Формируем правильный режим дня для детей. Правильный режим дня новорожденного ребенка

Как правильно организовать режим дня? Многие мамы знают о том, что режим дня благотворно сказывается на самочувствии и поведении ребенка. Однако, каким должен быть режим и как правильно его организовать, знают не все.

Режим дня - это целая система, которая подразумевает распределение сна и бодрствования, приемов пищи, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности. Режим дня задает наш ритм жизни, и чем более он постоянен и последовательно соблюдается, тем более гармонично наша деятельность согласована с происходящими в организме физиологическими процессами.

Гармонизация ритмов внешних и внутренних обеспечивает правильную работу всех систем организма, своевременную регенерацию и восстановление клеток, их очищение, размножение и развитие, что в свою очередь гарантирует наше хорошее самочувствие и высокую производительность. Соблюдение режима дня естественно для любого живого организма.

Хорошее самочувствие и высокий уровень производительности - главные критерии формирования режима. Отсюда мы можем сделать вывод, что режим дня каждого человека индивидуален. Он отвечает нашему возрасту, состоянию здоровья, условиям и образу жизни, а также социальным условиям. Поэтому режим также подвержен изменениям.

Я слышу от многих врачей и мам, что малыш сам может сформировать свой режим. Детки сами знают когда им и сколько спать и есть. Это действительно так, однако, важно не забывать, что человек - создание социальное, поэтому, в продолжение вышесказанного, на формирование режима малыша оказывают влияние не только его биоритмы, но и окружающая обстановка, формируемая родителями.

Формирование режима малыша находится в рамках ответственности родителей.

Рассмотрим основные принципы формирования режима.

Определение готовности малыша функционировать по режиму.

Для начала определим возраст, в котором мы можем приступить к выстраиванию режима. Когда малыши рождаются, все системы их организма несовершенны. Требуется время на их созревание и адаптацию к внешним условиям. В утробе матери функционирование ритмов малыша обеспечивалось организмом мамы. Теперь им необходимо поддерживать свою жизнь самостоятельно, под чутким присмотром мамы. Проходит около 4-х месяцев, прежде чем малыш становится физиологически готовым функционировать по более менее угадываемому режиму. В период с 4-х до 6-ти месяцев биоритмы малыша начинают настраиваться на 24х-часовой формат.

Какова задача родителей в этот период? Не мешать!))

Будьте внимательными к сигналам, которые подает Ваш малыш, старайтесь их правильно распознавать, чтобы отвечать его настоящим потребностям. Вы уже знаете как различить голоден малыш или устал, Вы распознаете причины его недовольства и беспокойства. Продолжайте наблюдать за малышом, чтобы распознать как работают его естественные биоритмы. Вы можете вести дневник всех событий, которые происходят в течение дня, либо вести дневник снов. На данном этапе дневник поможет Вам правильно анализировать Ваш день и наблюдать формирование его структуры. Обращайте внимание на время, в которое чаще всего начинается Ваш день, происходит сон изо дня в день. Когда малыш спит дольше, а когда его сон короткий? Фиксируйте время, которое малыш бодрствует. Отличается ли оно от периода к периоду? Как различается в течение дня? Влияет ли изменение времени бодрствования на качество и продолжительность снов?

Как только у Вас будет собрана вся указанная информация, Вы сможете понять, насколько Ваш малыш физиологически готов к функционированию по заданной структуре дня.

Определение времени начала дня и его контроль.

Когда Вы увидите, что малыш готов, первое, на что мы обратим внимание, это время начала дня.

Когда я рассказываю о правилах формирования режима, я всегда обращаю внимание родителей на то, что не существует четких графиков и распорядка дня, которым безоговорочно нужно следовать. Каждый малыш индивидуален, поэтому Ваш режим дня будет особенным, отвечающим потребностям только Вашего малыша. Однако, поскольку все мы создания биологические, некоторое сходство в режиме деток одного возраста все же будет присутствовать. Поэтому, рекомендации специалистов касательно организации режима дня основываются на статистической информации, полученной путем наблюдения за группами людей разного возраста и предлагают учитывать временные промежутки для организации питания, сна и бодрствования.

Наши биологические часы настроены на 24х-часовой формат (немногим более 24 ч, если быть точной) и следуют за солнышком. Особенно чувствительны к ним наши детки. Поэтому, для малышей после 4-х месяцев естественное время пробуждения будет попадать в промежуток 5:30-7:00 ч. Найти время начала дня Вашего малыша Вам поможет все тот же дневник. Как только Вы найдете примерное время пробуждения в указанном промежутке, повторяющееся изо дня в день на протяжении 1-2 недель, мы будем понимать, что начало режиму положено.

Далее, чтобы режим формировался правильно, мы хотим контролировать время начала дня, т.е. сохранять его в рекомендованном промежутке. От этого зависит как дальше будет выстроен день, и как распределятся дневные сны в течение дня. У деток первого года жизни режим дня находится постоянно в движении: только определили подходящее время снов, как через 2 недели оно уже не работает и требует корректировки. Поэтому, контроль времени пробуждения будет являться основой Вашего режима дня.

Правильное распределение дневных снов и корректировка их продолжительности.

Количество дневных снов будет меняться, как и их качество. С 4-х месяцев малыш будет спать 3 дневных сна и 10-11 ч ночью (12-15 ч в сутки), примерно с 6-9 месяцев - 2 сна и 11-12 ч ночью (12-15 ч в сутки), с 15-18 месяцев - 1 сон и 10-12 ч ночью (11-14 ч в сутки) и полностью дневной сон уйдет примерно в 3-4 года (но иногда он сохраняется до 6 лет), а ночной сон составит около 10-11 ч (10-13 ч в сутки). (Данные по количеству сна в сутки приведены согласно информации Национального Фонда Сна, США)

Существуют различные подходы в организации времени дневных снов. Здесь важно понять, что подходит малышу, ориентир на время бодрствования или на определенное и практически неизменяемое время наступления снов. Но помнить нужно главное: после 4-х месяцев дневной сон малыша должен быть продолжительностью более 1 ч. Это обеспечит качественное восстановление сил, что позволит малышу эффективно бодрствовать до следующего периода сна. Если сон короткий, т.е. меньше 1 ч, значит время наступления снов подобрано неверно, либо существуют другие раздражители, влияющие на продолжительность сна (условия сна, ассоциации на сон, др.).

Сохранение времени начала ночного сна гибким.

Еще один важный момент, на который мы обращаем внимание при формировании режима дня наших деток - это время отхода на ночной сон. И здесь мы придерживаемся главного правила: нет никакого правила!)

Рекомендованное время начала ночного сна для деток в возрасте 6 мес.-6 лет (а иногда и старше) попадает в промежуток 18:00-20:00 ч. Соблюдение такого времени позволяет гарантировать полноценный отдых ребенка ночью. Однако, время начала ночи может изменяться в зависимости от потребностей малыша в отдыхе. И важным индикатором того, когда стоит начать ночь, является поведение Вашего малыша после 16:00-17:00 ч. Сравните его с поведением малыша после утреннего пробуждения. Если Ваш малыш капризен, беспокоен, несговорчив, значит его день был достаточно интенсивен, и он уже успел утомиться. Уложите малыша спать пораньше. Как Вы помните, детки более чувствительны к своим биоритмам, чем взрослые. Часто Вы могли наблюдать, что когда Вы укладываете ребенка спать попозже, он встает ни свет, ни заря. Это объясняет работу их биоритмов, настроенных на раннее начало дня. Поэтому, лучшим способом обеспечить дополнительный отдых малышу, если Ваш день был интенсивным, или дневные сны были недостаточного качества - уложить ребенка спать раньше. Так его усталость не будет накапливаться, а жизненные силы будут восстановлены.

В заключение можно отметить следующее: Не существует строгих правил касательно того, как должен быть организован режим Вашего ребенка. Существующая информация касательно периодов времени бодрствования, норм сна носит рекомендательный характер. Главным критерием режима дня является хорошее самочувствие малыша и Вашей семьи, что определяется спокойствием во время бодрствования и качеством отдыха. Следуйте рекомендуемым принципам формирования режима, будьте внимательными к сигналам, которые подает Вам ребенок, отвечайте его индивидуальным потребностям, а, главное, наслаждайтесь общением с ребенком всей Вашей семьей!

1.Понятие «режим дня»

2.Принципы построения режима дня.

3.Построение режима для детей.

Режим – это рациональное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка, а также правильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Вопросы режима уже давно разработаны теоретически и широко известны в практике. Но в детском саду и в семье допускаются грубые ошибки. Для того, чтобы правильно построить режим, прежде всего следует установить правильный режим сна и бодрствования.

На основе многочисленных исследований профессора Н.М. Щелованова и его сотрудников вскрыт механизм бодрствования, установлены качественные изменения сна и закономерности бодрствования и развития этих процессов в раннем возрасте.

Бодрствование – это основное деятельное состояние коры больших полушарий головного мозга, находящейся в активном воздействии с подкорковыми отделами головного мозга. Бодрое состояние коры поддерживается, по определению И.Н. Павлова, теми раздражителями, которые подают на большие полушария главным образом из внешнего мира.

Сон – также активный процесс. Многие нервные клетки находятся во время сна в состоянии повышенной активности, деятельность анализаторов «блокирована», заторможена.

Сон потребность организма. Чередование сна и бодрствования необходимое условие нормальной психической деятельности человека. И сон и бодрствование – сопряженные состояния. Активное бодрствование обеспечивает глубокий сон и наоборот. У новорожденного ребенка и сон, и бодрствование аритмичны, они возникают хаотично, многократно в сутки. Бодрствование в первые дни жизни не более 20-30 мин., что указывает на низкий предел работоспособности коры головного мозга.



Что оказывает влияние на изменение длительности и характера бодрствования ребенка к концу 1-го месяца жизни?

1. Увеличение предела работоспособности коры головного мозга (возникновение зрительного и слухового сосредоточения и образования условных рефлексов). Изменяется характер бодрствования.

2. К концу 1 месяца жизни у ребенка формируется суточный режим сна и бодрствования. Это происходит под влиянием условий жизни, а не является врожденным. Количество раздражителей днем в кору головного мозга поступает больше, ночью резко снижается, отсюда сон – ночью, бодрствование – днем. Если вечером горит яркий свет, громкие разговоры и т.д. – это влияет на режим, ночью просыпается, и вырабатывается неправильный режим.

Так ли важно вырабатывать правильный режим? Ритмическое чередование сна и бодрствования очень важны для нервной системы ребенка. Он обеспечивает формирование стереотипов, экономит расход нервной энергии.

Ребенок рождается, не имея готового режима, который создается специальными условиями. Режим кормления вырабатывается уже в период новорожденности.

Следующим этапом формирования является выработка дневного режима в чередовании сна и бодрствования.

С какого возраста и как его можно устанавливать? Организовывать дневной сон и бодрствование ребенка по режиму следует уже в конце 1-го или в начале 2-го месяца жизни, т.к. в этом возрасте вырабатывается суточный режим в их смене, со всех анализаторов образуются условные рефлексы, бодрствование становится более устойчивым и спокойным. Установка дневного сна – это фактически выработка условных рефлексов на определенное время для возникновения сна и бодрствования.

Для формирования дневного сна нужно создавать специальные условия для быстрого засыпания. Для этого используют длительное действие какого-нибудь слабого, ритмически действующего раздражителя. Однако в семье часто используют укачивание на руках, в коляске, воздействуя на вестибулярный аппарат. Это отрицательная привычка. Как только действия нет – прерывается сон. Качество сна низкое, нет полного торможения. Этот процесс длительный и мучительный как для ребенка, так и для взрослого.

Другие родители поют колыбельные песни, похлопывают. Тот же результат. Отрицательно использование пустышек – это вред. Сон поверхностный, тревожный, т.к. ребенок все время сосет, выпала пустышка – нет сна.

Специальные исследования Н.М. Щелованова показали, что полезным и целесообразным для дневного сна в первые месяцы жизни является сон на воздухе. Воздух усыпляет. Это постоянно действующий, слабый раздражитель. Движение кислорода действует на кожу, слизистую оболочку носа и верхние дыхательные пути, слабый охлаждающий раздражитель. Это доказал Н.И. Красногорский. Особенность данного раздражителя – постоянство. Это основное средство для приучения к дневному сну. Это также и оздоровительное средство. Приучать к дневному сну на воздухе надо постепенно (по 20-30 минут 2 раза в день в течение нескольких дней).

Для формирования активного бодрствования необходимы следующие условия:

менять чаще раздражители (соответствующие возрасту и уровню развития); взять ребенка из кроватки; эмоционально поговорить с ним; повесить над ним игрушку (после сна и кормления).

При таких условиях к 2 - 2,5 мес. ребенок может жить по четкому режиму (быстро засыпает, просыпается к началу кормления без признаков утомления).

Какие принципы брать за основу при составлении режима?

1. Профессор Н.М. Щелованов доказал, что с возрастом быстро меняется работоспособность нервной системы. У новорожденного предел работоспособности равен 20-30 минутам, а к первому году жизни 2,5-3 часа подряд. Отрицательно влияет и сокращение бодрствования, т.к. ребенок долго не может уснуть, а потом спит беспокойно.

2.Необходимо обеспечить глубокий своевременно наступающий сон, в течение которого восстанавливает затраченную энергию.

В результате исследования профессором Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, С.М. Кривиной установлена суточная потребность ребенка во сне и бодрствовании. Так ребенок от 6-9 мес. спит 3 раза, после 9 мес. – 2 раза, а с 1год 6мес. – 1 раз. Ночью без изменений спит на протяжении всего раннего детства – 10-12 часов.

С возрастом меняется и качество сна. Сон днем и ночью неоднороден. По данным Н.Л. Фигурина и Н.Т. Тереховой, происходит чередование глубокого сна и неглубокого (глубокий сон от 15-20 мин. до 30-40 мин., неглубокий с 45 мин. до 20-15 мин.).

3. При построении режима должен быть определен ритм кормления ребенка. Он изменяется в зависимости от возраста. Ритм кормления через равные промежутки сохраняется только до 9 месяцев. После в связи с удлинением бодрствования – он меняется. Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических состояний: кормление – сон – бодрствования – сон (Н.М. Щелованов).

Итак, составить правильный режим это значит:

1. Установить на каждом возрастном этапе длительность бодрствования, соответствию пределу работоспособности нервной системы.

2. Определить необходимое суточное количество часов сна и правильно распределить отрезки сна в течение суток так, чтобы обеспечить своевременный и полноценный отдых нервной системы, т.е. правильную смену работы и отдыха нервной системы.

3. Установить правильный ритм кормления.

4. Установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических состояний ребенка.

5. Обеспечить правильную смену разных видов деятельности, учитывая выносливость нервной системы, не допуская переутомления от однообразных, длительных, одних и тех же действий.

Построение режима так же зависит от здоровья ребенка, от времени года.

6. Переводить ребенка на следующий возрастной режим надо не по одному, а по нескольким показателям, свидетельствующим, что ребенок физиологически уже подготовлен к нему:

Очень медленно засыпает;

Раннее пробуждение после дневного сна;

Сохранение активности до конца бодрствования;

На первом году жизни проявление беспокойства после кормления и признаков голодного возбуждения, возникающих задолго до него. Сумма всех этих показателей при условии хорошего темпа физического развития является доказательством необходимости перевода на следующий режим.

Особенно труден переход на режим с двумя, а затем с одним дневным сном, т.к. при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех процессов. Поэтому перевод нужно проводить постепенно и последовательно. Сначала сокращается длительность отрезков сна и увеличивается длительность бодрствования без изменения самого режима. Затем при перемене режима сокращается количество отрезков дневного сна, но увеличивается их длительность. При этом максимально сократить длительность бодрствования ребенка, первым укладывать его спать, последним поднимать. На таком переходном режиме ребенок остается до полного привыкания к нему.

Необходимо установление тесной связи с семьей. Показателем правильного составленного и выполняемого режима является поведение детей:

1. Дети спокойны и активны;

2. Отсутствует плач, возбуждение;

3. Нет отказа от пищи;

4. Дети спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Рассмотрим режим детей от 9-10 мес. до 1год.-1г.2 мес. в яслях . Прием в яслях начинается в 7 часов утра, для чего родители поднимают детей в 6-6.30 часов утра. Завтрак в яслях в зависимости от начала работы кухни и завтрака детей старших групп, снятие пробы и др., детям дают в 8.30 утра, а в яслях-садах и в 9 часов утра, т.е. через 2-2,5 часа после пробуждения детей.

Таким образом, уже с утра нарушается состояние оптимальной возбудимости детей.

Нарушается также ритм сна и бодрствования. Первый отрезок бодрствования длится 3 часа, а второй – самый благоприятный для осуществления всей воспитательной работы – всего 2 часа. Уложенный через 2 часа спать ребенок долго не может заснуть, т.к. он не исчерпал свою энергию, может еще бодрствовать. Но после того как ребенок с большим трудом и поздно заснул, его будят в 4 часа, т.к. должен быть полдник и скоро придет за ним мать. Тем самым вместо полагающихся ему двух часов сна он спит меньше, сон его нельзя считать полноценным, т.к. было длительное и беспокойное засыпание, а в период глубокого сна ребенка разбудили. Такой сон не может обеспечить полноценного и длительного бодрствования. А в то же время третий отрезок бодрствования у ребенка самый длительный – 4 часа, превышающий возможный предел работоспособности нервной системы. Все это неизбежно приводит к тому, что к вечеру у ребенка нарастает возбуждение, нарушающее качество ночного сна и поведения ребенка на следующий день.

Часто в режиме указывают длительность укладывания детей на сон, подъема после сна, длительность процесса кормления и пр. Все это приводит к ненужной спешке в обслуживании детей, к нарушению принципов последовательности и постепенности, совсем исчезает при этом учет индивидуальных особенностей детей. Да разве можно предусмотреть длительность кормления? Ведь это определяется количеством детей, их аппетитом, настроением, видом пищи. Удобнее в режиме писать время начала гигиенических процессов и кормления, не указывая их конец.

У персонала грудных групп, у врачей и педагогов часто вызывает недовольство и даже страх наличие нескольких режимов в грудной группе. А в то же время это совершенно необходимо для детей и не затрудняет, а, наоборот, облегчает обслуживание детей. Возможность разобщить детей, организовать сон одних во время бодрствования других предохраняет детей от переутомления, позволяет уделить больше внимания и времени каждому ребенку, спокойно провести кормление и другие процессы и игры-занятия. Только при таком построении режимов у сестры-воспитательницы выделяется время для проведения индивидуальных занятий с детьми каждой подгруппы. Воспитатель переходит от одной подгруппы к другой, закончив кормление одних, она начинает поднимать и кормить других и т.д.

Если группа укомплектована правильно и воспитатель знает особенности детей, то эти режимы выполняются без напряжения.

Но для того, чтобы режим был четко выполнен, необходимо правильно распределить обязанности персонала и правильно построить график работы так, чтобы во время бодрствования и кормления большого количества детей была встреча сестре или нянь. Смена персонала должна быть в часы сна детей, в крайнем случае, в часы бодрствования, но не во время кормления или укладывания.

Обязанности воспитателя и няни распределяются таким образом, чтобы дети в группе никогда не оставались одни. Воспитатель должна быть там, где больше детей, она начинает проведение процесса кормления, но заканчивает его няня, т.к. сестра организует бодрствование уже накормленных детей, проводит занятия. Няня помогает воспитателю в проведении всех процессов. Но они не одновременно делают все. Так, няня принесла ребенка с веранды, развернула, переодела, положила в манеж, дала игрушки, приготовила ему кормление и начала кормить, а сестра в это время закончила кормление другого ребенка, вытерла его, положила в манеж, организовала его бодрствование, дала ему игрушку и пошла на веранду за следующим ребенком.

Распределение обязанностей составляется к существующим реальным режимам и графику работы на каждый час, начиная с приема детей и до ухода персонала из учреждения.

Развитие ребенка и его здоровье зависит от правильной организации режима, которым должны заниматься родители. В помощь молодым мамам и папам приходят медицинские работники, специализированная литература и интуиция.

Рекомендации по режиму дня детей грудного возраста опираются на смену сна и бодрствования. Нельзя забывать о значении свежего воздуха, то есть организованных прогулок. Их количество в сутки должно составлять 3 раза, а длительность от полутора до двух часов.

Рекомендации, как организовать режим дня малышей, дают и некоторые специалисты, например невропатологи. Ведь нервно-психическое здоровье малыша оказывает значительное влияние на развитие его личности в будущем.

Вот что они говорят: не нужно забывать и о развитии малыша при помощи игрушек и упражнений. Комплекс физических упражнений повышает тонус организма, позволяет наращивать маленькие мышцы и обеспечивает хорошее самочувствие.

В период первых трех месяцев жизни ребенка важно развивать зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому в режиме дня должно отводиться место для развивающих игр. Обычно это происходит после сна, в период бодрствования.

После третьего месяца жизни и до шестого увеличивается время бодрствования, которое нужно посвятить развитию моторики, двигательным навыкам. Режим дня детей в этом возрасте предполагает проведение прогулок на свежем воздухе в сочетании с дневным сном. Важное место в режиме отводится кормлению ребенка.

Режим кормления ребёнка

До 4.5 месяцев малыш кушает 6 раз в день, а после этого периода 5 раз, примерно через каждые 4 часа. Но современные методики воспитания советуют кормить ребенка по первому требованию, а не по графику. Может случиться так, что ребенок прикладывается к груди для успокоения, а не для насыщения.

Что касается игрушек, то специалисты считают, что большое количество игрушек рядом с ребенком чрезмерно его утомляет.

Гигиена

Большое значение отводится навыкам гигиены. Привычка формируется в процессе жизни. После сна нужно ватным тампоном умыть личико, перед вечерним сном малыша купают, а после того, как он научится сидеть, высаживают на горшок.

Все это необходимо для того, чтобы образовался условный рефлекс. Можно четко не придерживаться временных рамок, каждая мать поступает так, как чувствует.

Распорядок дня по часам

Вот примерный распорядок дня для малышей разного возраста:

Распорядок дня для ребенка от 0 до 3 месяцев.

8.30 – утренний туалет, общение, гимнастика, массажные процедуры.

12.00 – кормление, общение.

12.45 – прогулка.

15.00 – кормление.

20.30 – купание.

1.00 – 3.00 - ночное кормление по требованию ребенка.

Распорядок дня для ребенка от 4 до 7 месяцев.

6.00 – кормление.

8.00 – утренний туалет, общение, гимнастика, массажные процедуры.

12.45 – прогулка.

14.00 – кормление, общение.

15.45 – сон, или прогулка в сочетании со сном.

18.00 – кормление, общение.

19.00 – общение, сон.

20.30 – купание.

Распорядок дня для ребенка от 8 до 12 месяцев.

8.00 – утренний туалет, общение, прогулка.

9.00 - гимнастика, массажные процедуры.

12.00 – общение, игры.

12.45 – прогулка.

14.00 – кормление, общение.

15.45 – сон, или прогулка в сочетании со сном.

18.00 – кормление, гимнастика, сон.

20.30 – купание.

Видео-рекомендации специалистов и мам, как организовать режим дня грудничка

Один из вариантов режима дня малыша:

Режим сна и кормления:

Как приучить ребенка спать всю ночь, не просыпаясь:

Режим – точно установленный распорядок жизни: труда, отдыха, сна, питания и т.д.. Споры по поводу режима дня велись, ведутся и, вероятно, вестись будут долго.

Многие считают, что и в самом деле нет ничего страшного в том, что ребенок ляжет спать позже, пропустит дневной сон, поиграет в обеденное время и т. д. Однако эпизодическое нарушение режимных моментов позволяет ребенку думать, что совсем не обязательно соблюдать правила, что он может заставить (убедить) взрослых уступить ему. Нарушение режима или отсутствие такового, отсутствие опорных моментов дня дезориентируют ребенка. Все его занятия, прогулки, отдых приобретают спонтанный и хаотичный характер.

Существует, как минимум 10 причин, по которым следует приучать детей к режиму. Дети, соблюдающие режим дня:

Более спокойны, уравновешены;

Более самостоятельны;

Более организованы, способны следовать полученным инструкциям;

Лучше спят;

Способны концентрировать внимание на определенном задании в определенное время;

Реже приобретают заболевания желудочно – кишечного тракта;

Более выносливы, энергичны;

У них легче формируется учебная деятельность;

Быстрее привыкают правильно распоряжаться временем, оптимально распределяя нагрузки;

Менее подвержены простудным заболеваниям.

Есть стандартные режимные рекомендации для детей разного возраста. Режим дня в семье организуется в соответствии с обязательным учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.

При составлении и организации режима учитываются повторяющиеся (стереотипные) компоненты:

  • - время приемы пищи;
  • - укладывание на дневной и ночной сон;
  • - общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений, достаточному дневному и ночному сну детей. При организации оздоровительного режима учитываются сезонные особенности. Рациональный (оздоровительный) режим должен быть в равной мере и стабильным, и одновременно динамичным, гибким. Время основных компонентов суточного режима дня должно оставаться неизменным.

Компоненты режима дня детей 3 – 7 лет.

Сон дневной - 1, 5 - 2 часа.

Отрезки бодрствования - 5 - 6 часов.

Общее время прогулок - 4 - 5 часов.

Интервал между приемами пищи - 3 - 4 часа.

Ночной сон - 10 - 11 часов.

Соблюдение режима дня создает природосообразный ритм жизни, рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности. Организм ребенка в каждый отрезок времени готовится к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все физиологические процессы протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психическому развитию, укрепляет здоровье.

ПРАВИЛА ПРИУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К РЕЖИМУ

1. В комнате повесьте красочный плакат, отображающий режимные моменты.

2. Утром необходимо сообщить детям, чем они будут заниматься в течение дня.

3. Переход от одного режимного момента, от одного вида деятельности к другому может сопровождаться музыкой.

4. О перемене деятельности следует сообщать детям заблаговременно, за 5 – 7 минут.

5. После сообщения о том или ином режимном моменте, смене деятельности, следует дать возможность детям к этому подготовиться. Подготовка может заключаться в дыхательных упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Методические рекомендации родителям по занятию физической культурой в домашних условиях

Прививать интерес к физкультуре нужно с раннего детсва. Но как же это сделать в домашних условиях?. Можно оборудовать спортивный уголок дома. Сделать это очень просто: одни пособия можно купить в спец...

Рекомендации родителям по организации экспериментальной деятельности в домашних условиях

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к приобретению новых знаний, проявление живого и...

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях

В процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности, мы развиваем экологическую грамотность, воспитываем природоохранную позицию....

Рекомендации родителям по соблюдению режима дня дома в выходные и праздничные дни

Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определённый распорядок дня: завтрак, занятия, прогулки, обед, сон и т. д. Постарайтесь сохранять этот распорядок в выходные и праздничные дни. Отступлени...

Рекомендации родителям по развитию речи детей в домашних условиях

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельност...


Режим дня – это целая система, которая обеспечивает правильное функционирование всего организма. Для каждого ребенка распорядок дня индивидуален. Некоторые врачи утверждают, что малыш сам может выбирать себе режим, что его организм сам знает, сколько и когда ему нужно спать, есть и бодрствовать. Это действительно так, однако каждый человек живет в социуме, а значит на режим ребенка влияет не только работа его биоритмов, но и внешние факторы, в частности, условия, формируемые родителями.

Каждая мама знает о том, как важно соблюдение правильного режима дня для детей. Малыш, чей распорядок дня сохраняется ежедневно, лучше себя ведет и чувствует. Узнаем же о том, как правильно организовать режим дня для детей.

Определите готовность малыша жить по заданному распорядку дня

Когда Ваше чадо только появляется на свет, все системы и процессы его организма еще недостаточно зрелые. Необходимо время на их созревание, на адаптацию к ритмам окружающего мира прежде, чем малыш будет готов к формированию определенного распорядка дня. Такой этап занимает около 4-х месяцев. Главная задача мамы в этот момент – не мешать, а внимательно прислушиваться к сигналам, которые подает ребенок. Наверняка вы уже понимаете, когда малыш голоден, когда ему холодно или жарко, когда он хочет на ручки или спать. Наблюдайте за ним, чтобы распознать, как работают биоритмы и понять, как спланировать его сон и бодрствование.

Полезно завести дневник, в который можно записывать по часам информацию о поведении ребенка, его активности и продолжительности отдыха. Такой подход поможет Вам правильно проанализировать события и понять зависимость поведения малыша и качества снов от его структуры дня.

Обращайте внимание, в какое время происходят сны. Когда Ваш ребенок спит дольше, а когда его сон короче? В какое время он засыпает более охотно, а когда сопротивляется? Повторяется ли это время изо дня в день? Сохраняется ли время бодрствования постоянным? Отмечайте те события, которые повторяются ежедневно примерно в одно и то же время.

Через несколько дней ведения такого дневника Вы поймете, насколько ваш ребенок готов жить по режиму.

Определите время пробуждения с утра и сохраняйте его постоянным

Если Вы решите, что малыш готов следовать распорядку дня, то первое, что необходимо определить — это время начала бодрствования утром. Конечно, мы помним, что каждый ребенок индивидуален. Однако существует некоторое сходство в режиме дня у деток одного возраста.

Биологические часы малыша настроены на восход солнца. А значит, режим дня 6-месячного ребенка, к примеру, предполагает, что он просыпается между 5:30 и 7 часами утра. И в год, и в два, и в три эта закономерность останется такой же. И лишь когда проявление психологических особенностей ребенка и воздействие внешних, социальных стимулов начнут перевешивать природные, ребенок может начать вставать позже.

Не позволяйте деткам спать дольше 7:00. Контроль времени начала дня поможет сохранять ваш день постоянным и предсказуемым.

Правильно распределите время дневных снов

В течение первых 2 лет жизни ребенка количество дневных снов постоянно меняется. С 4 месяцев малыш спит примерно 3 раза в день, с 6-9 месяцев — 2 раза, а режим дня годовалого ребенка может стать непредсказуемым для каждой мамы: примерно в 15-18 месяцев малыш будет готов к переходу на 1 сон. Однако такой переход может начаться раньше, в 13 месяцев или задержаться до 24 месяцев.

При организации дневных снов маме важно понять, что подходит малышу: ориентир на длительность времени бодрствования или на точно заданное время начала сна. А критерием качества отдыха станет его продолжительность: после 4-х месяцев мы хотим, чтобы продолжительность дневного сна составляла не менее 1 часа. При более коротком дневном сне ребенок не успевает восстановить свои силы, а значит, его возможности бодрствования уменьшаются. Короткий сон указывает, что время наступления сна подобрано неверно, либо существуют негативные ассоциации на сон, которые мешают малышу его продолжить.

Сохраняйте время ночного сна гибким

Помните, что еще один важный момент при формировании режима дня у детей – это время начала ночного сна. И здесь главным правилом станет отсутствие правил.

Рекомендованное время начала ночного сна для деток в возрасте от 6 месяцев и до 6 лет попадает в промежуток 18:00-20:00. Это гарантирует им достаточное количество полноценного отдыха. Кроме того, режим дня для ребенка в 2 года, так же как и режим дня ребенка 6 месяцев, предполагает отход ко сну в одно и то же время. Кстати, это очень удобно для родителей деток разного возраста.

Однако это время очень условно — главным сигналом для мамы должно стать поведение малыша после 16:00-17:00. Если ребенок капризный, несговорчивый, плачет или чрезмерно активен – это признак того, что он уже успел переутомиться и укладывать его нужно пораньше. Если же ребенок спокойно играет и пребывает в хорошем расположении духа –это значит, что выбранное вами время снов отвечает его потребностям в отдыхе.

Помните, что главным ориентиром в формировании режима дня вашего ребенка является его самочувствие в течение дня, а также качество его отдыха. Прислушивайтесь к сигналам, которые подает Вам малыш, и наслаждайтесь своим временем с ребенком каждый день!