Когда у ребенка появляются первые зубы. Как правильно должен выглядеть новорожденный ребенок

Как понять, что у ребенка режутся зубки? Симптомы прорезывания зубов у ребенка.

Вашему прекрасному малышу почти полгода. Позади период новорожденности, режим дня и кормлений налажен, да и колики уже не мучают. Кроха вовсю проявляет активность и вот-вот начнет ползать. Кажется, наступил замечательный период в жизни его и вашей. Не расслабляйтесь! Скоро у ребенка начнут резаться молочные зубы, а этот процесс не всегда проходит гладко. Прочитайте статью, чтобы узнать сроки, очередность и симптомы прорезывания зубов у грудного ребенка. Вы сможете отличить эти симптомы от простуды или кишечной инфекции, научитесь их облегчать.

Когда, во сколько месяцев, режутся первые зубы у младенцев?

От врачей «старой закалки» можно услышать, что первые зубы прорезаются у грудничка в возрасте 6 месяцев. Современные педиатры устанавливают диапазон от 4 до 8 месяцев. Знаменитый доктор Комаровский вообще утверждает, что какие-либо сроки устанавливать несправедливо: один и 2000 малышей рождается с 1-2 зубами, у одного из 2000 их нет до 15-16 месяцев. Здесь все индивидуально, так как на то, когда у малыша застучит первый зубик, влияет множество факторов:

  1. Генетика. Если у мамы и папы ребенка зубки начали прорезаться с 3-4 месяцев, вероятно, малыш тоже будет ранним. И наоборот, не стоит переживать, что у девятимесячного крохи до сих пор беззубая улыбка, если у его родителей в этом возрасте было так же.
  2. Особенности течения беременности. Беременность с патологиями откладывает сроки прорезывания зубов.
  3. Особенности течения и срок родов. Если малыш родился преждевременно, зубки у него могут начать прорезаться позже. В данном случае, следует учитывать биологический возраст малыша, а не его возраст по свидетельству.
  4. Болезней у ребенка (из-за некоторых инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком, зубы у него могут появиться позже), достаточность его питания, условия климатические, условия проживания, прочее.

ВАЖНО: Если у ребенка в полгода не вылезли первые зубы, вам ни в коем случае не стоит паниковать. При условии здоровья малыша это считается нормой. Для собственного успокоения обсудите этот вопрос с педиатром.

Порядок и сроки прорезывания зубов у ребенка.

Могут ли резаться зубы в 2, 3, 4 месяца?

Уже очевидно, что прорезывание зубов у грудничка может быть ранним, то есть таким, которое происходит до полугода (в 2, 3, 4 месяца). Но это не означает, что вам нужно лезть в рот к ребенку, если он, по-вашему, без причины:

  • становится беспокойным
  • плохо спит
  • отказывается от еды
  • постоянно тянет в рот игрушки и погремушки
  • температурит
  • кашляет или подает другие тревожные признаки

Покажите ребенка врачу, в первую очередь, необходимо исключить болезни, а потом уже грешить на ранние зубки.


Какие зубы режутся первыми у детей? В каком порядке режутся зубы у малышей?

Порядок прорезывания зубов может быть таким же индивидуальным, как и сроки. Но у большинства малышей он все-таки сохраняется. Изучите таблицу на рисунке, чтобы понять, какие зубки режутся первыми, какие и когда ждать после них.


До какого возраста режутся зубы у детей?

Молочные зубы, которые прорезаются последними, — это клыки. В среднем, они появляются у ребенка в 1,5 – 2 года. Опять-таки, в силу индивидуальных обстоятельств это может произойти раньше или позже.

ВИДЕО: Первые зубы — Школа доктора Комаровского

Как понять, что у ребенка режутся зубы: симптомы. Как ведет себя ребенок, когда режутся зубы?

Как же понять, что у ребенка режутся зубы? Этот процесс сопровождается определенными симптомами:

  1. Ребенок ведет себя беспокойно. Он капризничает без причины, отвлечь его чем-то получается с трудом и ненадолго.
  2. Малыш может оказываться от еды. Или, наоборот, чаще просить грудь, если он находиться на грудном вскармливании. Мама может заметить, что ребенок как будто бы жует сосок – так он чешет десна.
  3. У ребенка наблюдается повышенное слюноотделение. Если у крохи появилась выпь вокруг рта или на груди, возможно, это произошло из-за попадания на кожу слюней.
  4. Ребенок тянет в рот пальцы, игрушки, предметы, кусает соску или ложку. Ему хочется чесать десна.
  5. Десна малыша припухают, отекают и воспаляются. Иногда под слизистой виднеются белые пузырьки, иногда – синюшные гематомы.

ВАЖНО: Если вы подозреваете, что зубки у крохи на подходе, не нужно по сто раз в день лезть ему в рот, тем более, грязными или неухоженными руками. Во-первых, ему будет больно и неприятно. Во-вторых, высок риск попадания в организм инфекции.


Припухлость и отечность десен — признаки прорезывания зубов у детей.

Как выглядят десна, когда режутся зубы у грудничков?

Чтобы узнать, как могут выглядеть десна грудного ребенка, когда у него режутся зубы, посмотрите на фото.


Первые зубки: фото.
Фото десен ребенка при прорезывании зубов.
Гематома на десне при прорезывании зубов.

Как долго режутся первые зубы у ребенка?

У ребенка, который только появился на свет, в деснах находятся 20 фолликулов временных зубов. Прежде чем «застучать», они проходят через костную ткань и десна. На это требуется определенное количество времени, строго индивидуальное для каждого малыша. Обычно, процесс прорезывания первых зубов у грудничка занимает от 1 до 8 недель.

Какая температура может быть у ребенка, когда режутся зубы? Режутся зубы у ребенка – температура 37,5 ?C, 38 ?C, 39 ?C, насморк, понос, рвота: что делать?

Существует категория мамочек, которые списывают все беды, происходящие с их ребенком до 2 – 2,5 лет «на зубки». Ринит, чихание, кашель, повышение температуры чуть ли не до 40 градусов, сыпь на теле, запоры и диарею они считают симптомами прорезывания зубов. Это огромное заблуждение, которое может стоить ребенку здоровья. Подобные симптомы сопровождают ОРВИ, грипп, ангину, стоматит, герпетическую инфекцию, разнообразные кишечные инфекции, прочее, протекающие параллельно с прорезыванием зубов.


  1. В норме, температуры выше 37,5 градусов при прорезывании зубов не бывает. Некоторое ее повышение может произойти из-за местного воспаления (десна). Субфебрильная, фебрильная, пиретическая или гиперпиретическая температура говорят о наличии у ребенка не связанного с зубами заболевания.
  2. Диарея, рвота, сопровождаемые повышением температуры, беспокойством, различными проявлениями интоксикации – это симптомы кишечной инфекции. Ребенок нуждается в срочной медицинской помощи, так как обезвоживание у него может наступить очень быстро, его последствия часто фатальны.
  3. Ринит, чихание, кашель являются признаками простудных заболеваний. Если у ребенка текут сопли, он кашляет сухим или влажным кашлем, при этом его температура нормальная или повышенная, необходимо обращаться к врачу с целью установления диагноза и назначения лечения.

ВАЖНО: Действительно, из-за повышенного слюноотделения в период прорезывания зубов ребенок может чихать и кашлять, очищая тем самым дыхательные пути от слюны. Происходит это нерегулярно. Если слюноотделение слишком обильно, ребенка даже может вырвать.

Какие зубы режутся больнее всего у детей?

Очень трудно ответить на вопрос, какие зубы при прорезывании доставляют малышу наибольший дискомфорт. Опять же, все индивидуально. Обоснованных вариантов может быть несколько:

  1. Клыки. Эти зубы острые, они буквально режут десна. Кроме того, верхние клыки (так называемые «глазные зубы»), находятся в непосредственной близости к лицевому нерву.
  2. Моляры. Поверхность этих зубов имеет самую большую площадь, их прорезывание через десну может причинять боль.

Можно ли гулять когда режутся зубы?

Гулять с ребенком, у которого режутся зубки, можно и нужно. Свежий воздух и активность пойдут ему только на пользу. А вот мест большого скопления людей, где высока вероятность подхватить инфекцию, в этот период лучше избегать.

ВАЖНО: Начиная с первого, зубы у грудничка будут резаться один за другим. Не можете же вы заточить его дома на 1,5-2 года!


Можно ли делать прививку, когда режутся зубы?

Прорезывание зубов не является противопоказанием для проведения вакцинации. Врач даст отвод на прививки только в том случае, если в этот период выявит иное, не связанное с зубами заболевание.


Прорезывание зубов — не повод не делать прививку.

Можно ли вводить прикорм, когда режутся зубы?

  1. Перед введением прикорма посоветуйтесь с врачом.
  2. Вводите прикорм осторожно, строго по рекомендациям.
  3. Внимательно следите за реакцией ребенка на новые продукты.
  4. Если меню малыша уже довольно разнообразное, по возможности, повремените с введением новых продуктов.

Заговор, который поможет, если у ребенка режутся зубы

К сожалению или к счастью, современной медицине не известны способы помочь зубкам грудничка прорезаться. Не нужно раздирать его десна пальцем с бинтом, ложкой и другими предметами, давать ему грызть яблоки и сушки (которыми, к слову, малыш легко может подавиться). Несколько облегчают процесс определенные лекарственные препараты, которые должны быть назначены только врачом, и специальные игрушки – прорезыватели.
Если вы из тех родителей, которые просто не могут пустить процесс на самотек, попробуйте заговор «На прорезывание зубов». Говорят, он неплохо срабатывает.
Вам нужно будет трижды произнести такие слова: «Месяц, месяц, у тебя есть Антиний брат, у него зубы легко вырастали, никогда не болели, так и раба Божьего (имя младенца) десны не мозжат, зубки растут и не болят. Дай Бог, чтоб у дитятки моего легко зубки вырастали, не болели, не щемили. Аминь» .

ВАЖНО: Во время произношения слов заговора рекомендуется смазывать десна ребенка медом. Но вы же знаете, насколько это сильный аллерген. Реакция на мед у грудного ребенка может быть очень сильной, вплоть до отека.

ВИДЕО: ПЕРВЫЕ ЗУБЫ. СИМПТОМЫ ПРОРЕЗЫВАНИЯ ЗУБОВ. ТЕМПЕРАТУРА НА ЗУБЫ. ПОНОС НА ЗУБЫ

1. Случайное касание родничков на голове младенца

Несмотря на предостережения врачей, вы не должны впадать в истерику, если случайно прикоснулись к этим мягким местам на голове новорожденного. Кстати, эти места называются родничками. И когда вы касаетесь их, вы не касаетесь его мозга. А что же вы тогда трогаете? Так называемую мембрану, состоящую из плотной соединительной ткани. Мягкие области на голове предназначены для того, чтобы ребенок мог свободно передвигаться по узким родовым путям. Благодаря гибкости черепа эта крохотная головка уже пережила довольно травматичное путешествие без всякого вреда, так что ваше нежное касание ему не повредит. А роднички рано или поздно заживут.

2. Пульсирование в родничках

Когда ребенок кричит или играет, на переднем родничке вы можете увидеть пульсацию сосудов головного мозга. Без паники. Роднички находятся в тех областях черепа, которые еще не срослись, и через мягкую мембрану иногда можно видеть вены и артерии. А пульсирование – это нормальное разрабатывание системы кровообращения ребенка.

3. Кровь в пеленках новорожденной девочки

Во время беременности всплеск материнского уровня эстрогена может стимулировать матку еще не рожденной малышки. Поэтому в течение первой недели жизни у некоторых новорожденных девочек наблюдается небольшое количество кровянистых выделений. Ничего страшного в этом гормональном всплеске нет.

4. Небольшая впадина в груди ребенка

Расслабьтесь – это не проблемы с сердцем. По мнению экспертов, грудина состоит из трех частей. Углубление, которое иногда заметно у некоторых младенцев, это, скорее всего, вывернутая нижняя часть грудины. По мере того, как ребенок будет расти, растущие мышцы груди и живота будут выпрямлять эту впадину. Но, возможно, еще до этого грудь сравняют слои нарастающего жира.

5. Жидкий стул после каждого кормления

Грудные младенцы могут испражняться после каждого кормления, потому что грудное молоко очень быстро усваивается. Кстати, новорожденные, находящиеся на искусственном вскармливании, могут испражняться реже. Что же касается консистенции испражнений, то ничего удивительного нет и в этом - все младенцы находятся на жидкой диете.

6. Постоянное икание

Эксперты не могут прийти к однозначному мнению, почему новорожденные икают так часто. Некоторые считают, что это из-за того, что мозг и диафрагма - брюшная мышца, которая управляет дыханием, еще работают несколько не согласованно. Впрочем, независимо от причины, икота безвредна и безопасна.

7. Частый плач

Младенцы имеют незрелую нервную систему и легко пугаются. Вот две причины, по которым они так часто проливают слезы. Кроме того, плач – это единственный способ, с помощью которого грудничок может сообщить о своих потребностях и нуждах. Так что до определенного момента вы обречены видеть слезы и слушать крики. Насчет малыша не беспокойтесь – хотя он при этом выглядит огорченным, младенец не вредит себе.

8. Сыпь или прыщики на лице

Благодаря материнским гормонам, все еще циркулирующим в маленьких организмах, у новорожденных часто появляется акне. Как правило, высыпания проходят в течение некоторого времени - от 2 недель до 2 месяцев. Что делать? Просто аккуратно и осторожно умывайте ребенка. Использовать ваши гели и кремы против прыщей не надо.

9. Набухшая грудь

Те же гормоны, которые вызывают мини-месячные у девочек (см.пункт 3), могут вызывать набухание молочных желез у новорожденных обоего пола. Удивительно? Да. Временно? Совершенно верно. Волнительно? Ни в коем случае.

10. Бесконечное чихание

Малыши имеют крошечные носики. И даже крохотный кусочек застрявшей слизи, даже небольшая заложенность носа может заставить младенца чихать. И так раз за разом. Если чихание не сопровождается густой желтой слизью, которая может сигнализировать о том, что малыш замерз, то это состояние новорожденный со временем просто перерастет.

Процесс адаптации организма ребенка к жизни в сухой воздушной среде требует времени. Слезы у новорожденных начнут идти спустя несколько недель после появления на свет.

Большинство младенцев, пройдя необходимый цикл внутриутробного развития, появляются на свет, еще не умея ряда вещей – например, плакать слезами. Эта функция до этого была не нужна, околоплодная жидкость отлично справлялась с функцией увлажнения и очищения глаза.

Многие органы ребенка на протяжении первых лет жизни вынуждены проходить процесс развития и усовершенствования – глаза у грудничка будут учиться фокусироваться на предмете и рассматривать окружающий мир в цвете. Большинство информации о мире человек воспринимает глазами, для их нормального функционирования необходима правильная работа слезного канала.

Плач без слез

Молодых родителей очень часто интересует, почему новорожденные плачут без слез и с какого возраста они должны появляться. Причина явления – в особенностях развития органов зрения младенца.

Тельце новорождённого после появления на свет покрыто тонким налетом. Эта смазка защищает ребенка от бактериальной атаки и легких повреждений. Но налет есть не только на коже, он присутствует на конъюнктиве глаз у младенца и желеобразной пробкой закупоривает слезный канал. Во время развития эмбриона эта пробка закрывает слезный канал, предохраняя его от проникновения амниотической жидкости.

Для того чтобы он открылся, необходимо время – обычно начаться слезоотделение должно до 45 дней, хотя есть уникумы, способные проливать слёзы с момента рождения.

Основные причины для более позднего открытия слезных протоков:

  1. незрелость, для начала функционирования нужно время, для каждого грудничка потребуется индивидуальный период;
  2. протоки имеют особенность развития – они чересчур узкие;
  3. пробка, закупоривающая проток, слишком толстая;
  4. врожденная слабая функциональность канала;
  5. врожденная патология;
  6. приобретенное воспалительное заболевание глаз.

Развитие каждого младенца индивидуально, и у каждого в разное время произойдет открытие слезного канала и начнут функционировать слезные железы. А до этого времени ребенок плачет без слез.

Уход за глазами

После рождения ребенок находится в непривычной воздушной среде, большую часть времени он спит. Во время бодрствования глаза младенца сухие – увлажнение глаз недостаточное. Малыш для большего комфорта нуждается в дополнительном уходе за глазами. Иногда о необходимости такого ухода свидетельствует покраснение глаз и век, в уголках глаз могут появиться гнойные выделения. Самостоятельно такое явление не проходит, поэтому родители должны выполнять очищение глаз младенца по утрам.

Умывая младенца, чистым ватным диском, смоченным теплой водой, нужно тщательно, но осторожно, промыть глаза двигаясь от уха к носу, для каждого глаза используют отдельный диск. Такую процедуру проводят вечером при ежедневном купании. Народная медицина рекомендует использовать для этой процедуры грудное молоко.

Если отмечаются симптомы покраснения или нагноения глаз, ребенка нужно показать врачу. Хорошо помогает промывание (раствор должен быть очень слабым) или . Марганцовку нужно разводить, тщательно следя за тем, чтобы все крупинки вещества растворились.

Для приготовления отвара ромашки стоит воспользоваться расфасованной в пакетики ромашкой, которую запаривают в чашке. Для одного пакетика нужно 100 грамм горячей воды. Для промывания настой нужно остудить до комнатной температуры.

Если есть аптечная трава, то для заваривания берут чайную ложку травы на 100 грамм кипятка. После того, как настой немного остынет, его следует отцедить через несколько слоев марли и использовать для промывания.

Первые слезы

Слезные железы начинают работать у грудничка через 45-60 дней с момента его рождения, до этого времени новорожденный плачет без слез. После их появления начинает активнее растворятся пробка, запечатывающая слезный проток. До момента полного восстановления свободного тока жидкости по протокам, влага не будет свободно выделяться.

По мнению доктора Комаровского, при нормально развитых каналах слезы текут в носоглотку, процесс проходит безболезненно, дети и мамы не замечают, как возникает и течет влага.

Такие младенцы смогут нормально заплакать к трехмесячному возрасту. Когда появляются слёзы у плачущего младенца, они идут по-разному – у кого-то крупные, как горох, у кого-то это будут мелкие одиночные капельки.

Если свободного оттока нет, то накапливаясь в протоках, слезы у новорожденного будут провоцировать раздражение слизистых носа, вызывая необъяснимые сопли. Застой влаги и насморк делает ребенка капризным, белки глаз могут покраснеть, при надавливании на носик и лоб ребенок будет кривиться и плакать.

Если похожая ситуация сохранится, ребенка следует показать врачу. Диагнозом будет , для исправления ситуации младенцу нужно помочь.

Помощь врача

После того, как ребенку исполнится месяц, малыша нужно показать врачу. Такие плановые осмотры необходимо проводить после достижения ребенком трехмесячного возраста, шести месяцев и года.

Цель осмотра специалистом:

  • состояние глаз малыша;
  • определение правильности строения глаза;
  • определение примерной даты открытия носослезного канала;
  • проверка зрения;
  • предоставление рекомендаций родителям по уходу за глазами ребенка;
  • назначение необходимых лечебных мероприятий.

В полугодовалом возрасте врача будет интересовать координация зрительного и хватательного рефлексов, способность ребенка четко воспринимать предметы и острота его зрения. К этому возрасту слезный канал должен нормально работать, малыш способен плакать с большим количеством слез.

Для определения качества функционирования слезных проток окулист проводит специальный цветной тест. Для этого:

  1. В глаза младенцу закапывается цветной раствор (это может быть желтый раствор фурацилина);
  2. В ноздри вставляются ватные тампоны;
  3. После 10 минут оценивается количество окрашенной жидкости в глазах и появление краски на тампонах.

Если окрашивания не происходит, определяется непроходимость носослезного канала.

Для восстановления проходимости носослезных каналов врач может назначить ребенку массаж. Его мама выполняет ребенку дома самостоятельно.

Если врач примет решение о необходимости восстановления проходимости протоков, офтальмолог проводит небольшое вмешательство с применением местной анестезии.

Ребенку закапывают глаза специальным составом, затем используют зонд для расширения слезного канала. После процедуры он очищается от пробки и становится свободным для оттока влаги, в глазах младенца появляется слеза.

Массаж слезных проток

В некоторых случаях проходимым становится только один канал, признаком является слеза, которая течет только из одного глаза. Диагноз в таком случае – .

Родителям следует обратить внимание – насморк при дакриоцистите не связан со слюнотечением, как это будет при простуде, когда одновременно закисают глазки, текут слюни и появляется насморк.

Причиной является нарушения в открытии слезного канала или появления в нем тяжей (спаек), препятствующих оттоку слезы. Накапливающаяся в слезном мешке жидкость вызывает дискомфорт, при присоединении инфекции появляется гной. Иногда в таких случаях назначают антибиотики, но наиболее эффективным способом лечения является массаж, который восстановит отток и снимет воспаление.

Массаж помогает открыть второй проток, вытолкнуть пробку, которая в нем стояла. Для проведения массажа необходимо:

  1. тщательно вымыть руки мылом без запаха и теплой водой;
  2. приготовить чистый ватный диск;
  3. осторожно кончиками пальцев надавливать на кожу под глазным бугорком;
  4. массаж проводить сначала под одним, затем под вторым глазом на протяжении одной-двух минут;
  5. отделяющееся их слезного канала содержимое аккуратно снимать ватным диском.

Массаж проводят 5-6 раз в день по минуте. Процедура безболезненная, при правильном ее проведении ребенок не должен плакать. Открытие канала и выход родовой пробки происходит через 2-3 дня после начала массажа.

Дополнительно следует промывать глаза ребенку ромашкой, марганцовкой, раствором фурацилина. Какой именно раствор использовать и какова его концентрация должен сказать врач! После того, как во втором глазу появились слезы, нужно показать ребенка еще раз врачу, чтобы удостовериться, что болезнь прошла.

Родители должны тщательно наблюдать за младенцем и немедленно консультироваться с врачом при задержке появления слез – от этого зависит острота зрения, развитие малыша в дальнейшем.

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...

Масса и рост

За первый месяц жизни новорожденный (именно так называется малыш весь первый месяц жизни) набира­ет около 600 г, т.е. каждый новый день приносит кро­хе дополнительные 20 г веса. Это несколько меньше, чем в последующие месяцы, так как в течение самой первой недели жизни все новорожденные дети "худеют", у них отмечается феномен потери массы тела (в среднем малыш худеет на 5-8% от перво­начального веса). Причинами этого являются выделе­ние довольно большого количества первородного кала (мекония) и поступление сравнительно небольшого по объему количества питания (молока) в первые дни жизни при расходовании значительного количества энергии. Ин­тересно, что дети, родившиеся в срок (т.е. при доно­шенной беременности), но имеющие небольшую массу тела, могут за первый месяц набирать ее более интен­сивно, как бы догоняя своих изначально более упитанных сверстни­ков. А вот недоношенные дети массу набирают медлен­нее. Рост новорожденного за первый месяц увеличивается в сред­нем на з см.

Питание

Как уже было сказано, первый ме­сяц жизни в целом - адаптация новорожденного к "внеутробному" миру. Это касается и питания. У новорожденного, который питается грудным молоком, обычно отсутствует чет­кий режим приема пищи. Мамам рекомендуется как можно чаще предлагать ему грудь, чтобы у него была возможность есть так часто, как ему хочется. Это называется - система кормлений по требованию. За сутки ребенок первого месяца жизни прикла­дывается к груди в среднем 8-12 раз. Если новорожденный тре­бует грудь чаще, не стоит паниковать. Кроха пока еще вырабатывает свой, особый, режим кормлений, вполне возможно, они будут более упорядоченными через какое-то время. Следует помнить, что требуя грудь часто, ребенок не толь­ко получает капельки бесценного грудного молока, но и удовлетворяет свой сосательный рефлекс, что очень важно для его правильного неврологического развития.

Малыш, находящийся на искусственном вскармлива­нии, в первые 2 недели жизни должен получать адапти­рованную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволи­тельно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т.е. частота кормлений составляет / раз в сутки при 6-часо- вом ночном отдыхе. Обычно таким детям между корм­лениями 1-2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья.

Расчет необходимого суточного количества адапти­рованной смеси для малыша первых 7-10 дней жизни проводят по следующей формуле: 80хN или 70xN, где N - день жизни ребенка. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее - второй. Полученное значение делят на ко­личество кормлений, рассчитывая таким образом необ­ходимый разовый объем смеси.

После 10-14 дней кроха съедает за сутки питание, рав­ное по объему 1/5 от его массы.

Умения первого месяца

Здоровому ребенку первого месяца жизни присущи все безусловные физиологические рефлексы, которые отно­сятся к «врожденным». Педиатр, проводя осмотр такого малыша, проверяет, насколько хорошо кроха хватается за палец, отталкивается стопами от ладони в положении лежа на животе, опирается на стопы при поддержке в вер­тикальном положении и другие рефлексы. В целом у ребен­ка еще отсутствует координация движений, они хаотичны.

К концу первого месяца здоровый малыш, лежа на жи­воте, способен непродолжительное время удерживать приподнятую голову. Кроме того, должна быть кратковре­менная фиксация взгляда на яркой игрушке. К этому вре­мени младенец может начать улыбаться при ласковом об­ращении к нему.

Развитие

Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.

В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Развитие двигательных навыков у новорожденного

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.

Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.

В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.

Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.

Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.

Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Развитие способностей видеть, слышать, чувствовать у новорожденного

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.

Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.

Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос.

Однако, несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.

До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой пищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.

Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.

Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.

Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Развитие социального воспитания у новорожденного

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.

Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако, слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.

Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.

Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.

Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.

Как успокоить новорожденного:

  • Ходить по комнате, прижав малыша к плечу;
  • держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону;
  • держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке;
  • положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам;
  • сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь;
  • быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке;
  • положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед;
  • прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок, слинг;
  • положить ребенка в подвесной домашний гамак и тихонько покачать;
  • покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.

До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.

Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.

Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и, в конце концов, младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.

В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Как развивать новорожденного

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы:

  • Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно;
  • Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным;
  • Меняйте положение ребенка;
  • Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами;
  • Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка;
  • Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом;
  • Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость;
  • Не бойтесь избаловать ребенка;
  • Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз;
  • Обращайтесь с малышом бережно.


Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Игры

Развитие зрения у новорожденного

Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.

Перемещайте фонарик взад и вперед. Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

Покажите язык. Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.

Развитие слуха у новорожденного

Повесьте колокольчик. Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.

Танцуйте под музыку. Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом. Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)

Развитие осязания у новорожденного

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.

Развитие мышц ног у новорожденного

Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Уход за новорожденным

Время кормления у новорожденного

Сохраняйте хорошее настроение. Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из бутылочки, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь. Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Первые ванночки новорожденного

Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Пеленание и одевание новорожденного

Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.

Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Стул и мочеиспускания новорожденного в первый месяц жизни

В первые дни жизни частота мочеиспусканий небольшая - от 1-2 в первые сутки до 8-15 на 5-е сутки. К концу первого месяца ребенок может мочиться 20-25 раз за сутки. Редкие мочеиспускания в первые дни жизни связаны с особенностями работы еще не совсем зрелых в функциональном отношении почек малыша. Да и количество потребляемой жидкости в пер­вые дни невелико.

Стул малыша первого месяца очень изменчив по частоте и характеру. В первые 1-2 дня вы­деляется густой первородный кал зеленовато- коричневого цвета, называемый меконием. За­тем отмечается довольно частый, до 6-8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После 7-10 дней жизни стул у грудничка желтый, ка­шицеобразный, имеет кислый запах. Ча­стота дефекации составляет от 3 до 5-8 раз в сутки. У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий - в среднем 3-4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме так­же могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1-2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или бес­покойством крохи. Подробнее о проблемах со стулом у грудничков вы можете в специальной статье на нашем сайте -

Прививки новорожденного в первый месяц жизни

Еще находясь в родильном доме, малыш успе­вает в норме получить 2 вакцины - против ге­патита В (в первые сутки жизни) и туберкулеза (на 3-7-е сутки). В поликлинике в возрасте i ме­сяца повторно против гепатита В вакцинируются только те малыши, которые относятся к группе особого риска (в случае если их мамы являются носителями вируса гепатита В, или больны ге­патитом В, или перенесли это заболевание не­задолго до родов). Также в первый месяц повторную дозу вакцины против гепатита В должны полу­чить дети, если в их домашнем окружении есть вирусоносители или больные острой или хрони­ческой формой гепатита В.

Обследования новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейро- сонография - НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего - органов брюшной полости, по­чек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования,в месячном возрас­те каждому малышу необходимо сделать элек­трокардиограмму - ЭКГ (графическое отобра­жение биопотенциалов работающего сердца).

Врачи для новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок в первый раз отправляет­ся на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действу­ющего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Но обход этих врачей, как правило, вам позволят растянуть до 3-х месячного возраста. Всё же не очень хорошая идея каждый день наведываться в больницу с новорожденным. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматрива­ют ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультиро­вать врач-офтальмолог или кардиолог.

Сон новорожденного

Время отдыха новорожденного

Сон новорожденного занимает около 18 часов в сутки. Условно говоря, ребенок этого возрас­та просыпается в основном лишь для того, чтобы поесть. Само бодрствование довольно непро­должительное, ограничено 15-20 минутами. Оно не столь активное, как в последующие месяцы жизни, и, как правило, предшествует кормлению. Для месячного грудничка характерно засыпание сразу после еды или даже во время кормления. Конечно, малыш может просыпаться и между кормлениями. Как правило, это случается при на­личии «весомой» причины - мокрый подгузник, неудобное положение, громкий звук, разбудив­ший кроху.

Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Но самый лучший и верный способ успокоить кроху - это спеть ему .

Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.

Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.

Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.

Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.

Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.

Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу – мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.

За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Прогулки с новорожденным в первый месяц жизни

Продолжительность пребывания на свежем - воздухе определяется погодой. В летнее время с крохой начинают гулять практиче­ски со следующего дня после выписки из ро­дильного дома. Начинают прогулки с 20- 30 минут, их продолжительность постепен­но увеличивается, достигая примерно через неделю после выписки малыша 1,5-2 часов, т.е. прогулки могут занимать практически все время между кормлениями.

Оптимальным при хорошей погоде счита­ется пребывание на свежем воздухе не ме­нее двух раз в день. В холодное время года малышу дают адаптироваться в домашних условиях 2-3 дня, а затем его тоже «выво­дят в свет». Разумеется, обращая внимание на температуру воздуха (не ниже 0°С), от­сутствие резкого ветра. Начинают прогулки с 10 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до 30-40 минут и даже 1 часа, в зависимости от погодных условий. Еще хороший совет тем, у кого есть балкон, желательно застекленный: в холодное время года прогулки с новорожденным можно начинать именно там. Можно это делать с первых дней пребывания дома. Так же, начиная с пребывания 10 минут, постепенно увеличивая до рекомендуемой нормы.