Почему дети из одной семьи не похожи друг на друга? Почему братья и сестры бывают такими разными: мнение психолога.

Отличаются друг от друга характером и поведением сильнее, чем чужие дети.

Почему дети из одной семьи и от одних родителей растут совершенно разными, объяснил психолог, специалист по детской травме Габор Мате.

Не бывает так, чтобы у детей были абсолютно одинаковые родители.

Меня часто спрашивают: если все зависит от окружения, то почему в одной и той же семье дети, получая одинаковое воспитание, еду, игрушки, становятся такими разными? У одного СДВГ, у другого — нет, один алкоголик или наркоман, другой — нет, одному достается то или иное заболевание, другому — нет. Даже среди однояйцевых близнецов бывает такое. Почему же гены одни, а дети разные?

Дело в том, что дети растут в разном окружении. У них разные родители. И у моих детей разные родители, хотя они родились от одного отца и матери.


Дело не в номинальном присутствии родителя и наследственности. Важно, в каком эмоциональном состоянии родитель общается с ребенком. И то, как ребенок его воспринимает.

Можно любить всех своих детей одинаково. Но, если во время беременности одним из детей, или в первые годы его жизни в семье был сильный стресс, а с другим ребенком такого не было — то вашим детям достались разные родители.

Начался экономический кризис, со временем между родителями появился разлад, — для последующих детей это уже другие родители.

Также есть такой фактор, как врожденный темперамент. Британский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт говорил: мать восьмерых не может быть одинаковой со всеми детьми, даже если бы очень захотела. Но, даже если бы ей это удалось, у детей все равно было бы восемь разных мам. Потому что они воспринимали бы ее по-разному, в силу темперамента.

Именно поэтому даже про детей из одной семьи нельзя сказать, что у них, в психологическом смысле, одни родители и сходные условия.

Дети вызывают неодинаковые реакции у родителей.

Отцы реагируют на сына и дочь по-разному. Матери по-разному воспринимают чувствительного ребенка и ребенка с устойчивым темпераментом. И так далее.


Пока ребенок формируется в ответ на реакции родителя, родитель тоже меняется, благодаря ребенку. Так что, некоторым образом, дети создают своих родителей.

Это происходит не специально, не осознанно. Дети влияют своей личностью и реакциями, и чувствами, которые они вызывают у родителя.

Очевидно, что у более зрелых родителей отношения с детьми более ровные, и дети их воспринимают более одинаково. Но все же отличия неизбежны. Поэтому я и говорю:не бывает так, чтобы у детей были одинаковые родители.

Люди часто задаются вопросом, почему, казалось бы, у детей из одной семьи и от одних родителей разные характеры, порой диаметрально противоположные. Родители в таких случаях только разводят руками и заверяют, что воспитывали и любили всех одинаково. Психологи нашли разгадку этой тайны: дело, оказывается, в очередности появления детей на свет.

По мнению психологов, большой отпечаток на характер детей накладывает очередность появления на свет. Конечно, в первую очередь это связано с особенностями их воспитания и отношений между членами семьи. Понаблюдайте за семьями своих знакомых и проверьте, так ли это на самом деле.

Так, старший ребенок обычно является по натуре лидером, так как ему приходится рано становиться самостоятельным (родители вынуждены отвлекаться от него, чтобы заняться воспитанием других детей) и во многих случаях брать на себя ответственность за младших. Однако первенец может провоцировать и конфликтные ситуации. Если он уже привык быть единственным, а в семье появляется второй малыш, старший может ревновать, обижаться на родителей за невнимание к своей персоне, отказываться участвовать в уходе за младшим. Если же старший принимает младшего, то это нередко помогает ему стать более организованным и дисциплинированным, а также развивать свои способности и интеллект. Именно старшие дети в семье нередко достигают профессиональных успехов и карьерных высот.

В этом разделе:
Новости партнеров

Средние дети, как правило, вырастают "дипломатами". Ведь им родители уделяют меньше всего времени; кроме того, им приходится учиться ладить со старшими и младшими братьями или сестрами. Для "средненьких" характерны гибкость и умение идти на компромиссы. Они легко адаптируются в любом коллективе. В зрелом возрасте они могут и не сделать большой карьеры, но их будут ценить за неконфликтный характер и умение строить отношения с окружающими. Таким индивидам больше подходит работа с людьми. Единственная "ложка дегтя" заключается в том, что "середнячки" могут ощущать себя обделенными родительской любовью и страдать от этого, иногда всю жизнь.

Младшие дети обычно получают куда больше любви, заботы и внимания, чем старшие и средние. Поэтому они нередко вырастают избалованными и несамостоятельными, привыкают рассчитывать на помощь других людей. Они не любят брать на себя ответственность и не умеют самостоятельно принимать решения. В то же время, у "младшеньких" часто вырабатывается нестандартное мышление, они бывают наделены способностями к творчеству (это результат того, что в детстве уделялось много внимания их внутреннему развитию). Но им претит регулярный труд и рутина. Типичная ситуация, когда старший в семье — карьерист или бизнесмен, а младший становится человеком свободной профессии — музыкантом или художником. Причем его деятельность часто не приносит прибыли. В результате он вынужден опять-таки обращаться за помощью к родным.

Единственные дети редко вырастают заурядными личностями. Ведь родители уделяют им максимум внимания. Поэтому, с одной стороны, у них возникают лидерские задатки, с другой — они получают возможность развиваться в соответствии со своими природными склонностями (разумеется, если родители на них не слишком давят). Опасность заключается лишь в том, что единственного ребенка легко избаловать, поэтому он может вырасти несамостоятельным, неспособным ступить шагу без родителей. При неправильном воспитании такой человек начинает считать себя центром Вселенной и полагает, что все ему что-то должны. Иногда же он вырастает, наоборот, чересчур самостоятельным, индивидуалистом: из-за своей нестандартности с трудом выстраивает отношения с окружающими.

Впрочем, вся эта классификация достаточно условна, так как здесь рассмотрены только типичные ситуации. А могут быть и нетипичные: скажем, в одной семье растут дети от разных браков, приемные дети, больные дети или дети-инвалиды. Ситуация может поменяться в связи со смертью одного из детей, уходом кого-то из детей из семьи, а также появлением новых детей.

Также следует учитывать разницу в возрасте. Так, если разница между детьми составляет больше пятнадцати лет, то личность старшего ребенка, скорее всего, уже сформировалась как личность единственного, и вряд ли следует ожидать каких-то серьезных изменений.

Нельзя также сбрасывать со счетов и того, что у родителей могут быть среди детей свои любимчики. Случается, что больше любят старшего или среднего, а не младшего. Или мать больше любит одного ребенка, а отец — другого. Естественно, это не может не сказываться на формировании личностей детей. В общем, в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход.

Часто слышишь, как мамы говорят: «Я люблю всех своих детей одинаково и никого не выделяю…» Но ребятишки в многодетных семьях от случая к случаю задают вопрос: «А ты кого больше любишь, меня или Машу?» Вопросы не возникают на пустом месте, дети чувствуют разницу в отношении к ним. Но немногие из родителей наберутся смелости, чтобы заявить: да, моя любовь к детям неодинакова! И дело даже не в том, что одного любят больше, а другого меньше, просто родители любят всех своих детей по-разному. В чем же причина столь разных проявлений чувств? С этим вопросом я обратилась к детскому психологу, кандидату психологических наук, Деминой Людмиле Сергеевне .

Жизненные обстоятельства

В первую очередь, с рождением каждого ребенка в семье связана индивидуальная история. Какими были отношения мамы и папы в период, предшествующий зачатию малыша, подготовка к беременности , как протекало ожидание и сами роды. Хотим мы этого или не хотим, но с каждым ребенком связана наша собственная история. Важен и эмоциональный фон , сопутствующий зачатию и вынашиванию, а также насколько родители были готовы к этому событию. Часто бывает так, что при рождении первого ребенка родители еще не успели полностью раскрыть свои чувства друг к другу, а на втором - подготовились, и любовь смогла проявиться в большей степени. Или, наоборот, при рождении первенца молодые находились на вершине любви, а при рождении второго чувства потухли, появились ссоры и конфликты. Сюда также можно отнести то обстоятельство, насколько хорошо был обустроен быт молодоженов на момент зачатия ребенка. Немаловажна личность отца, насколько теплыми и трогательными были отношения с ним, насколько пара морально была готова стать родителями. Все это бессознательно переносится на малыша и влияет на проявление чувств к нему после рождения.

Кроме того, сила испытываемых к ребенку чувств зависит от его возраста . Когда перед нами беспомощный карапуз - чувство одно, когда подросток - немного другое. Невозможно одинаково показать любовь. Младенца нужно поцеловать, погладить, покачать на руках, а с взрослым - достаточно просто поговорить. Также проявление любви зависит от личности каждого ребенка и от того, как мы вообще, привыкли проявлять любовь. Отношение родителей к своим детям в большой степени зависит от того, как любили и принимали их самих . Очень трудно принять своего ребенка полноценно, если тебя самого отвергали в детстве. Таким образом, проявление родительской любви напрямую зависит от того, умеют ли мама и папа вообще выстраивать близкие отношения с людьми. Счастливое детство родителей может стать гарантией счастливого детства детей. Способность мамы любить ребенка напрямую зависит от того, насколько ее саму любили в детстве и насколько счастливо она живет. Таким образом, разные обстоятельства жизни бессознательно определяют объемы и способы проявления любви к детям.

Безусловная родительская любовь - это способность устанавливать контакт на уровне души, когда одна душа созвучна с другой. Способность принять свое чадо таким, какое оно есть. Но не у всех родителей есть такая способность. Многие родители проявляют лишь любовь-заботу, ошибочно считая, чем больше вкладываешь в отпрыска, тем сильнее любишь. При таком раскладе может отсутствовать личностный контакт, и нет того самого необходимого принятия, чтобы маленький человек мог почувствовать себя любимым. Общение мамы с ребенком - это еще и взаимосвязь двух личностей, характеры которых могут не совпадать по каким-либо параметрам. Также как и в отношениях со взрослыми, когда из окружающих мы выбираем наиболее приятных и близких по духу людей. Поэтому в своем ребенке родители могут отмечать неприятные черты характера. Разные дети - пробуждают разные чувства. Один вызывает уважение своей аккуратностью, другой восхищает внешними данными, третий - радует успехами в учебе или озорством.

Ожидания родителей

Спектр чувств, направленных на детей в большей степени зависит от ожиданий и надежд, которые родители возлагают на них. Было бы глупо изначально хотеть иметь пятерых детей и чтобы все они стали архитекторами или швеями. Жизнь разнопланова, поэтому диапазон ожиданий широк. Большинство родителей изначально надеются, что их дети достигнут в жизни больших вершин, чем они сами, и переносят исполнение своих детских мечтаний на ребенка. «Сама не научилась играть на пианино, так пусть хоть дочь научится!» По поводу каждого ребенка строятся определенные планы, поэтому и отношение ко всем детям разное.

Ожидания и проявление чувств зависят также от пола ребенка. Девочек и мальчиков любят по-разному, потому что с ними связаны разные ожидания и социальные установки. Исследования показали, что в младенческом возрасте мальчиков и девочек любят одинаково, а в возрасте постарше, когда сформирован характер, появляется разница в отношении. Маме легче с дочерью, она становится ближе ей душевно, тогда как общение с мальчиком дается сложнее. Хотя бытует мнение, что сына мама любит больше, чем дочь. Женщины подсознательно тянутся к мальчикам по причине иллюзии, будто вырастят себе готового мужчину, который никогда их не покинет. Отцы же более требовательны к сыновьям, так как видят в них свое продолжение. К дочери отец относится более трогательно и любит глубже в связи с тем, что она не обязана оправдывать никаких ожиданий, она слабая и нуждается в защите.

Неодинаково проявляется любовь к детям по старшинству. Старшие дети вырастают более ответственными, поскольку боятся потерять пальму первенства среди братьев и сестер, кроме того, они часто по поручению родителей отвечают за младшеньких. Средние дети очень изобретательны, поскольку им предстоит отвоевать родительскую любовь у старших брата или сестры и привлечь внимание к своей персоне. В ход идут любые, самые невообразимые средства, поэтому средние дети вырастают более социально адаптироапнными. Судьба третьего и последующих детей зависит от характера и темперамента . (Часто даже близнецы рождаются с разным набором личностных качеств.) Кто-то становится баловнем судьбы, так как младшие дети - самые любимые, кто-то эгоистом, а кто-то серой мышью, поскольку не каждый ребенок в этом положении может затмить таланты и способности старших братьев и сестер. В зависимости от индивидуальности наследников родители проявляют личностную любовь к каждому отдельно взятому ребенку. Такое чувство чаще встречается в многодетных семьях. Мама может сказать: «Старшего я люблю за ответственность, среднего за живой ум, а младшего за примерное поведение». И это будет правдой и истинной материнской любовью. Так как, прежде всего, в каждом ребенке нужно любить и уважать личность.

В многодетных семьях братья и сестры часто соперничают между собой. В этой ситуации важно отношение родителей к этой проблеме. Если они открыто заявляют, что один лучше другого, то программируют детей на конкурентное поведение в обществе. Такая конкуренция становится первым опытом соревнования и индивидуалистического поведения, который позже будет повторяться и усиливаться в различных жизненных ситуациях. Когда родители утверждают, что любят одного больше другого, фактически оказывается, что они не умеют полноценно любить никого из них. От степени конкурентоспособности также зависит проявление чувств к детям. Обычно самый слабый удостаивается большего внимания, на самого сильного валятся все шишки.

Чувства к детям склонны меняться с ходом жизни. В разные годы одни дети могут подменять других в роли любимчиков. Это зависит от успехов детей и от востребованности отклика на чувства родителей в тот или иной период жизни. Ожидания родителей относительно детей сконцентрированы также на школьной успеваемости, то есть на подготовке новой рабочей силы, поэтому они требуют от них дисциплины и хороших оценок. Если ребенок оправдывает ожидания, родителей переполняет чувство гордости, если нет - разочарование. От качества выплескиваемых родителями эмоций напрямую зависит отношение и проявление чувств к тому или иному ребенку в семье.

Разные дети - это разные люди, их по определению нельзя любить одинаково, ведь к каждому человеку любовь проявляется по-особому. Важно разглядеть и принять в ребенке личность, у которой есть свои черты характера, поведенческие особенности, различимые с возрастом. От того, как родители отреагируют на личностные проявления малыша, зависит качество общения на разных уровнях. От ожиданий по отношению к ребенку зависит его дальнейшая судьба: ждут ли от него, что он будет похож на всех представителей рода, или позволяют пойти своим уникальным путем.

Источник Сибирский медицинский портал

«У старинушки три сына, старший умный был детина, средний был и так, и сяк, младший – вовсе был дурак…» Так начал свою сказку Ершов. Правда, впоследствии младший оказался самым умным, но мы сейчас не об этом. Как же сыновья стали такими разными? Один ведь старинушка!

Однако и в жизни люди часто недоумевают, глядя на сестер и братьев, которые вовсе не похожи – почему так? Гены одинаковые, семья одна и та же.

Однако все не так просто.

По утверждению психологов, ситуация развития детей сильно отличается в зависимости от того, когда они появились на свет, ведь стадии развития семьи различались, так же как и убеждения и опыт родителей.

Главный наследник

Старшему ребенку долгое время приходится играть роль «принца» или «принцессы», ведь все внимание родителей принадлежит ему безраздельно. Но однажды происходит катастрофа: в семью приносят крошечный орущий кулек, который, по-видимому, займет его законное место в сердцах родителей! Эта травма может усугубиться, если первенца не подготовили к появлению малыша, и старший может решить, что он не слишком хорош, и именно поэтому родители завели нового ребенка ему на замену.

Поэтому старший малыш старается изо всех сил быть хорошим, дабы вновь завоевать родительскую любовь.

Также бывает, что родители часто транслируют первенцу: мы хотим, чтобы ты был нашей гордостью!

По этой причине старшие дети обладают большими обязанностями и правами, наделены ответственностью. Они часто принимают на себя часть функций родителей, занимают позицию лидера, становятся серьезными и чувствительными. Добросовестны, однако критику не приемлют, и предпочитают действовать, исходя из принципа, что являются хозяевами своей судьбы. Милые в заботливости, они отказываются принимать помощь.

Абсолютное большинство руководителей – это единственные или старшие дети. Типичный пример первенца – Уинстон Черчилль.

Младшенькие

К младшему ребенку обычно долгие годы сохраняется трепетное и нежное отношение. Однако ему не довелось быть единственным и всю жизнь приходилось делить родительскую любовь. Среди младших часто встречаются романтические герои, авантюристы, нарушители традиций, которые пробиваются в жизни самостоятельно. Именно они покидали дом, осваивая новые земли.

Младшие редко решают конфликты силовым способом, они либо демонстрируют обиду, либо очаровывают. Им сложно принимать решения и зачастую не достает смелости сражаться до победы, так что они предпочитают находить свой собственный, отличный от других, путь.

Общение со старшими способствует социальному и интеллектуальному развитию, они чаще задают вопросы и стремятся к сотрудничеству, но вот рутины не терпят.

Младшими в семье были Элизабет Тейлор, Грегори Бейтсон, а также Бернард Шоу, и их остроумное высмеивание общественного порядка и благовоспитанности отлично иллюстрируют стереотип поведения «младшенького».

Серединка на половинку

Среднему ребенку сложнее всего. Он сочетает в себе черты и старших, и младших, и их позиция наиболее уязвима из-за состязания как с более сильным старшим, так и с более беспомощным младшим. Благодаря этому, «средненькие» развиваются очень быстро.

«Середнячки» отлично ведут дела с самыми разными людьми, они гибкие, самостоятельные и отличные дипломаты.

Эгоист или счастливчик?

Единственный ребенок часто представляет собой гремучую смесь младшего и старшего. Они весьма чувствительны к родительским ожиданиям и либо целиком принимают семейные ценности, либо бунтуют против них.

Эти дети стремятся соответствовать взрослым стандартам, обладают высокой мотивацией к достижениям, честолюбивы и традиционны, с трудом привыкают к близости.

Гляжусь в тебя как в зеркало…

Наиболее специфичной группой являются близнецы. Эти дети представляют собой отдельную маленькую команду, так что навыки взаимодействия у них развиты прекрасно. Однако оставить друг друга, даже для устройства личной жизни, им бывает необычайно тяжело.

Разумеется, это все не значит, что существует некая роковая предопределенность, и все будет именно так и никак иначе. Конечно же, нет. Стиль родительского поведения, отношение к детям имеют не меньшее значение, чем порядок рождения. Ведь, в конечном итоге, все в наших руках, и то, какими вырастут наши дети, зависит только от нас.

Отчего так происходит? Казалось бы, дети одних родителей схожи в биологическом смысле. Они растут в одной семье, в похожей обстановке. Почему же их характеры и поведение бывают настолько разными?

Дело в том, что жизнь одного ребенка, начиная с момента зачатия, не является копией жизни другого. Дети появляются на свет в разные периоды жизни родителей. Допустим, во время обстановка в семье была спокойной и счастливой. Зато когда на свет появился второй, обстановка была тяжелой и стрессовой, между родителями случались конфликты.

Или один ребенок был запланированным, а зачатие другого произошло случайно, неожиданно. По этим причинам даже периоды утробной жизни у детей бывают разными. Интересно, что даже у схожих внешне близнецов характеры могут сильно отличаться.


Мы даем детям только тело

Рожая ребенка, мы даем ему лишь физическое тело. Ошибочно думать, что мы также даем ему характер, темперамент, судьбу. Это дарует ему Всевышний. Поэтому влиять на судьбу чада мы можем лишь отчасти. Каким образом? Тем, что мы его растим, воспитываем, дарим тепло своей души, прививаем жизненные ценности, которые кажутся нам правильными, учим вести себя с другими людьми и в обществе, обучаем его правилам морали и т.д.

Не стоит думать, что все это прививается словами, поучениями и наставлениями. Напротив, это передается только личным примером. Какую атмосферу ребенок видит в семье, ту он и будет считать нормой, такую модель он воспримет и повторит в своей жизни.

Поэтому если члены семьи орали друг на друга и оскорбляли, но при этом мама или папа говорили ребенку, что надо с уважением относиться друг к другу, эти будут пустым звуком, потому что он с детства впитал иную атмосферу. Она кажется ему нормой, ее он и будет повторять, потому что другая ему не знакома.

Эффект поляризации

Надо сказать, что порой родители сами подпитывают разницу между своими детьми. Одного ребенка они хвалят, другого ругают, тем самым, они невольно противопоставляют их друг другу. В результате разница между детьми становится все больше и больше.

Почему так происходит? Мать или отец хвалят того ребенка, чьи проявления похожи на его собственные. Например, мать хвалит сына за то, что он скромный, послушный, ласковый. А вот дочка растет непокорной индивидуалисткой. Ею сложно управлять, поэтому матери такой характер не нравится, особенно, в подростковом возрасте. В результате она ее порицает. С отцом все наоборот: ему нравится характер дочери и не нравится характер сына. И хотя родители внешне стараются действовать заодно, но дети чувствуют разное отношение к себе, поэтому психологическая поляризация усиливается.

Возможно, когда родитель хвалит одного ребенка, а другого постоянно порицает, он делает это из лучших побуждений, надеясь, что второй возьмет пример с первого и подтянется. На самом деле получается наоборот, второй все больше отдаляется, и разница между ними лишь увеличивается.

Мы даем детям воспитание и жизненные ценности

Как уже было сказано выше, характер, темперамент и мы изменить не можем. Родительская задача – дать детям то, что называется «огранкой». Мы должны сделать все, чтобы как можно лучше воспитать своих отпрысков, дать им лучшее образование, на которое способны. Наша обязанность – подготовить их к жизни таким образом, чтобы к моменту выхода в свободное плавание наши дети были грамотными, самостоятельными людьми, полностью приспособленными к жизни.

Не надо сравнивать их между собой. Он ведь не цыплята в инкубаторе, поэтому не обязаны быть одинаковыми. Каждый из них пришел в мир со своей задачей и своим жизненным путем. Не мы их дали, не нам их и менять.

Наше дело – создать ребенку самые лучшие условия для роста и развития, чтобы он вырос сильным и обладающим как можно большим количеством полезных навыков. А между собой, мол, «этот хороший, слушает маму и поступает, как она велит, а тот плохой, делает все по-своему, не уважает мнение матери» – такой подход не даст положительного результата. Признайте право каждого ребенка на свою жизнь и свой путь.