Развивающие игры с детьми на кухне. Готовим и играем: игры на кухне

2 3 284 0

Мамы подолгу проводят время на кухне. Ваш малыш будет стараться находиться там, где находитесь вы. Чтобы он не скучал и не мешал вам заниматься делами, обеспечьте ему интересное времяпрепровождение. Существует масса увлекательных игр на кухне, которые не только займут кроху, но и будут способствовать его развитию.

Запаситесь накануне необходимыми вспомогательными средствами и каждые пять минут предлагайте малышу новую игру, ведь внимание маленького человечка очень непостоянное и мгновенно может переключиться на горячую кастрюлю.

Даже если кухня для игр мала, отведите для своего чада безопасный уголок и разрешите ему находиться рядом с вами. Возьмите на заметку несколько интересных идей, как провести время на кухне.

Вам понадобятся:

Развиваем мелкую моторику

Дети любят игры с крупой ; они могут бесконечно ее пересыпать или перебирать. Насыпьте в глубокую миску немного крупы и дайте два стаканчика и еще одну миску. Желательно, чтобы посуда была прозрачной. Ваш малыш с упоением будет пересыпать крупу из одной миски в другую, набирая ее то одним стаканчиком, то другим.

Можете придумать разные вариации этой игры, например, пересыпать крупу ложкой или пальчиками, доставать из крупы зарытые предметы.

Смешайте в миске фасоль, горох и крупные макароны. Поставьте перед крохой три емкости и предложите ему рассортировать содержимое . Несколько минут сосредоточенной работы ему обеспечены! То же самое можно предложить с макаронами различной формы.

Дайте малышу миску с макаронами в форме трубочек и попросите сделать для вас украшение – «макаронные бусы» . Пусть ребенок нанизывает на шнурок или толстую нитку «бусинки».

Чтобы проявить уважение к труду малыша, можно торжественно надевать эти бусы, когда вы собираетесь что-либо готовить.

Существует еще масса интересных игр с макаронами. К примеру, выкладывать картинки из макаронных изделий на дощечке с размазанным пластилином.

Бросьте несколько соломинок для коктейля перед малышом. Он должен аккуратно собрать их по одной штуке так, чтобы не зацепить остальные. Это отличное упражнение для тренировки захвата «пинцетом».

Если поблизости есть дуршлаг, предложите малышу необычное занятие: просовывать спички или зубочистки в его дырочки.

Творческие мотивы

Кухня таит в себе много возможностей для творческого развития ребенка. Насыпьте на поднос или широкую тарелку мелкую крупу тонким слоем и предложите малышу порисовать пальчиком (для этой цели может подойти и обычная соль). Можете делать аппликации: нанесите тонкий слой пластилина на дощечку и покажите крохе, как выкладывать узоры и картинки из гороха, фасоли, разных круп. Потом готовую аппликацию можно раскрасить. Подобные аппликации из крупы можно выполнить на основе клея или двустороннего скотча.

Если вы готовите много блюд (например, к праздничному столу), дайте возможность ребенку проявить свою фантазию. Нарежьте для него кусочки овощей и фруктов, пусть он украсит готовые блюда на свое усмотрение.

Если вы запланировали что-либо выпекать, подготовьте для своего юного фантазера кусочек теста.

Для этого кулинарного «пластилина» возьмите муку (полторы кружки), соль (половина столовой ложки), воду и растительное масло (по четверти кружки).

Все ингредиенты добавляйте постепенно, вымешивая тесто до однородности. Предложите малышу проявить фантазию и вылепить игрушки, кукольную еду, или просто размять тесто в руках. Втыкать в него спички или зубочистки – также одно из любимых детских занятий. Удобство такого «пластилина» в том, что он всегда может оказаться под рукой – его можно положить в холодильник, завернув в полиэтиленовый пакет.

Спортивные забавы

Дайте ребенку картонную коробку из-под конфет, горошину и трубочку от сока. Нарисуйте на коробке ворота, пусть ваше чадо поиграет в импровизированный хоккей . Такие игры способствуют развитию ловкости и быстроты реакции.

Еще одна похожая игра – настольный керлинг . Дайте ребенку предмет, который легко скользит по столу (например, крышка от бутылки). Обозначьте на столе границы мишени, в которую должна попасть импровизированная «шайба» (например, поставьте небольшие баночки или чашки на некотором расстоянии друг от друга, сделав ворота). Покажите малышу, как легким щелчком можно загонять крышку в мишень. Он с увлечением включится в эту веселую игру.

Если ваша кухня достаточно велика, устройте игру на меткость для крохи: дайте ему несколько пластиковых бутылок и предложите ему сбивать их мячиком.

Развиваем мышление, память и внимание

  • Поставьте перед малышом несколько баночек разного размера и открутите у них крышки. Пусть кроха подберет крышку к каждой банке и постарается их закрутить.
  • Попросите ребенка выйти из кухни, а сами в это время уберите с глаз какой-нибудь предмет. Задача малыша – отгадать его нахождение по подсказкам (холодно, горячо, теплее и т.д.).
  • Игры со спичками могут быть безопасными и полезными. Высыпьте перед ребенком коробок спичек. Пусть он построит фигурки на свое или ваше усмотрение (например, домик, машинка, елочка и т.д.). Если ему тяжело, дайте ему готовые картинки-инструкции. То же самое можно предложить из соломинок для коктейля. Масштабы таких рисунков достаточно велики, поэтому второй вариант игры лучше проводить на полу.
  • Среди развивающих игр на кухне особое место отводится играм со спичечными коробками. Если у вас их накопилось достаточное количество, не спешите их выбрасывать. Дайте их крохе. После того, как он вволю развлечется с ними (например, строя замки и длинный забор), положите перед ним несколько предметов, мелких и более крупных. Дайте юному исследователю задание: подготовить коробочки с сюрпризами для родственников и друзей. Малыш должен вложить в каждую коробку по одному предмету, выбирая лишь те, которые поместятся в них.
  • Обладатели большого количества разноцветных соломинок для коктейля могут предложить малышу следующую игру: рассортировать их по цвету, выложить разрезанные соломинки по размеру (от большего к меньшему и наоборот). Также можете дать задание восстановить разрезанные соломинки, выложив их из кусочков в один ряд.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Эта статья немного необычна для моего кулинарного блога. Были всё , а тут на тебе — про то, чем занять ребенка , про игры на кухне . Но если честно, давно уже хотелось написать что-то другое, не совсем по своей тематике.

Говорят, что когда к чему-то стремишься, то к тебе как-будто притягиваются идеи, какие-то подсказки... Вот так и у меня получилось.

Откуда такая тема?

Несколько дней назад я узнала о конкурсе «Веселая кухня », который проводит блог Играй- подрастай .

Задание атора блога такое: «написать статью о том, чем вы занимаете малыша на кухне, во что играете, как у вас получается совместить работу на кухне с острым желанием ребенка общаться и играть вместе.»

Прочитала и аж встрепенулась: это же для меня! И вот, когда я в очередной раз готовила, а Олежка (естественно!) был рядом, я сделала фото репортаж о наших кухонных занятиях. И родилась эта статья-фотоотчет.

Вступление

Для начала познакомлю вас с действующими лицами.

Это Олег, 1 год и 4 месяца. ОЧЕНЬ активный и подвижный, всегда рад пообщаться.

А это моя малютка-кухня площадью «аж» 7 квадратных метров.

Думаю пояснения насчет возраста ребенка и размеров кухни здесь очень важны.

Насчет возраста : сейчас я с легкой ностальгией вспоминаю то время, когда Олежке было 3-4 месяца . Я собиралась чего-нибудь приготовить, шла на кухню, застилала одеялом кухонный стол и клала к стенке ребенка на бочок, чтобы ему было меня видно. На этом, собственно, все активные контакты с детенышем и ограничивались. Я занималась своими кулинарными делами, поглядывала на сыночка и напевала ему песенки. Зато сейчааааас... но об этом дальше.

Ах да, еще про размер кухни : думаю, вы со мной согласитесь, что это тоже влияет на занятия с ребенком. У нас, например, нет возможности выделить отдельное место для игр — его просто не осталось. Поэтому сын всегда в прямом смысле под ногами. И основные игрушки у него — это конечно же всякая кухонная утварь .

Я перетасовала все содержимое кухонной мебели, и теперь у меня в открытых выдвижных ящиках лежат всякие кастрюли-сковородки и пластмассовая посуда. А вот все стеклянные банки, пакеты с крупами, бытовая техника, ведро с мусором, а также все прочее, чего я бы не хотела лишиться и чем ребенок может себе навредить, у меня в шкафчиках закрыто специальными замками «от детей».

Правда, уже случаются попытки несанкционированного доступа. Ох и сильный парень стал))

А еще мы убрали из кухни все стулья, кроме одного. И тот накрепко привязан к обеденному столу.

Иначе ребенок немедленно потащит этот стул к столешнице, залезет на него, а дальше потянется к плите, телевизору, ножам-вилкам, в общем — сплошные опасности. Так что предотвращаем.

А для того, чтобы нам с мужем вместе пообедать, ну или чтобы сесть перед детским стульчиком и покормить Олежку, мы достаем из-за холодильника складную табуретку.

Вот такая у нас кухонная техника безопасности.

А теперь сама история

Ну что же, мы с ребенком дома вдвоем, и вот я иду на кухню, начинаю кулинарничать. Олег (ну конечно же!) бежит за мной.

Сначала он обязательно выдвигает ящики , изучает, что там лежит интересного.

Потом начинаются всякие манипуляции с предметами : очень интересно погреметь кастрюлями, что-нибудь в них сложить, удивиться, как это все видно через крышку, опять достать и опять сложить, попытаться открутить ручки от крышек, заглянуть в чайник. Или можно принести куклу или мишку и начать его ам-ам кормить из ложки.

В общем, игры на полу, наверное, самые продолжительные по времени, и моя роль тут прежде всего направляющая: предложить покормить куклу с ложки, показать, как сложить одну кастрюлю в другую, ну и все это комментировать.

Но наступает момент, когда Олежке эти игры надоедают, и слой посуды на полу меня уже категорически не устраивает.

Вот тогда я сажаю ребенка в стульчик и тут самое время для занятий на развитие мелкой моторики .

Сегодня Олег раскладывал макарошки в формочки для кексов.

И еще разбирал солнышко из прищепок .

А у меня было время на готовку и чтобы между делом убрать бардак с пола.

Но такие «тихие игры» Олежку надолго не увлекают. Мой ребенок, как в песенке: «...должен он скакать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать...»

И мы отправляемся к очень интересному объекту на кухне — это кран с водой . Но здесь, конечно, нужна мамина подстраховка. Я ставлю табуретку к мойке, убираю из ребячьего доступа все опасное и вообще контролирую этот процесс, одного не оставляю.

Ребенок аж дрожит от удовольствия и восхищения: поднимешь кран — вода течет, ее потрогать можно, а опустишь кран — не течет! Восторг просто!

После этого Олег придумал залезть со стула на стол , уселся и какое-то время наблюдал с высоты, чем это мама занимается. Но в один момент захотелось быть еще выше, и Олежка встал во весь рост.

Правда, вскоре осознал, как он высоко, и что-то страшно стало

А потом Олег помогал мне выбрасывать мусор . Мой ребенок не так давно научился говорить слово «кака», и теперь мы с ним торжественно выкидываем всякую «каку» в ведро.

Ну а в конце мы смотрели в окно: Олег показывал пальчиком на машины, людей, собак, а я ему рассказывала, что мы видим на улице.

Вот так мы и провели с ребенком время на кухне.

А если ваши детки чуть постарше, то сколько всяких игр ещё можно придумать с крупами, тестом, дуршлагами и сковородками!

Вечно занятая домашними делами мама – ещё не повод не заниматься развитием ребёнка! Даже на кухне, пока мама готовит, можно придумать немало полезных развивающих игр, которые займут ребёнка, которого не интересует сам процесс готовки и помощи по хозяйству.
Такие игры просто организовать на любой кухне, их можно изменять – в зависимости от возраста малыша, при этом они развивают фантазию, память, мышление, ловкость, координацию движений, тренируют мелкую моторику.

Золушка
Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребёнком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.

Таймер
Почти на каждой кухне есть таймер (или микроволновка с таймером). Каждый раз, устанавливая время на таймере, объявляйте вслух «1 минута», «5 минут» и т.п. А когда таймер просигналит, ещё раз напомните малышу о том, сколько времени прошло.
Регулярные занятия с таймером развивают чувство времени. Кроме того, таймер можно использовать в качестве «звонка на переменку».
Например, вы занимаетесь приготовлением пищи, а ребёнок просит вас почитать книжку. Поставьте таймер на несколько минут и объясните ребёнку, что обязательно почитаете, когда для вас прозвенит «звонок на переменку». Не забудьте выполнить обещание!

Юный дизайнер
Предложите ребёнку проявить фантазию, украшая ваши блюда. Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.

Настольный хоккей
Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребёнку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.

Настольный керлинг
Положите на кухонный стол легко скользящий предмет (например, пластмассовую коробочку от маргарина или крышку от бутылки). На некотором расстоянии обозначьте границы мишени (например, поставьте по углам мишени чашки).
Щелчком толкните крышку так, чтобы она проскользила через стол и попала в область мишени, как в настоящем керлинге. А теперь предложите малышу самостоятельно поиграть в эту игру.

Боулинг
Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.

Лепка из теста
Если вы замесили тесто, то сделайте и для вашего ребёнка небольшой кусочек теста из 1,5 чашек муки, 0,5 столовой ложки соли, 0,25 чашки воды (добавлять постепенно) и 0,25 чашки растительного масла (добавлять постепенно), можете ещё добавить немного краски.
Пусть ребёнок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.

Картины солью
Многие из вас, наверное, видели и восхищались янтарными картинами, выполненными художниками. Подобное произведение искусства можно сделать, используя обычную поваренную соль крупного помола.
Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, неприклеевшиеся остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы Барби, украшенное бриллиантами, и так далее.

Кот в мешке
Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребёнок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их.
Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.

Что пропало?
Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку). Пусть ребёнок посмотрит и назовёт каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

Соломинки
Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и бросьте на стол. Ребёнок должен осторожно собрать их по одной штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Посчитайте вместе, сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?

Холодно-горячо
Пусть малыш выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету). Позовите ребёнка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками «холодно», «теплее», «горячо».

Фокус
Покажите малышу фокус. Налейте в чашку немного воды, затем накройте её листочком бумаги. Прижимая бумагу рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно отведите руку. Вода не выливается! Фокус лучше проводить над раковиной.

Кораблики и подводные лодки
Поставьте перед ребёнком кастрюлю с водой. Дайте ему крышки от банок (это будут корабли), на них положите какие-нибудь мелкие предметы, например, фасолинки (это моряки). Пусть малыш поиграет с этими корабликами, пока вы будете готовить обед.
Предложите ребёнку несколько разных предметов, и пусть он отгадает, какие из них будут плавать в воде, а какие нет? Потом, разумеется, надо проверить на практике.

Из пустого в порожнее
Дети любят играть с водой, переливать её из одного сосуда в другой. Если не боитесь луж, дайте своему малышу небьющиеся стаканчики, бутылочки, баночки. Пусть наливает в них воду, сидя на полу над тазиком, или стоя на стуле возле раковины.

Загадки
Загадайте ребёнку загадки про овощи, фрукты, и другие продукты. Например, «Он зелёный, с пупырышками». Если малыш затрудняется, продолжите «Я его положила в салат». До тех пор, пока он не отгадает.
Можете предложить логические загадки. Например, «Назови фрукт и овощ одинакового цвета» (апельсин и морковка), «Чем можно есть мясо, но нельзя есть суп?» (вилка).

Ежедневно, кроме воспитания ребенка, каждая мама имеет множество дел, которые необходимо выполнить. Чтобы заботы по дому не стали ущербом для детей, нужно всячески вовлекать их в совместную работу, предлагать . Чем же занять занять малыша на кухне?

1. Чем занять ребенка 6 -18 месяцев на кухне

Наблюдать за мамой, слышать ее голос – это любимые занятия малышей 0 – 1,5 лет, когда они еще полной мерой считают себя неотъемлемыми от мамы. Желая занять ребенка на кухне, его можно просто усадить рядышком на стульчике для кормления и комментировать процесс своей работы. Конечно, ребенок не сможет понять каждое ваше слово, но он с интересом будет слушать новые слова, понимая, что мама уделяет ему внимание, хоть и занимается другим делом.

Наблюдать и слушать ребенок сможет на протяжении 20-30 минут, а затем ему наскучит, поэтому в дальнейшем стоит предложить более активное занятие.

Положите перед малышом безопасные кухонные принадлежности (небольшую крышку, пластиковый стаканчик, чайную ложку или другие). Взаимодействие с предметами станет интересным и познавательным игрой.

Еще один вариант, чем занять ребенка на кухне, насыпать в пластиковую бутылочку крупы или налить воды, а затем, хорошо закрутить. В воду можно кинуть разноцветные бусинки и подобные яркие предметы.

Рисование на манке, еще одна интересная игра для малышей. Насыпьте на небольшой поднос, желательно с шероховатым дном, манку. Покажите, как на подносе можно рисовать кружочки, волны и другие рисунки.

2. Чем занять ребенка 1,5 –3 лет на кухне

Детей 1-3 лет, можно непосредственно попросить о помощи. Поставьте перед ребенком миску с водой, пускай он поможет помыть овощи, а потом самостоятельно порвет салатные листья для салата.

Дайте малышу пластиковый ножик, а он самостоятельно намажет себе хлеб или булку маслом.

Начиная с полутора лет, малышу можно дать задание самому очистить себе яйцо на завтрак. Чтобы ребенку было более интересно, напомните ему сказку Курочку Рябу, а возможно он и сам поможет вам ее рассказать.

Отличная идея для малышей старше 2 лет, поиграть в игру «Золушка». Расскажите ребенку элемент сказки и спросите, хотел ли бы он помочь Золушке? Смешайте в миске крупы больших размеров (фасоль, семечки, горох) и поставьте перед малышом, пускай перебирает их пальчиками в разные блюдца.
Если у ребенка пока что не получается сортировать, предложите ему просто пересыпать крупы с помощью ложки.

Альтернативный вариант игры – закопать мелкие игрушки в миске с фасолью и крупами, а малыш должен отыскать и назвать все предметы.

3. Чем занять ребенка 3-5 лет на кухне

В таком возрасте дети с удовольствием помогают маме в приготовлении любой пищи. Ребенок 4 или 5 лет способен слепить неплохой пирожок, помыть овощи и даже посуду. Малыши 3 лет запросто принесут маме овощи, а 5-летние даже посчитают при этом их количество. Будьте уверены, в игровой форме ребенок с удовольствием выполнить любое поручение.
Время совместного пребывания на кухне станет исключительным развивающим моментом. Ведь именно здесь есть возможность на живом примере показать мелкую и глубокую посуду, а также маленькую и большую, изучать цвета, формы и другие особенности предметов.

И напоследок, если помогая вам, ребенок сделал что-то не так или разлил воду, будьте спокойны, не раздражайтесь. Совместная деятельность приучает малыша к трудолюбию и развивает его, а вот если спугнуть его в этом возрасте своим криком, то охоту к помощи можно отбить навсегда.

Мамы и папы, бабушки и дедушки, сейчас я поделюсь с вами своим опытом, как сделать время пребывания ребенка на кухне максимально полезным для него. И при этом выделить нужно время для ваших домашних дел. В этой статье поговорим об играх и развлечениях для вашего малыша на кухне.

Времени у родителей всегда не хватает. Бытовые проблемы и заботы затягивают с головой, а хочется быть правильным родителем. Ведь так? Ну раз вам некогда много читать о том, как нужно заниматься с ребенком с пользой для мелкой моторики. Но вы хотите, чтобы все на вашей кухне было очень красиво и вкусно. Не берите покупные пособия для развития мелкой моторики. В нашем варианте они оказывались на полу либо сразу же, либо минут через 7 (наш личный рекорд). Тогда я четко поняла, что нам подходит далеко не все. Изучив массу книг, сайтов и блогов я решила сделать свой Т оп 10 занятий с малышом на кухне , чтобы всем было полезно интересно, а главное без вреда для маминой психики.

Отлично мы сегодня поиграли на кухне, как вы считаете? Мне понравилось и вам, надеюсь тоже. Если да, то смело делитесь моими советами на страницах в своих социальных сетях и присылайте в комментарии фотографии с ваших кухонных игротек.

До скорой встречи на страницах Веселой Науки. С вами была я,Наталья Ярмошенко