Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита. Тема: «волшебный воздух» конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в п













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Практическая опытно-экспериментальная деятельность формирует элементарные экологические знания детей, расширяет детский кругозор, позволяет развивать познавательный интерес детей, их умение рассуждать и анализировать.

Цель: расширить и уточнить знания детей о свойствах воды.

Задачи:

  • Помочь детям выявить вещества, которые растворяются в воде.
  • Познакомить детей со способом очистки воды - фильтрованием.
  • Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Форма организации: экспериментально-исследовательская деятельность.

Оборудование: Вода, мука, сахар, растительное масло. Марля, марганцовка. Сосуды разного размера и формы. Воронки, передники клеенчатые, клеенки для столов. Компьютер, экран, мультимедийная установка.

Предварительная работа: вспомнить уже известные детям свойства воды: прозрачность, отсутствие вкуса, запаха, познакомить со свойствами – текучесть, возможность растворять различные вещества, способность переходить из одного состояния в другое. Повторить правила работы с незнакомыми веществами: нельзя пробовать вещества на вкус - есть опасность отравиться; нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой.

Ход занятия

Задача Метод (прием) Содержание Время
1. Вводная часть.
Ввести детей в тематику мероприятия. Художественное слово.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
2 мин.
2. Основная часть
Повышать познавательный интерес и речевую активность детей.
Беседа. Постановка проблемной ситуации. Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о воде. Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница? Я хочу пригласить вас в лабораторию. Мы сейчас превратимся в волшебников и займемся опытами с водой (Дети рассаживаются за столы). 10 мин.
Опыты, исследовательский метод.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что произойдет, если растворить исследуемые вещества в воде? (Дети растворяют различные вещества в разных сосудах)
Диалог с детьми, рассуждения детей. Эвристическая беседа (поэлементное усвоение опыта).
Что произошло с водой? Сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным. Порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо. Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек. 3 мин.
Поддержать чувство радости от общения с героем, смена вида детской деятельности. Физкультминутка «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте )
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками )
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте )
И отправились домой.
2 мин.
Метод проблемного изложения на примере сказки. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. 10 мин.
Поэлементное усвоение опыта. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. Итак, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Физкультминутка. Дидактическая игра. «Вода – не вода». Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши. Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин. 2 мин.
3. Заключительная часть
Побуждать детей делать простейшие обобщения на основе имеющихся знаний. Подведение итогов, вывод.

Беседа, фиксация результатов опыта.

Воспитатель: Что произошло после фильтрования воды с разными веществами?
Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.
Сахар не отфильтровался, потому что, хорошо растворился в воде. Марганцовка отфильтровалась частично, т.к. она окрасила воду в розовый цвет. Мука прошла через фильтр частично, на фильтре осталась часть муки и вода осталась мутной.
5 мин.
Поддерживать положительно-эмоциональный настрой группы, мотивировать детей на последующую опытно-экспериментальную деятельность.
Сюрпризный момент. Фантазирование, технология ТРИЗ. Воспитатель: А сейчас, мы превратимся с вами в магов и чародеев.
Проводятся фокусы с водой: Приложение
В стакан с водой опускаем булавку. Как можно достать булавку, не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
Воспитатель благодарит детей за активное участие и дарит всем мыльные пузыри.

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Программное содержание:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Развивать речь, мышление, любознательность;

Воспитывать экологическую культуру;

Развивать умение делать выводы, умозаключения;

Воспитывать аккуратность при работе.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

Методы и приемы:

Организационный момент

Художественное слово

Уточнения, опросы, игровые приемы

Алгоритмы для составления модели этапов деятельности

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ход занятия

I часть: Вводная

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.

II часть: Опыты

Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультминутка: « К речке быстрой »
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте )

Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками )

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой
(шагаем на месте )

И отправились домой.

Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

Воспитатель предлагает детям речевую игру

«Вода – это…»

Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.
Приведем пример: «Для растений вода – это…»

«Для людей вода – это…» варианты ответов.

Итог занятия:

При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.

Фокусы с водой:

В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)

В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

Детский сад №;8 «Зоряночка»

С.Ю. Месикова

Конспект занятия-экспериментирования

на тему: «Волшебная вода, узнаем мы тебя»

в подготовительной группе

Воспитатель

МБДОУ детский сад №8«Зоряночка»

Носова Н.В.

Первой квалификационной категории

2016-2017 г.

Цель:

прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Оборудование:

стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики, вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки.
Предварительная работа :

чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные лаборанты», получше узнать свойства воды, может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый ребенок поочереди назовет, где дома применяют воду(или сам ребенок, или родители).
Ответы детей: (чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.)
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель: О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Игра:«Доскажи словечко».
В морях и океанах – вода солёная;
вода в море – … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реках - …,
в родниках -…,
в болотах -…,
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Но вначале, нам хотелось бы послушать стихи, ведь детки знают стихи.

1 ребенок: Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.

2 ребенок: Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
Воспитатель: Что еще можно сделать с водой?
Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?
Ответы : вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы детей: вода стала сладкая.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы детей: вода пахнет кофе.
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.

Опыт № 3 «Вода не имеет формы».
Перед детьми различные сосуды.
Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму?
Ответы детей.
Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети: Ковшиком через воронку.
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.
Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
Ответы детей.
Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
Дети добавляют краску, перемешивают.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет?
Воспитатель: Растворилась ли краска?
Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Воспитатель: Растворится ли в воде мука?
Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
Воспитатель: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы детей.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).

Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Детки, я давала вам домашнее задание, заморозить дома воду и принести льдинки в сад. Вы их принесли, и мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода.

Опыт №6«Газообразная вода - пар»
Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Подведение итогов и оценка результатов.
Игровое упражнение «Волны»
- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.
Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны),
налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз),
подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Спасибо.
Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад.
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
Воспитатель: вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Ребята, а теперь пойдемте одеваться и продолжим наши эксперименты на улице. Возьмем гуашь и покрасим снег, из замороженных льдинок соберем снежинку.
Воспитатель: Ну что ребята, вам понравилось наше занятие, а снежинки какие замечательные получились. Вы молодцы. До новых встреч с зимой, и с водой.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №1 с. Малета»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Удивительная соль»

Выполнили: Александрова Е.Г.

Иванова И.М.

2017 год.

Цель : изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Воспитывающие задачи : воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью , соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие задачи : развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи : способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль , как средство для творчества.

Материал и оборудование : посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

Просмотр презентации на тему : «Где и как добывают соль » .

Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная) .

Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка « Соль » .

Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли» ,

Наблюдение «Как мама использует соль ?» .

Ход занятия :

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель . Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней.Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь,а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть?.Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос : «Для чего нужна соль ? Где люди используют соль ?»

Соль - полезное ископаемое, природный элемент . Соль бывает каменная , морская и поваренная.

Происхождение слова « соль » , по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем : старинное славянское название Солнца – Солонь.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Без попа, что без соли. Без попа не приход.

Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

Без соли невкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли стол кривой.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба – худа беседа

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

Показать презентацию «Как добывают соль » - А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль ?

Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение» . - Наша планета очень богата солёными место рождениями.

Люди научились добывать соль различными способами

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала ? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась . И образовались горы.

Еще способ добычи соли - выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму ?

Да, соль необходима человеку . Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель :- Как вы думаете, где можно использовать соль ?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

В приготовлении пищи : мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице : На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд . Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра « Соль полезна для того , чтобы ….» (с мешочком в ней соль , передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8 . Соль нужна для животных

Вывод : Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем ,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

И так внимание.

Опыт № 1 : «Из чего состоит соль» .

Воспитатель : Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

Если мы с вами посмотрим на соль .

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок )

Воспитатель : Действительно, что с виду соль похожа на порошок .

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

« Соль сыпучая , без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку .

Вывод : соль рассыпается , она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод :

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде .

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее) .

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль , а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее , так как она мелкая)

А Соль исчезла ? (Нет, соль растворилась ) .

А как можно проверить, что соль не исчезла , а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод : Соль растворяется в воде ; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо» .

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная) .

Воспитатель : Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да) .

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля) . Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет) .

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло) .

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство» .

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду ) .

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру « Соленый-несоленый »

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль . Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль .

А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд . Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Воспитатель : А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

Посмотрите, перед вами подносы с солью . Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью . Слушайте внимательно :

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

дети рисуют елку)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается!

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль ? Какая соль ? / соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/.- Давайте вспомним и скажем

Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)

Как вы думаете ребята

. Соль полезна или вредна ? (соль полезна )

Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД

Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы , необходимое людям?

Ой, ребята, а в шкатулке, что то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.

Подписи к слайдам:

«Удивительная СОЛЬ»

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Все очень просто - месторождение каменной соли находят высоко в горах. В древности на месте этих гор был океан.

Соль из морской воды.

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Соль для животных.

Правила поведения в лаборатории. 1. Не трогать руками глаза. 2- Соблюдать тишину 3- Не толкать соседа во время работы 5- Выполнил и положи на место 4. Сначала посмотри, а потом повтори

Опыт № 2.Соль хрустит. Возьмите соль и надавите на неё ложкой. Что мы слышим? (мы слышим хрустящие звуки). С чем можно сравнить? (с ходьбой по снегу в морозный день)

Цвет: белый На вкус: солёная Состоит из кристаллов. Растворяется в воде. Имеет свойство скрипеть. Соль похожа на снег. Как и снег она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее, то слышен хруст. Свойства соли.

Опыт № 3 « соль поглощает воду.» С оль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Опыт №2 Водоплавающее яйцо. 1.Берем два стакана с водой и одно сырое яйцо. Наливаем в каждый по 200мл воды В один из стаканов добавляем 3ст.ложки соли. 2.Опускаем в пресную воду сырое яйцо – оно опускается на дно. 3.Опускаем яйцо в соленую воду. О, чудо! Яйцо не тонет! . Вывод: Теперь мы можем сказать, почему яйцо, то плавало на поверхности воды, то тонуло. Соленая вода тяжелее и плотнее пресной. А значит в море будет легче плавать, чем в бассейне.

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство» . Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.

Красим соль.

Выводы: 1 . Изучение свойств соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира. Ведь соль есть на каждом столе, в каждом доме, а оказалось, что она такая неизвестная! Она просто необходима для жизни! 2. Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Цели: формирование целостного мировидения; развития наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение); установление причинно - следственной зависимости природных явлений; создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.
Материалы: Воздушный шарик; на веревочке - приглашение в гости, от Архимеда стеклянные банки две (пол-литровые); два яйца; стакан соли; столовая ложка; кувшин с водой; яйцо киндер-сюрприза; цветок лотоса из бумаги; аквариум с водой; пробка от бутылки; чайная ложка; перо; монета; деревянная ложка; камешек; два зеркала; два апельсина.
Образовательные задачи: Учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности; упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать строить развернутые высказывания; создать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.
Развивающие задачи: Развивать поисково - познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности,желание работать в коллективе, помогать друг другу, интерес к окружающему миру.

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне посмотрите, чей портрет у меня?(Архимед) Давным - давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята,а вы знаете кто такой Архимед?
Дети: Жил в Древнем мире,

  • жил в Греции;
  • он математик;
  • это ученый;
  • он делал опыты, много знал.

Воспитатель: Правильно! Это человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей … А вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда?
Дети: Да!
В группу влетает воздушный шар, на веревочке - письмо.
Воспитатель: Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение вот таким необычным способом. Давайте - кА прочитаем его послание.
Вот что написано в письме: «Здравствуйте, дорогие ребята, для того что бы попасть в страну Архимеда, вам нужно разгадать секрет яйца - попрыгунчика». Для этого мы проведем опыт.
1.Опыт
На столе пустые стеклянные банки - две пол - литровые. На блюдце рядом - два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой.

  • В первую банку налить воды и опустить яйцо - оно утонит.
  • Во вторую банку налить воды и добавить 4 столовой ложки соли - яйцо будет плавать на поверхности.

Воспитатель: А теперь отгадайте секрет яйца - попрыгунчика.
Дети делают вывод: В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?
Ответы детей: Когда ездили отдыхать на море, вода в море соленная и плавать в такой воде легче.
Воспитатель: Посмотрите, а яйцо- то у нас не простое, оно тоже с секретом! (Незаметно заменяем сырое яйцо на яйцо киндер - сюрприза. Достает из него цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру).
На лепестках что - то написано, но они закручены и прочитать сложно.
Что же нам делать? Как развернуть листочки? Проведем снова опыт.
2.Опыт: Опускают лотос в таз с водой. Бумага намокает, становится тяжелой, и лепестки «распускаются».
Воспитатель: Вот что написано на лепестках лотоса: «Вас поведет вперед прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно разгадать загадку». Ребята, послушайте загадку и постарайтесь разгадать.
Загадка:
В кармане моем —
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг
(Компас)
Дети: Компас.
Воспитатель: Молодцы! Вот наш компас. С помощью компаса всегда можно определить стороны горизонта.Стрелка компаса всегда показывает на север. Мы теперь не заблудимся в пути.
Сейчас мы сделаем разминку, что бы набраться сил для дальнейшего путешествия.
Физкультминутка:
«Синяя вода»
(Сл. Ю.Этина, муз.В.Шаинского)
Синяя вода,

Поле без следа,
Без конца и края.
(кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(присели, обхватили плечи руками)
К морю синему
Там, где волны сильные
(встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня,
(кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода.
(Присели,обхватили плечи руками)
Воспитатель: Секреты Архимеда мы разгадали. Чего нам не хватает для дальнейшего путешествия?
Дети: Корабля.
Воспитатель: А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Давайте проверим, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут.
3.Опыт : На столе стоит аквариум с водой. Дети опускают по очереди предметы: пробку, чайную ложку, скрепку, перо, монету, деревянную ложку, камень.
Какие предметы плавают?
Все ли они легкие?
Одинаково ли держатся на воде?
А если на предмет, который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет?
Ответы детей и подведение итога : вода выталкивает более легкие предметы.
Воспитатель: А еще важно, чтобы внутри предмета, например корабля, было много воздуха. Он легкий и удерживает большой корабль на воде.
Дети строят корабль из стульев и рассаживаются по местам.
Воспитатель: Крибле! Крабле! Бумс!
Отправляемся в путешествие!(Звучит песня Ю.Антонова «Море, море…»)
Воспитатель: Пока наш корабль не прибыл в место назначения, предлагаю вам поиграть:
Игра - викторина: Дети отвечают на вопросы
1.Может ли вода быть твердой? (да)
2.Умеет ли ветер работать? (да)
3. Вода иметь цвет, запах, вкус? (нет)
Воспитатель: Поиграли, отдохнули? Молодцы! Стоп! Прибыли.
(Навстречу детям выходит Архимед) .
Архимед: Здравствуйте, ребята! Вот я вас дождался! Нелегким был ваш путь, но вы выдержали все испытания, все преодолели! Молодцы, умники и умницы! А я хочу показать вам удивительный опыт с зеркалом. Я сумел отбить нападение врага при помощью этого удивительного предмета.
А кто - нибудь из вас знает эту историю ? (ребенок, заранее подготовленный, рассказывает историю о зеркале, которое вызвало пожар) .
Архимед: Зеркала еще могут увеличивать количество предметов. Не верите?
4.Опыт:
Архимед: Ну смотрите…Сколько здесь апельсинов?
Дети: Два.
Архимед: (кладет апельсин перед зеркалом). А теперь?
Дети: Четыре. (Два зеркала стоят под прямым углом в 90 градусов. Архимед в угол кладет апельсин, их «становиться» три, четыре, восемь.) Уменьшая угол между зеркалами, можно «увеличить» количество апельсинов.
Архимед: Кто догадался и сможет объяснить в чем тут секрет?
(Если дети не смогли разгадать секрет зеркала, то взрослый, опираясь на догадки детей, объясняет суть опыта: Угол уменьшается между зеркалами, отражение одного зеркала отражается в другом зеркале, поэтому увеличивается количество апельсинов).
Архимед: Ваше путешествие, ребята, удалось на славу! Вам оно понравилось? Что больше всего понравилось?
Ответы детей :...
Архимед: Желаю, вам всем удачи и подарю вам этот конверт, его вы откроете, когда вернетесь из путешествия в детский сад. До свидание!
Воспитатель : Ребята, попрощаемся с Архимедом! А сейчас закроем глаза, а я произнесу волшебные слова:
Крибле, крабле, бумс!
И мы снова оказались в свой группе детского сада.
Теперь мы можем открыть наш конверт. В нем письмо, здесь написана старая китайская пословица, послушайте:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, помню.
То, что я сделал, я знаю!
Ребята, на досуге подумайте над её смыслом.
До новых встреч!
Ваш добрый друг Архимед!
(Подводится итог занятия)