Израильские дети проблемы в воспитании. Израильское воспитание, или как воспитать лучшего

Воспитание в Израиле

«Так Господь один водил его».

«Смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего».

Основой основ воспитания в Едеме была семья. Адам был сыном Божьим (см. Лк. 3:38) и от своего Небесного Отца получал наставления. Школа первых людей, по существу, была семейной школой.

В Божественной системе воспитания, адаптированной к человеческим условиям после грехопадения, Христос является представителем Отца, связующим звеном между Богом и человеком. Он - великий Учитель человечества. Именно Он изначально задумал, чтобы в людях отобразился Его образ, чтобы семья была школой, а родители - учителями.

Воспитание в семье превалировало во времена патриархов. В семейных школах Бог создавал самые благоприятные условия для развития характера. Люди, руководимые Им, следовали тому плану жизни, который Он определил ещё в Едеме. А те, кто отвергнул Бога, строили себе города, жили в них, упиваясь роскошью, великолепием и пороком, что и сегодня отличает современные города, делая их и гордостью мира, и его проклятием. Люди, твердо следовавшие Божьим принципам жизни, всегда жили среди полей и холмов, они были земледельцами, скотоводами и пастухами, и в своей свободной, независимой жизни с её широкими возможностями трудиться, учиться и размышлять они познавали Бога и учили своих детей следовать Его делам и путям.

Таким был метод воспитания, который Бог хотел установить в Израиле. Однако израильтяне, выведенные из Египта, не были готовы сотрудничать с Ним в воспитании детей. Родители сами нуждались в наставлении и дисциплине. Живя в пожизненном рабстве, они умственно деградировали, превратились в невежественных и невоспитанных людей. Они не знали Бога своих отцов и не верили в Него. Среди язычников они сами стали постепенно становиться язычниками. Бог желал поднять их на более высокий нравственный уровень и дать им познания о Себе.

В посылаемых им испытаниях, во всех скитаниях, в голоде, жажде и усталости, в опасности со стороны вражеских народностей Бог стремился укрепить их веру, показать им силу, постоянно ведущую их ко благу. Уча их доверять Своей любви и силе, Он хотел открыть им образец того характера, которого они могли достичь с помощью Его милости.

Драгоценными были уроки, полученные Израилем во время пребывания на Синае. Это был период особой подготовки к наследованию Ханаана. Окружающая обстановка благотворно влияла на осуществление Божьего плана. На вершине Синая стоял облачный столп, который был их путеводителем и затемнял равнину, где люди поставили палатки, а ночью огненный столп заверял их в Божественной защите. Когда они спали, манна с небес тихо покрывала землю вокруг стана. С двух сторон лагерь окружали в торжественном великолепии обширные высоты, напоминая о бесконечности и величии Творца. Человек ощущал своё ничтожество и слабость в присутствии Того, Который «взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис. 40:12). Явлением Своей славы Бог хотел запечатлеть перед Израилем святость Своего характера и заповедей, а также чрезвычайную вину согрешений.

Но израильтяне не смогли усвоить урок. В Египте они привыкли к видимым божествам, и им трудно было понять существование или характер Невидимого. Понимая их желание видеть Того, Кому они поклоняются, Бог дал им символ Своего присутствия. «И устроят они Мне святилище, - сказал Он, - и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8).

Моисею было указано построить святилище по небесному образцу. На горе Бог показал ему модель небесной скинии и все её принадлежности.

Этим Он открыл народу Свой славный характер и желал сделать Израиль средой Своего пребывания. Когда на Синае провозглашался закон, Бог прошел пред лицом Моисея, возгласив: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6).

Но они были бессильны постичь величие и любовь Творца. Событие на Синае только убедило их в собственной ничтожности и беспомощности. Другой урок был в скинии, в служении жертвоприношения, и учил прощению грехов народа и возможности благодаря жертве Спасителя иметь жизнь вечную.

Только Христос мог осуществить искупление человека, которое символизировала скиния - это славное строение. Ее стены сверкали золотом, отражающим цвета радуги, на узорчатых крышах возвышались херувимы, благоухал вечнокурящийся фимиам, наполняющий ароматом всё окружающее, священники в белых незапятнанных одеждах торжественно передвигались в глубине святилища между фигурами склоненных в служении ангелов, там обитала слава Праведнейшего. Бог сделал все возможное, чтобы Его народ понял Его план спасения человека. Намного позже об этом написал апостол Павел, вдохновленный Духом Святым:

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор. 3:16, 17).

Велика была честь, оказанная Израилю в построении святилища, но такой же великой была и ответственность. Строение несравненного великолепия, требующее для сооружения самых дорогостоящих материалов и высочайшего искусного мастерства, должно было быть возведено в пустыне людьми, только что вышедшими из рабства. Это казалось нереальной задачей. Но Тот, Кто повелел строить, давал торжественное обещание сотрудничать со строителями.

«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселиила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством… И вот, Я даю ему помощником Атолиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе» (Исх. 31:1-6).

Какой совершенной была эта ремесленная школа в пустыне, в которой были наставниками Христос и Его ангелы!

В построении и устройстве святилища должен был участвовать весь народ. Там была работа и рукам, и голове. Требовались самые разнообразные материалы, и всех приглашали жертвовать по расположению сердца.

В этом труде и пожертвованиях израильтяне учились сотрудничать с Богом и друг с другом. А еще им нужно было приготовиться к духовному построению - Божьего храма в своих душах.

Еще в Египте израильтяне объединялись в свои колена, избирая себе руководителей. С самого начала странствования в обетованную землю Бог давал им уроки воспитания и дисциплины. На Синае Израиль как народ имел уже стройную организацию. Порядок, так четко прослеживающийся в Божьем водительстве, проявлялся в укладе жизни Израиля. Бог был центром власти и правления. Моисей как Его представитель должен был провозглашать законы Его именем. Затем следовал совет семидесяти, затем священники и правители, «и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками» (Втор. 1:15), и, наконец, на специальные должности назначались служащие. Стан израильский представлял абсолютный порядок. Скиния, постоянное место присутствия Бога, находилась в центре стана, а вокруг неё располагались палатки священников и левитов. Каждое колено сосредоточивалось лагерем вокруг своего знамени.

Были установлены незыблемые санитарные правила. Это было обязательно не только для здоровья, но и как условие присутствия среди них Бога. Моисей провозгласил: «Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего, чтоб избавлять тебя… а посему стан твой должен быть свят» (Втор. 23:14).

Воспитание израильтян не исключало все их обычаи. Всё, что способствовало их благу, было предметом Божественной заботы. Даже в питании Бог осыпал их своими благами. Манна, которой они питались в пустыне, содействовала развитию физических, умственных и духовных сил. Однако многие из них не были удовлетворены ограничением диеты и страстно желали вернуть то время, когда они «сидели у котлов с мясом, когда… ели хлеб досыта!» (Исх. 16:3). Всё же мудрость Божьего выбора была очевидной для них, и они не могли это отрицать. Несмотря на условия жизни в пустыне, среди них не было ни одного болеющего.

Во всех их странствованиях ковчег, в котором хранился Закон Божий, направлял их путь. Остановки в пути указывались снижением облачного столпа. До тех пор, пока облако оставалось над станом, они оставались в палатках. Когда облако поднималось, они снова продолжали странствие. Как остановка, так и дальнейший путь торжественно знаменовались. «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань. Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись. Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Чис. 10:35,36).

Странствуя по пустыне, народ получил много драгоценных уроков, и пережитый опыт был запечатлен в песнях. При освобождении от армии фараона всё воинство Израилево объединила песня триумфа. Далеко по пустыне и над морем раздавался радостный припев, и горы вторили эхом хвалебные речи: «Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он» (Исх. 15:21). В дальнейших странствованиях израильтяне часто пели эту песню, ободряя сердца и воспламеняя свою веру. С заповедями, полученными на Синае, с обетованиями Божьей помощи и храня память о Его чудесных избавлениях, запечатленных под Божьим руководством в песнях, распеваемых в сопровождении инструментальной музыки, народ продолжал идти, и голоса всех сливались в едином хвалении.

Таким образом их мысли возвышались над испытаниями и трудностями пути, а неугомонный, непокорный дух смягчался и успокаивался, принципы истины утверждались в памяти, и вера их крепла. Согласованные действия научили народ порядку и единству, сблизили с Богом и друг с другом.

О взаимоотношениях Бога с Израилем на протяжении сорока лет странствований по пустыне Моисей сказал: «Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего», «чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» (Втор. 8:5, 2).

«Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего. Как орёл вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих: так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:10-12).

«Ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии. И дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных, чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (Пс. 104:42-45).

Бог окружил Израиль всеми благами, дал им большие преимущества, чтобы Его имя было прославлено и окружающие народы почувствовали эти благословения. Если они будут следовать путями послушания, Он обещал поставить их «выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии». «И увидят все народы земли, - сказал Он, - что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя». Народы, услышав о всех этих постановлениях, скажут: «Только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Втор. 26:19; 28:10; 4:6).

На Синае Бог представил Себя Моисею как «человеколюбивого и милосердого, долготерпеливого и многомилостивого и истинного» (Исх. 34:6). Закон Божий, данный Израилю, содержал и ясное руководство о правилах воспитания. Отцы и матери среди Израильского народа должны были научить детей этим принципам, воплощенным в Божественном законе. Моисей, направляемый Богом, объявил им: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:6, 7).

Однако Божьи уставы не должны были преподаваться в виде голой теории. Возвещающие истину должны были сами жить по её принципам. Только своей жизнью отражая характер Божий в честности, великодушии и бескорыстии, они могли воздействовать на других.

Подлинное воспитание - это не принудительное наставление неподготовленного и невосприимчивого разума. Необходимо развивать умственные способности и пробуждать интерес учащихся. Для этого хорошо следовать Божьему методу обучения. Тот, Который создал разум и знает его возможности, обусловил развитие человека в соответствии с его дарованиями. В семье и в святилище, через природу и искусство, в труде и веселии, священными сооружениями и памятными местами, ритуалами и обрядами - бесчисленными знаками Бог дал Израилю уроки, содержащие Его принципы и сохраняющие память о Его чудесах.

Обращение к этой «живой» истории производило сильнейшее впечатление на ум и сердце последующих поколений. На примере воспитания Богом Своего избранного народа мы видим, что совершенная жизнь - это жизнь, в центре которой находится Христос. Он благоволит всем тем желаниям и помогает развивать все те способности, которыми Он Сам наделил человека.

Создатель красоты, Сам любитель прекрасного, Бог наделил Своих детей способностью восторгаться красотой. Он предусмотрел также их потребность в доброжелательном и дружеском общении, которое развивает и обновляет радость жизни.

Праздники Израиля занимали не последнее место в их воспитании. Обычно жизнь семьи была и школой, и церковью, родители были первыми учителями в светском и религиозном развитии своих детей. Но три раза в году назначалось время для общественных встреч и богослужений. Эти собрания проводились вначале в Силоме, а позднее в Иерусалиме. Преимуществом присутствовать на праздниках пользовались только отцы и сыновья, но никто не хотел быть в стороне, и поэтому, насколько это было возможно, отправлялось всё семейство; но, разделяя их гостеприимство, там собирались также и чужестранцы, левиты и бедные.

Путешествие в Иерусалим, в простом патриархальном обычае среди весенней красоты, обилия середины лета или славной осенней зрелости, было удовольствием. С жертвами и приношениями благодарности, от седовласого старца до маленького ребенка, они приходили, чтобы встретиться с Богом в Его святой обители. Во время путешествия детям рассказывались истории прошлого, так горячо любимые и старыми, и молодыми, пелись песни, ободряющие путешественников, вспоминались Божьи заповеди, и все это, переплетаясь с благословенным влиянием природы и доброжелательным человеческим восприятием, навсегда запечатлевалось в памяти молодого поколения.

Церемония пасхального служения в Иерусалиме напоминала историю о кроплении кровью, ангеле-губителе и грандиозном исходе из земли рабства. Собрание открывалось вечером, все мужчины стояли с препоясанными чреслами, обутые, с посохами в руках, с «поспешной» едой (см. Исх. 12:11): агнцем, пресным хлебом и горькими травами - и внимали торжественной тишине. Этот обычай тревожил воображение и впечатлял сердце.

Праздник урожая - с дарами фруктовых садов и полей, с проживанием в кущах целую неделю, с вечерами общения, со священными памятными служениями, с щедрым гостеприимством Божьих работников из святилища по отношению к Его детям, странникам и бедным, - объединял всех в благодарении к Тому, Который помог благополучно прожить год и благословил землю плодородием.

Таким образом народ Израиля проводил в благоговении один месяц в году. Это было свободное от забот и трудов время, в истинном смысле полностью посвященное воспитанию.

Ханаанская земля была разделена между всеми коленами Израиля, за исключением только левитов - служителей святилища. Бог хотел и в этом научить Своих детей, а через них и народы последующих поколений, правильному владению землёй. Распоряжаясь своим имуществом, родители не могли продать наследственную землю своих детей, но если все же они вынуждены были это сделать, то в любое время свободно могли выкупить ее. Долги прощались каждый седьмой год и пятидесятилетие или в год юбилея, таким образом вся земельная собственность возвращалась к прежнему владельцу. Каждая семья наделялась имуществом и таким образом была защищена от крайностей - богатства или бедности.

Распределяя землю среди всего народа. Бог предусмотрел занятие, наиболее благоприятное для развития, - заботу о растениях и животных. Каждый седьмой год земля оставалась под паром, а её самопроизвольные продукты доставались бедным. Это был еще один Божий урок. В год отдыха народ имел широкие возможности для разнообразных занятий, общения друг с другом, богослужений и для проявления благожелательности, так часто вытесняемой жизненными заботами и трудами.

Если бы принципы Божьих законов о распределении имущества сохранились в обществе и до нашего времени, насколько иным был бы наш мир! Соблюдение этих принципов предотвратило бы ужасное зло, причиной которого во все века является угнетение богатыми бедных и ненависть бедных к богатым. Это помешало бы накоплению огромного богатства земными властелинами, это предупредило бы такие явления, как невежество и деградация десятков тысяч людей, чей низко оплачиваемый рабский труд способствует увеличению несметных богатств. Это помогло бы мирно решить современные проблемы, которые могут ввергнуть мир в анархию и кровопролития.

Принесение Богу десятины от всех прибытков: от фруктового ли сада и урожая с поля, от садов или от овец и рогатого скота, от умственного труда или ремесла, посвящение второй десятины для бедных и других благотворительных целей приносит благословение и направлено на то, чтобы освежать в памяти людей истину о том, что всем владеет Бог и что они могут быть каналами Его благословений. Такое воспитание искореняет малейший эгоизм и развивает великодушие.

Целью воспитания в Израиле было познание Бога, единство с Ним в ученье и труде, уподобление Ему в характере, - это воспитание родители получали от Бога и должны были передать это воспитание своим детям.

На фоне общих тенденций воспитания за рубежом Израиль можно выделить благодаря особому и трепетному отношению к детству.

На фоне общих тенденций воспитания за рубежом Израиль можно выделить благодаря особому и трепетному отношению к детству. Концепция дошкольного и школьного воспитания в Израиле строится на всестороннем развитии ребенка, как самостоятельной личности, а также на уважении к истории и традициям государства.

Мы сегодня отодвинемся от стандартного и скучного описания и расскажем на историях и примерах, как проходит воспитание в Израиле .

Ожидания

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок реализовался, ходил в кружки и был активный. Чтобы уважал родителей и был послушным.

Большинство родителей жалуются на гиперактивность чад. Действительно ли дети гиперактивны? На ту же самую гиперактивность жалуются взрослые. Утверждают, что не могут сидеть на месте, внимательно слушать, что им постоянно нужно переключаться на что-то новое. В отношении взрослых мое мнение такое: это никакая не гиперактивность, которая встречается у каждого второго. Это несдержанность, неусидчивость и нетерпение.

Естественно, у таких несдержанных взрослых рождаются такие же дети, которые видят отношение и поведение в семье. Дети очень быстро впитывают атмосферу и модели поведения.

Детям в Израиле можно все!

Да, да, Вы не ослышались. Вполне обычная картина, когда заходишь в банк или какое либо учреждение, по полу ползает маленький ребенок. На него даже особого внимания никто не обращает. Дети постарше, которые уже научились ходить, вполне могут повиснуть на какой-нибудь перегородке, кричать и мешать присутствующим.

Вы представляете, дети могут ходить с соской до 5-6 лет. Их никто от этого не отучает, так как местные взрослые считают, что когда придет время, ребенок сам отвыкнет.

Такая же ситуация может быть в магазине одежды. Заходит мама с тремя детьми (или с четырьмя) в магазин. Пока она присматривает себе что-то, дети делают что хотят. Играют, бегают, одежда падает. Создается впечатление, что мама не слышит, не видит и пришла за покупками одна. Вдруг к ней подходит управляющий, который просит следить за детьми. Мама как будто просыпается и просит детей сесть на пол. «Сесть на пол» и никуда не ходить-одно из страшных наказаний!

Когда происходит что-то подобное, взрослые люди могут посмотреть неодобрительно, но никто не делает детям замечание! Они продолжают вести себя некрасиво, родители ребенка не реагируют и окружающие тоже никак не реагируют. Так растут дети в Израиле.

Они очень быстро учатся манипулировать взрослыми. Лето. Прекрасная погода. Идет мама с ребенком 2-3 лет. Они общаются, потом ребенок начинает кричать. Еще через минуту ребенок отказывается идти, ложится на спину и начинает бить руками и ногами о землю, кричать и плакать, впадает в дикую истерику. Мать в таких случаях может волочить ребенка по земле, но она не имеет права поднять на него руку. Иначе прохожие сразу же позвонят в полицию с жалобами на жестокое обращение с ребенком.

Запреты

Если Вы увидели, что ребенок упал и плачет, ни в коем случае не нужно к нему подходить. Иначе родитель этого ребенка обвинит Вас в том, что ребенок упал по Вашей вине. Как бы больно не было на это смотреть, лучше пройти мимо, чем объяснять в полицейском участке, с какой целью подошли к чужому ребенку.

Если ребенок в доме кричит и плачет, то соседи могут вызвать полицию, на что стражи порядка незамедлительно среагируют. Полиция приедет на место и будет разбираться.

Запрещено без разрешения фотографировать сады, школы и детей. За это может быть уголовное преследование.

Очень многое зависит от родителей и окружения. Есть очень счастливые семьи, которые гуляют в выходной или по вечерам вместе с детьми. На них приятно смотреть. Дети опрятно одеты, все мирно беседуют.

Что же происходит с подростками в Израиле?

Детям особо нечем заниматься, спорт не очень сильно развит. Бассейн, кружки для детей стоят денег, поэтому большинство не посещают развивающие мероприятия. Они ходят по улицам, сидят на скамейках или в парке и ничем не занимаются. Особенно опасна ситуация летом, так как нет лагерей для детей старшего возраста. Подростки проводят время в компаниях, распивают горячительные напитки.

Если после 10 вечера полиция увидит ребенка до 18 лет на улице, то она может отвести его домой. Если ребенок пойман с бутылкой алкоголя (без разницы открытой или закрытой), то алкоголь выливают.

Если находитесь рядом со школой или садиком, то совет «долго не находиться там и не привлекать излишнее внимание». Особенно это касается мужчин. Бдительные прохожие истолкуют Ваше присутствие неправильно и вызовут полицию.

Законом строго преследуется продажа табачных и алкогольных изделий лицам до 18 лет. Если узнают о факте продажи несовершеннолетним алкоголя или табака, то торговую точку незамедлительно закрывают минимум на 30 дней до судебного разбирательства.

…и на последок!

Напоследок, расскажу веселую историю из жизни. В многодетных семьях, где 7-8 детей, выбираясь на прогулку или какое-либо мероприятие, мама не называет каждого по имени и не устраивает перекличку, а для быстроты считает детей, каждому присваивая порядковый номер. Если она не досчиталась, то тогда начинает искать. С первого подсчета она даже не знает, кого не хватает, а только понимает, что кого-то нет.

Когда живешь в одном государстве, то замечаешь и знаешь сложности воспитания детей только в своей стране. Видите, воспитывать детей в Израиле тоже сложно, но местное население сложностей не боится и не переживает. В семьях по прежднему рождается много детей.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Естественное закаливание или здоровый образ жизни малыша

Просмотрено

Трогательная встреча: орангутанг увидел грудного ребенка. Что же произошло дальше?

Все о воспитании

Просмотрено

Как «безболезненно» оставить малыша на некоторое время с родственниками

От рождения до года, Это интересно!

Просмотрено

Развитие ребенка в 7 — 11 месяцев и, что может малыш в этом возрасте

Советы родителям

Просмотрено

10 советов, как делать с ребенком уроки и не нервничать

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

6 золотых правил для воспитания лентяя

Скорее всего вы уже успели заметить, что израильские детки отличаются от детей из других стран. Весь секрет в особенностях детского израильского быта и в том, как здесь растят детей. Давайте сегодня поговорим об этом подробнее.

Как тут растят детей: израильские можно и нельзя

Мечта каждой мамы, выросшей и сформировавшейся в постсоветских странах, - послушный, аккуратный ребенок, который всегда прилежно себя ведет. Но в Израиле вы таких детей не встретите, потому что, на самом деле, без дрессуры таких детей не бывает!

Самое главное правило израильского воспитания и основная особенность ведения быта с детьми – детям здесь можно почти все, что не вредит здоровью ребенка и окружающих.

Детям можно и нужно кушать все и самостоятельно

Наверное, вы уже успели удивиться, встретив где-нибудь в кафе годовалого малыша, сидящего в детском стуле и самостоятельно жующего шницель, кусок перца или куриную ножку. Детей в Израиле с самого раннего возраста, как только они начинают сидеть, приучают кушать самостоятельно разнообразную пищу, практически все то, что кушают и взрослые. Именно с этого момента в детях начинают воспитывать самостоятельность, да и маме легче, не нужно кормить малыша из ложки до двух, а то и трех лет.

Сквозняки и холодный пол – не проблема

В Израиле во многих квартирах кафельный пол, на который не принято стелить ковры. Так вот детки с раннего возраста привыкают бегать по такому полу босиком. Конечно, ни одна израильская мама не подумает волноваться из-за сквозняка, так как это сущая ерунда, которая, как и холодный кафельный пол, никак не влияет на самочувствие ребенка.

Легкая обыденная неопрятность не навредит

Ребенок в штанах с пятнами, немного надорванная футболка, свисающие сопли – все это совершенно нормально для израильских детей, так как неопрятность естественна для малыша. Добиться опрятности во внешнем виде маленького ребенка можно только с помощью титанических усилий мамы. А для израильской женщины материнство – это радость, а не подвиг. Поэтому пусть у ребенка будут штаны в пятнах, но добрая и счастливая мама!!

Играть, бегать, прыгать и скакать – не просто можно, а нужно

Израильские дети очень подвижные, они постоянно бегают, прыгают, играют, все переворачивают, и мамы им это спокойно разрешают, не приговаривая каждую минуту «сядь, успокойся, хватит». Дети – есть дети, им нужно бегать и прыгать, когда же они еще смогут это делать, если не сейчас, только сейчас это возможно, поэтому не стоит им запрещать резвиться.

Дети много сорят – и это нормально

Дети жуткие неряхи, мы все это знаем, но с возрастом это обычно проходит, малыши становятся более аккуратными. Пока ребенок маленький ему ужасно интересно, что будет, если он перевернет тарелку с супом или бросит на пол кусок курицы, помидор. Малыши мечтают изучить, как работает этот мир. Израильские мамы не запрещают детям бросаться едой и измазывать все вокруг себя во время приема пищи. Ребенок познает мир, и в этом нет ничего плохого, со временем все изменится!

Все значительно проще, чем кажется

Замечено, что израильские мамы очень спокойные. Даже в детском приемном покое больницы, куда они привели своего малыша потому, что ему действительно сильно плохо, они улыбаются и ведут приятные разговоры. Конечно, они волнуются, но они прекрасно знают, что дети – есть дети, они болеют, и это нормально, но сейчас им помогут, и все будет хорошо. Израильские мамы все воспринимают проще, и им не придет в голову думать, что их ребенок подхватил воспаление легких потому, что они плохие мамы и как-то не так ухаживали за ребенком. Они знают, что ребенок заболел просто потому, что заболел, но скоро все наладится, и чем оптимистичнее будет мама, тем быстрее наладится!

Детский быт в Израиле это по привычным для постсоветских людей меркам – полная вседозволенность, но так кажется только на первый взгляд. Детям, действительно, здесь можно многое, но не все, они, действительно, более самостоятельные и свободные, но под чутким и ненавязчивым руководством родителей.

«Чем отличается израильская система образования от российской?»

Дочка с января ходит в израильскую школу — в первый класс, в Хайфе. Иврита она пока не знает (кроме небольшого набора слов и фраз), но учится хорошо (математика, рисование вообще отлично, чтение понемногу тоже продвигается - читают по вечерам с мамой). Помогает и то, что учительница говорит по-русски.

Столкнулись с неожиданной для нас проблемой - агрессивностью израильских детей. Происходит это, например, так: мальчики из ее класса подходят на перемене и начинают толкать и шлепать. Или на выходе из школы подбегает одноклассник и бьет в лицо. Или сильно толкает; один раз на перемене толкнули так, что дочка упала и потеряла сознание. Или заталкивают в лужу. Или, проходя мимо, ломают ее поделку. Или несколько мальчиков хватают Настю за руки, а кто-то один бьет в живот. И так далее.

Какое-то время она ходила на перемене, натянув курточку на белокурые волосы, чтобы ее не вычислили местные, в таком же виде выбегала со всех ног ко мне из школы. Мы, конечно, ходим к учительнице, звоним ей. Она вполне милая женщина, у меня к ней нет претензий. Беседует с детьми, звонит родителям.

Почему объектом агрессии выбрали мою дочку? Настя отнюдь не урод, а симпатичная блондинка. Она не вредная, никогда не будет никого дразнить и тем более бить, дать сдачи она тоже не может. В Москве она ходила в детский сад, никто никогда ее не бил и вообще не обижал (это бы и воспитательницы не допустили). Видимо, это происходит потому, что она другая. И не говорит на иврите. Это наша частная проблема, но я хочу сказать о проблеме более широкой. Как бывший школьный учитель. Я несколько месяцев приглядываюсь к израильским детям, израильскому воспитанию и образованию. И детский садик у меня прямо под окнами - очень удобно наблюдать.

Есть такой местный миф: в Израиле очень заботятся о детях, нигде так не относятся к детям, как здесь. Ребята, хорошо, вы любите свою страну, но хорошо относиться к детям — значит их воспитывать и образовывать, а не просто «пасти». Продолжение мифа: мы даем детям свободу, поэтому они потом, став взрослыми, двигают наша страну вперед и дальше других стран (технологии и прочее); полная свобода рождает в детях самостоятельность мышления и тягу к творчеству.

Смотрю с балкона на детский сад. Три воспитательницы сидят в кружок, беседуют. Периодически кричат на какого-нибудь ребенка. Вот стоит мальчик, на вид лет пяти, с надувной игрушкой. Роняет игрушку. Падает рядом. Встает, поднимает игрушку. Роняет игрушку… Чуть дальше мальчик бьет девочку по голове. Получает за это от нее ногой. Бьет ее по голове… Нет, я не против (кроме шуток), это все тоже нужно. Но разве было бы насилием над детьми, если бы воспитательницы показали им, скажем, какую-нибудь игру? Или что-нибудь рассказали? А сидеть кружком и болтать - такие педагогические приемы недорого стоят.

По моим наблюдениям, израильские дети (уточним: в Хайфе, чьи родители родились в Израиле) отстают по нравственному и умственному развитию от московских как минимум на два года. Отсюда и наша с Настей проблема. Дети просто туповаты и диковаты (и одно с другим связано). Что тут может сделать учительница?

Программа в школе тоже, мягко говоря, не напряженная. Свобода? Нет, это не свобода, это скука! Говорят так: «Первые шесть классов - расслабуха, зато потом…» Но вот я побеседовал с одним, другим родителем, у кого дети заканчивали здесь школу, - и потом тоже слабая программа. А про воспитание говорят: их в армии воспитают. Ребята-патриоты, поздно браться за образование ребенка, когда он уже догнал ростом учителя! И воспитывать поздно, когда он уже вырос.

Целый ряд репатриантов из России и Украины, приехавших в Израиль с детьми, говорили мне, что они в ужасе от здешнего образования. Так кто же двигает технологии? Видимо, не те, кто учится в государственных школах. Оказывается, в Израиле очень хорошо развита система платного альтернативного образования. Вот кто двигает! Но для страны это плохо. Не всем альтернатива по карману - и многие талантливые или просто умные дети остаются за бортом.

Я в Израиле человек новый, просто высказываю свои наблюдения и беспокойство. Если я не прав, поправьте меня.

В преддверии Международного дня защиты детей журналист сайт Евгений Балинский прогулялся с репатриантом из Беларуси по небольшому израильскому городку Кармиэль и узнал, в чем особенности воспитания детей израильтянами.

«Детей нельзя ругать за провинности и шалости»

— Большую часть жизни мы прожили в Советском союзе, и все правила воспитания детей впитали там, поэтому, когда 20 лет назад переехали, переучиваться было уже как-то не с руки, да и поздно, – рассказывает 69-летний Моисей, бывший житель Беларуси, а ныне – израильский гражданин. В Израиле детям позволяют многое, что режет глаз переселенцам с просторов бывшего СССР.

— Когда Вы переехали сюда, что сразу бросилось в глаза в местных подходах к воспитанию детей?

— У нас и у наших детей, в основном, все друзья здесь – приезжие, поэтому мы никогда не были вхожи в семьи коренных жителей. Но некоторые вещи, конечно, постоянно бросались и бросаются в глаза. Мы были сильно удивлены тем, что здесь все твердили одно и то же: «Детямнужно позволять всё, нельзя их ругать за провинности и шалости» – нас это коробило. Мы считали и считаем, вот такое воспитание приведет к развитию чувства вседозволенности. Мы и сейчас в общении с внуками иногда позволяем себе выражения, вроде «накажу» и всё такое.

— Туристов из Беларуси здесь очень поражала следующее: немолодой человек и чужие дети одновременно выходят из подъезда, дети бегут впереди этого чужого взрослого и открывают перед ним дверь, придерживают.

— Не могу сказать, что это повсеместно. У меня в ответ есть другая история. Когда отец моей жены был парализован, и мы вывозили его на улицу, так какой-то маленький соседский мальчик, метр с кепкой, каждый раз подходит в инвалидному креслу и говорил: «Шалом, Саша!». Нас это первое время тоже коробило: как это такой мелкий ребенок – и обращается просто «Саша». А потом нам сказали, что в Израиле на Вы обращаются только к богу.

Тем временем мы пришли на спортивную площадку, где на размещенных на специальном мягком покрытии горках и качелях резвились дети. Сразу вспомнилось, что во многих белорусских дворах с горки дети съезжают, например, в бетон. К разговору подключилась молодая мама, тоже
русскоязычная приезжая:

— Когда на горки приходят еврейские дети, мы вообще всегда уходим. У меня маленький ребенок, который нуждается во сне, а эти дети кричат так, что о сне уже не может быть и речи – они совершенно не умеют себя вести. Бегают, кричат, потому что видят пример родителей, которые живут так, что как будто вокруг больше вообще никто не живет. Однажды мы были в отеле в Европе, и на ресепшн смотрим – гора шелухи от семечек. Мой муж сразу скзаал, мол, смотри, там наши (израильтяне) сидели. И правда, так и оказалось. Или в магазине женщины, наберут штанов в примерочную, снимают их, и прямо на полу и оставляют, топчутся, меряют следующие. А дети же всё это видят, и всё это влияет.

— Но, наверное, вы требуете странного – тишины и спокойствия на игровой площадке. Может эти дети такие шумные, что воспитываются в атмосфере большей свободы и раскрепощенности, нежели в Беларуси?

— Это да, естетсвенно, – отвечает мне Моисей, – но они должны понимать, что рядом еще люди находятся, серди которых есть и спящие.

Девочки - тоже защитницы Отечества


— Кстати о вседозволенности. В семьях местных не практикуют домашнее насилие?

Боже упаси.

— Мне рассказывали, что после праздников в религиозных школах еврейские дети мешками выбрасывают булочки в помойку.

— Да, и здесь еще раз проявляется их отношение к тому, что вокруг. Если ты придешь в магазин, то увидишь, сколько набирают израильтяне – полную эту тележку, еще и с горкой. Это если мы говорим о так называемых ортодоксальных «датишных» евреях, которые получают дотации государства, постоянно изучают священную литературу и чтят все свои традиции. Они когда подходят к кассе, то там лучше больше очередь не занимать – час будут со своей тележкой стоять. А потом у каждого продукта выходит срок годности – и они всё выбрасывают, а затем снова идут в магазин.

У нас напротив живет такая семья. Если б ты зашел к ним, то увидел бы, что на многочисленных стеллажах с книгами нет ни одной светской или научной книжки. На стенках какие-то бесконечные портреты еврейских мудрецов. Они получают деньги от государства или какого-то религиозного
совета, и эти деньги не считают.

— Как еврейские дети здесь сосуществуют с арабскими?

— Никак. Во всяком случае, в «розовом» детстве (в самом-самом детстве и в школьные годы) – абсолютно никак. Сейчас может быть чуть-чуть как-то по-другому, но 20 лет назад, когда мы приехали в 40-тысячный Кармиэль, здесь не было ни одного араба, но потом они стали появляться. Куда они ходят в школу? Этого я не знаю, но, думаю, в своих арабских деревнях. Но дети тех нескольких арабских семей, которые живут в самом Кармиэле, наверное, ходят в обычные школы. В «датишных» еврейских школах, кстати, учатся отдельно мальчики и отдельно девочки и не учат ни математику, ни физику. Вообще, арабские и еврейские дети встречаются первый раз только в институте.

— Кто виноват в том, что арабские и еврейские дети живут отдельно? Так странно получается, что вы вообще не поняли ничего о событиях 70-летней давности – о Холокосте, об опасности делить людей.

— А кто виноват? Тут виноватых искать не надо. Холокост – это другое. Но многие арабы здесь, да и в Европе, считают, что Холокоста не было, что это всё выдумки.

— И дети с пеленок расут в атмосфере противостояния.

— Была когда-то в Израиле в 60-х годах премьер-министр Голда Мейер. Она сказала, что война и противостояние здесь будут продолжаться до тех пор, пока арабские матери не полюбят своих детей больше, чем они ненавидят евреев.

— И всю вину вы вешаете на арабов.

— Не «вешаете».

Наш собеседник Моисей явно обиделся на последнее замечание и больше не стал ничего добавлять по существу.

Девочкам здесь тоже предстоит служить в армии –их что, в детстве тоже называют «защитницами», как у нас мальчиков? Или тоже играют в «войнушку»?

— Обязательно называют! Но здесь и дворов таких нет, чтобы в «войнушки» играть, да и вообще не замечал, чтобы играли. Но насчет «защитниц» — да. Им же служить,и многим – в полноценных боевых войсках. Поэтому особенных скидок на то, что «она же девочка» здесь не делают.