Крампус история о демоне. Дьявол из Европы

Санта-Клаус существовал не один. У него был и антипод - Крампус. Санта одаривал послушных и добрых детей, а Крампус наказывал капризных. Мог и похитить ребенка для последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.

Крампус — мифологический персонаж в рождественском фольклоре, спутник Санта-Клауса. В преддверии праздника Рождества Крампус сопровождает Санта-Клауса, наказывая непослушных детей и пугая их, а также искушает женщин и занимается с ними всяким непотребством. Когда Крампус находит капризного ребенка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.

Крампус изображается в виде мохнатого беса с длинными рогами и когтями. Легенды о крампусах уходят в языческие времена и были связаны с приходом зимы и уменьшением светового дня. Они были распространены на территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Однако, по прошествии времени, отношение к Крампусам сильно изменилось. В настоящее время, Крампус хоть и предстает в страшном и злобном виде, все же является персонажем предрождественских праздников.

Согласно другим версиям имя Крампуса происходит из старых немецких диалектов, распространенных на территории Австрии. Там слово krampus встречалось в названиях фигурок, сделанных из сушеных слив, и означало - засохший, сушеный, безжизненный. Само действие приходится на начало зимы и предваряет наступление самого темного времени года. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об их неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года.

Во времена распространения христианства крампусы стали олицетворением чертей и прочей нечистой силы. Внешний вид Крампусов менялся в соответствии с изменением представлений об ужасном и отталкивающем облике человекоподобных существ. Во времена христианства он приобрел «чертоподобный» вид лохматого существа с горящими глазами, страшными зубами и с рогами. Таким он сохранился до наших дней. По старым поверьям Крампус - это и есть древний рогатый бог плодовитости, потому он может и напасть на женщину с вполне недвусмысленными намерениями.

Сохранился праздник, «Крампусиана», он проходит 5-6 декабря. В отличие от предшествующих времен, это действие стало веселым, настраивающим людей на хорошее настроение. С наступлением темноты появляются множество людей одетых в звериные шкуры и страшные маски с рогами и клыками. Очень часто они увешаны цепями, коровьими бубенцами и прочими "шумными” железками, ряженые пристают к прохожим, пугают детей и создают на улицах максимум шума и неразберихи.

.

Крампус — демон Рождества

Санта Клаус уже давно стал символом Рождества. Он приносит радость и подарки всем хорошим девочкам и мальчикам. Но если вы ребенок из Германии, Австрии или других регионов Альп, к вам может придти кто-то гораздо более темный, озорной и сварливый, скрывшись в тени Святого Николая. Это Крампус, демон Рождества.
Этот зверь - существо с клыками, меховой шкурой и длинными ветвистыми рогами. Крампус объявляет свое присутствие громкими колоколами и терроризирует детей, которые плохо себя вели в течение года. В то время как Санта раздает хорошие подарки и радость, Крампус «одаривает» плохишей плетью (из березовых веток и конского волоса) и ночными кошмарами. Что касается непослушных детей, Крампус бросает их в мешок (или в плетеную корзину на спине) и уносит подальше в свое логово – в подземный мир, после чего их никто никогда не видит.


Итак, как же этот мифологический зверь стал частью Рождества?
Высоко в европейских странах Альп, где и родился Крампус, или, точнее, где была создана его легенда – там стоит искать истоки. Слово «Крампус» происходит от старого немецкого слова «krampen», что означает «коготь». В скандинавской мифологии Крампус является сыном Хели, богини-повелительницы подземного мира. Есть также некоторое физическое сходство между Крампусом и греческими мифическими существами - это рога и копыта как у сатиров и фавнов.


Ученые подсчитали, что Крампус начал появляться в фольклоре примерно в XIII веке, если не раньше - возможно, в XI веке. Возникнув в Южной Германии и Австрии (район, известный как Бавария), существо двигалось в другие европейские страны, такие как Швейцария, Чехия, Венгрия и даже в некоторые альпийские деревни Италии, иногда с вариациями имени, внешности и поведения. Например, в Тироле (в Западной Австрии), Крампус выглядит как гигантский плюшевый медведь с садистскими наклонностями. В Западной Германии он путешствует вместе с Санта Клаусом, сидя с ружьем в его санях. В Штирии (юго-восток Австрии) окрашенные в золото березовые палочки, которые зверь использует в качестве кнута, висят на домах круглый год, чтобы напомнить детям о скором прибытии Крампуса, который накажет их за плохие поступки.
Оригинальный Крампус был бесформенным призраком и существовал только в устной традиции, свободную форму внешности он получил благодаря родителям и сказочникам, которые по-своему рассказывали одну и ту же легенду.


Во многих частях Германии и Австрии Святой Николай достаточно долго стоял особняком от Рождества. Для того чтобы создать связь между этими двумя волшебными персонажами, Крампус был награжден собственным праздником Krampusnacht (Ночь Крампуса), который праздновали 5 декабря, за день до праздника Святого Николая. Дети выставляли на улицу корзинки, в которые святой должен был положить подарки и сладости. Крампус же в свою ночь летал по городу, издавая громкие пугающие звуки. Среди взрослых существовала традиция предлагать Крампусу выпить теплой водки.
Несмотря на смену веры, некоторые языческие традиции сохранились и до сих пор, а именно, Санта продолжает носить с собой колокола, которые обычно используются в ритуале защиты от злых духов. Как уже упоминалось, облик его темного «коллеги» также относится к древним языческим представлениям.
Легенда о Крампусе, наряду с другими немецкими языческими историями, восстановилась в памяти людей в XIX веке. Частично за это стоит сказать спасибо немецким народным сказкам, которым братья Гримм дали вторую жизнь в начале 1800-х годов. Крампус был описан Якобом Гриммом в 1835 в книге «Тевтонская мифология».

Следом за этим стали появляться картины и подарочные открытки, которые изображали Крампуса за его «грязными делами». Обмениваться такими открытками со словами «Привет от Крампуса» в Европе в конце XIX века было способом пожелать счастливых праздников. Изображения на таких карточках, как правило, были вульгарными, даже с несколько сексуальным подтекстом, например, там изображался Крампус, пугающий полуголых симпатичных барышень.

Пока тема новогодних праздников все еще актуальна — мы предлагаем вспомнить, сколько раз Вам было стыдно за свое поведение в ушедшем году, много ли Вы совершили опрометчивых поступков и кому нахамили. А теперь постарайтесь избежать прежних ошибок и начните исправляться, чтобы в следующем году (в канун Рождества) к Вам не пришел Крампус вместо доброго Санты.

Рождественский фольклор не такой уж и добрый, как нам всегда казалось, однако уровень сказочности в нем однозначно зашкаливает. Крампус — это мифическое существо, первые упоминания о котором возникли в далекие времена язычества и относятся к территориям Австрии, Германии и Венгрии. По легенде Крампус всегда сопровождает Санта-Клауса. Зачем? Как в той истории о добром и злом копе — для равновесия. Санта заходил в каждый дом, чтобы наградить подарками и угощениями всех детей, которые хорошо себя вели, в то время как Крампус наказывал непослушных. Капризным детям внушали, что Крампус усадит их в свой мешок и отнесет в темный замок, а после — выбросит в море.
В классическом варианте Крампуса изображали как мохнатое существо с большими рогами и острыми когтями.
По одной из версий «krampus» называли фигурки, которые делали из сушеных слив. В переводе это слово обозначало «высохший», «безжизненный». Этот ритуал проводили люди, проживавшие на территории нынешней Австрии в начале зимы, самого темного времени года. Такие фигурки олицетворяли злых духов. Также под понятием «крампус» подразумевают «коготь». Говорят, что этот персонаж умеет очень быстро перемещаться в пространстве, так что убежать от него, если уж Вы «натворили делов», увы, не выйдет.

Когда по миру начало активно распространяться христианство, крампусов начали ассоциировать с бесами и прочей нечистой силой. Тогда их начали изображать как человекоподобное существо с ужасающим оскалом. Существует поверье, что Крампус — это древний бог плодовитости, который не только наказывает детей, но и насилует женщин.
В 20 веке австрийские власти настаивали на запрете всех упоминаний о Крампусе, использовании его изображений, традиций и празднований, связанных с ним. Однако к концу столетия образ существа, «порожденного злом», снова влился в культуру.
Мифы и ритуалы, связанные с Крампусом имеют свои региональные особенности и различия. В Штирии, например, этот персонаж приносит в семью розги, которые хозяева должны оставить на видном месте и хранить их там весь следующий год. В Швабии в нем видят антипод Санта-Клауса и называют его «Дикий Клаус». В Эльзасе его называют Ганс Трапп. Там он охраняет образ младенца Иисуса вместо Святого Николая. В Северной Америке Крампус также становится все более популярным, особенно среди немецкоязычных диаспор.

Несмотря на то, что несколько столетий этот персонаж ассоциировался с негативной энергией — сегодня в Австрии, Венгрии и Словении существует праздник Крампусиана (4-6 декабря) и проходит он для того, чтобы дарить людям радость. Как только начинает темнеть — на улицах появляются толпы людей, разодетых в мешковатые костюмы зверей и устрашающие маски. Костюмы изготавливают из шкур и меха и украшают их всевозможными звенящими деталями: бубенчиками, цепями. Именно здесь разворачивается настоящий праздный хаос — ряженые пристают к прохожим, веселятся и шумно гуляют. Этот праздник считают отличным способом проявить свою «животную» натуру и немного пошалить.

Не имеет значения, молоды Вы или стары, ведь Вы всегда можете верить в сказки. Образ Крампуса создан, скорее, не для того, чтобы запугать всех и вся, а чтобы с малых лет приучать человека нести ответственность за свои поступки. Творить добро не от страха перед наказанием от лохматого чудовища, а от искреннего желания «дружить» со своей совестью.

22 декабря: семья из пригорода собирается вместе, чтобы отпраздновать праздники: Том (Адам Скотт), Сара (Тони Коллетт), их дети Бет (Стефания Оуэн) и Макс (Emjay Энтони); Сестра Сары Линда (Эллисон Толмен), муж Линды Ховард (Дэвид Кокнер), их дети Стиви, Джордан, Хоуи младший и их новорожденная дочь; тетушка Сары и Линды Дороти (Кончата Феррелл); и немка, мать Тома, которую ласково называют "Оми". Макс хочет продолжить Рождественские традиции семьи, но напряженность в отношениях между различными членами семьи не позволяют развлекаться как в хорошее время. Макс сильно краснеет, когда его озорные кузены Стиви и Джордан воруют его письмо Санта-Клаусу и читают его вслух на ужин, крича, что он ненавидит свою семью. Том пытается утешить его, но Макс сквозь слезы в ярости рвет письмо и бросает куски из окна. Почти сразу же после того, как он это делает, сильная метель накрывает город.

23 декабря; семья борется с потерей электроэнергии и тепла, не обращая внимания на снеговика, который внезапно появился в их дворе, и появление которого беспокоит только Макса. Курьер доставляет коробки, и семья также заносит таинственный большой мешок подарков, оставленный у их двери. Бет решает навестить своего приятеля, когда тот перестает отвечать на сообщения через мобильный. Когда она идет по улице сквозь метель, она вдруг слышит звон бубенцов и громкий шум и видит кого то высокого и рогатого на крыше. Нечто преследует ее с крыши на крышу, и она прячется под фургоном уже мертвого курьера. Существо спускается на землю и ходит вокруг грузовика, пока не уходит. Вдруг появляется коробочка-с-сюрпризом, и невидимое существо выскакивает из нее и нападает на Бет.

Наступает ночь. Том и Сара беспокоятся за Бет. Том и Говард берут свой грузовик, чтобы попытаться найти ее. В то время как они отсутствуют, остальная часть семьи слышит странные звуки на крыше. Том и Ховард встревожены отсутствием каких-либо машин или людей и сугробами в округе, которые никто не убирает. Они находят дом приятеля Бет полностью разгромленным, а также большие следы в форме козьих копыт на полу. Они вдруг слышат, как Бет кричит и бегут на улицу, где Говарда атакует и почти затаскивает под снег невидимый монстр. Том сумел отогнать монстра ружьем, но нога Говарда ранена, и они видят, что грузовик уничтожен. Они добираются обратно в дом, и Том убеждает семью заколотить все двери и окна, обещая, что они с Сарой будет искать Бет, когда наступит утро. Оми говорит Тому оставить огонь горящим, но Говард засыпает на посту и огонь гаснет.

Пока семья спит вместе в гостиной, веревка с привязанным имбирным печеньем спускается через камин. Хоуи младший просыпается и откусывает от печенья, которое внезапно оживает и обертывает его в цепи, волоча того в камин. Сара, Том, Линда, и Говард пытаются спасти его, но мальчика вытаскивает через трубу. Оми рассказывает семье, что происходит - на них напал Крампус, древний демон дух, который наказывает людей, которые теряют надежду и истинный смысл Рождества. Оми признает, что, когда она была молодой, бедность ее семьи и состояние умов молодежи после Второй мировой войны заставило ее потерять любовь к празднику, что вызвало Крампуса и привело к тому, что ее родителей и ее город сгинул в преисподнюю. Она одна была спасена от Крампуса, который оставил елочный шарик, подписанный ее именем, как напоминание о том, что происходит, когда человек теряет свой дух Рождества.

Том составляет план, чтобы попытаться добраться до снегоочистительной машины, которая застряла где то на улице, чтоб потом расчистить путь в снегу для спасения остальных членов семьи. На чердаке, мешок с подарками вдруг начинает трястись. Стиви и Джордан слышат голос Бет с чердака и и идут посмотреть. Когда Том, Сара и Линда слышат их крики, они бегут на чердак и видят, как большой монстр из коробки-с-сюрпризом глотает Джордан целиком. На семью нападают чудовищные игрушки, Говард имеет дело с тремя живыми пряничными человечками на кухне. Все они умудряются победить существ и спасти Стиви, когда вдруг орда темных эльфов проникает в дом. Темные эльфы тушат огонь, а затем унесят Дороти, ребенка и Говарда. Слышно, как Крампус высаживается на их крыше, и остальные члены семьи быстро решают бежать до снегоочистителя. Оми остается, чтобы дать другим время уйти, и Крампус забирает ее в свой мешок.

Остальной части семьи удается достичь снегоочистителя, когда появляется монстр из под снега. Том приносит себя в жертву, чтоб другие могли спастись, но Линду и Сару затаскивают тоже. Макс и Стиви попадают в снегоочиститель, но тот не работает. Темные эльфы появляются и забирают Стиви. Крампус появляется перед Максом. Он дает Максу елочный шарик с его именем на нем, завернутый в кусок измельченного письма Санте и испаряется. Макс понимает, что он является причиной, почему Крампус пришел.

Макс находит Крампуса и его темных эльфов при подготовке его саней, чтобы вернуться в преисподнюю с Стиви. Он бросает шар в Крампуса, требуя, чтобы тот все исправил. Большая яма с лавой на дне внезапно открывается на улице. Макс умоляет Крампуса вернуть свою семью обратно и взять его вместо этого. Крампус забирает шар и злобно смеется. Темные эльфы бросают Стиви в яму, Крампус хватает Макса и держит того над ямой. Макс приносит извинения Крампусу за потерю им духа Рождества. Крампус кидает кричащего Макса в яму.

Макс вдруг просыпается в своей постели в рождественское утро. Он смотрит в окно и видит, что соседи вернулись к нормальной жизни, и он находит всю его семью внизу, открывающими подарки. Макс счастлив, полагая, что все это было сном, пока он не открывает подарок и обнаруживает шарик Крампуса, оставленный как предупреждение. Вся семья в шоке, к ним вернулись воспоминания их ужасающего опыта. Сцена отодвигается, чтобы показать, что дом находится внутри стеклянного снежного шара среди многих других в мастерской Крампуса; это означает, что либо они оказались в ловушке либо Крампус наблюдает за ними через стеклянный снежный шар. А затем демонические игрушки Крампуса выскакивают на зрителей.

Светлый праздник Рождества приносит нам немало приятных сюрпризов. Но все мы знаем, что у медали 2 стороны. Так и получилось, что в Рождество к нам могут прийти не только добрые и милые персонажи детских сказок, а и их противники.

В одном из рассказов мы упомянули Крампуса, который сопровождает Св. Николая в его рождественских путешествиях. И, наверняка, многие из вас задались вопросом: "Кто же этот самый Крампус? Неужели это один из ангелов, которые помогают Николаю приносить детям счастье?". Крампус совсем не милозвучное имя для доброго сказочного существа, не правда ли? ;) Так и есть.

Крампус (или как его еще называют Демон Рождества) - мифологический персонаж, который помогает Николаю. В то время, как добрый Николай дарит детям сладости и исполняет их самые заветные желания, Крампус высматривает среди них самых непослушных и, скрываясь в тени Николая, забирает их с собой.

Как же этот страшный персонаж стал одним из символов Рождества?


Истоки его появления стоит искать высоко-высоко в Альпах. Еще с давних времен скандинавы пугали своих непослушных чад Крампусом. Имя "Крампус" (Krampus) происходит от старого немецкого слова «krampen», которое означает «коготь». Обычно это легендарное существо изображали в виде мохнатого зверя, с огромными рогами и внушительными когтями. В руках он держал кадку с розгами для маленьких шкодников, а самых непослушных бандитов забирал в мешок, который нес за спиной, чтобы потом полакомиться ими в Святой Вечер. Возникнув в Южной Германии и Австрии, эта легенда постепенно распространилась и в другие европейские страны, такие как Швейцария, Чехия, Венгрия и даже в деревни Италии, расположенные высоко в Альпах. Также менялся и его внешний вид. Например, в Западной Германии он путешествует в санях и держит в руках ружье, а в Штирии (на юго-востоке Австрии) целый год в домах на стенах висят палочки, окрашенные в золотистый цвет, напоминая юным хулиганам о скором приходе Крампуса.

В наши дни эта легенда не менее значима для юных обитателей европейских стран. В преддверии праздника Св. Николая во многих городах проходят разные увеселительные действа, которые призваны припугнуть непослушных детишек, а также развлечь не менее непослушных взрослых:) Многие жители переодеваются в разные вариации Крампусов, Николаев, кто знает каких еще существ, и носятся по улицам городов, превращая сказки и легенды в самую настоящую реальность! Существуют даже целые Крампус-фестивали и название им Крампуснахт (Krampusnacht), что в дословном переводе означает - Ночь Крампуса. Пожалуй, самый известный из них происходит на территории Тироля, Австрия.