Конкурсно-деловая игра "Экологический мир – это жизнь". Деловая экологическая игра для педагогов доу Сборник деловых игр по экологии

"Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов

Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
-научить решать экологические задачи и проблемы;
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс "Визитная карточка".
(представление команд)


Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).

Станция "Орнитологическая"
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)

Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.


Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


Станция "Золотые россыпи помоек"
Нужно подчеркнуть правильный ответ.

I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
VI. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).


Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).

Цель: повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического
образования дошкольников; способствовать приобретению ими опыта коллективной
работы.
Задачи:
­ Расширение представлений педагогов о возможных методах и приемах,
используемых в работе с детьми по экологическому образованию;
­ Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии (явления
живой и неживой природы, растения, животные);
­ Развивать познавательный интерес у педагогов;
Вступительное слово:
Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим
направлением педагогики детства. Почему? Во­первых, экологически грамотное
поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на
планете Земля. Во­вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается
способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется
желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательный интерес
являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни,
природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями
окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения
к ним. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к
другу и к окружающей их среде.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных
способов взаимодействия детей с природой. Его результатом должно быть не только
не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной
отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать
природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота
души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или
мужества.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее
язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства
– в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться
пробудить в детях, прежде всего. Интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за
явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А.
Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и
вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике
солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, ­ для этого надо
бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».
1 часть. Разминка.
1. Что означает термин “экология”?
2. Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашем городе?
3. В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо
заниматься с дошкольного возраста?

4. Каково влияние экологии на здоровье детей?
5. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к
природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
6. Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
7. В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать
охране природы?
8. Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ.
9. Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в
своих произведениях.
10.Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.
11.Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.
2 часть. Игра «Эти забавные животные»
Книга рекордов природы.
1. Самый длинный язык у….(хамелеона)
2. Самые умные животные … (дельфины)
3. Самое сильное обоняние у …(бабочки)
4. Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)
5. Лучше всех слышит … (сова)
6. Быстрее всех летает … (стриж)
7. Самый зоркий … (беркут)
8. Чемпионы по долгожительству … (черепахи)
9. Самые зубастые … (акулы)
10.Чемпион по глотанию… (удав)
Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.
1. Пескарь – живет в песке
2. Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый
3. Синица – поет «зинь – зинь»
4. Кулик – кричит «куик»
5. Стрекоза ­ стрекочет
6. Щегол – денди, щеголь
7. Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад
8. Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.
9. Волк – тащит добычу волоком
10.Насекомое – насечки на туловище
3 часть: «Экологический уголок»
Расставьте по значимости (с помощью цифр) приведенные ниже принципы
создания экологического уголка в группе (на первое место поставьте самое
актуальное, на Ваш взгляд положение):
растений и животных;
камней, раковин и т.д.);
представителей живой природы,
обеспечение

Ядовитых растений, отсутствие
опасных видов животных, насекомых);
­ обеспечение для детей возможности
­ обеспечение для детей возможности
природы.
4 часть. Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»
По каким приметам в поведении животных и растений можно предсказать
погоду? Выигрывает команда, назвавшая больше всех примет. За каждый правильный
ответ – 1 балл.
­ Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде;
­ Уж на дороге греется – перед дождем;
­ Стрижи низко летают – дождь предвещают;
­ За сутки до оттепели мыши выходят из­ под подстилки на снег;
­ Собака катается по земле, мало ест и много спит – к вьюге;
­ Когда цветет черемуха – всегда жди холодов;
­ Если к утру трава сухая – к вечеру ожидай дождя;
­ Цветы перед дождем пахнут сильнее;
­ Из березы течет много сока – к дождливому лету;
­ С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – к хорошей
погоде;
5 часть. Решение педагогических ситуаций.
Ситуации задаются всему коллективу.


занята собственными мыслями.













узнаем ее название».


6 часть. Музыкальный калейдоскоп.
Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет
песни, в которых они присутствуют:
∙ Ромашки, лес
∙ птицы, вода
∙ береза, сопки
7 часть. Экспресс­вопросы.
Вопросы быстро задаются по очереди каждой команде, ответы должны быть
также моментальными:
1. Зачем белке длинный и пушистый хвост?
2. Какая ветка не растет на дереве?
3. Каким гребнем голову не расчешешь?
4. Может ли страус назвать себя птицей?
5. Чем заканчивается день и ночь?
6. У кого уши на ногах?
Подведение итогов игры.
От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит
многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе
должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что
любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что
можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным
слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с
родителями являемся первыми проводниками детей в природу.
Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях
приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной
деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и
привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию
ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою
очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.
Список литературы:
1.Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и
методы.­ М.: ТЦ Сфера, 2008.
2.Бушнева И. М. и другие. Педагогические советы. ­ Волгоград: Учитель,
2010.Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию
дошкольников//Дошкольное воспитание№7­ с.58­63
3.Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.От рождения до школы.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ­ М.:
Мозаика ­ Синтез,2012.

4.Горбатенко О. Ф.. Система экологического воспитания в дошкольных
образовательных учреждениях. ­ Волгоград: Учитель, 2008.
5.Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика
экологичесукого воспитания дошкольников.­СПб.:Детство­Пресс,2003.
6.Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации
в детском саду ­ М.: Мозаика – Синтез, 2004.
7.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Книга
для воспитателей. ­ М.: Просвещение, 2004 Рыжова Н. А.Программа «Наш дом­
природа»­М.: «Карапуз­Дидактика»,2005.
8.Рыжова Н. А.Экологическое образование в детском саду. ­ М.: Карапуз, 2001.
9.Соломенкова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа
и методические рекомендации.­3­е изд., испр. и доп. ­ М.: Мозаика ­ Синтез, 2008.
10.Соломенкова О. А.Основные и дополнительные программы дошкольных
образовательных учреждений: метод. пособие. ­ М.: Айрис­пресс, 2007
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 31 «Теремок»
Деловая игра для воспитателей ДОУ
«Экология рядом с нами»

Подготовила и провела:
воспитатель 2 старшей группы

Лукаш Ю.П.
г. Гуково
2017 год
1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и
громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была
занята собственными мыслями.
– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины,
хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же
просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
2. Вы вышли с ребенком на улицу. После ярких солнечных дней стало пасмурно и
ветрено. «Опять погода испортилась», ­ подумаете вы. А что скажите ребенку? О чем
вы будете с ним разговаривать?
3. Прогулка по лугу дарит возможность увидеть множество полевых цветов,
порою очень редких. Вам повстречались синеглазые колокольчики. Их так много, что
луг, будто тихонечко звенит от их покачивающихся головок. Рука ребенка тянется
сорвать цветок, другой. Какими будут ваши действия?
4. Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с
оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну
внимательно рассмотреть ее и запомнить внешний вид: «Дома мы посмотрим в книге и
узнаем ее название».
Правильно ли поступила мама? Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы
ребенка? Чему способствовала мама постановкой такой задачи?
­ наличие как можно большего числа видов
растений и животных;

­ наличие объектов неживой природы (почвы,
камней, раковин и т.д.);
­ обеспечение комфортных условий для всех

необходимой им среды обитания и ухода;
­ безопасность (отсутствие или недоступность

животных, насекомых);
­ обеспечение для детей возможности
ухаживать за растениями и животными;
­ обеспечение для детей возможности
наблюдать за объектами живой природы;
­ обеспечение для детей возможности
экспериментировать с объектами неживой
природы.
­ наличие как можно большего числа видов
растений и животных;
­ наличие объектов неживой природы (почвы,
камней, раковин и т.д.);

­ обеспечение комфортных условий для всех
представителей живой природы, обеспечение
необходимой им среды обитания и ухода;
­ безопасность (отсутствие или недоступность
ядовитых растений, отсутствие опасных видов
животных, насекомых);
­ обеспечение для детей возможности
ухаживать за растениями и животными;
­ обеспечение для детей возможности
наблюдать за объектами живой природы;
­ обеспечение для детей возможности
экспериментировать с объектами неживой
природы.

Седых Елена Владимировна, старший воспитатель

МБДОУ г.о. Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 28 «Цветик – семицветик»

Цель: повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического образования дошкольников.

Задачи:

Расширение представлений педагогов и родителей о возможных методах и приемах, используемых в работе с детьми по экологическому образованию;

Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);

Развивать познавательный интерес у педагогов;

Учить использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.

Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растений и животных между собой и окружающей средой». Цель экологического воспитания в дошкольном учреждении – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.

1 Задание: (домашнее) Описание эмблемы «Узнай, о чем?» Каждая команда описывает свою эмблему таким образом, чтобы соперники могли по описанию узнать ее. Описание может дополняться музыкальным и стихотворным сопровождением. Наивысший балл получает команда, полнее и оригинальнее всего описавшая свою эмблему (задание оценивается по 5 –ти бальной шкале).

Методическая часть игры

2 Задание: «Экологический уголок»

Расставьте по значимости (с помощью цифр) приведенные ниже принципы создания экологического уголка в группе (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

Наличие объектов неживой природы (почвы, камней, раковин и т.д.);

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода;

Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых);

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

(задание оценивается по 5 –ти бальной шкале)

3 Задание: «Моделирование» Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в занятия по образовательным областям «Социализация», «Познание», «Физическая культура» (задание оценивается по 5 –ти бальной шкале)

4 Задание: «Составь вопросник» Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующий перечень вопросов:

а) назови и покажи деревья и кустарники, растущие на участке или на улице;

б) назови и покажи части деревьев;

в) назови и покажи хвойные и лиственные деревья;

г) как и откуда дерево получает питательные вещества?

д) зачем дереву ствол, ветки, листья?

е) чем дерево отличается от кустарника?

ж) какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

з) как человек помогает деревьям и кустарникам?

и) для каких обитателей живого мира дерево является их домом?

Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по темам «Овощи, фрукты, ягоды», «Дикие животные», «Времена года» (задание оценивается по 5 –ти бальной шкале).

Непосредственно игровая часть игры

5 Задание: «Вопрос – ответ» Какая команда наберет большее количество балов за правильные ответы (за каждый правильный ответ – 1 балл) Свою готовность к ответу команда демонстрирует зеленой карточкой. Вопросы:

1.Отличительные черты природной и экологической катастроф? (экологические катастрофы возникают в результате деятельности человека, природные – стихийно)

2.Что такое цепь питания? (это пищевые связи, которые устанавливаются в природном сообществе)

3.Что такое «кислотный дождь»? (предприятия выбрасывают в атмосферу вредные химические вещества, которые растворяются влагой атмосферы, когда идет дождь, эти вещества также выпадают на землю, убивая все живое)

4.Какие приспособления помогают птице летать? (полые кости, воздушные мешки внутри тела, быстрое пищеварение и, конечно крылья)

5.Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы? (в гору, у зайца передние лапы короткие, задние длинные, а с горы он катится кубарем)

6.Сколько ног у паука? (8)

7.Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

8.В воде родится, а воды боится? (соль)

9.У кого уши на ногах? (у кузнечика)

10.Весной или летом цветет сирень? (весной, начало лета считается с отцветания сирени)

11. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

12. Невидимое живое существо (бактерия)

13. Необратимое историческое развитие живой природы (эволюция)

6 Задание: Кроссворд «Природа вокруг нас» (см. приложение) (задание оценивается по 8 –ми бальной шкале).

Вопросы для 1 –ой команды:

В землю теплую уйду, кверху колосом взойду,

В нем тогда таких, как я, будет целая семья (зерно)

2. Это лекарственное луговое растение и ценная кормовая трава, в народе его называют «кашка» (клевер)

3. Раскаленное небесное тело шарообразной формы, звезда, состоит из очень горячих (раскаленных) газов (солнце)

4. Самое высокое дерево в мире (около 100м) (эвкалипт)

5. Живой организм, живущий в лесу, не образующий цветков, семян, размножающийся спорами (гриб)

6. Низкорослое растение с очень мелкими листочками, растущее обычно в сырых местах. В жару становится белым. Может быть сухим несколько лет, но пройдет дождь … и оно опять зеленое. Во время войны его использовали вместо ваты, оно заменяло также йод (мох)

7. Самый многочисленный класс животного мира, их еще называют «шестиногими» хозяевами земли (насекомые)

8. Как называются животные, приспособленные к жизни в воде и на суше? (земноводные)

Вопросы для 2 –ой команды:

1.Санитар леса и большой труженик, переносит груз, во много раз превышающий вес собственного тела (муравей)

2.С помощью какого растения карлик Нос смог опять обратиться в мальчика? (одуванчик)

3.Лекарственное растение с сильным запахом, растет в лесу, цветет в мае – июне мелкими белоснежными цветками, собранными в красивую кисть. Плоды ядовиты. Занесено в Красную книгу (ландыш)

4.Сколько на Земле материков? (6)

5.Влаголюбивые растения зеленого, красного и бурого цвета. Им земная атмосфера обязана появлению свободного кислорода (водоросли)

6.Самое быстрорастущее растение – трава – за сутки вырастает на 1 метр (бамбук)

7.Как одним словом назвать корову, овцу, лошадь, козу, зайца, лося (травоядные)

8.Как называется большой участок охраняемого природного ландшафта, на котором запрещена вырубка, покос, разведение костров, охота и природа сохранена в первозданном виде? (заповедник)

Вопросы для 3 –ей команды:

1.Лекарственное растение, растущее по обочинам дорог, у заборов, на огородах. Свежие листья употребляют для лечения ожогов, гнойных ран и фурункулов (подорожник)

2.Как называется наука об окружающем нас мире? (экология)

3.Дерево с самым толстым стволом (12 метров) (баобаб)

4.Во впадине шляпок этого гриба часто скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду, они погибают и падают замертво возле гриба. Напишите название этого гриба (мухомор)

5.Растение, состоящее из водоросли и гриба, способно расти там, где никакое другое растение не может выжить, легко переносит сильные морозы, жару и отсутствие дождей. Однако, если в воздухе содержатся загрязняющие вещества – исчезает (лишайник)

6.Как называются животные, завершающие любую пищевую цепочку (во множественном числе) (хищники)

7.Сидячее морское животное, покрытое твердой оболочкой, прикрепленное к морскому дну. Любит тепло, питается мельчайшими рачками, захватывая их своими нежными щупальцами. Постепенно разрастаются, почти как деревья (в единственном числе) (коралл)

8.Земноводное животное, молодость свою проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самец кормится соком растений и нектаром, а вот самки – кровососы (комар)

7 Задание: Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»

По каким приметам в поведении животных и растений можно предсказать погоду? Выигрывает команда, назвавшая больше всех примет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде;

Уж на дороге греется – перед дождем;

Стрижи низко летают – дождь предвещают;

За сутки до оттепели мыши выходят из- под подстилки на снег;

Собака катается по земле, мало ест и много спит – к вьюге;

Когда цветет черемуха – всегда жди холодов;

Если к утру трава сухая – к вечеру ожидай дождя;

Цветы перед дождем пахнут сильнее;

Из березы течет много сока – к дождливому лету;

С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – к хорошей погоде;

Особенно бывает холодно, когда дуб развернется.

8 Задание: «Экологические задачи» Представителям команд предлагается вытянуть по два текста с экологическими задачами, обсудить их со своей командой и ответить на вопросы задачи. По 5-ти бальной системе оценивается не только правильность ответа, но и время подготовки.

Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю. Дмитриев в «Книге природы»: «Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает пищу – мышей, «мышкует»)

Задача 2: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день. В лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество воды? (испарение)

Задача 3: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т.к. уничтожает до 1000 мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы, т.к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)

Задача 4: На поверхности воды обитают водомерки. На длинных ногах водомерки – подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром. Все тело водомерки покрыто такими же волосками. Между волосками много воздуха. Какое значение для водомерок имеют такие приспособления в водоемах? (для того, чтобы не утонуть в воде. Волоски покрыты жиром, поэтому ноги и тело не смачиваются водой).

Задача 5: Жуки – вертячки обычно кружатся на поверхности водоема, но могут уходить и в глубину. Они имеют приспособления к условиям обитания – каждый глаз вертячки поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду. Какое значение для жуков – вертячек имеют их приспособления к обитанию в водоемах? (опасность подстерегает жуков и сверху, и в воде. Добыча также может оказаться и в воде, и на ее поверхности, поэтому глаз поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду).

9 Задание: Конкурс песен на экологическую тематику. Командам по очереди друг за другом предлагается исполнить по одному куплету из песен, отражающих нашу природу. Команда, долго выдерживающая паузу, выбывает из игры (за каждую песню – 1 балл)

10 Задание: (домашнее) Инсценировка любого литературного произведения или его фрагмента природоохранной направленности с обязательным кратким изречением, выражающим основную идею произведения экологической направленности (оценивается по 5 – бальной системе).

Подведение итогов деловой игры. Награждение победителей.

Деловая игра

«Экологическая гостиная»

Цели:

* дать практическую направленность экологическим знаниям участников;

* развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

* совершенствовать работу в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности,

установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим деловую игру "Экологическая гостиная".

Само слово «экология» образовано от греческих «экое» - «дом» и «логос» - наука.. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

Охранять природу - значит охранять Родину.

М. Пришвин

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии - главные задачи экологической работы в ДОУ.

Дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Давайте вспомним цели экологического воспитания в ДОУ.

    Цель Э.В. дошкольника - формирование начал экологической культуры.

    Цель Э.В. дошкольника – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.

    Целью Э.В. дошкольников является «формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

    Цель. Э.В. дошкольника – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.

    Цель. Э.В. дошкольника – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Таким образом, в процессе экологического образования детей воспитатель решает следующие задачи:

    формирование системы элементарных экологических знаний и представлений;

    воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;

    развитие эстетических чувств по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить);

    формирование элементарных навыков рационального природопользования

РАЗМИНКА А сейчас предлагаю немножко размяться. Предлагаю вам конверты с карточками. В каждом из них предложены слова на экологическую тему. Вам нужно собрать слова из карточек одного цвета. (Наблюдение, Лаборатория, Насекомые, Растения).

Хорошо, в разминкой справились все.

Следующее задание: методическое обеспечение для решения задач экологического воспитания.

I Предлагаю назвать известные вам методические пособия по развитию экологического воспитания с учетом ФГОС ДО.

(Методическое обеспечение в ДОУ: для решения задач экологического воспитания педагоги опираются на следующие программы: ООП ДОУ разработанной на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (М., Мозаика-синтез, 2010) и парциальных программ эколого- оздоровительной направленности «Юный эколог» С. Н. Николаевой (М, Мозаика-синтез, 2002), «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой (М, Линка-пресс, 1997))

С этим справились, а теперь давайте вспомним, какие методы используются в ДОУ для воспитания и образования детей.

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.

Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

II А теперь следующее задание: с использованием метода моделирования определить, что находится в коробке. (карточки с моделями КИВИ и БАКЛАЖАН)

III Хорошо. Теперь давайте вспомним формы экологической работы с детьми, используемых в ДОУ.

( Экологические занятия; Экологические экскурсии Уроки доброты Уроки мышления Экологические кружки Экологические конкурсы КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес» с экологической тематикой; Экологические акции Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций Трудовой десант«Зеленый патруль» Клуб исследователей природы Лаборатория юного эколога Ведение «Панорамы добрых дел»Ведение фенологических календарей природы Коллекционирование природных объектов Экологические выставки и экспозиции Экологические музеи Дни (Недели) экологического творчества Экологические праздники и фестивали Экологические игры (дидактические, имитационные, мо делирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.) Экологические сказки Экологические тренинги Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы)

IV А сейчас одну из форм нам продемонстрирует Бобрышева Елена Борисовна и представит нам Экологическую зарядку. (Зарядка, проводит Бобрышева Е. Б.)

V А сейчас будет творческий конкурс. Каждой команде будет дана пословица, вы должны её нарисовать и представить другой команде, но чтобы она её угадала. (Весна красна цветами, а осень пирогами. Готовь сани летом, а телегу зимой.)

VI Угадали, молодцы. Сейчас подумайте и назовите элементы предметно - развивающей среды в ДОУ, используемые для экологического воспитания дошкольников). (Уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки труда, наблюдений и экспериментов, лаборатория, учебное панно, методическая, энциклопедиче6ская и учебная литература, экологическая тропа, мини-огороды в групповых помещениях и огороды на участках ДОУ, экологические коллекции и мини-музеи, зимний сад, паспорта растений и т. п.)

VII А теперь поговорим о животных Сначала назовите тех, кто связан с производством лекарств (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.).

А теперь тех животных, которых одомашнил человек и зачем (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

IX Следующее задание: "Экологическое лукошко". Быстрый ответ.

Вед: Почему капель звенит,

Или в небе гром гремит?

Сколько ног у паука,

Домик, где у червяка?

Ведь на все вопросы эти

Ждут ответа наши дети.

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Лесной петух. (Глухарь)

* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

* Наука о растениях. (Ботаника)

* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

* Трава от 99 болезней. (Зверобой)

* Пингвин птица или животное? (Птица)

* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

* Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

X Музыкальная пауза.("Облака, белогривые лошадки", "Кабы не было зимы", "Кузнечик", "Улыбка" . "Вместе весело шагать" "Во поле березка стояла")

XI А теперь кроссворд.

Приложение №2 (педагоги выполняют задание)

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

XII Оригами " Голубь мира"

Итог: От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните - что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни

ПРИРОДА!

Наталья Харченко
Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов»

Деловая игра для воспитателей .

"Повышение экологической компетентности педагогов "

Цель : закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения

Организация игры :

Педагоги разделены на 2 команды. Каждая команда сидит за своим столом (желтый, зеленый) . На столах лежат соответствующие карточки. Если команда готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри.

2. Относительно новое название опытов в природе. (Экспериментирование.)

3. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи)

4. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа)

5. Какую лекарственную траву и слепой знает? (Крапива)

(Клюква)

7. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная)

Основная часть :

1. Что вы понимаете под термином экология ? Каково значение этого слова?

2. Что такое «экологическое воспитание » детей дошкольного возраста?

Педагогический процесс , направленный на формирование у детей экологической культуры .

3. Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим миром;

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;

Цель экологического воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром;

Цель экологического воспитания дошкольников – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним

4. Пожалуйста, закончите предложение : «Для того, чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

Достаточно занятий по экологии

Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно -образовательного процесса и включаться во все виды деятельности : физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике, развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры.

5. Перечислите основные задачи .

Формирование системы знаний о явлениях и предметах природы;

Формирование умений и навыков для организации экологически целесообразной деятельности;

Формирование познавательного отношения к природе;

- воспитание эстетического восприятия природы ;

- воспитание культуры поведения на природе.

6. Каковы условия, необходимые для ?

Уголок природы в группе;

Участок детского сада.

7. Что должно быть в уголке природы?

Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.

8. Что должно быть на участке детского сада?

Деревья, кустарники, цветники, огород.

9. Какие методы используются для экологического воспитания детей ?

Наглядные, практические, словесные.

10. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей .

Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, презентаций.

11. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников .

Игра ; элементарные опыты; моделирование.

12. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников .

Рассказы воспитателя и детей ; чтение художественных произведений о природе; беседы.

13. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников .

Наблюдение.

14. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию .

Занятия;

Экскурсии;

Повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы);

- экологические праздники и развлечения;

Элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте) .

Минута отдыха «Это интересно знать» .

Яблоки гораздо более эффективно бодрят людей по утрам, чем кофеин.

Зеленый чай содержит на 50% больше витамина С, чем обычный черный.

Чихнуть с открытыми глазами невозможно.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет

Кроссворд :

По горизонтали :

1. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы

2. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны

3. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички.

4. Какую лекарственную траву и слепой знает?

5. Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова.

6. Какая ягода заменяет лимон?

7. Верхняя сторона листа зеленая и холодная, нижняя – светлая, мягкая и тёплая. Что это за растение?

8. В простонародье это растение называют «бородавником» . Что это за растение?

По вертикали :

Подведение итогов.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!