Основы воспитания ребенка. Как воспитать хорошего человека? Как правильно воспитывать ребенка: секреты счастливых родителей

Воспитание детей — процесс непрерывный. Наше воспитание во многом определяет их будущее. Этот процесс нельзя отложить «на потом», нельзя пускать на самотек. Конечно, жизнь научит. Но научит правилам выживания, а не правилам поведения. Правильное воспитание является базой будущих достижений наших детей. А теперь подробнее о том, как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми.

0 83611

Фотогалерея: Как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми

Ох уж эти привычки

Привычки у детей начинают формироваться с самого раннего этапа жизни. Они есть у всех без исключе-ния, хорошие и вредные, безобидные и смешные. Привычки могут мно-гое рассказать о человеке. Откуда они берутся? Как мы уже сказали, их формирование начинается с раннего дет-ства, когда малыши постигают но-вое и схватывают на лету, копиру-ют поведение своих родителей. Поэтому если родители, близкое окружение или вовсе посторонние люди замечают пробелы в этом деле, то самое время заняться вплотную детскими привычками.

Воспитывать детей также надо и с формирования полезных привычек. На самом деле, особого труда в этом нет, и высшего педагогического образования не требуется. Замечено, что с каждой новой игрушкой, предметом, ежедневно повторяющимся событием появ-ляется и новая привычка. К при-меру, подарили малышу корзину или короб для игрушек — теперь дело привычки убирать их после игры. Хочется самостоятельно одеваться и раздеваться — мож-но научить аккуратно складывать вещи по полочкам в шкафу. С удо-вольствием рисует красками — пусть ополаскивает баночку с во-дой и сушит кисточки. И вот такими маленькими шагами будут при-обретаться хорошие привычки, ко-торые не оставят места остальным, не очень полезным. Как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми?

Полезные советы по воспитанию детей

Воспитывая детей хорошими людьми, не рекомендуется делать это под жестким диктатом. Не надо контролировать каждый шаг ребенка и постоянно говорить, что делать. Постарайтесь добиться того, чтобы и ребенка не загружать академич-ностью и оставить возможность для индивидуального развития. Поощряйте творчество, инициативу, но не вседозволенность.

Взрослые — главные учителя и ориентиры. Что поделать, но с появлением в доме детей мы сами на-ходимся под их пристальным конт-ролем. Любые наши поступки ими воспринимаются и оцениваются. Поэтому родители сами должны по-казывать примеры культурного по-ведения и объяснять их правила. Согласитесь, ребенок навряд ли бу-дет организованным и собранным, если утром папа впопыхах ищет галстук, мама — ключи от дома, а младший брат — любимую игруш-ку, с которой ходит в детский сад. К тому же личный пример не потре-бует никаких дополнительных уси-лий. Это тот случай, когда само дей-ствие уже поучительно. Поздорова-лись с соседкой, придержали лифт для бегущего по лестнице, тихо зак-рыли дверь, чтобы не разбудить ба-бушку, поблагодарили за свежую га-зету работника киоска — ребенок наблюдает и перенимает модель поведения. Личный пример - ключевой момент в воспитании.

Искренние поступки. Удовольствие от доброго поступка, хорошего дела не срав-нится ни с какой материальной пла-той. Ваша задача объяснить ребен-ку, что можно бескорыстно получать удовлетворение от осознания того, что поступил правильно. Взрослым в этом случае не нужно быть скупы-ми на похвалу и ободряющие сло-ва. К тому же дети быстрее повто-рят действие, которое радует и их лично, и родителей, и включенных в этот общий процесс людей.

Запас терпения не должен ис-сякать. Равно и как ваша вы-думка, изобретательность, смекал-ка. Нелегко сразу научить ребенка искренне уверовать, что чистить зубы, умываться, не разбрасывать еду, засыпать в своей кроватке — очень приятно. Первое время при-дется повторять, объяснять, про-сить переделать, напомнить, что-бы не увиливал от обязанностей. И здесь важно не сорваться, избегайте все сделать как можно быстрее, торопить малы-ша. Со временем он доведет обыч-ные процедуры до автоматизма и даже сам не заметит, как полезная привычка закрепилась. Кстати, гигиена и самоконтроль за внешним видом - один из важнейших элементов хорошего воспитания. Вроде бы банальная чистка зубов является прекрасной профилактикой борьбы с ленью.

Проверка на прочность. По мере взросления ребенка, его кризисных кривых, которые только на первый взгляд кажутся разруши-тельными, привычки тоже будут за-бываться и даже игнорироваться. Вот здесь и начинаются сюрпризы, когда твердую привычку ребенок на-прочь забывает! Обычно это проис-ходит в подростковом возрасте, ког-да дети идут наперекор обществен-ному мнению. Им надоедает, в тягость, не интересно повторять одни и те же обязательные дей-ствия: чистить обувь, с вечера со-бирать рюкзак в школу, выносить мусор, выполнять домашние зада-ния. Именно ваша твердость, без намека на жестокость, посто-янство повторов, спокойствие по-могут переждать это время и не разрушат правила до конца.

Доверие и самостоятельность ребенка. Иногда роди-тели сами провоцируют и укореня-ют плохое поведение и вредные привычки своих детей. Либо слишком часто позволяют нарушать правила поведения, либо хаотично меня-ют или вовсе стараются все сде-лать за ребенка. На первый взгляд они не хотят лишних забот, тра-тить время, настаивать и уметь находить компромисс. Поэтому идут на поводу, чтобы не краснеть перед чужими людьми. Делают за ребенка быстро какое-либо дело сами, стараясь избавить от нагрузок. На самом же деле ра-стят лентяя, безответственного эгоиста, который любой конфликт или проблему в жизни будет ре-шать чужими действиями. Такая чрезмерная опека родителей не оставляет шанса ребенка про-явить себя. Постарайтесь не завязывать за ребенка шнурки и решать школьные задачки. Пусть он потратит больше времени и сделает не очень хорошо, но зато сделает это сам!

Помните, что правильное воспитание во многом облегчает жизнь детей. Ребенок станет увереннее, не будет страдать из-за несобранно-сти, сэкономит драгоценное время для осуществления своих планов. Сможет добиться признания и бу-дет пользоваться уважением в об-ществе. Ведь всегда приятно об-щаться и иметь дело с хорошим воспитанным человеком. А уж, сколько приятных эмоций испыта-ет от этого семья, когда не нужно мучиться и противостоять прихо-тям детей. Родители «с большой буквы» обязаны воспитать детей, чтобы они выростали хорошими людьми. В этом случае они легче адаптируются в этом мире и смогут добиться больших успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Наблюдения психологов

Каждый ребенок учится новому и нарабатывает привычки под влиянием внутренних импульсов, которые образуют сенси-тивный период. Психологи даже выделяют четкие границы такого времени. Они имеют свое начало, бурную стадию развития и завер-шение. Их важно не упустить и направить в нужное для ребенка рус-ло. Он по наитию, природному и врожденному чувству будет ориен-тироваться в житейских мудростях. Тогда привычки станут его компа-сом на будущее.

Если ребенок идет в противовес общественному мнению, то наравне со скачком развития личности, этому способствует и беспорядок. Хаотичные перемены, потеря ориентиров, недопонима-ние в его ближайшем окружении. Возможно, даже это протест и при-зыв к взрослым понять, что у него появились новые потребности и их нужно учитывать.

Страх плохих привычек, частые болезни, нервозное пове-дение — это реакция детского организма на внутренний беспо-рядок. В этом случае необходима коррекция приемов воспитания. Целесообразно обратиться за помощью к детскому психологу. Ваша задача максимально быть рядом с ребенком, поддерживать его и способ-ствовать адаптации во время обучения ранее неизвестному.

Ничто так не подкрепляет правдивость слов взрослых, как наглядная их демонстра-ция. Поэтому время от време-ни полезно и нужно устраивать дни без правил, когда многое разрешено и позволительно. Например, пусть в выходные ребенок не спешит заправлять постель, умываться, завтра-кать. Хочется поваляться и по-смотреть мультики — пожалуй-ста! Самое парадоксальное, что дети очень привязаны к за-веденному ходу вещей и любой беспорядок причинит диском-форт. Условно говоря, не смо-жет он внимательно следить за сюжетом, когда в комнате не убрано, в животе бурчит от голода и вообще общее состоя-ние не бодрое. Тогда ребенок теряется, путается, пытается восстановить порядок. Это очень отвлекает! Здесь понима-ешь, что время, потраченное на правильное воспитание ребенка, позво-лит избежать накопления хао-са и не потревожит его внутрен-ний мир.

Сейчас существует множество теорий и методик воспитания. Разобраться в них бывает трудно, но применить к своей жизни хочется. Подробнее об этом в нашей статье.

Кажется, что можно найти волшебную таблетку, которая поможет нам воспитать счастливого разносторонне развитого человека. Иногда родители заходят в своем желании слишком далеко. Наказывают для профилактики — а вдруг потом вообще слушаться перестанет. Боятся запрещать что-то — а вдруг нанесут травму. Развивают с пеленок, чтобы вырос гением. Покупают слишком много игрушек и одежды, компенсируя свое отсутствие. Мы не доверяем детям, не верим, что они будут расти и развиваться без наших активных вмешательств. Родителям порой кажется, что они настолько умны, что могут точно сказать, что сделает ребенка счастливым. На самом деле, уже давно доказано на практике, что успешными и счастливыми вырастают те люди, которых в детстве любили.

Это означает, что маленький человек видел, как мама и папа радуются его улыбке, искренне интересуются его жизнью. Знал, что родители придут на помощь и помогут. Такому ребенку уделяли время. Но у родителей была и своя взрослая жизнь. Избегать крайностей всегда полезно. Когда мы живем для детей — это обременяет их и не дает им возможности отделяться от родителей. А когда мамы и папы постоянно нет рядом, это дает противоположный эффект — желание получать то, что не хватало в детстве. Поэтому в воспитании хороша золотая середина. Не надо создавать искусственных ситуаций, пусть жизнь течет сама собой. Иногда слишком осознанные и начитанные родители перестают слышать себя и своего ребенка, следуя безоговорочно чужим рекомендациям. Отнеситесь к данной статьей критически. Прислушайтесь к себе. Почему тот или иной пункт вызывает отторжение или легко принимается? Обдумайте, проанализируйте. Возможно, чего-то было мало в вашем детстве. Либо, наоборот, в избытке. Смотрите на своего ребенка, прислушивайтесь к себе. И тогда все получится.

9 главных правил воспитания детей

1. Личный пример

Важно помнить, что воспитывают не слова, а поступки, личный пример. Пожалуй, это то, с чего следует начинать. Ребенок подражает родителям с самого рождения. Может ли сын или дочь проявлять активность, если родители лежат на диване? Возможно ли заставить любить читать или заниматься творчеством? Многими вещами реально только заразить. Если родители деятельны, активны, им нравится жить, узнавать новое, ребенок это обязательно начнет чувствовать и перенимать. Если вы сами проявляете вежливость, тогда и малыш быстрее научится здороваться и уступать место в общественном транспорте. То, что вы говорите о политике, обстановке в стране, взаимоотношениях людей, обязательно будет впитано. Если родители постоянно ругают ситуацию, мало видят своей ответственности, то чего ждать от ребенка? Не надо себя в этом месте подтягивать до идеала. Родитель — это живой человек. Вы грустите, устаете, злитесь, переживаете, радуетесь, смеетесь, иногда ленитесь. Важно, конечно, помнить о личном примере, но и излишнее перенапряжение не принесет нужных результатов. Делайте то, что вы любите — гуляйте, ходите с ребенком в театр, рассказывайте истории из детства, читайте. Заражайте своим примером. Показывайте, как вы справляетесь с трудностями, решаете конфликтные и сложные ситуации. Одним слово, как вы живете.

2. Ответственность за физическую и эмоциональную безопасность ребенка

Взрослый в семьей главный, но он еще и тот, кто обеспечивает безопасность ребенка. Родитель — это з ащита, поддержка, помощь. Поэтому важно всегда быть на стороне ребенка, показывать, что ошибаться и падать не так страшно, когда рядом есть тот, кто поможет подняться.

3. Соблюдение иерархии в семье

Взрослые — большие, дети — маленькие. Иногда многие проблемы в семье происходят из-за нарушенной иерархии. Ребенку предоставляется слишком много ответственности и свободы не по возрасту. Тогда сложно оставаться маленьким и развиваться сообразно природе. Именно за родителями остается последнее слово. Конечно, важно давать ребенку свободу, прислушиваться к его мнению, спрашивать, что он любит есть, какую сказку хочет послушать, какую кофту надеть в сад или в школу. Но по важным вопросам решение принимают именно родители, потому что они взрослые. Они не разрушаются от агрессии ребенка, не делятся с ним своими трудностями. Да, мама может болеть и просить ребенка не мешать ей, но взрослый не ставит детей в позицию, когда без них не справиться. Родители опираются на своих друзей, близких, не на ребенка. Если мама начинает говорить: «не делай так, ты расстраиваешь мамочку», она перекладывает на ребенка ответственность за свои чувства. Взрослый может требовать должного поведения и отношения, но он помнит, кто здесь маленький.

4. Качественное времяпрепровождение с ребенком

Иногда так бывает, что родители не могут уделить ребенку должное внимание. Иногда на это есть объективные причины — мама растит ребенка одна, много работает, помощи мало. А бывают ситуации, когда родителям сложно находиться в живом контакте с детьми, поэтому они заменяют свое внимание и любовь подарками, игрушками, гаджетами. Именно в теплых человеческих отношениях ребенок учится взаимодействию с миром, здесь же рождается и самооценка. Мы всегда находим время для действительно важного в своей жизни. Пусть вы не проводите с ребенком целый день, но уделите ему 1-2 часа времени в сутках. Выслушайте, расскажите свои истории. Поиграйте или почитайте. Узнайте, чем он интересуется.

5. Уважение интересов ребенка

Иногда так случается, что родители обесценивают то, что нравится их детям: куклы, герои, игры, музыка, фильмы и даже иногда друзья. При этом мы хотим уважения к тем сферам, которые интересны нам. Поэтому самый верный способ — не полюбить, а попробовать интересоваться тем, что увлекает наших детей. Иногда так случается, что проявляя любопытство, родители больше понимают ребенка через его интересы.

6. Сосредоточенность на позитиве

Наверняка встречали на просторах Интернета информацию о том, как портит самооценку красная ручка, когда в тетради учитель выделяет 1 ошибку и не подчеркивает все остальное, написанное верно. Иногда родители так переживают за успешность и будущее ребенка, что начинают уделять слишком много внимания негативу и подчеркивать его. Поэтому важно выделять на похвалу гораздо больше времени и сил. Маленькие дети, которых постоянно ругают, начинают специально вести себя плохо, чтобы добиться от родителей внимания. А дети постарше переживают из-за низкой самооценки. Учитесь видеть сильные стороны вашего ребенка и смещать акцент именно на них. Часто ребенок и сам прекрасно знает о своих проблемах, зачем лишний раз напоминать о них? Дети заслуживают слышать добрые слова. Очень часто за проблемным поведением кроется история с чрезмерной критикой, которая поступает к ребенку от взрослых людей.

7. Предоставление свободы

Конечно, свобода должна быть сообразна возрасту ребенка. Малыш может выбрать, какой фрукт он хочет съесть, какую сказку слушать, школьник - какую форму надеть, какой кружок выбрать. Когда родитель слишком сильно опекает ребенка, он провоцирует протестное поведение.

8. Отказ от позиции «Ребенок — смысл жизни»

Это замечательно, когда родители сильно любят своих детей. Но только не в том случае, когда ребенок заполняет все пространство. Мама может говорить: «я родила для себя», «я все для тебя сделала», «я пожертвовала работой ради тебя», «ты смысл моей жизни». Это очень сложно для ребенка. В таком случае стать взрослым и уйти из родительского дома практически невозможно. Живите для себя, ребенок - это лишь часть жизни взрослого человека. Именно тогда все станет на свои места.

9. Общение

Как бы банально это ни звучало, но именно простое общение повышает доверие. Инициируйте общение. Расспрашивайте ребенка. Если он разговаривает неохотно, начните рассказывать сами. Дети в любом возрасте очень любят истории из детства их родителей. Что-то смешное, грустное. То, что будет отзываться. Не наседайте, дождитесь, когда сын или дочь сами захотят поведать о том, что было днем, что тревожит или радует. Не спешите давать оценок. Научитесь быть хорошим слушателем.

В любом случае помните, что правила - это лишь ориентиры, в которых разбираться только вам. Именно родители лучше всех знают своих детей, но могут не замечать важного. Прислушивайтесь к советам, соотносите их с реальной ситуацией. Заботьтесь о себе. Помните пример с кислородной маской? Важно думать о своих потребностях и помнить, что детям нужны рядом счастливые родители. Не относитесь к воспитанию излишне серьезно. Когда мы слишком много думаем и анализируем, тогда сложно видеть ребенка и чувствовать его. Ошибаться - это естественно. Не ошибаются только те, кто ничего не делает. Читайте книги, полезные статьи, но адаптируйте полученные знания под свою жизнь.

Для многих современных родителей воспитание ребенка видится, как тяжелая работа, требующая многих ресурсов: и материальных, и эмоциональных. Многие родители радуясь первой встрече с своим новорожденным ребенком, и чувствуя огромную нахлынувшую любовь, потом с отчаяньем думают, что не так они делают и почему у них ничего не получается. Многие родители в поисках ответов бороздят просторы Интернета и запутываются еще больше. Многие понимают, как не надо воспитывать и как они не хотят обращаться со своим ребенком. Но мало кто знает, как же надо.

Каким должен быть хорошо воспитанный и счастливый ребенок? Что для этого должны делать родители? Современный мир поменял многие наши представления о родительстве. И ребенок, и семья должны вписаться в стандарты, которые предъявляет им общество. О том, как не потерять самое главное в отношениях родители – дети, рассказывает психолог Людмила Петрановская.

Как представляют себе воспитанных детей в России

Екатерина Кронгауз поговорила с психологом Людмилой Петрановской о русских паттернах воспитания и о новых типах общения с детьми.

Я прочла разные книги про воспитание - про китайское, про французское, Спока, Винникотта, вашу книжку и Гиппенрейтер. Понятно, как выглядит правильно воспитанный китайский ребенок, хорошо воспитанный французский ребенок. Непонятно, что такое хорошо воспитанный русский ребенок.

Русский хорошо воспитанный ребенок не сильно отличается от других детей. Дети очень разные, но моменты, когда ты понимаешь, что хорошо его вырастил, достаточно универсальные, я не думаю, что они зависят от культуры.

- А как выглядит хорошо воспитанный ребенок?

Это ребенок, который в контакте с собой, со своими чувствами, который умеет обращаться за помощью, способен как к поверхностным социальным отношениям (коллеги, однокурсники, приятели), так и к глубоким длительным (лучший друг, девушка, парень), способен отдавать себе отчет в том, что ему действительно нужно, и отличать свои желания от того, что принято хотеть в этом сезоне, прилагать какие-то усилия к исполнению своих желаний. Вот и все.

- Как достигнуть этого результата?

Это глубокий опыт защиты и заботы, который получает ребенок в детстве. Я описала человека, который способен и к глубокой связи, и к автономии. Люди так устроены, что им нужно и то, и другое.

Если это можно назвать объективно хорошим результатом воспитания, откуда такое количество противоположных методик и философий воспитания?

Я не думаю, что они настолько уж противоположные. По большому счету, все хотят более-менее одного и того же. Фактически концепции две, да? Мы можем стараться жить с ребенком удобно для себя или идти за потребностями ребенка. В архаичных культурах этого вопроса вообще никогда не возникает. Как удобно для ребенка - так удобно и для мамы. И наоборот. С рождением ребенка жизнь женщины практически не меняется: тот же социум, тот же образ жизни, те же интересы, те же удовольствия. Она ничего не теряет. Только при ней ребенок. И ей удобнее, и ему удобнее, если он к ней привязан. И ей удобнее, и ему удобнее, если он с ней спит. Доносила до какого-то возраста - он слез с рук и пополз. И ей удобнее не очень за ним смотреть, и ему удобнее. Эволюция подогнала эти программы друг под друга. Потом человечество взяло и переехало в города. В городе, как только женщина рожает ребенка, ее жизнь меняется полностью. Она теряет свои социальные связи, свой образ жизни, она очень ограничена в получении каких-то удовольствий. Поэтому начали изобретать способы растить ребенка, им не занимаясь.

- То есть, чтобы им занимались другие?

Это идет параллельно с развитием всяких форм искусственного занимания ребенка. Никакой маме в архаичной культуре не приходило в голову, что ребенку нужно развивать мелкую моторику. Или водить на развивающие занятия. Он с нею все время тусил и заодно развивался. Не было представления о том, что он должен соответствовать каким-то нормам. Этот раньше, этот позже. Этот такой, этот сякой. Жив-здоров - и хорошо. Сейчас это не так. Лучший способ продать какую-нибудь игру - написать на ней «этим ребенок будет заниматься сам». Все, мечта родителей. Чтоб ребенок куда-нибудь делся. С другой стороны, есть требования стандарта. Ребенок должен вписаться в созданную кем-то, неизвестно кем, без учета его индивидуальных особенностей, систему, вставиться туда, как рамка и вкладыш Монтессори. Не вставился - виновата ты, виноват и твой ребенок. Естественно, это невротизирует. Поэтому возникает странная ситуация. С одной стороны, есть куча примочек, для того чтобы ребенком не заниматься, с другой - куча искусственных занятий, чтобы заниматься с ребенком. То есть это воспринимается не как время отдыха со своим родным человеком, а как работа. Естественно, если общение с ребенком воспринимается как работа и усилие, возникает вопрос: а когда отдыхать? А отдыхать тогда можно только без ребенка. Получается, дети все время растут с ощущением, что они недостаточно хороши и не соответствуют каким-то ожиданиям.

- Что они утомляют.

По большому счету, чтобы их вообще не было или чтобы они появлялись по щелчку и соответствовали всем параметрам, а лучше превосходили бы их.

- А хорошо-то как сделать?

Да хорошо жить просто.

Вот эта новая мода, что ребенок должен ходить на плавание, на танцы, на английский, на лепку, на керамику, на автодизайн - против того, что он просто живет дома в семье и лепит пельмени, если я их леплю. Что правильнее?

Частично все эти развивалки - способ маме самой скоротать как-то дни, потому что опять-таки скучно. Куда-то пойти, почесать языками с другими мамами, на других посмотреть, себя показать. Главное, чтобы не навешивались ожидания на ребенка. Потому что иногда это доходит просто до маразма. Приходят ко мне приемные родители девочки, которой год и семь месяцев. В рабочее время вдвоем отпросились с работы, приехали и говорят: «Нас уже выгнали со второй развивалки - она не выполняет указаний педагога». Я говорю - вы больные, что ли? Это тусовка - пришли, поулыбались, развеялись, получили социальное поглаживание и разошлись. Что за требования? Такое начинается, когда мы сравниваем разные общества по функции детей. Откуда взялся феномен китайских детей? Для китайской семьи ребенок - это проект, шанс вырваться.

То есть это безумие с детскими занятиями ранними - попытка компенсировать недостаток желания и времени, которое ты проводишь с ребенком? Есть какой-то практический смысл, кроме самоуспокоения?

Тут частично тревога перед социумом, чтобы ребенок не отстал и был не хуже других. А частично - да, успокоение. Традиция нормального общения с детьми давно прервана - у нас ведь целые поколения были лишены семейного воспитания искусственным образом.

- Военные в смысле?

Вот мой год рождения 1967-й - первый год, когда разрешили сидеть с ребенком до года дома. До этого сдавали в ясли в два месяца. И в год-то отдавать ребенка принудительно - не очень хорошая идея. В Европе, в Америке с этим лучше, потому что у них есть традиции сидеть с маленькими детьми. Нашей молодой маме неорганично быть с ребенком. Она не может просто расслабленно ловить кайф. Она в напряжении, не знает, что с ним делать.

- А что с ним делать?

Да с ним ничего не надо делать. Полное внимание нужно только первые недели после рождения, а потом - только если случается что-то из ряда вон выходящее.

- Так все-таки правильно-то как: держать его на руках или не держать? Спать с ним или без него?

Маленького ребенка? Как правильно? Мое мнение? Правильно держать, конечно. А спать с ним, без него - спать нужно много. Во всех возможных сочетаниях. Всегда, когда получается.

Сейчас родители из головы искусственно выбирают какую-то методологию. Потому что раньше воспитание ограничивалось возможностями, а теперь возможности уже совсем не так ограничены, и приходится эти ограничения выдумывать.

Ну что делать? Традиции нет. В естественной ситуации как: ты делаешь с ребенком то, что делала твоя мама. Мама делала, как ее мама, и для тебя это органично. Они не думали о том, в какую школу отдать, а сейчас это два года вся семья обсуждает. В голову такое никому не приходило - растили и растили.

- А сейчас нельзя совсем не включать голову и выбирать первую попавшуюся школу?

Вообще не включать голову не получится, потому что есть социально навязанные вещи. Сложно не ходить в поликлинику. Ты должен, все равно должен что-то решить про прививки, про детский сад, школу и так далее. Поэтому каждый выбирает себе то, что ему ближе, читает книжки, как-то ориентируется. В ситуации неопределенности важно разрешить себе выбирать, не быть рабом стереотипа. Где-то слушать себя и свои ощущения. Надо понимать, что программа привязанности - глубокая инстинктивная программа, которой много сотен тысяч лет, и вся эта урбанизация и научно-технический прогресс - даже не рябь, а тонкая штриховка на толстом слое.

- Какая основная проблема современных родителей, с которыми вы сталкиваетесь?

Именно эта. В родительстве стало слишком много головного, и, естественно, это дико истощает.

- А что можно сказать о современных детях?

Дети, конечно, очень чувствуют неуверенность родителей. И у них высокий уровень стресса. Поэтому многие современные дети невротизированы и чувствуют, что они недостаточно хороши для своих родителей.

Несмотря на безумные изменения в стране в социальных аспектах, можно ли что-то сейчас назвать адекватным родительством?

Как биологический вид мы все-таки не изменились и имеем четкие параметры в отношении потомства. Рожаем мало, редко, трудно, долго носим, и цена ребенка для нашего вида высока. Это первое. Второе - мы рожаем ребенка незрелым. Более незрелым, чем любой другой вид на свете. Наш ребенок нуждается в том, чтобы мы его доносили после рождения. Если не отказывать ребенку в полной реакции на его нужды, защите, заботе, то мы дадим ему лучший старт.

- То есть баловать?

Благополучные дети - это дети качественно избалованные. Я не имею в виду несчастного ребенка, который строит взрослых, - как в рассказе «Белый пудель». Качественно избалованный ребенок - это ребенок контактный, с ним всегда можно договориться, он чуток к нуждам окружающих и всегда готов помочь. Он легко жертвует чем-то для других, потому что у него нет дефицитарной картины мира, у него есть ощущение, что с ним-то всегда все будет хорошо. Ему всего хватит.

- А такие дети у нас есть? Выросли они? Вы их видели?

Надо понимать, что концепция «пусть с двух месяцев учится одиночеству» построена на том, чтобы искусственным образом заставить ребенка перестать быть уязвимым. Когда ребенок не может быть защищен привязанностью, как в психологической утробе, он отращивает панцирь искусственный. Он отмораживает какие-то свои чувства, какие-то переживания, уязвимость и закрывается корой. Поэтому формально он выглядит более благополучным. Что мы можем? Мы можем заранее ему прививать как бы некоторое количество страдания, для того чтобы он был потом меньше травмирован миром. Мы пытаемся искусственно вызвать у него эту отмороженность, считая ее адаптацией. Тогда он огребает от нас, того-сего-пятого-десятого, но зато потом меньше страдает от мира.

Как русским родителям успокоиться и найти эти ответы? Где их искать? Как решить, ходить тебе с ребенком в кафе или не ходить? Выходить тебе на работу или не выходить?

Ну хочется тебе ходить в кафе - надо идти в кафе. Не хочется - не надо идти в кафе. Надо тебе выйти на работу - выходи. Не надо - не иди. Ну так устроено. Дети зависят от родителей. Мы не можем обезопасить ребенка от самих себя. Любые действия будут иметь для ребенка последствия. Как позитивные, так и негативные. В этом наш крест родительский. И надо это понимать. Мы распоряжаемся своей жизнью так, как считаем нужным, а ребенку придется приспособиться. Единственная наша обязанность как родителя - это оставаться для ребенка источником поддержки и сохранять внимание к его чувствам. Как-то так.

Раньше, в прошлые годы, время от времени наведываясь в Париж, я замечала интересную особенность: мне всегда казалось, что французские дети , не в пример нашим (моим, в частности) хорошо воспитаны. Они умеют достойно себя вести в общественных местах, так, что ты можешь даже не догадываться об их соседстве во время почти четырехчасового перелета из Москвы в Париж или наоборот. А если вдруг и возникают какие-то проблемы, то французские мамочки урегулируют их каким-то чудесным образом, не прикладывая к этому особых усилий. Все это время, наблюдая разные ситуации, я задавала себе одни и те же вопросы: почему так происходит? Может быть, детям дают какие-то специальные средства, чтобы они были спокойнее? Может, шепчут на ухо какие-то «ругательно-пугательные фразы»?

Но дети не выглядели запуганными. Наоборот, они были милы, веселы и разговорчивы. Тогда как же это удается и тем и другим?

И вот теперь, приехав во Францию на достаточно продолжительное время, я дала себе обещание разобраться во всем этом во что бы то ни стало.

Я начала вести усиленные наблюдения, каждый день, повсюду: в школе, в булочной, в метро, на улице… С каждым днем вопросов накапливалось все больше, а четко структурированных ответов не прибавлялось. Так длилось несколько месяцев, до того дня, как одна моя знакомая не упомянула в разговоре книгу Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа». Она сказала, что книга ей очень понравилась и что некоторые советы она уже «взяла на заметку».

В один из моих приездов в Москву я эту книгу нашла и, начав читать, поняла, что именно в ней я нахожу ответы на мои вопросы. Обнаружились неожиданные совпадения: Памела тоже переехала жить в Париж, но только из Америки, родила здесь детей и в свое время сделала точно такие же открытия по поводу воспитанности французских детей, как и я. Ее это также озадачило, и она начала всесторонне изучать этот «феномен». Она не только встречалась с французскими психологами и учителями, но также опросила многих французских мам и наблюдала за их поведением в семье. Но «основным полигоном» для наблюдений, как и для меня, конечно же, были ее собственные дети, растущие во французской среде.

Уже с первых страниц мне стало понятно следующее: если наши дети проигрывают французским в хороших манерах, то причина, скорее всего, не в них, а в нас, российских родителях. Точнее, в наших родительских реакциях на разные маленькие и большие проблемы. На непослушание, например.

Представьте себе такую ситуацию. Солнечный воскресный день. Середина февраля. Париж. Едем в автобусе к бабушке. На улице еще холодно, но в салоне тепло и уютно. Поэтому очень приятно сидеть у окна и рассматривать ярко освещенный, наполненный жизнью город. На заднем, возвышающемся над всем салоном, сиденье у окна едет мама с маленьким, примерно трехлетнего возраста, мальчиком и два очень разговорчивых молодых человека (не знаю, как их правильно и политкорректно назвать: афроамериканца, афрофранцуза?). Мы — на сиденье перед ними. В один момент мать встает и направляется к выходу. Мальчик в это время продолжает сидеть и смотреть в окно. Она оборачивается и произносит: «Дорогой! Мы выходим». Мальчик молчит и не двигается. Она повторяет: «Нам надо выходить». Он очень твердо отвечает: «Нет!» Она пытается еще несколько раз. И каждый раз его твердое «нет!» слышится в ответ. Мы все затаиваем дыхание, так как понятно, что автобус скоро остановится и продолжаться до бесконечности этот диалог не может. Особенно заинтересованно развязки ждут мои дети, ведь им подобное знакомо не понаслышке.

Как, вы думаете, в подобной ситуации отреагирует наша среднестатистическая российская мамочка? Можно легко предположить, что в 90 случаях из 100 она начнет орать как ненормальная, схватит ребенка в охапку и потащит его к выходу. Ребенок, конечно же, также начнет голосить, и эта «оратория» будет продолжаться до тех пор, пока они не покинут салон автобуса, оглушив остальных пассажиров своими криками и испортив им настроение. Среднестатистическая французская мама, как и та, что нам довелось наблюдать, действует иначе. Она еще и еще раз терпеливо объясняет, что выходить все равно придется, и в конце задает простой вопрос: «Ты сам спустишься или мне тебе помочь?» — и делает паузу. Через недолгое время мальчик встает, решительно произносит: «Сам!» — и направляется к выходу к великому облегчению всех присутствующих.

Для Франции, кстати, такой победный для обеих сторон финал абсолютно типичен, так как общая философия воспитания во Франции предусматривает разумное и логичное поведение взрослых при решении подобных проблем. И такой философии придерживается большинство родителей.

Приведу одну цитату из книги:

«Признаком хорошего воспитания является умение ребенка время от времени сознательно идти наперекор родительской воле. Ведь умение не подчиняться приказам невозможно без умения быть послушным. Покорность унизительна, поясняет Марселли (доктор, возглавляющий детское психиатрическое отделение большой клиники в Пуатье). А вот умение слушаться помогает ребенку взрослеть».

В итоге могу сказать, что мне очень понравилась как сама книга, так и многие идеи и советы, которые в ней приводятся. Они — действующий инструмент, который может помочь нам воспитать в наших детях не только ум, талант, креативность и находчивость, чем они уже во многом обладают сейчас, но также выработать у них терпение и достойные манеры поведения в обществе.

А советы эти совсем не хитрые: иметь несколько четко оговоренных и очерченных рамок и правил, но внутри них давать детям полную свободу; проявлять больше родительского терпения, ведь дети учатся ему у нас; во время общения с детьми отдавать предпочтение объяснениям и вопросам, а не приказам.

Я, кстати, многое из этого уже начала применять. Работает ли?

Несколько дней назад, утром, мы поехали в школу на такси. По дороге болтали с таксистом о том о сем: про красоту мостов, погоду, пробки. Мои дети активно участвовали в разговоре. И, на мое удивление, прощаясь, он мне сказал следующее: «Мадам, вы можете гордиться своими детьми. Они очень милые и воспитанные. Уж поверьте мне, у меня 35-летний стаж, я многое повидал!»

Значит, работает!