Open Library - открытая библиотека учебной информации. Курсовая работа: Сенсорное развитие детей раннего возраста

Развитие восприятие в раннем возрасте. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов.

Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л.С. Выготского, «… все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия… ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». Несмотря на то, что к концу младенческого возраста у ребенка складываются перцептивные образы и он легко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным.

Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он и познает различные предметы. Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зрительные образы.

Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, но это вовсе не значит, что ребенок не различает цвета, т.к. цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавания.

Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твердость, местоположение и пр. Уже в конце младенчества дети начинают совершать действия с двумя предметами – нанизывают, ставят одно на другое, складывают и пр. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов – не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается их расположить в определенном порядке.

Соотносящие действия, которые начинают усваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия.

Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве (например, чтобы сложить пирамидку нужно учитывать соотношение колец по величине и т.д.). Эти действия должны регулироваться и направляться тем результатом, который нужно получить – готовую пирамидку. Но ребенок еще не может представить готовый результат и подчинять ему свои действия.

Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия могут выполняться разными способами, в зависимости от того, как учит взрослый. Если ребенок подражает взрослому, он может получить результат только в присутствии и при непосредственном показе взрослого. Поэтому важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в необходимом порядке.

Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой – втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробованию разных частей, пока не найдет нужную деталь (автодидактические или самообучающие игрушки). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получает нужный результат. От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов.

Формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойства одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. Эта способность проявляется в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке – он подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. В 2-2,5 года для ребенка становится доступным зрительный подбор по образцу, когда из двух предметов разной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой образец.

Зрительный выбор по образцу – гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или примеривание. Дети сначала выбирают предметы одинаковые по форме, потом по величине и лишь потом – по цвету.

Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные свойства. Дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать по образцу, если им предлагают не два, а несколько предметов или если предметы имеют сложную форму и состоят из многих частей. Восприятие в раннем возрасте тесно связано с предметными действиями.

Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и не точным. Ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Например, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любыми карандашами, хотя уже умеет различать основные цвета.

На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения – это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них (треугольные предметы – «как домик», круглые предметы - «как мячик»). Все это говорит о том, что у ребенка уже существуют представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами.

Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

Развитие мышления в раннем возрасте Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями - например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревочке). В раннем возрасте он уже связывает между собой предметы, которые объективно и зрительно разъединены он связывает и соединяет их в своих практических действиях. Это уже знакомые нам соотносящие и орудийные действия.

Само по себе их усвоение не требует особой самостоятельной работы мышления – взрослые дают образцы нужных действий и показывают способы использования орудий. Но в процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует установлению таких связей в новых условиях при самостоятельном решении практических задач.

Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в раз витии мышления. Сначала установление таких связей происходит путем практических проб. Он пробует разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб случайно получает эффект. Например, невзначай нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю и.др. Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным.

Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Внешние, практические, ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления.

Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных внутренних форм мышления. Конечно, это опыт неотрефлексирован, не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конкретного действия, но важно, что предметы выступают здесь не со стороны своих практически-потребительских функций, а со стороны своих абстрактных, общих свойств, вычленения существенных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок.

Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.

Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ребенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб. Например, употребив палку для доставания какого-либо предмета, лежащего на высокой полке, ребенок догадывается применить ее для того, чтобы достать мячик, закатившийся под диван.

В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме, или элементарная форма внутреннего действия, где ребенок манипулирует не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образцами, называют наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг решения задач.

Задачи более сложные малыш решить не может, или решает их в наглядно-действенном плане. Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает развитие обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Развитие познавательной сферы детей 5-7 лет

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации.. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, то есть восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер - ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л. С. Выготского, «...все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия... ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия развития. Рассмотрим основные особенности развития восприятия в раннем возрасте.

Несмотря на то что к концу младенческого возраста у ребенка складываются перцептивные образы и он легко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он и опознает различные предметы.

Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зрительные образы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета. Он ориентируется только на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребенок не различает цвета. Напомним, что различение и предпочтение определенных цветов есть уже в первые месяцы жизни. Однако цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание.

Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов - их форму, величину, твердость, местоположение и пр. Уже в конце младенчества дети начинают совершать действия с двумя предметами - нанизывают, ставят одно на другое, складывают и пр. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов - не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается расположить их в определенном порядке. Соотносящие действия, которые начинают усваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрешки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определенном порядке - сначала собрать самую маленькую, а потом вложить ее в большую.

Эти действия должны регулироваться и направляться тем результатом, который нужно получить, - готовой пирамидкой или матрешкой. Но ребенок еще не может представить готовый результат и подчинять ему свои действия. Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение/Соотносящие действия могут выполняться разными способами, в зависимости от того, как учит им взрослый. Если ребенок просто подражает взрослому, то есть выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в присутствии и при непосредственном показе взрослого. Поэтому важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в нужном порядке. Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой - втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробыванию разных частей, пока не найдет нужную деталь. Здесь сами игрушки как бы подсказывают, какая деталь подходит, поэтому их называют авто- дидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получает нужный результат.

От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. Эта способность проявляется в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке - он подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

В 2-2,5 года для ребенка становится доступным зрительный подбор по образцу, когда из двух предметов различной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец. Следует подчеркнуть, что зрительный выбор по образцу - гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или примеривание. Причем сначала дети выбирают предметы, одинаковые по форме, затем по величине и лишь потом - по цвету. Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь позже переносятся на другие, менее существенные свойства. Показательно, что дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать по образцу, если им предлагают не два, а несколько предметов или если предметы имеют сложную форму и состоят из многих частей.

Восприятие на всем протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным. Более того, ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Так, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любыми карандашами. Или, выполняя постройку по образцу, он берет кубики любого цвета, хотя уже умеет различать основные цвета.

На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения - это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Например, предметы треугольной формы ребенок определяет «как домик», а круглые предметы - «как мячик». Это говорит о том, что у ребенка уже существуют представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомлю с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также провожу работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов. Изолированное восприятие свойств предметов учит малышей выделять и дифференцировать их, а затем использовать эти знания в процессе занятий продуктивными видами деятельности, в повседневной жизни. Когда дети научатся воспринимать и различать отдельные свойства предметов, становится возможным изучение совокупности их свойств.

С такими явлениями, как свет и темнота , дети сталкиваются каждый день, но делают это неосознанно, принимая как данность. Специально обращая внимание детей на эти явления, обогащаю их восприятие новыми впечатлениями, расширяю представления об окружающем мире. Кроме того, веселые занятия и игры помогают малышам преодолеть страх перед темнотой. В зимнее время года, когда рано темнеет и поздно рассветает, с детьми играем в игры: “Пляшущие тени”, “Гуляем в темноте”, “День и ночь”, “Солнечный зайчик”, “Тени на стене”, “Свеча”, “Фонарик”и др.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его. Знакомство малышей с цветом начинаю с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, знакомлю их с белым, черным, оранжевым, и фиолетовым цветами.

Ознакомление детей с цветом провожу поэтапно:

  1. этап – различение цветов по принципу “такой – не такой”. На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, предлагаю ребенку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, называю их, не требуя от него повторения;
  2. этап – зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, показываю ребенку карточку определенного цвета и предлагаю найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания называю цвет;
  3. этап – закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.

Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе специально организованных занятий, в быту при рассматривании различных предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки и т.д.), при проведении дидактических игр. (“Цветная вода”, “Цветные кубики”, “Ниточки для шариков”, “Бегите ко мне!”, “Разложи по коробочкам”, “Разноцветные палочки”, “Построим башню”, “Наряжаем кукол”, “Четвертый лишний” и др.).

Форма – это внешнее очертание, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть простой или сложной, то есть состоящей из нескольких простых форм. Причем форма может быть как узнаваемой, близкой к эталону, так и оригинальной.

Сначала малышей знакомлю с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогаю им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы):показываю как обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усвоят эти формы, их знакомлю с треугольником, прямоугольником и овалом.

Ознакомление детей с формой провожу поэтапно:

  1. этап – практические действия. Для того, чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, использую специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (коробка с отверстиями разной формы и др.). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме (“такой – не такой”), не называя ее;
  2. этап – зрительное восприятие формы. На этом этапе знакомлю с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и запоминания их названий;
  3. этап – запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трех лет в дошкольном возрасте.

Знакомить детей с геометрическими формами и закреплять знания о них можно следующими способами: во-первых, используя специальные игрушки; во-вторых, рассматривая эталоны форм – плоские и объемные фигуры; в-третьих, рассматривая реальные предметы простой формы; в-четвертых, используя специальные дидактические игры (настольные, печатные, подвижные и др.). Например, “Разложи фигуры по местам!”, “Веселый поезд”, “Катится – не катится”, “Фигуры играют в прятки”, “Найди лишнюю фигуру”, “Найди такую же фигуру”, “Башни” и др..

Величина – это значимое свойство предметов (размер, объем, протяженность), измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объема и т.д. Признак величины является относительным при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается данный предмет. Один и тот же предмет в сравнении с другим предметом может казаться большим, и маленьким.

Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных занятий
– предлагаю сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине;
– сравниваю по величине предметы, одинаковые по цвету и форме;
– сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем добавляю третий объект – средний по величине;
– параметры величины обозначаю словами, не требуя от детей повторения. Для наглядности использую выразительные жесты. Сначала величину обозначаю при помощи слов такой – не такой, затем большой – маленький, а в последующем использую понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий.

Ознакомление детей с величиной провожу поэтапно:

  1. этап – практические действия. При знакомстве детей с величиной использую различные предметы (накрывать кастрюли крышками разной величины, складывать вещи в большой и маленький пакеты и т.п.) и специальные игрушки (вкладыши-башенки, пирамидки, матрешки и др.). действуя с такими предметами, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком;
  2. этап – зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз;
  3. этап – использование знаний о величине в различных ситуациях (на занятиях и в повседневной жизни). Этот этап выходит за рамки раннего возраста и продолжается в работе с дошкольниками.

Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами:
– сравнивая пары предметов практически – способом приложения;
– зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов;
– используя специальные дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши,);
– используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины (настольно-печатные, подвижные и др.). Например, “Спрячь в ладошке!”, “Накрой платком!”, “Две коробки”, “Вкладыши и башенки”, “Пирамидки”, “Две коробки”, “Где мое место”, “Два поезда” и др.

Обучение умению различать количество предметов в раннем возрасте включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много, поровну (столько же), ни одного.

Обучаю детей умению различать количество предметов с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно ввожу картинки с их изображением. Также малышей знакомлю с количеством различных материалов и жидкостей, которое определяется на глаз, приблизительно. Например, в одной куче много песка, а в другой мало, в одной банке много воды, она полная, а в другой нет воды, она пустая.

Знания детей о количестве предметов закрепляю не только в ходе специально организованных занятий, но и в повседневной жизни, в процессе режимных моментов. Так во время обеда сравниваем количество каши в кастрюле и в тарелке (много и мало), количество компота в стаканах, супа в тарелках. На прогулке наблюдаем за небом: много облаков, мало облаков, ни одного облачка; за листопадом: сначала на деревьях много листьев, потом становится меньше, потом ни одного. Можно попросить детей принести один карандаш, много карандашей; принести один лист бумаги или много листов и т.п. (“Зайцы и лиса”, “Песочница”, “Грибы на поляне”, “Собираем шишки”, “Наполни кувшин”, “Картинки”, “Песочница” и др.)

Пространство – это промежуток между объектами, свободное место, где что-нибудь можно поместить. Все объекты материального мира существуют в пространстве. Изучая окружающий мир, ребенок с младенчества практическим путем осваивает пространство вокруг себя, постепенно расширяя его. Изучение пространства и расположения объектов в нем в раннем возрасте происходит в ходе специальных игр и занятий. Объектами изучения являются знакомые помещения, территория детской площадки, различные предметы и их положение в пространстве (далеко – близко – рядом, сверху – снизу, спереди – сзади).

Изучаем пространство разнообразными доступными детям способами:
в ходе наблюдения, при манипуляции с предметами, в процессе занятий рисованием, аппликацией, при проведении дидактических игр “Тут и там”, “Вверх и вниз”, “Построй, как я”, “Где же мишка”, “Прячтесь в домик”, “Возьми в руку” и др.

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира. Сначала образы воспринимаемых предметов нечеткие, расплывчатые. Ребенок узнает знакомый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке, описать словами. Это происходит не потому, что малыш не умеет лепить, рисовать, и не потому, что недостаточно развита его речь. Он просто не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выделить его контур, части.

Формирование целостного образа воспринимаемого объекта провожу в следующей последовательности:
– узнавание и различение предметов. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания, которое развивается так спонтанно, так и в ходе специальных занятий. Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться узнавать знакомый предмет в новой ситуации, на рисунке, выделять его среди других предметов;
– восприятие предмета и выделение его частей. Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться воспринимать предмет любого ракурса; как совокупность отдельных частей; как один из похожих; воспринимать изображения незнакомых предметов.

В раннем возрасте учу детей, прежде всего, узнаванию и различению предметов.

При этом малышам предлагаю простые знакомые предметы, которые могут быть как целыми, так и разборными. Также учу детей воспринимать изображения предметов на картинке. Использую игры: “Найди свое место”, “Собери целое”, “Разрезные картинки”, “Собери кубики”, “Предметы и картинки”, “Собери картинку из кубиков”, “Собери картинку из пазлов” и др.

Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте. Организую такие игры – “Узнай по звуку”, “Веселый Петрушка”, “Кто позвал?”, “Кто там”, “Мишка и зайчик” и др.

Осязание – это ощущение давления, тепла, холода и прочего при прикосновении кожи к чему-либо. Осязание является одним из способов восприятия окружающего мира и осуществляется при помощи рецепторов, расположенных на коже.При помощи осязания можно воспринимать такие свойства предметов, как температура, фактура, плотность, форма, влажность и др.

В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решаю следующие задачи: развитие хватания, обучение целенаправленному ощупыванию, развитие чувствительности пальцев рук, знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.

Игры не требуют много времени, их можно проводить во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей: “Угадай, что в ящике”, “Ледяное царство”, “Помяли, пощипали!”, “Круглое и квадратное”, “Горячо – холодно”, “Прячем руки” и др.

Развитие обоняния и вкуса происходит спонтанным образом в ходе режимных моментов, в различных бытовых ситуациях.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Поэтому в работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым.

Этого можно добиться:

1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине;

2) организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учета определенного признака предмета. Кроме этого, следует помнить о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.

В раннем возрасте провожу специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Огромное значение для сенсорного развития в ДОУ имеет соответствующая развивающая среда. В процессе активных игровых действий с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком и водой, дети познают их свойства, осваивают обследовательские действия, находят сходство и различие предметов по свойствам. Играя с мозаикой и конструктором, дети овладевают умением выделять в предмете сразу два свойства: цвет и размер. Большой интерес у детей вызывает сенсорный уголок, в котором находится необходимый дидактический материал: матрешки, всевозможные вкладыши одинаковой и разной формы, кубы с отверстиями, разнообразные крупные мозаики, конструкторы, пирамидки различной формы, величины и размера, предметы для нанизывания, игры для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застежки, пристежки, мешочки на молниях и на липучках. Оборудован уголок с бросовым материалом, имеется дидактический столик.

Сенсорное развитие детей отслеживаю по карте нервно – психического развития. В начале года средний уровень составляет 90%, низкий уровень 10%. К концу учебного года наблюдается положительная динамика: высокий уровень составляет 60 %, средний уровень 40%.

Хотелось бы отметить, что вся работа ведется совместно с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, консультации, семинары, совместные занятии с детьми и родителями, выпускаются памятки, советы. Родители участвуют в изготовлении дидактических игр. В ДОУ выпускается газета “О детях для думающих взрослых”. В начале года выпуск газеты был посвящен сенсорному воспитанию.

Тема: “Курочка – рябушечка”.

Группа раннего возраста общеразвивающей направленности.

Цель: Обогатить сенсорный опыт детей, продолжать знакомить их с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику пальцев; учиться соотносить цвет и форму предмета (круглые, желтые цыплята), отображать в продуктивной деятельности знакомые предметы; формировать умение воспроизводить действия по показу взрослого; создавать условия для развития двигательной активности, используя игровые материалы.

Оборудование: чашечки с пшеном, салфетки, подкладные листы, силуэты цыплят, нестандартное физкультурное оборудование, сенсорная юбка.

Технические средства обучения: музыкальный центр, мультимедийное оборудование.

Дети стоят свободно вокруг воспитателя.

Аудиозапись: Чтение потешки “Курочка-тараторочка”

– Курочка – тараторочка
– По двору ходит,
– Хохолок раздувает,
– Малых деток потешает: “Ко-ко-ко”.

Слайд: Курица.

Воспитатель:

– Кто к нам в гости пришел?
– Какая она? (большая, красивая.)
– А что у курочки есть на голове? (красный гребешок, клюв, глаза.)
– А это что у курочки? (хвост, лапки.)
– А чем кормят курочку? (Пшено, зернышки.)

Аудиозапись: Кудахтанье курицы.

– Курочка кудахчет, дети вы не знаете, почему курочка так кричит? Давайте у нее спросим, она очень волнуется: потерялись ее цыплятки. Как же ей помочь?

Воспитатель:

– Давайте сделаем своих цыплят.

Аппликация “Цыплята”(из пшена)

Воспитатель:

– Смотрите, курочка перестала волноваться, она обрадовалась.

(Курочка рассматривает цыплят.)

– Ой, каких красивых вы сделали цыплят: желтых кругленьких.

Воспитатель:

– Из чего мы сделали цыплят? (Из пшена.)
– Какого цвета цыплята? (Желтые.)
– Какой формы Цыплята? (Круглые.)

Курочка начинает беспокойно кудахтать.

Воспитатель:

– Куда это она нас зовет? Наверное, погулять. Пойдемте вместе с ней, снимайте обувь, вставайте на дорожку.

Дорожка “Здоровья” .

– По камушкам, по палочкам,
– По травке шух – шух,
– По камушкам скок, скок.
– По лужам плюх-плюх.
– По дорожке топ-топ.

Д/И “Спрячь цыпленка в карман” (под аудиозапись “Цып-цып-цып мои цыплята”).

Игра “Вышла курочка гулять” по аккомпанемент и звуковое сопровождение музыкального руководителя (песенка “Вышла курочка гулять”).

– Вышла курочка гулять (воспитатель ходит).
– Свежей травки пощипать,
– А за ней ребятки (дети идут за воспитателем), желтые цыплятки.
– Ко-ко-ко, (грозят пальцем) не ходите далеко, лапками гребите, (топают ногой). Зернышки ищите.
– Съели толстого жука, (стучат пальцем об пол) земляного червяка,
– Выпили водицы (наклон вперед), полное корытце.
– Ко-ко-ко (воспитатель отходит от детей), не ходите далеко!

Воспитатель:

– Вот как мы погуляли, а теперь пора домой.

Воспитатель:

– Давайте курочке скажем, до свидания!

Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер - ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л.С. Выготского, «… все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия… ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия».

Несмотря на то, что к концу младенческого возраста у ребенка складываются перцептивные образы и он легко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он и познает различные предметы.

Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зрительные образы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, но это вовсе не значит, что ребенок не различает цвета, т.к. цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавания. Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов - их форму, величину, твердость, местоположение и пр. Уже в конце младенчества дети начинают совершать действия с двумя предметами - нанизывают, ставят одно на другое, складывают и пр. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов - не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается их расположить в определенном порядке. Соотносящие действия, которые начинают усваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве (например, чтобы сложить пирамидку нужно учитывать соотношение колец по величине и т.д.).

Эти действия должны регулироваться и направляться тем результатом, который нужно получить - готовую пирамидку. Но ребенок еще не может представить готовый результат и подчинять ему свои действия. Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия могут выполняться разными способами, в зависимости от того, как учит взрослый. Если ребенок подражает взрослому, он может получить результат только в присутствии и при непосредственном показе взрослого. Поэтому важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в необходимом порядке. Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой - втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробованию разных частей, пока не найдет нужную деталь (автодидактические или самообучающие игрушки). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получает нужный результат.

От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойства одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. Эта способность проявляется в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке - он подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

В 2-2,5 года для ребенка становится доступным зрительный подбор по образцу, когда из двух предметов разной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой образец. Зрительный выбор по образцу - гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или примеривание. Дети сначала выбирают предметы одинаковые по форме, потом по величине и лишь потом - по цвету. Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные свойства. Дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать по образцу, если им предлагают не два, а несколько предметов или если предметы имеют сложную форму и состоят из многих частей.

Восприятие в раннем возрасте тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и не точным. Ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Например, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любыми карандашами, хотя уже умеет различать основные цвета.

На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения - это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них (треугольные предметы - «как домик», круглые предметы - «как мячик»). Все это говорит о том, что у ребенка уже существуют представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

Восприятие мира детьми отличается от взрослого видения в первую очередь не отсутствием жизненного опыта, а необходимых навыков и знаний. Именно поэтому для их воспитания, развития и обучения необходимо использовать различные способы, которые помогут ориентироваться не только в материальной жизни, но и будут фокусироваться на художественно-эстетическом развитии.

В процессе обучения родители и педагоги должны учитывать особенности восприятия у детей формы, цвета, времени, музыки, что будет способствовать целостному развитию личности.

Особенности восприятия детьми цвета

В период раннего и младшего возраста, когда все внимание ребенка направлено на познание нового, интерес к краскам обусловлен в большей мере возможностью делать яркие цветовые пятна на листе бумаги. На начальном этапе и при знакомстве с художественными возможностями многие дети не связывают цвет ассоциативно с эмоциями и настроением. Еще до того, как ребенок сможет держать кисточку в руках, он делает свои первые рисунки пальцами или ладошками.

В это время необходимо с учетом особенностей восприятия у детей цвета обращать внимание ребенка на художественные возможности цветовой гаммы для выражения собственных чувств и эмоций. Маленьких детей особенно привлекают яркие и чистые цвета. Это связано с восприятием детьми мира, который его окружает, особенностями образного мышления и эмоциональной сферы. Первые ассоциации обычно возникают при окрашивании всего листа, который воспринимается как цельный образ, а также цветных пятен и их формы.

По мере взросления восприятие детьми цвета меняется, как и сам процесс рисования, что свидетельствует об образно-смысловой деятельности. Постепенно за каждым цветом происходит закрепление типичной ассоциации, что на практике выражается в умении пользоваться палитрой.

С развитием восприятия мира детьми, умение распознавать и называть цвета можно использовать для усвоения новой информации, направленной на познание окружающего мира. Постепенно восприятие цвета вместо «красиво – не красиво» и «нравится – не нравится» должно меняться на формирование навыков и умения с помощью искусства выражать свои эмоции, мысли и чувства.

Особенности восприятие детьми музыки

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в котором переплетены красота созвучий и сенсорные ощущения музыкальных звуков. Музыка рождает живые ассоциации, связывающие накопленный жизненный опыт, фантазию и происходящие в данный момент события. Восприятие детьми музыки зависит во многом от семейного воспитания и социальной среды. Если ребенка с детства окружает гармоничная музыка, его музыкальные образы будут яркими, а реакция достаточно оживленной.

Восприятие музыки некоторыми детьми в силу заложенных особенностей происходит естественно, но в большинстве случаев необходимо развивать способность слышать мелодию и гармонию, что происходит благодаря активации музыкального мышления.

Для развития музыкального вкуса в детских садах и школах обычно используется вокальная и инструментальная музыка. При этом маленьким детям наиболее близка и понятна вокальная форма звучания. Инструментальная музыка более сложна для восприятия, но через нее дети могут познать мир художественных образов. Знакомство с музыкой предусматривает ее целостное восприятие. Оно включает и осмысление настроения, и характеристику отдельных художественных приемов.

Развитие восприятия детьми музыки направлено на развитие эмоций, интересов, мышления, воображения и вкусов ребенка. Это необходимо для формирования основ музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Эмоциональная отзывчивость детей на музыку тесно связана с развитием эмоционального фона и воспитанием таких качеств личности, как сочувствие, отзывчивость, сопереживание и доброта.

Многие педагоги считают, что прививать любовь к музыке необходимо с учетом особенностей восприятия у детей звукового ряда. Лучше всего развитию интереса к музыке способствует пение определенных тем музыкального произведения. Такие занятия также обогащают «интонационный словарь» детей, расширяют возможности музыкального восприятия и вырабатывают умение различать музыкальные направления и стили.

В работе с маленькими детьми по развитию музыкального восприятия довольно часто прослушивание пьесы сопровождается различными действиями – танцевальными движениями, маршировкой или похлопыванием в такт. Также развитию музыкальных особенностей восприятия у детей способствуют наглядно-зрительные представления о музыкальном произведении, для чего можно использовать рисунки или визуальный ряд. Для закрепления визуальных образов можно проводить дидактические игры, связанные с воспроизведением средств музыкальной выразительности – ритма, высоты звуков, тембра, динамики.

Введение в мир музыки на ранних этапах развития должно обязательно проходить с учетом особенностей восприятия у детей и быть направлено на помощь в понимании ее содержания и богатства музыкальных средств. Для этого необходимо:

  • Подбирать музыкальный репертуар с учетом возраста и особенностей развития;
  • Использовать в работе пение, музыкальные движения, игру в оркестре, дирижирование;
  • Сочетать музыкальные занятия с изучением других видов искусства.

Итогом музыкальных занятий должно быть формирование у детей культуры слушания, развитие слуховой наблюдательности, эмоционального сопереживания и памяти.

Особенности восприятия детьми времени

При воспитании детей необходимо учитывать не только особенности восприятия у детей цвета и звуков, но и времени. Возникающие трудности психологи обычно связывают со специфическими особенностями времени, как объективной реальности, а именно его текучестью, отсутствием наглядных форм и необратимостью.

Восприятие детьми времени формируется постепенно, поскольку его можно осознать только опосредованно – через деятельность, чередование каких-либо постоянных явлений или движение. Сложность состоит в понимании смысла слов, обозначающих временные отношения, например, «вчера», «сегодня», «завтра», «скоро», «давно». Для развития понимания ребенком времени лучше всего использовать ритмичные процессы жизнедеятельности и их чередование с состоянием покоя.

По мере развития восприятия мира детьми увеличивается и их возможность оценивать и оперировать фактором времени. Обычно дети дошкольного возраста уже способны оценивать длительность одной минуты, однако это зависит от характера их деятельности в данный промежуток времени. Как правило, восприятие детьми времени часто неполно и не охватывает всех понятий, а возникающие в процессе деятельности положительные эмоции у детей, как и у взрослых, вызывают желание продлить приятный момент, что затрудняет оценку времени. Процесс формирования представления о времени обычно длительный и требует от родителей и воспитателей терпения и настойчивости.