Пасха. Светлое Воскресение Христово

Слово «Пасха» с древнееврейского языка переводится, как «исход, избавление».
Сам праздник, называемый у евреев Пасхою, связан с их освобождением, в этот день пророк Моисей помог своему народу начать освобождение после четырехсотлетнего египетского рабства.

В ночь, когда израильтяне запланировали исход, они совершили первую в истории пасхальную трапезу. В каждой семье был заклан однолетний агнец (ягненок или козленок) и его кровью были вымазаны дверные косяки (Исх.12:11). А саму, запечённую в огне жертву, необходимо было съесть таким образом, чтобы его кости остались целыми:

«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).

Исход еврейского народа из Египта оказался самым значимым событием в ветхозаветной истории. А Пасха, которая совпала с этим исходом, в воспоминание об этом, стала праздноваться каждый год.
Во время «десятой казни», ангел Господень, который поражал Египет, видел на дверях особый знак — кровь пасхального агнца. Тогда он проходил мимо этих еврейских домов и щадил израильских первенцев (Исх.12:13). Это подтверждает точный перевод слова «Пасха», с еврейского песах – «прохождение», «пощада».

Позже, в особых молитвах, стали выражаться исторические события праздника Пасха. А ритуальная трапеза, которая состоит из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, напоминает о горечи египетского рабства и о сладости полученной свободы. Пресный хлеб символизирует спешный сбор, а сама трапеза в Пасху сопровождается четырьмя чашами вина. Эта историческая ночь считается вторым рождением израильского народа, с нее он начал свою самостоятельную историю.
Но полное и окончательное спасение мира, победу не над физическим, а духовным «египетским рабством», должен был осуществить от Своего Воскресения через много веков Божий Помазанник из рода царя Давида, Мессия (по-гречески – Христос). Так называли всех библейских царей до тех пор, пока не родился настоящий Спаситель. И поэтому, ежегодно, в пасхальную ночь, израильтяне ждали явления Христова.
У католиков главным праздником считается Рождество Христово, так как в этот день Спаситель пришел в наш мир.
А для православных верующих, самым главным праздником считается Христианская Пасха. В этот день, почти 2000 лет назад, свершилось самое главное событие человечества– Воскресение Сына Божиего, Иисуса Христа!

КОГДА ПРАЗДНУЕТСЯ ПАСХА

У праздника Пасхи нет постоянной даты, она каждый год высчитывается по лунному календарю. Такое решение было принято на первом Вселенском христианском соборе в Никее (325 г.), участниками которого были святые и .
Пасху празднуют в день весеннего равноденствия, в первое воскресение после полнолуния,но если полнолуние выпало на воскресенье, то Пасха переносится на следующую неделю.

Как происходит Богослужение в Пасху, крестный ход на Пасху

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.

Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).

Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.

Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Пасхальные песнопения в mp3 ).

Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

Затем священнослужители поют стихи:

“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .

Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .

Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Территорию храма в этот году вновь освещали фонарики

Что такое пасхальный канон

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.

Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.

На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.

Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.

Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .

Пасха - отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 8 мая). И на этот период может попадать любой воскресный день, все зависит от того, на какой из этих дней попадает первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния.

Пасха или Светлое Христово Воскресение - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа.

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4-5). Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству.
Свое название день Воскресения Иисуса Христа получил от еврейского праздника Пасхи, посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Заимствование названия иудейского праздника объясняется тем, что все трагические события земной жизни Иисуса Христа произошли перед еврейской Пасхой, а Его Воскресение - в ночь на Пасху.

В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница. Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопений священник вместе с причтом вносили из середины храма в алтарь плащаницу, которая оставалась там до Вознесения. В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви. По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня. Исполнялся канон: «Воскресения день, просветимся людие...», а затем провозглашалась вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался артос - специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.
Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» - все это вызывало у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет.

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич - высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) - сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие.

Пасхальный стол не имеет никаких запретов на продукты. Помимо ритуальных пасхи, кулича и яиц на столе могут быть любые мясные, молочные, рыбные блюда. Пасхальный стол, так же как и поминальный стол сорока дней, накрывается на целый день, и все приходящие в дом приглашаются хозяевами к угощению. Хозяева пытались порадовать, чем могли. Считалось, что пасхальные яства, освященные церковной молитвой, имеют сверхъестественную силу и могут помочь православным в трудные минуты жизни.
На Пасху было принято поздравлять всех знакомых. Впоследствии, помимо самых необходимых визитов, стали ограничиваться поздравительными пасхальными открытками.

С праздником Пасхи связано множество различных поверий, с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год.

Во многих местах любые развлечения в день Пасхи: светские песни, пляски, игра на гармошке, выпивка и т.д. - считались в народе неприличием и большим грехом. На Русском Севере и в Сибири в первый день праздника крестьяне старались избегать всяких удовольствий, сидели дома, проводя время в еде, питье и отдыхе. Хождение к соседям в гости в этот день или вообще считалось неприличным, или начиналось только под вечер - "с пауженальной поры". Основное празднование, начало молодежных гуляний - "игрищ" приходилось на следующий день праздника, который изобиловал развлечениями. Но часто святая часть праздника отделялась от разгульной пасхальными молебнами, обходами домов прихожан крестным ходом: священником в сопровождении причта и "богоносов" - крестьян с церковными иконами и крестами в руках.

По поверию, на Пасху ранним утром сверкает солнце, тем самым как бы разделяя с людьми радость великого праздника.

В этот день наблюдали за природой и примечали:
На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце (бытовало поверье, что на Пасху «солнце играет», и многие старались подкараулить это мгновение).
Существовала такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток - к пожару, на запад - к несчастью.
Во время пасхальной утрени хозяйки наблюдали: какая скотина в это время лежит смирно - та ко двору. В это же время крестьянки гнали с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да больше яиц несли.
На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
На Святой неделе дожди - добрая рожь.
На Святой гром - к урожаю.
Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурно - сухое.

Календарь празднования Пасхи: в 2015 году - 12 апреля, в 2016 году - 1 мая, в 2017 году - 16 апреля, в 2018 году - 8 апреля, в 2019 году - 28 апреля, в 2020 году - 19 апреля, и так далее…

Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
01.05.2019 -
02.05.2019 -
03.05.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Великий праздник – Светлую Пасху – всегда на Руси отмечали красиво и торжественно, а готовились к нему долго и тщательно: соблюдали Великий Пост, очищали душу, тело и жилище, пекли куличи и красили яйца. В этом году Пасху отмечают 1 мая.

История Пасхи

Пасха – один из самых главных и важных праздников в христианском календаре. Она отмечает воскрешение Иисуса Христа, олицетворяя победу света над тьмой, добра над злом. Христиане вспоминают, что Иисус добровольно принес себя в жертву ради спасения всего человечества.

О воскрешении Христа поведал историк Гермидий. В ночь с субботы на воскресенье он подошел к гробу с Христом, дабы убедиться, что Иисус не может воскреснуть. У двери стояла охрана из стражников. Вдруг разом все вокруг посветлело и возник светящийся силуэт человека. Ударил гром, охранник упали от испуга. Камень, которым закрывался вход в пещеру с гробом, откатился, и свечение над гробом растворилось. Гермидий подошел к гробу и увидел, что он пуст. Он долго не верил в это чудо, хотя и утверждал, что это на самом деле случилось.

Неделя перед Пасхой называется . Все это время в храмах вспоминают о последних днях жизни на земле Иисуса Христа. Вход Иисусу Христа в Иерусалим отмечает Вербное воскресенье. В Страстной четверг - Тайная вечеря, а в Страстную пятницу – распятие Христа на кресте. Заканчивается неделя пасхальным воскресеньем, днем воскрешения Иисуса. Вечером Светлой субботы в храмах собираются верующие. В светлых и нарядных одеждах, с куличами, пасхами и крашанками они стоят торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под несмолкающие колокольные перезвоны начинали крестный ход вокруг соборов.

Христос Воскресе! Традиции праздника

Этими словами люди приветствуют друг друга, поздравляют с праздником, обмениваются крашеными яйцами и трижды целуются –этот обычай получил название «христосование». Так люди показывают свое ликование и радость по случаю чудесного воскрешения Спасителя.

В Пасху, после семинедельного Великого Поста, верующие разговлялись, т.е вкушали скоромную пищу. Столы на Пасху на Руси всегда накрывались богатые. На стол ставились 40 различных блюд как символ 40 дней поста. По традиции на них присутствовали главные ритуальные блюда - творожная пасха, крашеные яйца, куличи разных размеров. Непременно должно было быть немного хрена, сала и домашней колбасы. Главным образом отдавали предпочтение мясным блюдам и печеным изделиям: всевозможным рулетам, запеченным молодым поросятам, окорокам, жареной телятине и так далее.

Откуда же пошла традиция красить яйца? Согласно древнему преданию Мария Магдалина, придя к римскому императору Тиберию, подарила ему куриное яйцо и рассказала о воскрешении Иисуса Христа. Тиберий не поверил ее словам и ответил, что этого не может быть, равно так же, как не бывает красных яиц. И тут же принесенное Марией Магдалиной яйцо покраснело прямо у него в руках. С тех пошла традиция красить на Пасху куриные яйца и чаще всего в красный цвет, символизирующий кровь Христа, пролитую им во искупление человеческих грехов.

Пасхальный кулич всегда пекли высоким и круглым. А верхушку кулича украшали изображением креста. Существовало поверье, что если кулич удался (хорошо поднялся, идеально пропекся и не подгорел), то в семье все будет благополучно. Когда кулич ели, то разрезали его только поперек, сохраняя верхушку с крестом как крышку и прикрывая ею оставшуюся часть пасхального хлеба.

По обычаю в пасхальные дни принято угощать бедных и неимущих. В народе говорили «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».

Те, кто шел в гости, обязательно брал с собой крашеные яйца. Приветствовали друг друга фразами «Христос воскрес» - «Воистину воскрес», трижды целовались и обменивались крашанками.

Развлечения и игры на Пасху

Светлый праздник Пасхи люди отмечали не только сидя за столом. В эти дни и взрослые и дети играли в разные игры. Кстати, немало этих забав дошли и до наших дней. Самая популярная игра – битва крашеными яйцами: один держал писанку в ладони носиком кверху, другой бил по ней носиком своей писанки. Побеждал тот, у кого крашеное яйцо оставалось целым. А потом победитель продолжал битву дальше с другими участниками игры.

Другая популярная забава - катанье яиц. На ровную поверхность (например, стола) ставили по наклоном небольшой желобок и стелили в конце желобка одеяльце. Игроки по очереди пускали по желобу яйцо, которое скатывалось на одеяло. Если оно сталкивалось с яйцом, которое скатилось ранее, то это считалось победой. И победителю доставались все битые яйца. Игра требовала навыка и ловкости рук, но чем больше было игроков, тем веселее и интереснее становилось зрелище.

Игра в кучки – еще одно популярное развлечение наших предков. Играли в нее преимущественно девицы. На каждого игрока брали по две кучки песка, которые насыпались на поверхность. Потом одна из девушек, кто не играет, подкладывала в одну из кучек крашеное яйцо. Тот игрок, кто угадает – в какой кучке спрятано яйцо – становится победителем.

Приметы на Пасху

Множество примет и ритуалов на Руси были связаны с Пасхой.

На Пасху девушкам нельзя было брали руками соль, чтобы руки не потели.

Умывались водой, оставшейся от крашения яйц, чтобы быть всегда цветущей.

Девушки старались постоять на топоре, чтобы быть крепкой. Говорили, что действительно помогает!

У того, кто родится в пасхальный период, будет отменное здоровье и ему всегда будет сопутствовать удача.

Вода, набранная в пасхальную ночь из колодца, становилась магической. И если окропить ею жилое помещение, тогда можно избавиться от недобрых наговоров, плохих дум и прегрешений.

Если девушка мечтала поскорее выйти замуж, то во время божественного служения она должна была произнести: «Воскрешение Христово! Отправь для меня лично суженого холостого!»

Пасхальный период длится сорок дней, вплоть до Вознесения. А неделя, следующая после Пасхи, в народе называлась Красной горкой.

Поздравления с Пасхой

В Пасху принято поздравлять друг друга с праздником. Если близкие и родные люди далеко, поздравьте их смс-кой со стихами.

Храни тебя Христос

От всякого ненастья,

От злого языка,

От боли, от недуга,

От умного врага,

От мелочного друга,

И дай тебе Господь,

Коль это в Его власти,

Здоровья, долгих лет,

Любви и снова счастья!

Скатерть белая, свеча,

Аромат от кулича,

Льется в рюмочки кагор.

Пить немного – уговор.

Разноцветие яиц

И улыбки светлых лиц.

С праздником!

Христос Воскрес!

Доброты, любви, чудес

Святое Воскресенье пришло!

Как на душе спокойно и светло!

Пусть будет жизнь на радости щедра!

Полна тепла, надежды и добра!

Пасхальный день. Чиста природа.

И каждый миг сегодня мил!

У православного народа

Великий праздник наступил.

Тебя с великим днем пасхальным

Я поздравляю от души!

Желаю меньше дней печальных,

Побольше счастья и любви!

Нам говорят - Христос воскрес!

Мы отвечаем: Верим, честно,

Что он воистину воскрес

И Пасху празднуем все вместе.

Колокола звонят с небес:

«Христос воскрес! Христос воскрес!»

Как обещание чудес:

«Воскрес! Воистину воскрес!»

Так пусть же этот глас небесный

Благословит душевный труд,

Пусть чувства лучшие воскреснут

И никогда уж не умрут!

В стихирах пасхальных поются такие слова: «Пасха Христос Избавитель»; иначе сказать — Спаситель, как поется в светильне: «Пасха нетления, мира спасение».

Но чаще всего — после слов «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!»— мы слышим одно слово: «Пасха».

Так обычно именуется всеми и везде этот праздник, значит, в этом слове сосредоточился главный смысл его; и потому кратко вспомним известную историю этого праздника.

Когда Господь постановил освободить израильский народ после 430- летнего плена, то фараон египетский сначала не хотел отпускать из земли своей даровую рабочую силу. Тогда Бог через Моисея и Аарона наказал страну великими казнями. Но фараон не смирялся и не слушался повеления Божия. Тогда Господь решил послать последнюю казнь на египтян: умертвить всякое первородное существо — от человека до скота — в каждом доме, от фараона до рабыни, мелющей у жернова.

А евреи будут пощажены. Но для этого они должны помазать косяки и перекладину дверей домов своих кровью особого агнца, закланного в жертву Богу взамен первенцев. И тогда ангел-губитель пройдет мимо еврейских домов; и все у них останутся живы; а египетские первенцы умрут.

В полночь совершилась эта казнь. И евреи исполнили повеленное чрез Моисея Богом и спаслись от смерти. Тогда фараон и народ стали умолять израильтян скорее выйти из земли их. И они поспешно ушли и освободились от плена египетского. И по заповеди Божией установили на все времена праздновать эту «ночь бдения», в знамение спасения своих первенцев и вообще освобождения всего народа. А самый день тот назван был «Пасха», что значит «прошел» мимо. То есть ангел-губитель в эту ночь прошел — по-еврейски «песах» — мимо еврейских дверей, обозначенных кровью агнца; и этот агнец стал прозываться «пасхальным агнцем» или сокращенно — «пасха». Значит, слово «пасха» по-русски может быть переведено «прохождение» смерти мимо евреев; или — спасение от смерти, избавление от казни; а дальше уже — освобождение от плена для возвращения в свою обетованную землю, в чем и заключалась тогда цель Божия Промысла об избранном народе.

И это событие в праздник Песах евреи праздновали по особому обряду: закалывали чистого единолетнего агнца; не сокрушая его костей, пекли его на огне; и съедали в эту ночь с опресноками и горькими травами. А остатки костей жгли утром. Вкушали притом в препоясанных одеждах, в обуви и с посохами в руках, как готовые к пути из Египта «: …это — Пасха Господня. И да будет вам день сей памятен; и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши… » (Исх. 12, И, 14).

И с того времени этот праздник сделался главою всех еврейских праздников на все времена.

«И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это — пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил» ( Исх. 12, 26-27).

А вышло из Египта «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» (Исх. 12, 37).

Так началось совершение спасения избранного народа.
Источник: www.pravmir.ru

Отсюда становится понятным и христианский смысл Пасхи: спасение Христом (как Пасхой=жертвой) от власти диавольской.

«Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29).

«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

Иудеи отмечают Песах как праздник Свободы в память о Исходе евреев из Египта (подробнее см. ), тогда как христиане вложили в этот день иной смысл и отмечают его как воскресение Христа. Как смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетского рабства и получили обетованную землю, так в христианскую Пасху, Воскресение Христово , смерть вечная прошла мимо нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Более подробно о Пасхе читайте.