Платок как головной убор на руси. Внеклассное занятие " праздник русского платка"

Если мы оглянемся на историю, то увидим, что в разных культурах и странах платок является очень символичным аксессуаром :

— в Древнем Египте, например, платок был символом социального статуса;

— в Риме платок считался важным функциональным аксессуаром, который защищал от холода и ветра;

— во времена первых христиан женщины покрывали голову в знак власти над ними мужа;

— во Франции, благодаря Людовику XIV, платок стал предметом роскоши и свидетельствовал о принадлежности дворянскому происхождению;

— на Руси образ замужней красавицы был немыслим без головного убора. Платок на её голове означал перемену социального статуса на замужний.

Предшественником русского платка был убрус – украшенное белое полотенце из льна. Убрус был украшен вышивкой и кружевами. Позднее, в 17 веке, на Руси уже появляется платок и шаль (шаль переводится с персидского языка, как «большой узорный платок»).

Кстати, на Руси, в дворянских семьях, девочек учили носить шаль, повязывать её и даже танцевать с ней.

А как обстоят дела с платками и шалями сейчас? Мировые дизайнеры по-прежнему считают, что «настоящая женщина всегда имеет наготове платок, а настоящая модница даже не один, который в одно мгновение делает неотразимым и нарядным даже самый заурядный костюм или платье».

Действительно, платок и шаль являются универсальным аксессуаром, благодаря которым можно всегда выглядеть по-разному. Платок может быть и частью повседневной одежды, и нарядным аксессуаром. Мы можем использовать его не только как модный аксессуар, но и как элемент собственного неповторимого стиля.

Платок был великолепным элементом стиля многих знаменитостей разного времени:

Одри Хепберн, Грейс Келли и Софи Лорен умело использовали этот аксессуар в качестве украшения, головного убора и законченного образа.

Современные модницы вдохновляются примерами знаменитостей и стильных женщин и по-разному повязывают платки, умело сочетая их и с повседневной, и с нарядной одеждой.

Благодаря многофункциональности и универсальности платка, каждая из нас имеет прекрасную возможность поэкспериментировать с разными стилями и образами, чтобы выбрать для себя то, что по душе. Платок – актуальный аксессуар не только в храме, но и за его пределами.

Вконтакте

Эти платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. К XVII веку убрус уступает место платку или шали.

vector-images.com , CC BY-SA 3.0

К началу XVIII века в районе г. Павловский посад уже существовали традиции кустарного текстильного производства. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.


, CC BY-SA 3.0

Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово Иваном Дмитриевичем Лабзиным. Лабзины имели небольшое производство. Большая часть материалов раздавалась крестьянам окрестных селений, которые на домашних станах вырабатывали шелковые и бумажные материи и платки.

Правнук, Яков Иванович Лабзин, совместно с Василием Ивановичем Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павлово-посадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Расцвет мануфактуры приходится на 1870-1880-е годы. В 1881г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.

После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.

В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года - ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Фотогалерея






Дата начала: XVII в.

Полезная информация

История - павловопосадские платки

Названия фабрики

После 1855 года платочное предприятие имело разные названия:

1868г. - Полное товарищество "Яков Лабзин и Василий Грязнов"

1892г. - Товарищество на паях "Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова в Павловском Посаде"

1918г. - фабрика была национализирована и стала называться

Старо-Павловская фабрика № 11 Государственного камвольного треста ВСНХ

1928г. - фабрика имени 10-й годовщины Красной Армии Главного управления шерстяной промышленности

1963г. - Московское производственное платочное объединение

1989г. - Павлово-Посадское производственное платочное объединение

1992г. - Акционерное общество закрытого типа "Павлово-Посадские шали

с 1995г. - Открытое акционерное общество "Павловопосадская платочная мануфактура"

Василий Павловопосадский

Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова.

В августе 1999 г. В.И.Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.

Традиционным головным убором русских крестьянок 100-150 лет назад были шали и платки. У многих народов существовала традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой, женщина с непокрытой головой становится легкой добычей и вместилищем нечистой силы. Именно поэтому показаться простоволосой было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло «опростоволоситься», то есть опозориться.

В старину голову покрывали полотенцами, которые назывались убрусами. Сведения о полотенцах-убрусах сохранились в письменных памятниках, начиная с ХII века. Обычай покрывать голову полотенцами существовал в некоторых местах России еще и в ХIХ веке. В глубокой же древности для покрывания головы использовались также и куски ткани - платы. Полотенца-убрусы и платы - платки обычно носили сверх головного убора, и только с отмиранием самобытного народного костюма в ХIХ веке головные полотенца уходят из быта, а платками начинают покрывать голову сначала на мягкие волосники (мягкая шапочка из ткани, которую надевали сразу после венчания), а затем прямо на волосы.

До появления крупной промышленности полотенца и платки ткались крестьянками на простых домашних станках. Их или украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры. Сами же платки появились на Руси в ХVI - XVII веках и назывались «канаватки». Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. Канаватками торговали восточные купцы, их привозили издалека, и для русской женщины они были бережно хранимой драгоценностью. Такой платок носили вроспуск, накинув на головной убор серединой продолговатой стороны, укутав им всю фигуру.

В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея заповедника бережно хранятся и зачаровывают своим разнообразием и красотой шали и платки текстильного производства конца ХIХ-ХХ веков.

Это был самый желанный подарок - всегда во всех случаях любовь, внимание или приязнь выражались подарком головного платка. Платки и шали покупались в лавках на селе или в городе, стоили они дорого, носились бережно. Архивы музея свидетельствуют: до раскулачивания (1920-е годы) в богатых семьях было по сорок сарафанов и по сорок шалей. Старинные платки и шали музейной коллекции в большинстве - праздничные, поэтому они и сохранились до наших дней. Их покупали родители дочерям в приданое, дарили на свадьбу, муж покупал жене, брат - сестре. Особенно любимыми были кашемировые шали - «кашемирочки» - так ласково называли их наши жительницы. Старинные шали отличаются яркостью красок, четкостью рисунка, реалистической трактовкой цветочных мотивов.

Мода на шали пришла в Европу в конце ХVIII века после египетских походов Наполеона I, который привез в подарок Жозефине восточную шаль необыкновенной красоты. Вскоре шали стали непременной частью женского аристократического костюма. Узорчатые, тканые из пуха тибетских коз шали стоили от 1до 15 тысяч руб. за штуку. Подлинные восточные шали, царившие в Европе в 1800-1810-е годы, постепенно вытеснялись фабрикацией французского и английского производства. Очень скоро мода на шали пришла и в Россию, где они пользовались большим спросом. По ведомостям Департамента внешней торговли за 1825 и 1826 годы ценность привоза иностранных шалей в Россию составляла более двух миллионов руб. в год.

С конца ХVIII века в России успешно развивается производство больших платков и шалей, подобных кашмирским. Лучшими считались фабрики В.А. Елисеевой в Воронежской губернии, Н.А. Мерлиной в Нижегородской губернии и Д.А. Колокольцова в Саратовской губернии.

В.А.Елисеева, пытаясь разгадать тщательно охраняемый индусами секрет изготовления шалей, вырезала кусочки с узорами и распускала ткань различными способами. Пять лет упорных поисков принесли желаемый результат. Индийские шали ткали из шерсти тибетских коз, Елисеева заменила эту шерсть пухом сайгаков, в изобилии водившихся в степях Западной Сибири. На русских мануфактурах были выработаны приемы обработки этого сырья для приготовления тончайшей пряжи. Пачка пряжи в 13 граммов содержала нить длиною в 4,5 километра. Полотно шали, сотканное из подобной пряжи, по самой фактуре ткани - ее тонкости, мягкости, блеску - создавало большой художественный эффект. Находка была настолько удачной, что через несколько лет, когда слава о шалях мастерской Елисеевой широко распространилась, о них писали: ′′ Пух сей… оказался столь тонким и мягким, что пряжа, из него выпряденная, уподобляется шелку, и шали, из оной приготовляемые, не только не уступают чистотою и тонкостью тканям настоящим кашмирским, но превосходят их′′.

Исключительного совершенства в ткачестве узорных шалей достигли мастерицы мануфактуры Мерлиной. Созданные ими шали были двусторонними, при ношении можно было использовать и лицевую и изнаночную стороны. Ткачество тончайшими нитями сложнейших узоров, имевших иногда до 60 оттенков, требовало огромного напряжения зрения, необычайной ловкости и гибкости пальцев. Поэтому к работе привлекались молоденькие девушки из крепостных. Труд был тяжелым. Через 10 лет работницы получали свободу от крепостной зависимости. Но цена за свободу оказывалась слишком дорогой - к этому времени они теряли зрение и становились инвалидами. При некоторых мануфактурах для них были созданы богадельни.

На всех русских промышленных выставках, в том числе на первой международной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году, эти шали были отмечены самыми высокими наградами. Слава о русских шалях была настолько прочной, что Коленкур - посланник Наполеона I - ′′торговал у Мерлиной шаль для императрицы′′.

В подражание цветным шалям, дорогим и недоступным широкому кругу людей, русские мануфактуры стали выпускать набивные платки. Главными центрами производства стали Москва и Павловский Посад. Наиболее известными предприятиями в Москве были мануфактуры Гучковых, Рошфор, Сопова, Сапожковой и другие, в Павловском Посаде - Лабзина и Грязнова. В начале ХХ века ′′Товарищество Мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова′′ (В настоящее время ОАО ′′Павловопосадская платочная мануфактура) - самое крупное предприятие по выпуску шерстяных платков и шалей, прославившееся далеко за пределами России. Здесь работало более двух тысяч человек. Склады товаров находились в Москве, Харькове, Омске, Ромнах, Урюпине, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках.

В течение почти всего ХIХ века платки и шали набивались вручную. Традиции набойки в России идут из глубокой древности. Русская одежда с незапамятных времен делалась изо льна, на котором особенно хорошо получалась набойка, поэтому искусство набивать рисунки достигло в России высокого мастерства. Процесс набойки сложный и длительный. Сначала сотканную материю отбеливали, затем она проходила ряд подготовительных операций перед окраской. Ткань нарезали по величине платков, укрепляли на деревянной раме, для набивки наиболее сложных узоров приклеивали к столу, обтянутому толстым сукном или войлоком. Узор на ткань наносили резными деревянными досками: цветками и манерами. При печатании били по форме тяжелым чугунным молотком, чтобы краска лучше пропитывала ткань, откуда и пошел термин «набойка» или «набивка». Цветками на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Контур узора набивали манерами. Их изготовление было более трудоемким: сначала узор на дереве прожигали, заливали свинцом. Полученный таким образом контур накладывали на отдельные доски. В зависимости от величины платка узор разбивался на 4,16, или 24 части. Сначала набивался контур узора, затем последовательно набивались все его краски. Некоторые платки со сложными узорами требовали до 400 накладных досок.

Создание узора для шали было делом очень важным, этим специально занимались художники. Рисунок сам по себе представлял ценность. Чтобы рисунок не мог быть использован конкурентами, он страховался. Созданный рисунок попадал к колористу. Колорис-тическая гамма отличала русские шали от восточных и западных. Насыщенные, но очень чистые и нежные тона красного, розового, зеленого, синего, бирюзового, фиолетового, желтого в декоративных цветочных узорах русских шалей создавали мажорное настроение, отвечающее русскому народному вкусу. Платки носили девушки и женщины в разное время года, в будни - попроще, в праздники - понаряднее, они придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Платок наряду с сарафаном стал символом русского костюма.

Исследователи М. Швецова, посетившая наши края в конце 1890-х годов, Н. Гринкова - в 1920-х годах, отмечали красоту головного убора крестьянок. Девушки носят шали, свернутые широкой полосой, которая накладывается серединой на лоб и обертывается вокруг головы, концы ее сзади перекручиваются и искусными завитками переводятся снова наперед, получается нечто вроде короны, высокой спереди и понижающейся сзади; темя остается при этом открытым. Замужние женщины оставляют угол шали не завернутым для прикрытия темени, пожилые распускают концы шали по спине, а молодые закручивают вокруг головы.

В городской и купеческой среде укоренился обычай покрывать шалью плечи, что соответствовало русской традиции костюма скрывать формы женского тела.

В ХХ - ХХI веках платки и шали стали одним из необходимых аксессуаров. Современные текстильные изделия сохраняют и развивают традиции, реагируя на требования моды и вкусы времени.

В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника достойное место занимает коллекция шалей и платков. В 2009 году она насчитывает 205 единиц хранения и постоянно пополняется новыми экспонатами. Сюда входят платки и шали шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные конца ХIХ - ХХ веков российского и иностранного текстильного производства. Экспонаты приобретались сотрудниками музея у всех этнических групп в селах Восточно-Казахстанской области, городах Усть-Каменогорске, Лениногорске (ныне г. Риддер), Зыряновске, Семипалатинске.

У многих народов существовала традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой. Женщина с непокрытой головой становится легкой добычей и вместилищем нечистой силы, именно поэтому показаться простоволосой было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Отсюда и произошло - «опростоволоситься», то есть опозориться.

Повязка «по-бабьи».
Шаль с «сырцом»

Архивные материалы музея свидетельствуют: «Раньше без платка женщине - Боже упаси - выйти на народ! Дома она причешется, косы заплетет, 2 косички, шашмурку (мягкая шапочка из ткани) наденет и платочек повяжет». Исследователи: М. Швецова, посетившая наши края в конце 1890-х годов, Н. Гринкова - в 1920-х годах, описывая женский костюм, отмечали красоту женского головного убора. Девушки носят шали, свернутые широкой полосой, которая накладывается серединой на лоб и обертывается вокруг головы, концы ее сзади перекручиваются и искусными завитками переводятся снова наперед, получается нечто вроде короны, темя остается при этом открытым. Замужние женщины оставляют угол шали не завернутым для прикрытия темени.

Раньше носили шали, полушалки, платки и подшалки - такая классификация платков, причем с вариантами объяснений, бытовала у жительниц нашего края: «шаль и полушалок обязательно должны быть с кистями, полушалок меньше размером, чем шаль, платок без кистей, может быть и одноцветным и многоцветным, подшалок - с рисунком в углу». Или: « Шаль - она большая, а платок поменьше. Платок просто повязывали - носили дома. Подшалок тоже с кистями, но поменьше шали, его надевали на платок. Шаль не наденешь каждый день».

Особенно популярными в крестьянской и купеческой среде были кашемировые и, так называемые, ""турецкие"" или ковровые платки и шали. Информаторы называют их шали с сырцом, имея ввиду нескрученные шелковые нитки, которыми выткан узор. Так, Рахманова Харитинья Матвеевна, 1926 года рождения, жительница г. Зыряновск, вспоминая рассказы матери, поведала о том, что шали с сырцом привозили из Китая перекупщики-торговцы. Они уезжали с рогами (пантами), а оттуда привозили товары, которые продавали по деревням. За такую шаль можно было отдать корову или три рубля. Шали эти и назывались трехрублевые. Шелковые шали в две цветные нитки нашими местными жительницами назывались ""двухличками"", а тонкие, легкие по весу шелковые шали - ""ветродуйками"". Характерным художественным приемом для украшения платков было сочетание контрастирующих ярких тонов: черного с оранжевым, зеленого с красным и так далее. Платки и шали покупались в лавках на селе или в городе, стоили они дорого и носились бережно. До раскулачивания (1920-е годы) «…в богатых семьях было по сорок сарафанов и по сорок шалей». Старинные платки музейной коллекции в большинстве - праздничные, поэтому они и сохранились до наших дней. Их покупали родители дочерям в приданое, дарили на свадьбу, муж покупал жене, брат - сестре. В 1930-40-е голодные годы матери разрезали шали на части дочерям на память.

Известно и обрядовое значение платков. По местной свадебной традиции у русских старожилов жених и невеста обозначались специальными обрядовыми деталями костюма. Жениху обычно через плечи повязывали шали, сложенные по диагонали углом или полосой. Невесту покрывали особой накидкой, закрывавшей ей голову, сзади доходящей до пояса, спереди свешивающейся на лицо. В селе Сенном, например, ее делали из двух неразрезанных купонов набивных платков, в Быструхе - набрасывали кашемировый платок - «кашамирку».

КП-18-20406
Женщина татарка в шелковой трикотажной шали

ГИК-7-1477
Глубоковский район, с..Тарханка

Женщины казашки, по словам информаторов, в послевоенные годы (конец 1940-х годов) стали носить шали и платки вместо «борик», «саукеле», «тюбетеек». В настоящее время у казахов сохранился трансформированый вариант обряда умыкания невесты: если девушке, вошедшей в дом молодого человека, набросят на голову платок, то она становится невестой.

Большинство трикотажных шелковых шалей приобретено у женщин татарок. Со слов информаторов в каждой зажиточной татарской семье была такая шаль, ее повязывали на голову, иногда поверх шапочки - калфака, один конец спускался на груди, а другой повязывался вокруг шеи.

Особую ценность коллекций подобного типа составляют шали и платки с клеймами и товарными знаками тех предприятий, на которых они были изготовлены. В коллекции нашего музея имеется шерстяная пестротканая шаль конца Х1Х века с товарным знаком фабрики Константинова в Москве.

Наиболее широкой популярностью в городе и деревне пользовались набивные ситцевые платки и шали с ярким цветочным узором вдоль сторон на светлом или цветном фоне. Есть в коллекции хлопчатобумажные платки с тамбурной вышивкой, пестротканые, саржевые. К сожалению, нет ситцевых платков с тематическими узорами, освещающими важные события государственной, общественной и культурной жизни. Эта интересная страница в истории платка для нас, вероятно, утрачена.

Создание красивых платков - дело чрезвычайно тонкое и требует большого мастерства и творчества - подтверждение тому музейная коллекция. Все платки коллекции являются изделиями промышленного производства, есть среди них уникальные памятники конца Х1Х начала ХХ веков, позволяющие увидеть художественные и технические особенности текстиля того времени.

Архив музея. Папка Б/Н, 2007 г., стр. 10-11. Экспедиция в г. Зыряновск. Информатор: Овчинникова А.К., 1923 г.р., родом из с. Снегирево.
Архив музея. Папка Б/Н, 2006 г., стр. 198. Информатор: Ермолаева А.Ф.,1928 г.р., с. Быструха, Глубоковский район.
Архив музея. Папка Б/Н, 2007 г., стр. 10-11. Информатор: Овчинникова А.К.
Архив музея. Папка 1/64, 1981г., стр. 29. Информатор: Короткова Х.К., 1903 г.р., родом из с. Верх-Мяконька Зыряновского района.

Елизарова Л.И.

Внеклассное мероприятие: «Праздник русского платка».

Цель:

Приобщать детей к культуре одежды.

Задачи:

Ознакомить с историей платка;

Обучить воспитанниц повязывать платки нетрадиционными способами, используя их, как модный дополнительный аксессуар в одежде;

Продолжать знакомить детей с русскими традициями;

Способствовать формированию уважительного отношения к платку, как символу национального наряда;

Содействовать развитию творческих способностей.

Ход мероприятия

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель Добрый день, уважаемое жюри, ребята, гости.

Вы знаете, что 2014 год объявлен годом культуры.

Существует такое выражение: «Культурный человек культурен во всём.»

Сейчас мы попробуем определить, что входит в понятие культура.

(Работа с доской, вывешиваю карточки в домик:)

Культура – это……..

Поведение

Культура взаимоотношения

Православная культура

Физическая культура

Вот, что я нашла в толковом словаре:

Слово «культура» произошло от латинского слова – возделывание (воспитание, образование, развитие, почитание).

Рядом с домиком ставлю человечка.

Сейчас мы с вами зайдём в гости в этот дом. А чтобы узнать, о чём сегодня там говорят, вам надо отгадать загадку.

Воспитатель - У меня в коробочке лежит «предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный или вязаное изделие такой формы». (Словарь C. Ожегова). Что это за предмет?

Дети: Платок.

А если мы обратимся к словарю Владимира Ивановича Даля, то найдём такое определение:

«Лоскут равносторонний, шёлковый, бумажный, шерстяной, холщовый, какими повязывают голову, мужчины шею, а женщины накидывают на плечи, носят в руках или кармане». (Словарь В. Даля).

Я приглашаю вас на праздник русского платка.

Сегодня я познакомлю вас с историей русского платка, мы поиграем в русские народные игры с платком и покажу несколько нетрадиционных способов повязывания платка, используя его, как модный дополнительный аксессуар в одежде.

(Звучит мелодия русской народной песни «Коробейники», появляются коробейник с лотками, в которых лежат платки).

Коробейник

Сударыни и судари!

Парни и молодицы!

Поклон вам, гости званые,

Да желанные!

Здравствуйте, лебедушки!

Здравствуйте, молодушки!

Вижу хорошее настроение, значит, всё пройдет удачно.

Эх, полным – полна моя коробушка!

Есть и ситец и платки!

В коробейниках хожу,

Девушек я наряжу,

Все товары разложу.

(Подходит к девушкам раздаёт платки)

Рассказ воспитателя:

Знакомство с историей возникновения традиций русского платка помогает понять богатый и неповторимый стиль этих, воистину, народных шедевров нашей страны.

Издавна Россия славилась своими платками. Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя 100 лет в русском языке появляется персидское слово “шаль”, означающее большой узорный платок. Платки украшали вышивками, набивными печатными узорами. Замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшения наряда.

Платок, платочек, платьишка, платчишка и платища, платица – все это названия одного и того же головного убора. Большие, маленькие, шерстяные и шёлковые, простые и нарядные – русский платок издавна связан с представлением о женском национальном наряде.

Обычай носить платок имеет на Руси давнюю историю. Ещё в глубокой древности женщина покрывала голову кусочком ткани – платком, платом. Его носила она поверх головного убора, потом стали класть на мягкий волосник (шёлковая шапочка замужних русских женщин), а затем и прямо на волосы. Во всех платках самые красивые и крупные цветы расположены по углам, поэтому платок, сначала сгибали на уголок и повязывали на голову - вся красота оставалась на виду.

Головные женские платки. Какие невыдуманные истории могли бы поведать они о тех, чьи головы покрывали. В укромном темном закутке, шепотком, причитала женщина над своей судьбинушкой, прикрывая рот уголком платка. Этим же уголком вытирала слезы, а самый красивый, самый нарядный платок был всегда припасен для особого случая или праздника.

Платок был самым желанным подарком на Руси. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли с базара крестьянин, всегда дарили любимым платки в знак внимания и любви. Как самое сокровенное, хранились те платки в сундуках.

Баллада о платке (читают дети)

Заглянем в старый сундучок

Лежит там бабушкин платок,

Ведь с незапамятных времён-

Он бабий спутник и дружок!

Платок – в подарок дорог был

Любовь он, счастье приносил

И в церковь – без платка нельзя,

Покрыта женщин голова,

А в горести – другой платок

Тебя утешит и поймёт…

И каждый знает – у тебя

Случилась страшная беда…

У госпожи – платок другой –

Он шёлковый и дорогой!

Всегда покрыта голова –

У замужней бабы –

Неважно – бедна ль она и знатна,

Но шаль, платок с нею всегда.

Платок Вас от жары спасёт,

И в холод – он всегда согреет…

А в праздник – будет украшеньем,

Мужчинам всем на загляденье!

Девицы – на плечах платки красивые носили

И из платков наряды шили,

Наряды – всем на удивленье

Женихам на загляденье!

В песнях, стихах платки воспевали…

Художники красавиц в платках рисовали…

Бабы в платки детей пеленали

Шали в блокаду людей согревали…

Платки вязали, расшивали, бахромою украшали –

Платки царицы носили и жрицы…

А от милого платок –

Он на память узелок

Немало лет с тех пор прошло-

Платок как был – так он остался,

Он ничего не испугался!

В гардеробе любой дамы есть,

хоть маленький платок-

Он и вправду наш дружок!

В будние дни русские крестьянки прикрывали голову «простыми» платками, т.е. хлопчатобумажными. В праздничные дни они предпочитали платки ярких расцветок, с нарядными кистями, бахромой. Платки носили не только крестьянки в деревне, но и городские женщины. Только в городе больше предпочитали разноцветные шали. И стоили они очень дорого.

Будто чудная жар птица крыльями взмахнула.
Это красная девица головой качнула.
На головке был надет яркий, будто самоцвет –
Квадрат ткани расписной, разноцветный с бахромой.
Тут розан и лепесток,
Тут травинка и цветок,
И все вместе это чудо –
Русский Павловский платок.

Платки и шали на Руси всегда считались самым дорогим подарком и украшением для женщины. Давайте посмотрим

сценку «Платочек из Посада»

Коробейник:

Во времена былинные, стародавние

Собирался купец в страны дальние,

За товарами, за чудесными,

С дочерью прощался

И с такими к ней речами обращался.

Купец :

Ой, ты, доченька родная,

Уезжаю я в страны заморские,

Страны дивные,

Долго ль буду там, недолго –

Того не ведаю.

А думаю тебя порадовать –

Подарки, привести разные.

Что твоей душеньке угодно

Может, ларец весь резной

Или перстенек золотой.

Дочь :

Буду я и так молиться!

Чтоб ни буря, ни булат

Или чей – то черный взгляд

Не могли тебя сразить,

Чтоб тебе живому быть!

Ну, а коли про подарок…

То купи, пусть и неярок,

Мне платок всех красивей –

Как у царских дочерей!

(купец с дочерью расходятся, выходит коробейник)

Коробейник :

Месяцок прошел, другой,

Следует отец домой.

(выходит купец с красивым платком)

Купец :

За семью морями был,

Земли все исколесил.

Лишь платочек из Посада

Всей душою полюбил.

(Купец передает платок дочери)

Купец :

Носи, доченька, платок, не марай,

По праздникам одевай,

Без праздничка в сундук укладай.

Русские платки воспеты в песнях, в стихах. Часто поэты используют платок в описании природы. « Зимний лес спит под белой шалью», «Осенний лес нарядился в золотой платок». Александр Блок видит родную Россию в образе женщины в платке узорном.

Читаю стихотворение А.Блока.

Ну что? Одной заботой боле…

Одной слезой река шумней,

А ты все та же – лес да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легла,

Когда блеснет в дали дорожной,

Мгновенный взор из-под платка.

Платок издавна был обязательным символом костюма русской женщины. На гулянии праздничный платок не только носили на голове, также накидывали на плечи, танцевали с платками, они служили атрибутом в играх.
- Сейчас и мы с вами поиграем:русская народная игра «Наш платочек голубой»
-Станем в круг и передаем платочек под слова:

Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!
У кого платочек окажется на последнем слове, тот выходит в круг и танцует.

Ещё одна игра:

Становимся в круг. Я с платочком иду за кругом, потом положу платочек на плечо одному из вас и побегу по кругу. Тот, у кого оказался платок, берет его и бежит за мной. Наша задача - занять свободное место в круге.

Воспитатель : Никогда в России не переставали носить платки. Их цвета, рисунки, качество материала – своеобразная летопись своего времени. Платок всегда был дополнением к наряду женщины. Как женщина носит платок: повязывает косынку, или накидывает шаль - говорит о ее вкусе, характере, настроении.

- Нарядные платки и сейчас пользуются спросом в мире моды. Они могут дополнить деловой костюм, украсить платье, а также они могут придать вашему облику особую привлекательность и неповторимость.

- Я вам сейчас покажу несколько нетрадиционных способов повязывания платков, используя их, как модный дополнительный аксессуар в одежде.

Мастер класс к занятию.

Каждому участнику мероприятия раздаются платочки размером 50*50

Такой узел подойдет под строгие деловые костюмы с воротником, хоть стоечкой, хоть отложным, но с высоко расположенной первой пуговицей.
Находим серединку платка и на ней делаем узелок, но не затягиваем слишком туго. Расположив уголок впереди, заводим концы за спину и оборачиваем их вокруг шеи, когда они будут впереди, продеваем их в узелок и затягиваем его, спрятав во внутрь. Расправляем складочки, так что бы было удобно, надеваем пиджак и получаем очень симпатичное дополнение к строгому стилю.
Еще вариация этого способа, упрощенная. Складываем платок пополам, уголок оставляем впереди, образуем концами петли вокруг шей. Завязываем простым или пионерским узлом впереди над платком или под ним. Так же можно регулировать плотность прилегания платка к шее.
Можно образовать красивый «воротник» из платка, завязанного таким способом. Для того, что бы отрегулировать глубину хомута, можно завязать платок на лице на уровне губ, а затем опустить на шею и аккуратно расправить.

(после мастер-класса всем дарятся платки, с которыми они работали)

Рефлексия: участники мероприятия садятся в круг и отвечают на вопрос: «Что нового они узнали, и было ли им интересно?» после чего передают платочек следующему.

Коробейник: Мне кажется, хороший у нас праздник получился. Но пора заканчивать, ведь «Делу время – потехе час!».

Воспитатель : Поэтому пусть наш праздник получит достойное завершение. На Руси был очень необычный обряд. Если хозяева устали, а гости не желают расходиться, как намекнуть, что пора и честь знать?

Коробейники : Выдать на прощанье пряник «Разгоняй»

Воспитатель : Правильно. Оно и понятно: в старину гость был свят и неприкосновенен.

(Коробейники угощают всех пряниками)

Воспитатель :

Делу время – потехе час!

Надеемся, что вы не скучали у нас!

Платок во все времена являлся олицетворением чистоты, скромности и нравственности. Представляет собой кусок ткани прямоугольной, квадратной или треугольной формы, который может повязываться на голове, шее или накидываться на плечи. История его появления насчитывает уже две тысячи лет, однако и по сей день этот аксессуар остаётся неотъемлемой частью гардероба современного человека, сегодня вы можете купить платки оптом на tranini.ru . Считается, что прообраз современного платка появился ещё в каменном веке, когда люди от непогоды защищали голову и шею простым куском ткани. Принято считать, что платки появились в Китае, однако популярны они были в Древнем Египте и в Римской империи.

Первыми, кто стал носить платки, были воины из Древнего Китая и Рима. Римские легионеры обматывали шею куском материи во время походов, и делали они это для того, чтобы защититься от ветра и непогоды. Археологами были обнаружены рукописи истории Древнего Египта, где упоминалось о четырёхугольном куске материи, который набрасывался на плечи и служил символом социального статуса человека, который носил его. Упоминания об этом головном уборе содержались также и в текстах Нового Завета. Его использовали для покрытия головы и вытирания пота с лица.

В эпоху раннего христианства платок являлся неотъемлемой частью женского гардероба. Упоминания о нём можно прочесть и в истории Франции. Считается, что французский король Людовик 14 стал законодателем моды на ношение шейного платка. Этот способ завязывания ткани вокруг шеи он позаимствовал у хорватов, приглашённых ко двору короля.

История русского платка уходит своими корнями в 12 век, предшественником которого был убрус, которой представлял собой украшенное белое полотенце из льна. Украшали убрус вышивкой и кружевами. Спустя несколько столетий в 17 веке появился первый платок. Со второй половины 19 века в моду входят ситцевые, парчовые, пуховые и шёлковые набивные платки. На Руси этим предметом одежды покрывали голову лишь замужние женщины, девушка же не имела права носить этот головной убор. Особым достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. О них знали даже за границей. Они появились в конце 17 века, а в 19 о них знала вся Европа.

Современные платки очень красивы и роскошны. По праву этот предмет гардероба является универсальным аксессуаром, благодаря которому можно всегда выглядеть по-разному. Он может быть и частью повседневной одежды, и нарядным аксессуаром. Его часто используют не только как модный аксессуар, но и как элемент собственного неповторимого стиля.