Краткая характеристика материалов, применяемых для развития продуктивных видов деятельности. Материалы и их свойства Навигация и условные обозначения

Познавательное развитие. ФЦКМ

Тема: Свойства древесины.

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.

Задачи:

1. Познакомить с понятием древесина.

2. Помочь выявить такие свойства древесины как: твердость, легкость, горючесть.

3. Закрепить знание детей о деревьях.

4. Упражнять в умении выделять из множества предметов деревянные.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей:

речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Средства реализации:

Демонстрационный материал:

бруски древесины различных видов деревьев, видеопрезентация о свойствах древесины, спички, деревянное домино.

Раздаточный материал:

деревянные брусочки.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке, д/и «Угадай дерево», составление альбома «Деревья и листья»

Загадка

У отца есть мальчик странный

Необычный, деревянный.

На земле и под водой.

Ищет ключик золотой (Буратино).

Ребята, нам Буратино прислал видеописьмо, давайте его посмотрим.

Буратино очень испугался, когда его бросили с моста в воду, ему было очень страшно, он думал, что он утонет и очень удивился, когда не утонул.

Вода держала его на поверхности. Он просит нас объяснить ему, почему так произошло. Попробуем помочь ему разобраться? (Да)

Беседа

Ребята, а из чего сделан Буратино? (Из дерева)

А какие деревья вы знаете? (ответы детей)

А какую пользу приносят деревья? (кислород, дом для птиц красивые, из деревьев делают различные предметы.

Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина.

Древесина _ это плотный материал из срубленного дерева (повторить)

Тема нашего сегодняшнего занятия «Свойства древесины» (т.е. что особенного в древесине)

Выявление свойств древесины.

– Перед вами лежат деревянные брусочки. Возьмите их, постучите кулачком, попробуйте согнуть их, сломать.

– Получилось? (нет)

– Значит древесина какая? Твердая

– Какие предметы из древесины вы знаете? (ответы детей)

А как из дерева можно получить ложку, тарелку? (дерево нужно срубить, распилить, вырезать из него

Значит, какое свойство 2-е? Что можно сделать с древесиной? (Её можно пилить, что –то вырезать)

2- е свойство древесины: её можно распилить, из неё можно что-то вырезать

Человек научился обрабатывать древесину еще в древности, с помощью топора, ножа и др. инструментов.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Давайте поиграем в игру «Веселые листочки». У каждого из вас на руке листочки разных видов деревьев. Я буду говорить слова, а вы будете выполнять соответствующие движения. После слов 1,2,3,4,5 – выходят только те листочки, которые я назову и выполняют моё задание. «Листочки летают, листочки кружатся, листочки на землю тихо садятся»

1,2,3,4,5 – листья березы будут присядать.

1,2,3,4,5 – листья дуба будут танцевать

1,2,3,4,5 – листья клёна будут играть

1,2,3,4,5 – тихонько на место садимся опять.

Итак, продолжаем узнавать удивительные свойства древесины. Мы проведем с вами опыт, который поможет нам объяснить Буратино, почему он не утонул. От каждого стола мне нужен один лаборант (помощник)

– У меня стоит тазик с водой и лежат предметы из древесины.

Возьми спичку и положи ее в таз с водой. Утонула? (нет)

Тогда возьми предмет крупнее, деревянное домино. Положи его в таз. Утонуло? (нет)

А я возьму крупный брусок, положу его в воду. Утонул? (нет)

Какой можем сделать вывод? (дерево не тонет)

Да, ребята, древесина не тонет.

Потому, что древесина очень легкий материал, легче воды.

Поняли, почему Буратино не утонул?(ответы детей)

Давайте продолжать исследовать древесину. У меня на столе лежат спички. Из чего сделаны спички? (Из древесины)

А что будет, если я ее зажгу? (сгорит) – показываю

Сгорела? (Да)

Значит еще одно свойство древесины какое? (она горит)

А почему я сама провела опыт со спичками, а вам спички не дала?

(Детям нельзя играть со спичками, может случиться пожар.)

Тем более, что вокруг нас много деревянных предметов, которые быстро загорятся. А какие предметы из древесины окружают нас? (ответы детей)

А теперь повторите за мной «Вы запомните друзья –

Спички детям брать нельзя!»

Ребята, а как вы думаете, дерево живое? (да0

А почему? (Оно питается, дышит, растет)

Я вас научу, как можно определить сколько дереву лет.

Посмотрите на спил дерева, вы видите кольца? Сколько колец у дерева, столько ему и лет (Вместе считаем – 12)

Ребята, из древесины невозможно получить 2 совершенно одинаковых предмета, т.к. у всех видов деревьев разная древесина по цвету, структуре, направлению прожилок.

У ели и осины древесина светлая, у липы более темная, у бука совсем темная и более твердая (показ)

Вот мы с вами и выявили свойства древесины. Давайте повторим их (твердость, режется, не тонет, горит, пилится).

Ребята, а Буратино мы подарим нашу презентацию. Теперь ему стало все понятно и ясно. Посмотрите, какой он веселый и машет нам рукой.

P .S Деревья нельзя рубить, где попало. Молодые, здоровые деревья, новый лес рубить нельзя – это запрещено законом. Мы в начале занятия говорили, что лес наше богатство – его надо беречь.

Цель занятия: Знакомство детей со свойствами и качествами металла и дерева.

Задачи:

  • образовательные - познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерева. Учить сравнивать предметы по характерным признакам, делать выводы.
  • развивающие - развивать речь, логическое мышление, восприятие. Обогащать словарный запас детей понятиями пористый, плотный.
  • воспитательные - воспитывать умение работать в малых группах.

Оборудование: «чудесный» мешочек, металлические и деревянные предметы (металлический шар, деревянная ложка, металлическая и деревянная палочки) , емкость для воды, цветные карандаши.

Ход занятия

1 часть. Знакомство детей со свойствами и качествами металла и дерева .

Д.игра "Чудесный мешочек". Дети поочередно опускают руку в "Чудесный мешочек ", на ощупь определяют по одному предмету, называют и выкладывают на стол. В результате игры на столе появляются металлические и деревянные предметы (металлический шар, деревянная ложка и т.п.).

Воспитатель: Из какого материала сделаны эти предметы? (деревянные и металлические)

2 часть. Физминутка

Раз, два, три, четыре-
(дети маршируют)
Нужна мебель для квартиры.
(наклоны вперед)
Грузчиков мы пригласим
(повороты туловища вправо и влево)
И поедем в магазин.
(руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – в право изображая руль)
-Что там сегодня продают?
(повороты вправо – влево)
-Кресла, стулья, табуреты,
Шкафы, диваны и буфеты.
(приседания)

3 часть . Практическая часть

Д.игра " Найдите одинаковые предметы".Дети показывают предмет по очереди и называют его: " ложка - деревянная", "шар - металлический" и т.п. , находят одинаковые предметы. Воспитатель предлагает детям объединиться таким образом, чтобы деревянные предметы были у одной группы, а металлические у другой.

Воспитатель:У металлических и деревянных предметов свойства и качества одинаковые или разные? (ответы детей)

Воспитатель: Какие на ощупь деревянные предметы? Твердые или мягкие? А металлические? (ответы детей) А если мы бросим их на пол, что с ними станет? (дети бросают предметы на пол и убеждаются, что деревянные и металлические предметы прочные, они не разбиваются).

Воспитатель подводит итог, что у деревянных и металлических предметов есть одинаковые свойства и качества - они твердые и прочные.

Воспитатель: Давайте проверим, если постучать металл о металл, а дерево о дерево, какой звук получится? (выясняют, что у дерева звук глухой, а у металла более звонкий.).

Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем постругать деревянную палочку? У нас получится? А металлическую? (ответы детей)

Воспитатель стругает палочку вместе с детьми. Дети видят, что у воспитателя это получается.

Воспитатель проделывает тоже с металлической палочкой.

Воспитатель: Ребята, почему деревянная палочка легко стругается, а металлическая нет? Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к выводу, что дерево мягче, чем металл.

Воспитатель: Интересно, тонут ли ваши предметы в воде?

Дети опускают предметы в таз с водой и убеждаются, что металл тонет, а дерево нет.

Воспитатель: Почему же так происходит? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к мысли, что дерево пористое, а металл плотный.

Воспитатель показывает детям молоток и спрашивает, из какого материала он сделан?

Воспитатель: Мы с вами убедились, что металлические предметы тонут, а деревянные всплывают. Как вы думаете, молоток потонет, или всплывет? Дети спорят,каждый доказывает свою версию.Опускают молоток в воду и видят, что металлическая часть тонет, а деревянная всплывает. Дети оставляют предметы на столе и присаживаются на стульчики.

4 часть. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас поговорим, какие свойства, и качества мы сегодня с вами узнали?

Проводится социо - игра " Волшебная палочка". Дети передают волшебную палочку друг другу по кругу, называя при этом свойства и качества дерева, а затем металла.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы занимались, поэтому я приготовила для вас сюрприз, но сначала отгадайте загадку:

Жмутся в узеньком домишке,
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю-
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(цветные карандаши)

Воспитатель предлагает детям нарисовать все, что им понравилось на занятии.

    Особенности восприятия детьми основных признаков предметов (свойств и качеств).

    Методика ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и развития словаря.

    Структура и содержание занятий по обучению детей сравнению и обобщению предметов на основе различных свойств и качеств.

1. Среди основных признаков предметов выделяют свойства и качества. Качествами называют внешние признаки предметов (цвет, форма, величина, вес, температура и др.), которые можно определить на основе восприятия при помощи разных органов чувств. Например, карандаш – красный, длинный, легкий, гладкий. Свойства предмета – это скрытые, внутренние признаки, которые проявляются при взаимодействии с другими предметами или при нарушении целостности и функций предмета. Например, ломается, размокает, тонет. Часто определенные качества обусловливают свойства предметов. Например, если кораблик сделан из тонкой, мягкой бумаги, то он быстро размокнет и утонет. Свойства и качества предметов определяют их функции и назначение. Материал , из которого сделаны предметы, объединяет в себе ряд свойств и качеств. Например, если предмет деревянный, то он твердый, легче металла, принимает температуру окружающей среды, горит, не тонет и др.

Дети начинают воспринимать основные качества предметов на первом году жизни. Ученые отмечают, что малыши различают основные цвета, температуру помещения, в котором они находятся, тактильные ощущения прикосновения к коже. На втором году жизни начинается процесс усвоения детьми сенсорных эталонов, дети учатся называть качества предметов определенным словом.

В исследовании Е.С. Слепович отмечается, что в речи детей сначала появляются прилагательные, характеризующие предмет на основе восприятия (зрительного, ощупывания и т.д.), затем на основе изображения (картинки). Это прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, материал. В дальнейшем дети описывают предметы по представлению и часто заменяют прилагательные местоимениями (всякий, разный).

Н.П.Сакулина выделяет в своих исследованиях две группы детей по особенностям восприятия и описания предметов: одни дети воспринимают те признаки, которые хорошо видны в данный момент, подбирают к ним точные определения; другие дети называют не только те признаки, которые видят в данный момент, но и привлекают свой опыт, употребляют много сравнений (ручка белая, а бывает разноцветная).

2. Познавательная деятельность детей опирается на практическую деятельность, поэтому для углубления знаний детей о предметах и явлениях необходимо на занятиях организовать активные действия с предметами. Действия с предметами, направленные на выявление их свойств и качеств, называются обследовательскими, а целенаправленный процесс выявления свойств и качеств предметов – обследованием . На занятиях важно научить детей выполнять правильные обследовательские действия для выявления определенных качеств и свойств. Например, чтобы узнать цвет и форму предмета, надо на него посмотреть и сравнить эти качества с сенсорными эталонами. А чтобы узнать, предмет твердый или мягкий, на него надо надавить. Если предмет погладить ладонью, мы узнаем, какая у него поверхность: гладкая или шероховатая. При этом словарь детей обогащается не только прилагательными, выражающими разнообразные признаки предметов, но и глаголами, обозначающими обследовательские действия. Педагог должен точно сформулировать способ выделения определенного признака (погладь, надави, проведи ладонью, сожми и др.).

Важным условием организации активной познавательной деятельности является предоставление материала для обследования каждому ребенку. Возможность действовать с предметами обеспечивает обогащение сенсорного опыта детей и быстроту усвоения новых слов.

Приемами, активизирующими процесс углубления знаний детей о предметах и явлениях и развитие словаря детей, являются:

Вычленение свойств и качеств на основе сравнения их с противоположными;

Включение свойств и качеств предметов в деятельность, зависящую от этих признаков, например выбор бумаги для изготовления праздничных открыток;

Использование словесно-логических упражнений на базе основных признаков предметов;

Составление загадок на сравнение свойств и качеств предметов.

3. Занятия по углублению знаний детей о признаках предметов имеют определенную структуру, включающую три части:

1 часть – вычленение свойств и качеств в определенной деятельности и ситуации;

2 часть – обучение детей обследовательским способам для выделения нужных признаков, обогащение речи детей новыми словами;

3 часть – упражнения на выделение знакомых свойств и качеств в разных предметах и активизация словаря у детей.

В качестве усложнения можно проводить занятия по сравнению предметов на основе свойств и качеств. Для данных занятий подбираются предметы, имеющие общие и отличительные признаки. Важна последовательность сравнения: сначала предметы сравнивают в целом по цвету, форме, величине, назначению; затем вычленяют сходные и различные признаки и на основе этого делают обобщение об особенностях каждого из предметов. Обобщение знаний детей о свойствах и качествах предметов происходит на занятиях, где дети рассматривают определенный материал (дерево, стекло, пластмасса). Для таких занятий подбираются разнообразные предметы из одного материала, основной метод – организация элементарной поисковой деятельности детей.

Литература

    Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

    Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей: книга для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

    Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.

    Максаков, А.И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983. – 168 с.

    Синицына, Е.И. Умные слова // Е.И. Синицына. – М.: Лист, 1999. – 176 с.

    Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду (ст. группы) : пособие для воспитателей дет. сада // А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.

Фетисова Анастасия Александровна

Воспитатель, МКДОУ "Центр развития ребенка № 5 "Буратино", Волгоградская область, г. Фролово

Фетисова А.А. Знакомство детей со свойствами ткани: конспект непосредственно образовательной деятельности // Совушка. 2017. N1(7)..05.2019).

Конспект НОД в младшей группе «Знакомство детей со свойствами ткани»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Вид: интегрированный.

Формы организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.

Формы организации: группа.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Познакомить детей с различными свойствами ткани;

Развивать связную речь;

Учить детей выделять существенные признаки ткани.

Воспитательные задачи:

Воспитывать культуру речевого общения;

Прививать бережное отношение к одежде, не пачкать, аккуратно складывать.

Словарные задачи:

Активизировать словарь;

Уточнять и закреплять новые слова (однотонный, шероховатый, разноцветный, прочная);

Обобщать словарь.

Материал и оборудование:

У детей лоскутки разных видов ткани;

Таз с водой;

Бумажные полоски на каждого ребенка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети сидят полукругом перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. На улице прохладно, и она надела пальто и платочек.

Воспитатель:Давайте рассмотрим, какое пальто у Кати. Из чего оно сшито?

(Из ткани)

Воспитатель: Потрогайте ткань. Скажите, какая она?

(Толстая, шершавая)

Воспитатель: Как вы думаете, почему пальто сшито из толстой ткани?

(Чтобы не было холодно).

Воспитатель: А какого цвета ткань?

(Черного)

Воспитатель: Да. Ткань одного цвета, а еще говорят - одного тона или однотонная. Повторите все вместе это слово.

(Дети повторяют новое слово хором и индивидуально).

Воспитатель: А сейчас поможем Кате снять пальто. Посмотрите, какое у нее красивое платье! А какого цвета ткань на платье.

(Красного, синего, белого, розового).

Воспитатель: Да. Ткань разного цвета, а еще можно сказать - разноцветная.

(Повторить новое слово хором и индивидуально).

Воспитатель: А теперь рассмотрим Катин платочек. Он из чего?

(Из ткани).

Воспитатель: Что вы можете сказать об этой ткани?

(Синяя, белые горошки).

Воспитатель: О такой ткани можно сказать - синяя в белый горошек. А еще у Кати в кармане есть красивый платочек. Посмотрите, из какой он ткани, как о такой ткани можно сказать?

(Полосатая).

Воспитатель: Да. Ткань полосатая или ткань в полоску.

Воспитатель: Вот какая бывает ткань. Катя принесла вам много лоскутков ткани. Они лежат на двух маленьких столиках. Сейчас подойдете к столикам, возьмете по одному лоскутку с каждого столика и сядете за свои столы.

(У всех детей должно быть по два лоскутка ткани).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на свои лоскутки, найдите среди них однотонную ткань и поднимите ее вверх.

Воспитатель: Дима, какого цвета у тебя ткань?

(Желтая, однотонная).

(Спросить двух-четырех детей, добиваясь употребления нового слова «однотонный»).

Воспитатель:Ребята, посмотрите на лоскутки друг у друга. Они одного цвета?

(Нет. Лоскутки все разного цвета, но они однотонные.)

Воспитатель: А теперь посмотрите на другой лоскуток у вас на столе. Можно о нем сказать, что он однотонный?

Воспитатель: Миша, у тебя какой лоскуток?

(Красный, а горошек белый).

Воспитатель: Да, а можно сказать красная ткань в белый горошек. Повтори.

Воспитатель: А у Насти другой лоскуток. Расскажи нам Настя о своей ткани.

(Белая с цветочками).

Воспитатель: Правильно. О такой ткани можно сказать, что ткань в цветочек. Повтори.

Воспитатель: Вот какие разные лоскутки: однотонные, в горошек, в цветочек.

Воспитатель: А сейчас потрогайте сначала один лоскуток, потом другой и покажите мне лоскуток из толстой ткани.

(Дети показывают лоскуток из толстой ткани).

Воспитатель: А теперь из тонкой ткани.

(Дети показывают лоскуток из тонкой ткани).

Воспитатель: Проведите рукой по ткани. Скажите, у кого ткань гладкая, а у кого шероховатая?

(Спросить несколько детей. Особое внимание уделить на то, чтобы дети называли слово шероховатая).

Воспитатель: У вас на столе лежат полоски из бумаги. Возьмите их в руки и потяните за концы. Что произошло с бумажными полосками?

(Они порвались).

Воспитатель: Почему бумажные полоски порвались?

(Потому что бумага непрочная).

(Повторить слово «непрочная» несколько раз).

Воспитатель: А теперь потяните тонкие лоскутки ткани. Они порвались?

Воспитатель: Почему ткань не порвалась?

(Потому что ткань прочная).

Воспитатель: Да. Ткань прочная.

(Повторить это слово несколько раз).

Воспитатель: А сейчас подойдите к моему столу. Что вы видите?

(Тазик с водой).

Воспитатель: Я опускаю в воду кусочек бумаги и лоскуток из ткани. Давайте посмотрим, что с ними произойдет. Обратите внимание - бумага и ткань намокли, но что произошло с бумагой?

(Она расползлась).

Воспитатель: А ткань?

(Намокла).

Воспитатель: Правильно. Она высохнет и останется такой же, как была.

Воспитатель: А теперь садитесь за свои столы.

Воспитатель: Давайте вспомним, что же мы с вами сегодня узнали о ткани.

(Перечисление детей: ткань может быть однотонная, в цветочек, в горошек. Ткань может быть толстой и тонкой. Ткань может быть гладкой и шероховатой. Ткань - прочный материал).

Воспитатель: Что можно делать с тканью?

(Ткань можно стирать, гладить, резать, шить).

Воспитатель: Люди знают все свойства ткани и используют их: они шьют из ткани разную одежду - зимнюю, летнюю.

Воспитатель: Что еще люди делают из ткани?

(Постельное белье, полотенца, занавески).

Воспитатель: Посмотрите на свою одежду. Она у всех из разной ткани. Что вы можете рассказать о ткани, из которой сшита ваша одежда?

(Опрос нескольких детей).

Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами поиграем. Кто знает, где шьют одежду?

(В ателье).

Воспитатель: Вот и у нас сегодня открывается ателье. Сначала вы подумайте, что вы хотите сшить. Потом подумайте, какая ткань подойдет к вашей одежде. Когда выберете, подойдете ко мне и мы вместе решим, подходит вам выбранная ткань или нет.