План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Открытое занятие на тему: «Золотая осень». Познавательное занятие в старшей группе «Теремок

Тема: «Осень»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени, находить их самостоятельно, уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Формировать связанную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, умение выслушивать других детей.

Продолжать обследовать предметы, используя различные анализаторы, развивать умение видеть противоположности в предметах, называть их;

Ход занятия (сюрпризный момент появление осени )

1. Игра «Осень в гости к нам пришла”…

Собрали разноцветные листочки, полюбовались, подули на них.

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

Подбросили их вверх, пусть листочки летят, укроют разноцветным ковром

всю землю.

2.Беседа с детьми по теме: «Осень». Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и просит назвать, какое время года сейчас. Затем уточняет детей:

После, какого времени года наступает осень?

Назовите осенние месяцы.

Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?

Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

Какая погода бывает осенью? Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель поясняет, если идёт дождь — дождливая, дует ветер — ветреная, если на улице холодно – холодная и т. д.

3. Дидактическая игра «Исправь ошибки». В гости к детям приходит зайчик здоровается с детьми, предлагает поиграть в игру.

Осенние месяцы — февраль, июнь, март?

Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь?

Осенью погода ясная, солнечная, тёплая?

Когда бывает такая погода: в начале или конце осени?

— Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии?

Осенью дети надевают куртки и сапоги?

Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях?

4.Физкульт минутка:

Ветер дует нам в лицо (помахать руками в лицо)

Закачалось деревцо (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише (присесть, помахать руками – вниз)

Деревцо все выше, выше (потянуться вверх) .

5.Лес, лесок стоит богат,

Угощает всех ребят:

Девчонок – земляникой, черникой,

Мальчишек – орешками, грибами – сыроежками.

Посмотрим, что же нам сегодня приготовил в подарок «чудесный мешочек”.

Послушайте, что он говорит:

Я мешочек не простой

Я мешок – с секретом,

Как узнаешь, что во мне-

Расскажи об этом.

6.Игра «чудесный мешочек”.

Развязываем мешочек, поочередно вынимаем, называем, что там.

Что это? Фрукты.

Чем фрукты отличаются друг от друга?

(цвет, форма, размер)

Чем они похожи? (растут в саду)

Покатать по столу. Почему одни фрукты катятся, а другие нет?

7. Как вы думаете, фрукты вкусные?

Хотите попробовать?

Игра «Угадай на вкус”.

Что ты съел? Как догадался, что это яблоко? (вкус яблока)

Какое яблоко на вкус? (сладкое, ароматное, хрустящее)

И тд. все фрукты

Что можно приготовить из этих фруктов?

Сок из яблока какой? – яблочный

Из груши –

Из апельсина – Угощение конфетами

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 119»

Конспект занятия в старшей группе

«Осень»

Составила: Ильева И. M . Асалиева Л.И.

Воспитатели

Цель занятия: Формирование у детей старшей группы интерес и любовь к родной природе

Программное содержание: Закрепить знания детей об осенних явлениях природы, приметах и месяцах осени. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать активный словарь детей прилагательными рябиновый березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

Ход занятия

Воспитатель.

- Посмотрите, какая сегодня погода? (Ответы детей.)

- Какое время года наступило?

- Почему вы решили, что пришла осень?

- Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей.)

- Послушайте стихотворение про осень.

« Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый,

Утешает осень; «Не жалейте лета!

Посмотрите - роща золотом одета». З. Федоровская

- Что еще, кроме листьев, меняется осенью в природе? (Ответы детей.) Осень бывает разной: грустной и веселой, пасмурной и солнечной.

- Как вы понимаете русскую пословицу «В осеннее ненастье семь погод на дворе»? (Ответы детей.)

- Но осень прекрасна в каждом своем мгновении. Давайте вспомним, какие деревья растут на участке нашего детского сада. (Рябины, березы, тополя, лиственницы, липы.)

А послушайте, какое стихотворение написал поэт об осеннем явлении природы

«Опавшие листья шуршат под ногами,

Всю землю, укрыв разноцветным ковром,

И клёнов осенних холодное пламя

Сверкает на солнце прощальным костром.

А ветер всё гонит опавшие листья

И клином печальным летят журавли.

Мне поезд, из лета умчавшийся в осень,

Билетиком желтым помашет вдали». И. Бутримова

Воспитатель. Как называется этот золотой дождь? Правильно, это листопад. Листья березы, какие листья? (Березовые.)

Игра « С какого дерева листок»

Листья у березы (березовые)

У клена (кленовые), тополя, рябины, липы,

-- Какого они цвета? (ответы детей)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)

(сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Какой сейчас месяц?

Игра « Реши ребус» ( по первым буквам картинок, дети угадывают название месяца)

- Наступает последний месяц осени - ноябрь. В народе ноябрь называют листогной, полузимник, потому что после него идет зима. О ноябре бытует много пословиц

Ноябрь - ворота зимы.

Ноябрь - сумерки года.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

В ноябре довольно темные ночи, ведь снега еще нет.

О приметах погоды тоже есть пословицы.

Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.

В ноябре снегу надует - хлеба прибудет.

Ну а теперь я вам предлагаю, оценить свое настроение, которое осталось у вас от нашего занятия, в цветовой гамме осени. Вспомните, какие цвета осень использует в раскрашивании деревьев. Из корзинки выберите листок того цвета, какое у вас настроение. (воспитатель при рассматривании листочков детей, выясняет, почему ребенок взял,тот или иной цвет) Затем из этих листьев дети собирают осенний ковер.

Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало...»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.

Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.

Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем, -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Тучи небо кроют,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно. Посмотрите на этот осенний букет из листьев.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.

Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Воспитатель раздает листья детям в руки.

Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)

Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)

На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)

А листья дуба? (На медные монеты.)

Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)

Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)

Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)

Листья осенью красивые, а стали еще... (Красивее.)

И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.

Листья осенние тихо кружатся.

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят.

(Движение руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся.)

Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Какими словами поэт называет осень, выражая свое особенное отношение, чувство к ней? (Очей очарованье! Приятна мне твоя краса. Люблю я...)

Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы...)

О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)

- Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

(Из романа «Евгений Онегин»)

Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)

Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу...)

Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц - ноябрь.

Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро...)

Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?

А вы любите осень? (Ответы детей).

Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».

Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).

А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей).

А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре - осени? (Рассказы детей).

«ОСЕНЬ »

.

Осень” .

Образовательные:

осенней поре года ;

осенний период .

осени

Развивающие:

Воспитательные:

Здоровьесберегаюшие:

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Оборудование:

Обручи для «кочек»

Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»

Ход НОД:

группу

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень .

Осени .

.

Я – разбойник Злой, могучий.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень , дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма!

Осень

Воспитатель:

осенним

(ребята идут по осенним

какого наше первое задание:

(Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

осень в сентябре

4. А как называют осень в октябре

5. Ну а как же мы называем осень в ноябре

Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .

.

осенние приметы вы знаете ?

Физминутка

«Мы идем в осенний лес »

Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте

«удивляемся»

«корзинку»

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Украшай осенний бор

осенью (ответы детей)

Осень из плена Злого разбойника.

«Игра ДА или НЕТ» «да» или «нет» .

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

«С какого дерева листок?»

(липовый) .

Итак 1,2,3 начало игры.

Практическая часть:

:

Освобожу я вашу Осень

Осень

Осень Осень

(Ответы детей) .

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .

осени

осенней поре ?

Публикации по теме:Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ »

(образовательная область познавательное развитие) .

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень” .

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Закрепить знания детей об основных признаках осени , цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Здоровьесберегаюшие:

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.

Маски деревьев берёзы, клёна, липы;

Обручи для «кочек»

Листочки из картона для дорожки;

Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»

Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход НОД:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень .

Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени .

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .

Я – разбойник Злой, могучий.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень , дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма!

Воспитатель: Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?

Воспитатель:

Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот

какого наше первое задание:

1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А как называют осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. Ну а как же мы называем осень в ноябре ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?

Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Воспитатель: Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.

Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.

(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги) .

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете ?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.

Физминутка

«Мы идем в осенний лес »

Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор

Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью ? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей) . (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).

Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет» .

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием, вы справились успешно. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок.

Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна (клиновый, а если с липы (липовый) .

Итак 1,2,3 начало игры.

Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями

Практическая часть:

Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая то записочка от него итак давайте прочитаем. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает) :

Освобожу я вашу Осень , если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.

Воспитатель: Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень . (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).

Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень . Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) .

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени . И показали себя настоящими знатоками природы!

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре ?

Публикации по теме:Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ »

(образовательная область познавательное развитие) .

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень” .

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Закрепить знания детей об основных признаках осени , цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Здоровьесберегаюшие:

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.

Маски деревьев берёзы, клёна, липы;

Обручи для «кочек»

Листочки из картона для дорожки;

Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»

Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход НОД:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень .

Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени .

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .

Я – разбойник Злой, могучий.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень , дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма!

Воспитатель: Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?

Воспитатель:

Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот

какого наше первое задание:

1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А как называют осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. Ну а как же мы называем осень в ноябре ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?

Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Воспитатель: Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.

Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.

(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги) .

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете ?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.

Физминутка

«Мы идем в осенний лес »

Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор

Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью ? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей) . (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).

Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет» .

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием, вы справились успешно. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок.

Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна (клиновый, а если с липы (липовый) .

Итак 1,2,3 начало игры.

Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями

Практическая часть:

Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая то записочка от него итак давайте прочитаем. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает) :

Освобожу я вашу Осень , если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.

Воспитатель: Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень . (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).

Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень . Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) .

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени . И показали себя настоящими знатоками природы!

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре ?

Публикации по теме:Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ »

(образовательная область познавательное развитие) .

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень” .

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Активизировать словарь детей по теме занятия;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Закрепить знания детей об основных признаках осени , цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Здоровьесберегаюшие:

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.

Маски деревьев берёзы, клёна, липы;

Обручи для «кочек»

Листочки из картона для дорожки;

Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»

Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход НОД:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу , к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень .

Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени .

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .

Я – разбойник Злой, могучий.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень , дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма!

Воспитатель: Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?

Воспитатель:

Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот

какого наше первое задание:

1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А как называют осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. Ну а как же мы называем осень в ноябре ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?

Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Воспитатель: Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.

Познавательный мультфильм «Почему опадают листья» .

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.

(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги) .

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете ?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.

Физминутка

«Мы идем в осенний лес »

Мы идем в осенний лес . - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор

Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью ? (собирают урожай и делают заготовки, какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей) . (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).

Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет» .

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием, вы справились успешно. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок.

Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна (клиновый, а если с липы (липовый) .

Итак 1,2,3 начало игры.

Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями

Практическая часть:

Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая то записочка от него итак давайте прочитаем. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает) :

Освобожу я вашу Осень , если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.

Воспитатель: Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень . (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).

Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень . Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) .

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной .

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени . И показали себя настоящими знатоками природы!

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре ?

Тема занятия: «В гости к Осени»

Скороговорка дня:

Пекла для Варюшки подружка ватрушки.

Подружке подушку пошила Варюшка.

Цель занятия : актуализация и использование знаний о правилах поведения в природе.

Оборудование и материалы : репродукции картин (осенние пейзажи), символьные рисунки — правила поведения в природе, цветная бумага, картон, кукла Осень.

Предварительная работа

С помощью родителей и педагога дети подбирают загадки о деревьях. Познакомим детей с метафорами и сравнениями, часто встречающимися в загадках при описании деревьев.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит, колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель, сосна.)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель, сосна.)

Вот растенье перед нами,

У него, смотри, друг мой,

Папа — с красными серьгами,

Мама — с белой бородой! (Тополь.)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза.)

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу согни рук.

А в руках — душистый груз

Спелых бус на разный вкус. (Сад.)

В загадках нередко называют ель и сосну «стройной девицей», так как у этих деревьев почти всегда бывает ровный прямой ствол. Сережками называют семена березы, тополя, действительно напоминающие длинные серьги. Ягоды и плоды некоторых деревьев напоминают бусины. Ствол березы сравнивают с белым сарафаном, подчеркивая то, что это дерево является символом России и «носит» традиционную национальную одежду. Белой бородой в загадке о тополе названы созревшие семена. Разлетаясь под летним ветром, они будут напоминать снег.

Ветви деревьев в стихотворениях и загадках часто называют руками. Сами дети, «превращаясь» в деревья в ходе различных игр, инсценировок, приходят к выводу, что их ступни служат им опорой, как корни дереву, туловище — это ствол, руки — ветви, пальчики — листья, голова — верхушка дерева.

Чтение. Э.Аттли «Приключения поросенка Плюха», глава «День большой уборки» (перевод с англ. И.Баллод и И.Румянцевой). Обсудим, как искал в лесу березу герой книги поросенок Плюх. Почему Плюх никак не мог ее отыскать? (Потому что друзья назвали ему отдельные, не самые главные отличительные черты березы.) Составим описание березы, по которому ее легко будет найти.

Часть I. Собираемся в гости

Цели: актуализация, дополнение и систематизация знаний о природных сообществах; развитие речи; формирование умения разгадывать загадки, содержащие метафоры и описание сезонных изменений, умения «читать» символьные рисунки.

Педагог. Осень пригласила нас в гости. А где живет Осень? Где ее можно встретить? Вот вам первая загадка-под- сказка:

Дом со всех сторон открыт,

Он зеленой крышей крыт.

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Рассмотрим изображения осеннего леса, найти признаки осени. Можно предложить вниманию детей единый рисунок, на котором изображены различные растительные сообщества.

Педагог. Давайте узнаем, о чем рассказывает вторая загадка.

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой —

И желт, и синь, и ал! (Луг.)

Рассмотрим рисунок «Осень на лугу», расскажем, какие изменения произошли с растениями и обитателями луга.

Педагог . Две загадки, которые я прочитаю вам сейчас, имеют общую отгадку.

Какое море за селом

Волнует ветерок?

В нем волны можно собирать,

Укладывать в мешок. (Поле.)

Зимой бело,

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено. (Поле.)

Обсудим, почему поле сравнивают с морем, о каких изменениях говорится во второй загадке; каким еще бывает поле в конце лета и осенью (желтым).

Педагог. У двух загадок, с которыми я хочу вас познакомить, также одна отгадка. Слушайте внимательно, и тогда вы сможете правильно подобрать недостающее слово для второй загадки.

Здесь у нас разбиты грядки,

А на грядках по порядку

Дружно овощи растут:

Тут — морковь, а редька — тут. (Огород.)

Здесь растут морковь, капуста,

И картофель здесь растет.

А зимой здесь будет пусто —

Отдыхает... (огород).

С опорой на рисунки обсудить, что происходит осенью на огороде.

Игра-разминка на развитие внимания «В лесу и на болоте».

Предложить вниманию детей символьные рисунки, обозначающие лес, реку, болото, поле. Договориться о том, как передавать эти понятия при помощи движений.

Дети произвольно двигаются по группе, педагог или водящий командует: «Внимание!» — и показывает один из сигнальных рисунков. Игрокам нужно выполнять оговоренные движения до следующего сигнала. Педагог предлагает разные ситуации: «кукует кукушка», «вижу подберезовик», «посмотрим по компасу, где север, где юг?» Игрокам нужно постараться действовать в соответствии с этими ситуациями: поднять голову, поискать взглядом кукушку, остановиться, прислушаться; наклониться за грибом (педагог отметит — грибы нельзя срывать, нужно срезать ножом, чтобы на этом месте вырос новый гриб), срезать, рассмотреть его; достать из кармана компас, расположить его на ладони, определить направление.

Педагог. Признаки наступившей осени видны везде. Ее можно встретить на лугу и в поле, в огороде и в саду, в лесу и у реки, в скверах и в парках. Я предлагаю вам отправиться в парк, в гости к Осени. Как вы думаете, мы с вами готовы отправиться в гости?

Подведем детей к пониманию того, что, собираясь в гости, нужно знать правила хорошего тона и необходимо приготовить подарок.

Чтение символьных рисунков «Правила поведения в природе». Выберем из рисунков те, что советуют нам, как нужно и как не нужно поступать. Первые обведем в голубую рамку, вторые — в красную. (Например, нельзя ломать ветви, собирать незнакомые грибы и ягоды, срывать ягоды, которые при годятся птицам зимой.) Общее правило можно сформулировать так: не нужно вмешиваться в жизнь природных объектов, можно наблюдать за ними.

Поставим перед детьми задачи: собрать букет из листьев, растения для гербария, материал для поделок; рассмотреть убранство деревьев, запомнить их названия; выяснить, куда спрятались насекомые.

Выполнение аппликации «Белая береза» в подарок Осени.

Часть II. Серенькое утро, красненький денек

Цели: развитие слухового восприятия, речи, вербального воображния; формирование умения составлять загадки, выбирая наиболее существенные признаки предметов; тренинг общения.

Детей встречает Осень. Они приветствуют Осень, рассказывают ей о том, что бы им хотелось узнать об изменениях, происходящих в природе в это время года.

Осень организует для детей экскурсию по парку, знакомит с его обитателями: птицами (трясогузке, воробей, грач, галка, сорока, синица, горлица, зяблик), насекомыми. Дети могут рассмотреть знакомые деревья (тополь, осину, липу, березу, вяз, иву и др.).

Педагог. Вы заметили, осенью изменились не только краски, но и звуки. Закройте глаза и прислушайтесь.

Дети слушают и комментируют: поет птица, шуршит листва, звучат шаги и т. д.

Игра «Что делает?» Подберем для каждого предмета или живого существа подходящее действие. Дети делятся на команды и по очереди задают соперникам задания. Например: ветер (дует), листва (шуршит, опадает, желтеет) машина (едет, мчится, останавливается), дети (гуляют, играют, учатся) и т.д. Затем необходимо назвать какие-либо признаки предметов: небо (голубое, чистое), синица (маленькая, веселая), береза (высокая, белоствольная).

Дидактическая игра «Осенние загадки» . Используя названные в игре «Что делает?» характерные признаки предметов и существ, придумать загадки о деревьях, кустарниках, осенних цветах, о птицах, насекомых, зверях, о небе, солнце, дожде. Желательно, чтобы описание получилось «осенним», т. е. чтобы предметы, растения и животные, явления были описаны такими, какими они бывают осенью.

Например: «Я высокое стройное дерево. У меня светлосерый ствол. Мои ветви устремлены вверх. Мои листья имеют форму сердечка. Осенью они становятся желтыми и хрупкими». (Тополь.)

Разминка «Деревья».

Тур I. Игра на развитие внимания «Березки — елочки». По команде педагога игроки «превращаются» то в березку (образовать руками дуги и отодвинуть их от туловища), то в елочку (прижимать плечи к телу, а предплечья развести в стороны).

Тур II. «Осенние истории». Педагог описывает разные ситуации, детям, играющим роль различных деревьев (по их выбору), нужно самостоятельно решить, что делать. Например: подул легкий ветерок, сильнее, ещё сильнее (дети поднимают руки вверх, выполняют наклоны все большей амплитуды). Ветра нет, листочки тихонько шелестят (дети стоят с поднятыми руками, шевелят пальчиками). Ворона села на правую веточку (покачать правой рукой), теперь перелетела на левую (покачать левой рукой).

В завершение прогулки Осень предлагает детям собрать осенний букет и материалы для поделок.

Последующая работа

Собранные листья высушим, приготовим красивые букеты, украсим ими группу. Прочитаем детям о том, что происходит в природе осенью.