Праздники и их значение. Значение слова «праздник

История возникновения праздника.

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность доставитьрадость близким!

Праздник - не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.

Праздник как феномен культуры - день или дни торжества, установленные в честь или память

кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в

утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник - антитеза

будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.

Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией,

ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными

ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках,

выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно

облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения

и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся

найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра

по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими

календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления

природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть.

Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями,

танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема,

если знать историю формирования и развития нации.

Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные

стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности

и ценностные ориентации.

Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная

сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая

преемственность духовных ценностей.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением

государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными.

Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы

празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки.

Эта система жива и сегодня.

Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная

насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы

карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник - некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные,

профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность,

самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или

иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников,

т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но

народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской

культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в

перспективе государственных праздников в народные.


Семейный праздник

Когда же речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую

силу. В узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и регламенты и,

независимо от официальных канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные - большие

и малые - праздники. Не будет преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной

семьи невозможно, без них нет и самой семьи.

Само понятие праздник, в том числе и семейный, содержание, которое в это понятие

вкладывается, трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи

ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.

Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае - свои традиции, нормы,

способы их ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного события.

Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на общечеловеческие,

общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам относятся

рождение детей (за редчайшим исключением это всегда радость); нет на земле народа, нации, племени,

где рождение новой семьи не воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины супружества.

За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то

по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках

значительно возросла.

Праздник - своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение

ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение

идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и

объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом

аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник - старейшая и

перспективная форма бытия культуры.

Праздники и их Значение - Вознесение и Пятидесятница (6 лекций)

Рудольф Штaйнер
Праздники и их Значение: Вознесение и Пятидесятница (6 лекций)
Содержание
I. Мистерия Пятидесятницы и ее связь с Вознесением II. Пятидесятница. Праздник свободной Индивидуальности III. Всемирная Пятидесятница. Послание Антропософии IV. Пятидесятница. Символ Бессмертия Эго V. Пятидесятница. Праздник объдиненного Стремления Души VI. Праздник Пятидесятницы. Его место в изучении Кармы
I. Мистерия Пятидесятницы и ее связь с Вознесением
III
Вознесение и Пятидесятница
I
Мистерия Пятидесятницы и ее связь с Вознесением
Дорнах, 7 Мая 1923
В течение эволюции человечества, различные мировые религии представили величественные картины перед человечеством. Если эти картины должны быть полностью поняты, необходимо определенное эзотерическое знание. В течение нескольких лет, такое знание, основанное на Антропософии, прилагалось для интерпритации всех четырех Евангелий, для того, чтобы их более глубокое содержание и значение могло быть прояснено. Такое содержание является большей частью в форме картин, потому что картины не сообщают себя узким рационалистическим способом, который возможен с концепциями и идеями. Люди думают, что уяснив однажды концепцию, они достигают до корня всего, к чему она относится. Такое мнение невозможно в случае картины, образа. Картина или образ действуют живым способом, подобно самому живому существу. Мы возможно должны прийти к знанию одного или другого аспекта живой личности, но снова и снова она будет представлять новые аспекты для нас. Мы не будем следовательно удовлетворены определениями, претендующих быть исчерпывающими, но мы стремимся найти характеристики, которые дополняют картину с различных углов, давая нам возрастающее знание об испытываемой личности.
Сегодня я хочу представить две известные картины перед вами и описать их определенные аспекты.
Первая картина представляет учеников Иисуса Христа в день Вознесения. Всматриваясь ввысь, они видят Христа исчезающего в облаках. Обычная концепция этой сцены есть в том, что Христос восходит на Небеса и таким образом отделяется от Земли, и что ученики были оставлены, как они были на свои собственные ресурсы. Аналогично, все земное человечество, во имя которого Христос исполнил Мистерию Голгофы, было оставлено во время Вознесения на свои собственные ресурсы.
Может возникнуть мысль, что в определенном отношениии это противоречит реальности Мистерии Голгофы. Мы сами знаем, что через Его деяние на Голгофе, Христос принял решение объединить Его собственное Существо с Землей, или другими словами, начиная с Мистерии Голгофы и впредь остаться навсегда соединенным с Земной эволюцией. Величественная картина Вознесения может таким образом показаться в некотором несоответствии с тем, что эзотерическая версия Мистерии Голгофы открывает относительно объединения Христа с Землей и человечеством.
Сегодня мы попытаемся преодолеть это кажущееся противоречие в свете действительных духовных фактов.
Вторая картина представляет сцену десятью днями после Вознесения, когда языки пламени сошли на головы собравшихся учеников и они были побуждены "говорить другими языками". Это фактически означает, что с тех пор ученики были способны внедрить Мистерии Деяния на Голгофе в сердце каждого человеческого существа, независимо от религии или веры.
Держа обе эти картины перед нашими умами, мы попытаемся дать некоторые указания их значения. Дать что-либо большее чем это не является возможным.
Мы знаем из нашего изучения Антропософии, что эволюция человечества не началась на Земле, но что собственно эволюция "Земли" была предвещена эволюцией "Луны", таковая - эволюцией "Солнца", а таковая опять таки эволюцией "Сатурна", как описано в моей книге "Тайноведение". В течение периода эволюции "Сатурна", человек развивался в снисхождении от Духовного до рудиментарного основания физического тела. В ту эпоху однако, физическое тело было только телом тепла; другими словами - теплом меняющейся степени; силами тепла, собранными вместе вокруг существа "души-и-духа".
В течение эволюции "Солнца" человек приобрел воздухообазное тело, в течение эволюции "Луны" вид жидкообразного, водного тела, а твердое, земное тело, в реальном смысле, собственно, только в течение эволюции "Земли".
Давайте подумаем теперь, в частности об эволюции "Земли". Она завершает свой курс в семи следующих друг за другом эпохах, из которых первые три являются повторениями: первая -- повторением периода "Сатурна", вторая -периода "Солнца", третья, Лемурийская эпоха -- повторением периода "Луны", Собственно эволюция "Земли", действительно начинается с четвертой эпохи, то есть -- с Атлантической. Мы живем теперь в пятую эпоху, за которой последует шестая и седьмая.
Средняя точка эволюции "Земли" попадает на середину Атлантической эпохи и, таким образом в наш настоящий век Земля уже прошла среднюю точку своего развития. Отсюда вы поймете, что Земля уже вовлечена в нисходящую фазу эволюции и в наше время это должно всегда быть принято во внимание. Как я уже часто говорил, это полностью подтверждается находками даже в современной материалистической геологии.
В своей книге "Лицо Земли", Эдуард Шуэс (Eduard Suess) определил, что почва под нашими стопами сегодня принадлежит Земле, которая уже умирает. В течение Атлантической эпохи Земля, так сказать была в середине периода жизни; она изобиловала внутренней жизнью; на ней не было таких формирований как скалы и камни, которые постепенно крошатся. Минеральный элемент был активным в земной области способом, которым он является активным сегодня в животном организме, в состоянии раствора из которого отложения не формируются, за исключением когда организм является больным. Если животный организм здоров, то только о костях можно сказать, что они принимают свою форму как отложения. В костях, однако, все еще есть внутренняя жизнь. Кости не находятся в состоянии умирания, они не находятся, как наши горы и скалы в процессе крошения в пыль. Крошение скал является свидетельством, что Земля уже вовлечена в процесс умирания.
Как уже сказано, это теперь известно даже обычной материалистической геологии. Антропософия должна добавить к такому знанию факт, что Земля была вовлечена в этот процесс упадка постоянно с середины Атлантической эпохи. Более того, к Земле должно включить все, что принадлежит ей: растения, животные и, превыше всего, человек. Физический человек является частью и частичкой Земли. Если Земля вовлечена в процесс упадка, то также вовлечено и физическое тело человека. Выражаясь по-другому, в более эзотерических терминах, это означает, что к середине Атлантической эпохи все, что в начале было заложено как зародышное состояние в теле тепла эволюцией "Сатурна", достигло своего завершения. Физическое тело человека фактически достигло завершения к середине Атлантической эпохи и с тех пор путь его эволюции был путем упадка.
Эволюция, конечно, не происходит с одинаковым единообразием. Одна раса или народ вступает в фазу эволюции раньше или позднее, чем другая, но говоря в целом, ко времени, когда Мистерия Голгофы приблизилась, эволюция физической конституции человека достигла стадии, когда человечество по всему Земному шару предстало перед перспективой обнаружения невозможности дальнейшей инкарнации/воплощения на Земле; другими словами, перед перспективой впредь не обладать способностью сопровождать Землю в ее эволюции упадка.
В школах Посвящения это было известно и может, конечно также быть известным сегодня, что приблизительно, ко времени Мистерии Голгофы физическое тело человека достигло степени упадка, когда люди, которые были воплощены или которые должны были воплотиться в ближайщем будущем, то есть, вплоть до, приблизительно, четвертого века после Рождества Христова были представлены перед опасностью покидания Земли, которая становилась все более и более опустошенной и оголенной, и обнаружения невозможности в будущем снисхождения из мира души-и-духа и построения физического тела из материалов, предоставляемых физической Землей. Такая опасность существовала и неизбежным следствием была бы неспособность человека исполнить возложенную на него Земную миссию. Ариманические и Люциферические силы, работая в комбинации преуспели до степени, когда ко времени Мистерии Голгофы, Земное человечество стало лицом к лицу с возможностью вымирания.
Человечество было спасено от своей участи через то, что было достигнуто Мистерией Голгофы, посредством чего само физическое тело человека было насыщено снова необходимыми силами жизни и бодрости. Людям было таким образом позволено продолжить их дальнейшую эволюцию на Земле, поскольку они могли теперь снисходить из миров души-и-духа и обнаружить возможным жить в физических телах. Таким был действительный эффект Мистерии Голгофы.
Я часто говорил об этом, как например, в курсе лекций данных в Карлсруе (Carlsruhe) под названием "От Иисуса до Христа" (десять лекций, 5-14 Октября 1911). Огромная враждебность была вызвана этими лекциями, потому что, в смысле эзотерического долга, были представлены определенные истины, которые многие люди желают держать скрытыми. Действительно, может быть сказано, что с определенного места враждебность к Антропософии началась с этих самых лекций.
Что я описал, однако является только одним аспектом действительного эффекта Мистерии Голгофы. Этот же самый факт можно, конечно выразить многими различными способами. Это было выражено по-другому в том курсе лекций, но то, что я сейчас описываю, является тем же самым фактом, только рассматриваемым с другой стороны. Посредством Мистерии Голгофы силы, поддерживающие рост и процветание физического тела человека были вновь оживлены со следующим результатом. -- Теперь было сделано возможным для человека получить во время его жизни во сне импульс, который он, в противном случае не получил бы. Вся эволюция человека на Земле происходит, как мы знаем в смене бодрствующей и сновидческой жизни. Во сне физическое и эфирное тело оставляются; со времени засыпания и вплоть до пробуждения, эго и астральное тело становятся независимыми от них. В течение этой независимости во сне, влияние Сил Христа оказывает воздействие на эго и астральное тело тех людей, которые через необходимое настроение и содержание жизней своих душ сделали подходящую подготовку для такого состояния сна. Проникновение этих высших тел Силами Христа, следовательно, имеет место главным образом в течение состояния сна.
Возвращаясь теперь к библейскому событию Вознесения, мы должны осознавать, что к тому времени ученики стали ясновидящими до степени, при которой они могли созерцать то, что действительно является глубокой тайной эволюции Земли. Такие тайны остаются незамеченными для людей, обладающими обычным сознанием, которое неспособно знать, имеет ли место что-либо чрезвычайно важное в той или иной точке эволюции человечества. Существует много таких событий, но обычное сознание не ведает их. Картина Вознесения фактически означает, что в такой момент ученики Христа были способны свидетельствовать событие невыразимой важности, происходившим "вне чувств", как оно было в эволюции Земли.
То, что они свидетельствовали, открылось им как на картине, перспектива того, что произошло бы с людьми, если бы Мистерия Голгофы не случилась. Они созерцали как конкретное духовное событие, что произошло бы, а именно, что физические тела людей так бы вырождались, что все будущее человечества было бы под угрозой. Ибо последствием такого вырождения было бы то, что эфирное тело человека подчинилось бы силам привлечения, которые присущи ему. Эфирное тело привлекалось бы все время к Солнцу, а не к Земле. Наше устройство, как человеческих существ является таковым, что наше физическое тело обладает земной тяжестью, притяжением, а наше эфирное тело -- солнечной легкостью. Если бы наше физическое тело стало бы тем, чем бы оно было, если бы Мистерия Голгофы не случилась, эфирные тела людей последовали бы своим собственным позывам к Солнцу и покинули бы физические тела. Существование человечества на Земле неизбежно пришло бы к концу.
До Мистерии Голгофы местом обитания Христа было Солнце. Следовательно в том, что эфирное тело человека стремится к Солнцу, оно стремится к Христу. Теперь представим себе сцену дня Вознесения. В духовном видении ученики видели Христа, восходящего к Небесам. Видение того, как сила, Импульс Христа соединяется с эфирной природой человека, в ее восходящем устремлении ввысь, возникло перед ними; как ко времени Мистерии Голгофы человек предстал перед опасностью вытягивания Солнцем его эфирного тела подобно облаку, и как, однако, в своем устремлении к Солнцу, оно было удержано Христом. Эта картина должна быть понята, ибо во истину это есть предупреждение. Христос сродни тем силам в человеке, которые естественно устремляются к Солнцу, прочь от Земли, и которые всегда будут так делать. Однако Христос остается в единении с Землей. Таким образом, Импульс Христа прочно удерживает человека на Земле.
В этой картине Вознесения нечто еще проявляется ученикам. Предположим, что Мистерия Голгофы не имела места и что некоторое число людей стало ясновидящими в степени, в которой ученики стали ясновидящими в тот момент. Эти люди увидели бы эфирные тела определенных человеческих существ, отделяющихся от Земли в направлении Солнца и они пришли бы к заключению: "Таков есть путь, взятый эфирными телами. Эфирный элемет Земли в человеке уводится к Солнцу". Но теперь, доведя до завершения Мистерию Голгофы, Христос спас для Земли, стремящееся к Солнцу эфирное тело. Таким образом проявляется факт, что Христос остается соединенным с человечеством на Земле. Таким образом нечто еще становится ясным здесь, а именно, чтобы пройти через Мистерию Голгофы, Христос привнес космическое событие в эволюцию Земли. Христос снизошел с высот Духа, соединил Себя с человечеством в человеке Иисуса из Назарета, исполнил Мистерию Голгофы, соединив Свою эволюцию с эволюцией Земли. Это было космическое Деяние, совершенное для всего человечества.
Заметьте эти слова: Деяние Голгофы было совершено для всего человечества. Ясновидческое око не может не воспринять как, начиная с этого Деяния, эфирные силы в человеке со своим стремлением уйти с Земли были соединены с Христом для того, чтобы Он мог удерживать их в эволюции Земли. Это касается целого человечества.
Это приводит нас к другому рассмотрению. Предположим, что только немного человеческих существ были способны приобрести знание этих фактов, касающихся Мистерии Голгофы, а большая часть человечества -- как это фактически и есть -- не распознали их значение. Если это должно было произойти, Земля была бы населена только немногими верующими в Христа и большим числом тех, кто не распознал существенное содержание и значение Мистерии Голгофы. Что должно было бы тогда сказать о последнем? Как все эти человеческие существа, которые не распознали Мистерию Голгофы относятся к ней? -- или, лучше спросить -- Как Деяние Христа на Голгофе относится к этим человеческим существам? Деяние Христа на Голгофе является объективным фактом; его космическое значение не зависит от того, во что люди верят относительно него. Объективный факт имеет в себе реальность бытия. Если очаг горячий, он не станет холодным потому что число людей верит, что он холодный. Мистерия Голгофы спасает человечество от разрушения физического тела, не зависимо во что люди верят или не верят относительно него. Мистерия Голгофы была совершена ради всех людей, включая и тех, кто не верит в нее. Это является кардинальным фактом, необходимым быть запомненным.
Мы осознаем теперь, что Деяние на Голгофе было совершено для того, чтобы посредством его человечество на Земле могло быть оживлено до степени, необходимой для его восстановления. Это должно было совершиться. Было сделано возможным для людей найти на Земле тела, в которых они могли и смогут на долгие века в будущие времена быть воплощенными. Это однако фундаментально, что как существа души-и-духа люди пройдут через существование в этих восстановленных Земных телах, и как существа души-и-духа они будут в состоянии появиться на Земле снова и снова.
Теперь Импульс Христа, который должен иметь значение для духовной природы человека, как и для его телесной природы, может выразить себя в бодрствующем состоянии людей, которые не имеют знания о нем; но при таких обстоятельствах он не повлиял бы на них во время их жизни во сне. Неизбежным результатом было бы то, что в то время как люди приобрели бы возможность воплощения снова и снова на Земле, все же если они не приобрели знания Мистерии Голгофы, состояние их сна было бы таким, что связь их природы души-и-духа с Христом была бы утрачена.
Здесь вы видите разницу в отношении к Мистерии Голгофы тех людей, кто, так сказать, не имеет желания знать что-нибудь о ней. Христос совершил Деяние для их тел, чтобы Земная жизнь могла быть возможной для них, также как Он совершил ее для совершенно неверующих, не являющихся Христианами людей. Но чтобы произвести эффект на природу души-и-духа человека, Импульс Христа должен иметь возможность проникнуть в душу человека в течение состояния сна. А это возможно только если человек сознательно познает значение Мистерии Голгофы. Духовный эффект Мистерии Голгофы, следовательно может происходить только из истинного распознавания ее содержания.
Таким образом, существуют две вещи, которые человечество должно осознать: с одной стороны, что Христос удерживает эфирное тело в его постоянном стремлении к Солнцу; а с другой стороны, что природа души-и-духа человека, его эго и астральное тело, могут получить Импульс Христа только во время между засыпанием и пробуждением -- а это только возможно, когда знание об этом Импульсе приобретено в бодрствующей жизни.
Суммируя: стремление эфирных тел людей удалиться на Солнце было воспринято учениками в ясновидческом видении. Но они также восприняли как Христос соединяет Себя с этим стремлением, обуздывает его, держит его крепко. Величественность сцены Вознесения заключается в спасении физическо-эфирной природы человека Христом.
Ученики остались в глубоком созерцании. Ибо в их пробудившихся душах находилось знание, что через Мистерию Голгофы была совершена полная поддержка для физическо-эфирной природы человечества как целого. Но что случится размышляли они с существом души-и-духа? Каким образом человек приобретет силу получить Импульс Христа в его природу души-и-духа, в его эго и астральное тело? Ответ находится в празднике Пятидесятницы.
Через Мистерию Голгофы Импульс Христа оказал воздействие на Землю как реальность, которая подлежит пониманию только для духовного осознания. Никакая материалистическая наука не может понять Мистерию Голгофы. Следовательно, душа должна приобрести силу духовного осознания, духовного восприятия, духовного чувства для того чтобы быть способной понять как на Голгофе, Импульс Христа был соединен с импульсами Земли.
Иисус Христос исполнил Его Деяние на Голгофе до конца, чтобы такое единение могло оказать воздействие, совершил Деяние таким образом, что десятью днями после события Вознесения, Он послал человеку возможность наполнения его внутренней природы души-и-духа, его эго и астрального тела Импульсом Христа. Посылка Святого Духа есть проникновение души-и-духа человека силой понять Мистерию Голгофы. Это -- картина праздника Пятидесятницы. Христос исполнил Его Деяние для всего человечества. Но каждому человеку, для того, чтобы он мог осознать это Деяние, Христос послал Дух, чтобы индивидуальное существо души-и-духа могло иметь доступ к воздействию Деяния, которое было совершено для всех людей в целом. Через Дух человек должен научиться переживать Мистерию Христа внутренне, в духе и душе.
Таким образом две картины стоят рядом в истории эволюции человечества. Картина Вознесения говорит нам: Деяние на Голгофе было совершено для физического и эфирного тел в универсальном человеческом смысле. Картина Пятидесятницы говорит нам: Отдельное человеческое существо должно сделать это Деяние плодотворным в себе принятием Святого Духа. Посредством чего Импульс Христа становится индивидуальным в каждом человеческом существе.
Теперь нечто еще может быть добавлено к картине Вознесения. Духовные видения, такие, которые пришли к ученикам в день Вознесения, всегда имеют отношение к тому, что человек действительно испытывает в одном или другом состоянии сознания. После смерти, как вы знаете, эфирное тело покидает человеческое существо. Человек оставляет физическое тело при смерти, сохраняет эфирное тело на несколько дней, а затем эфирное тело распадается, фактически соединяется с Солнцем. Такой распад после смерти является признаком единения с природой Солнца, струящейся через пространство, в которое включена также и Земля. Начиная с Мистерии Голгофы человек видит вместе с этим отделяющимся эфирным телом, Христа, который спас его для Земного существования на будущие грядущие века. Таким образом, начиная с Мистерии Голгофы перед душой каждого человеческого существа, которое проходит через смерть, стоит картина Вознесения, которую ученики были способны наблюдать в тот день в особом состоянии своих душевных жизней.
Однако для того, кто делает Мистерию Пятидесятницы также частью своего существа, кто позволит Святому Духу приблизиться -- для него такая картина становится источником самого величайшего утешения, которое он способен испытать: ибо теперь он наблюдает Мистерию Голгофы во всей ее истине и реальности. Эта картина Вознесения говорит ему: Ты можешь с уверенностью вверить все свои следующие воплощения эволюции Земли, ибо через Мистерию Голгофы Христос стал Спасителем эволюции Земли. Для того, кто не проникнется своим эго и астральным телом -- то есть, не проникнется знанием и чувством -- до сущности Мистерии Голгофы, для того эта картина является порицанием до тех пор, пока он также не научится понимать ее.
После смерти картина является призывом: Стремись приобрести в следующую за Земную жизнь такие силы, которые позволят тебе понять Мистерию Голгофы! -- То, что такая картина Вознесения должна прежде всего быть призывом естественно; ибо в последующих Земных жизнях люди смогут стремиться приложить силы, которые они призываются приобрести и достигнуть понимания Мистерии Голгофы.
Теперь можно воспринять разницу между теми, кто с внутренними силами веры, знания и силы верят в Мистерию Голгофы и теми, кто не верит. Мистерия Голгофы была исполнена для человечества в целом, только по отношению к физическому и эфирному телу. Послание Святого Духа, Мистерия Пятидесятницы означает, что душа и дух человека могут вкусить плоды Деяния на Голгофе только если человек обнаружит крылья, возносящие его к действительному пониманию сущности и значения этого Деяния.
Поскольку такая сущность и значение могут быть полностью поняты только духовным знанием, а не материалистическим знанием, следует, что истина праздника Пятидесятницы может быть понята, когда люди осознают, что послание Святого Духа является призывом для человечества все больше и больше достигать Духовного знания, только через которое Мистерия Голгофы может быть понята.
То, что это должно быть понятым -- это есть призыв Мистерии Пятидесятницы. То, что это пришло совершиться для всего человечества -- это есть откровение, данное при Вознесении.
Таким образом справедливо может быть сказано, что Антропософия позволяет понять отношение Мистерии Пятидесятницы к откровению Вознесения. Мы можем чувствовать, что Антропософия подобна глашатаю приносящему прояснение этих праздников Весны, и что к их многочисленным аспектам мы дабавили еще один, существенно принадлежащий к ним.
Это должно передать вам настроение души, в котором истинное чувство для праздников Вознесения и Пятидесятницы может возникнуть. Картины, которые праздники приносят перед душой подобны живым существам: мы можем приближаться ближе и ближе к их реальности, учиться познавать их более и более интимно. Когда год снова наполнен духовным пониманием праздников времен года, он будет наполнен космической действительностью, а внутри Земного существования люди переживут космическое присутствие.
Пятидесятница является прежде всего праздником цветов. Если человек обладает истинным чувством этого праздника, он пройдется среди ростков и цветений, раскрывающихся под влиянием Солнца, под эфирным и астральным влияниями -- и он воспримет в покрытой цветами Земле земной образ того, что струится совместно в картину Вознесения Христа и картину снисхождения языков пламени на головы учеников, которая следует за Вознесением. Сердце человека как оно открывается, может быть символизировано цветком, раскрывающим себя к Солнцу; и то, что изливается вниз от Солнца, дающее цветку необходимые ему животворные силы, может быть символизировано языками пламени, снисходящими на головы учеников. Антропософия может работать над сердцами людей с силой, которая вытекает из понимания праздников времен года и из истинного созерцания праздничного времени; она может помочь пробудить настроение души, действительно соответствующее этим дням Весенних праздников.
II. Пятидесятница. Праздник свободной Индивидуальности

Согласитесь, тяжело представить нашу жизнь без праздников. Они бывают летние, зимние, имеют масштабное или локальное значение, могут быть сакральными или светскими. Но давайте мы с вами найдем наиболее точное объяснение тому, что такое праздник, откуда произошло это слово и что оно означает.

Трактовка

Для большинства людей значение слова праздник очевидно. Однако мы решили сформировать его точную трактовку, а также раскрыть полный смысл. Итак, праздник - это некий отрезок времени, который отмечается в календаре. Он связан с определенными событиями из прошлого или с конкретными людьми, а также имеет мистическое или сакральное значение. В большинстве случаев понятие праздника неразрывно связано с религией или культурой конкретной страны. Стоит отметить, что некоторые источники указывают на то, что бытовые события из жизни не могут стать поводом для создания календарного торжества. Но давайте вспомним знамнеитый праздник урожая, масленицу и многие другие исконно славянские обычаи, которые неразрывно связаны с повседневным бытом нашего народа.

Несколько иные трактовки термина

Люди всего мира редко расшифровывают простые названия, употребляемые ежедневно, со словарной точностью. Что означает слово праздник в широком значении, в простом определении и без заумных объяснений?

Во-первых, это некое календарное событие, в связи с которым установили день отдыха. Иными словами, это - противоположность будням.

Во-вторых, это развлекательное мероприятие, веселое времяпрепровождение, которое может касаться как малой группы людей, так и большого количества народа.

В-третьих, значение слова праздник определяется также неким радостным событием, которое может не иметь отображение в официальном календаре. Яркими примерами служат дни рождения, годовщины и т. д.

Ну и, в-четвертых, существует такое понятие, как праздник души. Это просто возвышенное духовное состояние, которое дает возможность по-новому взглянуть на мир и переосмыслить его. Явление сугубо индивидуальное.

Этимология термина

Далеко не секрет, что современная русская речь, впрочем, не только устная, но и письменная, переполнена иностранными словами. Большинство латинских корней и суффиксов легло в основу нынешнего русского языка, но все-таки сохранились некоторые слова, славянское происхождение которых неоспоримо. Совсем давно, во времена становления и процветания Киевской Руси, наши предки не знали, что такое праздник в современном понимании данного термина. У них не было календарей, отсутствовало такое понятие, как рабочая неделя, да и дни рождения простых людей редко документировались и точно запоминались. Однако проведение радостных мероприятий, связанных с чем-то либо же с кем-то было явлением регулярным. Именно такой обычай и прозвали словом праздьнъ. Дословно со старославянского это переводится как свободный день от работы, не занятый делами.

Немного истории

По официальной версии, люди впервые узнали, что такое праздник, примерно тогда, когда изобрели календарь. С того момента, когда время приобрело четкие, так сказать, рамки или очертания, когда наши предки впервые стали считать часы, дни, месяцы и годы, в календаре появились дни, которые отличались от всех остальных. Изначально такими особыми днями считались переломные моменты в жизни природы, а также события, связанные с бытием правителей (к ним относились как к богам). Позднее люди начали отмечать даты, которые становились знаменательными за счет неких грандиозных событий (возведение храмов, крепостей, дворцов и т. д.).

Становление религии стало еще одним звеном в формировании традиции праздновать что-либо. Все сакральные события отмечались красным в календаре и освобождали каждого крестьянина от работы. Таким образом это все наследие дошло до наших лет и стало неотъемлемой частью современного бытия.

Культура и социум

Известный отечественный культуролог и философ Михаил Бахтин однажды сказал, что праздник является первичной формой культуры человека. Именно через данное явление, по его мнению, определяется система ценностей, которая объединяет социум в единое целое. В то же время праздники в каждой культуре свои, для различных народностей привычными являются различные торжества. Следовательно, это культурологическое явление объединяет конкретные группы людей в целостные социумы, но вместе с тем проводит четкие границы между существующими цивилизациями. Для примера можно взять значение праздника Новый Год в нашей стране и в Соединенных Штатах. Несмотря на то, что это торжество считается международным, для наших людей оно имеет огромное значение, в то время как граждане США отдают подобное предпочтение католическому Рождеству.

Смех и строгость

Многие люди, увы, не совсем корректно отвечают на вопрос о том, что такое праздник и каковы его характеристики. Они утверждают, что это непременно радостное, веселое, зажигательное событие, где происходит распитие спиртных напитков, поедание вкусных десертов и участие в конкурсах и играх.

На самом же деле праздники условно делятся на две категории. Первая из них действительно соответствует всему вышеописанному, и подобные торжества имеют место буквально во всех странах и культурах нашей планеты (только с учетом местных традиций). Такие праздники принято называть смеховыми или развлекательными. А вот вторая категория включает в себя ритуальный аспект, который настраивает нас на торжественный, но строгий, нередко даже сакральный лад. Речь идет о таких праздниках, как Рождество, Пасха, а также даты, связанные с государственными событиями в каждой отдельной стране.

Личность и общество

Как оказалось, очень много скрытого смысла, незаметных невооруженным глазом моментов и аспектов скрывает в себе такое простое слово как праздник. Определение ему мы уже дали, и не единственное, а теперь давайте рассмотрим, социальное ли значение у него или же личностное. Многие могут сказать, что бывают праздники личные, а бывают социальные. В качестве примера для первой категории приводится День Рождения, а для второй Новый Год, 8 Марта и т. д. Однако дело в том, что любое торжество не может быть проведено в присутствии лишь одного человека. По этой причине даже сугубо личные праздники - годовщины, семейные даты и прочие - требуют наличия минимум двух персон. Также важно отметить, что именно торжество и общество, которое для его проведения требуется, дают возможность каждой личности стать частью культуры, социума.

Заключение

Теперь вы наверняка знаете, что такое праздник, какой смысл несет в себе это простое, и весьма торжественное слово, и какую историю оно имеет. Для людей всех рас, для граждан всех стран нашего мира праздники - важная часть культуры. Они являются отображением их истории, их традиций, верований и ценностей.

Римско-католическая церковь имеет некоторое сходство с христианством. Католические праздники представляют собой сочетание церковных обрядов и народных традиций. Как повелось с древних времен, основные события отмечали и приурочивали к наступлению очередного времени года. Церковь стремилась совместить народные праздники с церковным календарем и днями памяти святых. Так появились католические праздники.

Церковный календарь состоит из дат, которые являются постоянными или переходящими. Основным праздником у католиков является Пасха. Ее отмечают весной, но в разные числа. Эту дату исчисляют по лунному календарю. В зависимости от того, на какое число приходиться этот день, меняют дату и у других переходящих событий.

Церковный год исчисляется с предрождественского поста. Он начинается ровно за четыре недели до празднования Рождества. Это время молитв, покаяния и памяти святых: 6 декабря - это день св. Варвары, 6 декабря - день св. Николая. 8 декабря отмечают один из главных дней, в который произошло Непорочное Зачатия Девы Марии. Эти праздники приходятся на католический пост. Далее следует одна из самых значимых дат в церковном календаре.

Рождество у католиков приходится на 25 декабря. Это день появления на свет сына Девы Марии Иисуса Христа. В честь этого праздника проводят четыре литургии. Первая литургия проводится накануне вечером, затем ночью, утром и днем.

В этот день церковь украшают композициями, которые изображают сценки из Библии, характеризующие момент рождения Христа. В них обязательно присутствуют ясли. Со временем их стали устанавливать и перед домами.

Рождество - это праздник, который празднуют в семейной обстановке. Ему предшествует ужин, состоящий из постных блюд. Затем все католики идут в церковь на богослужение. В день празднования Рождества люди вкушают мясные блюда. Пост заканчивается. Считается, что от того, насколько богато накрыт стол, зависит благополучие в новом году. В Рождество принято одаривать других различными подарками. Рождественские празднования длятся 12 дней. В это время отмечают день памяти Невинных младенцев (28 декабря), день св. Сильвестра (празднуют31 декабря), день, посвященный Деве Марии (1 января) и день Богоявления (приходится на 6 января). Эти католические праздники входят в святочный цикл.

17 января - это день св. Антония. Это покровитель животных и поэтому в этот праздник у церкви благословляют домашний скот. Особенно эта традиция почитается во Франции.

3 февраля отмечают день св. Блаза - праздник виноделов и землепашцев.
Начало великого поста обычно приходится на Пепельную среду, день, когда посыпают голову пеплом, отпуская грехи. На время поста приходится праздник, посвященный Деве Марии - Благовещение.

Последние семь дней перед Пасхой носит название «страстной недели». В это время проводят богослужения в церквях. Первый день этого периода празднуют Вербное воскресенье. Дома и церкви украшают ветками пальмы, вербы, самшита или оливы.

В канун Пасхи вечером начинается празднование этого великого события. Во всех церквях проходят богослужения и зажигаются свечи. В сам праздник люди угощают друг друга крашеными к празднику яйцами, веселятся, играют в игры и накрывают богатые столы.

На сороковой день после Пасхи отмечают день Вознесения Пресвятого Креста. Это праздник, дата которого меняется.

Рождество св. Иоанна Крестителя приходится на 24 июня. Это один из самых популярных праздников у католиков.

15 августа - это день Успения Богоматери. В этот день Мария вознеслась на небеса после своей смерти.

Среди крупных католических событий можно отметить Торжество Всех Святых (1 ноября) и дата поминовения усопших (2 ноября).

Католические праздники схожи с православными. Иногда расхождения касаются только даты, из-за ее исчисления по разным календарям.

В наши дни много праздников, и все они имеют свое название. Их множество в каждой стране, для каждой страны есть свои знаменательные даты, которых нет ни в какой другой, но есть и общее между многими англоязычными странами. Чтобы понять народы других стран, недостаточно знания лишь языка, нужно знать культуру и историю этой страны.

Итак, изучение культурных традиций, в частности изучение особенностей празднования различных фестивалей, обычаев, принятых народами стран Великобритании и США в наши дни, можно говорить об актуальности данной темы:

Во-первых, поскольку США многонациональная страна, и на ее территории проживают народы, которые помимо государственных праздников отмечают свои национальные, (к примеру, американцы ирландского происхождения отмечают День святого Патрика, так же, как и в Великобритании) можно говорить об укреплении межнациональных культурных взаимоотношений внутри страны.

Во-вторых, основные государственные праздники этих стран существовали в разные времена, но до сих пор они не потеряли своего значения, поскольку являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Целью данной курсовой работы является на примере общих праздников Великобритании и США показать сходства и различия в культурных традициях и обычаях этих стран. Изучить особенности проведения праздников в данных странах.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

– изучить их роль в культурной жизни страны.

– выявить сходства и различия в культурных традициях относительно общих праздников.

– исследовать особенности проведения общих праздников и фестивалей в каждой из данных двух стран.

праздник культурный фестиваль традиция


1. Роль праздников в культурной жизни страны

Во все времена у разных народов праздник был особым событием, его выделяли среди остальных будних дней и он имел особое значение в жизни семьи, всего общества, страны. На протяжении долгих лет в праздничной культуре сохранилось множество памятных дат, и появилось немало способов отмечать ту или иную дату. Не смотря на то, что все праздники в какой-то мере разнообразны, многие из них имеют между собой нечто общее.

Праздники всегда существовали в культуре разных народов, а ныне существуют в культуре разных стран. Каждый день на нашей планете гремит какой-нибудь праздник. К праздникам готовятся, о них помнят и не забывают. Они создают праздничную атмосферу и собирают людей вместе.

Известный русский учёный И. Снегирёв писал о понятии «праздник» так: «Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». Существует такое понятие, как «воспитательное значение народных праздников».

В работе о творчестве Ф. Рабле М. Бахтин отметил: «Праздник – первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. В праздник двери дома открыты для гостей в пределе – для всех, для всего мира, в праздник всё изобилие (праздничная еда, одежда, убранство помещения) сохраняются, конечно, и праздничные пожелания всех благ (но почти с полной утратой амбивалентности), праздничные тосты, праздничные игры и ряжение, праздничный весёлый смех, шутки, танцы и т.д. Праздник не поддаётся никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и пр.). Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это временный выход в утопический мир. Нельзя оторвать праздник от жизни тела, земли, природы, космоса. В праздник и «солнце играет на небе», как бы «особая праздничная погода»…

Переодевание, ряжение, маскировка являются необходимым элементом любого праздника, т. к. обеспечивают анонимность участия в праздничном действе, помогают снимать социальные и психологические барьеры. В «Словаре античности» слово праздник происходит от латинских «dies festus», «fesia / feria», что означает «день, свободный от работы».

С древнейших времён считалось, что задача праздника – «восстановить нарушенную гармонию между людьми и природой и устранить отчуждение людей от природы и общества». Первый этап любого праздника – счастливое ожидание, подготовка к нему. Затем приходит сам праздник и, «увы» – завершение праздника. Впечатления от праздника долго хранятся в душе человека, являясь для него источником «душевных сил».

Одной из основных причин, по которой мы празднуем какие-либо события, заключается в том, чтобы вспомнить наших предков и черты прошлых времен. Празднуя что-либо мы показываем свое уважение к людям, игравшим роль в историческом процессе страны. Мы обогащаем наши знания, узнаем много нового из истории и культуры страны. Молодежь внимательно слушает рассказы старших о том, что и как праздновали в их времена, ведь традициям свойственно меняться в некоторых случаях. Внося что-то новое в празднование какой-либо памятной даты или заимствуя какую-либо традицию у других народов, мы объединяем людей между собой. Таким образом, другие культуры приобщаются к культуре той страны, в которой живут, не забывая и о своих собственных культурных традициях.

Нация становится более дружной, не смотря на различие в религии. В некоторых случаях происходит обмен культурной информацией, когда в культуру одной страны проникает культура другой страны, заимствуется какой либо праздник и приобретает видоизмененные черты и традиции празднования.

2. Типы праздников, их классификация. Праздники Великобритании и США

«Праздники – это такие замечательные дни, в которые, в соответствии с той или иной традицией, например народной или религиозной, принято проводить время весело, устраивая вечеринки с застольями, торжественные церемонии. Одним словом – выделять этот день из череды будней, какими-либо действиями, способствующими праздному времяпровождению, отдыху или отданием почестей и повышенному вниманию к какому-либо событию.

Календарь праздников может включать в себя как выходные дни, если праздники соответствуют очередности выходного дня в месяце, на который назначен праздник (обычно это профессиональные праздники), так и рабочие дни, если праздник соответствует определенной дате.

Также в календарь праздников входят религиозные праздники, международные праздники, профессиональные праздники, государственные официальные праздники, праздники неофициальные и личные праздники, касающиеся только конкретного человека, его семьи, или определенного круга лиц, друзей и знакомых. Самое большое количество праздников приходится на международные праздники, популярные и не очень, каждый из которых, в разных странах имеет разный приоритет и соответственно известность».

В Великобритании официально существует всего 38 праздников: 5 из них официальные государственные выходные: Новый год (NewYear’sDay), Католическая (Страстная) Пятница (GoodFriday), День весны в Великобритании, День святых апостолов Петра и Павла, Католическое Рождество (Christmas); 12 из них – фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова, 21 – праздники, отмечаемые на территории страны, но не имеющие официальных выходных. Так же можно отметить религиозные праздники, их всего 7 – это Католическая (Страстная) Пятница (GoodFriday), Католическая Пасха (Easter), День святых апостолов Петра и Павла, Хэллоуин – канун Дня всех святых (Halloween, All Hallows Evening или Beggars Night), День Всех Святых (All Saints" Day), День Гая Фокса (GuyFawkesDay) и Католическое Рождество (Christmas).

В США всего существует 54 праздника: 7 – официальные государственные выходные: Новый год (NewYear’sDay), День Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King Day), День президента (Presidents" Day), День памяти в США, День независимости (Independence Day), День труда (Labor Day) и Национальный день охотничества и рыболовства в США (National Hunting and Fishing Day); 13 – фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова, 34 – праздники, отмечаемые на территории страны, но не имеющие официальных выходных. Так же можно отметить религиозные праздники, их всего 6. Что же до личных праздников, то это естественно дни рождения, годовщины свадеб и многие другие, которые отмечаются в кругу семьи и друзей, либо праздники, касающиеся определенной группы людей. Мы будем рассматривать только основные общие и наиболее популярные праздники данных двух стран. Это:

· Католическая пасха (Easter) – воскресенье после первого полнолуния, после дня весеннего равноденствия.

· День рождения монарха (Queen’sbirthday) – вторая суббота июня.

3. Сходства и различия в культурных традициях США и Великобритании

Объектом изучения моей работы являются культурные традиции и обычаи Великобритании и США. Одна их основных традиций разных государств мира – празднование своего национального праздника. Для США это День независимости (IndependenceDay). А какой национальный праздник в Великобритании? Великобритания – островное государство, и будучи таковым она долгое время оказывала влияние на политическое и социально-экономическое развитие других стран. Благодаря гибкой политике Британии удавалось не допускать военных действий на своей территории и, поэтому, для нее был характерен высокий уровень жизни и благосостояния английского народа. Народ Соединенного Королевства не нуждался в национальном самоутверждении и, им не было нужды каждый год напоминать о том, что они британцы. Правда, во время существования Британской империи отмечался День империи, но просуществовал он относительно недолго и выходным был лишь для учителей и школьников. Позже его заменил День Содружества (Commonwealth Day), который с 1996 года отмечается как День рождения монарха (Queen’sbirthday). Национальный праздник необходим не только для укрепления и самоутверждения нации, но и для официальных целей. Так, например, в этот день за границей послами принято устраивать приемы в честь дня своей страны, они представляют свою родину, выступая по телевидению и т.д.