Идеальные женские образы в средневековой Руси XI-XV века. Лики женской красоты в русской живописи

Красота и макияж женщин древней России!

Ещё иностранцы, приезжавшие в допетровскую Россию, отмечали удивительную вещь - при том, что знатные женщины практически никуда, кроме церкви, не ходили, они всегда были накрашены - набелены и нарумянены. И мужья охотно тратили деньги на их издержки в косметике! Почему?


Упоминание о чрезмерном увлечении московских женщин косметикой мы найдём в записках и дневниках многих европейских дипломатов: в бумагах барона Мейер-берга, Рейтенфельса, Койэта, Шлессингера и Корба. Они пишут, что румяна и пудра у русских женщин считаются эталоном красоты и вкуса. Малейший загар на лице благородной женщины был признаком «чёрных» крестьянок, а румяные щёки, наоборот, признаком хорошего здоровья.




Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было просто неприлично. Женщины, не стесняясь, сурьмили ресницы и брови, раскрашивали шею и руки коричневой, белой и голубой красками. Особенно увлекались косметикой женщины из боярского сословия. Переняв привычку у татарок, они даже чернили зубы. Доходило до смешного — девицы были буквально красными, древний макияж скорее портил природную красоту, чем украшал.


Некоторым женщинам, красивым от природы, приходилось подчиняться моде, чтобы не быть осмеянными, и краситься как все. Княгиня Черкасская очень долго сопротивлялась, не желая портить свой лик краской, но вынуждена была смириться.


Иностранцы недоумевали - «у них на лице столько краски, будто они покрыли его с помощью кисти». Вот как писал о русских женщинах Адам Олеарий — преподаватель Лейпцигого университета, математик, физик и историк, библиотекарь и антиквар на службе у герцога Голштинского. Дважды он участвовал в голштинском посольстве в Россию: в 1633-1634 и в 1635-1639 годах. Адам Олеарий опубликовал свои записки о путешествиях в Россию.


«…Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы. Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна), чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной».


В Москве белила и румяна продавались в самом центре у торговых людей в белильных и овощных рядах в Китай-городе, возле Лобного места, у храма Василия Блаженного.


А со второй четверти XVII века здесь установили белильный ряд, но торговать можно было только срук, точнее с коробов, лавки здесь возбранялось ставить. Хранили белила и румяна в белильницах и румянницах, они представляли собой небольшие коробочки, обшитые золотом и серебром, низанные жемчугом, иногда серебряные, украшенные финифтью и каменьями.




У каждой женщины были такие коробочки, которые служили для клеельницы и суремницы, в них держали клей для волос и сурьму для бровей. В свою очередь эти коробочки «берегли» в ларцах, ящиках и шкатулках. Кроме них там лежали ароматница, разные бочечки, тазики, чашечки с необходимыми косметическими средствами: бальзамами и помадами, хрустальные скляницы с водами и водками.


При таком обильном использовании косметики, большое внимание уделялось красоте кожи и личной гигиене. Обязательным было утреннее омовение с мылом и розовой водой (отваром шиповника) или же «водою, в которой парена есть романова трава» (отвар ромашки). Зубы чистили «корою дерева горячего и терпкого и горького, на язык шкнутаго (жёсткого). Поскольку «лицевая чистота», даже без «углаждения» специальными притираниями, почиталась «украшением лица женского», даже женщины из простых семей по утрам непременно «измывали себя».



Особое внимание в древности уделялось чистоте тела. Бани с использованием травяных настоев были важной и необходимой вещью. В банях проводили уход за кожей, её очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причём проделывали эту процедуру без боли.


Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав или пиво, придающее запах свежеиспечённого ржаного хлеба. Для смягчения и питания кожи хорошо наносили на кожу мёд…


Так почему же, имея и добиваясь естественной красоты, русские женщины так неумело, но рьяно стремились к искусственной? Над этой женской загадкой ломали голову многие великие мужи. Одни пытались объяснить эту моду тем, что, облачившись в платья из ярких тканей, славянские красавицы видели свое ненакрашенное лицо бледным, эстетически несопоставимым с таким убранством, и это вызывало потребность завершить свой образ, придав ланитам столь же яркие цвета, что преобладали в тканях и драгоценных камнях их уборов.



Другие полагали, что это может быть связано со страстной натурой русских людей… И коли они жили в столь контрастном мире: в природе — холодная зима и жаркое лето, в обществе — богатый и нищий, то и в своём быту они повторяли этот контраст, и захотелось им видеть свою кожу не просто светлой, а белоснежной, а румянец — ядрёным и густым. Красавицы воспринимали буквально и белизну снега и красный маковый цвет, и прямо и непосредственно воспроизводили то, что казалось им красивым.



Писатель Николай Чернышевский считал, что подобная манера краситься имеет восточное заимствование. «Красивая славянская организация, миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе совершенно азиатскую наружность и совершенно монгольское безобразие».


Историк Василий Ключевский сделал, пожалуй, самый интересный и скандальный вывод: этот обычай «… делал красивых менее красивыми, а дурных приближал к красивым и таким образом сглаживал произвол судьбы в неравномерном распределении даров природы. Если так, то обычай имел просветительно-благотворительную цель, заставляя счастливо одарённых поступаться долей полученных даров в пользу обездоленных…».

Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. Русские мужики совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни. Русская девица могла быть худенькой в том случае, если ее не докармливали отец с матерью. Значит, семья совсем бедная, а это не очень хорошо для будущих родственников со стороны жениха.

С другой стороны, она могла быть худой из-за болезни. Это еще хуже. На Руси главной ролью женщины было материнство. Если девушка была больной, значит, могла не выносить ребенка или умереть при родах. Только крепкие телом, здоровые и выносливые женщины могли справиться с ролью матери и супруги.

Ни о какой контрацепции на Руси не слышали. Рожать женщинам приходилось часто, и детей в семьях было много. Их нужно было не только родить, но еще и выкормить, и воспитать. При этом женщины практически наравне с мужчинами работали в поле и вдобавок занимались домашним хозяйством. Все это требовало очень крепкого здоровья.

Завидная невеста

Выбирая невесту, сваха обращала внимание на такие показатели здоровья и будущего плодородия девушки, как высокая грудь, широкий таз, округлые бедра и стройные крепкие ноги. Хорошо, если девушка была высока и статна (но не долговяза).

У нее должна была быть ровная спина без единых признаков сутулости. Величественная и гордая осанка - стан, «как у павы» - считался особым достоинством. Такой супругой мужчина гордился, поскольку она напоминала княгиню, женщину высокого рода. Это считалось очень красивым.

У красивой невесты обязательно была длинная толстая коса. Длинные волосы – обязательный атрибут русской женщины. В нем были и красота, и женственность, и достоинство. Гулящим женам нередко отрезали косы, что считалось ужасным бесчестьем.

В то же время густые и здоровые локоны свидетельствовали о хорошей генетике женщины, что было залогом рождения крепкого, жизнеспособного потомства. Поскольку у большинства русичей были светло-русые волосы, именно этот цвет считался наиболее красивым.

Лицом бела и румяна

Идеалом красоты считалась девушка с гармонично сложенным лицом, чистой белой кожей и свежим румянцем на всю щеку. Пышные алые губы и большие ясные глаза довершали образ русской красавицы. «Кровь с молоком» - таким определением описывали достойную претендентку на роль невесты.

При этом личико девушки могло быть округлым. Никаких впалых щек и выступающих скул быть не должно. Лишние килограммы и жирок на боках также были вполне приемлемыми. К тонкости талии русский народ никогда не был особо придирчив. Именно поэтому женщины на Руси носили удобную одежду без пояса – сарафан.

В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины, тема материнства. У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы ее окружали и помогали Ее творить. Точно одно - во все века и времена женский характер привлекал, привлекает и будет привлекать особое внимание художников.

Созданные в портретном искусстве образы женщин несут в себе поэтический идеал в гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика. По портретам мы можем судить, как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись.

Представляем вам разнообразные образы женщин в живописи разных направлений

РЕАЛИЗМ

Суть направления в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе, открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». Противоположен романтизму и академизму. В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм. Натуралистами называли художников, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть действительность.

Ивана Крамской «Неизвестная»



АКАДЕМИЗМ

Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Академизм воплощал в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры. Для русского академизма первой половины XIXвека характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.

Красота женщины в живописи разных направлений

Бугро «Настроение»

Кабанел «Рождение Венеры»

ИМПРЕССИОНИЗМ

Представители стиля стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы. Вместо этого импрессионизм сосредоточивается на поверхностности, текучести мгновения, настроении, освещении или угле зрения. Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не нарушали общественные проблемы, обходили и такие проблемы, как голод, болезни, смерть. Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь - это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении.




СИМВОЛИЗМ

Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм стали образцом для большинства современных направлений искусства. Они использовали символы, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением часто являлся пессимизм, доходящий до отчаянья.В отличие от других направлений в искусстве, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических идей, образов Вечности и Красоты.


МОДЕРН

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Вследствие этого - интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. Художники модерна черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и древних цивилизаций. Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира.


ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Экспрессионизм является одним из самых влиятельных художественных движений XX века. Экспрессионизм возник как реакция на острейший кризис первой четверти XX века, Первую мировую войну и последующие революционные движения, уродства буржуазной цивилизации, что вылилось в стремление к иррациональности. Были использованы мотивы боли, крика, принцип выражения стал преобладать над изображением.

Модильяни. С помощью тел и лиц женщин он пытается проникнуть в души своих персонажей. «Меня интересует человеческое существо. Лицо – величайшее творение природы. Я им без устали пользуюсь», – повторял он.

Красота женщины в живописи разных направлений

КУБИЗМ

Кубизм - модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 века, которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906-1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. В целом кубизм был разрывом с традицией реалистического искусства, сложившейся в эпоху Возрождения, в том числе с созданием зрительной иллюзии мира на плоскости. Творчество кубистов было вызовом стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости импрессионистской живописи. Входя в круг бунтарских, анархиствующих, индивидуалистических течений, кубизм выделялся среди них тяготением к аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам и элементарным мотивам.


Невероятные факты

О красоте русской женщины слагают легенды.

Русская красавица - предмет восхищения и вожделения мужчин из разных стран мира.

Новое видео, покорившее интернет, демонстрирует, как менялись тенденции женской красоты в России на протяжении прошлого века.

Видео модель Аня Зайцева в тандеме с визажистами, стилистами и парикмахерами смогли показать изменения, происходившие во внешнем облике русской красавицы в течение 20 века.

Образ девушки меняется каждые несколько секунд.

Таким образом, Анна демонстрирует, что было характерно для женского стиля в каждом из десятилетий 20 века.

Как менялась русская женщина

Видео начинается взглядом на эталон женской красоты 1910-х годов . К тенденции тех времён можно отнести мягкие линии локонов и прически, увенчанные жемчужным головным убором. Такой образ идеально отражает стиль модерн , актуальный для начала 20-го века.


Деликатный образ контрастирует с поэтическим драматизмом второго десятилетия 20-го века . Стиль арт-деко, возникший после окончания Первой мировой войны, быстро завоевал популярность в 20-х годах.

Для стиля того времени характерными особенностями являлись резкие подчеркнутые линии и симметрия.

Следовательно, одной из самых популярных тенденций красоты среди женщин в то время была культовая прическа боб, выразительные глаза, макияж smoky-eyes и темные бархатные губы.


В 1930-е годы моду и стиль русской женщине диктовала коммунистическая идеология . Новое политическое движение призывало женщин отказаться от макияжа и устраиваться на работу с целью помочь построить новую Россию.

Образ русской красавицы


1940-е годы были отмечены трагичными событиями Второй мировой войны. Конечно же, ситуация в мире не могла не отразиться на моде и стиле прекрасной половины. Около 800000 представительниц слабого пола воевало на фронтах и в тылу.

В видео на Зайцевой известный предмет гардероба того времени, так называемая советская "пилотка".


В послевоенные 1950-е и 60-е годы в Россию возвращается жизнерадостность, вследствие чего в одежде начинают солировать смелые краски и яркие цветы. В моде крупные формы, определяющие стиль этих десятилетий.

Приверженцев одного из самого популярного в моде направления, приписываемого 50-х годам, называли "стилягами".


В то время модные тенденции в стране в значительной степени находились под влиянием американской моды и образа жизни, которому следовали некоторые представители советской молодежи, активно пропагандируя его среди своих сверстников.


Чтобы показать модные тенденции в 1970-х годах , Зайцева надела знаменитую кубанку - круглую шляпу с плоским верхом из мягкой каракулевой породы овцы.

Достаточно вспомнить российскую новогоднюю комедию под названием "Ирония судьбы" и главную героиню фильма Надю, чтобы представить себе, как выглядела типичная русская женщина в те времена.


Образ 1980-х годов складывался под влиянием многих знаменитостей. Для тех лет характерными особенностями стали огромные лакированные челки. Буйство причесок, пожалуй, отличительная черта образа женщины в эпоху перестройки.

Стиль 80-х, казалось, предвещал распад Советского Союза и предстоящие изменения в стране.


Для 90-х и начала 2000-х годов характерна натуральность во внешнем виде, несмотря на яркий акцент на губах в 90-х и на глазах в 2000-х.


Особенные изменения претерпели прически. В моду входит естественность. Чёлки, имитирующие гнёзда птиц уходят в небытие.


Концовка видео совершенно неожиданная: создатели ролика дают ссылку на бунтарские настроения в обществе. Имитируя скандальную группу, Аня Зайцева надевает на голову так называемую балаклаву, проделывает отверстия для глаз и бросает свирепый взгляд в камеру.

Красота русской женщины

Ане Зайцевой удалось наглядно показать, как под влиянием внешних и внутренних факторов в стране, а также происходящих в мире событий, менялась русская красавица .

Именно мода и стиль являются отражателями того, что происходит в стране.

Видео может стать неплохим пособием для иностранцев, интересующихся русской культурой и образом русской женщины.

30.07.2015 25.12.2015 by Ласточка

О красоте русской женщины слагают легенды.

Русская красавица — предмет восхищения и вожделения мужчин из разных стран мира.

Новое видео, покорившее интернет, демонстрирует, как менялись тенденции женской красоты в России на протяжении прошлого века.

Видео модель Аня Зайцева в тандеме с визажистами, стилистами и парикмахерами смогли показать изменения, происходившие во внешнем облике русской красавицы в течение 20 века.

Образ девушки меняется каждые несколько секунд.

Таким образом, Анна демонстрирует, что было характерно для женского стиля в каждом из десятилетий 20 века.

Как менялась русская женщина.

Видео начинается взглядом на эталон женской красоты 1910-х годов. К тенденции тех времён можно отнести мягкие линии локонов и прически, увенчанные жемчужным головным убором. Такой образ идеально отражает стиль модерн, актуальный для начала 20-го века.

Стандарты женской красоты в России в первое десятилетие ХХ века.

Деликатный образ контрастирует с поэтическим драматизмом второго десятилетия 20-го века. Стиль арт-деко, возникший после окончания Первой мировой войны, быстро завоевал популярность в 20-х годах.

Для стиля того времени характерными особенностями являлись резкие подчеркнутые линии и симметрия.

Следовательно, одной из самых популярных тенденций красоты среди женщин в то время была культовая прическа боб, выразительные глаза, макияж smoky-eyes и темные бархатные губы.


В 1930-е годы моду и стиль русской женщине диктовала коммунистическая идеология. Новое политическое движение призывало женщин отказаться от макияжа и устраиваться на работу с целью помочь построить новую Россию.


Так выглядели русские женщины в 30-е годы прошлого столетия.

1940-е годы были отмечены трагичными событиями Второй мировой войны. Конечно же, ситуация в мире не могла не отразиться на моде и стиле прекрасной половины. Около 800000 представительниц слабого пола воевало на фронтах и в тылу.

В видео на Зайцевой известный предмет гардероба того времени, так называемая советская «пилотка».


В послевоенные 1950-е и 60-е годы в Россию возвращается жизнерадостность, вследствие чего в одежде начинают солировать смелые краски и яркие цветы. В моде крупные формы, определяющие стиль этих десятилетий.

Приверженцев одного из самого популярного в моде направления, приписываемого 50-х годам, называли «стилягами».


Эпоха 60-х годов представлена Анной в образе героини Бриллиантовой руки, которую сыграла известная актриса Светлана Светличная.

В то время модные тенденции в стране в значительной степени находились под влиянием американской моды и образа жизни, которому следовали некоторые представители советской молодежи, активно пропагандируя его среди своих сверстников.


Чтобы показать модные тенденции в 1970-х годах, Зайцева надела знаменитую кубанку — круглую шляпу с плоским верхом из мягкой каракулевой породы овцы.

Достаточно вспомнить российскую новогоднюю комедию под названием «Ирония судьбы» и главную героиню фильма Надю, чтобы представить себе, как выглядела типичная русская женщина в те времена.


Из видеоролика 100 Years of Beauty (100 лет красоты) ясно, что образ русской девушки 1980-х годов сформирован под влиянием панк- и рок-культуры.

Образ 1980-х годов складывался под влиянием многих знаменитостей. Для тех лет характерными особенностями стали огромные лакированные челки. Буйство причесок, пожалуй, отличительная черта образа женщины в эпоху перестройки.

Стиль 80-х, казалось, предвещал распад Советского Союза и предстоящие изменения в стране.


Для 90-х и начала 2000-х годов характерна натуральность во внешнем виде, несмотря на яркий акцент на губах в 90-х и на глазах в 2000-х.

Особенные изменения претерпели прически. В моду входит естественность. Чёлки, имитирующие гнёзда птиц уходят в небытие.


Концовка видео совершенно неожиданная: создатели ролика дают ссылку на бунтарские настроения в обществе. Имитируя скандальную группу, Аня Зайцева надевает на голову так называемую балаклаву, проделывает отверстия для глаз и бросает свирепый взгляд в камеру.


Красота русской женщины.

Ане Зайцевой удалось наглядно показать, как под влиянием внешних и внутренних факторов в стране, а также происходящих в мире событий, менялась русская красавица.

Именно мода и стиль являются отражателями того, что происходит в стране.

Видео может стать неплохим пособием для иностранцев, интересующихся русской культурой и образом русской женщины.

Конечно же, этот ролик демонстрирует некий собирательный образ, классическую россиянку в разные годы. Но это вовсе не означает, то как ходили все представительницы прекрасного пола.

От начала века до начала миллениума авторы собрали в видео все характерные черты типичной жительницы России, которые, конечно же, не дают полного представления о красоте русской женщины.