Педсовет в доу изодеятельность обучение и творчество. Педсовет "художественно- эстетическое воспитание детей и создание комфортных условий для удовлетворения потребностей детей в самовыражении"

Советская Алёна Васильевна

методист

КГКП д/с «Балбөбек»

Вид деятельности Ответственный
Подготовка к педсовету
1. Семинар «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством» Дейниченко Г.А., Шаталова О.В., Баймагамбетова А.К.
2. Тематическая проверка «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» Методист Советская А.В.
3. Просмотр открытых занятий по изодеятельности, аппликации, конструированию. Воспитатели
4. Домашнее задание для педагогов: подготовить «Весенний букет» Воспитатели
Повестка дня
I. Теоретическая часть
1. Выполнение решений предыдущего педсовета Руководитель Жунусова Ж.К.
2. Об эстетическом воспитании в ДО Методист Советская А.В.
II. Практическая часть
1. Деловая игра «Педагогический пробег» Методист Советская А.В.
2. Проверка домашнего задания «Лучший весенний букет»

(название букета – принцип его составления).

Методист Советская А.В.
III. Итоги тематической проверки «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» Методист Советская А.В.
IV. Принятие и утверждение проекта решения педагогического совета. Руководитель Жунусова Ж.К.

Что такое эстетическое воспитание?

  • Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности
  • (Д.Б. Лихачёв)
  • Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве. (Краткий словарь по эстетике)
  • Целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить, творить по «законам красоты». (Карл Маркс)
  • Основные положения, говорящие о его сущности понятия «эстетическое воспитание»
  • 1) это процесс целенаправленного воздействия.
  • 2) это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
  • 3) задача эстетического воспитания — формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
  • 4) развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Задачи эстетического воспитания:

  • Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
  • Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Необходимо помнить:

  • Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс.
  • Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус.
  • Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения.
  • Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного воспитания.
  • Важные качества обстановки детского сада – это привлекательно, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом.
  • Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально – образную основу обстановки, её местный колорит.
  • Три правила, которые делают эстетику быта средством эстетического воспитания
  • Жить в красоте
  • Замечать красоту
  • Поддерживать и создавать красоту вокруг себя

Деловая игра «Педагогический пробег»

Участники педсовета делятся на две команды с помощью лотереи. Ведущий игры дает целевую установку: «Командам двигаться каждой по своему маршруту. При правильном ответе на вопросы получать разрешение на переход к последующим этапам пробега. Победителем будет считаться та команда, которая, несмотря на лишения и трудности дистанции, проходит к финишу». Членам команды дается 1 мин. для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме педсовета.

Первая остановка «Мозговой штурм»

(Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ, получают оценочную фишку)

1.Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.

2.Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные.

Красный, желтый и синий.

При их смешивании образуются все цвета светового спектра

3.Назовите цвета, составляющие цветовой круг

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

4.Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования.

К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.

5.Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности

Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

6.Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой.

Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание

7.Назовите основные способы украшения вылепленных изделий

Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки

Вторая остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»

Первая команда

  • Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?
  • Выберите из представленных портретов портрет В.М. Васнецова и из репродукций («Аленушка», «Богатыри», «Иван Грозный») репродукции его картин.
  • Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.

Вторая команда

  • Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?
  • Выберите из представленных портретов портрет И.Е. Репина и из представленных репродукций («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии») репродукции его картин.
  • Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
  • Выскажите предположения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.

Третья остановка «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

Кроссворд «Народно-прикладное искусство в работе с детьми»

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все его посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
  1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он?
  2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан.
  3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.
  4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.
  5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так.
  6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья.
  7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье.
  8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести?
  9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера.

Четвёртая остановка «Мимическая»

Игры на выразительность жестов (движений и мимики)

«Ласка»

Предлагается показать, как они любят свою игрушку, котенка, собачку и т.д.

«Вкусная конфета».

У педагога в руках воображаемый кулёк с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. Предлагая показать мимикой и жестами, какие конфеты на вкус.

Тематический контроль

«Художественно-эстетическое воспитание детей в средних и старшей группах»

Цель : Выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей. Проверить уровень развития детей в средних и старшей группах.

План тематического контроля.

Вопросы контроля Методы контроля Содержание контроля Ответственные
1.Знания, умения и навыки детей Наблюдение пед процесса (просмотр и анализ занятий). Анализ детских работ. Выявление уровня усвоения детьми программы.

Деятельность детей на занятиях.

Методист
2.Знания, умения и навыки воспитателей Наблюдение пед процесса (просмотр и анализ занятий).

Собеседование с воспитателями.

Знание воспитателем программных задач по данной теме.

Анализ форм, методов и приемов работы с детьми.

методист
3.Планирование работы с детьми Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми. Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, планирование работы вне занятий. методист
4.Создание условий Посещение групп.

Анализ предметно-развивающей среды: в группах.

Наличие ИЗО уголка и наличие в нем материала для фронтальных и индивидуальных занятий.

Методическое обеспечение

методист
5.Работа с родителями Анализ документации, наглядной пропаганды Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме.

Анализ планов, наглядной агитации по данному разделу.

методист

Материалы тематического контроля:

1.Оценочный лист « Создание условий для художественно- эстетического развития»

  1. Карта анализа наглядной информации для родителей « Создание условий для художественно- эстетического развития»
  2. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы « Создание условий для художественно- эстетического развития»
  3. Анализ предметно-развивающей среды.

Справка по итогам тематического контроля

На основании годового плана был проведен тематический контроль с целью выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей. Проверить уровень развития детей в средних и старшей группах.

В ходе проверки на контроле были следующие вопросы:

  1. Знания, умения и навыки детей
  2. Знания, умения и навыки воспитателей
  3. Планирование работы с детьми
  4. Создание условий
  5. Работа с родителями

1.Оценка знаний, умений и навыков детей.

Практически все дети проявляют интерес к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке, аппликации наблюдается во всех группах. Основная масса детей выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане).

  1. Оценка профессиональных знаний и умений воспитателей.

Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения пед.процесса (просмотр и анализ занятий), а также в ходе собеседования с воспитателем.

Все педагоги знают программные задачи по данному разделу. Но не все педагоги могут правильно руководить детским творчеством. Многие педагоги, прежде всего понимают личную готовность к занятию только как подготовку материалов, ознакомление с методическими рекомендациями или уже разработанными кем-то конспектами. Профессиональные педагоги строят каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений.

У многих педагогов формальный, нетворческий подход к организации занятий: используются одни и те же методы и приемы обучения, в работу не включаются игровые приемы и ситуации. Мало внимания уделяют анализу детских работ.

  1. Планирование работы с детьми.

В календарных планах воспитателей планируется ОУД по музыке (по плану музыкального руководителя), по художественному творчеству (рисованию, лепке, аппликации) при этом не достаточно внимания уделяется знакомству с художественными произведениями и индивидуальной работе по изодеятельности во 2ой половине дня.

Планируется индивидуальная работа с детьми, беседы по различным темам, наблюдения, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей. Очень мало педагоги планируют и проводят досуги и развлечения, работа с родителями в планах не отражена. Рекомендуется всем группам отражать каждый месяц консультации для родителей, подготовить наглядный материал по развитию художественно творческих способностей детей.

  1. Создание условий.

В детском саду созданы все необходимые условия в группах для развития художественно-творческих способностей детей. В ИЗО уголках имеется материал для лепки, аппликации, имеется разнообразный игровой дидактический материал. Изделия художественных промыслов только в группе « Светлячок». Педагоги этой группы проявили творческий подход к оформлению группового пространства. В группах имеются образцы для рисования, аппликации. Во всех группах материал находится в свободном доступе для детей. Работы детей хранятся в специальных папках.

В группах есть музыкальные уголки, театрализованные зоны: имеются маски, шапочки, ширмы, уголки ряженья с одеждой и атрибутами для перевоплощения в различные образы.

  1. Работа с родителями.

Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что работе с родителями, по развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели уделяют внимание. В творческих уголках воспитатели организуют выставки детских рисунков, поделок для родителей. Родители всех групп принимают участие в различных выставках детского сада.

Привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп к праздникам. Проводят индивидуальные консультации.

  1. Таким образом, можно сделать вывод, что педагоги создают в группах оптимальные условия для художественно-эстетического развития детей, целесообразно используют для этого групповое пространство.
  1. Более творчески подходить к организации занятий по художественно-эстетическому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях.

Ответственные: воспитатели.

Срок: постоянно

Проверка домашнего задания «Лучший весенний букет»

(название букета – принцип его составления).

Решение педсовета:

  1. Продолжать работу по художественно-эстетическому воспитанию детей, более тщательно продумывать оформление и обстановку в группах, в соответствии с возрастом детей.

Срок: постоянно

Ответственные: методист Советская А.В., воспитатели.

  1. Использовать разнообразные формы работы с родителями.

Подготовить наглядный материал для родителей по развитию

художественно-творческих способностей детей.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели

3.Пополнять недостающими материалами и пособиями уголки по художественно-продуктивной деятельности в группах.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №2

Тема: «Совершенствование деятельности ДОУ

по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

Цель:

совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО

Повестка

    Решение предыдущего педсовета. Вступительное слово

Заведующий

2. Итоги тематической проверки «Организация работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей»

Ст. воспитатель

3. Анализ проделанной работы по художественно- эстетическому развитию дошкольников

Ст. воспитатель

4. Деловая игра «Педагогический пробег»

зам.заведующего

5. Принятие решения

Проект решения педагогического совета:

1 .Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки: «Организация работы в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей».

Продолжать осуществлять комплексный подход к художественно - эстетическому воспитанию и развитию детей, гармонично сочетая все формы организации их художественной деятельности, создавая условия для развития самостоятельной творческой деятельности в уголках изобразительной и театральной деятельности.

2. Продолжать работу по художественно-эстетическому воспитанию детей более тщательно продумывать оформление и обстановку в группах, в соответствии с возрастом детей .

Ответственные: воспитатели групп Срок исполнения

3. Планировать с детьми всех возрастных групп слушание классической музыки в практической части непосредственно образовательной деятельности, во время приёма пищи и отхода ко сну.

Ответственные: воспитатели групп Срок исполнения: постоянно

4. Использовать разнообразные формы работы с родителями (постоянно).

«Педагогический пробег»

Выбрать правильное определение

Художественно-эстетическое развитие в соответствии с ФГОС это-

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха

развитие эстетического мировидения, освоение эмоционально-нравственной культуры, формирование творческого воображения и образного мышления средствами художественно- эстетических видов деятельности, предпосылок общей художественной и художественно- конструктивной умелости

Упражнение на развитие воображения

Фантастические гипотезы «Если бы… »

Инструкция: В основе упражнения очень простое и давно известное выражение «Если бы… », именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование.

Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…

Если бы вы поймали золотую рыбку, то …

Если бы все люди стали бессмертными, то…

Если бы у вас был клон который бы выполнял все ваши команды, то…

Если бы слоны умели летать, то…

Если бы я могла летать…

Если бы я понимала язык животных и растений…

Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…

Если бы червяки мигрировали как птицы…

    Если бы пропало слово “если”…

    «Если б мишки были пчелами… »

«Кабы не было зимы, в городах и селах… »

Остановка «Раздумье» (решение педагогических ситуаций).

Первая команда

Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т.д.; дети старшей группы, изучали белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.

Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, Чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?

Вторая команда

Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему. Проанализируйте действие отца с точки зрения теории Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития».

Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?

Станция «Музыкальная»

Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы.

Шумовой оркестр.

Командам предлагается сделать «аранжировку» для русских народных мелодий с использованием музыкальных инструментов.

Остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Первая команда

Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий? выберите из предложенных репродукций работы художника-мариниста, баталиста, портретиста

Выберите из представленных портретов портрет В.М. Васнецова и назовите репродукции.

Вторая команда

Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов? (выберите из предложенных репродукций работы художника-пейзажиста, анималиста, натюрморты)

Выберите из представленных портретов портрет Е.Чарушина и из представленных репродукций репродукции его рисунков .

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и прием в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют

методы:

Наглядные;

Словесные;

Практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

Информативно - рецептивный;

Репродуктивный;

Исследовательский;

Эвристический;

Метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы :

> рассматривание;

> наблюдение;

> экскурсия;

> образец воспитателя;

> показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

> беседу;

> рассказ, искусствоведческий рассказ;

> использование образцов педагога;

> художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

> прием повтора;

> работа на черновиках;

> выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения , по мнению дидактов не может быть

использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

Станция «Театральная»

Театральный коллаж: «День рождения у Лисы»»

(командам предлагается сочинить и показать короткую сказку, где должно быть начало, развитие действия, кульминация, финал. В ней должен быть положительный и отрицательный герой.

Остановка «Умелец»

Задание на изготовление из имеющегося изобразительного материала образца приглашения на праздник «Выпуск в школу» (по содержанию и технике выполнения изготовление пригласительного билета должно быть доступно для детей старшего дошкольного возраста).

Педагогический совет №4

Тема: « Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортных условий для удовлетворения потребностей детей в самовыражении »

Цель педсовета : Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Задачи:

    формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

    формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Подготовка педагогического совета:

Интеграция разных видов детской творческой деятельности (итоги фронтального контроля)

План педагогического совета:

    Аналитическая справка по итогам фронтального контроля (Янгулова Л.М., ст. воспитатель).

    Реализация проектов по художественно-творческому развитию детей. Обмен опытом воспитателей групп (воспитатели групп).

    Выступление «Развитие творческих способностей дошкольников посредствам музыкального воспитания» (Туктаров А.Ф., муз.рук.).

    Деловая игра.

    Обмен мнениями.

Деловая игра

Станция «Раздумье» (решение педагогических ситуаций)

Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, Чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения , способности своих детей?

Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге : «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится» . Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему.

Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явлении

Станция «Калейдоскоп изобразительного искусства»

Как называют художника , отдающего предпочтение изображению моря? Животных? (маринист, анималист)

Какого русского художника называли "певцом русской природы"? (Ивана Ивановича Шишкина)

Какие вы знаете картины этого художника («Сосна» , «Рожь» , «Утро в сосновом бору» )

Как называется известная картина Шишкина с медведями? ("Утро в сосновом лесу")

Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт)

Морской пейзаж (марина)

Как называют художника , отдающего предпочтение изображению лица человека? Военных действий (портретист, баталист)

Точная передача произведения художника , сделанная в типографии (репродукция)

Назовите русского художника-морениста , автора картин : "Волна", "Черное море", и др. (Иван Константинович Айвазовский)

Как звали основателя знаменитой картинной галереи, которая находится в Москве? (Петр Михайлович Третьяков)

Как называют художника , отдающего предпочтение изображению природы? (пейзажист)

Объект изображения (натура)

Изображение художника самого себя (автопортрет)

Один из лучших пейзажей какого художника называется "Золотая осень"? (Исаак Левитан)

Назовите единственную картину Исаака Левитана, где изображен человек. ("Осенний день в Сокольниках".)

Станция «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья) , на котором все его посетители (от мала до велика), считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку. 1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий) 2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево) 3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина) 4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово) 5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой) 6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка) 7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар) 8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура) 9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)

Педсовет №3

Тема «Художественно эстетическое развитее дошкольников».

Цель: расширить знания педагогов и привлечь внимание к работе с детьми по художественно – эстетическому развитию.

Задачи:

1.Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ДОУ 2.Познакомиться с инновационными формами художественно-эстетического развития дошкольников.

Подготовка к педсовету:

    Изучение научно — методической литературы по данной проблеме.

    Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».

    Проведение смотра — конкурса уголков художественного творчества.

Повестка дня:

    Сообщение «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

заведующий Кривохижина Л. Е.

    Итоги тематического контроля — (аналитическая справка по результатам тематической проверки)

    Анализ анкетирования родителей по теме «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

старший воспитатель Семенова Е. В.

    Деловая игра «Путешествие в художественно-эстетический мир».

старший воспитатель Семенова Е. В.

    Результаты смотра – конкурса уголков художественного творчества.

старший воспитатель Семенова Е. В.

    Решение педсовета.

заведующий Кривохижина Л. Е

1. Сообщение «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве"

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание — это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению и без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Академик Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Сущность данного процесса можно определить следующим образом: Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты художественного творчества.

Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Задачи:

    первая — это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте.

Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей;

    вторая задача художественно — эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими";

    третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты". Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетическое восприятие, эстетический вкус, формирование эстетического идеала и эстетической оценки.

Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Согласно теории самооценности дошкольного периода жизни человека А. В.Запорожца, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно – театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе художественно-эстетического воспитания. Но именно художественная деятельность, насыщенная амплификацией, ярко — эмоционально окрашенная от полученного удовлетворения занятиями любимыми видами художественной деятельности, помогает, не насилуя ребёнка сухой дидактикой, добиваться к семи годам тех же результатов, что и интеллектуальные программы. И, кроме того, как результат художественно-эстетического воспитания – духовно богатую, всесторонне развитую личность. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. Одной из основных целей педагогического коллектива должно быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации. Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение создание предметно – развивающей среды, создание гармоничного дизайна территории и помещений детского сада);организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:

— специально организованное обучение;

— совместная деятельность педагогов и детей;

— самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок, кружковую и студийную работу; свободную художественную деятельность; организацию спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников; музейную педагогику; эстетическое оформление интерьеров; участие в городских мероприятиях, и т.д.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Программа «Художественно-эстетического воспитания» в ДОУ включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно- досуговую деятельность. синтез искусств; вокал; хореографию, театрально — игровую деятельность; все виды продуктивной деятельности, краеведение.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.

Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство - как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В основе эстетического воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Среди методов художественно-эстетического воспитания можно выделить следующие:

    метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение педагогом текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

    метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

    метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, проявление ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;

    метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод, педагог предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

Произведения искусства должны обязательно присутствовать в образовательном процессе.

Первое направление - искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.

Второе направление - искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.

Третье направление - искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

Реализация учебной программы художественно — эстетического развития дошкольников требует от воспитателей и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне развитую личность.

2. Итоги тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» (аналитическая справка по результатам тематической проверки)

Цель : определение эффективности воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами изобразительной деятельности.

Основные формы и методы работы:

1. Обследование уровня развития детей

2. Оценка профессиональных умений воспитателя

3. Планирование воспитательно-образовательной работы

4. Оценка форм взаимодействия с родителями

В тематической проверке приняло участие 6 групп:

— 2 группа раннего возраста «Одуванчик»;

— младшая группа «Колокольчик»;

— средняя группа «Незабудка»;

— средняя группа «Ландыш»;

— старшая группа «Василёк»;

— подготовительная к школе группа «Ромашка».

Вывод:

В результате тематической проверки были проведены срезы дня обследования уровня художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и выявлено, что он соответствует возрастной норме: дети проявляют интерес к изодеятельности, умеют создавать изображения при помощи различных изобразительных средств, принимают участия в коллективных работах, воспринимают и эмоционально реагируют на образ и средства выразительности разных видов и жанров, эмоционально откликаются на красоту природы, проявляют интерес к декоративному искусству, самостоятельно создают художественные образы в различных видах изоискусства, владеют основными техническими приёмами рисования, могут передать сюжетную композицию и т.д.

Анализ занятий по изодеятельности показал, что воспитатели владеют методикой проведения занятий, умеют организовывать предметно-развивающую среду, создают условия в группах для проявления творчества детей.

Присутствует и наглядная информация в родительских уголках в виде информационных уголках, оформленных папках-передвижках.

Необходимо обратить внимание воспитателей на то, как дети владеют основными техниками приёма рисования, учить самостоятельно создавать художественные образы в различных видах изоискусства, проявлять творчество в разных видах деятельности, учить создавать декоративные композиции.

Также хотелось предложить использовать в практике методики рисования с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и использовать основные приёмы рисования во время НОД. Продолжать пополнить уголки творчества дидактическими играми по изобразительной деятельности.

Таким образом, проводимая воспитательно-образовательная работа проводится на хорошем уровне и является эффективной.

3. Анализ анкетирования родителей

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой ДОО по художественно-эстетическому воспитанию детей; оценить и корректировать образовательную систему художественно-эстетического развития дошкольников.

Вывод:

Анкетирование показало что, в подготовительной школе группе «Ромашка», старшей группе «Василёк», средней группе «Ландыш», средней группе «Незабудка», второй группе раннего возраста «Одуванчик» родители оценивают интерьер и оформление группы на отлично. Знают, какие занятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду. Считаю, что в ДОУ созданы условия для творческого развития детей. В основном все родители ответили, что в группе имеется наглядная информация и она для них очень полезна.

В старшей группе родители, отвечая на вопрос, какая помощь от педагогов детского сада требуется, родители сообщили: «Создайте пожалуйста кружок по рисованию, нигде в посёлке нет такого. Для развития ребёнка это очень важно! С удовольствием будем ходить!»

В средней группе «Ландыш» родители, отвечая на вопрос: «Имеется ли в вашей группе наглядная информация», ответили: «Спросите у ребёнка», а один родитель поставил прочерк.

В младшей группе «Колокольчик», часть родителей ответили, что оценивают интерьер и оформление группы на отлично, а часть считают, что интерьер группы средний. Также некоторые родители ответили, что в группе имеется наглядная информация и она для них очень полезна, а некоторые в данном пункте поставили прочерк, один родитель написал, что информация выставлена не всегда вовремя.

Таким образом, делая вывод, можно сказать, что родителей полностью устраивает интерьер и оформление групп. Практически все родители считают, что работа по изобразительной деятельности ведётся на достаточном уровне, родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей.

Обратить внимание педагогов, на своевременную подготовку и выставление информации для родителей.

4. Деловая игра: «Путешествие в художественно-эстетический мир»

Педагоги делятся на 2 команды (название команды педагоги придумывают сами). В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает бал.

В состав экспертной комиссии входят: заведующая, музыкальный работник, логопед. Они оценивают ответы и выполненные задания.

Деловая игра состоит из 4 частей. Каждый её этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители. Ведущий напоминает правила игры:

Þ уметь слушать других;

Þ вырабатывать общее решение вопроса;

Þ принимать активное участие в игре;

Þ не оспаривать оценку жюри;

Þ соблюдать культуру речи и тактичность;

Þ придерживаться регламента.

1. Страна «Рисовандия».

Педагоги придумывают название команды, рисуют каждая команда свою эмблему и придумывают свой девиз так, чтобы у первой команды в девиз входило слово рисовать, а у второй команды слово раскрашивать .

2. Страна «Воображандия».

Игра: «Нарисуй глазами детей»

Педагогам предлагается нарисовать на темы: «Приятное — неприятное», «Радость — печаль», «Красивое — безобразное», «Ласковое – грубое» с позиций ребенка. По завершению работы, каждая группа комментирует свой рисунок.

3. Страна «Угадайка».

Педагоги по очереди разгадывают кроссворд.

1. Прием рисования (приманивание)

2. Этим мы рисуем (кисть)

3. Городенская, гжель, хохлома, жостово, мезинкая – как это назвать одним словом (роспись)

4. Нетрадиционная техника рисования (монотипия)

5. Как с латинского переводится словосочетание – декоративно – прикладное искусство (украшаю)

6. Это воспитание способствует развитию эмоционально – чувственной сферы, формирует сенсорную культуру речи ребёнка, формирует представление о поступках, манерах поведения (эстетическое).

4. Страна « Вопросяндия»

1. Назовите три главных цвета, и докажите почему они главные (красный, желтый, синий. При ох смешивании образуются все цвета светового спектра).

2. Назови цвета составляющие цветовой круг (красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Подведение итогов деловой игры.

5. Результаты смотра – конкурса уголков художественного творчества.

6. Решение педсовета:

1. Включать в работу по художественно-эстетическому развитию приёмы рисования по возрастным особенностям детей.

2. Регулярно пополнять уголки художественного творчества.

3. Продолжить проводить выставки детских творческих работ.

4. Активно участвовать в конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ.

Цель:совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №35» НМР РТ

Педагогический совет №2:

«Совершенствование деятельности ДОУ

Подготовила:

Старший воспитатель

Маркова Л.В.

Республика Татарстан

город Нижнекамск. Октябрь 2016г

Педсовет №2

Тема: «Совершенствование деятельности ДОУ

по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

Дата проведения: 27.10.2016г.

Цель:

Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО

Форма организации: педагогический пробег

Подготовка к педсовету:

  1. Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.
  2. Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».
  3. Проведение смотра уголков художественного творчества.

Повестка дня:

  1. Сообщение «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

заведующий Вохмянина Л.Л.

  1. Выполнение рекомендаций предыдущего педагогического совета.

Сообщение. Старший воспитатель Маркова Л.В.

  1. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы по ИЗО» (из опыта воспитателя по ИЗО Конакова С.Ю.)
  2. Квиллинг- как одна из инновационных техник по аппликации из опыта работы сообщение. Кондратьева О.Р.
  3. Итоги тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей». (Справка)
  4. Педагогический пробег. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
  5. Проект решения.

Ведущий. Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников. В пробеге участвуют две команды педагогов. Предстоит путешествие по станциям.

СТАНЦИЯ АКТУАЛЬНАЯ

Одна из отличительных особенностей дошкольника – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений и, что важно для нас, произведений искусства.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
- развитие творческого потенциала ребенка;
- развитие образного, ассоциативного мышления;
- развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (
словесного , музыкального , изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1)
опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2)
опыт художественно-творческой деятельности .

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие» . Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении -
развитие эмоциональной отзывчивости . Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

В ДОУ дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, театром.

Целью работы нашего ДОУ мы считает создание условий, способствующих эстетическому развитию ребенка путем использования различных видов искусства во всех видах деятельности.

СТАНЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

В процессе рисования, лепки ребенок радуется красивому изображению, которое создал сам, или огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают эмоционально положительное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и развитию творческого потенциала.

Первая остановка «Мозговой штурм »

Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ, получает оценочную фишку.

  • Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
  • Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
  • Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
  • Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
  • Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
  • Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
  • Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
  • Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)
  • Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
  • Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
  • Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)

Вторая остановка «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

  1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
  2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (Дерево.)
  3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
  4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
  5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
  6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)
  7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
  8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? (Скульптура.)
  9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера. (Прялка.)

Итак, ярмарка эта называется свистуньей.

Третья остановка «Наблюдай-ка»

Первая команда

Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Животных? (маринист, анималист,)

Выберите из представленных репродукций т В.М. Васнецова и из репродукций репродукции его картин(«Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич и серый волк»).

Выберите из представленных репродукций картины, написанные в холодных тонах.

Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.

Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.

Назовите виды детской деятельности.

(игровая, коммуникативная, трудовая и т. п.)

Вторая команда

  • Как называют художника, отдающего предпочтение изображению Лица человека? Военных действий?(портретист, баталист)
  • Выберите из представленных портретов портрет И.И. Шишкина и из представленных репродукций («Сосна», «Рожь», «Три медведя») репродукции его картин.
  • Выберите из представленных репродукций картины, написанные в теплых тонах.
  • Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых, дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
  • Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей в общей системе воспитательно-образовательной работы.
  • Любая деятельность содействует тому, что ребенок…

(развивается, социализируется и т. п.)

По-прежнему ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игровая деятельность. Игры детей разнообразны по своему содержанию и видам.

Остановка «Конечная».

Я вас поздравляю с прибытием на конечную остановку. Вы сегодня хорошо поработали и актуализировали свои знания по теме нашего педагогического совета.

1. Мастер-класс по рисованию.

2. В настоящее время особый интерес проявляется к искусству бумагокручения – квиллингу– это занимательное ручное творчество из бумаги для детей и взрослых. Кодратьева О.Р.

3.Послушаем выступление о нетрадиционных способах использования пластилина- технике «пластилинография» (способ налепа) . Богаткина Е.А.

III часть. Заключительная часть

И раз мы сегодня говорим о художественно – эстетической деятельности, то и притча сегодня тоже будет о деятельности

Двое мудрецов отправились по свету посмотреть как люди живут. В одном не большом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.

Что ты делаешь? - спросили они у одного человека. - Я таскаю камни наверх.

А ты что делаешь? - спросили они другого. - Я зарабатываю детям на еду.

Ну, а ты что делаешь? – спросили они третьего.

Я строю храм Божий!

И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь, важно, как ты к этому относишься.

Я надеюсь, что наша игра была для вас познавательна. Спасибо за участие!

Проект педагогического совета.

  1. Включать в работу по художественно-эстетическому развитию детей нетрадиционные подходы.

(постоянно)

Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель Маркова Л.В.

Срок: постоянно

  1. Регулярно пополнять уголки художественного творчества.

Ответственные: воспитатели.

  1. Продолжить проводить выставки детского творчества.

Ответственные: воспитатели.

  1. Провести мастер-класс по рисованию, лепке, аппликации для молодых специалистов.

Ответственные: воспитатель по ИЗО Конакова С.Ю., старший воспитатель Маркова Л.В.

Срок: в течении учебного года

  1. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки: «Организация работы в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей».

Ответственные: воспитатели.

Срок: ноябрь-декабрь

  1. Активно участвовать в конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ.

Ответственные: воспитатели.

Срок: в течении учебного года

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 35»НМР РТ

Справка

по результатам тематического контроля

«Организация художественно-эстетическому развитию детей»

Составил

Старший воспитатель

Маркова Л.В.

2016г.

Тематическая справка: «Организация художественно-эстетическому развитию детей»

Дата проведения контроля: 17.10.-22.10 2016 г.

Объекты контроля: все группы.

Проверяющий: заведующий МАДОУ №35 Вохмянина Л.Л., старший воспитатель Маркова Л.В., воспитатель по ИЗО Конакова С.Ю.

Цель: изучение работы педагогов по организации художественно - эстетического развития детей в соответствии с ФГОС.

В ходе тематической проверки членами экспертной группы были изучены следующие направления:

1.Анализ создания в группах, кабинетах, помещениях необходимой развивающей предметно - пространственной среды художественно - эстетического развития.

2.Анализ перспективно- тематического планирования, методического обеспечения.

3.Соответствие применяемых методик и технологий возрасту детей, требованиям ФГОС ДО.

4.Результативность работы.

5.Организация работы с родителями, социумом по художественно- эстетическому развитию воспитанников.

I. Оценка уровня знаний, умений и навыков детей.

В ходе тематической проверки проводилось обследование детей всех возрастных групп по разделу художественное творчество.

Проанализировав детские работы, знания, умения, навыки детей в старшей и подготовительной группе можно сделать следующие выводы.

1.Ребёнок видит характерные эстетические признаки окружающих предметов - 87%,

2.Воспринимает и эмоционально реагирует на образ и средства выразительности разных видов и 3.жанров - 87%

3.Эмоционально откликается на красоту природы, проявляет интерес к декоративному искусству – 93%

4.Самостоятельно создаёт художественные образы в различных видах изоискусства - 93%

5.Владеет основными техническими приёмами рисования – 93%

6.Может передать сюжетную композицию – 81%

7.Интегрирует разные виды изодеятельности в индивидуальной и коллективной работе -

8.Знаком с изделиями русского декоративно-прикладного искусства – 100%

9.Умеет создавать декоративные композиции – 87%

10.Проявляет творчество в разных видах изодеятельности – 93%

В младшей и средней группе :

1.Проявляет ли интерес к различным видам искусства и изодеятельности – 64%

2.Умеет создавать простейшие изображения красками, карандашами, из пластилина – 78%

3.Способен создать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности – 78%

4.В рисунке передаёт сюжет – 42%

5.Самостоятельно выбирает способы изображения и художественные материалы – 42%

6.Обладает элементарными способностями к изодеятельности (чувство цвета, формы) – 71%

7.Создаёт декоративные композиции – 57%

8.Принимает участие в коллективных работах – 93%

9.Эмоционально реагирует на результат работы – 93%

10.Владеет основными техническими навыками и умениями – 93%

Практически все дети проявляют интерес к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке, аппликации наблюдается во всех группах. Основная масса детей выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане).

II. Оценка профессиональных знаний и умений воспитателей.

Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ занятий), а также в ходе собеседования с воспитателем.

Все педагоги знают программные задачи по данному разделу. Но не все педагоги могут правильно руководить детским творчеством. Многие педагоги, особенно молодые, прежде всего понимают личную готовность к занятию только как подготовку материалов, ознакомление с методическими рекомендациями или уже разработанными кем-то конспектами. Профессиональные педагоги строят каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. Недостаточно развитое эстетическое восприятие педагогов является причиной формирования штампов, которые внедряются в сознание детей (так бывает, а так не бывает).

У многих педагогов формальный, нетворческий подход к организации занятий: используются одни и те же методы и приемы обучения, в работу не включаются игровые приемы и ситуации, часто дается непосредственный прямой показ способа изображения, в результате чего у детей образуется установка на то, что рисовать, лепить или делать аппликацию можно только после того, как воспитатель продемонстрирует, как это надо делать. Не продумывают педагоги и варианты занятий. Мало внимания уделяют анализу детских работ.

III. Планирование работы с детьми.

В календарных планах воспитателей планируется ООД по музыке (по плану музыкального руководителя), по художественному творчеству (рисованию, лепке, аппликации) при этом не достаточно внимания уделяется знакомству с художественными произведениями и индивидуальной работе по изодеятельности во 2ой половине дня. Хорошо планируется ознакомление с художественной литературой.

Планируется индивидуальная работа с детьми, беседы по различным темам, наблюдения, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей. Очень мало педагоги планируют и проводят досуги и развлечения, работу с родителями в планах не отражена, т.к. не предусмотрено место. Рекомендуется всем группам отражать каждый месяц консультации для родителей, подготовить наглядный материал по развитие художественно творческих способностей детей.

IV. Создание условий.

В МАДОУ №35 созданы все необходимые условия в группах для развития художественно-творческих способностей детей. В методическом кабинете имеются произведения изобразительного искусства разных видов и жанров, есть все необходимые изобразительные материалы, имеется разнообразный игровой дидактический материал, народные игрушки и т.д.

В музыкальном зале имеются музыкальные инструменты, пособия, атрибуты, комплекты аудиозаписей песен, музыкальных произведений, куклы би-ба-бо и другие виды театров.

В группах оборудованы музыкальные уголки, театрализованные зоны, уголки по художественно-продуктивной деятельности. Наличие материалов в уголках не во всех группах соответствуют требованиям и возрасту детей.

В учреждении созданы условия для приобщения детей к народно-декоративному творчеству –кабинет ИЗО, функционирует кружок «Весёлая акварелька» для художественно-творческого развития детей.

V. Работа с родителями.

Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что работе с родителями, по развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели уделяют внимания. Воспитатели организуют выставки рисунков, поделок из природного материала и овощей. В группах прошли выставки «Осенний букет», «Дары осени», в которых принимали участие родители с детьми и педагоги.

Привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп к праздникам. Проводят индивидуальные консультации.

Прошло анкетирование: «Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста», которое показало такие результаты:

1. 100% опрошенных считают интерьер и оформление группы хорошим, уютным, интересным для детей.

2. 96% родителей знаю, что в учреждении проводится работа по развитию художественно-творческих способностей детей.

3. 96%считают, что в учреждении созданы условия для творческого развития ребёнка?

4. 75% детей дома проявляет интерес к художественно-творческой деятельности, таким как рисование, лепка, аппликация, музыка. театрализации)?

4. чтобы поддержать этот интерес родители с детьми:

ходят на выставки, концерты для детей, в театр - 48%

покупают книжки раскраски, смотрят телепередачи – 52%

5. 96% родителей хранят детские рисунки.

6. 100% родителей интересна и полезна наглядная информация в группе.

  1. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме

Художественно-творческого развития ребёнка?

Консультации, мастер-классы ответили – 55% родителей

Просмотры занятий художественно - эстетического цикла – 20%

  1. Более творчески подходить к организации занятий по художественно-эстетическому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях. (Постоянно)

Ответственные: воспитатели.

  1. При планировании занятий (изодеятельность, музыка, конструирование, аппликация) использовать наглядный материал из комнаты народного быта и методического кабинета

(Постоянно).

Ответственные: воспитатели. Знания, умения

и навыки детей

Обследование

уровня развития детей и анализ полученных результатов.

Наблюдение и анализ

проведения непосредственно образовательной деятельности.

Наблюдение и анализ совместной деятельностью педагогов и детей

Уровень развития изобразительных способностей детей.

Знание различных техник рисования и применение их на практике.

Наличие интереса у воспитанников

к художественно-творческой деятельности

17.10.2016г

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель

Оценка профессиональных умений педагога

по обучению детей изобразительной деятельности

Наблюдение за работой педагога

с детьми.

Анализ работы по самообразованию.

Анализ содержания творческой лаборатории (методическая литература, разработки, карточки-схемы и т. д.).

Беседа по вопросам

Использование нетрадиционных методов

и приемов в работе.

Организация совместной деятельности

с детьми.

Руководство самостоятельной

деятельностью воспитанников.

Реализация личностно ориентированного подхода в работе с детьми

18.10.2016г

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель

Планирование работы с детьми

Анализ плана работы с детьми

Анализ плана индивидуальной работы с воспитанниками

Системность планирования непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Планирование совместной деятельности

с воспитанниками.

Планирование индивидуальной

работы с детьми.

Организация самостоятельной

деятельности детей

19.10.2016г

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель

Создание условий

Изучение предметно-развивающей среды в изостудии (кабинете ИЗО)

Анализ программно-методического обеспечения процесса.

Анализ результатов смотра-конкурса на лучший уголок изобразительной деятельности

Соблюдение инструкций по охране жизни

и здоровья детей, санитарно-гигиенических требований к организации предметно-развивающей среды.

Наличие и размещение оборудования для организации изобразительной деятельности

с детьми.

Наличие наглядных пособий, альбомов и т. д.

Создание условия для организации выставок детских работ

20.10.2016г.

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель

Формы взаимодействия

с родителями

Анализ плана взаимодействия

с родителями.

Анализ наглядной информации (папки-передвижки, стенды, выставки и пр.).

Анкетирование родителей

Системность планирования взаимодействия

с родителями.

Используемые формы взаимодействия.

Степень участия семей воспитанников

в образовательном процессе

21.10.2016

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель