Общение с грудным младенцем.

Что может быть прекраснее и ответственнее для родителей, чем младенческий возраст ребенка? Мы так счастливы, видя первый взгляд малыша, его улыбку, то, как он нам радуется. Мы замечаем, как стремительно растет ребенок, какие большие изменения происходят в его поведении и общении с миром. Как же разговаривать с младенцем, с чего начать первое в его жизни общение?

Общение с близкими служит для малыша единственным источником, который питает и обогащает детское сознание, определяет процесс формирования его личности. Только в процессе общения ребенок научится пользоваться родным языком, познавать окружающий мир, закреплять эти знания в слове.

Теперь попытаемся ответить на интересующие многих вопросы: как же помочь ребенку овладеть речью, как и о чем говорить с младенцем?

Для этого нам необходимо рассмотреть по порядку все периоды развития ребенка.

Период до рождения ребенка

Физиологи установили, что еще до момента рождения у плода происходит формирование всех видов чувствительности, мышечного аппарата и т.д. Идет процесс созревания нервной системы. А более всего подвержен негативным воздействиям речевой центр. Ребенок в утробе матери живет - он слышит обращенные к нему и окружающим слова, музыку, пение. Разговаривайте с малышом, скажите ему, что его рождения очень ждут, его любят.

А теперь остановимся подробнее на том, какими возможностями располагает младенец, чему может научиться после рождения.

Период новорожденности (первые 3-4 недели жизни)

Первый крик при появлении ребенка на свет свидетельствует о том, что маленький человек сможет научиться хорошо говорить.

Ухаживая за этим крохотным созданием, разговаривайте, "беседуйте" с ним, будто он хорошо вас понимает, относитесь к нему как к заинтересованному собеседнику, партнеру по общению, несмотря на то что со стороны малыша общение отсутствует. Будьте уверены, ребенок вас слышит и пытается понять. Укачивая на руках и в кроватке, спойте ему колыбельную песенку. Замечателен в этом плане русский фольклор - накопленный веками кладезь мудрости.

Ой, люли, люли, люли!
Прилетели журавли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги,
Они сели на ворота,
А ворота - скрип-скрип...
Не будите у нас Ваню -
У нас Ваня спит, спит.

Ребенок 2,5-3 месяца

Увеличивается длительность бодрствования. На этом этапе очень большую роль в играет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Складывается так называемая ситуативно-деловая форма общения.

Как же должна общаться мама с младенцем на этом этапе его развития?

В моменты бодрствования организуйте занятия с простейшими игрушками - погремушками, колокольчиками, бубенцами, длительностью 1-3 мин. Они позволят научить малыша прослеживать взглядом за движущейся игрушкой, сосредотачивать взгляд на неподвижной, висящей над ним. На этом возрастном этапе ребенок начинает произносить первые в своей жизни звуки, их называют гуканием, они возникают при произнесении звуков "гы", "кхы". Появление их обрадует родителей, т. к. они являются подготовительным этапом дальнейшего освоения звуков родного языка. Продолжайте учить малыша прислушиваться к своей и чужой речи, поворачивать головку на звук. Для этого нежно и певуче разговаривайте с ним, используя ласковый и веселый тон.

Ребенок 3-6 месяцев

На этом этапе родителям стоит заметить: речевые реакции становятся для ребенка средством эмоционального общения (коммуникации). Сделайте общение с ребенком обоюдным, носящим двусторонний характер. Учите малыша подражать вашей речи. Произносите те звуки, которые малыш уже освоил, чтобы ребенок смог повторить их снова и снова Необходимо, чтобы он видел ваше лицо, вашу мимику и артикуляцию, то есть следил бы за движение губ и смотрел на рот. Например, говорите один и тот же слог: "Ба-ба-ба-ба", медленно, не торопясь, нараспев, чтобы ребенок смог его услышать и воспроизвести. Ваше одобрение и положительный настрой будут способствовать скорейшему обучению малыша.

В 4 месяца ребенок длительно и активно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление с разной интонацией.

К 5-6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, д, м, н, ль и др. В его речи появляются первые слоги: па, ба, ма - лепет.

Ребенок 6-9 месяцев

Он уже так многое может, ваш малыш! В возрасте от 6 до 9 месяцев ребенок уже осознает речь взрослого. Меняется поведение малыша и его общение (на слово "до свидания" кроха помашет вам ручкой в ответ на ваш жест, выполнит по просьбе взрослого необходимые действия: "дай", "возьми", "покажи", "пей" и др.) Теперь свои действия с игрушками, общение со взрослыми и другими детьми малыш постоянно сопровождает лепетом.

На этом этапе речевые навыки малыша должны продолжать расти вместе с ним. Следите за тем, чтобы лепет ребенка не угасал, а плавно перерастал в новые слова, к которым прибавлялись бы новые слоги, сочетания гласных и согласных звуков, которые ребенок ранее не произносил. Пусть малыш чаще слышит от вас вопрос "где?", а в поисках объекта участвует вместе с вами, (например, у вас на руках) - так у него будет накапливаться пассивный словарь, необходимый для дальнейшего становления речи ребенка и его психического развития.

Ребенок 9-12 месяцев

Этот период связан с тем, что ребенок начинает самостоятельно стоять, а затем и ходить.

С 9, 10 до 12 месяцев малыш овладевает навыком речевого подражания, в ответ на вашу речь произносит слоги и простые слова, которые не говорил ранее. Это значит, что взрослый, а особенно мать, которая постоянно общается с ребенком, может учить его повторять за собой первые простые слова, состоящие из одного-двух прямых слогов. Например, можно показать ребенку куклу и попросить его повторить за вами: "ля-ля", "топ-топ". Чем эмоциональнее и чаще вы повторяете желаемые слова, сопровождая их показом и действием, тем малыш быстрее их запомнит. Слова должны быть простыми и понятными ребенку. Читайте малышу стихи, потешки, первые сказки, пойте песенки и считалочки.

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни Катя ноженькой.

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное покажись!

Радуйтесь тем словам, которые произносит ваш ребенок вслед за вами, усваивая опыт человечества, накопленный веками.

Помните, что задача родителей - подарить ребенку свободу самостоятельного общения с внешним миром.

От редакции

Вопросы родителям: Как вы думаете, если родители ребенка люди неразговорчивые, стоит ли им преодолевать собственные склонности ради того, чтобы разговаривать с грудным младенцем?

Почему множество родителей переживают и тревожатся, если ребенок, в остальном соответствующий основным возрастным показателям, говорит меньше, чем его сверстники?


Наталья Артуровна Матвеева, учитель-логопед,
детский сад № 203 г. Нижний Новгород

Обсуждение

У моей сестры сын начал в 6,5 говорить, у него неврология, что только не делали, пока массажистку хорошую не нашли ничего не помогло.

Сорри, промахнулась с предыдущим сообщением((((((((((

Света, посмотрите плз мою тему в ГВ http://www..aspx?cid=Breast&tid=49257
Есть смысл консультанта позвать? Сколько Ваш выезд стоит?

1. Думаю, стоит.
2. У меня дочка не разговаривала до 2-х лет вообще, потом до 2,5 - только 8-9 "лепетных" слов. Меня больше всего тревожило то, что она не могла мне объяснить свои желания, свое поведение и т.п. Было очень тяжело: что у нее болит - не знаю, что хочет - не понимаю... На психике ребенка это сказывается. Спасибо неврологу и психологу, которых мы нашли, мы все преодолели, в 3,5 года дочка говорила прекрасно и даже лучше сверстников.

Комментировать статью "Как говорить с младенцем"

🔹 В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения. Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию. 🔹 Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в...

«Сахарный ребенок» Ольга Громова Издательство «КомпасГид», 2014 От 10 лет О чем. «Сахарный ребенок» — подлинная история девочки Эли, которая в 5 лет вдруг оказалась дочерью врага народа. Ребенок, выросший в абсолютной любви, в благополучной семье со всеми прелестями интеллигентной московской жизни, в одночасье лишается всего и попадает с мамой в Киргизию, в лагерь для членов семей врагов народа. Сложные страницы советской истории конца 1930-х годов...

Тем родителям, которые любят утверждать, что "яйца курицу не учат" следовало бы подумать об этом вопросе с новой кординально другой точки зрения. Ведь современные дети совсем не такие как мы, их родители. Сегодня совсем маленький мальчик может научить папу вставлять диск в компъютер и зарегистрировать маму "в контакте". Новые технологии будто с рождения стали привычным делом для многих современных детей. Почему современные дети больше разбираются в новых технологиях и чувствуют гораздо...

Рассмотрим 5 развивающих игр для младенца. Развивающие игры помогают научить младенцев и детей ясельного возраста навыкам речи даже раньше, чем они теоретически способны заговорить. Позитивное взаимодействие, активное общение с родителями, повторение знакомой игры развивают различные полезные навыки и умения у твоего малыша. Итак, 5 развивающих игр для младенцев: 1. Игра для новорожденных, обучающая навыкам социального взаимодействия Прячься от ребенка, прикрываясь одеялом и...

Общение - это сложный процесс, суть которого заключается в том, что люди стремятся устанавливать и развивать контакты друг с другом. Общение не обязательно заключается в словах, оно может происходить и в полной тишине. Каждый из нас в своей семье общается не только с помощью слов или интонаций и намеков, но и с помощью взглядов, устоявшихся привычек, настроя и личного отношения к другому человеку. И все это может подразумевать за собой ничуть не меньше, чем обычные слова... Источник Общение с...

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, у кого детки возраста 2,8 лет (мы в янв 2011 рождены) уже хорошо разговаривают, т.е. строя предложения и выговаривая шипящие согласные, 2подряд согласные (СЛОН, например), букву Р? И как вам удалось прийти к таким результатам? Или просто хорошая генетика и далось без труда? Моя дочь повторяет простые слова типа ВАГОН, СОВА по просьбе, сама по инициативе - никак. И самое длинное наше предложение пока ДОМ БАБЫ АНИ ТУТ(идем на днях на консультацию к...

Обсуждение

У нас сын 2.4 родился в мае 2011. Начал хорошо говорить в 2 года. Говорит сложные предложения, называет все предметы. Не могу сказать однозначно генетика или занятия. Потому что первый сын тоже быстро заговорил в 1.8, но с обоими мы много играли. Например с младшим много пели и играли на синтезаторе. Вот здесь немного писала об этом - [ссылка-1]

Дочке 2,7. Разговаривает очень бегло и чисто. И начала говорить очень рано, еще до года. До этого старший сын заговорил предложениями в два года и имел неплохой запас словарный, но логопед умудрилась заподозрить у него зрр. Сейчас ему 6,9 и разговаривает отлично, нет никаких проблем. А вот средний сынуля (сейчас ему 4,6) до сих пор говорит не очень отчетливо и заговорил поздно, к трем годам, практически одновременно с младшей сестрой, а у них 2 года разницы! Ходили в периоде с 2 до 3 лет к логопеду, проводили всевозможные тесты и сказали нам, чтобы мы отстали от ребенка, интеллектом он не обделен, мелкая моторика на хорошем уровне, заговорит в свое время. Заговорил, конечно, но еще работать и работать над его речью. Это все я написала к тому, что и правда все детки разные, даже в одной семье. Так что не переживайте, разговориться обязательно! Заниматься при этом с ребенком точно лишним не будет. Пальчиковая гимнастика, различные логопедические упражнения (если получится ребенка заинтересовать). Вы хоть слова говорите, мы вообще молчали и ни на какие занятия не соглашались:)

Дети привыкают, тем более речь не о младенце. Чтобы получить грамотную речь надо во-первых как минимум Ребенок должен говорить грамотно (склонять и тп) и четко к 5 годам. Ну сейчас все позже, пусть к 6. Все нужные части мозга созревают к этому возрасту.

Обсуждение

А почему вы говорите только о педиатре? Какая разница какой она квалификации если вопросами речи занимается логопед (а еще дефектолог, невролог при проблемах, плюс нужны консультации окулиста и лора).
Другой вопрос что родители скорее всего пошлют и будут правы:) Всем не объяснишь.
А исправить речь пока родители не захотят будет уже сложно. Имхо. Дети привыкают, тем более речь не о младенце. Чтобы получить грамотную речь надо во-первых как минимум проконсультироваться со специалистами и понимать что делать. Во-вторых постоянно напоминать и исправлять ребенка. Но второе обычно возможно после хотя бы нескольких занятий с логопедом, когда ребенок понимает что хотят.

Это такой тонкий момент. Если сказать, что с ребенком что-то не так или отправить к врачу, родители скорей всего воспримут в штыки. Собственно, они так и делают. Не потому, что не видят проблемы, они ее видят, но не желают признавать. Потому как вдруг это что-то серьезное...
Что бы я делала - убеждала бы в том, что это не ПРОБЛЕМА, а обычное житейское дело, проблемы с речью у нормальных здоровых детей бывают часто, с логопедом занимается каждый первый, специально обученный человек за полгода-год выправит все до нормы и ребенок будет болтать как Тина Канделаки и дразнить тех, кого родители к логопеду не отвели. Приводила бы примеры из жизни:) К тому же логопед - это не врач.
Главное, чтобы они дошли до логопеда и начали заниматься со специалистом.

Скажите, всегда ли вас слушаются дети? Удается ли вам сохранять самообладание, если маленький человечек превратился в бунтаря? Я уверена, что у каждого из вас были или есть такие категоричные ситуации. И дело не в том, что у нас плохой ребенок или мы - плохие родители. Просто у всех нас есть свои чувства, и у больших и у маленьких, просто бывает нет настроения, а у малыша просто очередной возрастной кризис. Совсем недавно мне посчастливилось пройти очень нужный для каждого родителя тренинг Е...

Я честно говоря вообще не помню, чтобы кто-то сильно лез в мою жизнь и в жизнь моего мужа тоже (с его слов). Родители работали, дети учились. Так же общались. Так же иногда вместе проводили выходные, иногда дети - с друзьями.

Обсуждение

Если сын "сильнее и проворнее меня", то никак.
Я такого представить не могу (моему 17, рост 192, но не могу представить что если я что то отбираю силой, он силой не отдаёт)

Меня насторожило "таблетку от головы просит". Сначала, ИМХО, нужно с этим вопрос решить. Очень многие вещи обусловлены состоянием физиологическим, к сожалению. К врачу сводить, потом режим наладить, потом, может, лекарства попить. И только потом уже требовать каких-то усилий, но уже строго. Я на полном серьезе. И сделать так, чтобы в 23.00 был в кровати. Вот на этом я бы сосредоточилась в первую очередь (впрочем, я так и сделала в свое время, проблемы все полностью не ушли, но жизнь это облегчило хоть немного, тем более что у меня астеничный, тощий и бледный ребенок, и если у Вас такой же, то им без режима вообще никак).

Часто слышу, что с подростком невозможно договориться: не слушает, от советов отмахивается, а то и грубит… Но ведь можно договориться, можно! Просто надо настроить ребёнка на разговор. Ну, отвык он, или считает, что вы его не поймёте, что вам его мысли неинтересны; а если расспрашиваете – так только затем, чтобы придраться и/или дать наставления. Так как же поговорить по душам, если ребёнок разговаривать не желает? Для начала стоит попробовать поймать подходящий момент. Бывают моменты, когда...

Это вопрос, который волнует всех родителей. Ребёнок, появившись на свет, не обладает врождённым знанием законов языка, на котором будет говорить. В определённый период своего развития он усваивает нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. У младенцев и детей раннего возраста речь ещё не является ведущим средством общения, однако она стремительно развивается. На протяжении первого года жизни последовательно сменяется несколько стадий в звуковом развитии младенца...

Время идет, а малыш молчит или в лучшем случае «бормочет» что-то на ему одному понятном языке, почему? Однозначно ответить на этот вопрос непросто, причинами могут быть неблагоприятная экология, неважное здоровье мамы во время беременности, несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы, неврологические заболевания самого ребенка, проблемы со слухом... А может, вашему малышу не хватает общения. Разговариваете ли вы с ним, комментируете ли вы свои и его действия, обсуждаете ли все...

Он очень добрый по характеру, детишки его любят, и он с ними при необходимости ладит, но сам никакой тяги не испытывает к общению, не говоря уж о неизбежных бытовых трудностях... Он сам еще как большой ребенок, может, подсознательно конкурента боиться...

Обсуждение

Мой тоже долго не соглашался на усыновление,боялся наследственности и т.д..Я не вылезала с сайтов,посвященных усыновлению.Показывала ему фотки деток,но он как то вяло на все реагировал...угу и все.Я уже отчаялась,со слезами на глазах просматривала ФБД,ходила к мощам святой Матроны(просила о помощи).А потом неожиданно муж сам предложил усыновление.Недавно сдали все доки и рассказали об этом его матери,которая нас одобрила...теперь у мужа вообще все сомнения развеялись.Удачи вам!Согласится и ваш муж,вода камень точит

После полугодового ненавязчегого разговора об усыновлении, муж так и продолжал игнорировать эту тему. Потом был месяц-полтора период очень ожесточенной атаки мужа с целью “уговорить”, заставить быстренько “дозреть” и вообще тупо “заставить” согласиться с моим единственно верным мнением, что ребенок нам просто необходим и уже нет времени дозревать, нет веры во врачей…. Ничего нет, кроме желания иметь ребенка… Муж оставался со своим “я против чужого”.
Потом - с моей стороны просто просьба написать согласие на усыновление и разбежаться, попозже официально развестись. Муж согласился на предложенное… с боем…
Итог – любимый папочкин сыночек с нами почти 8 месяцев. Папа и не пытался от нас сбегать. Мы его приворожили. Через пару недель планируется усыновление мужем нашего сына. А через пару лет пойдём за дочей… туда же…
Ничего не советую… Самой было страшно – вдруг и правда уйдёт… Но я не могла иначе…
PS На момент усыновления в браке 10 лет, мне почти 30.

логопеду,а который по голове специализируется.Та подскажет как заниматься лучше.И мне кажется надо больше с ребенком говорить.Другое дело что когда родители работают,это проблематично-много говорить с ребенком на разные темы.Поэтому лучше к дефектологу...

Дочке 6.2 во вторник поставили металлические платинки расширяющие челюсти. Дочка очень переживает, что с пластинами трудно говорить, чтобы было понятно всем, трудно кушать и т.д. Плюс детишки в саду смеются. В общем переживает ребенок.

Обсуждение

У моей дочери были пластины, носили 1,5 года. Снимала во время еды, каждый вечер перед сном чистила зубы+ отдельно чистила пластинки, утром так же. (все как врач велел). Но до идеального состояния зубы не довели, впрочем, нам это с самого начала сказали, что потом придется носить брекеты. Так и вышло, когда появился клык, стало ясно, что нужны брекеты, вот сейчас их донашивает. Дикция во время ношения пластинок была всегда плохая, с брекетами другое дело, на дикцию не влияют, но у нас обычные, не лингвальные.

Главное что бы ребенок разделял носителей языка, тогда проблем не возникнет. Т.е. мама носитель одного языка, папа другого,няня третьего. В идеале и взрослые должны общаться по этой же схеме. С мамой,например на русском,с папой на английском и т.д.

Всё во многм зависит от ребёнка. Мои дети три-язычны (японский, русский, английский). Старший (ему будет в этом месяце 7 лет) говорил простыми словами на японском лет до 3-х. По-русски только понимал, чаще отвечал на японском. Я к нему обращалась только по-русски. К 5-ти годам вышел русский (но как-то скромно). На некоторое время (на год) отложили занятия на русском и японском, и делали упор только на английский (пошёл в международную школу). Русский и японский оставили только на бытовом уровне. Занимался с репетитором по-английски. Я иногда (2 раза в неделю) читала ему книги на русском. На данный момент читает на английском, пользуется словарём. От услуг репетитора отказались. Читает на японском (не иероглифы, а тексты его сверстников). Понимание японского гораздо скромнее, чем у его сверстников. Но он с японскими ребятишками не общается уже года 4.

Дочь хорошо говорила к 2-ум годам по-японски. В это время уехали на 2 мес в Россию, и там она хорошо заговорила по-русски. Вернувшись в Японию, через полгода стала говорить по-русски только простыми предложениями. Сейчас отходила год в английский садик. Английский нормализовался, японский постепенно уходит в пассив. Но я не теряю надежды, что всё нормализуется годам к 7-ми:)

Мамы детей -аутистов подскажите, во-сколько лет аутисты начинают говорить? Как их разговорить? Ребенок начал говорить и перестал есть нормально. Я сразу это не просекла, теперь пока никак. 22.01.2003 17:26:39, ЛяМур.

Обсуждение

И еще хочу сказать, что самый тяжелый период моей депрессии по поводу ребенка приходился как раз на возраст 2-4 года, то есть где-то в 3 был самый пик, правда кто его знает что еще впереди:).
Но тем не менее, удачи вам и терпения, очень много терпения. Все будет хорошо, если стараться чтобы все было хорошо.

Обсуждение

Я слышала, что ребенок сам выбирает время когда ему заговорить Это зависит в основном от характера ребенка и от наследственности. А что бы помочь нужно просто разговаривать с ним почаще, вслух коментировать свои действия (только говорить не быстро и членораздельно), читать книжки. Да вы по моему и так это делаете. Так, что набирайтесь терпения.

Оправдание, которое слышишь от мам и пап: «Я не знаю, о чём говорить с маленькими детьми», «Понятия не имею, как общаться с малышом. Вот когда он подрастёт».

Давайте посмотрим, действительно ли сложно придумать, о чём говорить с ребёнком до трёх лет, и как взрослым общаться с новорождённым.

Общение с новорождённым ребёнком

Наблюдая за взаимодействием мамы с младенцем, можно заметить, как меняется её манера говорить: тембр, скорость, интонация. Учёные употребляют термин «родительский/материнский язык» (parentese/motherese language). Его отличительные черты:

  • голос звучит чуть громче;
  • интонация чуть выше обычной, медленнее и мелодичнее;
  • гласные растянуты;
  • слова повторяются;
  • речь направлена на ребёнка и стимулирует его слух.

При этом не нужно путать такую манеру говорить с сюсюканьем, которое не развивает речь, потому что в реальности мы не общаемся так ни со взрослыми, ни с подросшими детьми.

Так о чём же говорить с новорождённым? И будет ли разговор с младенцем отличаться в зависимости от того, кто к нему обращается: мама, папа, бабушка?

Для грудничка не имеет значения, о чём вы говорите. Важнее ваш голос, интонации, улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему. При этом он в буквальном смысле смотрит вам в рот, проделывая колоссальную работу - имитируя ваши движения, овладевает речевым аппаратом.

Первый год взрослым придётся превратиться в «интерактивное радио»: радио потому, что чем больше говорят с малышом, тем больше способствуют его развитию и установлению доверительных отношений с ним, а интерактивное потому, что младенец не просто пассивный слушатель. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он замирает или, наоборот, начинает активно сучить ручками-ножками, улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор!

Как общаться с младенцем

  1. Вспомните про песню акына: что вижу, то и говорю. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг:
  • «Сейчас надену Катюше штанишки: на правую ножку, на левую ножку».
  • «Чьи это такие красивые глазки?»
  • «За окошком солнышко и зелёные листочки на деревьях».

Называя части тела и одновременно дотрагиваясь до них, вы формируете у ребёнка схему тела, что является важнейшим условием развития его внутреннего «я». Это универсальный способ, который могут использовать все члены семьи.

  1. Если память вас не подводит, пойте по-настоящему.

Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека - лучший на свете!

  1. Если вы описали уже всё в пределах видимости, действуйте как Винни-Пух: говорите о том, что приходит на ум, или просто издавайте звуки или звукосочетания на какую-нибудь мелодию.

Этот способ отлично подойдёт мужчинам, если они с трудом подбирают слова и фразы, которые нужно говорить ребёнку. Зато у них отлично получается издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр (и сочинять те самые «шумелки, пыхтелки, сопелки»).

  1. Первые полгода взрослому особенно важно быть «зеркалом» для малыша.

Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»). Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо. Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения.

  1. Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия.

От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

  • «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» - перед сном.
  • «Водичка, водичка, умой наше личико…» - при купании.
  • «Сорока-ворона кашку варила…» - во время еды.
  • «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки - хватунюшки…» - делая массаж.

Наверняка первыми на ум придут те, что когда-то пели и рассказывали вам в детстве. Большинство из нас сразу вспомнит «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая». Но не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто.

Исчерпав свой запас, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке». Или подбирать рифму к разным формам имени: «Катерина-балерина, Катюшка-девчушка». Главное, чтобы рифмы были необидными!

Кстати, об имени и обращении. Это ещё одна неисчерпаемая тема для разговора. Называйте кроху по имени, используя как можно больше ласкательно-уменьшительных имён и прозвищ, и вы услышите, сколько нежности появится в вашем голосе, и увидите, как расслабляюще это подействует на малыша.

  1. Читайте вслух любые книги, которые вам в данный момент по душе: прозу, научно-популярные издания, энциклопедии.

Делайте это во время кормления или, если получается, когда укладываете ребёночка спать - для каждого родителя подходящий момент будет свой.

  1. Если понимаете, что впереди долгий процесс укладывания и пытаетесь придумать, что говорить при укачивании ребёнка, попробуйте роль сказителя историй: Гомера или Арины Родионовны.

Необязательно это должны быть сказки! Рассказывайте малышу, как познакомились мама с папой, как он появился на свет, о его братьях-сёстрах, о том, что случилось за сегодняшний день или случится завтра. Главное, делать это монотонно, убаюкивающим голосом.

По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными. Большинство детей любит, когда им читают наизусть стихи, поют песенки и рассказывают истории (особенно о них самих), так что это всё можно и нужно продолжать делать всем взрослым в присутствии малыша. Но, безусловно, репертуар тем будет расти по мере взросления.

О чём говорить с ребёнком от 1 до 2 лет

Около года ребёнок осваивает первые слова - начинается лавинообразный рост лексикона. Зачастую это сложный период для родителей и детей: малыши очень хотят выразить свои мысли и чувства, но пока не в полной мере владеют речью. Поэтому взрослому важно быть внимательным и тактичным:

  • не смеяться и не передразнивать,
  • следить за своей речью: кроха будет активно копировать всё, что тот говорит.

В полтора года в норме появляются предложения из двух слов: «Мама, дай», а в два происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори. Главный вопрос здесь: «Что?». Даже если маленький человек ещё не заговорил, он будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность. Задача родителей - удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха. Для этого взрослый может:

  • Продолжать называть предметы и события вокруг. Только теперь необходимо давать ребёнку возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением.
  • Задавать вопросы и дожидаться реакции малыша, даже если это будет простой кивок головой.
  • Как можно больше читать, рассматривать картинки (например, в виммельбухах) и обсуждать увиденное и прочитанное.
  • Петь песенки и выбирать те, которые особенно нравятся.

О чём говорить с ребёнком 2–3 лет

В 2–3 года дети осознают себя как отдельную личность - ярко проявляется позиция «Я сам!». Эту особенность и нужно использовать: говорите о самом ребёнке! Рассматривайте фотографии, делайте из них небольшие книжечки: «Мой день», «На прогулке», «Моя семья». Такая книжечка поможет папе или бабушке начать разговор и найти контакт с малышом. Это также прекрасный ответ на вопрос: «О чём говорить с ребёнком на ночь?» Вспомните прошедший день или сочините историю, где он будет главным героем.

В этом возрасте дети делают первые попытки обозначать свои чувства. Важно показывать им пример и давать возможность для этого. Делитесь с ними своими переживаниями, обозначайте их чувства и спрашивайте об эмоциях. Если двухлетка ещё плохо говорит, можно формулировать общий вопрос, чтобы он мог ответить «да» или «нет», либо вопрос, который предполагает конкретный ответ:

  • «Я радуюсь / печалюсь / сержусь, потому что…»
  • «Я вижу, ты расстроился, так?»
  • «Смотри, выглянуло солнце и у меня сразу же поднялось настроение! А у тебя хорошее настроение? Отчего тебе становится весело / грустно».

К трём годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. С трёхлетками можно играть в языковые игры. Но об этом мы поговорим в нашей следующей статье.

Какие этапы развития речи или трудности вам хотелось бы обсудить подробнее? Напишите нам!

Итак, история из США. Одинокий папа ищет поддержки в интернете: он уговорил свою девушку, которая хотела сделать аборт, родить. Она родила и отдала ему ребёнка на воспитание. Полностью. Алиментов платит даже больше, чем судья сказал. Ребёнком не интересуется и совершенно на него не претендует. Все счастливы? Нет! Папа, который теперь полностью отвечает за сына, иногда злится на... на сына же! Маму обзывает «пустым местом». Ребёнку, кстати, сегодня 18 месяцев. Папа жалуется на то, что он родитель-одиночка и маме нет до них никакого дела! Алименты при этом он регулярно получает, за свидания с сыном не судится - ну чего ещё человеку надо? Ведь он так хотел этого мальчика, не понимаю.

PS все крики из серии: она ещё пожалеет!!! - считаю непродуктивными. Не факт. А вот его позиция, конечно, насмешила. Наслаждайся, парень. И помни, что ты счастливчик, потому что тебе платят алиментов даже больше, чем присудили.
Дальше перевод статьи.

«Его бывшая хотела сделать аборт, он не позволил бы ей, и, как только ребенок родился, она согласилась предоставить ему полную опеку и при этом выплачивать алименты. При этом этот папа нет-нет да жалуется в интернете на ту маму, «мертвой мамой». Круто чувак.

«У нас не было серьезных отношений, когда она забеременела. Она никогда не встречала нашего сына. Даже сразу после рождения у нее не было желания его видеть. Мы пошли в суд, и теперь у меня 100% юридическая и физическая опека над ребёнком. Ее имя указано в его свидетельстве о рождении, но она не имеет права опекунства и не имеет права посещать его или принимать решения, например, связанные с его здоровьем или образованием. Так она и не хотела ничего этого. Ежемесячно она выплачивает 125% от судебных распоряжений на содержание ребенка. Она говорит, что если я когда-нибудь женюсь на том, кто захочет усыновить нашего сына, она будет не против усыновления, но до тех пор пока этого не случилось, согласится, будет платить мне на его содержание.
Я воспитываю нашего сына самостоятельно. Сейчас ему 18 месяцев, и он никогда не встречал ее, и у меня даже нет ее фотографий. Я выгорел изнутри и ненавижу быть родителем-одиночкой. Я люблю моего сына, но при этом я обижаюсь на него. Моя семья, конечно, пытается помочь, когда они могут, но большую часть времени я делаю все сам. Я никогда не причиню моему мальчику боль и не буду игнорировать его, но я все время изнурен. Я пытался пойти в суд ещё раз, чтобы нам присудили раздельную опеку над сыном, но она опять сказала, что хотела сделать аборт, а я нет, опять дала понять, что никогда не будет его воспитывать. Судья сказал, что он не может заставить ее ухаживать за ним. Я не видел ее почти год, и в последний раз слышал о ней только то, что она пытается избавиться от растяжек на животе при помощи лазера и проводит много времени в тренажёрном зале. Знаю, что она сказала своим друзьям и семье, что она донор яйцеклетки, а не мать. У неё нет чувств, и суд ничего не сделает, что означает, что я так и буду одиноким родителем. Есть ли здесь какие-либо средства правовой защиты для меня?»

311

Евдокия

Его называли тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Он вешал декабристов, притеснял поляков, порол крестьян и солдат, губил поэтов. Любой радикальный общественный деятель XIX века писал о нём так, словно этот царь лично задушил его талант. Агенты вездесущего Третьего жандармского отделения следили за каждым.

Его усилиями в Европе, раздираемой либеральными революциями, поддерживался мир. Он остановил насилие османских и персидских властей над подвластными им христианами. При нём были распаханы миллионы десятин ранее дикой степи, в четыре раза увеличилось промышленное производство. Его стараниями русский язык был возращён в обиход образованного класса, спасены уцелевшие памятники древнерусской культуры.

Он – Российский Император Николай I Павлович

Ещё один взгляд на историческую личность и на правление.

246

ГОСТЬ

Ребенок у меня в принципе хороший. А вот мы с мужем несдержанные. Еще и между собой проблемы есть. Дочь впечатлительная, все на ней отражается. Худшее началось в 3 года после новости о том, что будет еще ребенок. Стала специально нарушать правила, орать, кривляться. Я ее наказывала (лишала чего-то, выбрасывала игрушку, даже шлепала - сейчас огребу). Но там были серьезные проступки - убегала и пряталась в людных местах (в Крыму отдыхали, много приезжих на машинах - страшно). Конечно, объясняла. Даже говорила, что ее съест чужой дядя или тетя. Дома начала копировать девочку (не знаю, может, у девочки диагноз по неврологии, видно, что не специально ведет себя так ужасно). А теперь мы уже больше 2 недель дома с малышом. И теперь еще хуже. Она нас бьет, провоцирует постоянно (по характеру еще провокатор), ищет негативного внимания... Понимаю, что тупик. Конечно, мы вырезаем, лепим, в лего играем, читаем (часто во время кормления брата) и т.п. Но ей нужен негатив. Раза 2-3 в день минимум. Еще и младший не очень спокойный. Орет так, что синеет и заходится. Т.е. не брать на руки не вариант. Из частного сада забрали в целях экономии и чтобы не насобирать болячек (нестабильная погода). Ясно, что всем нам нужен психолог. А еще что кто посоветует?

221

Аленушка

Здравствуй, форум!
Пишу чтобы выговориться.
Я заколебалась, просто нет больше сил! Ребёнок не вылазит из болячек, в сад ходит через пень колоду, все по очереди берут больничный, но даже в таких условиях мы не справляемчя, всем надо работать, больничный раз в месяц брать работа не позволяет
Жизнь превратилась в череду сплошных проьлем: как вылечить ребёнка, выполнить план на работе, найти кто посидит на больничном в это раз
Когда нибудь будет просвет? Сейчас все летит к чертям
Поддержите пожалуйста добрым словом, сил больше нет

180

Leka

Приветствую всех.
Озадачилась я выбором квартиры, может даже дома, если очень понравится размер участка и расположение, но ничего мне не нравится, что проходит по бюджету.
Стала смотреть статистику продаж квартир и понимаю, что народ торгуется и сбивает цену. За ту цену, что они купили и я не против приобрести квартиру, только не умею торговаться, бЯда.
Расскажите как у вас проходила покупка квартиры, может советы дадите, как цену сбить))

171

Общение с новорожденным ребенком это не только слова, но и выражение эмоций, определенное поведение. Мамы и папы могут общаться со своим новорожденным ребенком с помощью голоса, зрения, чувства осязания и обоняния. Новорожденные дети по своему могут сказать вам, что им нужно.

Многие родители после рождения ребенка не знают, как общаться с крохой. Некоторые мамы думают, что когда ребенок появится на свет, то они будут вместе жить в гармонии. Но это не совсем так, потому что новорожденный капризничает, плачет за ним нужно ухаживать, кормить, гулять и т. д.

Заключайте в объятия своего новорожденного

Обнимайте новорожденного чаще. Объятия хорошо влияют на развитие детской психики. Хорошее объятие сообщит ребенку, что он любимый и желанный в семье. Прижмите ребенка к телу, например, когда он находится на руках или в . Крепкие объятия помогут вашему ребенку почувствовать себя в безопасности. Отличным способом успокоить ребенка и показать ему вашу любовь и заботу - это .

Младенцы используют зрение и слух, чтобы изучать окружающий их мир. Чтобы сообщить ребенку - Я забочусь о тебе, вы можете:

  • Поддерживать зрительный контакт, пока ребенок не смотрит в сторону
  • Улыбаться когда смотрите на вашего ребенка
  • Использовать песенки для разговора с ним

Все это помогает новорожденному чувствовать себя защищенным.

Ребенок может распознать интонацию вашего голоса сказанного в мягком, нежном, резком, сердитом тоне. Но дети не могут изменить свое поведение, пока они не станут старше, так что любой гнев на ребенка будет неуместен.

Важно, что дети с самого раннего возраста развивают опыт отношений, они дают положительную оценку доброте людей. Положительное внимание и реакции, ответы от взрослых, детям помогают построить картину того, как их ценят на самом деле.

Плач – язык новорожденных

Плач - это универсальный язык новорожденных. Это способ сказать вам, что ему нужно. из-за грязной пеленки, недостатка внимания, голода, чувства дискомфорта, ветра или простой потребности в комфорте. Иногда в некоторых случаях дети плачут без всякой видимой причины.

Плач является основным способом общения новорожденного ребенка с родителями. Но иногда бывает трудно понять, что значит плач.

Ребенок разговаривает языком тела и мимикой лица

Так же, как и плачем, новорожденные общаются с помощью своего тела и выражения лица. Ребенок будет напрягаться, если ему неудобно на ваших руках. Дети могут даже сказать нам, когда они устали, если мы научились читать их сигналы.

Следующий язык тела может подсказать вам чего желает новорожденный:

  • Зевает, опускает веки, глаза сонные, сонно моргает - Я хочу спать
  • Открытым ртом говорит - Я голоден
  • Широко открытые глаза и активная подвижность - Я готов играть и учиться
  • Ребенок отвернулся или выгнул спину - Нет, спасибо

Эти физические сигналы раскрывают основные потребности новорожденного.

Чувства и эмоции

Младенцы эмоциональные существа с самого рождения. Мы знаем, что младенцы реагируют на эмоциональные выражения, например, большой улыбкой на лице. Сейчас многие ученые считают, что в течение первых трех месяцев жизни дети могут выражать 5 основных эмоций - радость, интерес, гнев, печаль и отвращение.

Детям нравится гулить и лепетать

Когда дети растут, они начинают произносить больше звуков. Детишки улыбаются, размахивают руками и ногами. Им нравится беседовать с родителями. Если вы будете слушать и отвечать на , он будет лепетать для вас с удовольствием.

Осмотр окружающего

Рассматривание окружающего является одним из основных источников информации об окружающем мире вокруг новорожденного. Это означает, что дети проводят большую часть своего времени бодрствования рассматриванием окружающих их вещей.

Находясь в материнской утробе в статусе плода ребенок ощущает стук материнского сердца, слышит ее голос. Уже в это время зарождается начало будущего тесного контакта между близкими людьми. При рождении младенец, конечно, не может говорить. Но отсутствие речевых навыков не мешает общаться со взрослыми. Невербальное общение протекает несколькими путями между новорожденным и матерью, причем оба участника: ребенок и родитель взаимодействую без использования слов или речь исходит со стороны мамы или папы. Узнавая о способах такого общения, ребенок и мама укрепят связь, которая необходима для развития речи крохи, полноценного психоэмоционального развития. Поэтому так важно знать родителям как правильно разговаривать с грудничком.

В период 4–6 недель ребенок способен выделять взрослого и быстро овладевает эффективными методами общения и готовность и желание взаимодействовать со взрослыми выражают активно. Младенец расширяет глаза, приподнимает брови и сосредотачивается на лице матери.

Если женщина беседует с крохой, малыш способен установить зрительный контакт, «поговорить без слов» концентрируясь на маме. На лице появляется улыбка, выражающая эмоции ребенка, усиливается двигательная активность. Ярко выражается вокализация. Развитие этих особенностей свидетельствуют о формировании «комплекса оживления» - совокупности признаков, которые указывают на проявление удовольствия в ответ на воздействия взрослых и средством общения с ними.

Единственная цель такого контактирования со стороны ребенка - выражение отношения к взрослому. Однако, разговор несёт и другое более глобальное значение для психического и речевого развития малыша:

  • Формирование стойкой привязанности между мамой и малышом.
  • Становление самоощущения ребенка, зарождение осознанности уникальности личности, которое выражается отношением к нему взрослого человека.
  • Начало формирования уверенности в себе.

Невербальное общение

Нежные прикосновения и массаж станут эффективным средством коммуникации по данным детского массажиста Элейн Фогель Шнайдер. С помощью длительного и медленного поглаживания кожи новорожденного возможно усилить связь между младенцем и мамой. Кроме того, при проведении процедуры стимулируется кровообращение, ребенок расслабляется.

Возникшая крепкая связь между мамой и младенцем позволяет женщине лучше понимать новорожденного, с готовностью откликаться на невербальные сигналы. Грудничок также заинтересован в налаживании такого взаимодействия: связь дарит малышу чувство защищённости, уверенности и доверия к маме.

Внимательно наблюдая за сигналами, мама может взаимодействовать с грудничком. Изначально кроха узнает её по запаху, звуку голоса. Когда же новорожденный распознает маму и положительно реагирует, можно спокойно установить зрительный контакт с ребенком улыбаясь. При грудном вскармливании ребенок получает дополнительную связь с мамой посредством телесного контакта. Даже кормление в ответ на плачь при чувстве голода, обращает отношения к стабильности и доверительности. Последовательный и регулярный ответ на призыв заверяет малыша, что мама будет рядом, чтобы заботиться о нём, защищать.

Нервная система новорожденного незрела и ранима. Младенец легко перевозбуждается и утомляется даже при непродолжительном контакта. Поэтому общение с новорожденным должно быть дозировано, чтобы не допустить эмоциональной перегрузки. Когда такое явление происходит возможна негативная реакция: ребенок включает сигналы разъединения: плачет, отвлекается, не захочет общаться в будущем.

Как правильно разговаривать с новорожденным

Общение с новорожденным – нестандартное общение, которым владеют не все взрослые. Серьёзному взрослому так тяжело говорить о незначительных событиях. Но малышу необходим словесный контакт, поэтому мамочке так важно овладеть такому искусству.

Традиционное «сюсюканье» имеет недооцененное значение. Растягивание гласных звуков, повторение ласковых и нежных слов, сопровождающееся поглаживаниями, выразительной мимикой, улыбкой крайне необходимы малышу первого полугодия жизни. Это важно для оценки малышом материнского отношения к его персоне.

Искусство говорить с малышом получило название «бэби-ток»

В минуты общения мама сосредоточена на личности крохи и не видит себя со стороны. При этом жесты рождаются сами и выражают искреннюю любовь к малышу. Поэтому «сюсюканье» имеет одну из самых значительных ролей – проявление любви, ощущение которой так необходимо малышу.

Мама разговаривает во время любых бытовых моментов: при кормлении, одевании, купании, на прогулке. Женщина комментирует любые действия: «открываем кран и капает водичка», «чайник свистит». При этом обращаем внимание на незначительные для детали: кроху может заинтересовать рисунок на чашке или обоях, пробегающий котенок, птица и т.д.

Важно реагировать на движения малыша, звуки или взгляды. Чувствительность матери к таким жестам и звукам дает возможность почувствовать самого себя, убедиться что его видят, слышат, замечают.

Профессор Степанов в книге «Общение с новорожденным как с миром» подчеркивает, что ребенок благодаря своей иррациональности, интуитивности, доверяя чувствам острее воспринимает мир и познаёт его. Именно поэтому с младенцем разговаривают не головой, а сердцем – подчеркивает автор.

При этом изобретательность мамы безгранична. Используются как традиционные «народные» стишки и прибаутки, так и изобретенные на ходу словосочетания.

После 6 месяцев роль взрослого изменяется в глазах малыша. Это период возникновения «деловых» отношений между мамой и малышом. Конечно, кроха все так же нуждается в общении, ласке. Однако, кроха в большей степени проявляет интерес к игровой деятельности: предметному и подвижному взаимодействию. Это период совместной деятельности взрослого и малыша, который не менее важен для полноценного развития и социализации.