Курсовая работа психологические условия преодоления застенчивости в старшем дошкольном возрасте. Система коррекционных игр для преодаления застенчивости у старших дошкольников

Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто погружены в себя, не решительны, стеснительны в общении со взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности. Проанализировав содержание понятия «застенчивость», можно сделать вывод о том, что проблема застенчивости – одна из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста: замкнутость, страх, повышенная тревожность, склонность к молчанию, избирательность в контактах с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.

Содержанием взаимодействия педагога с родителями застенчивых детей является забота о развитии воспитанника, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, статусного положения ребенка в группе сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах его развития, особенностях характера и учета их в общении с ребенком, в итоге, о счастье подрастающей личности.

Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно, предпочитают спокойные игры, часто в одиночку. Застенчивые дети (в основном девочки) неохотно вступают в контакт, стесняются, в контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. Проявляют чувствительность к оценкам любого рода, скованность в движениях, обычно сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Застенчивые дети редко делают что-либо недозволенное, стеснительны, не проявляют инициативу, постоянно ориентированны на оценку своих действий. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации, редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников.

К сожалению, многие воспитатели не учитывают индивидуального подхода в работе с такими детьми. Общаясь с детьми, воспитатели практически не используют педагогические принципы работы с застенчивыми детьми: проявление безусловной любви; педагогической поддержки; апелляции к достоинству; опоры на положительное в ребенке; уважения личности застенчивого ребенка и др.

Воспитатель не создает детям ситуации успеха как основы личностного развития застенчивого ребенка, практически не использует ни одного приема по организации успешной деятельности ребенка. Если у ребенка что-то не получается, чаще всего воспитатель доделывает это за него или показывает, как нужно сделать. Оценка результатов продуктивной деятельности детей не всегда проводится профессионально. Чаще воспитатель отмечает, например, красивые рисунки или работы детей, хвалит их, нередко оставляя без внимания работы застенчивых детей. Нередко можно услышать сравнительные оценки, что хорошо удалось выполнить, а что – плохо и если ребенок в следующий раз постарается, то получится лучше. Нередко это еще больше усугубляет положение застенчивого ребенка в группе детей.

  1. Не следует называть ребёнка застенчивым и робким в его присутствии.
  2. Задав вопрос или предложив ребёнку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только исходя из этого применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа и т.п.).
  3. Если ребёнок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал».
  4. Если замечено, что застенчивый ребёнок делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребёнка, отмечая все его достижения.
  5. Читая сказки, чаще обращайтесь к застенчивому ребёнку с вопросами, обязательно дождитесь от него ответа.
  6. Нельзя заставлять ребёнка общаться с другими детьми, если он этого не желает.
  7. Если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого ребёнка, надо самим включиться в игру, корректировать её и направлять.
  8. В работе с детьми надо быть справедливым, сдержанным и принимать их такими, какие они есть.
  1. Принять его таким, каков он есть на самом деле со всеми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями личности.
  2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача – верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и «заразился» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
  3. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.
  4. Не заставляйте ребенка «быть смелым». Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
  5. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
  6. Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта и создавая ему комфортные условия для развития, вы вырастите «тепличного» человека, совершенно не приспособленного с суровой реальности. Конечно, повышенная гиперопека только навредит. Не нужно «подставлять руки» на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.
    Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.
  7. Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
  8. Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми»: попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
  9. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.
  10. Просьба, обращённая к застенчивому ребёнку, должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное – это тактичность и терпение.
  11. Отрабатывайте поведение в разных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию – рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
  12. Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.
  • На этом этапе предпо-лагается использование разных вариантов коррекционных игр-драматизаций (психодрам) и сюжетных этюдов, которые дают возможность дошкольникам с проблемами в поведении «перево-плотиться» в героев, обладающих противоположными чертами характера — застенчивым почувствовать себя решительными, агрессивным — дружелюбными, импульсивным — сдержанны-ми. Вместе с тем, такого рода игры позволяют смоделировать наиболее сложные для дошкольников с негативной симптомати-кой ситуации в игровой форме, развивать умения общения и вза-имодействия в трудных для них ситуациях.

Раскрепощающие игры для преодоления

детской застенчивости

«Угадай эмоцию»

Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это выходит), вы можете представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом.

«Живая иллюстрация»

Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше - «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие.

Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае — психокоррекция, а не установление справедливости.

«Колдун»

Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.

«Расскажи стихи руками»

Ребенок старается бес слов, с помощью пантомимы, рассказать известное все стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

«Сказка»

Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.

«Какой я есть, каким я хотел быть»

Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас. На втором, - каким он хотел бы быть.

«Изобрази животное»

Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы сможете похоже изобразить броненосца или бегемота?) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. И неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неловкость играют здесь далеко не последнюю роль. Некоторые психологи уверяют, будто бы ребенок почти до самой школы остается невербальным существом. Т.е. он в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда, думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны для полноценного общения. Считается, что дети с маловыразительными, «неподвижными» лицами теряют при общении не менее 10-15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношение окружающих к себе. Так что пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей.

«Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем»

Задача этой распространенной детской игры — без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

«Пантомимические сценки»

Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например:

Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным, и даже улыбается. Хотя и с трудом.

Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится - оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше).

Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет.

Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами).

Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю).

«Разговор с глухой бабушкой» » (вариант игры, предложенной М.И. Чистяковой)

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, четырехлетнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник уже способен изобразить жестами и сами очки и то, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии.

Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу небольшой фрагмент такой игры:

Бабушка открывает внуку дверь.

Бабушка: Ты где пропадал, озорник?

Внук жестами показывает, что он играл в футбол.

Бабушка: Ну и как настроение?

Внук поднимает большой палец кверху -- дескать, отлично.

Бабушка: А почему ты хромаешь?

Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания.

Бабушка: Нет, все-таки... Ты что, упал?

Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду.

Самый простой прием для создания комических ситуаций - это если внук о чем-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется, очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребенок расслабится и раскрепостится.

«Через стекло» (игра, предложенная Н.Кухтиной)

Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «пойдем купаться, вода сегодня теплая», « принеси стакан воды, я хочу пить» и т.п. Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов. Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность.

«Различная походка» (упражнение, предложенное В.Леви)

Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как:

Малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги,

Глубокий старик,

Пьяный, -лев,

Горилла,

Артист на сцене.

Игры, помогающие научиться застенчивому ребёнку

отстаивать своё мнение

«Озорной двойник»

Ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все его жесты, кроме одного, вместо которого они делают свой, тоже заранее оговоренный жест (допустим, когда он подпрыгивает, они должны будут присесть). Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

С детьми 6-7 лет можно, во-первых, увеличить количество неповторяемых жестов, а во-вторых, индивидуализировать их. Каждый ребенок должен будет сделать что-то свое. То есть, перед ним будет стоять цель не поддаться не только внушению ведущего, но и влиянию остальных игроков. А это не так-то просто, учитывая, что истинно застенчивые дети очень внушаемы.

«Отражение в зеркале»

Правила, казалось бы, еще проще, чем в предыдущей игре:

повторяй жесты ведущего - и все тут. Но только изображай его двойника в зеркале. Кто ошибется — выбывает из игры. Однако несмотря на кажущуюся простоту этой игры, победить в ней нелегко. Дети наверняка будут путаться при необходимости, скажем, наклониться влево, когда ведущий нагибается вправо. Поэтому задания нужно усложнять постепенно. Сначала соотношение жестов, которые копируются полностью и движений, которые требуют мысленной корректировки, должно быть примерно 7:1. Например: присели, выпрямились, подпрыгнули, наклонились вперед, выпрямились, привстали на цыпочках, опустились, подняли ПРАВУЮ руку («отражение» поднимает левую). Потом оно должно сокращаться. Но учтите, что самое сложное — это не когда соотношение становится 1:7, а когда «зеркальные» и «незеркальные» движения даются вперемежку. (1:1 или 2:1).

«Опаздывающее зеркало» »

Играющие рассаживаются в круг. Им нужно представить себе, что они прихорашиваются перед зеркалом. Сделали одно движение-- задержались на секунду, посмотрели в зеркало. Другое движение — пауза, третье — пауза. Сосед слева должен повторять движение ведущего, но только тогда, когда он начнет второе движение. Третий слева тоже будет повторять это, но с опозданием уже на два шага (т.е. когда его правый сосед начнет воспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий сделает уже третье движение). Таким образом, последний игрок должен будет держать в уме достаточно много предыдущих движений, поэтому детям лет 8-9 не следует играть в большом составе, им такая нагрузка не под силу.

«Пишущая машинка»

Взрослый ведущий распределяет между детьми буквы ал фавита. Затем ведущий произносит какое-то слово, а игроки «распечатывают» его на «пишущей машинке»: сначала первая «буква» хлопает в ладоши, потом вторая и т.д. Если дети маленькие и их немного, распределите не все, а несколько букв, и складывайте из них коротенькие слова.

«Упрямый ослик»

Истинно застенчивые дети покладисты. Родители почти никогда не жалуются на их упрямство и негативизм. Ребенок другого склада начинает бунтовать, когда на него давят. А «невидимки» терпят, хотя сила давления, оказываемая на них родителями, обычно больше, чем в других семьях.

Поэтому истинно застенчивому ребенку полезно хотя бы в игре побыть упрямцем. Не бойтесь, он не переймет дурных привычек, а просто еще немного раскрепостится. Тем более, что ослик по сюжету будет попадать в смешные и нелепые ситуации. Игра проводится на ширме. Все должно вертеться вокруг нежелания ослика подчиняться хозяину. Вот он идет навьюченный с базара и на полпути ложится на дорогу, отказываясь идти дальше. Вот он увидел аппетитную колючку и бежит к ней, не поддаваясь на уговоры хозяина. А потом молчит, когда надо закричать, и наоборот, кричит, когда надо замолчать, и т.п. Поинтересуйтесь мнением ребенка (но не в самом начале игры, а немного погодя), добрый ли у ослика хозяин, не слишком ли он нагружает ослика разными заданиями. Может быть, ослик просто устает и потому упрямится? Меняйтесь в процессе игры ролями.

«Дочки-матери»

Застенчивой девочке полезно играть с мамой, которая будет исполнять роль дочки. Причем в данном случае маме не следует руководить игрой. Ее задача прямо противоположная: полностью подчиниться воле дочери, стараясь не привносить в игру привычных стереотипов семей- ных взаимоотношений. Заранее предупреждаю, задача не из легких. Так что следите за собой в оба!

«У кого больше доводов?»

Ведущий произносит какое-либо утверждение, а игроки его подтверждают. Можно приводить в качестве доводов и какие-то примеры из жизни. (Порой детям так бывает легче). Если в игре примет участие много детей, застенчивый ребенок рискует остаться в тени, поэтому играть стоит втроем, а еще лучше — вдвоем. Заметив, что ребенок затрудняется, тактично помогите ему наводящими вопросами.

Ссориться плохо, (потому что...).

Уроки лучше делать побыстрее.

Лучше иметь много друзей, чем мало.

Иметь собаку — это здорово!

Пятерка лучше четверки.

«А это как сказать?»

На сей раз выбираются уже не столь бесспорные утверждения, и игроки должны будут не только подтвердить их, но и опровергнуть. Например:

Хорошо иметь кучу денег (кто-нибудь наверняка упомянет про воров и мафию, а ребенок постарше, особенно любящий читать, вероятно, вспомнит достаточно распространенный в литературе мотив переживаний богатых людей, подозревающих окружающих в том, что они любят не его самого, а лишь его капиталы).

Хорошо всегда выигрывать.

Когда тебе делают замечания, это неприятно.

— Сидеть дома одному скучно.

Взрослые всегда правы.

Смотреть телевизор вредно.

«Хитроумный спорщик»

Со старшими детьми можно попробовать усложнить игру «У кого больше доводов?» и попытаться придумать контраргументы к вышеприведенным (и аналогичным им) утверждениям.

Скажем, высказывание «Читать полезно» вовсе не будет восприниматься как аксиома для людей с сильной близорукостью (а еще смотря какие книжки читать, а еще смотря в какое время - чтение в час ночи принесет ребенку больше вреда, чем пользы!).

Ссориться, конечно, плохо, но поссорившись с человеком, который обижал или вас или вашего друга, вы будете чувствовать себя правым. И с уроками вообще-то лучше покончить побыстрее, но если они будут сделаны шаляй-валяй, вряд ли это вызовет восторг у учительницы. А четверка по русскому лучше, чем пятерка по физкультуре. По крайней мере, это мнение подавляющего большинства родителей. И с собакой все не так однозначно...

«Покажи себя»

Болезненную замкнутость можно попытаться развязать, если дать детям возможность выразить себя, играть роль другого, говоря чужим голосом. Маски, костюмы высвобождают такие неожиданные стороны поведения, которые обычно заторможены. Раздайте детям маски или пусть они их сделают сами. Каждый ребенок возьмет себе новое имя и в игре поведет себя в соответствии со своей новой ролью. Преобразиться можно также, раскрасив лицо. Для выражения чувств могут быть задействованы куклы

Игры на формирование доверия и уверенности в себе

"Гусеница" (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: игра учит доверию.

Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту". Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

"Смена ритмов"

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение .

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре,.. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

"Зайки и слоники" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

"Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. "А что делают зайки, если видят волка?... " Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

"Волшебный стул" (Шевцова И.В.)

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка , улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

"Поссорились два петушка"( 25 мин.)

Цель игры. Развитие раскованности, самоконтроля.

Процедура игры. Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева "Поссорились два петушка"). Дети двигаются по типу "броуновского движения" и слегка толкаются плечами.

Примечание. Не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть "по правде" и одновременно держать символизм игры ("понарошку").

Игры на развитие произвольности

"Иголка и нитка" (25 мин.)

Цель игры. Развитие произвольности.

Процедура игры. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку он играет роль иголки, а все другие дети. . роль нитки. "Иголка" бегает между стульями, а "нитка" (группа детей друг за другом) — за ней.

Примечание. Если в группе имеется зажатый, аут ребенок, то предложите роль "иголки" ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

"Дракон кусает свои хвост" (25 мин.)

Цель игры. Снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Процедура игры. Звучит веселая музыка. Дети встают в цепочку и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — "голова дракона", {последний — "хвост дракона". "Голова дракона" "пытается поймать "хвост", а тот уворачивается от.нее. Примечания:

Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли "головы дракона" и "хвост" выполняли все желающие.

"Скучно, скучно так сидеть" (25 мин.)

Цель игры. Развитие раскованности, тренировка самоорганизации.

Процедура игры. Вдоль одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей.

Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий кончает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.

Примечания:

1. Не разрешайте детям начинать бег раньше, чем кончится стишок.

"Лисонька, где ты?" (25 мин.)

Цель игры. Развитие произвольности.

Процедура игры. Дети становятся полукругом, ведущий - - центр. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.

По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто лиса. Ведущий зовет: "Лисонька, где ты?" Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.

Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.

"Сова" (25 мин.)

Цель игры. Развитие произвольности.

Процедура игры. Дети сами выбирают водящего — "сову", которая садится в "гнездо" (на стул) и "спит". В течение "дня" дети двигаются. Затем ведущий командует: "Ночь!" Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится совой. Звучит музыка ("Балалар" О. Гейльфуса).

Когда ваш малыш неожиданно становится боязливым, стеснительным, нерешительным и неуверенным в себе, ситуация вызывает беспокойство и страх. Чтобы решить проблему, нужно знать ее психологические аспекты. Они позволят определить оптимальные условия коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста.

Особенности застенчивости у дошкольников

Часто застенчивость считается положительной чертой ребёнка. Малышу даются характеристики сдержанного, уравновешенного, скромного. В действительности такое состояние психики не позволяет ребёнку быть самим собой, демонстрировать свой настоящий характер и особенности. Это негативно влияет на его состояние, с каждым разом усугубляя ситуацию.

Поведение застенчивого малыша вызывает непонимание у людей. Такая позиция окружающих сказывается на самовосприятии ребёнка, который ещё больше погружается в состояние робости. Получается замкнутый круг. Для внушения себе уверенности малыш тратит большое количество сил, что также сказывается на его состоянии.

Природа состояния

Застенчивость - психическое состояние, которое проявляется у человека в форме нерешительности, боязливости, напряжённости, скованности и неловкости. Такое состояние также часто обозначается терминами стеснительность или робость.

Психологические исследования показывают, что застенчивость может быть двух видов:

  1. Дискомфорт от присутствия в компании других людей.
  2. Неудобство перед самим собой.

Не стоит воспринимать рассматриваемое явление как обычное состояние с небольшим негативным оттенком, который можно игнорировать. Исследования в психологии показывают, что застенчивость - это тяжёлое эмоциональное состояние, оказывающее влияние на весь организм человека.

Признаки застенчивости

Определить наличие стеснительности у ребёнка дошкольного возраста можно, путём выявления характерных признаков, которые сопровождают его в процессе общения длительное время.

  1. Недостаток лёгкости, спонтанности и раскованности, а также необоснованная напряжённость и импульсивность в общении.
  2. Зажатость, скованность.
  3. Концентрация на своей личности.
  4. Страх совершить ошибку.

Проявления робости в поведении дошкольников:

  • взгляд исподлобья, уход от контакта «глаза в глаза»;
  • молчаливость, затруднение речи;
  • скудная игровая деятельность;
  • отстранённость от событий, которые в действительности вызывают интерес;
  • тихий голос, шёпот;
  • ёрзание на стуле;
  • сутулые плечи.

Ситуации, вызывающие застенчивость:

  • пребывание в центре внимание;
  • выступление с речью перед людьми;
  • новая обстановка;
  • общение с представителями противоположного пола;
  • выполнение задач/игра в группе детей.

Причины чрезмерной скромности у детей

Выделяют две ключевые причины развития застенчивости:

  1. Низкая самооценка, неуверенность в себе.
  2. Отсутствие социальных навыков.

Ряд исследователей добавляют ещё несколько причин, которые провоцируют развитие стеснительности. К ним относятся:

  • наследственность;
  • внутренние психические противоречия;
  • естественная реакция на нарушение установленных границ приличий;
  • самовнушение;
  • слабость центральной нервной системы;
  • стремительное развитие общества, резкие технологические изменения в жизни;
  • кризис внутрисемейных отношений, неполноценные семьи, сосредоточенность родителей на материальных аспектах воспитания;
  • особенности темперамента, нервной системы;
  • чрезмерная опека родителей, полное отсутствие участия в жизни малыша.

Возрастные особенности

Застенчивость проявляется с самого раннего возраста, когда малыш начинает активно взаимодействовать с окружающими людьми.

Последствие развития застенчивости:

  1. Отсутствие радости общения.
  2. Проблемы с поиском друзей.
  3. Недостаток поддержки при коммуникации.
  4. Формирование комплексов, развитие фобий.
  5. Трудности в процессе обучения.
  6. Невозможность полноценной реализации в профессиональной деятельности и личной жизни.

Ряд исследователей выделяет в своих работах положительное влияние умеренной застенчивости на развитие ребёнка. Он более защищён от эмоциональных перегрузок, перевозбуждения нервной системы в результате коммуникации. Робкие дети ограждены от общения и контактов с незнакомыми людьми, их внутренний мир более богат и лучше развит.

Стеснительность во взрослой жизни выражается в уравновешенности, сдержанности, уважении личного пространства других людей.

Условия коррекции детской застенчивости

В преодолении застенчивости дошкольников должны участвовать родители, воспитатели детского сада и психологи.

Для эффективной коррекции застенчивости у детей необходимо соблюсти 2 ключевых условия:

  1. Постепенно расширять круг общения, формируя и закрепляя необходимые навыки. Важно грамотно работать с остальными участниками коммуникации.
  2. С помощью индивидуального подхода следует укреплять уверенность малыша в себе, учитывая особенности детской личности.

Советы, которые нужно выполнять для создания этих условий:

  • постоянно подпитывать уверенность малыша в себе;
  • привлекать к различным видам деятельности, постепенно усложняя коммуникативную составляющую с другими детьми;
  • расширять круг знакомств - бывать в новых местах, ходить в гости, приглашать знакомых к себе домой.

Коррекцию застенчивости дошкольников в группе психологи рекомендуют проводить в четыре этапа:

  1. Создание мотивации на общение и освоение навыков коммуникации. Для решения этой задачи отлично подходят терапевтические занятия с применением игр, сказок, расслабляющих упражнений.
  2. Обучение навыку самостоятельного установления контакта. Здесь применяются расслабляющие упражнения, коллективные игры, ролевые представления, рисование.
  3. Расширение границ мира эмоций малыша путём разнообразных игр.
  4. Применение освоенных умений коммуникации в творческой среде. Задача решается свободным общением детей, групповыми играми творческого характера с минимальным вмешательством взрослых.

Внешние условия для проведения четырёхэтапной корректирующей терапии:

  • периодичность занятий: 1-2 раза в неделю;
  • фиксация всех поведенческих изменений дошкольника на занятиях;
  • продолжительность одного занятия не более получаса;
  • коррекция длится 7 месяцев;
  • оптимальный возраст: 4-6 месяцев;
  • количество детей в группе: 4-6.

Роль игротерапии заключается в преодолении неуверенности. Игры способны помочь раскрепоститься, преодолеть психологические барьеры в коммуникациях с родителями и сверстниками, расширить поведенческие вариации при взаимодействии.

Для коррекции поведения очень застенчивых детей в детских садах психологи рекомендуют следующие игры:

  1. Кто вперёд. В центр помещения по кругу ставят стулья. Количество стульев на один меньше, чем число играющих детей. Суть игры проста - дети начинают ходить вокруг стульев. По сигналу они садятся на них. При рассаживании нельзя толкаться. Малыш, не успевший сесть, получает штрафной балл. Проводится несколько раундов. Воспитатель каждый раз объясняет, что оставшийся стоять малыш не садится из-за своей вежливости и воспитанности. Такой подход позволяет сохранить интерес и мотивацию детей в игре, у них пропадает неуверенность и страх.
  2. Поиск сходства. Дети поочерёдно перекидывают друг другу мячик или игрушку. Малыш, кидающий мячик соседу, должен успеть сказать сходство, связывающее его с получающим соседом. Цель игры - сплочение коллектива, выработка привычки свободно общаться в группе.
  3. Динозаврики. Дети изображают динозавров. Игра снимает скованность и убирает страхи при обращении к публике.
  4. Рычание львов. Воспитатель говорит, чтобы дети представили себя львами. По сигналу: «Рычи, лев, рычи!», дети должны зарычать. Главное, чтобы рык был как можно громче. Игра позволяет помочь очень застенчивым детям преодолеть скованность, замкнутость, нерешительность.

Существенную роль в эффективности устранения стеснительности дошкольников играет куклотерапия. На первых этапах коррекции кукла замещает детей. С ней малыш проигрывает элементы общения и осваивает навыки коммуникации. Положительное, доверительное отношение к игрушкам позволяет преодолевать психологические барьеры малыша. Куклотерапия позволяет решать целый комплекс задач:

  • расширять варианты коммуникативного самовыражения малыша;
  • укреплять устойчивость и регуляцию психического состояния;
  • спроектировать систему отношений ребёнок - родитель.

Советы психологов родителям при общении с очень застенчивыми детьми:

  1. Активное общение на паритетных, равноправных, уважительных началах. Родители хвалят детей за игровой и познавательный интерес. В процессе общения «не замечаются» неточности или ошибки. Малыши воспринимают себя самостоятельными, способными решать свои вопросы посредством общения.
  2. Формирование тёплых, доверительных и безопасных отношений между детьми и родителями, путём активного участия родителей в жизни малышей (беседы, игры, прогулки).
  3. Повышать самооценку - выстраивать деятельность детей с их частыми успехами в деятельности.
  4. Не сравнивать с другими детьми, не упрекать и не стыдить.
  5. В общении не подрывать авторитет важных людей (бабушки и дедушки, воспитателя, другого родителя).
  6. Проявлять воспитательную последовательность в поощрениях и запретах.
  7. Максимально частое совместное времяпрепровождение.

Существенное влияние на развитие застенчивости оказывает современная технологическая среда, интернет. Человек с рождения контактирует с многочисленными гаджетами. Вопросы общения и взаимодействия с миром решаются удалённо, без прямого контакта. Всё это приводит к неготовности человека к реальному взаимодействию с миром. На эту незащищённость психика реагирует застенчивостью.

Чтобы преодолеть проблему родители должны ограничивать своих малышей от контактов с технологичными устройствами и современными средствами коммуникации. Нужно формировать социальные навыки взаимодействия и общения. А это происходит во время игры с родителями, чтения книжек с бабушкой, игры с ровесниками в беседке.

Застенчивость как устойчивая особенность выступает в поведении ребенка достаточно рано. Проявлениям застенчивости в детском возрасте было посвящено немало исследований (Алексеева А.В., Гаспарова Г.А., Запорожец А.В., Кряжева Н.Л., Лабунская В.А., Шишова Т.Л.). Нередко ее предпосылки отчетливо прослеживаются уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном эти качества уже во многом определяют поведение ребенка.

Застенчивость как психическое явление может быть относительно кратковременным психическим процессом, продолжающимся недлительное время (минуты), подобное состояние может быть присуще любому человеку, даже тому, для которого застенчивость не свойственна. Застенчивость может быть более длительным явлением (измеряющимся днями), но также преходящим психическим состоянием, вызванным неблагоприятными условиями. И наконец, застенчивость может быть стойким качеством личности, даже чертой характера в дошкольном возрасте.

Проведенные исследования позволяют выделить две категории детей, которым свойственно проявление застенчивости [Веденичева А.В., с.118-119].

К первой категории можно отнести детей с ранним проявлением застенчивости. Дети, входящие в эту группу, находились в дошкольных учреждениях с раннего возраста. В поведении и общении детей данной категории в первую очередь обращают на себя внимание робость, молчаливость, стеснительность, что затрудняет вступление ими в контакт с кем-либо. В раннем детстве эти дети трудно привыкали к незнакомым лицам, плакали, если с ними вступал в общение незнакомый человек. Спокойно играли одни, не настаивали, чтобы их взяли на руки. В период 3-4 лет эти дети характеризовались как очень необщительные, стеснительные, не отвечающие на обращение к ним. Родители отмечали, что дома дети этой группы не отличались молчаливостью, с родными разговаривают охотно, но с раннего детства избегают общения с посторонними. Родители и педагоги отмечают трудности во вступлении в контакт с окружающими людьми среди детей данной группы. Причем эти трудности не исчезают с возрастом, на что рассчитывают многие родители; и даже наоборот, в более старшем возрасте дети испытывают большую скованность, неловкость, а поэтому не стремятся вступать в общение.



Во второй категории детей проявление застенчивости наступает в более старшем возрасте. Дети, входящие в эту группу, воспитываются в детских учреждениях с 3-4 лет. До этого они воспитывались дома. Родители не замечали каких-либо проявлений застенчивости, хотя при вступлении в общение с незнакомыми людьми, ребенок иногда чувствовал себя скованно. При поступлении в детские сады отрицательных проявлений также не наблюдалось. Эти дети характеризовались воспитателями как скромные и дисциплинированные. Они лишь немного более нуждались в помощи, внимании, приветливом тоне общения.

Возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни [Шишова Т.Л., с.194]. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутки, ироническое отношение в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрения взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Веденичева А.В. приводит следующую классификацию форм проявления застенчивости [Веденичева А.В., с.122-123].

У одних детей проявления застенчивости заметны только в определенных ситуациях, например, только с незнакомыми людьми или только на занятиях. Другие дети характеризуются признаками застенчивости во всех ситуациях, в которых они оказываются. Но тем и другим присущи постоянные проявления, они стали характерными для их поведения. Такие проявления можно заранее предвидеть у детей, ожидать их в определенных ситуациях. Автор называет их «постоянными проявлениями». Классификация постоянных проявлений застенчивости:

· В разных ситуациях (т.е. могут проявляться): и на занятиях; и в общении; и в играх.

· В определенных ситуациях, т.е. проявляются: или только с незнакомыми людьми; или только на занятиях; или только в коллективных играх.

Характерно то, что признаки застенчивости, проявившись, определенное время характеризуют поведение ребенка, постепенно они замечаются реже и в меньшей степени. Автор (Веденичева А.В.) называет их «окказиональными» проявлениями. К окказиональным проявлениям застенчивости могут быть отнесены дети после длительного отсутствия в детском саду, некоторые новенькие дети, отличающиеся трудным вхождением в коллектив. Опасаться в первое время их необщительности, вероятно, нет оснований. Но проследить внимательно за их вхождением в коллектив необходимо, и в нужные моменты, своевременно простейшими приемами подбадривания, доброжелательного отношения помочь привыкнуть к новой обстановке, сверстникам.

Застенчивость как устойчивое проявление в характере заметить нетрудно. В кругу сверстников застенчивый ребенок находится обычно в одиночестве. Его редко можно увидеть среди детей, играющих в коллективные игры. На занятиях застенчивые дети отвечают на вопросы исключительно трудно. Типичным для них является взгляд, как бы отведенный в сторону или опущенный взгляд. Каждый ребенок, при обращении к нему, принимает определенную, характерную для него позу. Один подтягивает плечо и наклоняет голову, одновременно теребя одежду. Другой, сильно ссутулившись, смотрит в пол, плечи сводит вперед. Третий, наклоняет голову набок, иногда выглядывает исподлобья, при этом руки сцепляет «замочком» и теребит пальцы. Застенчивые дети вместе с тем имеют и схожие внешние проявления: краснеют, отворачиваются, опускают глаза, голову, делают неловкие движения руками и ногами. У детей складывается и своеобразная походка: с опущенной или втянутой в плечи головой, с заметной сутуловатостью, скованными движениями. Если дети оказываются перед публичным выступлением (на занятии, на утреннике и пр.), они пытаются быстро сказать или сделать что-то и торопливо уйти (сесть). Речь детей тихая, часто невнятная, крайне неразвернутая. В разговор малыши сами не вступают. При общении со взрослыми и сверстниками они скованны, контакт устанавливается медленно и с трудом, продолжительность общения кратковременная [Алексеева А.В., с.58].

Особенно ярко все признаки застенчивости у детей проявляются в незнакомой или малознакомой обстановке или в оценочной ситуации. Педагогу очень трудно найти подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Застенчивые дети упорно стремятся уйти от общения, они безинициативны. Застенчивость проявляется также в неуверенности в себе, в своих силах, возможностях, в нерешительности, в постоянной боязни произвести на окружающих неблагоприятное впечатление [Касаткина Ю.В., Клюева Н.В., с.161-162].

Таким образом, застенчивые дети считают себя менее привлекательными, менее умными, слабыми, то есть воспринимают себя как «менее популярных», чем не застенчивые дети. Это говорит о том, что они чувствуют себя не соответствующим неким стандартам. Потому, что их собственные стандарты нереалистично завышены. Они сами выступают для себя злейшими критиками. Важная сторона самоощущения застенчивых детей также выявляется при ответе на вопрос: «Чувствуешь ли ты, что другие дети плохо о тебе подумают, если узнают, о чем думаешь ты?». Застенчивые дети отвечают утвердительно.

Стоит отметить тот факт, что если в раннем возрасте у ребенка наблюдаются лишь предпосылки застенчивости, которым можно было просто не дать развернуться, то к 4-5, а уж тем более к 6 годам застенчивость может стать определяющей чертой характера [Фромм А., с.127].

Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступить в контакт с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников, к которым он уже привык).

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступны ему до окончания детского сада: он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый, стесняется попроситься в туалет и т.п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети. Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется. В результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение и смех детей и недовольство воспитателя. На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко.

Внешние проявления застенчивости настолько типичны, что сразу бросаются в глаза. Застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – сразу отводят взгляд, краснеют, отворачиваются. В группе других детей они стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремление – не привлечь внимание к себе, быть незаметными, остаться в стороне [Гаспарова Г.А., с.74-75].

Важной особенностью таких детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях: они почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь, а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-то недозволенное. Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни. Дети подобного склада особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и потому единственно возможным отношением к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.

Застенчивость в дошкольном возрасте проявляется по-разному. В новой или необычной обстановке, в кругу незнакомых людей она как бы заставляет ребенка на некоторое время отгородиться от тех, общение с которыми для него пока представляет трудность. Но, как правило, постепенно малыш осваивается с обстановкой, разглядывает новых людей, и состояние, которое его недавно стесняло, проходит. Такое состояние всегда носит временный характер. Но ученые считают, что в определенных условиях оно может укрепиться и определить в дальнейшем некоторые особенности характера (возбудимый, застенчивый, молчаливый и пр.) [Алексеева А.В., с.58]

Наблюдая за различными проявлениями застенчивости у разных детей, нельзя не заметить ее разное выражение. У одних она заметна только в общении со взрослыми людьми, чаще незнакомыми, у других смущение проявляется наиболее выражено на занятиях, когда ребенку приходится говорить для всех. Третьи, робея, не могут войти в группу играющих детей. Это позволяет говорить о разных формах проявления застенчивости. Причем в поведении одних детей застенчивость проявляется постоянно, у других она не всегда бывает, заметна [Веденичева А.В., с.120-121].

Застенчивость в дошкольном возрасте характеризуется разной степенью выраженности:

1. Застенчивость проявляется в еле заметной степени и не представляет пока отрицательной черты. Для рассмотренных случаев характерно то, что в общение ребенок первым не вступает, смотрит на играющих «со стороны», сам не подключаясь к ним; на обращение к нему отвечает односложно, руку на занятиях не поднимает. Типично то, что смущение маскирует улыбкой, часто неуместной, а также гримасой, своеобразной для каждого ребенка (морщит нос, кривит рот, втягивает голову в плечи и т.д.). Такую степень застенчивости называют слабо выраженной.

2. Наибольшую трудность представляет сильно выраженная степень застенчивости, которая уже ярко характерна для ребенка. Педагогу или воспитателю приходится несколько раз обратиться к ребенку с одним вопросом или по одному поводу. Самые типичные признаки – это молчание, в лучшем случае тихий, невнятный, односложный ответ, отведенный в сторону или опущенный вниз взгляд. Для каждого ребенка характерна определенная для него поза, которую он принимает сразу, как только к нему обращаются. Педагогу в данном случае очень трудно найти тот подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Если даже найдена интересная деятельность, то ребенок лишь на какое-то время чувствует себя непринужденно, более или менее свободно, а контакт с ребенком так и не установлен. Характерным признаком для детей с сильно выраженной степенью застенчивости является отсутствие элементарных форм инициативы, самостоятельности в играх, в общении с детьми.

Показателем разной степени застенчивости служит способность поддаваться воздействию, а также наличие или отсутствие элементарных форм инициативы в играх, в общении со сверстниками. Это очень существенный и важный момент, который позволяет находить пути и средства воздействия на застенчивых детей.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить следующие проблемы, которые испытывают застенчивые дети дошкольного возраста:

Трудность адаптационного процесса в незнакомой обстановке. Сама мысль о том, что нужно будет общаться с незнакомыми людьми, знакомиться с детьми для них невыносима.

Неуверенность за­стенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складываю­щуюся у него потребностно - мотивационную сферу, не позволяет ему в пол­ной мере удовлетворять имеющиеся ком­муникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро пе­реживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Различий по этому парамет­ру у застенчивых и незастенчивых де­тей не зафиксировано. Нередко застен­чивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ро­весники. Застенчивый ребенок может блестяще выполнить задание и при этом не сказать ни слова, когда его спросят. Он промолчит, когда требуется ответить на вопрос педагога, хоть прекрасно знает ответ. И педагогом, и детьми это молчание будет расценено как незнание. Если так будет продолжаться, педагог может счесть ребенка труднообучаемым.

Тревога о своем «Я» часто заслоняет содержание и совместной деятельнос­ти, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно - мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыва­нию поведения, адекватного разным фор­мам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрос­лых ясен и привычен для ребенка, лич­ностный фактор уходит в тень, а в об­щении с посторонними он четко вы­ступает на первый план, провоцируя за­щитные формы поведения, которые мо­гут проявляться в «уходе в себя», а ино­гда в принятии «маски равнодушия».

Таким образом, застенчивость в дошкольном возрасте имеет разнообразные формы и признаки проявления: у одних детей она носит устойчивый (постоянный) характер проявления во всех видах деятельности ребенка (на занятиях, в играх и общении с другими детьми и взрослыми), у других детей отмечается появление застенчивости только в определенных ситуациях. Исходя из того, что застенчивость является педагогической проблемой и затрудняет развитие коммуникативных навыков у детей, необходима специальная работа педагога и психолога по ее преодолению, начиная со среднего дошкольного возраста. При разработке коррекционной программы для ее более эффективного воздействия на ребенка необходимо принимать во внимание те причины, по которым у ребенка возникла застенчивость.