Пятиклассник не хочет учиться что делать. Основные проблемы школьного образования

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Этот вопрос себе обычно задают родители чада от 7 до 14 лет. В старших классах у детей возникает сознательность и определенная ориентированность на будущее. Появляется больше дополнительных стимулов для учебы: не просто хорошо окончить школу, но и суметь поступить в институт. В младших классах и среднем звене у ребенка еще в достаточной мере не развиты такие качества как сознательность и ответственность. Научить сына или дочь эффективным методам восприятия и запоминания информации, которая преподносится в школе – прямая задача родителей. Младший школьник оказывается еще не в состоянии самостоятельно руководить процессом обучения, его этому необходимо учить, так же как и буквам. Подросток слишком сильно сконцентрирован на собственных переживаниях, чтобы помочь самому себе в нужный момент. Когда ребенок начинает что-то новое, он становится особенно уязвимым и восприимчивым к внешним факторам. Любая обида, насмешка, конфликт с учителем или одноклассниками, недружелюбный настрой в классе могут повлиять на его эмоциональный фон и сформировать негативное отношение к учебе.

Помощь родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочери разобраться с трудным материалом, преодолеть комплексы и имеющиеся страхи, и такая поддержка является бесценным даром. Мало только научить его или ее различать буквы. Ребенок 10-11 лет жизни тратит на то, чтобы научиться понимать предметы, изучать окружающий мир и все, что происходит вокруг него. Советы психолога обязательно пригодятся тем, кто воспитывает сына или дочь, у кого дети учатся в школе.

Причины

Любой психолог знает, что под нежеланием ходить в школу у детей 10,11, 12,13,14 лет скрываются глубокие проблемы, связанные с адаптацией в коллективе и самооценкой. Во многом проблемы в школе обусловлены плохой успеваемостью и конфликтами с одноклассниками. Если родители задались вопросом, почему ребенок не хочет учиться, прежде всего, нужно отказаться от мысли обвинять своего сына или дочь. Вместо того, чтобы сердиться и ругаться, помогите маленькому человечку разобраться в себе, осознать важные для его восприятия мысли. Когда ребенок поймет, что самые близкие люди на свете не собираются в чем-то его упрекать, станет легче. Вполне может быть, что он поделится с вами своими страхами и трудностями.

Учителя и одноклассники являются теми лицами, с которыми ребенок много часов контактирует в течение дня. Разумеется, взаимодействие не может обходиться без непониманий и конфликтов. Когда происходят ссоры со сверстниками, они могут глубоко ранить вашего сына или дочь, заставлять чувствовать себя несчастным. Родители в любом случае должны оказать поддержку, научить чадо бороться с трудностями. Пусть он обратится к вам 12-13 раз на дню за советом, вы должны быть готовыми. Это не то же самое, что учить первоклассника буквам.

Что делать

Советы психолога особенно пригодятся тем, кто основательно решил действовать, а не пускать процесс научения ребенка на самотек. Это очень серьезный вопрос. Научить любимого отпрыска буквам вряд ли у кого-то вызовет особенные затруднения, зато, когда он прогуливает школу, устраивает там скандалы или систематически получает плохие отметки, возникает серьезный повод задуматься о воспитании. Значит, где-то вы неправильно воздействуете на ребенка, потакаете его слабостям. Первым признаком, что в школе что-то идет неблагополучно, является то обстоятельство, когда сын или дочь перестают делиться с вами происходящими событиями. Говоря иными словами, ребенок скрывает от родителей свое участие в школьной жизни. И сколько бы ему ни было лет – 12 или 14 – он все равно нуждается в родительской поддержке.

Младший школьник

Ребенок 7-8 лет еще не может полностью отвечать за свои поступки. Его необходимо учить принимать на себя ответственность, а не только буквам. С такого малыша нельзя спрашивать так же, как с 12-летнего. Сам процесс обучения в школе для него сродни времяпрепровождению в детском саду, от которого он еще, вполне вероятно, не успел отвыкнуть. 12 лет- это возраст, когда можно спрашивать и требовать, в 7 лет сын или дочка еще не обладают достаточной социальной зрелостью.

Как ему можно помочь? Делайте уроки вместе с ребенком. Стоит проконтролировать его домашние задания, степень подготовки к каждому уроку. Обязательно просмотрите тетради, отследите, насколько правильно он пишет буквы. Само по себе знание букв не гарантирует, что сын или дочь будут получать хорошие отметки. С младшим школьником родители обязательно должны заниматься, тогда в последующих классах он выйдет на отличный уровень. Не ленитесь повторять одни и те же правила правописания с малышом по 12 раз. Все усердия в итоге будут вознаграждены.

Подростковый период

12-14 лет – самый сложный возраст. Это время, когда меняются приоритеты, формируется собственное мировоззрение, растет и развивается индивидуальность. В районе 13-ой годовщины очередного дня рождения ребенок перестает ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит. Он теперь все решения хочет принимать самостоятельно. Сын или дочь обязательно проявят благодарность, если вы будете интересоваться не только, как идут дела в школе, но и их личными достижениями. Поверьте, для подростка это крайне важно. Если вы заметили, что сын совсем запустил учебу, витает где-то в облаках и постоянно о чем-то думает, поддержите его. Он не должен прийти к выводу, что родителей интересуют только оценки. Во всем подчеркивайте его достижения, давайте дельные советы. Крайне важно суметь сохранить контакт и доверие с подрастающим ребенком, чтобы вы всегда могли знать, что с ним происходит. Иначе родители просто не смогут помочь своему чаду в нужный момент.

Урегулирование конфликтов

Без ссор и обид не бывает настоящей школьной жизни. Если ребенок не хочет учиться, необходимо первым делом поинтересоваться, что с ним происходит. Обязательно выясните, нет ли серьезных конфликтов с одноклассниками или учителями. И в первом, и во втором случае можно поговорить с ним по душам и разобраться в ситуации, которая привела к непониманию. Ребенку очень важно научиться отстаивать свои интересы перед сверстниками, поэтому не стоит препятствовать. В отношении учителей проследите, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и должным вниманием. Известно, что педагоги тоже иногда ошибаются. К сожалению, не всегда учитель бывает деликатным, тактичным и справедливым. Не позволяйте, чтобы ваш ребенок страдал из-за чьего-то дурного характера или даже настроения.

Если конфликт все же произошел и он серьезный, обговорите дома все спокойно, как следует поступить. С младшим школьником можно вместе отправиться в класс и попытаться решить проблему на месте. С подростком сложнее. Взрослый ребенок не захочет показывать сверстникам свою слабость, поэтому действовать необходимо тоньше. Здесь помогут советы и личный опыт.

Доверительные отношения

Ребенок только тогда станет рассказывать родителям о своих имеющихся проблемах в школьном коллективе, когда знает, что близкие люди не станут его судить за что-то. Не нужно предъявлять ребенку пусть даже заслуженные обвинения за совершенные ошибки. На самом деле находиться долгое время ребенку среди сверстников очень нелегко. Он может испытывать усталость уже то того, что его ежедневно окружают одни и те же лица, с которыми, возможно, сложились не самые теплые отношения. Безграничное доверие поможет выяснить причину имеющихся разногласий в школе и эффективно ее устранить. Согласитесь, когда можно поговорить обо всем на свете, не составляет труда вместе справиться с любой мелочью. Ребенок должен во всем чувствовать поддержку родителей, что они помогут ему преодолеть любые препятствия.

Посещайте с ребенком различные мероприятия, водите в театр на спектакли, в кино, больше гуляйте на свежем воздухе. Все это способствует сближению. Можно совместно играть в различные игры, смотреть интересные мультфильмы. Любому мальчику и девочке это придется по душе.

Таким образом, проблема отсутствия желания у вполне решаема. Для этого не нужно изобретать чего-то сверхъестественного, необходимо просто лучше узнать свое чадо, постоянно находиться с ним в тесном контакте.

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ. У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера, и некоторых других особенностей, о которых мы расскажем в статье.

Из-за чего так происходит, а также консультации психологов, читайте в этом материале.

Истоки нежелания учиться

Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

Что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Причины, :

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

Что делать ,

Чтобы окончательно разобраться в истоках отсутствия желания учиться, рассмотрим каждую из причин более подробно и найдем пути преодоления этой проблемы. Помните, что только конструктивные методы преодоления сложностей с учебой могут помочь – ругать детей бесполезно.


дети не хотят учиться в школе из-за недостаточной мотивации

1 причина, – это темперамент

Психологи давно выделяют 4 типа темперамента:

  1. Холерик – активный, нетерпимый и нервный, легко возбудимый.
  2. Сангвиник – общительный и живой, но вместе с тем усидчивый и работоспособный.
  3. Флегматик – уравновешенный и спокойный, легко справляется с любыми трудностями.
  4. Меланхолик – ранимые и обидчивые дети, подвержены стрессу и легко утомляются.

Из этих четырех детских типов темперамента учеба сложнее всего дается меланхоликам и холерикам, так как именно такие ребята наиболее эмоциональны. Легче всего получать знания дается сангвиникам и флегматикам. Если у школьников с сильной нервной системой есть сложности с учебой – то надо продолжать искать корень проблемы.

Ч то делать , если ребенок не хочет учиться , имея холерический или меланхолический темперамент:

  • Меланхолики.

Ребятам-меланхоликам учеба дается гораздо тяжелее, чем любым другим детям. Они близко к сердцу принимают малейшие неудачи или конфликты с учителями и соучениками. Меланхолики очень быстро устают, как физически, так и морально.

Такому ребенку необходимо делать перерывы для отдыха и восстановления организма и психики. Старайтесь подбирать темп учебы и выполнения домашнего задания, чтобы нагрузка повышалась постепенно. Так ваш юный школьник будет привыкать к большим объемам заданий легче и его самооценка будет расти, что важно для детей-меланхоликов.

  • Холерики.

Казалось бы, холерики сильно отличаются от ребят с меланхолическим темпераментом. Но и те, и те испытывают трудности с учебой. В случае детей-холериков сложность заключается в отсутствии терпения и в быстром угасании интереса. Перед родителями такого школьника стоит сложная задача – научиться дозировать его занятия таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес к учебе. Меняйте задания, например, 30 минут домашка по чтению, 30 минут – по математике. Давайте отдых своему холерику, пусть он в промежутках между домашними заданиями поиграет или даже посмотрит телевизор.


ребенок не хочет учиться – стоит обсудить эту проблему

2 причина , – болезненность

Дети, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, часто пропускают уроки. Из-за этого многие темы остаются недопонятыми, а нагнать пропущенный материал не так-то просто. К тому же, школьник может начать мухлевать и говорить о том, что у него якобы что-то болит, чтобы в очередной раз пропустить занятия. Преподаватели часто идут навстречу таким ученикам и ставят положительные оценки без соответствующих знаний.

Таких детей надо мягко привлекать к учебе, не ругать их, не сомневаться, что им действительно плохо.

3 причина , – гиперактивность

Синдром двигательной активности и отсутствия внимания (СДВГ) или гиперактивность – это заболевание нервной системы, которое нуждается в коррекции невролога. Это не значит, что ученикам с гиперактивностью и СДВГ нельзя посещать общеобразовательную школу – можно и нужно, ведь их интеллект не затронут.


ребенок не хочет учиться

4 причина , – недостаточная мотивация к получению знаний

Подача учебного материала разными педагогами может заметно отличаться. Какой-то учитель может заинтересовать своим предметом любого ученика, а на уроках другого преподавателя хочется зевать.

В таком случае необходимо заинтересовать школьника, объяснить, для чего необходим и как может пригодиться тот или иной предмет. Помогите вашему отпрыску понять, кем он хочет стать после окончания учебы и чем заниматься, тогда мотивация и заинтересованность в учебе появятся сами собой.

5 причина , – конфликт ные ситуации

Трудности в общении с другими учениками, негативное отношение к некоторым учителям случается очень часто. Мале нькому человеку пока сложно сосредотачиваться на главном – учебе, вместо решения и переживания конфликтов. Проблемы в общении с другими учениками или даже с учителями забирают все силы и время.

Родители в такой ситуации должны помочь в налаживании школьных отношений, а для этого выяснить причину конфликтов. Только решив проблему с межличностными отношениями своего чада можно перейти к главному – заинтересовать учебой.

Школьники пока не умеют разделять личность преподавателя и сам предмет. Если учитель не нашел подход к ученикам класса, то и уроки по этому предмету учить никто не любит. Как и в случае с отсутствием мотивации к обучению, психологи советуют постараться заинтересовать школьника, объяснить, насколько этот предмет интересен и необходим. Ближе к выпускным классам это сделать легче – объяснив своему чаду необходимость получения качественного образования и пройдя профориентацию в школе.

6 причина , – сложности в семье

Психологи считают, что негатив в семье отрицательно сказывается на развитии любого маленького человека. Страдает как здоровье, так и психика с умственной деятельностью.

Если в семье разлад, старайтесь не вмешивать своего отпрыска в негативные ситуации, ограждайте его от ссор и выяснений отношений между супругами.


ребенок не хочет учиться – конфликты

7 причина , – неуверенность в себе

Это одна из самых распространенных причин. Жизнь заставляет родителей ставить перед своим чадом глобальные и трудновыполнимые для него цели. А когда у малыша не получается, мама и папа корят его за это, показывая свою разочарованность в нем. Практически каждый родитель говорил своим детям такие слова, как: “А сын теть-Маши медалист, а ты у меня троечник!”, “Соседка Света и учиться на отлично успевает, и на балет ходит, а ты даже простых вещей не можешь!”.

Родители таким образом хотят всего лишь подстегнуть своего отпрыска на покорение новых вершин, но эффект получается обратным. Школьник думает, что ему никак не угнаться за балериной-медалисткой, а значит нечего и стараться.

8 причина , – недостаточный уровень ответственности

С самого раннего детства родители опекают кроху, контролируют каждое его действие – и это правильно на раннем этапе развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше ему надо давать свободы и возможности самостоятельно принимать решения.

Если мама или папа собирают школьнику портфель, полностью контролируют распорядок дня и выполнение домашних заданий – это не правильно. Сын или дочка таких родителей не учится принимать решения самостоятельно, всегда надеется на кого-то другого. Зачем думать решать все самому, если за него это сделают родители?

Родительский контроль необходим, но до определенного предела. Если перегнуть палку – то вместо ответственного, замотивированного на учебу школьника есть высокий риск получить безынициативного лентяя.

9 причина , – умный , но ленивый

Бывают дети, которым учеба дается очень легко. Им достаточно пролистать учебник, чтобы понять предмет. Но загвоздка в том, что такому ученику становится неинтересно слушать преподавателя и выполнять задания. В итоге оценки оставляют желать лучшего, а в худшем случае – школьник пропускает новые темы, материал по которым потом трудно понять самому.


10 причина , – зависимости от игр, развлечений, гаджетов

Всевозможные зависимости – бич нашего времени. Доступных развлечений в виде компьютера и телефона стало слишком много, чтобы можно было этого избежать. Да школьные уроки все больше становятся связанными с компьютерными технологиями.

В таком случае необходимо четко разграничивать время на учебу и время отдыха. Стоит заключить со школьником договор, что играть на компьютере ему позволят только после выполнения домашки.

Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей


почему ребенок не хочет учиться в начальной школе

Что делать, если ребенок не хочет учиться в начальных классах

Наиболее распространенные причины, почему малыши отказываются ходить начальную школу – это нежелание рано просыпаться, делать уроки, боязнь грозного преподавателя. Также новый детский коллектив может внушать опасения.

  • В самом начале обучения поступайте с малышом как при адаптации в садике – вложите вашу общую фотографию в его портфель, разрешите взять любимую игрушку, чтобы поиграть с ней в перерывах.
  • Заранее познакомьтесь с учителем и посмотрите мультики и книги о распорядке дня школьника. Пусть юный ученик знает, что его ожидает во время занятий.
  • Прорепетируйте сборы в школу и уроки через игру. В качестве заданий к такой тренировке можно давать настоящие задания в тетрадях-прописях или в букваре. Во время игры меняйтесь ролями – пусть малыш побудет учителем, покомандует и почеркает в прописях красной пастой – это снизит страх перед плохими оценками и учительницей.
  • Не нужно ругать первоклассника за плохие отметки. Лучше сеть вместе и попытаться разобрать ошибки, показать правильные решения заданий.
  • В качестве поощрения в конце учебной недели можно ходить со школьником на развлекательные мероприятия – в кино или развлекательный центр для малышей. В более старших классах можно также поощрять ученика, но уже за хорошие оценки, а не просто за посещение занятий.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в средней школе

М н ение психологов о нежелании учиться детей в возрасте от девяти до двенадцати лет сводится к наличию конфликтных ситуаций с преподавателями или одноклассниками. В таком возрасте ребенок еще сильно зависит от мнения окружающих, но уже проявляет собственное “я” и характер.

В первую очередь, со школьником надо поговорить и выяснить, действительно ли речь идет о конфликтной ситуации. Отдельно стоит обсудить эту ситуацию с учителем, узнать его точку зрения и получить рекомендации о путях решения проблемы. Преподаватель может стать отличным помощником в воспитании, ведь у него гигантский практический опыт налаживания взаимоотношений с самыми разными школьниками.

Старайтесь ограждать своих отпрысков от домашних конфликтов. У любого человека, особенно маленького, должна быть уверенность в том, что родители всегда поймут, помогут и поддержат, что бы ни случилось.

Не забывайте о вознаграждениях за хорошую учебу – метод кнута и пряника никто не отменял, но очень часто родители забывают именно о вознаграждении, когда как наказания не заставляют себя ждать.

Те проблемы с социализацией, кажущиеся вам смешными и глупыми, крайне важны для юных школьников. Родители ни в коей мере не должны насмехаться и обесценивать переживания своего чада.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте после 12 лет

Хотя в таком возрасте межличностные коммуникативные проблемы со сверстниками приобретают наибольшую остроту, психологи выделяют другую основную причину отсутствия желания учиться – бессмысленные и неинтересные предметы.

В возрасте от 13 и до 17 лет ученики определяются с будущей профессией и получением образования. Они дополнительно занимаются по необходимым в будущем направлениям, родители оплачивают репетиторов. Поэтому те предметы, которые не пригодятся им в жизни и, самое главное, при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, оказываются ненужны и неинтересны.

Но в этом возрасте уже можно объяснить детям, зачем им нужна учеба и непрофильные предметы. Подросток способен осознать, что без широкого кругозора, который дает изучение всех школьных предметов, сложно добиться успеха в жизни. Помимо этого в жизни может все кардинально меняться несколько раз, и тогда неинтересные сейчас уроки пригодятся.

Не нужно забывать о правильном стимулировании интереса к учебе. Поощряйте вашего ребенка за хорошие оценки – этот метод отлично работает.


Итоги

К сожалению, современная система образования построена таким образом, что основная доля сложностей в учебе и их преодоление ложится на плечи родителей. Если не вы, то никто не объяснит вашему отпрыску необходимость получения достойного образования. Никто, кроме вас, не заинтересует его учебой.

Ребенок не хочет учиться, что делать, советы психолога в подобной ситуации звучат с одной стороны по-разному, но с другой весьма похоже. Под конкретный запрос можно найти точные рекомендации. И каждую ситуацию надо разбирать отдельно. Но есть общие для всех моменты.

  • 5 основных причин, по которым ребенок не хочет учиться
  • Заключение

5 основных причины по которым ребенок не хочет учиться

Причин по которым ребенок не хочет учиться может быть множество. В этой статье коснемся самых основных и распространенных.

Причина 1. Нет мотивации

Представьте, что на работе Вам начальник дает указание. Делать которое, по вашему мнению, бессмысленно. И ваш результат просто улетит в корзину. С каким настроением и мотивацией вы будете это делать? Также чувствует себя ребенок, когда ему предлагают выучить буквы.

«Мне это не нужно, мне это не интересно, мне это нигде не пригодится» — так он про себя думает. Он прекрасно живет без этих «бесполезных», по его мнению, знаний. Так зачем напрягаться?

Причина 2. Слишком большое задание

Вариант «трудно» – когда заданий очень много. Объем задания большой, наступает быстрое утомление. В деталях ребенок сделать может, но весь объем выполнить тяжело. Такое здание требует много сил и выносливости.

Также легко себе представить. Вам надо переносить картошку в подвал. Если картошки 5-10 мешков, это тяжело, но приемлемо. Если картошки 10 тонн, то тоже можно перетаскать, с перерывами, мешки поменьше сделать. Но в целом к вечеру руки будут волочиться по земле. Также и ребенок – он видит ВЕСЬ объем работы, которая предстоит. И у него сразу руки опускаются к земле…

Причина 3. Непонятное задания

Второй вариант, ребенок не хочет учиться потому что «трудно» – когда ребенок не понимает, как выполнить задание. Есть сложности с мышлением, с логикой рассуждений, либо с анализом задания, либо ему тяжело запоминать.

Когда задание не понимается ни по смыслу (что нужно сделать). Ни по содержанию (о чем вообще тут написано). Поэтому его выполнить просто «в лоб» у ребенка нет шансов. Как можно выполнить задание, если его даже не понимаешь.

Мне, например, сейчас напишут задание по программированию, со сленгом или профессиональной терминологией, какой-нибудь инженер-программист. Я слова смогу прочитать, даже, наверное, смысл каждого слова в отдельности пойму. Но всю задачу не пойму, и как ее выполнить для меня останется загадкой.

Причина 4. Трудности с удержанием внимания

Еще одна причина, по которой ребенок не хочет учиться, а родители не понимают, что делать, и часто требуется совет психолога. Это ситуации, когда у ребенка есть сложности с концентрацией внимания на одном действии или предмете.

Внимание постоянно переключается с одного на другое, постоянно скачет. Ребенок отвлекается, ему сложно сосредоточиться. Он бы и сам рад, но ему СЛОЖНО это сделать. Он сам устает от постоянного своего переключения внимания, от смены объектов внимания.

И он понимает это, он знает свою натуру. Знает, что будет отвлекаться, ошибаться и на него будут давить. Будут ждать от него, требовать, РАЗОЧАРОВЫВАТЬСЯ в нём. И потому сразу отказывается это делать.

Он думает, что результат ему заранее известен, и этот результат ему не нравится. Чтобы поставить себя на место ребенка, чтобы понять каково ему. Попробуйте вести ВАЖНЫЕ рабочие переговоры по телефону, находясь в средней группе детского сада. В игровой комнате, в игровое время, вместе с 15-20 сорванцами.

Под таким же давлением отвлекающих факторов находится и ребенок. Для нас обстановка кажется подходящей, спокойной, а для него — очень много отвлекающих моментов.

Причина 5. Конфликты с педагогом или родителями

Бывает так, что ребенок не хочет учиться потому, что не сложились отношения с учителем или есть проблемы в общении с родителями. В этом случае проблемы протестного характера. Когда нет контакта, а есть только взаимные претензии.

Общение не ладится, ребенок протестует, поскольку не знает, как другим образом разрешить эту ситуацию. На самом деле он просит помочь ему разрешить эту проблему. Ему самому не комфортно.

Ну кому нравится постоянно ругаться либо находится под давлением совести, родителей, учителя… Но он с трудом делает задания либо просто не делает их.

Внешняя или внутренняя мотивация — что движет в процессе обучения

Рассматривая мотивацию к обучению можно условно выделить два вида мотивации внешнюю, заданную из вне и внутреннюю, когда сам человек хочет внести изменения в свою жизнь.

Мне всегда приятнее работать с внутренней мотивацией. Это очень интересно поставить задачу так, чтобы ребенку самому хотелось ее решить. К сожалению, это не всегда легко сделать и приходиться создавать внешние стимулы, которые помогут сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Стратегий как это решить может быть несколько. Если ребенок не хочет учиться, потому что ему не интересно — необходимо повышение мотивации или интереса.

Внешняя мотивация – внести что-то приятное в занятия, как поощрение за результат или усилия. Напишешь контрольную на 5, пойдем в кино, например.

Либо нахождение внутренней мотивации – найти интересное внутри неинтересного. Найти интересное внутри самих занятий. Внутренняя мотивация конечно предпочтительней. Поскольку внешняя мотивация имеет тенденцию к обесцениванию.

Найти внутреннюю мотивацию можно по-разному. Например, для детей старшего возраста можно найти связи между учебой и его интересной жизнью.

Ваш ребенок катается на скейте. А ему необходимо понять политическое устройство государства. Можно рассмотреть это на примере голосования горожан за открытие новой площадки для скейтбордистов:

  • рождение инициативы;
  • ее продвижение:
  • голосование:
  • планирование бюджета:
  • анализ трудностей и планирование реализации.

В том случае если ребенку трудно учиться, то для него подойдет стратегия «Безошибочное обучение». Задача организовать занятие так, чтобы задание выполнялось легко. Вот несколько идей для ее реализации:

  • разбить большой кусок на мелкие этапы, каждый из которых ребенок точно сможет выполнить;
  • подобрать время и условия, чтобы задание выполнялось легче. Кому-то лучше заниматься с утра, а кому-то наоборот вечером и т.д.;
  • оказывать много помощи, чтобы ребенок постоянно чувствовал свою успешность.

23 способа помочь ребенку поверить в себя

Следующая стратегия, на которой хочется остановиться — это помочь ребенку поверить в себя. Предлагаю несколько рекомендаций на эту тему:

  1. Задача родителей поощрять и поддерживать ребенка, когда он пытается решить сложные или новые для него задачи. Уверенный в себе ребенок будет спокойно браться за новые и сложные дела. Потому что не боится неудачи или разочарования других людей в нем. Уверенность подрывают разочарование и страх.
  2. Цените усилия ребенка по преодолению препятствий. Никто и никогда в этом мире не брал все вершины сходу. Всегда этому предшествует долгая работа и подготовка, где есть победы и поражения. Так же с ребенком – не всегда у него будет получаться с первого раза. Важно поддерживать его и хвалить за те усилия, что он прилагает. И в следующий раз он наберется достаточно опыта, чтобы решить задачу сходу.
  3. Поощряйте практику ребенка в тех сферах, что ему интересны. Хочет играть на гитаре – пусть играет. Хочет изучать программирование – помогите ему в этом. Практика – основа любого развития. Но не надо излишнего давления. Помните песню про птицу счастья – а в руки ее поймаешь, сразу же улетает….
  4. Дайте ребенку право на ошибку. Пусть он сам набьет свои шишки, сам получит этот опыт. Если вы делаете всю трудную работу за ребенка – вы отнимаете у него его победы. Тем разрушая его уверенность в своих силах. А когда нет уверенности, то и делать ничего не хочется. «Зачем, ведь я могу ошибиться» — думает ребенок. «По крайней мере, не буду выглядеть глупо, лучше вообще не стану этого делать…». Каково это ошибаться – он не знает, поскольку нет такого опыта…Он не знает, что ошибаться не страшно, что ошибаться это нормально, это путь к успеху. А ребенок его избегает. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешным человеком.
  5. Позвольте ребенку делать согласно его способностям и его возрасту. Не надо ожидать от него того же результата, как у взрослого. Рисунок ребенка и родителя будет серьезно отличаться. Но это не умоляет достижений ребенка. Он нарисовал этот рисунок, смог это сделать. Если ребенку ставить сразу планку высоко, это отобьет всякое желание. Пример со сбором портфеля в школу. Вначале ребенок учиться его собирать, есть много ошибок, часто забывает учебники и т.п. Со временем он научился это делать, пусть не так хорошо и не так быстро, как это сделает взрослый. Но позвольте ребенку быть неидеальным, пусть собирает так как может. Со временем он станет делать это быстрее и совсем без ошибок
  6. Поощряйте любопытство, хотя поток вопросов может быть утомительным. Это возможность детям обрести навык учиться – запрашивать и перенимать информацию у другого человека, у учителя. Задавать вопросы, формулировать цепочки взаимосвязей. Дети, таким образом, понимают и тот факт, что на свете есть много разных веще, о которых они не знают. И есть много чего, что им предстоит узнать. В дальнейшем эти навыки пригодятся им в школе. Помогайте развивать любопытство и любознательность. Отвечайте на вопросы детей.
  7. Регулярно расширяйте круг возможностей детей новыми задачами. Преодолевая, малые преграды они достигаю успеха, и так накопят свою историю побед. Например – научиться кататься на велосипеде без дополнительных колес по бокам, научиться мыть посуду, самому отремонтировать игрушку и т.п.
  8. Давайте вашим детям полезную обратную связь. Предложения, как можно улучшить, как сделать проще, быстрее. Но никогда не критикуйте их, не говорите, что они плохо работают.
  9. Если ваш ребенок боится потерпеть неудачу, потому что знает, что вы будете сердиться или разочаровываться. Он никогда не возьмется попробовать что-то новое и сложное на его взгляд. В будущем у такого ребенка будут сложности с проявлением инициативы и отстаиванием своих интересов. Не ругайте детей за их неудачи, хвалите за те усилия, что они проявляли в процессе.
  10. Критики родителей всегда снижает самооценку ребенка. Поддерживайте своего ребенка. Ведь вы его тыл, вы его броня. Вы для него источник силы и вдохновения. Без вашей поддержки ему просто негде взять энергии для новых открытий и движения вперед.
  11. Изучайте ошибки совместно. Это источник его уверенности в себе. Но работает только тогда, когда вы, как родитель, относитесь к ошибкам как к возможности учиться и расти.
  12. Не перегружайте своего ребенка. Позвольте им время от времени испортить что-то или ошибиться. Помогите им понять, как они могут лучше подойти к задаче в следующий раз.
  13. Моменты, когда у ребенка не получается, родители должны видеть, как возможность учить своих детей не бояться неудачи. Относитесь к ошибкам, как к строительным блокам его обучения. Каждая неудачная попытка, приближает к победе. А самый темный час – перед рассветом. Учите детей идти до победного конца, не останавливаться из-за временных трудностей.
  14. Откройте дверь для новых впечатлений. Вы, как родитель, несёте ответственность за увеличение жизненных рисков и опыта. Чтобы ребенок мог развивать свою уверенность в том, чтобы он может справляться с большим миром.
  15. Предлагайте детям осваивать новое в игровой форме. Так можно научить их, что новое и неизвестное, это всегда увлекательно и интересно. И они обязательно научаться с этим новым справляться.
  16. Вы герой своего ребенка — по крайней мере, пока он не подросток. Используйте эту силу, чтобы научить их. Как думать, действовать и говорить. Покажите хороший пример и станьте образцом для подражания. Наблюдение за вашим успехом поможет вашему ребенку. Он может быть более уверенным в том, что может сделать то же самое.
  17. Не говорите им, когда вы беспокоитесь о них. Родительское беспокойство часто может быть истолковано ребенком вотумом недоверия. Уверенность родителей порождает доверие ребенка.
  18. Хвалите их, когда они справляются с невзгодами. Жизнь несправедлива. Это трудно, и каждый ребенок должен будет узнать, это в какой-то момент. Когда они сталкиваются с трудностями, родители должны указать, как эти проблемы повысят их устойчивость. Важно напомнить вашему ребенку, что на каждом пути к успеху встречаются неудачи.
  19. Предложите свою помощь и поддержку, но не слишком много. Слишком много помощи или слишком рано может уменьшить способность ребенка к самостоятельности.
  20. Аплодируйте их мужеству, чтобы попробовать что-то новое. Если он попытается сыграть в баскетбольную команду или отправиться на свои первые соревнования /олимпиаду по математике, родители должны восхвалять своих детей за то, что они пробовали новые вещи. Можно сказать, даже что-то очень простое: «Ты смело поступил!». Мужество требуется, чтобы осмелиться сделать что-то новое, неизвестное.
  21. Радоваться самому процессу обучения. Когда вы росли, путешествие более важно, чем место назначения. Дети никогда не должны чувствовать смущение за попытку, независимо успешной она была или нет. В течение длительного времени, последовательно проводя попытки, ребенок достигает успеха и наращивает свою уверенность в собственных силах.
  22. Не позволяйте им избегать реальности, тратя все свое время в Интернете. Не позволяйте своему ребенку прятаться за экраном компьютера. Вместо этого поощряйте их взаимодействовать с реальными людьми в реальном мире. Уверенность в виртуальном мире (хотя и важная) — это не то же самое, что реальная уверенность. Уверенность в том, что ребенок может быть самостоятельным в реальном мире.
  23. Будьте авторитетными, но не слишком сильными или строгими. Когда родители слишком строги или требовательны, уверенность ребенка в собственных силах снижается.

Несколько идей, как оказывать помощь своему ребенку и что делать, если он часто ошибается

Когда ребенок просит помощи, помогайте ему только в том, что он просит, а не решайте задачу целиком

Если ваша дочь попросит вас связать определенный сложный узел для своего вязания, просто свяжите его. Не начинайте помогать с остальной частью или вносить предложения о том, как это сделать.

Она хочет сделать это сама, по-своему. В настоящий момент она хочет использовать вас как инструмент. Как узловязальную машину, и это все, что вам нужно. Она хочет сделать всё по-своему, и ей не нужны какие-либо советы о том, как это сделать. Это испортит вам обоим все веселье.

Если она почувствует, что ей приходится делать это так, как вам кажется правильным. Тогда то, что раньше было игрой, становится работой. И в следующий раз, когда ей нужно будет немного помочь, она не попросит вас.

На самом деле, она будет стараться оставаться, как можно дальше от вас. Когда она делает все, что хочет сделать сама.

Если ваш ребенок спрашивает вас о совете, о чем угодно. Будь то ее проект или как лучше поладить с другом или как решить какую-либо проблему с домашним заданием.

Будьте как можно более прямым в своем ответе. А также следите за ее выражением лица. И другими невербальными сигналами выражения интереса или скуки. Чтобы вы знали, когда остановиться, если ваше совместное обсуждение ее вопроса затянется.

Позвольте ей взять на себя инициативу или, по крайней мере, позвольте ей принять равную роль. Как только она приняла скучающий или недовольный вид, пусть дискуссия остановится. Прежде чем она превратится в скучную лекцию.

Другое дело, если ваш ребенок попросит присоединиться к вам в каком-то вашем деле. Например, если ваш сын хочет помочь вам поменять шины на автомобиле.

То вы имеете полное право сказать ему, что делать. Это принципиально ваш проект, а не его. И присоединяясь к вам, он говорит, по сути: «Научи меня, как это сделать».

Что делать, если ребенок часто ошибается

Прежде чем пытаться защитить своего ребенка от ошибок, подумайте о потенциальных преимуществах, а также о потенциальных издержках «ошибочного» поведения.

Многие популярные книги и статьи были написаны о том вреде, который мы причиняем детям, путем чрезмерной опеки. И они правы. Дети, в своей игре, естественно и адаптивно подвергают себя умеренным опасностям и совершают ошибки.

Ребенок, поднимающийся высоко на дереве, или скатывающийся с горки вниз, или ныряющий в реку, испытывает острые ощущения. Природа заставляет детей делать это. Потому что она знает, что они должны научиться противостоять опасностям и бороться с ними.

Если они хотят стать успешными взрослыми. Она наделила детей, как стремлением заниматься «опасной» игрой, так и здравым смыслом, чтобы знать свои пределы.

Дети совершают ошибки, и именно так они учатся справляться с проблемами. Которые будут возникать у них на протяжении всей жизни. Правильным будет дать возможность ребенку самому научиться преодолевать трудности или получить свой неудачный опыт.

Прежде чем запретить какую-то деятельность, потому что это опасно, или потому что вам кажется ребенок не справится, подумайте о том, так ли это на самом деле.

Подумайте какую пользу может получить ребенок от этой деятельности. В виде спортивной нагрузки, упражнений, развития навыков владения телом. Или уверенности в себе от того, что справился САМ, от тренировки собственного эмоционального контроля.

Не говоря уже о простом удовольствии от игры, которое ваш ребенок получает. И подумайте об ущербе, от постоянного навязывания вашему ребенку чувства беспомощности. Что он или она не в состоянии самостоятельно принимать решения или делать что-либо в одиночку, без опеки родителей.

Будьте на стороне вашего ребенка, а не противника.

Когда вы видите, что ваш ребенок с увлечением занят чем-то абсолютно неприемлемым, например, вырезает ножницами платье куклам из штор. Постарайтесь посмотреть на эту ситуацию с неожиданной стороны, глазами своего ребенка.

Послушайте своего ребенка. Попытайтесь понять, чего хочет ваш ребенок и почему он поступает таким образом. Не торопитесь делать выводы и обвинять его в неподобающем поведении. Будьте ему союзником, а не противником. Выслушайте и примите точку зрения вашего ребенка.

Вы можете помочь своему ребенку придумать, как ему получить то, что он или она хочет, приемлемым для всех способом. Или, может быть, ваш ребенок убедит вас, что это не так уж и опасно и страшно, в конце концов. И нет повода для ссоры и разбирательств.

Помните, что ваш ребенок не вы, и он не является вашим отражением.

Когда рождается ребенок, мы действительно не воспроизводим себя. Мы даже не производим что-то наподобие полутора с половиной нашего «Я» и нашего партнера.

Из-за генетических явлений скрещивания и случайного ассортимента генов. С каждым ребенком, на свет приходит совершенно новое и другое человеческое существо. Наша задача в качестве родителей - познать этого человека и помочь ему стать самим собой.

Мы делаем серьезную ошибку, если попытаемся сформировать наших детей в реплики самих себя. Или если мы будем рассматривать их, как возможность реализации своих планов и мечтаний.

Поскольку наши дети отличаются от нас, их потребности и приоритеты отличаются от наших. Любая помощь и советы, которые мы им даем, должны учитывать это. Если это реальная помощь и полезные советы.

Мы должны помочь им быть ими. А не пытаться превратить их в нас или в нечто, что, по нашему мнению, сделает нас хорошими родителями.

Хвалите детей и гордитесь ими, не только за результат, но и за приложенные усилия.

Мозг человека устроен очень хитро. Он постоянно сравнивает количество затраченных сил и ресурсов с полученным результатом. В тех случаях, когда результат превосходит потраченные усилия, такие модели поведения закрепляются. В тех случаях, когда ресурсы потрачены в пустую, такие модели исключаются.

На примере охоты лисы это выглядит так. Лиса погналась за кроликом в горку, устала, кролик убежал. Лиса получила отрицательный опыт – ресурсы потратила, результата нет. В следующий раз, встретив кролика в похожих условиях, она не будет даже пытаться его догнать, будет экономить ресурсы.

Также происходит с обучением детей. Ребенок осваивает новую деятельность. Это сложно, это тяжело, это сначала получается ПЛОХО. Внешне все выглядит, как у лисы в первый раз.

Но есть еще другой результат – радость родителей, поддержка близких, их эмоции и гордость за своего ребенка. Который делает, пусть и неуверенные, но первые шаги в этой области.

Если эти переживания, эмоции и поддержка перевесят его затраченные усилия. То ребенок будет учиться дальше.

Если же нет поддержки, нет никакой «прибыли» для ребенка от обучения, то какой ему смысл этим заниматься дальше? Только из страха наказания? Но мы с вами знаем, что негативная мотивация работает в несколько раз хуже, чем позитивная.

Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за прилежание в освоении новой деятельности. Гордитесь его настойчивостью и вложенными усилиями, результат придет со временем.

Самое значительное и ценное влияние, которое вы можете оказать на своего ребенка, - это макроуправление окружающей средой, а не микроуправление поведением вашего ребенка.

Наша главная ответственность перед нашими детьми заключается не в том, чтобы подсказывать им, как действовать с каждым днем или изо дня в день. Скорее, наша главная обязанность - предоставить им безопасную и полезную среду для развития.

Среду, которая позволяет их инстинктам саморазвития действовать, поскольку они предназначены для работы. Вы определяете, где вы живете, в каких учебных заведениях учатся ваши дети, в каких кружках и секциях они занимаются.

И вы играете большую роль в установлении общей обстановки в семье. Это те задачи, о которых стоит подумать, если вы хотите помочь своим детям развиваться самым лучшим образом.

Один из лучших способов помочь вашим детям - работать с вашим окружением, чтобы у детей была возможность для безопасных игр и прогулок в вашем районе.

Чтобы они могли уйти от вас и научиться ладить с другими детьми без взрослых. Где они могут сами выбирать себе занятия с достаточным количеством риска.

Психология отношений с детьми - наука для родителей. Любой родитель обрадовался бы, если его ребенок был бы отличником, шел в школу с радостью и легко воспринимал предлагаемый материал. Но нередко у школьников появляется нежелание учиться, они прогуливают школу и получают неудовлетворительные оценки. Такое поведение характерно для школьников любого возраста, и нежелание учиться со временем может только усилиться. Так почему же ребенок не хочет учиться и ходить в школу?

1.Ребенок морально не готов идти в школу. Именно поэтому у него наблюдается рассеянность и забывчивость. Ребенок может забыть дома учебник или забыть записать домашнее задание. Это часто случается после каникул, со временем ребенок втягивается в рабочий процесс.

2.Учебная нагрузка данной школы не подходит для вашего ребенка, она очень велика. Вы делаете домашние задания вместе с ребенком, а он все равно получает плохие отметки, значит нужно рассматривать вариант найма профессионального репетитора или перевода вашего отпрыска в другую школу.

  1. Ребенку интеллектуально некому подражать. Если мама и папа не читают, не развиваются интеллектуально, то ребенок начинает подражать родителям.
  2. Неблагоприятная атмосфера в семье. Постоянные ссоры, конфликты в семье делают ребенка замкнутым, нервозным, а это ведет к понижению мотивации в обучении и замедлению интеллектуальных процессов.
  3. Плохая компания. Не зря многие родители опасаются, что их сын или дочь общаются с двоечниками или со сверстниками, которые отличаются не самым лучшим поведением. Действительно плохая компания отрицательно влияет на обучение и поведение школьника.
  4. Расстройства дидактогенного свойства. Такие расстройства проявляются у многих школьников и выражаются в сильном волнении, болях в животе, головных болях, а также в полном забывании учебного материала. Даже если дома ребенок знает все на зубок, в школе, волнуясь, он может забыть весь выученный материал. Такие нервные расстройства бывают из-за некорректного поведения, как родителей, так и учителей. Например, учитель может высмеять ученика перед всем классом. Сверстники и сам учитель это со временем забудут, а у обсмеянного школьника появится сразу же нежелание учиться и море комплексов.
  5. Плохая память или неразвитое мышление. Ребенок плохо усваивает материал, постоянно все забывает, не может правильно выразить свои мысли. Здесь родителям нужно работать основательно с ребенком, помогая ему улучшить память. Можно вместе учить стихи и пересказывать рассказы, сказки, истории.
  6. Отсутствие способностей к определенному предмету. В этом случае помогут только дополнительные занятия с ребенком. Если родители сами не в силах разобраться в том или ином предмете, лучше нанять репетитора, который будет заниматься с ребенком индивидуально, разъясняя все непонятные моменты.
  7. Гиперактивность. Ребенок очень подвижен, не хочет ни минуты сидеть на месте, отсюда и неусидчивость. Отдайте ребенка в спортивную секцию, где бы он выплескивал лишнюю энергию.
  8. Ребенок неуправляем, грубит учителям и родителям. Возможно, у ребенка личные проблемы. Родителям нужно понаблюдать за ребенком, чтобы выяснить причину, а потом поговорить по душам.
  9. Умственная отсталость. Возможно, ваш ребенок болен, поэтому он неуспевающий. В любом случае, такие диагнозы может ставить только психиатр.
  10. Уроки перестали быть интересны ребенку, именно из-за этого ему надоело ходить в школу. Вероятно, ваш ребенок по развитию обгоняет своих сверстников, много читает, обладает достаточными знаниями и его просто не заинтересовывают уроки, так как весь этот материал он уже изучил самостоятельно. Поговорите с учителями, пусть они задействуют вашего ребенка в проведении уроков, поручают ему готовить доклады, проводить семинары.
  11. Плохие отношения с одноклассниками или учителями. Присмотритесь внимательно к своему ребенку: есть ли у него друзья, как говорит о нем учитель на родительских собраниях. Не пропустите главного звоночка в поведении вашего чада. Ведь иногда плохая психологическая атмосфера в школе приводит к нервным срывам ребенка, а в самых крайних случаях - к суициду.
  12. Плохая успеваемость во всем классе. Ребенок не хочет выделяться из общей массы и быть «белой вороной». Выход – перевести ребенка в другой класс.
  13. Ребенок специально плохо учится назло родителям. Если родители часто сравнивают своего ребенка с каким-то мальчиком или девочкой, которые успевают в учебе лучше, чем он, у ребенка появляются комплексы. И он начинает показывать характер. Нужно поддерживать ребенка во всех его успехах, пусть даже небольших, только тогда у него выработается уверенность в своих силах.
  14. Накопилась усталость. Дети очень восприимчивы к стрессу. Под конец учебного года, кажется, нужно только закрепить весь пройденный материал, а они становятся вялыми и неактивными. Дайте ребенку мотивацию, скажите, что после учебы он сможет отдохнуть вместе с вами на море, либо поехать туда, где он хочет побывать.
  15. Медлительность, застенчивость. Возможно, ваш ребенок по психологическим особенностям личности немного отличается от сверстников. Со временем это проходит. Если вас это сильно беспокоит, отведите ребенка к психологу. Для ребенка будут полезны психологические тренинги, где он будет среди детей с такими же проблемами.
  16. Появилась зависимость от компьютера или телевизора. Дети наиболее подвержены этой зависимости. Ограничивайте время проведения за компьютером или у телевизора.
  17. Причину невозможно установить. Внешне все хорошо, а ребенок все равно не хочет учиться.


Чтобы устранить причину, по которой ваш ребенок не хочет учиться, надо вникнуть в психологию отношений с детьми, эту причину точно определить и найти техники для увеличения мотивации, мышления, памяти и развития способностей. В этом вам помогут детские психологи, а также тренинги и семинары, проводящиеся специально для родителей, а также советы других мам на форуме, например, пермских icon smile Если ребенок не хочет учиться Там такая теплая атмосфера, добрые, участливые собеседницы. Общение на этом ресурсе может оказаться не только полезным, но и весьма приятным занятием.