Хронология. В

11.01.2016

Древнегреческий календарь – система исчисления, которой пользовались в Древней Греции и сопредельных государствах в первом тысячелетии до н.э. В настоящее время данный календарь не употребляется. Любые знакомые нам настенные календари , настольные, перекидные и карманные календарики представляют грегорианскую систему исчисления, принятую на несколько столетий позже эллинской.

Что представляет собой древнегреческий календарь

Солнечно-лунный календарь, которым пользовались древние греки, был создан с учётом астрономических циклов. Год состоял из 12 месяцев, ориентированных на лунный цикл. В каждом месяце содержалось 29 или 30 дней, год равнялся 354 суткам. Примерно раз в три года добавлялся ещё один месяц.

Календарь древних греков несколько раз подвергался коррекции. Был введён цикл из 8 лет, в котором добавочный месяц вставлялся в 3, 5 и 8 годы. 8-летний цикл впервые ввели в Афинах в 594 г. до н.э., идея принадлежала политическому деятелю и поэту Солону. Примерно 50 лет спустя астроном Метон предложил использовать более точный 19-летний цикл, в котором было 7 вставных месяцев. Новый стиль вводился в употребление довольно долго; позже от его использования решили отказаться.

Особенности употребления

Неудобство древнегреческой системы состояло в том, что в каждом городе жители использовали свой собственный календарь и свои наименования месяцев. Обычно они совпадали с названиями праздников, которые в этом месяце отмечались.

В теории каждое новолуние должно было давать начало новому месяцу, но на практике так выходило не каждый раз, что вносило путаницу и вынуждало использовать такие термины как «лунное новолуние» и «гражданское». Таким образом, астрономический календарь расходился с общественным.

Путаница возникала и с началом года. По календарю Афин началом года считалось первое после летнего солнцестояния новолуние, по календарю города Фивы (беотийский календарь) год начинался после зимнего солнцестояния. Беотийский календарь был наиболее приближен к современной григорианской системе.

Общеэллинское летоисчисление основывалось на традиционных греческих спортивных состязаниях – олимпийских играх. Соревнования проводились каждые 4 годы в городе Олимпия и принимали характер народных торжеств. Открытие игр приурочивали к началу года. Начало древнегреческого летоисчисления относится как раз к году проведения первых олимпийских игр.

Благозвучные названия эллинских месяцев – Посейдон, Гекатомбеон, Элафеболион и др. – ныне почти забыты. Люди пользуются более точным с точки зрения астрономии и удобным в обращении григорианским календарём. Эта система исчисления времени прочно устоялась в общественном сознании. Календарями пользуется каждый из нас – это доступное и полезное приспособление.

Полиграфическая отрасль достигла в последние десятилетия небывалого развития. Сегодня печать календарей стала оперативным и относительно недорогим мероприятием.

Во второй половине III века до н. э. древнегреческим историком Тимеем (около 352–256 гг. до н. э.) и математиком Эратосфеном (около 276 около 196 гг. до н. э.) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр . Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии, которое ими и начиналось.

В XVIII веке юлианский календарь и принятый теперь счёт лет, как говорится, «задним числом» были распространены на те давние времена, когда фактически они ещё не действовали. В результате была установлена следующая датировка: первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н. э. по юлианскому календарю.

В VII веке до н. э. в Малой Азии, разделённые рекой Галис (нынешнее название - Кизил-Ирмак), существовали две могущественные в то время державы - Лидия и Мидия. Некогда между ними, как это и водится среди близких соседей, вспыхнул, по современной терминологии, вооружённый конфликт.

«Пять лет, - по Геродоту , - с переменным успехом продолжалась эта затяжная война: верх одерживали то мидяне, то лидийцы… И на шестой год во время одной из битв день внезапно превратился в ночь… Увидев это, лидийцы и мидяне прекратили битву и поспешно заключили мир».

Описывая сражение, которое произошло 28 мая 585 году до н. э. и во время которого за 45 минут до захода дневного светила случилось полное солнечное затмение, Марк Туллий Цицерон датировал знаменательное небесное явление 4-м годом 48-й олимпиады. Именно это обстоятельство и позволило установить время проведения первых Олимпийских игр по юлианскому календарю.

Безусловно, соответствие древнегреческой хронологии системе современного календаря проверено и по другим данным. В частности, Плутарх в книге «Жизнь Никия» упоминает о полном лунном затмении, случившемся в 4-м году 91-й олимпиады. Согласно астрономическим расчётам, это затмение, возвестившее, по историку, гибель афинской армии, военачальником которой был Никий, в битве с сиракузянами в Сицилии, произошло 27 августа 413 года до н. э.

Передававшиеся от поколения к поколению списки победителей олимпийских игр около 300 года н. э. были использованы христианским историком Евсевием Кесарийским (263–338 гг.). В своей «Хронике», начав от Адама, он сопоставил годы правления ряда царей с датами олимпиад вплоть до 249-й включительно.

В 394 году н. э. императором Римской империи Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.

Афинский календарь

ГЕКАТОМБЕОН - июль - август

ГАМЕЛИОН - январь - февраль

МЕТАГИТНИОН - август - сентябрь

АНТЕСТЕРИОН - февраль - март

БОЭДРОМИОН - сентябрь - октябрь

ЭЛАФЕБОЛИОН - март - апрель

ПИАНОПСИОН - октябрь - ноябрь

МУНИХИОН - апрель - май

МЕМАКТЕРИОН - ноябрь - декабрь

ТАРГЕЛИОН - май - июнь

ПОСИДЕОН - декабрь - январь

СКРОФОРИОН - июнь - июль

Календарь составлен Т.Б. Гвоздевой

Основой греческого календаря долгое время был лунный год в 354 дня, который не совпадал с солнечным годом, что создавало немалые трудности при разделении года на месяцы и при попытке равномерно распределить дни по месяцам. Год состоял из 12 месяцев по 30 или 29 дней; через три года вводили дополнительный месяц. Началом нового года служило первое новолуние после солнцестояния. В Афинах это было примерно в середине июля, так что первый месяц года соответствовал приблизительно второй половине июля - первой половине августа. Названия месяцев в большинстве случаев были заимствованы от имен или прозвищ богов, или от какого-либо праздника, проходившего в данном месяце.

Первоначально летосчисление вели по поколениям (три поколения в столетие), затем по царям, жрецам или эпонимам. Во второй половине IV в. до н. э. сицилийский историк Тимей ввел летосчисление по Олимпиадам, т. е. 4-летним промежуткам от одних Олимпийских игр до других (исходным пунктом была Олимпиада 776 г. до н. э.).

ГЕКАТОМБЕОН

12 - Кронии - праздник окончания уборки хлебов в честь Крона.

16 - Синойкии (в честь Афины) - праздник в память объединения Тезеем 12 аттических общин в одно государство.

21–29 - Великие Парафинеи - торжественный праздник в честь дня рождения Афины Полиады.

МЕТАГИТНИОН

Конкретные числа этих праздников неизвестны: Метагитнии - праздник «смены соседей», т. е. сезон переселений и новоселий в честь Аполлона Метагития (Соседского). Гераклеи - праздник в честь Геракла в Марафоне.

БОЭДРОМИОН

3 - Элевтерии - праздник в честь победы при Платеях.

6 - праздник в честь Марафонской победы, совершались поминовения убитых воинов.

6 - жертвоприношение Артемиде Агротере (Охотнице).

7 - Боэдромии - праздник в честь Аполлона Боэдромия, помощника в битвах.

13–19 - Большие Элевсинские мистерии в честь Деметры, Персефоны и Диониса Иакха. В обрядах и торжествах могли принимать участие только посвященные «мисты». Праздник состоял из очистительного омовения в море в Фалере около Пирея, торжественной процессии из Афин в Элевсин (город в 22 км, от Афин, с которыми был связан «священной дорогой»), совершением таинственных обрядов, разыгрыванием драматических сцен.

ПИАНОПСИОН

5 - Прерозии - праздник в честь Деметры.

7 - Пианопсии - праздник в честь Аполлона как бога света и тепла, способствующего созреванию плодов. В этот день было принято варить различные овощи и подноситьих богу.

7 - Осхофории - праздник в честь Диониса и Афины Скирады в благодарность им за дарованный людям урожай винограда и маслин. В праздник устраивали соревнования мальчиков по бегу с виноградными ветвями, общую трапезу и процессию из Фалера в Афины.

8 - Тезеи - праздник в честь Тезея, был учрежден со времени перенесения останков героя в Афины в 460-х годах до н. э.

8 - Эпитафии - праздник в память граждан, павших в битвах.

9–13 - Фесмофории - праздник в честь Деметры и Персефоны, отмечался в посевную пору женщинами, которые совершали обряды, способствующие плодовитости человека и плодородию природы. в 20-х числах - Апатурии - праздник религиозной связи фратрий в честь Зевса и Афины (длился 3 дня). На третий день записывали во фратрии детей граждан, а молодые мужья записывали своих жен.

30 -Халкеи - праздник ремесленников в честь Афины Эрганы (Работницы) и Гефесты.

Прометеи - праздник в честь Прометея.

Гефестии - праздник в честь Гефеста.

МЕМАКТЕРИОН

20 - жертвоприношение Зевсу - земледельцу.

Мемактерии - праздник в честь Зевса Мемактерия (Бурного).

Помпаи - процессия и жертвоприношения в честь Гермеса.

ПОСИДЕОН

8 -жертвоприношение Посейдону как покровителю растительности.

26 - Халоя - земледельческий праздник молотьбы в честь Деметры, Персефоны и Диониса.

Малые, или Сельские, Дионисии (в честь Диониса) - праздник окончания сбора винограда. Устраивались процессии, в которых вели жертвенных животных, носили священную утварь, фаллосы, пели гимны и фаллические песни в честь Диониса. Праздник заканчивался шутливыми состязаниями. На Малых Дионисиях впервые были поставлены комедии.

ГАМЕЛИОН

С 12-го - Леней - праздник в честь Диониса, который длился несколько дней, в основе - аграрный праздник, приуроченный к началу зимнего солнцеворота, в программу которого входили состязания киклических хоров, драматические состязания, торжественная процессия и жертвоприношение. Во время Ленейского праздника в театре часто ставились комедии Аристофана.

24 - Гамелии - праздник в честь бракосочетания Зевса и Геры.

АНТЕСТЕРИОН

11–13 -Антестерии - праздник в честь Диониса, включал в себя мотив плодородия и мотив поминовения умерших предков, которых призывали повлиять на ее урожайность. На празднике открывали бочки и пробовали новое вино, совершался сакральный брак супруги архонта с Дионисом. В последний день приносили жертвы Гермесу - горшки с вареными плодами.

ЭЛАФЕБОЛИОН

8 - Асклепии - праздник в честь Асклепия. Совершалось жертвоприношение на алтаре Асклепия, пелись гимны.

9–13 - Великие, или Городские, Дионисии - праздник в честь Диониса Элевтерия - Свободного (локального божества Элевтер - пограничного местечка между Афинами и Беотией). Праздник включал в себя торжественную процессию, в которой несли деревянную статую Диониса в Элевтеры, жертвоприношения на алтаре Диониса, ночное шествие в Афины, музыкальные состязания. На празднике впервые было разрешено провести драматические состязания. В театре Диониса шло представление трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида, комедий Аристофана.

14 - Пандии - праздник в честь Зевса.

Элафеболии - охотничий праздник в честь Артемиды.

Галаксии - праздник Матери всех богов.

МУНИХИОН

4 - праздник в честь Эроса.

6 -Дельфиний - праздник в честь Аполлона Дельфиния, покровителя мореплавания.

16 - Мунихии - праздник в честь Артемиды, покровительницы Мунихия (город-порт близ Афин).

16 - Бравронии - праздник в честь Артемиды Бравронии (Браврон - местность на восточном берегу р. Эрасин).

16 -праздник в честь Саламинской победы.

ТАРГЕЛИОН

6 - жертвоприношение Деметре Хлое- покровительнице зеленых посевов.

6–7 -Таргелии - праздник в чесгь Аполлона и Артемиды как покровителей жаркого лета.

19 - Бендидии - праздник в честь фракийской богини Бендиды.

24 - Каллинтерии (в честь Афины) - праздник очищения, уборки и украшения храма Афины Полиады.

25 - Плинтерии (в честь Афины) - праздник омовения старой статуи Афины Полиады.

СКИРОФОРИОН

12 - Скирофории (в честь Афины Скирады) - праздник отвращения засухи.

14 -Диполии - праздник в честь Зевса - хранителя города.

30 -Диисотерии - праздник в честь Зевса Сотера - Спасителя и Афины Сотейры - Спасительницы. - Аррефории (в честь Афины) - праздник дарования росы для посевов.

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Афинский раб (С. Я. Лурье) Вот уже три года, как лидиец Леодавл, отправившийся на корабле по торговым делам на остров Самос, пропал без вести. Три года семья его, жившая в Сардах, главном городе Лидии, ничего не слыхала о нем. Думали, что он утонул в море. Но затем прибыл

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Афинский рынок (Б. П. Селецкий) На корабле убирали парус. Моряки забегали по палубе, закрепляя канаты. Весла опустились, и гребцы-рабы затянули унылую песню. Невысокий, богато одетый хиосский купец, стоявший опершись о борт, обернулся к своему соседу:- Скоро Афины! Много

Из книги Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху автора Брюле Пьер

Сократ Афинский Неравенство между полами: если спартанское многомужие, похоже, свидетельствует о дефиците женщин, то афинский декрет, принятый в период Пелопоннесских войн (431 - 404 гг. до н. э.), декрет, позволяющий «желающим иметь две супруги», выдает дефицит мужчин.

автора Штоль Генрих Вильгельм

6. Солон Афинский По отцу своему Экзекестиду Солон происходил из старинной царской фамилии Кодридов, а по матери находился в родстве с Писистратидами. В юности своей он приобрел богатое всестороннее образование, а частые путешествия, которые он предпринимал в качестве

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

8. Клисфен Афинский Афины снова были свободны. Но какое же сословие получит теперь правление в республике, знать или народ? Знать много содействовала низвержению тиранов, она и под гнетом тирании не потеряла своего единства, и теперь, под руководством Исогора,

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

11. Мильтиад Афинский В 560 году, когда Писистрат в первый раз сделался тираном афинским, один знатный человек в Афинах сидел у своего дома, с сердцем, полным горести и злобы по поводу несчастья, постигшего отечество. То был Мильтиад, сын Кипсела, из богатого и знатного рода

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

13. Фемистокл Афинский Фемистокл, сын Неокла, происходил из древнего, но не очень выдающегося аттического аристократического рода Ликомидов. Он не был афинянином чистой крови, потому что мать его была фракиянка или кариянка. Впрочем, по законам Солона, афиняне смешанного

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

14. Аристид Афинский Аристид, с которым мы уже познакомились в жизнеописании Фемистокла, как с политическим его противником, но не личным его врагом, был сын Лисимаха из филы Антиохийской. Правда, он не принадлежал к знатным фамилиям Аттики, но по своей поземельной

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

16. Кимон Афинский Кимон был сын славного Мильтиада и Игисипилы, дочери фракийского царя Олора. Он родился около 500 года до P. X.Так как его отец, за неуплатой им долга в государственную казну, в 50 талантов, умер в бесчестии (атимии), то Кимон, как наследник отцовского

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

17. Перикл Афинский Перикл был величайший государственный человек Греции. Во время его правления афинская демократия получила свое окончательное развитие, а Афинское государство достигло величайшего могущества и блеска. Перикл был сын Ксантиппа, победителя при Микале,

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

21. Никий Афинский Никий, сын Никирата, был немного моложе Перикла и уже при жизни последнего пользовался известностью. Вместе с Периклом и один он неоднократно занимал должность главнокомандующего. По смерти Перикла (429) он вскоре сделался одним из первых лиц государстве,

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

22. Алкивиад Афинский Алкивиад принадлежал как по отцу, так и по матери к самым знатным афинским фамилиям. Его отец Клиний вел родословную своей фамилии от Еврисака, сына Аякса Теламонида. Его мать Диномаха, дочь Мегакла, внучка знаменитого законодателя Клисфена, была из

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

24. Фразивул Афинский Владычество тридцати тиранов, посаженных в Афинах Лисандром, продолжалось всего восемь месяцев, вероятно, с августа 404 до весны следующего года. На обязанности их лежало «избрать сенаторов, заместить публичные должности и пересмотреть отечественные

Из книги История Древней Греции в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

25. Конон Афинский Муж, который снова возвел Афины, униженные Спартой и освобожденные Фразивулом, до самостоятельности и доставил им средства для свободного развития силы и могущества, был Конон. Уже в Пелопоннесской войне показал он себя опытным полководцем и

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

Афинский акрополь Слово «акрополь» в переводе с греческого означает «верхний город», а на Руси такие укрепленные верхние города называли кремлями. Некогда афинский Акрополь действительно был крепостью, и казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы возвышающаяся

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Афинский Акрополь Двадцать пять веков назад, в одной из долин Аттики расцвел самый красивый город Древней Греции – Афины. Редко о какой столице сказано столько возвышенных слов и сложено столько вдохновенных строк, что еще раз доказывает: истинная красота нетленна, даже

О существовании понятия «год» люди догадались очень давно. А со времен появления земледелия это понятие стало очень важным, нужно было точно определять когда сеять, а когда собирать урожай. Но год на год не похож — и года начала нумеровать. Пусть даже это было сделано для бюрократии, чтобы помнить какой царь сколько правил, но к такому решению рано или поздно пришли все календари.

В этой статье не будут рассматриваться високосные годы и прочая мелочь. К черту подробности, вопрос покрупнее — определение самого номера года.
И вот вываливается попаданец в прошлое и спрашивает «А какой ноныче год?», а ему бодро отвечают «6719!».
Ну и что попаданец с этой информацией будет делать?…

Поэтому я попытался тут собрать информацию про самые распространненые календари.

Во-первых — это византийский календарь , по которому Константинопольская Эра началась в 5509 году до Рождества Христова. Хотя почему-то все считали, что Рождество Христово — 5500 год (вот просто число красивое). Этот календарь использовался и на Руси до ее крещения, да и после крещения его еще нескоро забросили, по этому календарю жил Православный Мир, крещенный в Константинополе. Однако, на Руси этот год тоже считали по-разному. Дело в том, что в Византии Новый Год начинался 1 сентября, а на Руси — в марте. Поэтому византийский календарь у нас может начинаться как от 5508 года, так и от 5509 года. Определить какой именно используется в текущей местности вряд ли возможно. Тут интересен другой факт — разница в определении конкретного текущего года в плюс-минус единицу никого тогда не напрягала. То есть пройдя десяток-другой километров на вопрос «какой ноныче год» можно было получить другой ответ, и это было нормальным событием. Также у болгар эта дата начала исчисления была 5504, а в Византии до 9 века — 5492.
Поэтому просьба помнить — что если по учебнику крещение Руси произошло в 988 году, то попав на место совершенно невозможно будет предсказать — в текущем ли году оно произойдет или в будущем. Просто потому, что неясно в каком году попаданец находится.

Во-вторых важным является юлианский календарь . По этому календарю жили в Древнем Риме. Начало отсчета — 4713 год до н. э.. Календарь древний, вполне возможно что если вы оказались где-то у Этрусков, то вы получите ту же дату. Доведен до ума Юлием Цезарем (собственно, поэтому он юлианский). Однако в Древнем Риме можно встретить и другое исчисление, начинающееся от предполагаемой даты основания Рима — 753 год до н. э.. Как они там в Риме разбирались с двумя исчислениями — бог весть, в любом случае римские цифры не дают возможности качественно считать.

В-третьих — еврейский календарь , начинается от 3761 году до н. э. Если вы оказались в Европе, то, возможно, на него и следует ориентироваться. Просто год нужно спрашивать у евреев-ростовщиков. Календарь очень древний, год определялся без сбоев с древних времен до сегодняшних дней — он второй официальный календарь в Израиле. А так как евреи были разбросаны по всей Европе, то, возможно, это именно тот календарь, на который следует ориентироваться чтобы точно узнать текущий год.

В-четвертых — исламский календарь . Он относительно вышеописанных новый — начат с 622 года, но если вы в средневековье может оказаться очень полезным в определении текущего года. Особенно в Испании или Италии, где мавров хватало.

В-пятых — индийский календарь . Тут также не все так гладко, потому что Индия — это гигантский салат из разных народов и народностей. Но можно выделить несколько летосчислений. Кали-Юга началась с 3102 года до н.э., Эра Нирвана — с 543 года до н.э., Викрам-самват с 57 года н.э. (до сих пор используют это летосчисление в Непале), эра Гаурабта — с 1486 года, эра Фазли с 1550 года.
На самом деле очень неплохо, чехарды мало, точность высокая. Только в Индию попаданцы не едут почему-то.

В-шестых, возможно пользу принесет армянский календарь . Все-таки купцов по миру много разбросано, а они ведут счисление от 552 года. Не слишком давно, но раньше исламского.

В-седьмых можно вспомнить календарь майя , пусть даже 2012 год прошел. Попаданцев к майя пока не замечено, но все же можно сказать, что их летосчисление началось с 3373 до н.э. Или с 3114. Или 3113. Кто их там разберет этих майя с их календарями? Ситуация до сих пор не ясна, однозначного ответа нет, как бы не старались журнализды раздувать мистические темы.

Если же вы попали в другую местность и в другую эпоху, порадовать вас нечем. Скорее огорчить.

Дело в том, что во многих местах (Египет, Китай, Япония) цельного летосчисления не было. Считали каждый раз новое для каждого нового царя.
Вот представьте, вы в Китае. Куча династий, куча правителей, куча календарей. Единственное, что может помочь — китайские гороскопы, которые сводят все к 60-летнему циклу и примерно можно прикинуть, что там в год Огненной Собаки. Но для сопоставления точного года нужна немалая работа и попаданец самостоятельно ее не проведет. Тем более, что по технологиям или модной одежде ничего не менялось столетиями.
То же самое в Японии — но там периоды поменьше и определится легче.

Хуже в Древнем Египте. За все время там сменилось больше 30 династий (!). Царей было немеряно и от каждого шло свое летосчисление.
Такая же чехарда — Вавилон или Шумеры. У шумеров это все усугублялось тем, что в каждом городе был свой царь и как они там считали неясно до сих пор. В их исторических документах цари, между которыми было лет по 150, описаны современниками.
Но это еще ничего. Хуже было в какой-нибудь древнегреческой городе-республике, в которой, за неимением царя — вообще летосчислением не занимались. Там остается надеяться только на иноземцев, из Рима или евреев.

В общем — само определение года, в котором оказался, для попаданца может стать сложной задачей.
Не то, чтобы совсем нерешаемой, но точно непростой.

Это был лунно-солнечный календарь с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris ) - 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря.

Начало года приходилось на середину лета.

Афинские месяцы:

12. Scirophorion

Летоисчисление

Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем (около 352 - 256 гг. до н. э.) и математиком Эратосфеном (около 276 - около 196 гг. до н. э., Эратосфен считается отцом хронологии, ему принадлежит идея единой системы отсчета лет) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их “otium graecum ” (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.

Греческая и египетская астрономия

Необходимо отметить следующий факт, который, безусловно, повлиял на развитие европейского календаря. В эпоху Александра Македонского и Селевкидов Египет становится частью греческого мира. В Египте основывается Александрия, которая становится величайшим центром древней науки и астрономии. Именно греческие александрийские астрономы разработали юлианский календарь. В Александрии проводились расчеты первых пасхалий христианского календаря, здесь работал Птолемей Клавдий (2 век н.э.), написавший “Альмагест”, выдающееся произведение, повлиявшее на становление всей современной астрономии.