Интеллектуальное развлечение для детей подготовительной к школе группы «Путешествие во времени. «Приключения мистера Пибоди и Шермана»

До шестого дня рождения старшенького оставалось не больше недели, а в голове кроме тезисов предстоящего доклада ровным счетом ничего не было. Вдобавок к этому, ранним утром шестого числа весеннего месяца апреля (то есть в сам день рождения), мы с мужем улетали на неделю на конференцию.

Вечером, укладывая мальчишек спать, я обняла Даньку и честно ему призналась в полном отсутствии у нас и идей в его день рождения. Первое его здорово расстроило, но мы договорились, что праздник устроим сразу после нашего возвращения, зато по второму пункту все обошлось неожиданно легко. "Да, ты не волнуйся, мам! - ответил мне сын,- мы будем играть, и мы с Андрюшей будем маленькими динозавриками". Идея была с радостью подхвачена всеми домашними, и мы начали готовиться к празднику. Для начала мы с помощью бабушки и няни сшили два костюма динозавров, которые нам пригодились еще неоднократно (на Новогоднем Балу в Пушкинском, например), и стали придумывать сценарий. В результате совместных обсуждений и споров родилась вот такая история.

Мы предложили нашим гостям (шестеро Данькиных друзей) отправиться в путешествие, но не простое, а во времени. С ними в путь отправлялся хорошо известный в мировой науке профессор-палеонтолог (папа), который уже был в тех давних временах и оставил там специальную видеокамеру, которая снимала доисторическую жизнь. Народ оживился, мы распределили роли, как в настоящей экспедиции - врач, фотограф, повар и т.д., мы с девочками отправились на кухню собирать провизию (я уже давно убедилась - что самое лучшее, вплетать еду в сюжет праздника, тогда все съедается быстро и без хлопот), а папа с мальчиками собирали спальники, бинокли, удочки, ножи и другие необходимые в пути вещи.

Погрузив все это в Машину Времени (двухъярусная кровать в детской, со шторками), профессор с детьми отправился в путь. Машина Времени стремительно летела под музыку третьей части седьмой симфонии Шостаковича, и профессор рассказывал о том, что было в этих местах 10, 100, 1000, 10000 и т.д. лет назад.

Я на всю жизнь запомню, что третья часть седьмой симфонии Шостаковича длится семь минут! Дело в том, что за это время я одна успела превратить нашу трехкомнатную квартиру, с помощью покрывал, цветной марли, досок и перевернутых столов в доисторический мир с болотами, пещерами и непроходимыми лесами.

Машина Времени приземлилась и профессор стал по очереди давать детям бинокль. Они, выглядывая в маленькую щелку в стене Манины Времени, рассказывали о том, что они видят. Фантазия цвела буйным цветом! Глядя на пустую стену, детвора, задыхаясь от восторга, наперебой рассказывала о том, какие чудеса доисторического мира они видят! Там были и динозавры, и гигантские растения, и птеродактили! (Это был полный экспромт, который оказался чрезвычайно удачным и натолкнул меня на мысль, что детки уже доросли до того, что сами могут вносить в сценарии свою существенную лепту.)

А когда стены Машины Времени (шторки кровати) открылись, дети растерялись...

Они думали, что и дальше все будет построено только на их фантазии и не узнали комнаты, завешанной покрывалами и искусственными цветами! Дергая друг друга за рукава, они шепотом пытались найти объяснение тому, где они находятся. Прямо тут, на лугу около Машины Времени мы устроили привал. Мы брали с собой бутерброды (с ветчиной, рыбой, икрой, сыром, мясом), овощи (помидоры, огурцы, редиску, салат, перцы), оливки, которые современные дети очень любят, и соки. Все пошло отлично и никакого грандиозного мытья посуды вечером. Потом профессор показал нам карту, и мы тронулись в путь.

Переступив порог большой комнаты, мы очутились в джунглях: нагромождение досок, столов и стульев, закрытых покрывалами и марлей, и музыка с треском деревьев, завыванием ветра и пением птиц. Стали пробираться. По качающимся доскам и узким лазам. Профессор повредил ногу и врач (одна из девочек) делала ему перевязку. (Тут опять начался экспромт - ребята стали дружно "сажать занозы, резать пальцы и падать в пропасти". Вылечили всех и здорово повеселились. )

Уже близился вечер, а прямо перед нами в коридоре было змеиное болото. Под кассету с кваканьем лягушек и звоном насекомых мы на ходулях пробирались через опасное болото. Под ногами кишели змеи. Тут был просто гимн взаимовыручке!

Добравшись до сухого места (нашей спальни), мы, перекусив, стали устраиваться на ночлег в палатке и спальниках на нашей большой кровати. Выставили охрану из двух мальчишек, обсудили прошедший день и заснули. Однако, утро нас встретило неприятным сюрпризом. Несмотря не выставленную охрану, звери добрались до наших припасов и слопали не только всю нашу провизию, но и нашу карту. Без карты мы не могли найти камеру и добраться до Машины Времени. Положение становилось опасным. Пока мы грустно совещались, в ближайшей пещере (под компьютерным столом) раздалось шуршание, и оттуда показалась голова динозаврика (Данька), а потом еще одна (Андрюшка). Все, кроме профессора, испугались. А профессор посмотрел внимательно на динозаврика и радостно закричал - "Васька, привет, как я рад тебя видеть, как здорово, что ты здесь!". Динозаврик Васька и его брат, с которыми профессор познакомился еще в свое прошлое путешествие, расспросили нас о наших бедах. После общего совещания профессор и Васька вспомнили, что в прошлый раз, профессор пометил одну из рыб, в ближайшем озере. По этой метке можно было определить координаты камеры и Машины Времени.

Спев, вместо завтрака, песенку (есть то было нечего!) и, подвязав потуже пояса, мы отправились к озеру. (К этому времени джунгли в большой комнате были успешно разобраны и превратились в озеро с рыбами (из бумаги с металлическими наклейками) и парящими над ним гигантскими бабочками). Вот тут нам пригодилась удочка с магнитом, которую мальчишки взяли с собой. Рыб было много, мы их ловили, стоя на крутом берегу (диване), и никак не могли выловить ту, которая нам нужна. Динозаврик Васька с братиком нам активно помогали. Наконец нужная рыба у нас! Переписав цифры с метки на плавнике, профессор стал колдовать в своем блокноте, и скоро мы знали, куда нам идти.

По дороге мы перекусили фруктами, которые собирали с завязанными глазами и определяли на ощупь, съедобны ли они. Наконец, мы оказались на опушке леса. По координатам все сходилось, однако профессор был здесь давно и не узнавал место. Все дружно стали искать камеру. (Камера представляла собой старый киноаппарат, к которому была прикручена кассета с фильмом "Прогулки с динозаврами" ). Довольно скоро камеру отыскали и отправились в обратный путь к Машине Времени. Состоялось трогательное прощание с Васькой и его братиком, все залезли в Машину Времени и, под уже знакомую музыку, за окном снова замелькали года, века и эры.

Вернувшись домой, все обнаружили в большой комнате накрытый стол с именинным тортом со свечками и кучу других сладостей. Усевшись за стол и поздравив именинника, мы стали пить чай и смотреть фильм, который сняла камера профессора.

Всем детям приключение очень понравилось. Еще долго, при встрече с Даниными друзьями нас с мужем заваливали вопросами о доисторическом мире и Ваське и предлагали устроить новую экспедицию.

Я надеюсь, что этот сценарий, если и не пригодится целиком, то поможет кому-то найти время и силы, для того, что бы подарить себе и своим детям общий праздник. Они ведь так быстро растут и перестают верить в Ваську...

Всем удачи и хорошего настроения.

Путешествиями во времени люди грезят всегда. Вернуться, чтобы предотвратить или исправить. Форсировать, чтобы посмотреть или предотвратить. К сожалению, создать рабочую машину времени человечеству пока не удалось, ну либо нам про это неизвестно. К счастью, в литературе, кино и анимации такая прекрасная тема освещена со всех сторон, и интерес к ней не угаснет, ведь путешествиями во времени люди грезят всегда.

Совсем немного временных отрезков прошло с того момента, как в кино вышел новый мультфильм про путешествие во времени: . Для полного погружения во временные коллизии сайт предлагает вам большую подборку других мультиков данной тематики. Отметим, что их очень много. И короткометражки, и эпизоды всевозможных мультсериалов, и целые франшизы - но мы отобрали только лучшее. Кстати, большинство из них не очень известны, и вот наша версия: кто-то упорно возвращается из будущего и стирает память об этих мультиках.

«Властелины времени»

Начнем по хронологии и с полнометражных мультфильмов. «Властелины времени», кстати, вполне достойны входить в хорошие подборки про и , но туда они не влезли, так что рассказываем сейчас. Перед вами старая, но очень годная экранизация научно-фантастической повести тех времен, когда это стало качественным «мейнстримом».

Завязка суровая: маленький Пьель потерял родителей и остался один на опасной планете. Группа взрослых отправилась его спасать. Вас ждут действительно неожиданные сюжетные ходы (остерегайтесь спойлеров!), грустные моменты и, конечно, путешествие во времени, изменившее ход истории целой планеты. Мультфильм довольно тяжелый, но у нас рейтинг «0+», да и дети эту историю поймут в чем-то лучше, чем взрослые.

«Приключения Марка Твена»

Выглядит немного жутковато, но большинство зрителей, принявших как данность угловатые пластилиновые фигурки, остались крайне довольны этой лентой. При условии, что любят творчество Марка Твена, конечно же. Потому что этот мультфильм целиком про него. То есть главный герой - сам господин Твен, сопровождают его Том Сойер, Гек Финн и Бэкки Тэтчер, летят они на межпланетном воздушном шаре навстречу комете Галилея, а по пути попадают в разнообразные истории из книг знаменитого автора. Хитрый временной исподвыверт также в наличии. Всем ностальгирующим романтикам рекомендуется!

«Мы вернулись! История динозавра»

Какое путешествие во времени да без динозавров? Правильно, скучное. Вопрос только в том, возвращаться ли в пасти к зубастым ящерам или перебрасывать монструозных гостей в наше время. Создатели мультфильма «Мы вернулись! История динозавра» выбрали второй вариант. При этом героев-динозавров чудной профессор загодя сделал добрыми и милыми, свалились они на голову хорошему мальчику Луи, злой брат профессора открыл охоту… Впрочем, сюжет старого мультика действительно интересный, стоит убедиться в этом лично.

«Канун всех святых»

«В гости к Робинсонам»

Добрались до недооцененного и малоизвестного диснеевского мультфильма. При этом является одной из самых ярких и любопытных анимационных лент про путешествие во времени в принципе. Юный Льюис попадает в будущее к своей семье, узнает, что он не просто маленький чудаковатый гениальный изобретатель, а великий чудаковатый гениальный изобретатель, который путешествия во времени и изобрел. Как сказал бы главный кинематографический путешественник во времени Доктор Кто: это «тайми-вайми». Лучше и не объяснить.

«Диномама 3 D »

И вновь про динозавров. В «Диномаме» герои-дети попадают в далекое прошлое, где знакомятся с самым очаровательным анимационным тираннозавром в истории. Эта большая и изящная розовая леди приняла их за своих малышей, что спасло героям жизнь и обрекло на захватывающие приключения в пересеченной местности Юрского периода. Одновременно с этим яйцо тираннозавра оказалось в доме у родителей-людей в нашем времени, и да, ест он очень много. Оценки у «Диномамы» скромные, но на самом деле мультфильм неплохой, добрый, понятный и про семью.

« Индюки: Назад в будущее»

Если бы американские индюшки обладали разумом и машиной времени, они бы именно так и поступили - вернулись в 17-й век, чтобы убрать свой род из праздничного меню на День Благодарения. Собственно, весь мультфильм именно об этом. Индюки здесь совершают и отважные, и глупые поступки, встречаются сами с собой в разных временах и достигают своей цели, оставив альтернативной едой другое известное блюдо. Ход сомнительный, но наблюдать за ними весело.

«Приключения мистера Пибоди и Шермана»

«Назад в будущее»

Переходим к мультсериалам. Да-да, они настоящие - два сезона анимационных приключений на легендарном DeLorean. Особенность данного сериала в том, что он для дошкольников, в центре внимания - юные Жюль и Верн, а продолжения «про детей» автоматически вызывают у многих зрителей кислые мысли и неприятие. Но здесь все не так уж и грустно. Док и другие главные герои культовой киносерии появляются, путешествия во времени здесь на каждом шагу, и создано это во многом старой командой, так что планка качества очень даже на уровне.

«Аргай»

Перед вами представитель того рода сериалов, про которые знают единицы, в свободном доступе не особо качественные записи, но все приобщившиеся гласят почти единодушно: оно того стоит. Стоит потерпеть большие пиксели, чтобы узнать, чем же закончатся приключения антропоморфного льва Аргая из прошлого в современном Нью-Йорке. Тут вам и отлично прописанные герои, и яркая , и наглядная антиутопия, и качественная французская анимация, и много чего еще, что успели положить в 26 серий одного сезона. Ах да! Это ведь «0+» - если и знакомить детей со старой научной фантастикой, то именно так.

«Самурай Джек»

«Смешарики: Пин-код»

Смешарики до путешествия во времени в полнометражном фильме «Смешарики. Дежавю» перемещались в другие времена и эпохи. Во втором сезоне к чудесному Шаролету, позволяющему путешествовать где угодно, прибавляется Шароскоп, позволяющий путешествовать в когда угодно. Чем герои не упускают случая воспользоваться, конечно же. Изобретения будущего и великие свершения прошлого - познавательно, увлекательно и с комментариями любимых персонажей.

«Не время для орехов»

На закуску мы оставили две великолепные короткометражки про путешествия во времени, которые настоятельно рекомендуем посмотреть при любых обстоятельствах. И вне зависимости от вашего отношения к Скрату, колоритному неудачливому герою . Его эпичная погоня за желудем сквозь века удостоилась номинации на «Оскар», что уже само по себе признак. От себя добавим, что это самый наглядный урок того, что путешествия во времени - мероприятие предельно опасное и вообще сомнительное.

Руководитель проекта: воспитатель Н.В. Ширинкина

Вид проекта: познавательный, образовательный

Длительность проекта: с 27. 10 по 31. 10. 14г.

Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта

Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь.

Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы. Сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонт, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей многие из них захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Часы» .

Гипотеза: Что произойдёт, если вокруг нас перестанут работать все часы?

Цель проекта: Формирование представлений у детей о времени.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей часов;
  2. Подвести детей к пониманию, что часы человек создаёт для облегчения своей жизни;
  3. Воспитывать гордость и уважение к отечественным изобретателям.

Педагогические задачи:

  • способствовать расширению и уточнению представлений у детей о человеке в истории и культуре;
  • побуждать любознательность детей;
  • способствовать выработке положительного, гуманного отношения к предметам рукотворного мира;
  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
  • формировать навыки коммуникативного общения;
  • создать условия и возможности для поисковой деятельности.

Задачи для детей:

  • закрепить свои знания о времени;
  • узнать о возникновении часов на Земле;
  • относиться с гордостью и уважением к изобретениям человечества;
  • развивать образное мышление, воображение, фантазию, активную речь, творческие способности;

Задачи для родителей:

  • способствовать расширению знаний детей о часах и временном пространстве;
  • содействовать в реализации проекта в группе ДОУ.

Необходимое оборудование:

Познавательная зона: дидактические и настольные игры; коллекция фотографий с изображением часов, литература по теме; презентации по теме.

Методы и приёмы в ходе реализации проекта:

  • беседы с детьми о истории возникновения часов;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций;
  • рисование, аппликация, лепка;
  • отгадывание загадок;
  • физминутки, дидактические, подвижные и пальчиковые игры;
  • консультации для родителей;
  • просмотр мультфильмов, презентаций.

Результат:

  1. Сформированная база знаний у детей о истории возникновения часов.
  2. Сформированный интерес к изобретениям человечества и уважительное отношение к ним.
  3. Имеют навыки рассуждения, наблюдения.
  4. Расширен словарный запас по теме.
  5. Подготовлена презентация проекта и представлена на педсовете.

Сотрудничество с семьёй:

  1. Консультации
  2. Выставки рисунков

Продукты проектной деятельности:

  1. Дидактические игры: «Части суток» ,
  2. Фотографии мероприятий.
  3. Презентация проекта.

Конспект

интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе.

«Путешествие во времени»

Цель:

Закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.

Формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»;

Учить определять время по часам.

Закрепить знания детей о временах года, месяцах и днях недели.

Задачи:

Развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании; развивать фантазию, творчество.

Развивать исследовательский интерес и любознательность;

Учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций как раньше жили люди, рассматривание часов, закрепление знаний какие бывают часы, пальчиковая гимнастика, чтение сказок и стихов о времени.

Материал: фонарик, шаблон круглой формы, палочка, песочные часы, разрезные картинки, механические часы, поделка «часы», краски, пластилин, карточки с числами от 1 до 12.

Ход занятия:

Ребята, сегодня в нашу группу должен был приехать гномик Тик- Так и научить определять время по часам, но что-то он опаздывает. А может он уже здесь, только мы его не видим. Давайте поищем.

(Дети находят видеописьмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! В моей волшебной стране времени случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. И теперь мы не можем определить время».

Что случилось в стране времени?

Ребята, что произойдет, если сломаются все часы? (слайд)

А мы можем что-нибудь сделать для гнома?

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени, но для начала Первое, что нам надо с вами сделать - это определить: Что такое время?

Давайте разобьемся на три подгруппы. Сейчас каждая подгруппа должна ответить на свой вопрос, но сначала нужно собрать ваши подсказки.

Работа в подгруппах.

Дети подбирают картинки- подсказки к своим вопросам

I подгруппа. Зачем человеку нужно знать время?

II подгруппа. С помощью чего мы узнаем время?

III подгруппа. Как мы отмеряем время?

I подгр.: режим дня, сон, игра, прием пищи, и т.д.;

II подгр.: часы – наручные, настенные, песочные; календари и т.д.;

III подгр. - стрелки часов, целый отрывной календарь

Что бы можно было отправляться в путь необходимо пройти несколько испытаний. Справитесь? Остаются в подгруппах.

1 задание.- Ребята, назовите времена года и подберите картинку на столе.

Какое время года сейчас? (весна).

Какими словами можно описать весну? (теплая, веселая, хорошая, солнечная, звонкая, блестящая…)

Какой месяц сейчас? (март).

Сколько месяцев в году? (12).

Назовите по порядку.

Назовите весенние месяцы.

А сколько дней в неделе? (семь).

Какой день сегодня?

Назовите по порядку дни недели.

Какие части суток вы знаете? Покажите на картинке.

Назовите по порядку части суток.

Молодцы!

2 задание

Игра «Назови соседей».

У вас на столе есть листочки, на них написана цифра, подумайте и скажите рядом стоящие цифры.

3 задание

Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.

1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь).

Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь). (1 ребёнок работает у доски – пишет решение задач).

2) «Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну-ка, скажите скорей:

Сколько овечек теперь?» (две).

(четыре минус два равняется двум).

(на доске написать решение задач и прочитать).

3) «Поставь нужный знак» >;

3 5; 6 4; 7 7.

Молодцы ребята вы справились со всеми сложными заданиями, теперь отправимся в путь в прошлое часов, побывать на разных этапах их развития. Вы согласны?

Психологическая разгрузка.

Предлагаю детям разместится поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем его аромат,представьте как мы восхищаемся красотой зимнего леса, поднимаемся вверх под пушистые облака. Облака пушистые, мягкие как вата. Дует легкий ветерок, и мы опускаемся ниже и ниже. И переносимся в прошлое. Молодцы, отдохнули немного?

Когда жили наши предки?

А мы с вами где находимся?

А завтра где будем?

Как же нам попасть в прошлое?

Но это не все, что мы должны знать о времени. Из чего состоит время, нам поможет разобраться стихотворение:

Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди.

Летим на корабле и окажемся в прошлом. Но нужно произнести заклинание:

Замыкая дружный круг

В прошлом окажемся мы вдруг!

Гному мы поможем:

Часы доставить сможем.

Посмотрите, мне кажется, мы попали в прошлое, в старину. Как можно догадаться? (слайд)

Вы слышите, как поет петух? Что он здесь делает? Мы же в прошлом часов. (слайд)

Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходили по двору, махали крыльями и, взлетев на забор, кричал: «Ку-ка-ре-ку!» Утром петух кукарекал и всех будил на работу, а вечером кукарекал, и люди ложились спать.

Здесь не погреб, не чулан

Не растет за ним тюльпан

Есть там светлая светлица

Есть там русская девица

Есть и печка и труба

Это русская …….

Дети: - Изба. (слайд)

Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба? (Это деревянный дом……..)

Кто жил в избах? (Люди, семья…….)

А вы хотели бы побывать в гостях у наших предков? (Да) Вот мы сейчас там и окажемся. (слайд )

Так люди раньше жили, дома из дерева строили, назывались они избами, в избе были сени и горница. Сени – это первая маленькая комнатка в избе (слайд), горница – это большая комната в избе, где люди ели, играли дети.(слайд) А это русская печь - «матушка»- символ полноты и благополучия. Печь обогревает избу, в ней готовят еду и пекут хлеб. (слайд)

На печи стоит чугунок. В нем варят щи, кашу. С тех времён пришла к нам пословица - Щи да каша - пища наша.

Давайте посмотрим нам передали какое то послание (слайд)

«Доброго здоровьица, гости дорогие! Рады видеть вас в нашей избе. Наш сын Иван отправляется в лес за дровами. Матушка собрала для него котомку, в которую положила кусок чёрного хлеба, налила в туесок воды ключевой. Иван слез с печи, взял котомку и пошёл.»

Ребята, все ли слова вам знакомы? Вы догадались, что такое «туесок», «котомка»?

(Ответы детей. Педагог дополняет: (слайд) Котомка - сумка, которую носят за плечами, иногда на палке-посохе, (слайд) а туесок - посуда из берёзовой коры, в котором в старину хранили мед или сметану).

Продукты хранили в погребах, по сусекам, да берестяных коробах. Сусек - ящик для хранения зерна.(слайд)

Ребята, в чем сегодня мы храним продукты? А чем хорош, а чем плох холодильник?

Некоторые предметы, которыми мы пользуемся сегодня, пришли к нам с давних времён, хотя и очень сильно изменились. Предлагаю поиграть в игру «Подбери пару». (слайды)

Д.и. «Подбери пару»

Чайник-самовар

Лапти-туфли

Перо-ручка

Телега-грузовик

Свеча-лампочка

Чугунок-кастрюля

Сундук-шкаф

Еще тогда люди заметили, что время, занятое делом, проходит быстро, а у бездельника день тянется очень долго. В народе сложили много сказок, пословиц, поговорок о том, что надо беречь время. Давайте вспомним некоторые поговорки.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Делу время – потехе час.

Поздно поднялся – день потерял.

Но можно ли было по пению петуха определить точное время?

Какие первые часы придумал человек?(слайд)

Есть солнечные часы

Всех часов предки

сейчас они редки

Циферблат на земле лежит

А по небу солнышко бежит.

Ребенок: Делали их люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом – это циферблат, вместо стрелок – колышек. Солнышко движется по небу, а тень от палочки показывает время.

Попробуем и мы сделать то же самое изобретение?

Экспериментирование

И мы тоже изобрели солнечные часы. Но со временем солнечные часы перестали устраивать человека. Почему?

Стали люди ломать голову, как придумать часы лучше. И придумали вот такие часы. Как они называются? (показываю песочные часы) (слайд)

Ребенок: - В высокий стеклянный сосуд с дырочкой насыпали песок.

Песок тоненькой струйкой пересыпался из одного сосуда в другой, и как песок пересыплется, значит прошло сколько-то времени. Песок в них сыпется всего 3, 5, 10 минут, людям приходилось все время считать по минутам.

Это было удобно?

А где ими удобно пользоваться?

Вот и мы сейчас воспользуемся песочными часами. Пока песок пересыпается, попробуем собрать картинку, и узнаем, какие часы дальше изобрел человек.

Игра «Собери картинку» (работа в подгруппах)

Какие часы вы собрали на картинке? (показываю часы)

Прошло много времени, пока человек придумал часы с механизмом. Закрутил пружинку, а чтобы не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико. А по циферблату движутся стрелки и показывают время. (слайд)

(рассмотрим часы: циферблат, стрелки, механизм)

Чем они неудобны?

Ребята, хотите заглянуть в часовой механизм? (слайд)

Просмотр видеоролика.

Физкультминутка:

Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)

Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Ребята, кто знает, какие часы не надо заводить? (слайд)

На смену механическим часам пришли электронные. Они работают от батареек или электричества или сами высвечивают время на табло.

Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди. (Просмотр слайдов с изображением часов). Ребята, как вы думаете, мы уже помогли гному?

Ребята, давайте сделаем каждый свои часы. И, может быть, ваши часы помогут гному навести порядок в его стране времени.

Вместе делаем часы, беседуем.

Звучит музыка из песни.

Давайте посмотрим, какие часы вы изобрели. Как вы считаете, мы можем отвести эти часы гному Тик-Таку? Тогда садимся на наш корабль и произносим заклинание:

Замыкая дружный круг

В волшебной стране гнома окажемся вдруг.

А вот и сам гномик нас благодарит (слайд)

А вы, ребята хотите научиться определять время по часам?

А может кто-то умеет?

Игра «Ходят стрелочки по кругу».

На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Все вместе думают,куда поставить стрелки.

(Дети ставят стрелки на нужное место).Пять часов!

Игра повторяется несколько раз.

Ребята, часы подсказывают, что нам пора возвращаться.

Замыкая дружный круг,

В настоящем окажемся мы вдруг.

Вокруг себя повернись,

В нашей группе очутись.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое часов.

Гном навел порядок в своей стране

Какое доброе дело мы сделали?

Что нового вы узнали?

Вам понравилось наше путешествие?

Самоанализ занятия.

Была предоставлена НОД по ознакомлению с окружающим «Путешествие во времени».

Направление – познавательно-речевое

При планировании учтены возрастные особенности, была проведена предварительная работа:

Беседы по истории возникновения часов

Дидактические игры

Игры- путешествия

Цель: закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.

Задачи:

Развивать исследовательский интерес и любознательность; учить детей определять причинно-следственные связи, развивать творческое воображение и логическое мышление детей; формировать временные представления «прошлое», «настоящее», «будущее»; учить определять время по часам.

Учить четко и последовательно излагать свои мысли; развивать коммуникативные навыки.

Развивать наблюдательность, способность замечать особенности предметов, закреплять умение рисовать разные часы; воспитывать самостоятельность, развивать фантазию, творчество.

Развивать музыкальность детей.

Развивать игровую деятельность детей; воспитывать умение договариваться в совместной деятельности со сверстниками.

Воспитывать интерес к технике.

Дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления и его последствий.

Для решения поставленных задач мной использовались различные методы и приемы.

Методы:

Наглядные (показ слайдов, демонстративных предметов)

Словесные (беседы, рассказы детей)

Практические (экспериментирование, физкультминутка)

Игровые (дидактическая игра «собери картинку», игра «ходят стрелочки по кругу»)

Приемы:

Пояснение, напоминание, повторения, обобщения, собственные ответы, была определена перспектива на будущее.

Выполнению поставленных задач также помогали наводящие вопросы, которые подталкивали на самостоятельные высказывания, вопросы проблемно- поискового характера

В течение всей образовательной деятельности закрепляла умение детей слушать друг друга, активизировала словарь, дополняла, уточняла.

Для мотивации детей, был использован сюрпризный момент- письмо от гнома, что вызвало интерес и активизировало их на дальнейшую работу.

На протяжении всей НОД использовались технические средства. Мною была разработана мультимедийная презентация, с использованием Интернет-ресурсов, а также музыкальное сопровождение.

Данная структура НОД предполагает взаимное сотрудничество детей и воспитателя и направлена на выполнение поставленных задач.

Дети вовлекались в различные виды деятельности, что поддерживало интерес на протяжении всей НОД.

Во время НОД я использовала физкультминутку, смену видов деятельности, что позволило детям не находится в статистической позе, предотвратить утомляемость детей.

В НОД была проведена рефлексия, где видно, что детям нравилось заниматься данным видом деятельности.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач.

Образовательная деятельность получилась яркой, насыщенной интересной, так как детям нравится оказывать помощь, следовательно, развивается чувство ответственности, повышается самооценка.


Оксана Алферова
Интеллектуальное развлечение для детей подготовительной к школе группы «Путешествие во времени»

Интеллектуальное развлечение для детей

подготовительной к школе группы "Путешествие во времени "

Цели :

Закрепить навыки правильного произношения и различения звуков Л, Л" в словах, фразах;

развитие артикуляционного аппарата;

развитие мелкой моторики ;

развитие фонематического анализа;

Закрепить умение правильно определять функции предмета, группировать предметы по времени его создания (настоящее - прошлое) .

Расширять кругозор ребенка, развивать любознательность , творческое мышление, память и фантазию детей .

Воспитывать доброе отношение друг к другу, взаимопомощь, культуру поведения.

Развивающая среда .

"машина времени ", черный ящик, сундучок с картинками (ледокол, землянка, шалаш, коромысло, телега керосиновая лампа, платье, самолет, автомобиль, палатка, черно-белые картинки (слон, лошадь, яблоко, лиса, тюлень, лягушка, лев, закупоренный сосуд со схемой группы , следы с заданиями, послание, магнитофон с подбором музыкального сопровождения (голоса птиц, "Подснежник" П. И. Чайковского, "таинственная" музыка, "космическая" музыка).

Раздаточный материал :

компьютерные диски, картинки.

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Ребята, вы любите путешествовать ? На чем можно путешествовать ? /ответы детей/

Я хочу предложить вам необычное путешествие - путешествие во времени . Но сначала давайте выясним, что называется прошлым, настоящим и будущим временем ? /ответы детей/

Посмотрите на картинки и определите, к какому времени они относятся . В нашем путешествии мы повторим звуки Л , Л".

Какой звук Л? (согласный, твердый) Каким цветом обозначаем звук Л? Какой звук Л"? (согласный, твердый) Каким цветом обозначаем звук Л"

И так, путешествовать будем во времени , поэтому предлагаю запомнить слова, которыми мы пользуемся в наше время :

земля, лес, салют, солнце, ландыш, ласточка.

Давайте зашифруем слова с помощью рисунков и поместим эту информации на компьютерные диски.

А теперь поместим диски в несгораемый черный ящик. Где его можно встретить? /на самолетах и вертолетах. /Для чего он нужен? /ответы детей / Возможно нам поможет черный ящик вернуться в настоящее время .

Ну вот, к путешествию мы готовы . Давайте заглянем в прошлое.

(включаем "машину времени ": включаем шарики-фонарики и опускаем их в конверторную печь)

Возьмите друг друга за руки, закройте глаза и произнесите волшебные слова :

Раз, два, три, четыре,

Пять, можем все мы помечтать.

Хочешь в прошлом очутиться,

Мушкетером стать, царицей,

Лишь скажи : "Раз, два, три,

Быть по-моему вели!"

(звучит "таинственная" музыка)

Вот и очутились мы в прошлом. Нам нужна подзорная труба. Из чего ее можно сделать? Смотрите! Что-то виднеется вдали! (Смотрим в подзорную трубу.)

Да это же пещера! А вот и тропинка. /проходим к "пещере ")

Обратите внимание на рисунки. Кто же мог их нарисовать? Чтобы нам попасть в пещеру, картинки, изображенные на пещере нужно разложить. Картинки, в названии которых есть звук Л - под синий квадратик, а со звуком Л" - под зеленый.

(Заглядываем в пещеру и достаем закупоренную вазу, в ней план группы ).

Как вы думаете, что в ней может быть? Это что за красный крестик? А вы знаете, что обозначали крестиком на картах? Определите по карте, где находится клад? (на ковре)

Как к нему добраться? (К нему ведут следы.) Где же нам их взять? Давайте поищем подсказку, может в пещере что-то есть?

(Находим в палатке следы с заданиями. Читаем задание, выполняем задание. Все выкладывают дорожку от пещеры к ковру).

Назовите слово, в котором звук [Л] находится в начале слова (в середине, в конце) .

Назовите слово, в котором звук [Л’] находится в начале слова (в середине, в конце) .

Назовите слово с звуком [Л]; [Л’].

Игра "Лабиринт" (на ковре стоят 4 разных предмета и сундучок, к ним из длинных веревок, запутанных между собой, проведены дорожки)

Определите номер дорожки, ведущей к сундучку. Чтобы открыть сундучок, нужно потренироваться : Для этого мы с вами потренируем пальчики.

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики!

Пополам согните

В кулачок сожмите!

Раскройте ладошки,

Встряхните немножко!

(Открываем сундучок, в нем картинки) .

Здесь находятся картинки с изображением предметов из прошлого и настоящего времени . Картинки с изображением предметов из прошлого оставим здесь, а картинки с изображением настоящего времени возьмем с собой .

Каждый берет карточку с изображением предмета и определяет время , (звучит звонок таймер) .

- Время путешествия заканчивается , возвращаемся в свое время . Пройдите к "машине времени " и скажите слова :

А теперь хочу домой,

И хочу быть сам собой,

Лишь скажи : "Раз, два, три,

Быть по-моему вели!"

(звучит космическая музыка)

Вот это да! Мы не в своем времени ! Какие-то обломки валяются? И послание :

«Мы жители из будущего. Мы не берегли свою природу и все разрушили! У нас давно нет лесов и животных, не поют птицы. Помогите нам вернуть все на свои места!» (разрезные картинки)

На столе лежат хлеб и булка.

Слава посадил на листок кляксу.

Бабушка поливает лук из лейки.

Лыжник встретил в лесу лисицу.

Пчелы слетаются к ульям.

Дети складывают разрезные картинки.

Назовите, что изображено на ваших рисунках.

А еще вы знаете много хороших стихотворений о природе. Расскажите. Только четко произносите звуки Л, Л".

Дети рассказывают стихи.

Ребята, посмотрите, да ведь это наш черный ящик. Расшифруйте картинки, и тогда мы вернемся в свое время .

Вот мы и в своем времени . Понравилось путешествие ?