Исторические платья в стиле ампир. А la sauvage: ампир стиль в одежде

Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Так же как классицизм XVIII в., стиль ампир вдохновлялся античными образами. Многие архитектурные сооружения почти полностью копировали памятники Рима. Характерными элементами орнамента были античные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви, львы. Плотными симметричными рядами располагались орнаментальные рельефы или росписи на неподвижной глади дворцовых стен или лакированной мебели, создавая величественную монументальность интерьера.

Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.

«Если классицизм ищет простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии, то ампир мужествен, строг и холоден.

Классицизм приветлив, ампир суров. Классицизм мягок и светел, ампир торжествен и помпезен. Классицизм любит нежные тона: светло-зеленый, светло-голубой, светло-желтый. Ампир употребляет выраженные цвета: алый с черным, красный с зеленым, глубокий, синий, ярко-желтый. Оба не отказываются от белого с золотом, но классицизм объединяет их, ампир противопоставляет».

Костюм стиля ампир решается в единстве с произведениями архитектуры и декоративно- прикладного искусства.

Силуэт стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшаются однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.

В мужском гардеробе повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом (рис. 114). Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде (рис. 115). Зимой и осенью мужчины носят редингот с несколькими воротниками или пелериной (рис. 116), которая является очень модной деталью как мужской, так и женской верхней одежды этого периода.

Прически в основном короткие, головные уборы - высокие шляпы с небольшими загнутыми с боков полями.

Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.

Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. Несмотря на то что пропорции его остаются такими же, как в конце XVIII в. (высокая талия делит фигуру в соотношении 1:7 и 1:6, прямая длинная юбка и узкий лиф), применение дорогих плотных тканей резко меняет пластику костюма, Кроме того, в нем появляется все больше декоративных элементов: рюшей, кружев, вышивки, оборок (рис. 117). В 1809 г. в костюме вновь появляется корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, напоминающий силуэт стройной колонны. Платье делают из плотного шелка или тонких прозрачных тканей, но на плотной шелковой подкладке и вышивают однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью и блестящими пайетками. Платье часто имеет шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широкой манжете.

Огромную роль в женском костюме продолжали играть шали, шерстяные и шелковые, однотонные и с цветной орнаментальной каймой, украшенные вышивкой, бахромой. Стоимость их намного превышала стоимость всего остального костюма и свидетельствовала о высоком имущественном положении ее носительницы. В альманахе «Старые годы» за 1908 г. мы читаем: «Самой типичной и неотъемлемой принадлежностью женского туалета того времени была шаль, привезенная во Францию после Египетского похода и настолько с тех пор в Европе везде привившаяся… Другой почти столь же типичной принадлежностью женского туалета был головной убор в виде чалмы или тюрбана, в первый раз надетый парижанками. Тюрбаны делались из «мериносовой», «кашемирской» шали, из бархата, парчи, тонкой индийской кисеи с золотыми полосами, белого и розового Крепа и носились или сложенными в складки, или в виде витой полосы с украшениями из жемчугов и драгоценных каменьев или султанами из перьев».

К концу периода женский костюм становится более тяжелым, увеличивается количество поперечной отделки по низу. Юбку украшают оборками, кружевами, фестонами. Расширяется линия плеча, линия груди остается завышенной, талия опускается ближе к естественной, линия низа расширенной юбки укорачивается (до щиколоток). Характерное для стиля ампир увлечение вертикальными композиционными линиями уступает место членениям по горизонтали. Фигура делается менее высокой и стройной.

Интерес к природе, обычай совершать пешие прогулки приводят к значительному расширению ассортимента верхней женской одежды: появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, отделанные бархатом, атласом, зимние - стеганные на вате или подбитые мехом (рис. 118).

Костюм дополнялся капорами всевозможных фасонов, иногда с вуалью, а затем шляпой типа ток, длинными лайковыми перчатками, часто без пальцев (митенями).

Туфли - открытые, плоские, кожаные, на низком каблуке.

Человечество очередной раз убеждается в правильности известной истины о новизне хорошо забытой старины. Мода совершает очередной виток спирали, возвращая нас к давним временам периода царствования французского императора Наполеона Бонапарта. Именно тогда получил свое начало стиль ампир в одежде и искусстве. Сегодня, как и прежде, он очень востребован и популярен. Благодаря уникальности силуэта современный ампир отличается большой вариативностью и многогранностью. Давайте поближе познакомимся с этим давним стилем и узнаем его отличительные особенности.

Толчком к развитию европейского костюма и появлению ампира послужили революционные события конца XVIII века во Франции. Кардинальные изменения коснулись всех сфер жизни европейского общества. Именно в те времена были заложены основные принципы формирования исторического костюма. Буржуазная революция ликвидировала классовое неравноправие в одежде, что привело к рождению нового стиля, отличающегося внешним единообразием. Время правления французского императора Наполеона вплоть до 1815 года совпало с эпохой ампира (от латинского empire–империя) в искусстве и костюме.

Его супруга Жозефина Богарне стала главной законодательницей и большой поклонницей нового стиля. Она всячески поддерживала придворного портного Леруа, одевающего по новой моде императорский двор и всю французскую знать.

Стиль ампир в одежде 19 века отличался свободным силуэтом, лаконичным кроем и четкими линиями. Женщины полностью отказались от удушающих корсетов, пышных кринолинов, громоздких париков и вычурных украшений. На смену жеманному и пышному барокко пришла эпоха, вдохновленная культурой древней Греции и Рима. Ее веяния основывались на красоте естественных форм и гармонии с окружающим миром.

Что такое стиль ампир в одежде?

Силуэт костюма периода Реставрации характеризуется стремлением к цилиндрическим очертаниям античной колонны. Платья по своему крою напоминали греческие хитоны. Летние модели шили из тончайших мягких тканей – батиста, кисеи, муслина, шелка. Одежду для прогулок и визитов создавали из шерстяного полотна. Для бальных нарядов выбирали дорогую материю: бархат, атлас, тафту, кружево. Изящная одежда дополнялась красивыми украшениями в волосах или элегантной шляпкой. Женский образ приобрел черты утонченности и нежности.

Читайте также: Шорты с завышенной талией: обзор моделей (+ 40 фото)

Отличительной особенностью стиля ампир в одежде 18 века были пропорции костюма, делящие фигуру в соотношении 1:6. Другой характерной чертой новой моды стал узкий лиф и длинная юбка с небольшим шлейфом, расширенная книзу. Такие наряды получили название шмиз (от французского сhemise – рубашка). Поначалу это действительно были нижние сорочки, которые надевали под платья, затем их стали носить самостоятельно.

Главный акцент в новых моделях женской одежды ставился на завышенную линию талии, оформленную всевозможными бантами и поясками. Именно эта особенность, красиво подчеркивающая грудь, позволяет ампиру оставаться актуальным и в нынешней жизни.

В первые годы правления стиля предпочитали носить платья белого цвета. Немного позже в моду вошла однотонная одежда разнообразных цветов. Крой лаконичных форм дополняли обилием декоративных решений. Полотно блестящих плотных тканей украшали античными рельефными узорами, искусно вышитыми однотонной нитью.

Описание платья шмиза будет неполным, если забыть упомянуть про аксессуары, которые дополняли и разнообразили наряды. Под короткие рукава–фонарики с широкими манжетами надевали длинные лайковые перчатки. Плечи европейских женщин покрывали индийские кашемировые шали, шею – узкий длинный шарф-боа из перьев или меха.

Стиль ампир в женской одежде, предназначенной для прогулок на природе, нашел свое отражение в новых видах моделей. Укороченные курточки-спенсеры были очень удобны при верховой езде. Длинное пальто редингот одинаково удобно было носить мужчинам и женщинам любого возраста.

На Руси состоятельные модницы стремились не отставать от европейского стиля и частенько выписывали нарядные туалеты из Лондона или Парижа. Русский ампир в одежде провинциальных дам отличался смешением модных элементов с традиционным кроем. Не имея возможности покупать одежду за границей, дворянки и купчихи шили на заказ, подражая столичным веяниям. Одежда простого люда также имела модный силуэт, но отличалась скромной отделкой и дешевыми тканями.

Среди многообразия модных направлений встречаются те, которые не теряют своей актуальности ни при каких обстоятельствах. В чем секрет устойчивой популярности таких стилистических решений? Как показывает жизнь, это объясняется практичностью, удобством и универсальностью определенных вещей. Благодаря этим качествам стиль ампир в одежде можно причислить к ветеранам модного подиума.

Люди давно устали от созерцания субтильных длинноногих творений, которых им навязывают в качестве общепризнанного эталона красоты. Сегодняшняя мода все больше тяготеет к классическим канонам внешности – мягкой округлости форм, женственности, утонченности и грациозности.

Императорское наследие или история ампира

Название стиля происходит от французского слова empire – империя. Своим появлением Ампир обязан супруге императора Наполеона. Прекрасная Жозефина была большой поклонницей античной культуры. Именно она ввела в моду того времени платья с завышенной талией – характерной чертой греческой тоги.

Стиль ампир в одежде 19 века характеризовался легкостью, простотой и естественностью. Крой платья предусматривал укороченный лиф с глубоким вырезом и рукавами-фонариками на широких манжетах. Высокую линию талии подчеркивали атласной лентой. Сзади ее завязывали красивым бантом. Нижняя часть платья мягко струилась вдоль тела. Спереди платье выглядело прямым, а сзади его присборивали по талии. Мелкие складки создавали красиво ниспадающие фалды.

Платья шили из тонких прозрачных тканей на подкладке из плотного шелка. Лиф вечерних и праздничных нарядов расшивали узорной вышивкой из золотых и серебряных нитей. Сзади пришивали тонкий шлейф, придающий наряду легкость и воздушность.

В прохладную погоду на плечи набрасывали кашемировую шаль – роскошный аксессуар. Головные уборы отличались большим разнообразием форм. В ходу были шляпки, береты, тюрбаны, чепцы и капоры. Чтобы подчеркнуть изящество и белизну рук, надевали высокие тонкие перчатки из мягкой лайки.

Длинную шею обвивали несколькими рядами жемчужных бус. На руках и ногах носили разнообразные браслеты, а пальцы рук унизывали перстни, кольца с драгоценными камнями. Популярным украшением были диадемы и длинные серьги с подвесками.

Характеристика стиля ампир будет неполной, если не упомянуть о требованиях к внешности. Красавицы XIX века отличались нежной белой кожей, округлыми плечами и высокой грудью. Ценилась естественная красота лица, поэтому косметические средства почти не использовались.

С течением времени платья избавились от шлейфа, в них появился корсет. Наряды стали все больше украшать разнообразными кружевами, оборками, рюшами. Постепенно расширялась линия плеча, талия сместилась на свое естественное место, хотя сохранилась подчеркнутая грудь. Изменилась и длина юбок – они стали заметно короче.

Кому идет платье в стиле ампир?

Прелесть императорских нарядов состоит в том, что кроме удобства и практичности они обладают редкой универсальностью. Нехитрый крой изделий настолько удачен, что украшает практически любую фигуру. Худощавые высокие девушки приобретают женственность и гибкость. Невысоких женщин платья в стиле ампир невероятно стройнят и делают выше. Для полных дамочек такая одежда особенно выгодна. В ней можно красиво подчеркнуть округлые формы груди. А неидеальную талию, большой живот и широкие бедра хорошо скрывают струящиеся складки расширяющегося подола.

Стиль ампир в современной одежде

Наряды от Жозефины доминировали в Европе в целом не очень долго, но дизайнеры одежды никогда о них не забывали. Современные кутюрье не устают разрабатывать новые модификации классического убранства. Ведь такая одежда пригодна для любой жизненной ситуации. Современный стиль присутствует в многочисленных платьях и сарафанах. Здесь отмечается характерная для ампира завышенная линия груди, окантованная широкой лентой. Сохранилась и легкость струящегося силуэта.

Верх бывает самый разный – с плечами, на бретелях, с длинным или коротким рукавом. Контур декольте зависит только от фантазии и особенностей женской фигуры. Округлый, треугольный, квадратный или овальный вырез может быть откровенно глубоким или целомудренно высоким.

Вечерние наряды исполняют, как правило, традиционного вида, в пол. Повседневные платья отличаются произвольной длиной, порой доходящей до минимальной отметки бедра. Слишком короткие модели носят обычно юные особы, сторонницы кукольного стиля baby doll.

Ампир в офисе

Представьте себе, что даже сдержанный деловой стиль с удовольствием принимает в свои ряды платья с облегающим лифом и слегка расширенной юбкой. Лаконичный крой и скромная отделка уместно выглядят в рамках самого строгого дресс-кода.

Если на предприятии декларируется демократичная атмосфера, то избыточную строгость линий хорошо смягчает веселый принт в виде контрастного гороха или цветочной композиции. Некоторую парадность и раскрепощенность образу придает кружевной воротничок, легкий жакет и сумочка яркого насыщенного цвета.

Для каждого дня

Фасон одежды совершенно не привязан к сезонности. Платья ампир – это идеальная модель ежедневного гардероба. Они одинаково хорошо смотрятся с длинными рукавами и без них. Оригинально выглядят модели, в которых ассиметричное расположение лямок или вместо прилегающего декольте волнующий «хомутик».

К модному платью отлично подходят босоножки или сандалии с тонкими ремешками, обвивающими щиколотки – своеобразное напоминание о греческом происхождении. В прохладную погоду пригодятся балетки или лодочки на низком каблучке.

На празднике

Платья в ампирном стиле – это идеальный фасон свадебных нарядов. Их изготавливают из натурального шелка, нежного шифона или тончайшего кружева. Высокая стройная невеста прекрасно выглядит в открытых сандалиях. Недостаток роста компенсирует модельная обувь на шпильке.

Чтобы максимально приблизить образ к ампиру, делают гладкую прическу с ровным пробором и спадающими на лицо тугими локонами. Длинные волосы заплетают в косы и укладывают сзади в тонкую сеточку.

В длинном платье женственно и утонченно будет выглядеть любая женщина. Обратите внимание на фото – каких только вариаций вечерних и коктейльных нарядов не придумали модные кутюрье. В праздничном фасоне лиф вполне может обойтись без бретелей, это еще больше подчеркнет плавную покатость плеч. Тонкие легкие ткани плавно располагаются по фигуре, образуя мягкие складки и воздушные драпировки. На подоле могут располагаться глубокие разрезы, что придает образу больше сексуальности и загадочности.

А длинная юбка становится настоящим произведением искусства после того, как ее украсят затейливой вышивкой, нарядным кружевом или блестящими камешками. Остается надеть на ноги модельные туфли, взять в руки изящный клатч, и весь мир сразу окажется у ваших ног.

Своими корнями он уходит в далекое прошлое, название модного направления с французского empire переводится как «империя».

История моды: костюмы в стиле ампир

Впервые появился стиль ампир в одежде в 19 веке благодаря супруге Наполеона Бонапарта Жозефине.

Именно она стала законодательницей моды в этом популярном направлении.

Стиль ампир в одежде имеет свои характерные особенности, отличающие его от других модных направлений.

Прежде всего, стилисты называют такие свойства стиля, как:

  • завышенная линия талии;
  • рукав-фонарик;
  • шелковые и шифоновые струящиеся ткани;
  • свободный крой;
  • прямой подол;
  • достаточно глубокий вырез лифа;
  • вырез на спине.

Основой для модного направления послужила античная культура, этот стиль по праву называется императорским, ведь он отличается своей роскошью и великолепием. Еще в 19 веке весь императорский двор был облачен в наряды в стиле ампир, над созданием которых работал талантливый портной Леруа.

На фото одежды ампир того времени видно, что все предметы женского гардероба отличаются большим количеством декоративных элементов – рюшей, воланов, драпировок, оборок, вышивок:

Платья тогда шили из плотного шелка или тонких полупрозрачных тканей. Если использовались легкие струящиеся ткани, то обязательно делали плотную подкладку из шелка. Такие наряды расшивали блестками, пайетками, золотыми и серебряными нитями.

Со временем стилевое направление приобретает новых очертаний: линия груди все так же остается завышенной, а вот талия немного опускается вниз. Низ слегка укорачивается, длина платья доходит до щиколотки.

Для стиля характерным является членение не по вертикали, а по горизонтали. Горизонтальные линии делают фигуру менее высокой и стройной, именно к такому идеалу стремились женщины 19 столетия.

Верхняя женская одежда 19 века, выполненная в стиле ампир, характеризуется своим разнообразием, так как представительницы прекрасного пола проявляли особый интерес не только к светским мероприятиям, но также увлекались и пешими прогулками. Специально для прогулок были созданы короткие спенсеры и однобортные рединготы из шерстяных или хлопковых тканей. В качестве отделки использовался бархат и атлас.

История костюма ампир своими корнями тоже уходит в 19 век. Силуэт мужского костюма в далеком прошлом имел цилиндрическую форму. При пошиве моделей портные использовали однотонную рельефную вышивку, симметричную декоративную отделку и плотные блестящие ткани.

Костюм ампир в истории моды известный своей помпезностью, статичностью, пышностью и блеском. Повседневной одеждой мужчины этого стилевого направления в XIX веке был шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой.

Обычно такой костюм носили со светлыми панталонами и жилетом. В качестве верхней одежды в стиле ампир мужчины носили двубортный редингот, или сюртук. Со временем этот предмет мужского гардероба стал основным в деловой одежде мужчины.

Стиль ампир в современной одежде и фото модных костюмов

Стиль ампир в современной одежде приобрел немного другие характерные черты, нежели это было в 19 веке. Сегодня это стилевое направление в моде особенно ярко представлено сарафанами и платьями, изготовленными из шелка и шифона. Также модельеры активно работают над созданием кофточек и блуз в стиле ампир. Они превосходно сочетаются с или .

Стиль ампир в современной моде представлен роскошными вечерними платьями. Они подходят под любую фигуру, так как выгодно подчеркивают женские достоинства и скрывают некоторые недостатки.

Образ худеньких девушек будет выглядеть в таком более женственно, а при невысоком росте фигура станет более стройной. Под такое платье лучше всего подходит обувь без каблука, на плоской подошве. Желательно, чтобы передок обуви был заостренным, хорошо смотрятся без каблука.

Дополнить образ помогут в этом же стиле – перстни, колье или нить жемчуга, несколько раз обвита вокруг шеи. Не стоит использовать чрезмерное количество украшений, все должно быть стильно и со вкусом.

Можно ознакомиться с разнообразием одежды в стиле ампир на фото ниже:

Кафедра «Спецкомпозиции»

РЕФЕРАТ

Выполнил: студент ТИЛП

Ботокараева М. Ч.

Проверила: Алибекова М. И.

Подпись:____________

Москва 2014

- возникновения стиля Ампир

- женский костюм в период Ампир 19-о века

- головные уборы женщин

- прически женщин

- обувь женщин

- аксессуары женщин

- мужской костюм в период Ампир 19-о века

- головные уборы мужчин

- прически мужчин

- обувь мужчин

- аксессуары мужчин

- заключение

- литература

Возникновение стиля Ампир (1804-1815г)

Стиль Ампир возник во Франции после Великой Французской революции и ориентировался на образцы античной моды.

Мода периода французской революции носила временный характер и была присуща лишь самой Франции. Послереволюционные французские моды конца 18 - начала 19 века распространились уже и в других европейских странах. Но история европейского костюма 19 века началась именно с революционных событий во Франции. Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство в одежде. Дворянская аристократическая мода уступила место моде буржуазной, основным принципом которой было внешнее единообразие. Классовое положение определялось теперь наличием модных туалетов и украшениями. Тот же прямой силуэт, та же простота линий и множество вертикальных складок

В 1804 году Наполеон объявил себя императором. Период с 1804 по 1815 гг. в искусстве и истории костюма носит название «ампир» (от французского «empire» - «империя»).

Этот стиль напоминает классицизм предшествующих лет, так как внешние формы он заимствовал из античности. Но теперь уже идеалом является не строгое и изящное греческое искусство, а тяжеловесное и пышное римское. Идея мирового господства римлян была близка наполеоновской захватнической политике. Стиль ампир, холодный, парадно-официальный, величественный - присутствовал во всем: в архитектуре, интерьере, мебели. Нашел он свое отражение и в костюме этого периода.

Женский костюм в период Ампир

В послереволюционные годы женщины носили легкие, изящные одежды светлых тонов; платья типа туники, подпоясанные высоко под грудью. (см. рис 1)

В женской одежде цилиндрический силуэт античности. Женский костюм делится строго по назначению: бальный, домашний, для прогулок. 2

У парадных платьев этого времени был небольшой шлейф (потом она постепенно исчезает) и глубокое округлое декольте. К бальному платью полагались длинные перчатки. Талия платья завышенная, под грудью Деколте повседневного платья прикрывалось кружевной косынкой. Рукава - короткие, в виде буфов, в основном, фонариком. Наряд дополнялся чулками белого или телесного цвета. Несмотря на то, что платья были очень легкими, верхней одежды женщины в этот период почти не носили. Зимой они закутывались в шаль. В конце 18 века в моду вошел «спенсер» - короткая приталенная английская курточка с длинными рукавами и застежкой впереди, отделанная оборками. Спенсер носили и мужчины, но очень недолго, а в женской одежде он сохранился до 40-х годов 20 века.

Рис 1 на женщине платье

Силуэт женского платья неоднократно изменялся на протяжении 19 века. В начале столетия платье носили без корсета. Неизменными оставались необходимые аксессуары, без которых невозможно было появиться в обществе. Это веер, перчатки и маленькая сумочка. Появиться на балу или приеме без драгоценностей на шее и в прическе было также недопустимо. На улице была необходима шляпка, а летом еще и зонтик от солнца.

Силуэт юбки был мягким, до 1810 г. у нее обычно был шлейф, а после она стала не очень широкой, колоколообразной формы. Платья шили из различных тканей: шелка, батиста, кисеи, льна, муслина, шерсти, бархата, атласа.

В самом начале 19 века модным цветом был белый, затем - разные цвета, но в любом случае однотонные. Расшивались нарядные платья античными орнаментами. Верхней женской одеждой этого периода были спенсер и редингот. Женщины также пользовались различными накидками; наиболее популярной была «канза» - легкая накидка с длинными концами, которые завязывали крест-накрест на талии. Особенно модными были очень дорогие кашмирские шали, искусство драпировки которых высоко ценилось. В качестве верхней одежды в этот период носили также русские шубки.

На гравюре того времени изображен такой «городской туалет»: шляпка-капотик, имитирующая античный головной убор с сеткой, посредством которой гречанки придерживали всю массу волос на затылке. Платье с полутреном, покрытое туникой, прикрепленной к поясу брошью из золота или серебра; эта туника сзади расходится. Корсаж - очень короткий и без рукавов. Руки закрыты рукавами сорочки.