По закону гор, или почему на кавказе продолжают воровать невест. Кража невесты на кавказе

Смотри, чтобы тебя не своровали! - смеется мой приятель, махачкалинец Артур. - У нас тут каждую неделю говорят о таких случаях. На днях, вон, пропала Амина, соседка моя с пятого этажа. Молодая современная девочка. Учится в мединституте на первом курсе. Сама она аварка, а украл ее кумык. Родители не отдавали за него, вот и умыкнул.

Кажется, что в вопросах брака в Дагестане время остановилось. В остальном здесь XXI век: на улицах девушки в мини-юбках и топах, они встречаются с мальчиками, некоторые даже курят в открытых кафешках. Клубы, дискотеки, торговые центры, модные показы - в общем, цивилизация. И на фоне этой внешней светскости «мешок на голову» выглядит совсем дико.

Вообще, Дагестан, пожалуй, наиболее самобытная респуб­лика на Кавказе. Ее уникальность в том, что на сравнительно небольшой территории живут более 30 народностей, и все этносы принадлежат к разным языковым группам. В городах говорят только на русском, потому что, например, для аварца лезгинский язык - это абракадабра. Так же, как и для кумыка даргинский. Но вот уже много веков они умудряются не воевать, пока дело не касается межнациональных браков.

Это главная причина, по которой приходится воровать невест, - рассказывает нам Эльдар Иразиев. Эльдар в Махачкале звезда - популярный кавээнщик, актер, радиоведущий, мастер розыгрышей. В небольшом уютном кафе он угощает меня «чуду» (аналог чебуреков, только выпекают их на сухой сковороде и смазывают сливочным маслом).

Эльдар тоже жертва традиций.

«Раньше воровали, потому что парень мог влюбиться в девушку из клана, более высокого по социальному статусу. Потом воровали из-за межнацио-нальных споров - ведь почти у всех этносов принято выдавать дочерей за выходцев из своего родового села. Ну, а сейчас похищать невест стали из-за отсутствия денег»

Это было два года назад. Я, наверное, тогда был не столь популярным, - говорит он с досадой. - Мне нравилась девушка. Я кумык, она аварка. Ей было 17, мне - 24. Ее родители уже дали слово другим людям.

Недавно Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) устроило собрание алимов. На нем было решено, что в дагестанских мечетях шариатский брак - никях (он совершается в первую очередь, загс - дело второстепенное) - между сбежавшими влюбленными заключать не будут

Чтобы было понятней: процесс сватовства в Дагестане очень затяжной. Сначала родственники парня выясняют у родственников девушки, возможен ли между ними брак. Родственники девушки, поговорив с ее родителями, либо дают согласие, либо отказывают родителям потенциального жениха в дальнейшем общении. В случае положительного ответа папы и мамы встречаются в доме будущей невесты. Обсуждают погоду, родню, занавески - что угодно, и после многочасовой беседы ни о чем наконец переходят к главному.

Воруют в основном старшеклассниц - для них каждая прогулка по улицам села может стать роковой. Перед свадьбой, конечно. Воруют свои же, троюродные братья или дяди: у мугинцев, как почти у всех дагестанцев, браки между родственниками - обычное дело

Родители девушки говорят, что желающих посватать их дочь, в общем-то, много, но если родители юноши так настаивают, они обещают не отдавать дочку за другого, то есть дают слово. После этого девушка уже считается несвободной.

Я очень сильно рисковал, поскольку похищал несовершеннолетнюю девушку, - продолжает Эльдар. - Но все же я пошел на этот риск. Потому что любил. И знал, что и она меня любит. Я предложил подвезти ее до дома. Она села в машину, и я увез ее из города. Были слезы, она плакала, и мне два часа пришлось ей объяснять, что это единственный выход из положения. Неделю нас искали. Много было шума. В общем, «ищут пожарные, ищет милиция»… А в это время я еще ее родне по телевизору глаза мозолил.

Эльдар заразительно смеется. Но тогда популярность ему не помогла. Национальный фактор оказался сильнее звездного. Родители девушки так и не смирились с тем, что их дочь украли. Даже больше: они ее вернули.

Я не хотел отпускать, но ее мама серьезно заболела, и если бы с ней что-нибудь случилось, то моя девушка мне этого не простила бы. Поэтому я ее отпустил. Но при условии, что ее семья, как только маме полегчает, позволит нам прийти к ним с миром, по-человечески сосватать и сыграть свадьбу. Устроить маслиат, в общем.

Маслиат - это такой обычай примирения. И не только, когда речь идет о краже невест, а всегда, когда аксакалы одного рода и аксакалы другого рода после долгих обсуждений приходят к общему решению. Как правило, к положительному. Вот и Эльдару обещали, что вопрос со свадьбой будет решен. Но на деле оказалось, что это была всего лишь приманка для девушки.

Я ждал целый год. И настаивал на том, чтобы сделать маслиат. Но люди зациклились на своей национальности! Они обо мне даже слышать не хотели! Настолько, что клялись: даже если Всевышний спустится с небес и попросит примириться, то они и ему скажут нет.

Возможно, не сейчас, а потом, когда пройдут годы, они осознают свою ошибку. Ведь в Дагестане однажды похищенной и вернувшейся в дом отца девушке очень трудно выйти замуж. Кража - это пятно позора не только на семью, но и на весь род.

Как сложилась судьба его возлюбленной, Эльдар не знает. Знает только, что замуж она так и не вышла. Он же продолжает расти в профессиональном плане. Недавно его пригласили сниматься в российском сериале. Пока что на второстепенную роль, но Эльдар надеется, что однажды он получит главную и попадет на большой экран.

И тогда я утоплю их в слезах. Людей, которые так больно меня ранили.

Позор, потому что сбежала

Вветхой беседке во дворе обычной махачкалинской пятиэтажки сидят взрослые мужчины. Здесь соседи - это почти родня. Пришла весна. Тепло, а значит, можно в беседке у подъезда сыграть в шахматы и поговорить о жизни.

Скажите, а почему в Дагестане кража девушки считается позором? Ведь, например, в соседней Чечне это - предмет гордости для семьи, - интересуюсь я у них.

Понимаешь, дочка, - объясняет мне дядя Ахмед, гладко выбритый седой мужчина лет пятидесяти в белой тюбетейке и с четками, - раньше это и у нас считалось предметом гордости. Если твою дочь своровали - значит, за нее воюют, значит, она достойная невеста. А сейчас времена поменялись… - Несколько минут дядя Ахмед молчал, пока из минарета мечети, что в соседнем квартале, звучал азан (призыв к молитве). - Сейчас редко когда воруют, в основном девочки сами убегают. И одна мысль о том, что завтра, не дай бог, его дочку украдут, сводит любого отца с ума.

Потому что все будут говорить: сама сбежала. Вот это позор. Сама, понимаешь? Значит, ни отец, ни мать не смогли

достойно воспитать свою дочку.

Когда мужчины разошлись по домам, в беседку зашла немолодая женщина с маленькой девочкой на руках. Высокая, статная, с ярко-голубыми глазами, с ухоженным лицом и руками.

Здравствуйте. Меня Хадижат зовут. Я слышала, вы про похищения невест интересуетесь. Можно, я скажу?

Конечно!

Знаете, случаи ведь разные бывают. Вот три года назад парень с нашего двора увидел в городе девушку и сразу влюбился. Хотел прийти посвататься, как положено, а оказалось, что у нее свадьба через четыре дня. Я спросила его тогда: «Что будешь делать, сынок?» - и он сказал: «Я влюбился и все! Ну что теперь делать? Воровать!» Так и украл.

Как так украл? Из дома?

Не-ет! Она возвращалась с подружками из института. Парень собрал друзей, подъехали. Пока одни друзья держали подружек, другие схватили и посадили ее в машину.

И что потом?

А потом война. Три клана почти год выясняли отношения. Сторона ее жениха, за которого она должна была выйти замуж, обзывала девочку последними словами, мол, такая-сякая, сама сбежала, любовь на стороне крутила, непорядочная. В это время семья этой девушки проклинала нашего соседского парня, который, украв ее, опозорил честь рода. Родственники нашего соседа всеми способами пытались устроить маслиат, но ничего не выходило. Так что ему ничего другого не оставалось, как уехать вместе со своей женой из Дагестана, чтобы хоть как-то скрыться от преследований обиженных сторон.

А как у них сейчас?

Говорят, живут в Ставрополе. Счастливы, дочка у них родилась, - Хадижат погладила русые кудри своей внучки. - Я вот тоже за свою внучку боюсь… Я и за дочку все время переживала. Воспитывала ее, как могла, и молилась каждый день, чтобы с ней такого не случилось. Трудно пережить такой позор.

Эконом-вариант

По рассказам дагестанцев, в последнее время девушки действительно больше сами сбегают. Но бывают и случаи дерзкого воровства. Правда, иногда доходит до смешного. Однажды шли по улице три девушки. Подъехали парни. Один схватил потенциальную невесту, а его друзья пытались удержать ее подружек. Но те, не растерявшись, сняли туфли на острых шпильках и ну ими дубасить доблестных горцев. Крики, вопли, но парням все же удалось умыкнуть жертву. И только в машине, внимательно присмотревшись, жених понял, что украли не ту. Но выхода не было, пришлось жениться. Таков обычай.

Но обычай ли это вообще? - главный научный сотрудник отдела этнографии Института истории и археологии Дагестанского научного центра РАН Мамайхан Агларов разводит руками. - Обычай - это то, что разрешается. Есть, например, обычай гостеприимства: гостя надо встретить, накормить, спать уложить, оказать ему внимание и почет. Или когда младшие по возрасту встают, если в дом заходит старший. Обычай - это то, что можно. А похищать-то ведь нельзя! Но похищения тоже бывают разные: насильственные и с согласия девушки.

В маленьком кабинете этнографа скрипучие полы и старый шкаф, доверху забитый книжками по истории и происхождению разных дагестанских этносов. Мамайхан временами задумывается и о чем-то еле слышно рассуждает сам с собой. А потом оглашает выводы:

Это не обычай! Это такая форма брака. Есть нормальная форма: пришел - сосватал - женился. А это - форма вынужденная. Раньше воровали, потому что парень мог влюбиться в девушку из клана, более высокого по социальному статусу. А выдавать дочерей в семью ниже рангом не принято. Потом воровали из-за межнациональных споров - ведь почти у всех дагестанских этносов принято выдавать дочерей за представителей не просто своей национальности, а даже выходцев из своего родового села. Ну, а в последнее время похищать невест стали из-за плохого финансового состояния.

В общем, это такой эконом-вариант женитьбы. После того как родители невесты дали слово, следует само сватовство. Оно сопровождается большими денежными тратами: невесте нужно принести много золота. Семья жениха наизнанку вывернется, чтобы не оплошать перед родней девушки. Всех нужно одарить дорогими подарками и, самое главное, принести калым - традиционный выкуп за невесту. Нынешняя такса калыма - $2 тыс. как минимум. Если принесешь меньше - подумают, что жених бедный. И это только затраты на обряд сватовства. Потом родня жениха приносит невесте чемоданы. В них должна быть одежда для девушки на все случаи жизни - от халата до норковой шубы, от домашних тапочек до ультрамодных сапожек. На это также в среднем тратят $3–4 тыс. В свою очередь родители невесты закупают приданое: мебель для кухни, спальни и гостиной, занавески, люстры, пледы, одеяла, подушки, матрасы, бытовую технику, посуду в сервант и для ежедневного пользования и еще кучу домашней утвари, вплоть до пластиковых тазиков всех размеров. Все это надо сделать обязательно! А потом еще и свадебное торжество влетает в копеечку: в Дагестане свадьба на 300 человек считается маленькой - 500–700 гостей в среднем. И тысяча приглашенных здесь никого не удивляет. И это, представьте, притом что средняя зарплата в республике составляет 6–7 тыс. рублей!

Когда невесту похищают, весь этот процесс упрощается, - объясняет профессор Агларов. - Достаточно только добиться примирения, чтобы получить разрешение у отца невесты на заключение мусульманского брака между молодыми. Многие даже свадьбу потом не играют.

Похищение девушки - это всегда оскорбление для семьи. Поэтому из этого праздника не делают.

Имамы сказали нет

Примирителями во все времена были религиозные деятели - алимы, имамы. В урегулировании конфликта заинтересована, прежде всего, сторона похитителя, потому что обесчещенный род девушки может сгоряча начать мстить. Поэтому родня парня отправляет алимов и аксакалов на переговоры: уважение к религиозным деятелям и пожилым людям позволяет по крайней мере разговаривать без драки. Как правило, они извиняются за поступок сына (племянника, брата) и просят не мстить, а наоборот, породниться и жить в мире и согласии. Родители девушки могут долго не соглашаться, но в большинстве случаев примирение рано или поздно происходит.

Правда, сейчас религиозные деятели в Дагестане объявили похитителям войну. Недавно Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) устроило собрание алимов. На нем было решено, что в дагестанских мечетях шариатский брак - никях (он совершается в первую очередь, загс - дело второстепенное) - между сбежавшими влюбленными заключать не будут.

Мы апеллируем не к чести и совести. Мы ссылаемся на аяты и хадисы, - объясняет нам заведующий экономическим отделом ДУМД Магомед Магомедов. - Потому что в исламе браки без согласия родителей запрещены. При заключении брака должны присутствовать представители отцов девушки и парня.

В качестве примера Магомед привел недавний случай, когда парень украл девушку, но ни один имам в Дагестане не согласился заключить между ними никях. Месяц они скитались по всей республике в поисках мечети, где их поженят, но так и не нашли. Девушку пришлось вернуть родителям, поскольку жить без никяха - значит всю жизнь прелюбодействовать.

Ну а если у людей любовь, чувства, а национальность или социальная принадлежность мешают? Родители против, алимы брак не регистрируют… Это же сломанные судьбы!

А где гарантия, что у них будет счастливая жизнь? - отвечает Магомед вопросом на вопрос. - Маловероятно, что этот брак будет крепким. Потому что родители изначально не были согласны. Они пережили нервное потрясение, испытали чувство позора. После всего этого они вряд ли примут зятя, который никогда не станет для них родным.

Ну, а вдруг этот брак будет крепким? - не унимаюсь я.

Мы не можем ориентироваться на «вдруг». При распаде брака, заключенного с согласия родителей, у девушки есть почти 90-процентная гарантия, что она снова выйдет замуж, потому что мнение о ней останется хорошее. Потенциальные мужья рассуждают так: это порядочная девушка, она нормально вышла замуж, но не сложилось - видно, не судьба. А ворованная невеста, считается, что сама сбежала, дала повод, была бы порядочная, ее бы не своровали. Когда такой брак распадается, говорят: так вам и надо, слушались бы родителей, ничего подобного бы не случилось. И мало кто потом захочет жениться на такой девушке - даже если она кому-то сильно понравится, его остановят разговоры окружающих о ее непорядочности.

Я вышла из ДУМДа в смятении. С одной стороны, я согласна с представителями духовенства. Но, с другой, ведь есть же причины, вынуждающие молодых людей идти на этот шаг? Очень рискованный, между прочим. Ведь в некоторых дагестанских селах сватают еще с колыбели. Кольца, конечно, детям не надевают, но слово дают. А потом дети вырастают и влюбляются в других. Но слово дороже, и выходить замуж или жениться приходится на том, с кем помолвлен с детства.

Меня везет Иса, ему на вид лет 65. На голове у него тюбетейка, на зеркале заднего обзора висят четки, - сразу видно: человек верующий.

Вы слышали, что алимы ДУМДа издали официальное постановление, чтобы имамы не регистрировали браки со сбежавшими или ворованными девушками? - интересуюсь я у него.

Нет. Кто так решил? Алимы? - с виду спокойный дедушка вдруг меняется в лице. - Да не имеют они права что-то разрешать или запрещать имамам. Есть только Коран, Аллах и пророк Мухаммед! В Коране четко прописано, какие браки можно регистрировать, а какие нет. Про сбежавших или ворованных невест там нет ни слова. А ДУМД лучше бы с саунами боролся.

Сауны в Дагестане - главные притоны разврата. О том, что в них творится, ходят легенды. «Да чтоб ты на путане из сауны женился!» - самое страшное проклятие в адрес мужчины. Бывали случаи, когда отцы, заказывая себе девочек, натыкались на своих дочерей или племянниц. Приличные девушки в Дагестане в сауны не ходят. Не потому что им запрещено париться, а потому что, не дай бог, кто-то увидит их выходящими оттуда - доказать, что ты не проститутка, будет просто невозможно.

Бороться с саунами здесь не может никто - секс-услуги существуют почти легально, под «крышей» правоохранительных органов. Одно время большая группа людей просила алимов из ДУМДа хоть как-то повлиять на ситуацию с саунами, но решили не связываться. Зато они запретили в Махачкале концерты Бориса Моисеева и группы «Тату».

Роль примирителей теперь взяли на себя милиционеры и прокуроры. Подполковник милиции Имамутдин Темирбулатов 10 лет проработал в отделе по борьбе с оргпреступностью. Последние годы он возглавлял отдел по борьбе с похищениями людей. Из чеченского плена освободил 157 человек, а вот из рук невестокрадов - почти никого.

80% таких историй заканчиваются хорошо, то есть люди женятся, - рассказывает Имамутдин, которому неоднократно приходилось выступать в роли миротворца. - Почти во всех случаях родители девушки сразу обращаются в милицию, возбуждается уголовное дело. Потом выясняется, что девушка сама была не против того, чтобы ее украли, а в таком случае закон не был нарушен. Мы тратим очень много времени на то, чтобы примирить два враждующих рода, чтобы не стреляли, не дрались, не ругались. Большинство дел о похищениях даже не доходит до суда, не то чтобы кто-то за такое сел.

В советское время в Уголовном кодексе была отдельная глава «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев». В нее входили статьи о похищении невест и о кровной мести. По новому УК РФ, принятому в 1996 году, наказывать за обычаи нельзя. Есть только статья 126 «Похищение человека», но в примечании к ней сказано, что «лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления». В большинстве случаев избежать наказания позволяет как раз это примечание.

Любовь поэта

Автор 12 книг, член Союза писателей России, аварский поэт Махмуд-Апанди украл невесту 35 лет назад. С тех пор много воды утекло. Махмуд-Апанди переехал из села в Махачкалу. Вырастил двоих детей и сейчас растит четверых внуков. В мансарде двухэтажного дома у поэта свой кабинет - маленькая комната со скошенным потолком. Здесь его рабочий стол, несколько полок с книгами, железная кровать советских времен. На стене - детские рисунки, подарки внуков на 23 Февраля, а на столе - стопка желтых листов черновика единственной книги, написанной на русском языке и прозой, - «Прости, сынок». Это разговор Махмуда-Апанди с матерью, которую он волею судьбы не видел 17 лет.

Мне неудобно рассказывать о себе, как-то нескромно, - не поднимая глаз, поэт протягивает мне черновик своей книги. - Там все написано, я матери рассказываю свою жизнь.

Но мне очень хотелось с ним поговорить. Главным образом о любви. Потому что в его глазах огонь любви горит до сих пор, а что было 35 лет назад, даже представить трудно. Махмуд-Апанди влюбился в свою будущую жену Залиху, когда ему было всего 16 лет. Она тогда училась в 7-м классе.

Я караулил ее, когда она шла с кувшином за водой на родник, а она, как только узнает, что я приехал в село, даже из дома не выходила! Как меня увидит, сразу убегает домой другими переулками. Все мои письма и открытки выкидывала, даже не читая.

Махмуд-Апанди ушел служить в армию, и однажды получил письмо от своего друга Шамиля, в котором тот сообщил, что родители Залихи дали слово другим людям, а дедушка Махмуда подыскал ему другую невесту. Апанди отпросился у командира в отпуск, чтобы решить свою судьбу. В село он приехал так, чтобы никто не узнал. Остановился у Шамиля, разработал план, как ему тайно встретиться с Залихой, чтобы узнать, за кого же она хочет выйти замуж. Шамиль попросил Залиху принести им воды с родника: в дагестанских селах за водой ходят только женщины, а у Шамиля не было никого, кроме старой бабушки. Залиха отказать не могла и принесла кувшин воды в дом Шамиля, где ее поджидал Махмуд-Апанди. Разговор был короткий: он спросил, хочет ли она за него замуж; она призналась, что всегда его ждала, но родители уже дали слово другим - и пути назад нет. Залиха заплакала и ушла.

Оставался только один выход - похитить, - продолжает поэт. - На следующий день в сельском клубе было мероприятие. Уже выходя из дома, мой дедушка дал мне наказ не приглашать Залиху на танец. Сказал, что она уже чужая невеста. Я кивнул головой и пошел.

В здании клуба собралось все село. Была там и Залиха со своей семьей и семьей своего жениха. Танцевали, конечно, не твист, а лезгинку. По обычаю на танец приглашают цветком: парень передает девушке цветок, она, станцевав один круг, она должна передать его другому парню, а тот приглашает следующую. Махмуд-Апанди пригласил Залиху на танец, но станцевал с ней не один круг, а несколько. Его друзья громко хлопали и свистели, и под это шумовое сопровождение Махмуд-Апанди в танце подвел девушку к выходу, схватил и выбежал с ней на улицу. Там его уже ждал одноклассник на машине. Невеста отбивалась, как могла, даже потеряла платок и туфлю.

Если бы это случилось не на глазах у всех, то мою маму просто убили бы злые языки и сплетни, - признается Залиха.

Почти год, пока Махмуд-Апанди дослуживал в армии, длилось примирение. Залиха все это время жила у его родственников.

Я воевал против горских законов. Я воевал за свою

любовь, - говорит поэт.

И, видно, не зря воевал. Они с Залихой до сих пор живут душа в душу.

Мугинские истории

Селение Муги Акушинского района находится высоко в горах, в 130 километрах от Махачкалы. Здесь воровство невест приобрело размах эпидемии: каждую неделю только и слышны разговоры о том, что опять кого-то украли. Воруют в основном старшеклассниц - для них каждая прогулка по улицам села может стать роковой. Перед свадьбой, конечно. Воруют свои же, троюродные братья или дяди: у мугинцев, как почти у всех дагестанцев, браки между родст­венниками - обычное дело.

Завуч мугинской школы, преподаватель немецкого языка Патимат Багомаева в селе личность известная, здесь ее называют просто Патя-немец. Почти полвека назад ее тоже воровали, даже дважды: студентку факультета иностранных языков, с разрядами по спортивной стрельбе, гимнастике и парашютному спорту односельчане не могли не заметить. Но Патимат осталась верна своему жениху, а теперь мужу - ей дважды удалось сбежать. Сегодня в Муги Патя-немец - главный противник воровства невест. Старшеклассницы ищут у нее защиты, хотя бы в стенах школы.

С виду маленькая и худенькая пожилая женщина полна жизненной энергии. В течение шести минут она по мобильному телефону успела обзвонить полсела, и уже через полчаса в дом Патимат стали подтягиваться мугинки - молодые, взрослые, пожилые. У каждой из них своя история.

Почему похищают? - спрашиваю я у них.

Причина одна, говорят женщины - девочки тут на вес золота, и кто-то просто не успевает сосватать себе невесту. Так что мугинки в последнее время научились молчать о том, что их дочь за кого-то просватана. Иначе обязательно кто-нибудь другой сворует.

Почти 60 лет назад воровали и Уну Багомаеву. Старушка в национальном костюме по-русски почти не говорит. Свою историю она рассказывает на родном даргинском. Остальные женщины дружно переводят.

Во времена своей молодости Уна, как и многие сельчане, работала на картошке. Молодой тракторист, увидев ее, влюбился с первого взгляда. Но ее родители уже дали слово другим, так что трактористу пришлось ее воровать. Из подручных средств были только руки да ноги. Никаких коней, никаких машин. Он бежал с ней на руках с картофельного поля до ближайшего села. Там прятал в одном доме, пока родня не устроила примирение.

Еще одна мугинка, которую в селе называют Патя Черная из-за смуглого цвета кожи, женщина веселая.

Как сегодня помню, в такое же время, когда уже темнело, шла я за водой, - рассказывает она свою историю. - Накануне была свадьба брата, а в этот день все друзья приходили к нам на хинкал. Я тогда русский язык плохо знала, а ко мне подошли ребята и стали на русском со мной говорить. Я ничего не понимаю, меня хватают и сажают в машину. Я ору во все горло! Но моему жениху сказали тогда: не обращай внимания, так положено кричать, на самом деле она согласна.

Выхода не было: раз украли - значит, надо выходить замуж. Патя родила сына, сейчас он уже студент. Но с мужем развелась.

Не смогла полюбить. 9 лет жила с ним и не полюбила. Трудно было жить нам вместе - он говорил только на русском, а я - на даргинском. Он хотел, чтобы и я на русском говорила, все-таки мы в столице жили, а мне было трудно.

Сейчас Пате Черной 42 года. После долгих лет разлуки с мужем она решила, что их судьбы вновь должны соединиться.

Я уверена, что это случится на свадьбе нашего сына, - говорит она.

Почти все истории, которые я услышала в Муги, заканчивались хеппи- эндом. Хотя нередко похищение невесты становится причиной кровной мести. В Дагестане есть село Гимры - родина имама Шамиля. Гимринцы отличаются воинственностью и неумением прощать обидчиков. Особенно если дело касается матерей, сестер, дочерей. Тут кровь может проливаться не годами, а столетиями. В Гимрах рассказывают случай, который произошел почти 30 лет назад. Молодой гимринец украл свою односельчанку, которая была прсватана за другого. После долгих переговоров свадьбу им все же сыграли. Жили они счастливо, но недолго. Через шесть лет, когда никто уже не вспоминал об этой истории, все страсти утихли, родился ребенок, семьи дружили и частенько собирались вместе, родственники решили устроить какой-то праздник. В дагестанских селах нет посторонних людей, тут все друг другу родня. Вот и на том празднике был среди гостей обиженный некогда жених той девушки. Молодой человек предложил отвезти бывшую невесту с мужем домой. После долгих уговоров они согласились, но до дома так и не доехали: обиженный жених разогнался и сбросил свою машину в пропасть. Шансов выжить не было ни у кого. Это привело к кровной мести. Каждый месяц в селе хоронили молодых ребят: кто-то приходился родственником мужу той девушки, а кто-то - обиженному жениху. Остановить эту многолетнюю кровную месть не мог никто. Пытались вмешаться имамы, муллы, другие религиозные и политические деятели Дагестана, но семьи продолжают мстить друг другу до сих пор…

Фотографии: Сергей Максимишин для «РР»

Причем далеко не все из них соглашаются на брак. Юношей не останавливают даже запреты духовенства. Для многих современных джигитов украсть девушку – значит доказать свою доблесть. Молодые люди снимают похищения на мобильный телефон и с гордостью демонстрируют видео своим сверстникам. В милиции бьют тревогу: в последнее время похищать невест стали не только на Кавказе, но и по всей стране. Ведь статья Уголовного кодекса, каравшая похитителей девушек, отменена.

После мусульманского праздника Ураза-Байрам в органы внутренних дел Дагестана один за другим стали поступать заявления от родственников похищенных девушек. В Махачкале сотрудники Кировского РОВД задержали 30-летнего жителя селения Утамыш, который похитил «с целью женитьбы» 20-летнюю студентку первого курса Дагестанского госуниверситета. В селении Брянск Кизлярского района трое мужчин с теми же намерениями увезли на «Жигулях»

22-летнюю сотрудницу продуктового магазина. А в Кизилюртовском районе 22-летний житель селения Кироваул похитил 18-летнюю девушку из селения Нечаевка.

Или в ЗАГС, или в суд

Правительство республики обеспокоено: в Дагестане настоящая эпидемия похищения невест. За восемь лет в регионе было похищено около 700 девушек. Причем в 99% случаях – с целью женитьбы. За восемь месяцев 2007 года в прокуратуру республики поступило уже 55 сообщений о похищении женщин с целью вступления в брак. Но только в 17 случаях по заявлениям были возбуждены уголовные дела. В остальных случаях все кончалось... свадьбой. «Как правило, сами родственники похищенной и забирали заявления, – сообщил «НИ» старший помощник прокурора республики Гамлет Джамалдинов. – До суда дошло всего три уголовных дела». По словам государственного секретаря Дагестана Такибат Махмудовой, «у нас в республике к краже невест относятся с улыбкой, но в целом по России отношение к этому совсем другое – в глазах соседей мы выглядим очень непривлекательно».

Чиновница ошибается: соседи не понаслышке знакомы с этой традицией. В Чечне девушек крадут каждую осень – именно в это время года открывается сезон охоты на невест. Здесь это тоже не считается преступлением. Прибегают к помощи милиции только в том случае, если сваты неприлично опаздывают. «В этом году было три случая обращения родственников похищенных девушек, как потом выяснило следствие, с целью женитьбы, – сообщили «НИ» в РОВД Ленинского района города Грозный. – Если речь идет о сватовстве, мы ограничиваемся профилактической беседой с женихом. Но обычно родственники договариваются между собой. Здесь уже не до судебных тяжб, к свадьбе готовиться надо».

Повесть о Ромео и Джульетте

По данным экспертов, до 25% похищений происходят с согласия невесты. Обычно это истории любви, похожие на роман Ромео и Джульетты. Как сообщили «НИ» в комитете Госдумы по делам женщин, семьи и детей, в большинстве случаев главный стимул украсть невесту – банальные финансовые проблемы. Свадьба – удовольствие дорогое, а для многодетных семей и вовсе грозит разорением. Да и невесты предъявляют к женихам завышенные требования: чтобы была машина, квартира, хорошая работа. По прогнозам экспертов, именно в связи с растущим социальным расслоением стоит ожидать роста числа похищений.

А может, это не так и плохо? Ведь древний обряд помогает влюбленным найти свое счастье. По крайней мере, в этом уверены некоторые «пострадавшие».

Падам замужем уже 30 лет. Про то, как ее украл будущий супруг Адам, она вспоминает с улыбкой. «Я тогда жутко испугалась, ведь украсть девушку в советское время – уже подвиг, за это могли посадить, – рассказывает она «НИ». – Помню, как подошла моя будущая свекровь и сказала: «Оставайся, дочка, не пожалеешь». И я действительно не пожалела ни об одном дне, который провела вместе с Адамом. У нас пять сыновей и дочь, 12 внуков – разве это не счастье?» Зарема с детства мечтала о большой любви и, наконец, нашла ее. «С Дэни мы встречались больше года, дело шло к свадьбе, – поведала «НИ» Зарема. – Но мама не соглашалась на мое замужество, говорила, что он живет слишком далеко от родного села. Вот тогда Дэни меня и украл... Уже пятый год, как мы вместе, и мама со временем смирилась. У нас двое сыновей, ждем появления третьего ребенка, надеюсь, это будет девочка».

Только для четверти девушек похищение – происшествие приятное.

Кровные «родственники»

И тем не менее в подобных похищениях зачастую больше , чем романтики. «Я встречался со своей девушкой около двух лет, мы живем в одном селении, и все шло к тому, что мы поженимся, – рассказал «НИ» житель Ногайского района Дагестана Идрис Абсаламов. – Однако она приглянулась парню из соседнего селения, и он вместе со своими дружками украл ее. Я тут уже ничего не мог поделать: ей пришлось выйти за него замуж». Похищенные девушки редко бывают старше 20 лет. Самым младшим невестам поневоле – всего 13. Марьям, которая попросила «НИ» не называть ее фамилию, рассказывает о своем грустном опыте: «Мне было 15 лет, когда меня украли. С подругой шла в школу – и вдруг меня затащили в машину и увезли. К счастью, родители вскоре приехали и забрали меня, спасибо подруге, запомнила номер ». Чтобы наказать обидчика, родители Марьям назначили большой по чеченским меркам штраф – 250 тыс. рублей.

И все же чеченцы знают истории с более печальным концом. Так, например, несколько лет назад в селе Автуры из-за кражи девушки погибли 11 человек как со стороны жениха, так и невесты. Вот такая кровная месть за оскорбление чести. Семьи неудавшихся жениха и невесты враждуют до сих пор.

А на днях машина, на которой везли похищенную девушку, попала под грузовик. Погибли пятеро пассажиров, включая жениха и невесту. Очевидцы рассказывают, что «джигиты» неслись на большой скорости, явно опасаясь погони.

Уж замуж невтерпеж

Сегодня такие истории все чаще стали происходить и за тысячи километров от Северного Кавказа. Так, в июле этого года в Приморском крае была похищена 16-летняя девушка. Она шла по улице Вокзальной города Спасск-Дальний из магазина, когда рядом с ней затормозил микроавтобус. Из него выскочили трое, набросились на девушку, несколько раз ударили ее, а потом силой затащили в машину и скрылись. По предварительной версии, девушку украл потенциальный жених.

В мае жительница Ставропольского края организовала похищение 14-летней невесты для своего сына. Вместе с друзьями она приехала в станицу Урухская, где жила девушка. Мужчины, вооружившись бейсбольными битами, проникли в ее дом, похитили девушку и, усадив в «Газель», привезли в палатку на автовокзале Владикавказа. Через два дня родители девушки выяснили, где их дочь, и попытались вызволить пленницу. Однако похитители железными прутьями отбили девушку. После вмешательства милиции несостоявшаяся невеста вернулась домой. Георгиевский суд приговорил излишне заботливую мамашу к шести годам тюрьмы.

В середине января похожий инцидент произошел в Нижнем Новгороде. Несколько молодых людей подсторожили 19-летнюю студентку медицинского училища в Ленинском районе и увезли ее в неизвестном направлении. Девушка ухитрилась позвонить родителям и сказать, что ее перевозят с одной квартиры на другую, так что своего точного местонахождения она не знает. Родители были в панике: в 2005 году таким же образом похитили и принудили выйти замуж их старшую дочь. Они предположили, что организатором похищения может быть 25-летний выходец из Армении. Как выяснило следствие, он заставил девушку написать расписку, что она добровольно поехала с ним. Спустя некоторое время пленница вернулась домой.

В июне 2005 года 19-летнюю жительницу деревни Смирново Пышминского района Свердловской области больше недели похитители прятали в разных домах, добиваясь от нее согласия выти замуж. Загадочным женихом оказался 60-летний мужчина, с которым некоторое время жила девушка. Чтобы завоевать сердце возлюбленной опять, он решил ее украсть, а потом освободить. Впрочем, «спасению» помешали милиционеры. Суд приговорил соучастников к 7 годам тюрьмы, а организатор отправился на лечение в психиатрическую клинику.

Мама, не горюй

Исламское духовенство категорически против этого древнего и по европейским меркам дикого обычая. «Канонически похищение невест запрещено, – рассказал «НИ» имам-хатыб мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов. – С точки зрения мусульманских законов это можно расценивать как разбой. То, что люди все равно продолжают воровать девушек, происходит от недостатка просвещенности».

Старейшины Кавказа согласны с этим утверждением. Они говорят, что если молодой человек украл невесту, то он не достоин того, чтобы она его полюбила. Похищение дочери считалось страшным оскорблением для ее семьи. Войны, которые сотрясали Кавказ последние десять лет, практически уничтожили представления о том, что можно делать, а чего нельзя.

Сегодня для многих юношей похищение невесты – лишь повод прослыть бесстрашным героем и поднять свой авторитет среди сверстников. Свои подвиги они теперь снимают на мобильный телефон. В распоряжение «НИ» попала одна такая запись. Под бодрую восточную музыку идет нарезка из нескольких похищений. Вот девушка беседует с двумя юношами, потом собирается уходить, но ее заталкивают в машину. Следом бежит женщина постарше – видимо, мама. Другая сцена. Толпа людей: одни пытаются девушку похитить, другие – помешать им. Слышны истерические крики самой «невесты». И только начавшаяся стрельба заставляет похитителей отказаться от задуманного.

По закону гор

Советский Уголовный кодекс предусматривал соответствующее наказание за принуждение женщины к выходу замуж. Причем карались не только будущие женихи, но и ближайшие родственники невесты, способствовавшие похищению. Так, до 1995 года родителей невесты, принявших за невесту деньги, скот или другое имущество, могли посадить в тюрьму на срок до года, с конфискацией выкупа. Уплата калыма каралась общественным порицанием, а в самом худшем случае – исправительными работами на срок до одного года. Само похищение невесты наказывалось двумя годами лишения свободы.

В 1996 году новый УК РФ главу «преступления, составляющие пережитки местных обычаев» отменил. А заодно позволил похитителям почувствовать себя в безопасности. «Поскольку кража невест обычно происходит в группах, то злодеяние подпадает под ч. 2 статьи 126 Уголовного кодекса, – пояснил «НИ» адвокат Артур Пан. – И тогда преступнику грозит до 15 лет тюрьмы. Хотя в разных регионах своя специфика. Скажем, в Москве, Петербурге, Красноярске наказание будет суровым. А, к примеру, в Ингушетии преступник может отделаться и условным сроком».

Впрочем, есть одна юридическая тонкость. Если похититель освободит свою жертву добровольно и при этом в его действиях нет иного состава преступления, то от уголовной ответственности он освобождается.

Неравная борьба

Весной Народное собрание Ингушетии вносило в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за похищение женщины с целью вступления в брак. Поправка в УК предусматривала до трех лет тюрьмы для не в меру ретивого жениха. Верховный суд поддержал инициативу ингушских парламентариев, но правительство рекомендовало отклонить законопроект, мотивировав отказ тем, что предложенная поправка «исключает возможность стимулирования лиц, похитивших женщину, к прекращению удержания ее в неволе».

На местах решили бороться с кражами невест без отмашки из центра. Так, например, имам ингушского села Пседах установил крупный штраф за похищение невест. Нововведение оказалось эффективным: кражи прекратились. Муллы и муфтии Чеченской Республики ведут разъяснительную работу с молодежью, а также облагают похитителей штрафами в размере 30 тыс. рублей.

БРАЧНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Традиция похищать невесту уходит корнями в далекое прошлое. Достаточно вспомнить Елену Прекрасную и Париса. Еще Геродот описывал древний обычай энохов из Иллирии, когда девицы на выданье вместе с родителями приезжали в определенное место, куда прибывали и готовые жениться мужчины. За невесту родители получали выкуп. Кстати, обычай выкупа у древних бриттов назывался wed, откуда и пошло слово wedding, то есть свадьба. «Исторически похищения невест делились на несколько видов: против воли, с согласия невесты, с согласия невесты и родителей, – рассказала «НИ» старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Любовь Соловьева. – Почти то же самое остается и сейчас. По традиции невесту увозят в дом жениха и приглашают туда ее родственников. Потом они вместе спрашивают невесту, согласна ли она на брак. Если да, то начинались приготовления к свадьбе, нет – ее отпускали. В Адыгее одна женщина рассказала, что ее похищали аж пять раз. Ее отцу, видимо, все это надоело, и он сказал: в следующий раз украдут – не поеду за тобой. Правда, на шестой раз ей жених понравился, и она вышла-таки замуж». «Есть еще один момент. Когда старшая сестра не замужем, неловко сватать младшую, – пояснил «НИ» руководитель правозащитной организации «МАШР» Магомед Муцольгов. – Чтобы семье сохранить лицо, приходится вспоминать традиции»...

Давний обычай – похищение кавказкой невесты – весьма популярен и сегодня, хотя современным цивилизованным европейцам сложно понять и принять сей странный ритуал. Даже власти, старейшины и духовные лидеры Кавказа все чаще выступают за отказ от этого старинного ритуала горцев. Но, несмотря на очевидные протесты, кража любимой девушки набирает популярность среди кавказкой молодежи. Как это – связать жизнь с человеком, которого чаще всего даже не видела? Чем может закончиться такая история «любви»? Попробуем разобраться в деталях кавказкой традиции.

В каких случаях происходит кража невесты

История возникновения данного ритуала стара как мир. Из летописей, а также исторических трактатов можно узнать, что древние римляне, славянские народы и мужчины востока с давних времен именно так завоевывали себе суженую. В подтверждение летописей и трактатов Библейская Книга Судей повествует о продлении рода Вениаминова с помощью похищения девушек израилевых. Все это, конечно, дела давно минувших дней, но без истоков, не было бы и современности.

Общество в своем развитии не стоит на месте, с прогрессом культурной и социальной жизни женщины обрели равные права с мужчинами. Но обычаи и традиции не сильно изменились. О том, плохие они или хорошие, можно судить очень долго и безрезультатно. Что лучше: необдуманно выйти замуж за незнакомого человека или всю жизнь ждать своего единственного? А вдруг он так и не придет?

Большинство людей считают обряд похищения невесты преступным и варварским, но, вопреки всему, кавказские мужчины и женщины поддерживают данную традицию и сегодня. В каких случаях происходит кража кавказкой невесты?

1. Решение финансовых проблем: похищение девушки дает возможность не выплачивать калым ее родителям.

2. Социальный статус жениха ниже, чем у возлюбленной. Когда жених понимает, что родители невесты не дадут согласия на свадьбу, то организует ее похищение.

3. Самый распространенный вариант: просто понравилась девушка. Кавказская невеста, скорее всего, не подозревает о намерениях будущего мужа. Иногда, такой способ добиться расположения девушки заканчивается плачевно, но чаще всего в кавказских семьях царит атмосфера любви. Женщины в большинстве своем любят отважных мужчин.

4. Лучший вариант похищения - по взаимной любви. Когда молодые очень нравятся друг другу, но, из-за каких-то обстоятельств, не могут создать семью, они могут договориться о такой краже.

Причины, по которым молодые на Кавказе не могут пожениться, бывают разные:

Парень и девушка любят друг друга, но их семьи категорически против свадьбы. В этом случае кража кавказкой невесты - дань древней традиции.

Ситуация, когда семья девушки хочет выдать ее замуж за нелюбимого человека, также является серьезным аргументом для похищения. Настоящий джигит не позволит любимой страдать рядом с чуждым ей человеком и украдет девушку, а родителям придется согласиться с выбором дочери.

Вообще, свадебные обычаи народов Кавказа неверно рассматривать отдельно от принятых исторически традиций. Многие кавказские девушки считают, что лишь похищением истинные джигиты показывают силу чувств и серьезность своих намерений. Молодые кавказцы, в свою очередь, рано или поздно приходят к пониманию, что лучше жениться на девушке по взаимной любви, чем связать свою жизнь с человеком, который тайно ненавидит своего мужа.

Процесс похищения невесты

Как обычно происходит похищение невесты? Помогают жениху украсть возлюбленную родственники, друзья или родители. Древние легенды гласят, что настоящий джигит похищает будущую жену верхом на коне, перебрасывает ее через седло и скачет в неизвестном направлении. Сегодня роль коня отлично исполняет автомобиль. Подгадав время, когда избранница остается одна, к ней подъезжает машина, открывается дверь, один или даже несколько парней похищают девушку и быстро уезжают.

Затем украденную кавказскую невесту прячут в доме родителей жениха, она должна провести там ночь. Это делается для того, чтобы у девушки и ее родителей не было возможности отказаться от свадьбы. У восточных народов незамужняя женщина не должна проводить ночь вне дома, если же такое случилось - девушка считается опозоренной. В дальнейшем ее личная жизнь будет очень сложной - никто не захочет взять ее в жены. Поэтому похищенным девушкам приходится давать согласие на брак, чтобы не позорить свою родню. У пленницы есть лишь один способ спасти свою честь и уклониться от нежеланного брака, для этого ей нужно сбежать до рассвета из-под стражи.

После ночи, проведенной в доме похитителя, кавказская девушка делает свой выбор: соглашается на свадьбу или отказывается от принудительного брака. Как мы уже сказали, отказ может иметь серьезные последствия, такие как разжигание вражды между семьей парня и семьей похищенной девушки. Наличие интимной связи в эту ночь не является решающим аргументом. Если же девушка дает согласие на свадьбу, то вместе с женихом идет на поклон к родителям. Те зачастую отказывают в благословении. Но после рождения первого ребенка родители чаще всего меняют свое решение и признают молодую семью.

Официальная позиция старейшин Кавказа и религиозных лидеров гласит о том, что похищение девушки - это плохой способ создания семьи. Негативное моральное состояние невесты может привести к ужасным последствиям, иногда и к самоубийству. Закон здесь стоит на защите прав и интересов женщины. Родители похищенной могут подать заявление в милицию, и тогда на всех лиц, которые были причастны к нарушению, заведут уголовное дело. Но, если через какое-то время семья девушки заберет заявление о похищении, уладив вопрос самостоятельно, а девушка согласится на свадьбу, - дело закроют.

Возможные финалы таких историй

Многие горячие джигиты, идя на похищение возлюбленной, не задумываются о последствиях. Замечательно, когда в итоге такого поступка рождается новая счастливая семья. Но так бывает далеко не всегда. Намного печальнее, если девушка против своей воли выходит замуж. Дальнейшее развитие событий весьма предсказуемо: либо со временем «стерпится - слюбится» или же девушка будет ненавидеть своего мужа всю жизнь. Иногда случается так, что любвеобильный джигит вскоре охладевает к жене.

Happy End

Испытывая тепло и нежность к молодому мужчине, кавказская девушка по разным причинам может быть лишена возможности создать с ним семью: запрет родителей, незамужняя старшая сестра, разные социальные статусы с женихом. В этом случае, обряд похищения невесты, чаще всего заканчивается счастливо: молодые женятся как бы против родительской воли, но после рождения первенца, попросив благословения, получают прощение. Случай с похищением остается в прошлом, а жених, согласно традиции, признается родителями девушки супругом.

Позор невесты и вражда между кланами

В ночь, когда девушка остается в доме у похитителей, ее пытаются уговорить на создание семьи, демонстрируют лучшие качества жениха: богатство, смелость, социальное положение. И часто случается так, что невеста дает свое согласие на брак. Если же девушка категорически против, родители забирают дочь домой, не обращая внимания на традиции. Бывает, что девушку отпускает домой сам похититель, потеряв интерес к ней из-за неприступности.

Похищение дочери - позор для всей семьи. Поэтому в результате столь дерзкого поступка возможна вражда между семьями, иногда доходящая до кровавой мести. Сильнее всего переживает происходящее сама виновница события. Перед ней стоит тяжелый и безрадостный выбор: выйти замуж за нелюбимого или отказаться от свадьбы и, тем самым, обрести позор на всю жизнь. Зачастую девушки меньше всего хотят стать причиной семейной вражды, поэтому дают согласие на брак даже с нежеланным мужчиной. Хорошо, если муж окажется добрым и ласковым человеком, который со временем сможет завоевать расположение и даже любовь супруги.

Уголовное преследование

Законодательство и духовные лидеры Кавказа стремятся повлиять на эту традицию. По канонам государства и шариата похищение девушки, а тем более, психологическое и физическое насилие над ней - неприемлемы. Статьи за похищение людей прописаны и в уголовном кодексе. Если родители пострадавшей решают подать заявление в милицию, его у них примут. Похитителю и его сообщникам при доказательстве вины грозит лишение свободы на срок от 5 до 15 лет.

Случаи, когда кража является оправданной

В некоторых случаях похищение кавказской невесты считается оправданным. Во-первых, когда девушку крадут с ее согласия. Неприятие родителями с любой из сторон, различное общественное положение - не повод лишать молодых личного счастья. Кража невесты в этом случае - вынужденный поступок влюбленных.

Когда в кавказской семье есть старшая незамужняя сестра (сестры), младшая не имеет права выйти замуж раньше. В этом случае может выручить старинный обычай, а точнее - спектакль кражи младшей сестры. Такое похищение происходит с согласия родителей девушки, а иногда даже при их непосредственном участии.

Видео: кража невесты в национальных костюмах

Как отпраздновать свадьбу в лучших традициях восточных народов? Соблюдение давних обычаев для нынешней кавказской молодежи - дань уважения предкам. В крупных городах кража невесты воспринимается как театральная постановка. Герб рода на автомобиле является символом чистоты намерений похитителя, а само похищение - доказательством настоящей любви кавказца. Девушка счастлива, потому что ради нее возлюбленный решился на смелый мужской поступок. Как происходит похищение по взаимному согласию, вы можете подробно посмотреть на нашем видео:

На YouTube в любое время можно увидеть сотни свежих клипов о том, как кавказские парни похищают девушек. Но чего там не увидишь, так это того, что происходит с похищенной дальше и чем это всё заканчивается.

Говорят, что крадут на Кавказе невест.

И за кражу невест не берут под арест.

(Из кавказской песни)

Как происходит похищение

Многие наверняка знают, что обычай похищения девушки с целью создания с ней семьи был распространен не только на Кавказе. Кражей невест занимались и славяне, и народы Средней Азии, и татары. А если верить Википедии, первые упоминания об этом обычае можно встретить даже в Библии.

Однако на Кавказе этот древнейший обычай действует до сих пор. И даже в годы Советской власти, когда за такое можно было на 2 года (или меньше) лишиться свободы, кавказцы продолжали приводить в свой дом невесту, похитив ее.

Начинается всё с того, что у парня возникает желание создать семью с определенной девушкой. Но по разным причинам сыграть свадьбу так, как это принято на Кавказе, не представляется возможным. И тогда парень решает похитить свою избранницу.

Итак, решение принято. После этого будущий похититель обговаривает план действий со своими друзьями. Причем о планирующемся знают только самые близкие.

В назначенный день друзья садятся в машину и едут на «дело». Обычай на то и обычай, что сохраняется почти в первозданном виде: если раньше жених похищал девушку, оседлав коня, то сегодня он отправляется за невестой тоже на коне, но уже железном.

Избранница джигита, ничего не подозревая, возвращается домой из школы (чаще всего), с работы и т.п. Прямо на улице (невест похищают, в основном, в селах Кавказа, а улочки там очень узкие) к ней подъезжает автомобиль, из него выскакивают двое горцев (или один) и силой заталкивают девушку в машину.

Тут необходимо сделать отступление и отметить, что невеста не всегда бывает в роли ничего не подозревающей жертвы. В некоторых случаях кража происходит по предварительному сговору влюбленных друг в друга парня и девушки. Но сам процесс кражи проходит так же.

Итак, девушка украдена. Ее везут либо в дом жениха (если родители жениха были осведомлены о краже), либо в какое-нибудь заранее подысканное помещение.

Чем всё заканчивается

После того как девушка проведет ночь во владениях похитителя, независимо от того, произошла между ними интимная связь или нет, она становится женой укравшего. Родственникам невесты приходится соглашаться на это, так как девушка считается опозоренной. А для кавказцев, как известно, честь семьи (рода, тухума) – на первом месте. Остаются формальности: девушка пишет заявление в полицию, что вышла замуж по согласию. И всё заканчивается свадьбой.

Но не всегда такие истории завершаются «хэппи эндом» (хотя счастливый финал составляет 80% от всех случаев). Иногда похищение невесты становится началом длительной вражды между целыми родами, которая сопровождается кровопролитием.

Нередко и такое следствие женитьбы с похищением невесты, как холодность или даже ненависть жены к укравшему ее мужу. Представьте, каково это жить с ненавистным тебе человеком. Наверняка и мужчине это будет далеко не приятно.

Наконец, еще один частый финал таких историй: мужчина, добившийся своего, через какое-то время охладевает к своей жене и бросает семью. Конечно, это в любом случае неприятно, но если женщина и выходила-то замуж не по своей воле, ужасно вдвойне.

Вот по такому сценарию и происходит кража невесты на Кавказе. Да, еще один важный момент. Весь процесс похищения парни, принимающие в этом участие, очень часто снимают на мобильный телефон. Еще бы, как не запечатлеть такой подвиг! Ладно бы еще хранили это видео в своей частной коллекции, так нет же...

Ну и напоследок отмечу, что кража невест на Кавказе большинством уже не воспринимается так радостно, как раньше. Похитители преследуются по закону, хотя на практике чаще всего всё заканчивается мирным соглашением.

С началом осени на Кавказе открывается сезон охоты на невест. И хотя местные власти пытаются искоренить старинный обычай при помощи законов, штрафов и проповедей духовных лиц, он, как говорят правозащитники, не только не искореняется, а наоборот, становится более дерзким.

Зарина Басаева баюкает своего младшего сына. Зарине 19 лет, а она уже мама двух мальчишек: Аслана , которому ещё нет и двух лет, и полугодовалого Исмаила . «Так получилось. Замуж я не спешила. Оканчивала 11 класс. А он меня украл», — рассказывает Зарина.

Зарину украл муж, когда девушка училась в 11 классе. Фото: Из личного архива

Он — это нынешний муж Зарины, 34-летний Ахмад . До замужества Зарина видела его лишь однажды: на торжестве общих друзей, куда девушка пришла вместе с сестрой и тётей. «Он мне не понравился тогда. Пытался завязать разговор. Я ему сказала, что он старый дядька. А у меня планы большие. Он ответил грубо: "Моей будешь". Через месяц его друзья украли меня прямо с уроков. Я плакала, пыталась убежать. А он мне угрожал: если имам придет, а я скажу, что не добровольно пошла, он меня убьёт. Стало страшно. Я согласилась».

Судьба Зарины похожа на многие судьбы девушек, проживающих на юге России. Сезон охоты на невест в этом регионе открывается, как правило, осенью. Как говорят, правозащитники — старинный кавказский обычай не только не забыт, скорее наоборот, становится более популярным.

«Мне всё равно, кого она любит»

«Кражей невест на Большом Кавказе мужчины занимались издревле. Это старинный обычай, и для жителей этого региона вполне нормальный», — говорит житель Дагестана Магомед Рагимов . Свою жену Магомед тоже украл. «Ждать не мог. Мне тридцать исполнилось. Надо было срочно жениться. Она меня знала, её брат был моим другом. И я ей нравился, она потом призналась. А то, что плакала в начале — это от счастья», — утверждает Магомед. По словам Магомеда, украсть невесту для южного мужчины — это доказать самому себе своё достоинство.

Истории похищения девушек похожи. Невесту выслеживают, подкарауливают момент, когда она находится одна, хватают, сажают в машину и увозят. «Самым дерзким похищением считается то, когда мужчина ворует девушку рядом с родительским домом», — рассказывает Магомед Рагимов.

— А если она не любит, или любит другого? — спрашиваю я Магомеда.

— Да уже без разницы, с кем она общается и кого любит. Если я решил её украсть, то я это сделаю, — отвечает он.

Нет выбора

По данным правоохранительных органов, за прошлый год на Северном Кавказе было принято около сотни заявлений от похищенных с целью женитьбы девушек. 10 из них дошли до суда. В соседней с Кавказом Волгоградской области возбуждено одно уголовное дело по факту похищения девушки. Как пояснили в правоохранительных органах, отдельной статистики по похищенным невестам они не ведут.

Кавказские правозащитники уверяют, что истинные цифры значительно выше. «Многие случаи похищения девушки с целью замужества до правоохранителей не доходят. Особенно если похищенная живёт где-нибудь в селе. Родители девушки боятся огласки. Считается, что если девушку похитили, то она уже запятнана. И чтобы избежать позора, девушку выдают замуж за её похитителя. А раз есть согласие, дело прекращается».

«Семья всегда выступает против похищения девушки. Может разгореться большой скандал: даже убить могут, — рассказывает правозащитник Светлана Кузнецова . — Так год назад в Ингушетии похищение девушки обернулось убийством троих человек. Родственник похищенной оказался сотрудником полиции. Разговор между родственниками жениха и похищенной девушки, как правило, ведётся на повышенных тонах. В данном случае скандал перерос в стрельбу в центре Назрани и убийство».

Обычно гасят конфликт между семьями старейшины рода. «Парни, ворующие девушек, нехорошо поступают с родственниками девушек. У меня на днях внучку украли. Если бы жених пришёл ко мне домой, как говорят у вас, просить руки моей внучки, я бы согласился», — говорит 70-летний Рамзан Курбанов . Он старейшина рода, у него было 4 жены, и, как признаётся старик, всех их он умыкнул.

— А что будете делать теперь, заберёте внучку?

— Нет, зачем забирать. Свадьбу сыграем. Пусть живёт.

«Сам закон поставил родственников похищенной с целью брака девушки в узкие рамки. Были случаи, когда родители похищенной забирали свою дочку назад. Но чаще всего похищения заканчиваются браком», — говорит правозащитник Светлана Кузнецова.

А я по любви хочу!

«Мне 16 было, когда он меня украл. Воровал два раза. Первый раз у него не получилось. Я упала на асфальт, царапалась, кусалась, кричала. Тогда мне удалось от него сбежать. Я родителям ничего не сказала: меня бы грязной посчитали. Второй раз у него получилось. Он меня схватил и прямо в машине изнасиловал. Потом бросил в каком-то доме. Куда ж я от него пойду. Поэтому, когда имам меня спросил, согласна ли я пойти за него замуж, я кивнула», — вспоминает Айшат .

Айшат воровали дважды, один раз ей удалось сбежать. Фото: Из личного архива

К сожалению, бывают случаи, когда справиться с эмоциональным надрывом девушка не может. Так, в июле 2014 года в небольшом селе Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области повесилась 17-летняя мусульманка. По словам местных жителей, девушка буквально была в шоке от знакомства с новоиспечённым супругом. Улучив минутку, юная невеста вышла во двор и, накинув на шею петлю, свела счёты с жизнью.

Месяцем ранее в селе Усть-Погожье Дубовского района Волгоградской области четверо молодых мужчин похитили 17-летнюю школьницу. По официальным данным Следственного управления следственного комитета по региону, мужчины несколько часов караулили девушку. Дождавшись, когда она выйдет из ДК, помощники жениха избили брата школьницы, а её саму силой усадили в автомобиль и увезли в Волгоград. Школьницу привезли в квартиру, где её уже ждал будущий муж. Молодой человек несколько часов уговаривал девушку пойти под венец. Поняв, что без согласия на брак её не отпустят, девушка согласилась, но с одним условием — похитители должны отвезти её в полицию, где она лично скажет следователю, что идёт замуж по доброй воле. Мужчины согласились и отвезли её в Дубовку в следственный отдел, где уже лежало заявление от родных. Теперь «жениха» и его друзей подозревают в похищении несовершеннолетней группой лиц по предварительному сговору или в пособничестве этому. Им грозит от 5 до 15 лет лишения свободы.

Против законов России и шариата

Власти Кавказских республик призывают изживать спорную традицию при помощи закона, шариата и миллионных штрафов. Так, в Чечне и Ингушетии похититель девушки должен заплатить родственникам миллион.

«Деньги не главное. Мы пытаемся донести до молодых людей, что похищение человека — это тяжёлая статья Уголовного кодекса, — говорит следователь из Ингушетии Ахмад Евлоев . — К сожалению, сколько ни бывал на судах, видел, как дела прекращались по примирению сторон. А я так считаю, если устроить показательный суд сразу над десятью похитителями и дать им лет по 15 каждому, молодым людям таким образом жениться расхотелось бы. А у нас клановость: все люди братья и родственники, с ними враждовать нельзя. Были у меня случаи, когда девушка, испугавшись своих родственников, оговаривала парня. Однако в ходе следствия выяснялось, что молодые любят друг друга и заранее договорились о похищении».

Некоторые молодые люди думают, что воровать невесту не противоречит мусульманским законам. Однако мусульманские духовные лица отрицают это. «Воровать запрещено. Это против шариата, — заверил нас имам Абдулла-хазрат Бата , — такого в Коране нет. Это древний обычай, а бывает, что девушки сами с парнями договариваются. Но для того, чтобы заключить брак, должно быть обязательно согласие девушки, иначе такой брак будет недействительным. Также обязательно и согласие родителей».

Без согласия девушки никах — мусульманский религиозный брак — не проведут, к примеру, в Турции и Алжире.

«Это в первую очередь неуважение к собственным родителям, — считает мусульманка Амина , — по правилам нужно посвататься. Нас с мужем имам сначала послал в ЗАГС, и только потом был религиозный брак. Именно для того, чтобы не прелюбодействовали под маркой религии. И насколько я знаю, самому имаму, который проведёт никах до официального брака, грозит серьёзное наказание, вплоть до лишения сана».

Молодые люди к духовным лицам прислушиваются, но соблюдать законы не спешат. Кражи невест на Северном Кавказе и в прилегающих регионах продолжаются. Большинство из них заканчивается свадьбами, и лишь некоторые судом и разводом.