Когда малыш улыбается сознательно. Когда ждать первой улыбки маме от своего ребенка

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

По задумке природы с момента появления на свет младенец общается с миром только лишь посредством плача. Иногда это приводит в отчаяние молодых родителей. Но всему свое время, и до демонстрации положительных эмоций малышу нужно дорасти.

Все сложности послеродового периода и усталость мамы утрачивают свою значимость, когда младенец улыбается ей. Поэтому всех родителей интересует вопрос «Во сколько малыш начинает улыбаться?»

С какого возраста дети начинают улыбаться

Выражение положительных эмоций является показателем нормального развития крохи. Часто бывает, что новорожденный улыбается совсем скоро после рождения. Он это делает и во сне, и в минуты бодрствования, но такая первая улыбка новорожденного является физиологической, неосознанной и с радостными эмоциями не связана. Появляется она потому, что ребеночку комфортно. Часто ее можно наблюдать на лице крохи, когда он купается либо непосредственно после кормления.

В каком возрасте ребенок улыбается осознанно зависит от тонкостей его индивидуального развития. Только когда младенец станет задерживать взгляд и выделять среди прочих объектов мамино лицо, тогда улыбка на его личике станет знаком радости.

В большинстве случаев первая улыбка у ребенка появляется в возрасте 7-8 недель. Обычно это улыбка в ответ на появление мамы. Младенец начинает улыбаться на речь взрослого, оживленно размахивать ручками и ножками, надолго фокусирует взгляд на любимом человеке. Это означает, что малыш уже различает родное лицо среди других, стал определенно узнавать маму. На втором месяце жизни детки начинают улыбаться и агукать,общаясь с окружающим миром.

Общеизвестно, что чем активнее и продолжительнее родители общаются с младенцем, тем быстрее кроха научится демонстрировать радостные эмоции. Отмечено, что даже малыши, которые не имеют возможности видеть или слышать, расплываются в улыбке, чувствуя ласковые прикосновения или слыша нежный голос родителей. А малыши, которым уделяется мало времени, заметно отстают в психическом развитии.

Иногда бывает так, что новорожденный даже у ласковых и общительных родителей мало улыбается или вовсе не проявляет радостных эмоций. Не нужно паниковать, так как все детки развиваются в своем темпе и характер у них разный. Если к 2 месяцам ребенок не радует маму своей улыбкой, можно научить его улыбаться.

Чтобы спровоцировать у крохи ответную улыбку, нужно подобрать время, когда дитё уравновешено и довольно. Необходимо взять младенца на ручки, нежно погладить, ласково улыбаясь, поговорить с ним. Почти наверняка младенец пожелает быть похожим на родного человека, он повторит мамину (папину) мимику и расцветет в ответной улыбке. Чтобы малыш не прекратил улыбаться, нужно непрерывно одаривать его своей радостью. Демонстрация материнской радости дает ребенку понять, что окружающий мир безопасен и благосклонен.

Когда малыш освоил улыбку, он начинает так приветствовать самых любимых и близких – маму и папу, а позже и всех остальных. К 4-5 месяцам ребенок начинает улыбаться и смеяться. Бывает, что кроха, услышав свой смех, сначала пугается. Потом он осознает, что сам генерирует эти звуки и начинает «тренироваться». При этом стороннему наблюдателю кажется, что младенец хохочет без причины.

Как идет психологическое развитие малыша дальше

Со временем кроха учится удерживать зрительный контакт с другими людьми, реагировать на необычные звуки и нежные поглаживания, то есть улыбку ребенка вызывают внешние факторы. Поэтому необходимо с грудничком часто разговаривать, включать классическую музыку, можно повесить мобиль со звуком и яркими игрушками.

Постепенно малыш начинает не только улыбаться людям, но и «гулить» в ответ на ласковую речь. Если взрослый активно проявляет свои эмоции от общения с младенцем, кроха усилит гуление.

Ребенок может активно двигать ручками, начать улыбаться и гулить и еще до того, как взрослый начал с ним разговаривать. В таком случае оживление малыша является призывом к общению.

Стоит проявить немного терпения, и любимое чадо просияет маме своей доверчивой улыбкой и порадует заливистым смехом.

Почему новорожденные улыбаются во сне? Смотреть на довольного сопящего маленького человечка собирается вся семья. Наблюдать за улыбкой на крохотном личике - одно удовольствие. Хотя многие научные издания утверждают, что младенцы еще не умеют улыбаться, практика доказывает обратное. Отчего же дети улыбаются во сне, какие сновидения они видят? Ответы на этот и некоторые другие вопросы читайте ниже.

Новорожденный ребенок спит большую часть суток. Этому есть несколько объяснений.

  1. Роды и адаптация к новым условиям требуют от крохи много усилий. Сон - лучшая возможность восстановиться.
  2. Нервная система младенца еще не созрела. Ее формирование продолжается в течение всего первого года. Наиболее активно головной мозг развивается во время фазы быстрого сна. В это время малыш заново переживает все свои эмоции и ощущения. В особенно приятные моменты ребенок может улыбаться или смеяться.

Сон новорожденного ребенка отличается от взрослого. Большую часть занимает быстрая фаза. Кроме того, быстрый и глубокий сон меняют друг друга довольно часто. Спустя 20-30 минут быстрой фазы наступает глубокая. Он также длится недолго, не более пятнадцати-двадцати минут. Следующий быстрый отрезок длится немного дольше - минут 40. Так происходит в течение всего времени отдыха.


Поскольку фаза быстрого сна у новорожденного преобладает, его отдых богат сновидениями. Споры о том, что же снилось ребенку, до сих пор не утихают. Некоторые утверждают, что причина улыбки спящего малыша - изображение маминой груди. Но, скорее всего, кроха заново переживает все события, которые произошли с ним за небольшой период бодрствования.

Спящий ребенок часто демонстрирует все имеющиеся проблемы. Например, при коликах он стучит ножками, хнычет. Если малыша мучает запор, он будет напрягаться и кряхтеть. Такая активность объясняется как раз продолжительным быстрым сном, большой работой мозга.

Чуткость спящего крохи - один из механизмов самозащиты. Организм сигнализирует матери о том, какие имеются проблемы, чтобы та смогла своевременно принять меры. Также некрепкий сон позволяет крохе почти мгновенно проснуться, позвать на помощь, если возникнет такая потребность.

Поэтому, если спящий ребенок улыбается или смеется - это прекрасно. Значит, его ничего не беспокоит. Но что же такого, вызывающего радостную улыбку, может сниться новорожденному крохе?

Сон очень важен для развития новорожденного. Особенно активно развивается головной мозг. Поэтому главная задача родителей - обеспечить крохе благоприятные условия, чтобы поспать.

Остановимся подробнее на том, какие сны снятся младенцам. Почему маленькие дети улыбаются и смеются во сне?

Если мама спокойна, поводов для беспокойства нет, она транслирует свою уверенность малышу. В таких случаях наблюдать спящего ребенка улыбающимся - совсем не редкость. Совершенно другая картина, если мама уставшая, чем-то обеспокоена или раздражена. Ребенок считывает этот настрой, и мозг воспроизводит негативные эмоции. Такие детки часто просыпаются, плачут, ведут себя беспокойно.

Некоторые утверждают, что новорожденным чаще всего снится мамина грудь. Поэтому многие не дают детям бутылочек и пустышек, думая, что кроха будет видеть во сне кусочек полимера.

Порой, когда младенец спит, возникают некоторые загадочные явления. Они тревожат родителей и заставляют их насторожиться. И не напрасно.

Вот два основных признака, требующих внимания:

  • плач, резко возникающий и так же резко пропадающий;
  • неожиданный и резко прекращающийся хохот.

Общими чертами у этих двух явлений являются резкое возникновение, резкое же окончание, и то, что кроха в эти моменты не реагирует на окружающих. Его невозможно успокоить.

Единичные случаи не несут в себе угрозы. Возможно, малыш просто «перегулял», нервная система таким образом получила разрядку. Хуже, если приступы внезапного плача или смеха повторяются часто, регулярно. В этом случае покажите ребенка неврологу. В комплексе с беспокойным поведением в другое время они могут свидетельствовать о задержке развития, синдроме гиперактивности и некоторых других проблемах с ЦНС.

Смеяться и хохотать во сне может и здоровый ребенок. Такой смех, как правило, предвосхищает улыбка, потом легкие смешки. Только потом малыш начинает смеяться в полную силу. Это совершенно естественное явления. Младенец при этом развивается согласно норме, хорошо ест, у него присутствуют фазы глубокого сна.

Насторожить маму должны резко возникающие и так же резко пропадающие плач и смех. Это тревожный звоночек, свидетельствующей о некоторых проблемах с ЦНС. Педиатр с неврологом помогут преодолеть трудности.

Чтобы малыш спал хорошо, нужно создать ему комфортные условия для этого. Какие же параметры помогут хорошему сну?


Отдельно нужно сказать про воздух и одежду. Детки плохо спят, если в помещении слишком сухо, душно или жарко. Их носовые ходы пересыхают, дышать становится тяжело. Не пренебрегайте увлажнителями воздуха, регулярно проветривайте детскую. Рядом с детской кроваткой не должно быть батарей и обогревателей.

Важна и удобная одежда. Здесь универсальных рецептов нет. Все малыши разные. Некоторые прекрасно спят, туго запелёнатые. А некоторым необходимо ощущать ручки или ножки свободными. Попробуйте разные варианты: пеленки, спальные мешки, боди, слипы, комбинезоны, кофточки, ползунки. Только опытным путем вы поймете, что лучше для вашего ребенка.

Сон - крайне важная часть жизни новорожденного. Во сне он проводит большую часть суток. Важно, чтобы ничего не беспокоило кроху. Если малыш улыбается во сне - это хороший признак. Его ничего не беспокоит, а сны у него только приятные.

Создайте своему крохе комфортные условия для сна. Прохладный, влажный воздух, кроме облегчения дыхания, помогает уменьшить колики.

Бывает, новорожденный улыбается уже в первые дни, и даже часы жизни. Но подобные улыбки еще не осознанны и спонтанны. Они просто знак того, что малышу комфортно и спокойно в данный момент. Часто такую улыбку можно заметить во время сна или после кормления ребенка.

Настоящая, осознанная улыбка требует от малыша немалых усилий: работы более десятка лицевых мышц и сложной мозговой деятельности – распознавания лица, голоса и эмоций близкого человека. Это происходит обычно в возрасте 4-8 недель. Настоящую улыбку легко узнать: младенец внимательно смотрит на человека, которому улыбается. Тут важно от радости не напугать малыша громким возгласом, а просто тихонечко улыбнуться ему в ответ. Если малыш продолжает улыбаться, можно негромко начать диалог. И это будет именно диалог, так как улыбка – это способ общения ребенка с вами, так же как и плач, агуканье и другие сигналы малыша. Такой диалог является основой всех социальных отношений.

Когда малыш улыбается?

К концу первого месяца улыбка малыша может появиться как реакция на:
какое-то приятное событие (мамина песенка, игрушка, хлопанье в ладошки);
позитивные эмоции взрослого (смех, улыбка, доброжелательное выражение лица);
ласковые прикосновения (массаж, поглаживание);
узнавание (ребенок может улыбнуться четкому изображению лица в журнале, кукле).

Как вызвать улыбку у младенца?

Лучшее условие для появления улыбки малыша – нахождение в комфортной обстановке с близким человеком, когда все его базовые потребности удовлетворены. Дети учатся, повторяя за взрослыми, поэтому приглашением к улыбке может послужить ваша улыбка. При этом можно приблизить свое лицо к малышу примерно на 20-30 см. Интересно, что мамочек, при виде улыбки крохи, вырабатывается гормон счастья эндорфин, поэтому взаимные улыбки полезны им обоим.

При этом не стоит настойчиво пытаться вызвать улыбку ребенка, ведь все дети обладают разным темпераментом от природы. Если малыш серьезен, это не значит, что он несчастлив. Важную роль играет отзывчивость родителей. Малыш обязательно должен получить обратную связь – улыбку или ласковое слово взрослого, чтобы понять, что его эмоции признают. Конечно, это не означает, что нужно ловить каждую улыбку младенца, но когда вы рядом и видите ее, обязательно ответьте. Не существует четких сроков, во сколько малыши начинают улыбаться. Но если к трем месяцам этого так и не произошло, стоит поговорить с педиатром.

Малыш еще только учится поддерживать зрительный контакт с окружающими, реагировать на звуки и прикосновения. Включайте ненадолго негромкую классическую музыку, подвижный мобиль с игрушками над кроваткой, ласково разговаривайте с крохой и вскоре он обрадует вас своей ангельской улыбкой.

Впервые увидев улыбку своего малыша, мамы и папы влюбляются в нее безнадежно и навсегда. Вот бы он не знал печалей и улыбался как можно чаще! Только как этого добиться?

Человек создан для счастья, как птица для полета. Эту оптимистичную истину подтверждают даже научные открытия: иначе зачем мы учимся улыбаться еще до рождения? Возможно, репетируем улыбку, чтобы как можно чаще пользоваться ею в жизни?

По какой бы причине ни научились улыбаться наши первобытные предки - радость от победы над мамонтом, удовольствие от созерцания горы заготовок ягод и кореньев на зиму, облегчение навязчивого кожного зуда во время купания раз в месяц, - навык прижился и закрепился. У современного человека причин улыбаться прибавилось: мы научились улыбаться дежурно и ради того, чтобы понравиться, улыбаться новым впечатлениям, жизненным достижениям и просто оттого, что встали «с той ноги».

Ученые выяснили, что улыбка полезна и для здоровья, и для психики, и для успешной социализации, кроме того она еще и «заразна»: хотите проверить на себе эту гипотезу - попробуйте сохранить серьезное лицо, когда кто-то вам искренне, от всей души улыбается. И если против улыбки постороннего устоять можно, улыбка собственного ребенка приводит к полной и безоговорочной капитуляции.

Скажи, зачем?..

Почему родители чуть ли не с рождения ждут этого чуда - детской улыбки? Нужно ли пытаться вызывать у малыша улыбку? Если да, то зачем?

Оптимистичным, улыбчивым людям, согласитесь, живется легче. Ученые выяснили, что те, кто часто и охотно улыбаются, счастливее тех, кто смотрит на жизнь из-под нахмуренных бровей (какова бы ни была взаимосвязь - прямая или обратная). Возможно, родители правы, если стремятся привить своему ребенку привычку улыбаться, потому что:

  • улыбка разряжает напряженность, снимает стресс. Умение улыбаться и смеяться, а также наличие чувства юмора ученые считают защитными физиологическими реакциями человеческого организма (впрочем, эти умения и навыки - так же, как иммунитет и физическую выносливость, нужно тренировать);
  • готовность улыбаться, способность шутить и понимать шутки, чувство юмора, стоящее за ними, помогают ребенку приспособиться в незнакомом коллективе, понравиться сверстникам и взрослым;
  • умение посмеяться над собой полезно для самооценки и душевного комфорта малыша;
  • улыбка является полноценной физической нагрузкой (требует слаженной работы 53 мышц лица);
  • улыбка и вызывающее ее чувство юмора указывают на способность человека посмотреть на проблему или ситуацию со стороны и найти нестандартное решение.

Улыбнитесь, потому что жизнь - прекрасная вещь, и есть много причин для улыбок.

(Мэрилин Монро)

Но самая частая и вполне осознанная причина, по которой родители хотят чаще видеть улыбки на лицах своих детей, в том, что детская улыбка - это своего рода «пятерка» родителям, сигнал о том, что малыш здоров, уверен в себе и счастлив, а значит, мама и папа все делают правильно.

Существуют и «практичные» причины, по которым бывает нужно уговорить или заставить ребенка улыбнуться. Например, если мама хочет, чтобы ребенок понравился кому-то (воспитателю в детском саду, экзаменатору на собеседовании в музыкальную школу). Иногда родители пытаются вызвать улыбку на лице малыша, чтобы помочь ему забыть о боли, страхе или неудаче. Еще нам, конечно, хочется, чтобы малыш хорошо получался на фотографиях, ведь ничто так не украшает, как искренняя улыбка.

Кто такие «буки»?

Иногда родители волнуются: «Чужие детки улыбаются, смеются, а из моего «буки» улыбку ничем не вытащишь. Нормально ли это? Значит ли такая неулыбчивость, что малыш чем-то недоволен или хуже - несчастлив? И что теперь делать?»

Эти опасения напрасны. Все дети разные: есть, например, малыши, которые не любят сладкое (!), предпочитают чтение в тишине шумной беготне с друзьями (!), едят лимоны, не морщась (!). Так и ваш - его улыбку еще надо заслужить. Или просто ее дождаться.

Зачастую под маской «буки» скрываются дети…

… стеснительные (такой ребенок смущается лишний раз проявлять эмоции при незнакомых людях, но дома улыбается без труда и иногда даже без причины),

… капризные (такой малыш знает, как приятна маме или папе его улыбка и ради выгоды и получения подарков и поблажек),

… серьезные (фраза «смех без причины - признак дурачины» для такого ребенка не пустой звук, а причины для смеха и улыбок он тщательно проверяет на разумность и достаточность),

По данным опроса «ФОМнибус» 65% людей считают, что уметь понимать шутки важнее, чем самому уметь шутить.

… приученные (в семье такого малыша все, условно говоря, - «буки»; улыбаться часто и слишком широко - не принято, и ребенку просто неоткуда научиться вести себя иначе, что, впрочем, легко может измениться, когда он попадет в другую среду общения).

Непринужденно и охотно улыбаются не все дети, а только предрасположенные к этому свойствами характера и особенностями воспитания, НО любой ребенок, даже «бука», улыбается, когда ему хорошо.

Есть ли «волшебный ключик»?

Способы вызвать у ребенка улыбку для каждого детского возраста свои. Улыбка новорожденных - физиологическая, так что может появиться после плотного обеда из грудного молочка или во время благополучного опорожнения мочевого пузыря. У детей 2-3 лет улыбку вызывают новые впечатления, а дошкольников и подростков заставят улыбнуться неловкость или нелепость взрослого. Каковы же универсальные, «проверенные» способы вызвать улыбку у ребенка от года до 3-4 лет?

1. Пощекотать

Щекотку любят не все, но так уж мы устроены, что легкие прикосновения к коже вызывают у нас улыбку, пусть даже вымученную. Впрочем, нелюбовь к щекотке приходит с возрастом, а дети это развлечение обычно любят.

2. Побыть нелепым

Этот способ вызывает улыбку не только у детей, но и у взрослых. Сделайте или скажите что-то несуразное, бестолковое, неожиданное - и ребенок обязательно наградит вас доброй и слегка снисходительной улыбкой. Можно подражать животным (кукарекать, мяукать, лаять), ходить на четвереньках, изображать великана или лилипута, чрезмерно «расстраиваться» из-за пустяков… Главное, забыть, что «нормальные» взрослые так не делают.

3. Улыбнуться

В мультике мама посоветовала малышу-еноту улыбнуться чудовищу из пруда, а последовав ее совету, он избавился от страхов и подружился с тем, кто его прежде пугал. Даже не отраженная в зеркале, а реальная улыбка заразительна, так что первой реакцией ребенка на вашу улыбку будет улыбка ответная. Если не сработает, добавьте «тяжелую артиллерию» - скорчите смешную рожицу.

4. Подуйте малышу в лицо

Необъяснимо, но факт: с большинством детей в возрасте от года до четырех лет «работает» - то ли сказывается эффект неожиданности, то ли струя воздуха вызывает у ребенка ощущение удовольствия.

5. Изобразите людоеда

Ничто так не веселит детей, как фраза «я тебя съем!» (или более мягкий вариант «укушу за попу»). Если боитесь напугать ребенка, ограничьтесь пантомимой с «ням-ням» или чавкающими звуками.

6. Растормошите

Подбрасывание в воздухе, «ехали мы ехали, в ямку бух!» и сражения подушками легко вызовут у ребенка не только улыбку, но и смех. Вообще же большинство энергичных игр поднимают детям настроение.

7. Похвалите

Комплименты любят все, а детям они нужны как воздух. Наряду с заслуженной похвалой улыбку легко могут вызвать хорошие, теплые, веселые воспоминания.

8. Заинтригуйте

В полгода малыша веселит «ку-ку», в год-полтора улыбку вызывает возможность погладить кису. Ребенок постарше рефлекторно улыбается, когда учится чему-то новому, успешно осваивает доселе незнакомые ему навыки.

9. Обрадуйте

Проще всего сделать подарок-сюрприз - только самые «искушенные» дети не улыбнутся в ответ (этот способ, кстати, чаще всего применяют профессиональные фотографы во время детских фотосессий: даже если ребенок улыбаться будет недолго, то оживленное, заинтересованное лицо сохранит хотя бы минут на 15). Ребенок улыбнется, если вы найдете потерявшуюся любимую игрушку или предложите его любимое развлечение.

10. Попросите

Иногда достаточно просто попросить - ведь если у малыша все хорошо, то порадовать маму искренней улыбкой ему совсем нетрудно.

И, конечно, эффективный способ сделать малыша улыбчивым - это «заразить» его личным примером. Улыбайтесь чаще сами, смотрите на жизнь с оптимизмом - и ребенок научится улыбаться даже в трудную минуту.

От улыбки станет всем светлей

Чувство юмора — способность человека оперировать одновременно двумя и более альтернативными взглядами на реальность; способность человека видеть смешное в рассказе, окружении или ситуации. Выделяют также способность шутить - это тенденция человека делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях.

Источник: Википедия

Ученые многих стран посвятили себя изучению человеческой улыбки, они исследовали функции и назначение улыбки, ее виды и воздействие на настроение и самочувствие человека. В результате теперь мы знаем, что улыбка:

  • укрепляет иммунитет (вызывает снижение в крови уровня гормонов стресса - адреналина и кортизола - и увеличение количества Т-лимфоцитов, борющихся с вирусами)
  • улучшает настроение
  • расслабляет, снимает стресс (организм вырабатывает эндорфины, даже если его заставили улыбнуться)
  • дается нам проще, чем нахмуренный вид (для ее возникновения на лице задействованы меньше мышц)
  • заражает окружающих (любому человеку психологически трудно сопротивляться направленной на него искренней улыбке)
  • выражает одобрение и является признаком счастья и удовольствия во всех культурах мира
  • является врожденной способностью человека
  • помогает достичь карьерных высот, так делает человека привлекательным, общительным и уверенным
  • имеет 19 разновидностей (в том числе уважительные "дежурные" и "социальные" улыбки, а также искренние "чувственные" улыбки).