Престольный праздник в сретенской обители. Престольный праздник - что это значит? Важнейшие даты христианского календаря День когда отмечается престольный праздник

Престольные праздники – это православные праздники, установленные в память о различных событиях «святой истории», Богородице, святых, в честь которых были воздвигнуты храмы.
На Руси престольные праздники складываются после официального введения христианства (998 г.), когда начинается строительство православных христианских храмов. Этим храмам часто присваивалось имя какого-либо святого, объявляемого покровителем верующих данного прихода. Установленный в честь него праздник считался храмовым или престольным. Он пользуется особой популярностью среди жителей данной местности.

Как наш ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ХАБАРОВСКОЙ ЕПАРХИИ.

12 июля в монастыре престольный праздник и как всегда, очень много желающих помолится в святой обители. И не только из нашего региона, но и с других весей Руси. Сегодня здесь ждут много гостей.

Ну, а если, у вас нет возможности разделить радость праздника с сестрами обидели — заходите на сайт монастыря http://stppmonastir.ru/

Каких только вопросов не задают посетители сайта нашим сестрам:

«Расскажите о монашестве?», «Как к вам приехать?», «Как одеваться, когда едешь в монастырь?…

Монастырь расположен в в 60 км от г.Хабаровска, в селе Петропавловка, на сопке близ Петропавловского озера.

В самом разгаре сезон работ у монашествующих, практически, нет свободного времени. С раннего утра и до позднего вечера сестры трудятся на грядках, на пасеке, в коровнике, на клумбах…

— «В этом году у нас увеличилось количество ульев, большое поле картошки посажено…- рассказывала мне благочинная монастыря сестра Серафима

Помощь в монастыре нужна всегда и на грядках и в подготовке к праздникам. В ноябре 2013 года монастырю исполняется 10 лет.

Если захотите стать соучастниками созидания красоты Божиего мира, поезжайте в Петропавловский женский монастырь. Все там во Славу Господа и молитва и труд, да и польза духовная для себя и своих близких. Расписание движение автобуса есть на сайте.

ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ
(престольные, съезжие, гулевые), отмечаются в день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. Они относятся к конкретной дате и охватывают всех прихожан, но в то же время были отмечены «гостеванием» родственников в семьях.
Ко дню храмового праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины - художественные поделки из дерева. Готовились не только внешне: многие накануне приходили в церковь исповедаться, чтобы во время литургии престольного дня принять причастие. Старики рассказывали детям житие святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел.
В самый день праздника прихожане старались непременно быть на службе, в том числе на предшествовавшем обычно литургии молебне с водосвятием; запасались святой водою. После литургии все, кто мог (включая стариков и детей), участвовали в крестном ходе вокруг храма, а в некоторых случаях в этот день бывал и дальний крестный ход с иконой праздника.
Главным в народном восприятии храмового (престольного) праздника была его особенная святость, тесно связанная с данным селением, приходом, конкретной местностью. Но угощение и развлечения тоже составляли непременную часть и входили в воспоминания тех, кто расстался с родными местами.
«Очень веселились крестьяне во время храмовых праздников», - заключил В. И. Семевский, обобщая описания различных уездов и губерний 2-й пол. XVIII - первых лет XIX в. Принимали гостей, приезжавших из окрестных деревень, «для чего в некоторых местах стол оставался накрытым целый день».
В описании Тульской губ. н. XIX в. подчеркивается, что на храмовый праздник «дом каждого отверст каждому приходящему, и стол накрыт во весь день. Всякий посетитель угощается, даже незнакомый». Для угощенья заранее запасали мясо, а если дата приходилась на пост - рыбу и др. снедь. Из двора во двор ходили толпами с пением. Празднование продолжалось обычно три дня.
Храмовые праздники не имели такой особенной окраски, присущей именно данным дням, как некоторые календарные, за исключением тех случаев, когда они совпадали с последними (съезжим праздником для данного селения могли быть, например, Рождество или Троица). Но народная праздничная культура была представлена здесь обычными постоянными элементами. Прежде всего разнообразными жанрами фольклора. На «гостевых» встречах рассказывали былички, сказки, сообщали приметы. В источниках упоминаются пение и пляска как непременная принадлежность храмового праздника. Звучали музыкальные инструменты: гудок (скрипка с тремя струнами), балалайка, гусли, свирель, дудка, рог (деревянная выгнутая труба с шестью ладами), жалейки.
Таким же обычным был этикет приема гостей на храмовые праздники. Хозяин читал молитву перед обедом, потчевал каждого гостя. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась. Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот.
Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей - родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого храмовый праздник носил общинный характер, если и не сопровождался кануном - братниной или общественным молебном.
В Карачевском у. Орловской губ. к престольному дню готовились заранее. За несколько дней священник с причтом начинали ходить по приходу - служить молебны по домам перед образом святого, которому посвящалось празднество. В каждом дворе им вручали ковригу хлеба и 5-15 копеек. Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу, а мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей, рубили дрова. В день праздника «чуть светает» мужчины отправлялись в церковь, где уже отзвонили к утрене.
У церкви к празднику строили базар, но заходить на него, идя к службе, не полагалось. На утрене в престольный праздник набиралось много народа - «негде стать», приходили по 2-3 человека от каждого двора. Некоторые из жителей самого села, в котором стояла церковь, приглашали священника служить у себя молебен в этот день - до обедни причт ходил по избам. После утрени большинство шло на базар. Там мужчины покупали лакомства для гостей, а засватанные парни - гостинцы невестам: «целые узлы» калачей, пряников, орехов, конфет, подсолнухов. Женщины и молодежь просто бродили по базару.
Именно в это время, в ожидании обедни, собирались группками недалеко от церкви «сердовые» крестьяне, то есть мужики средних лет. Они беседовали, покуривая. Здесь можно было встретиться в этот день с жителями соседних деревень и обменяться новостями. С благовестом к обедне разговоры прекращались. Каждый мужчина должен был снять шапку и, перекрестясь, идти в церковь. К половине обедни часть народа начинала выходить из церкви; это были обычно женщины, спешившие домой к приему гостей, и парни.
После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводила хоровод, а «сердовые» поздравляли друг друга с праздником и приглашали приезжих в гости. Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем, а дома его уже ждали человек 10-12 «званых» во главе с нарядной хозяйкой. Вновь прибывший гость «молился на образа», затем здоровался за руку с хозяйкой, домочадцами и гостями. Хозяин всех рассаживал, и начиналось угощенье.
Беседа шла в основном после обеда, когда гости вставали из-за стола и, получив настойчивое приглашение хозяев остаться к чаю, располагались группами у дверей на улице или сидели в избе. Разговор продолжался и за чаем, после которого вся компания по приглашению одного из присутствовавших отправлялась в другой дом, затем в третий. Постепенно толпы гостей, ходивших по селению, редели. Обычно на следующее утро гости из соседних деревень разъезжались по домам, захватив с собой родственников и знакомых из села, то есть на второй день храмового праздника угощали у себя тех, у кого гостили накануне.
Подобная картина встреч крестьян среднего и старшего поколения с гостями из других деревень во время престольных праздников описана другим информатором из Орловской же губ., отразившим обычаи Орловского и Карчаевского уу., корреспондентами из Козельского у. Калужской губ., Псковской губ. и мн. др.
Н.А. Миненко, исследовавшая досуг русских крестьян Западной Сибири в XVIII - 1-й пол. XIX в., отмечает: «Гостьба по праздникам - в период с октября по начало марта (да и в другое время года) - была важнейшим развлечением для всех деревенских жителей, в особенности для людей среднего и старшего возраста. «Большие» праздники в пределах волости праздновались по очереди во всех деревнях: в «очередную» деревню «на веселие» съезжалась масса окрестного люда (отсюда название - съезжий праздник)». Здесь тоже молодежь отделялась от старших, и последние в своем кругу вели беседы и развлекались песнями и плясками. Темы бесед с пришедшими гостями могли быть самые разнообразные - от слухов о новых повинностях до способа лечения лошадей. Недаром алтайский крестьянин П. Школдин назвал съезжий праздник «общественным форумом». Такой же непременной принадлежностью храмового праздника были съезды гостей из соседних деревень и переезды от одного крестьянина к другому в течение трех дней и в Восточной Сибири.
М.М. Громыко

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ" в других словарях:

    Праздники Православной церкви - В христ ве общепринятыми являются праздники, знаменующие собой важнейшие вехи земного пути Иисуса Христа Рождество, Крещение, Сретенье, Воскресение (Пасха), Вознесение, Троица (Пятидесятница). Праздничный календарь Правосл. церкви… … Религии народов современной России

    Праздники и празднования новозаветные - Каждый день богослужебного года посвящен воспоминанию какого либо праздника или памяти святого (большинство дней имеют воспоминание не одного, а нескольких святых) или иконы Богородицы. По степени праздничности и торжественности богослужения… … Православие. Словарь-справочник

    Содержат указания, каким образом должно совершать службу в те или другие X. праздники и особенно при совпадении храмового праздника с каким либо иным. Эти главы находятся в Типиконе и расположены так же, как последования 2 й части его, именно:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Это прежде всего религиозно магические акции, совершаемые коллективно и индивидуально; идеологич. их основанием являются мифы и легенды различного историч. корня и стадиального уровня. Многие П., будучи посвящены различным божествам… … Словарь индуизма

    ПРАЗДНИКИ - нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиозной, национальной или государственной. Церковные П. делятся по своей значимости и по роду богослужения на великие, средние и малые. К первым относятся: а) П. св … Казачий словарь-справочник

    Храмовые главы - – указывающие, каким образом должно совершать службу в Х. праздники и особенно при совпадении храмового праздника с каким либо иным. Эти главы находятся в Типиконе и расположены так же, как последования 2 й части его. В X. главах мало… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ - праздники правосл. церкви, посвященные различным персонажам или событиям «св. истории», в честь к рых построен данный храм или его придел. Отсюда др. название храмовые праздники. На Руси П. п. сложились в период распространения христианства. В… … Атеистический словарь

    Православные праздники - или священные дни, установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа… …

    Икона «Минеи на год» Православные праздники торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. В богослужебном смысле это дни … Википедия

    Буддийские праздники - В странах Востока, где буддизм является государственной или одной из основных религий, буддийские праздники включены в местную национальную и культурно религиозную традицию и воспринимаются как ее непременная составная часть. Среди праздников,… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Книги

  • Историческое известие о всех соборных монастырских, ружных, приходских и домовых церквах, находящихся в столичных городах Москве и Санкт-Петербурге, с показанием времени построения их и того, когда бывают в них храмовые праздники , Н.И. Кареев. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…
8 сентября 2016 года в московском Сретенском монастыре торжественно отметили престольный праздник - Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Почти шесть веков назад Москва была спасена от разорения жестоким завоевателем Тамерланом, и видимый знак этого избавления - Владимирская икона Божией Матери.

В 1395 году к городу приближалось многочисленное и закаленное в сражениях войско Тамерлана. После себя завоеватели оставляли сожженные селения, а их жителей уводили в плен.

Великий князь Московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Люди слезно молились перед образом: «Матерь Божия, спаси землю Русскую». По преданию, Тамерлану явилась в видении Божия Матерь, окруженная бесчисленным войском, - и хан, испугавшись, отступил от стен Москвы.

Благодарные за избавление русские люди воздвигли на месте встречи иконы Сретенский монастырь, ставший одной из главных святынь столицы.

За два десятилетия с момента возрождения обители ее престольный праздник стал одним из самых любимых у москвичей.

В этом году по традиции в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери была совершена Божественная литургия, которую возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност - председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству - в сослужении епископа Егорьевского Тихона - наместника Сретенского ставропигиального монастыря, ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре - и епископа Парамона - наместника Донского ставропигиального монастыря, председателя комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви, - а также насельников Сретенской обители в священном сане и столичного духовенства.

Богослужебные песнопения исполнил хор Сретенского монастыря (регент - Никон Жила).

Радость праздничной службы разделили с насельниками обители, преподавателями и учащимися Сретенской духовной семинарии, прихожанами храма и многочисленные паломники.

Проповедь перед Причастием Христовых Таин произнес иеромонах Алексий (Годлевский), напомнив, как по молитвам Пречистой Богородицы пришло чудесное избавление Русской земли от неминуемой гибели.

По окончании богослужения архиепископ Феогност от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поздравил наместника обители епископа Тихона, братию монастыря и прихожан храма с престольным праздником.

«Есть замечательная русская пословица: “Невольник - не богомольник”, - отметил владыка. - Только добрая воля делает молитву человека искренней и благоприятной Богу». Напомнив слова Священного Писания: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16), владыка Феогност сказал: «Плоды сей обители на Лубянке видны всякому, кто не только заходит, но хотя бы проходит мимо: это дивная семинария, это дивный храм, который возводится на месте, где проходили подвиг исповедничества многие архипастыри, пастыри и благочестивые миряне…

Господь Свой Промысл совершает через людей и избирает тех, через кого Его воля будет более точно и верно исполнена. И когда мы видим дела Божии, мы благодарим не только Бога, но и людей, через которых эти дела совершаются».

В ответном слове епископ Егорьевский Тихон сообщил, что, по милости Божией, трудами и молитвами братии обители, преподавателей и учащихся семинарии, замечательных прихожан и благотворителей монастыря приближается к концу создание нового храма, который увековечит подвиг Новомучеников и Исповедников Церкви Русской ; владыка выразил надежду, что освящение храма состоится 15 марта 2017 года - года 100-летия великой и страшной революции, столь потрясшей все устои нашего Отечества и Русской Церкви.

«Этот храм, - подчеркнул владыка Тихон, - строится и для того, чтобы помолиться тем, кто принял трагическую и святую кончину и теперь ходатайствует за нас пред Господом, но и для того, чтобы осмыслить эти события и извлечь уроки из них и тех 100 лет нашей государственной и церковной истории, которые начались в трагическом 1917-м…

Для нас очень важно, что Промыслом Божиим именно на сегодняшний день - праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери - выпал особый этап строительства храма: воздвижение его куполов и святых крестов».

«Как не благодарить Промысл Божий: три обители принимали участие в возрождении нашего монастыря - Псково-Печерский монастырь, Троице-Сергиева Лавра и Донской монастырь. И наместников этих обителей сегодня Матерь Божия собрала на Свой праздник», - особо отметил владыка Тихон.

В этом году на престольный праздник Сретенского монастыря были освящены и установлены главный купол и крест нового храма - значимое событие в жизни обители. Освящение совершил наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон.

Технические специалисты, руководившие процессом установки купола и креста, обратили внимание на то, что, хотя погодные условия накануне были не благоприятными для проведения инженерных работ - особое беспокойство вызывали порывы ветра, которые могли воспрепятствовать установке купола, - но в день праздника, во время богослужения погода изменилась. Поднятие и установка центрального купола и креста прошли по плану, с соблюдением всех технических норм, к всеобщей радости собравшихся москвичей и гостей древнего монастыря.

Православие. Словарь-справочник

Престольный (Храмовый) праздник

день, в который отмечается праздник или память святого, во имя которого освящен храм или придел храма.

Религии народов современной России

Престольный (храмовый) праздник

это праздник правосл. общины, члены к-рой объединяются вокруг какогото одного правосл. храма. Типичны факты празднования часовенных праздников в качве престольных, особенно если часовня построена на месте явленной иконы. Престольными с течением времени становились и обетные («обещанные», «заветные») праздники.

Уже сами названия храмовые, престольные говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех св. угодников правосл. церкви, в честь к-рых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церк. традиции престол как бы являет собой «небесное место селения Господа Вседержителя» и одновременно Гроб Христов, т. к. на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям гл. престола и боковых приделов храма именуются и П. п. Из них ок. трети соотнесены с осн. догматами христ-ва: П. п. Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к П. п. и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно ок. трети правосл. храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют П. п. во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и П. п. в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные П. п. чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла Петров день). Среди П. п. во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского Николин день весенний и зимний (см. Николая Угодника день).

П. п. продолжают занимать прочные позиции в структуре этнических связей. Прежде всего, они остаются своего рода праздниками патронимических гнезд, т. е. семей, объединенных разной степенью родства, к-рые по традиции собираются для празднования П. п. в одно родовое гнездо из разных мест проживания. Если рассматривать церк. приход как локальную этнотерриториальную единицу, то в течение 20 в. П. п. играли объединяющую роль, укрепляя чувство «духовной оседлости» и любви к отчему краю («отеческим гробам»).

Престольный праздник

Престольный праздник. Водосвятие. Первая четверть XX в.

Престо́льный (хра́мовый) пра́здник - праздник в память святого или события, которому посвящён сельский храм или его приделы . Это праздник местного значения, отмечаемый жителями деревни или церковного прихода (рус. храмовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, гулёвый праздник, престол ; укр. празник, храм ; болг., макед. селска служба/слава, църквена слава, черковна служба ; серб. сеоска слава ; славон. prostem dani ). У русских старообрядцев престольными праздниками считались важнейшие даты христианского календаря или дни памяти святых, в которые освящались молельные дома.

Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех деревнях прихода. Если праздник отмечался несколькими деревнями, - то организовывался он обычно по очереди каждой деревней. На селе в складчину варилось пиво и готовился общий стол. В этот день любому гостю были рады - старались накормить и напоить от души. Обычно родственники и друзья ходили друг к другу в гости. Иногда престольные праздники отмечались не один день.

В больших приходах Вологодской, Костромской, Новгородской губ., а также в Сибири престольный праздник могли длиться одну-две недели, в течение которых праздник по установленной очереди «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день .

К престольным праздникам часто приурочивались ярмарки .

Примечания

Литература

  • Белова О. В. Праздник престольный // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого ; . - М .: Международные отношения , 2009. - Т. 4. - С. 240-241. - ISBN 978-5-7133-1312-8 .

Ссылки

  • // Энциклопедия "Русская цивилизация"
  • Престольные праздники // Современная энциклопедия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Престольный праздник" в других словарях:

    Престол (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. престольный праздник сущ., кол во синонимов: 1 престол … Словарь синонимов

    Престольный праздник - годовой храмовый праздник, посвященный памяти святого, в честь которого сооружен храм или алтарь (престол) или особо почитаемого в данной местности. На Руси эти праздники были введены с момента строительства христианских храмов. Им присваивались… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    См.: ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}   день памяти того события или святого, которому по… … Словарь церковнославянского языка

    ПРЕСТОЛЬНЫЙ, престольная, престольное (книжн.). 1. прил. к престол в 1 знач., такой, где находится престол; столичный. Престольный город. 2. прил., по знач. связанное с празднованием памяти того церковного события или т.н. святого, которым… … Толковый словарь Ушакова

    Праздник храмовый - (престольный) праздник, приуроченный ко дню памяти святого, в честь которого освящен храм. Праздники и празднования в честь памяти святых ежедневно в течение всего года Церковь поминает того или иного святого. Причем большинство дней в году … Православная энциклопедия

    престольный - см. престол 1), 3); ая, ое П ая палата (помещение с престолом монарха) Престо/льный город (постоянное местопребывание монарха, столица) Престо/льный праздник (храмовой праздник в честь святого или события, которому посвящён данный храм)… … Словарь многих выражений

    Табель, праздничный (табельный, неприсутственный, царский) день; торжество, триумф. Праздник большой, церковный, престольный. Табель высокоторжественных и викториальных дней. .. Прот. будень. См. день править праздник, справлять праздник...… … Словарь синонимов

    ПРАЗДНИК, а, муж. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого чего н. Первомай п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный п. (в честь… … Толковый словарь Ожегова

    праздник - веселый (Бальмонт); радостный (Фруг); светлый (Бальмонт, Фруг); шумный (Фруг, Языков) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. праздник Бесподобный,… … Словарь эпитетов

Книги

  • Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Фотоальбом , . В фотоальбоме отражена жизнь Киево-Печерской Лавры - величайшей святыни Православия. Впервые после долгих лет умолчания подготовлен альбом о Лавре как о монастыре, духовной сокровищнице и…