает в себя элементы капризов, как часть расставания, тогда каприз неизбежн. Скорее всего, ребенок добивается большего к себе внимания. Поэтому, прощаясь с ним, не исчезайте внезапно. Продумайте несколько сценариев вашего ухода, которые бы устроили малыша. При этом предоставьте ему свободу выбора наиболее интересного из возможных сценариев. А сами ведите себя с ним уверенно и ровно.
Другая, не менее серьёзная причина возникновения детских капризов - нерегулярность посещения малышами детского сада. Если по разным обстоятельствам (болезнь ребенка, отъезд и др.) он ходит в детский сад с большим перерывом, то процесс адаптации к новой для него жизни прерывается, и малышу необходимо заново принимать новые социальные условия, переживать процесс расставания с мамой как в первые дни.
Ещё одной причиной капризов, связанной с посещением ребёнком детского сада может стать стремление малыша к обладанию понравившимися ему вещами, например, детсадовскими игрушками или игрушками других воспитанников. Стремясь во что бы то ни стало получить полюбившуюся ему вещь, малыш может не только организовать каприз, а даже впасть в непреднамеренную истерику, и попытаться вполне сознательно манипулировать окружающими. С этой ситуацией вполне возможно справиться, если объяснить ребёнку, что чужое можно брать только на время и только с разрешения владельца. При этом серьёзной ошибкой со стороны родителей было бы обещать малышу купить точно такую же игрушку или ещё лучше. И даже если Вы в состоянии выполнить любое его желание, не стоит баловать любимое чадо, превращая его в капризное, не допускающее возражений существо. Ребенок должен знать цену деньгам! В то же время, учите малыша общаться со сверстниками в детском саду, например, предложите ему попросить у другого ребёнка вожделенную игрушку, или обменять её на свою; кроме того, стимулируйте его к тому, чтобы ребёнок сам делился с детьми любимыми игрушками и лакомствами.
Немаловажно отметить, что, зачастую, и мы – взрослые – и сами того не подозревая, провоцируем детские капризы. Частые родительские запреты, проявления нетерпимости к тому, что делает и говорит ребёнок, окрики, грубые слова могут способствовать проявлению негативных эмоциональных реакций у детей. Не менее опасен и встречающийся, порой, негативистский настрой родителей по отношению к содержанию жизни их любимого чада в детском саду, к формам и результатам его обучения и воспитания. Так, например, обсуждая с педагогами вопросы, связанные с посещением ребенком детского сада, делясь своими переживания и тревогами, высказывая им свои опасения, а, порой, и допуская отрицательные замечания в адрес детского сада, мы часто забываем о том, что наш малыш в это время находится с нами рядом. А между тем, дети очень чутко реагируют на эмоциональное состояние родителей, на их отношение ко всему происходящему. Правильнее было бы позитивно отнестись к деятельности дошкольного учреждения, к усилиям педагогов по социализации вашего ребёнка. А ещё лучше - «подружиться» с воспитателями! И тогда, приобретя опытных союзников, вы, обсудив и выяснив в беседе с ними все настораживающие вас моменты и получив у них совет, сможете быстрее найти конструктивное решение любого вопроса. Да и сами, наблюдая за играми своего малыша, его настроением и высказываниями, вы сможете понять, что происходит с вашим ребенком в садике, как он себя чувствует в новой среде, и что его беспокоит.
Как же справиться с детскими капризами? Используя предложенные « волшебные приемы», часто можно добиться положительных результатов.
Определите причину детского каприза или гнева. Если ребенок требует чтобы ему срочно купили понравившеюся игрушку, - это каприз необоснованный. Если малыш самостоятельно надевает колготки, но мама его при этом торопит, а он начинает настаивать: «Я сам!», сопровождая требование криками и слезами- виной всему взрослые.
Отвлеките его внимание на чем-нибудь, переключите на другую деятельность, интересное занятие, когда каприз только начинается.
Успокойте ребенка ласковыми и нежными словами.
Оставьте его на какое-то время одного в покое, не обращать внимания.
Старайтесь не срываться в ответ на детские капризы.
Поговорите с малышом о случившемся, когда капризный ребенок утихнет. Важно показать ему, что вас огорчило его поведение, что вы расстроились. И в тоже время, дайте понять ребенку, что вы любите его и убеждены, что он больше не будет так поступать.
По мнению психологов, взрослым необходимо выбрать правильную тактику поведения и придерживаться ее постоянно в любых ситуациях.
Взаимодействуя с ребенком можно просто для себя фиксировать некоторые моменты: как часто ребенок капризничает, как долго это длится, как проявляется, в какое время это чаще происходит, где это случается. Научившись чувствовать состояние ребёнка, Вы, со временем, сможете управлять его настроением и, возможно, предотвращать капризы. Важно также обратить внимание и на то, как часто они возникают и какой характер носят. Если они проявляется постоянно, да еще и с приступами истерии, скорее всего, необходимо обратиться к специалистам.
Если же капризы носят эпизодический характер, а в течение дня в детском саду ваш ребенок чувствует себя хорошо, он активен и любознателен; дома с желанием рассказывает о садике, друзьях и играх - отнеситесь к таким негативным эмоциональным проявлениям спокойно, не теряйте самообладания, не раздражайтесь, проявите терпение и твердую реакцию на его вспышки, тогда он значительно реже будет использовать такой способ для решения своих проблем и удовлетворения своих желаний.
Подобрав ключик к пока еще хрупкому миру души вашего ребенка, вы сможете понять причины его капризов и истерик и определить пути дальнейшего взаимодействия с ним.