История ювелирного дела в Красном-на-Волге — ювелирной столице России. Кухом, студенческие годы, прятные воспоминания Красное на волге училище художественной обработки металлов

Учебное заведение развивает творческие и художественные способности, готовит профессиональных художников, мастеров и специалистов для ювелирных предприятий, индивидуальных предпринимателей в ювелирной сфере и других видах деятельности.Опыт, богатый ювелирными традициями продолжают преподаватели - члены Союза художников РФ, участники региональных, всероссийских и международных художественных и ювелирных выставок. Выпускники училища, ещё будучи студентами, также получают опыт участия в выставочной деятельности, являются обладателями Дипломов победителей и призёров конкурсов разных уровней. Такой успех вполне объясним: выпускники имеют высокий уровень художественной подготовки по рисунку, живописи и скульптуре, что позволяет успешно осваивать профессиональные компетенции в сфере проектирования и изготовления ювелирных изделий. Именно эти навыки требуются для реализации своего творческого потенциала на ювелирном предприятии. Лучшие студенты училища уже в ходе технологической и преддипломной практик получают приглашение на работу в качестве художников, закрепщиков ювелирных вставок, эмальеров, граверов и других специалистов ювелирной отрасли. Диковинки "ювелирной столицы" России
Выставка работ учащихся Красносельского училища художественной обработки металлов
Н.Б. Федотов

Дореволюционная Россия была страной во многом непохожей на государства Западной Европы. Одной из уникальных черт империи было соседство крохотных, с деревенским укладом жизни уездных городков и больших, богатых торгово-промышленных сел, что было типично и для Нижегородчины. Экономическая жизнь губернии бурлила не в Горбатове, Княгинине или Макарьеве, а в формально подчиненных им Павлове, Богородском, Лыскове и Большом Мурашкине.

Населенные пункты, подобные перечисленным выше, существовали и в других регионах Центральной России. В соседней Костромской области, примерно в сорока километрах к юго-востоку от областного центра, находится рабочий поселок Красное-на-Волге, небольшой (с населением менее восьми тысяч человек) районный центр, часто и не без оснований именуемый в прессе "ювелирной столицей" России.

В мае 2010 года в Павловском историческом музее работала выставка "Диковинки "ювелирной столицы" России". Она рассказывала об одной из главных достопримечательностей Красного - Красносельском училище художественной обработки металлов.

Павловский музей давно работает с мастерами народных художественных промыслов из разных регионов нашей страны. За последние годы в его залах экспонировались семинская и семеновская хохлома, казаковская филигрань и балахнинское кружево, ростовская финифть и мстерская вышивка, палехская и холуйская лаковая миниатюра. Но этот случай особый.

В истории Красного-на-Волге многое перекликается с биографией Павлова-на-Оке. Даже возникли они практически в одно и то же время. Первое письменное упоминание о селе Красном Костромского уезда относится к 1569 году - всего на четыре года позже Павлова.

Как и жители Нижнего Поочья, красносельские крестьяне издавна страдали от низкого качества местных почв. Неудивительно, что, как и павловчане, они еще в XVII столетии почти полностью забросили земледелие и переключились на кустарные промыслы. Выбор конкретного ремесла определился благодаря уездной Костроме. В эпоху первых царей из династии Романовых этот поволжский город славился как один из центров ювелирного производства на Руси. Именно ювелирным делом - выполнением заказов для местных церквей и изготовлением дешевых серебряных украшений для крестьян и небогатых горожан и занялись жители Красного.

Постепенно, к середине XIX века, красносельские кустари превзошли своих костромских учителей. Если в Костроме в 1858 году работало всего 12 ювелиров, то в Красном и соседних с ним селах и деревнях проживало в то время 27 членов Костромской управы серебряного ремесла.

К концу позапрошлого столетия вокруг села Красное сформировался целый кустарный ювелирный район, насчитывавший в своем составе 51 селение Костромского и Нерехтского уездов Костромской губернии. Как и в Павловском сталеслесарном районе, в разных селах и деревнях Красносельского кустарного района развивались различные разновидности общего ювелирного промысла. Например, в самом Красном изготавливали серьги, кольца, нательные кресты, село Сидоровское славилось мастерами, создававшими серебряные оклады икон и различную церковную утварь, в деревнях Аферково, Варкино, Здемирово собирали цепочки для украшений, в селе Подольском делали брелоки и браслеты, а в деревне Алеево - предметы сервировки стола.

И поокские, и поволжские кустари-металлисты страдали в конце XIX века от общих проблем - растущей конкуренции со стороны фабричного производства и засилья скупщиков (в красносельской округе их называли прасолами), обиравших мастеров. Общими были и попытки решить эти проблемы - и в Павлове, и в Красном неоднократно предпринимались попытки кооперировать кустарей, объединить их в артели.

Для того чтобы поддержать старинный ювелирный промысел, сделать его конкурентоспособным в условиях бурно развивающегося российского капитализма, в 1897 году в Красном были открыты классы технического рисования. Их задачей стала подготовка грамотных специалистов, способных не только копировать старые многовековые типы ювелирных изделий, но и самостоятельно создавать совершенно новые образцы.

Первым директором нового учебного заведения стал выпускник московского Строгановского училища Сергей Григорьевич Монастырский.

В становлении классов технического рисования, в 1904 году преобразованных в художественно-ремесленную учебную мастерскую золото-серебряного дела, большую роль сыграла финансовая и методическая поддержка администрации и преподавателей Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. Значительную сумму денег получила Красносельская учебная мастерская благодаря выдающемуся русскому художнику В.Д. Поленову, одному из душеприказчиков костромского предпринимателя и мецената Ф.В. Чижова, оставившего солидный куш на развитие специальных учебных заведений на своей родине.

В первые десятилетия советской власти молодое учебное заведение испытало немало злоключений. Его переводили в Кострому, превращали в обычное ФЗУ, готовившее слесарей и токарей, и только в 1934 году преобразовали в профессиональную техническую школу по художественной обработке металлов. В 1943 году профтехшкола получила статус техникума, а в 1957-м - обрела современное название - Красносельское училище художественной обработки металлов (КУХОМ).

За 113 лет своего существования Красносельское училище подготовило свыше 5000 художников-ювелиров. В наши дни его выпускники работают не только на ювелирных заводах Красного и Костромы, но и на предприятиях Якутска, Калининграда, Пензы, Ростова Великого, Углича, Алма-Аты, Ташкента, Одессы, Риги и других городов бывшего СССР.

Питомцы Красносельского училища сыграли заметную роль в развитии художественной металлообработки и в наших краях. Например, одним из первых преподавателей Павловского художественно-ремесленного училища был Михаил Федорович Аверин, еще до революции учившийся в Красносельской учебной мастерской золото-серебряного дела.

Красносельскую профтехшколу окончила и основательница казаковского филигранного промысла Ольга Ивановна Тараканова. И это не случайно. В 1930-х годах Красное-на-Волге стало местом возрождения русской филиграни - одного из древнейших видов российского ювелирного искусства.

На выставке в Павловском историческом музее было собрано около сотни дипломных работ учащихся КУХОМ. Старейшая из них выполнена более полувека назад, а самым новым - чуть больше года.

Поражало многообразие форм и приемов, использованных подростками, практически детьми, при создании маленьких шедевров (кстати, первоначально, в Средние века шедевром называли именно работу, которую молодой ремесленник представлял на экзамене на звание мастера). Филигрань, художественное литье, перегородчатая эмаль, выпиловка, инкрустация металлом по дереву: Всего и не перечесть.

В витринах замерли отлитые в бронзе или набранные из тонкой проволоки фигуры людей, животных, сказочных персонажей. Выполненная из филиграни жар-птица соседствовала с забавным тигренком, а словно пришедший из сказки Пушкина петушок располагался в компании круторогих яков и застывшей на бегу борзой.

В технике филиграни исполнена и миниатюрная копия главного архитектурного символа поселка - Богоявленской церкви, замечательного памятника русского шатрового зодчества, построенного в 1592 году на деньги бояр Годуновых, первых владельцев Красного.

Неистощимым буйством фантазии отличались представленные на выставке женские украшения. Здесь, в своих дипломных работах, юные ювелиры, еще не скованные жесткими рамками массового производства, сумели показать все, на что они способны.

Некоторые из работ практически сразу получают паспорт ювелирного изделия высокой художественной ценности.

Девушек в Красносельском училище учат не только создавать прекрасные серьги, колье и перстни, но и красиво носить их. Этому обучают в действующем при училище кружке.

Важное место в процессе подготовки будущих мастеров художественной обработки металлов занимает искусство графики. Вот уже на протяжении многих лет обычным для учащихся КУХОМ заданием является разработка и создание экслибрисов (владельческих книжных знаков), которые также были представлены в экспозиции в Павлове.

В последние годы среди работ выпускников училища появились и изделия церковной тематики: панагии, оклады икон, наперсные и нательные кресты.

Красносельское училище художественной обработки металлов активно пропагандирует работы своих воспитанников. Ежегодно изделия молодых ювелиров из Красного можно встретить на выставках в Москве, Петербурге и, конечно же, в Костроме. Доводилось КУХОМ достойно представлять свою страну и на международном уровне, например на выставках ЭКСПО в Осаке и Монреале.

Тем более досадно, что никогда ранее произведения красносельских мастеров не выставлялись на территории Нижегородчины. Наша выставка и была призвана ликвидировать этот пробел.

P.S. По итогам выставки "Диковинки "ювелирной столицы" России" в Павловском историческом музее состоялась поездка преподавателей Павловского техникума народных художественных промыслов в Красное-на-Волге. Ее целью стало установление делового и творческого сотрудничества павловских специалистов в области художественной металлообработки с родственным по профилю учебным заведением. Заинтересовалась Красным-на-Волге как перспективным объектом экскурсионных поездок и одна из нижегородских турфирм.

Кристина Цурцумия

2015-06-18 10:00:00


Храм Богоявления, 16 век., Храм Петра и Павла

Производственный комплекс компании SOKOLOV расположен в п. Красное-на-Волге Костромской области — поистине уникальном месте, где история ювелирного промысла насчитывает уже несколько веков. Над созданием украшений бренда работают профессионалы своего дела, многие из которых — ювелиры в нескольких поколениях.

Возникновение ювелирного дела

Существует множество гипотез о возникновении ювелирного дела в Красном. Установлено, что красносельские ювелиры были широко известны на Руси ещё с древнейших времён.


Центр Красного села, начало 20 века

Так, в списке мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы (XVII в.), числился красносельский золотарь Михаил Савельев. В начале XVIII века упоминаются имена мастеров-серебряников, бравших в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Расцвет промысла

Ювелирное производство получило особенное развитие около 1830 г. Изготовленные в Красном серебряные, бронзовые и латунные изделия расходились не только по всей России, но и в Персии, и в балканских государствах.

Наибольшего развития ювелирное дело достигло в 50-70-е г.г. XIX в. Тогда практически всё население села и близлежащих деревень занималось производством ювелирных изделий. В документах того времени говорится: «Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле».


Во второй половине XIX в. в Красном и его окрестностях ювелирным производством занималось две тысячи кустарей, появились скупщики, организующие свои оборудованные мастерские. В 1912 году в селе перерабатывалось уже около 2,5 тыс. пудов серебра, что для того времени было масштабным.

Особенность ассортимента

Главной особенностью красносельских изделий был прочно сложившийся ассортимент вещей, который предназначался, в основном, для покупателя из простонародья. Недорогие украшения, предметы сервировки стола и церковного обихода оказались востребованными в России и за её пределами. Творчество красносельских ювелиров находилось также в тесной связи с народным фольклором, поверьями, местными обычаями и праздниками.


Ювелир за работой (протяжка проволоки)

Специфика ассортимента, главной чертой которого являлась «простота», способствовала повсеместному развитию надомного ювелирного дела не только в Красном, но и в близлежащих сёлах и деревнях. Так ювелирный промысел на Красносельской земле приобрёл «общественный» характер, повлиял на особенности жизни и быта населения.

Визитной карточкой красносёлов издавна считалась . Также ювелиры применяли технику литья, чеканки, гравировки, изготавливали украшения и посуду из чернёного серебра, а также изделия, декорированные эмалью.


Ювелиры-надомники, семья за работой

Красносельское училище художественной обработки металлов

Для того чтобы сохранить промысел и придать ему художественную направленность, по инициативе Костромского земства на средства Министерства финансов в 1897 г. в с. Красном открывается класс технического рисования, а в 1904 году — художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, которая позднее переросла в знаменитое Красносельское училище художественной обработки металлов.


Благодаря этому повысился художественный уровень украшений красносельских ювелиров, их изделия выставлялись на российских выставках и за границей.

В 1919 г. была создана Красносельская трудовая производственная артель «Красносельский ювелир», которую в 1960 г. реорганизовали в фабрику, а затем — в первый ювелирный завод.


Сейчас Красное-на-Волге по праву завоевало статус крупного центра ювелирного производства благодаря Красносельскому училищу художественной обработки металлов — единственному в России и ближнем зарубежье учебному заведению по подготовке художников-ювелиров, члену Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Треть художников-ювелиров страны являются выпускниками этого учебного заведения. Кроме того, в п. Красное-на-Волге находится единственный в стране специализированный музей ювелирного и декоративно-прикладного искусства.





Алексей 05.09.2019

Какая богатая традициями история производства. Нынешние ювелиры - продолжатели дела старинных ремесленников. Это удивительно! Ответить

Ольга 15.08.2019

Меня поразили предметы труда ювелиров тех далеких годов. Если бы фото не были подписаны даже в голову не пришло бы, что это ювелиры за работой))). Понравилась фотография семьи надомников за работой. В целом статья очень интересная, поразил тот факт, что Красносельское училище художественной обработки металлов - единственное в России и ближнем зарубежье, учебное заведение по подготовке художников-ювелиров. Странно, что такое училище и всего 1 на всю нашу необъятную родину. Ответить

Инна Коваль 22.07.2019

Возникновение ювелирного дела просто прекрасное событие. Статья хорошая и познавательная. Историю все должны знать. Ответить

Оксана Иванова 08.07.2019

Здорово конечно! Статья очень интересная. Люблю читать историю, тем более про ювелирное дело. Я знала что в Костроме очень много заводов. Ответить

Екатерина К 07.07.2019

Интересная история возникновения ювелирного дела в России. Вот где истоки - в Костромской области. Теперь знаю, где учится большинство ювелиров нашей страны. Ответить

Роман Сярдов 29.06.2019

Прочитав эту статью, очень захотелось побывать в этом селе Костромской области. там наверное многие жители занимаются ювелирным искусством и любят украшения. Как здорово, что в нашей стране есть такое ювелирное производство с историей. Ответить

Альбина Хасанова 27.05.2019

Я когда закончила школу не знала куда поступить. И как жаль, что мне не подсказали про такие заведения. Очень хотелось быть ювелиром. Интересная работа и очень творческая. Ответить

Надежда Лысенко 19.12.2018

Смотря на фото окунаешься в историю ювелирного мастерства. До прочтения статьи я даже не задумывалась где готовят специалистов по производству ювелирных изделий. Оказывается учебных заведений такой узкой направленности очень мало, зато готовят настоящих профессионалов своего дела. Жаль, что когда я оканчивала школу я даже не подозревала сколько существует интересных, творческих профессий. Ответить

Светлана Семенюта 27.09.2018

Завод на Волге-патриатично. Поднимает наш дух. Соприкоснулись с историей. Очень понравилось, что черно-белое. Благодаря вашему журналу, многое узнала об истории и творчестве нашей страны. Сколько талантов-не перечесть Ответить

Светлана 09.08.2018

Как-будто в музее побывала. Как я люблю черно-белые фото. Какая интересная история у бренда. Наши изделия покупали на экспорт. А завод на Волге-это очень патриатично Ответить

Алиса Дьолог 09.07.2018

Интересный журнал и истории в нем. Не знала про столицу ювелирного дела, было интересно почитать. Говорят золото, которое раньше выплавляли очень ценится. Ответить

Татьяна Ильясова 25.06.2018

Смотри-ка! И детки участвовали в процессе! Целые семейные кланы ювелиров, передавалось от отцы к сыну... Ответить

Татьяна Нистратова 21.06.2018

Как бы я хотела иметь старинной золотое украшение, к примеру из села Красного. Чтобы это украшение передавали из поколения в поколение. У меня очень много украшений, и какое-нибудь обязательно сделаю как фамильное. Ответить Кристина Цурцумия

2015-06-18 10:00:00


Храм Богоявления, 16 век., Храм Петра и Павла

Производственный комплекс компании SOKOLOV расположен в п. Красное-на-Волге Костромской области — поистине уникальном месте, где история ювелирного промысла насчитывает уже несколько веков. Над созданием украшений бренда работают профессионалы своего дела, многие из которых — ювелиры в нескольких поколениях.

Возникновение ювелирного дела

Существует множество гипотез о возникновении ювелирного дела в Красном. Установлено, что красносельские ювелиры были широко известны на Руси ещё с древнейших времён.


Центр Красного села, начало 20 века

Так, в списке мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы (XVII в.), числился красносельский золотарь Михаил Савельев. В начале XVIII века упоминаются имена мастеров-серебряников, бравших в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Расцвет промысла

Ювелирное производство получило особенное развитие около 1830 г. Изготовленные в Красном серебряные, бронзовые и латунные изделия расходились не только по всей России, но и в Персии, и в балканских государствах.

Наибольшего развития ювелирное дело достигло в 50-70-е г.г. XIX в. Тогда практически всё население села и близлежащих деревень занималось производством ювелирных изделий. В документах того времени говорится: «Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле».


Во второй половине XIX в. в Красном и его окрестностях ювелирным производством занималось две тысячи кустарей, появились скупщики, организующие свои оборудованные мастерские. В 1912 году в селе перерабатывалось уже около 2,5 тыс. пудов серебра, что для того времени было масштабным.

Особенность ассортимента

Главной особенностью красносельских изделий был прочно сложившийся ассортимент вещей, который предназначался, в основном, для покупателя из простонародья. Недорогие украшения, предметы сервировки стола и церковного обихода оказались востребованными в России и за её пределами. Творчество красносельских ювелиров находилось также в тесной связи с народным фольклором, поверьями, местными обычаями и праздниками.


Ювелир за работой (протяжка проволоки)

Специфика ассортимента, главной чертой которого являлась «простота», способствовала повсеместному развитию надомного ювелирного дела не только в Красном, но и в близлежащих сёлах и деревнях. Так ювелирный промысел на Красносельской земле приобрёл «общественный» характер, повлиял на особенности жизни и быта населения.

Визитной карточкой красносёлов издавна считалась . Также ювелиры применяли технику литья, чеканки, гравировки, изготавливали украшения и посуду из чернёного серебра, а также изделия, декорированные эмалью.


Ювелиры-надомники, семья за работой

Красносельское училище художественной обработки металлов

Для того чтобы сохранить промысел и придать ему художественную направленность, по инициативе Костромского земства на средства Министерства финансов в 1897 г. в с. Красном открывается класс технического рисования, а в 1904 году — художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, которая позднее переросла в знаменитое Красносельское училище художественной обработки металлов.


Благодаря этому повысился художественный уровень украшений красносельских ювелиров, их изделия выставлялись на российских выставках и за границей.

В 1919 г. была создана Красносельская трудовая производственная артель «Красносельский ювелир», которую в 1960 г. реорганизовали в фабрику, а затем — в первый ювелирный завод.


Сейчас Красное-на-Волге по праву завоевало статус крупного центра ювелирного производства благодаря Красносельскому училищу художественной обработки металлов — единственному в России и ближнем зарубежье учебному заведению по подготовке художников-ювелиров, члену Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Треть художников-ювелиров страны являются выпускниками этого учебного заведения. Кроме того, в п. Красное-на-Волге находится единственный в стране специализированный музей ювелирного и декоративно-прикладного искусства.





Алексей 05.09.2019

Какая богатая традициями история производства. Нынешние ювелиры - продолжатели дела старинных ремесленников. Это удивительно! Ответить

Ольга 15.08.2019

Меня поразили предметы труда ювелиров тех далеких годов. Если бы фото не были подписаны даже в голову не пришло бы, что это ювелиры за работой))). Понравилась фотография семьи надомников за работой. В целом статья очень интересная, поразил тот факт, что Красносельское училище художественной обработки металлов - единственное в России и ближнем зарубежье, учебное заведение по подготовке художников-ювелиров. Странно, что такое училище и всего 1 на всю нашу необъятную родину. Ответить

Инна Коваль 22.07.2019

Возникновение ювелирного дела просто прекрасное событие. Статья хорошая и познавательная. Историю все должны знать. Ответить

Оксана Иванова 08.07.2019

Здорово конечно! Статья очень интересная. Люблю читать историю, тем более про ювелирное дело. Я знала что в Костроме очень много заводов. Ответить

Екатерина К 07.07.2019

Интересная история возникновения ювелирного дела в России. Вот где истоки - в Костромской области. Теперь знаю, где учится большинство ювелиров нашей страны. Ответить

Роман Сярдов 29.06.2019

Прочитав эту статью, очень захотелось побывать в этом селе Костромской области. там наверное многие жители занимаются ювелирным искусством и любят украшения. Как здорово, что в нашей стране есть такое ювелирное производство с историей. Ответить

Альбина Хасанова 27.05.2019

Я когда закончила школу не знала куда поступить. И как жаль, что мне не подсказали про такие заведения. Очень хотелось быть ювелиром. Интересная работа и очень творческая. Ответить

Надежда Лысенко 19.12.2018

Смотря на фото окунаешься в историю ювелирного мастерства. До прочтения статьи я даже не задумывалась где готовят специалистов по производству ювелирных изделий. Оказывается учебных заведений такой узкой направленности очень мало, зато готовят настоящих профессионалов своего дела. Жаль, что когда я оканчивала школу я даже не подозревала сколько существует интересных, творческих профессий. Ответить

Светлана Семенюта 27.09.2018

Завод на Волге-патриатично. Поднимает наш дух. Соприкоснулись с историей. Очень понравилось, что черно-белое. Благодаря вашему журналу, многое узнала об истории и творчестве нашей страны. Сколько талантов-не перечесть Ответить

Светлана 09.08.2018

Как-будто в музее побывала. Как я люблю черно-белые фото. Какая интересная история у бренда. Наши изделия покупали на экспорт. А завод на Волге-это очень патриатично Ответить

Алиса Дьолог 09.07.2018

Интересный журнал и истории в нем. Не знала про столицу ювелирного дела, было интересно почитать. Говорят золото, которое раньше выплавляли очень ценится. Ответить

Татьяна Ильясова 25.06.2018

Смотри-ка! И детки участвовали в процессе! Целые семейные кланы ювелиров, передавалось от отцы к сыну... Ответить

Татьяна Нистратова 21.06.2018

Как бы я хотела иметь старинной золотое украшение, к примеру из села Красного. Чтобы это украшение передавали из поколения в поколение. У меня очень много украшений, и какое-нибудь обязательно сделаю как фамильное. Ответить

Красносельское училище художественной обработки металлов - уникальное учебное заведение, готовящее высококвалифицированных специалистов для ювелирной промышленности.

Истоки

Свою историю училище начинало в 1897 году с простых рисовальных классов, созданных по инициативе министерства финансов России, Костромского земства и местных купцов для повышения художественной ценности выпускаемых в Красном селе ювелирных изделий. Истоки этого художественного промысла в крае восходят к XVI веку. Заведующим классами был назначен выпускник Строгановского училища технического рисования С.Г. Монастырский. За семь лет им были подготовлены программы, сформирован штат преподавателей, заслугой этого руководителя можно считать и строительство здания для художественно-ремесленной учебной мастерской золотосеребряного дела. И ныне коллектив училища развивает навыки и приемы обучения молодых мастеров, заложенные более века назад.

За сто с лишним лет многое изменилось, училище превратилось в учебный комплекс со столовой, общежитием, спортивным и актовым залами, отдельным корпусом производственных мастерских. Неизменным остался лишь высокий уровень подготовки специалистов по проектированию и изготовлению ювелирных изделий декоративно-прикладного характера с применением драгоценных и цветных металлов, синтетических и природных камней, янтаря, кости, кожи и других материалов. Красносельское училище является членом Гильдии ювелиров России и неизменным участ ником ювелирных выставок «Ювелир», «Золотое кольцо Руси», «Junwex».

Творить всегда…

Всего в училище работает 30 преподавателей, причем 15 из них - выпускники, продолжившие своё профессиональное образование в вузе и получившие практический опыт ювелирного производства.

Сегодня 6 преподавателей училища являются членами Союза художников России и успешно занимаются творчеством, участвуя в областных, российских и международных выставках. Так, изделия Т.Н. Галкиной, выполненные в технике скани с горячими эмалями, входят в каталоги современных ювелирных выставок. Вместе с коллегой, преподавателем Л.Н. Ловыгиным, она входит в состав областного художественно-экспертного совета по народным художест венным промыслам. Заслуженный деятель культуры РФ, преподаватель рисунка А.В. Нечаев является членом правления Костромского отделения Союза художников РФ.

Вместе с преподавателями ежегодно участвуют в ювелирных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме и студенты. Их работы за последние три года отмечены десятком дипломов и благодарственных писем. Творческий подход позволяет учащимся добиваться успеха в региональных конкурсах «Студент года», «Арт-профи», «Студенческая весна», «Фристайл», «Вифлеемская звезда». Лагерь молодёжного актива «Патриот», областные и районные молодёжные акции «Неделя добра», лучший молодёжный бизнес-проект, конкурс снежных и ледовых фигур - вот далеко неполный перечень мероприятий, в которых студенты проявляют свои способности.

Демография с географией

С введением ФГОС IV поколения преподаватели училища активно включились в работу по составлению новых программ, системы контрольно-измерительных средств и обновлению требований к вступительным испытаниям и аттестации студентов. Конкурсные условия порою приходится менять кардинально: контингент поступающих за последние годы, к сожалению, не стал более подготовленным, а демографический провал и доступность высшего образования ведут к снижению конкурса при поступлении. В связи с этим на первом курсе приходится начинать с нуля, а не продолжать художественное образование, на что были рассчитаны прежние учебные программы. Наверное, это проблема многих ссузов. Но для желающих получить навыки будущей профессии просто необходимо пройти школу СПО, ценную именно практическим опытом.

За все годы деятельности училище подготовило 5 тыс. специалистов, представляющих практически всю страну: Дальний Восток, Урал, Краснодарский край, Мурманск, центральные области России. И граница не становится преградой для авторитета училища, в котором получают знания студенты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Якутский ювелирный завод, Алма-Атинский, Ташкентский, Калининградский, Рижский, Одесский, Костромской - вот география рабочих мест художников-исполнителей, окончивших Красносельское училище художественной обработки металлов. А еще Чехия, Дания, США...

В этом учебном заведении помогают не только овладеть определённым комплексом знаний и умений, но, прежде всего, проникнуть в увлекательный и прекрасный мир красок, холстов, металла и, самое главное, творческих людей. А те неповторимые изделия, которые выходят из рук окончивших училище мастеров, начинают свою жизнь, свою долгую историю.