Ребенок совершенно не хочет учиться. Как помочь ребенку если он не хочет учиться

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Этот вопрос себе обычно задают родители чада от 7 до 14 лет. В старших классах у детей возникает сознательность и определенная ориентированность на будущее. Появляется больше дополнительных стимулов для учебы: не просто хорошо окончить школу, но и суметь поступить в институт. В младших классах и среднем звене у ребенка еще в достаточной мере не развиты такие качества как сознательность и ответственность. Научить сына или дочь эффективным методам восприятия и запоминания информации, которая преподносится в школе – прямая задача родителей. Младший школьник оказывается еще не в состоянии самостоятельно руководить процессом обучения, его этому необходимо учить, так же как и буквам. Подросток слишком сильно сконцентрирован на собственных переживаниях, чтобы помочь самому себе в нужный момент. Когда ребенок начинает что-то новое, он становится особенно уязвимым и восприимчивым к внешним факторам. Любая обида, насмешка, конфликт с учителем или одноклассниками, недружелюбный настрой в классе могут повлиять на его эмоциональный фон и сформировать негативное отношение к учебе.

Помощь родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочери разобраться с трудным материалом, преодолеть комплексы и имеющиеся страхи, и такая поддержка является бесценным даром. Мало только научить его или ее различать буквы. Ребенок 10-11 лет жизни тратит на то, чтобы научиться понимать предметы, изучать окружающий мир и все, что происходит вокруг него. Советы психолога обязательно пригодятся тем, кто воспитывает сына или дочь, у кого дети учатся в школе.

Причины

Любой психолог знает, что под нежеланием ходить в школу у детей 10,11, 12,13,14 лет скрываются глубокие проблемы, связанные с адаптацией в коллективе и самооценкой. Во многом проблемы в школе обусловлены плохой успеваемостью и конфликтами с одноклассниками. Если родители задались вопросом, почему ребенок не хочет учиться, прежде всего, нужно отказаться от мысли обвинять своего сына или дочь. Вместо того, чтобы сердиться и ругаться, помогите маленькому человечку разобраться в себе, осознать важные для его восприятия мысли. Когда ребенок поймет, что самые близкие люди на свете не собираются в чем-то его упрекать, станет легче. Вполне может быть, что он поделится с вами своими страхами и трудностями.

Учителя и одноклассники являются теми лицами, с которыми ребенок много часов контактирует в течение дня. Разумеется, взаимодействие не может обходиться без непониманий и конфликтов. Когда происходят ссоры со сверстниками, они могут глубоко ранить вашего сына или дочь, заставлять чувствовать себя несчастным. Родители в любом случае должны оказать поддержку, научить чадо бороться с трудностями. Пусть он обратится к вам 12-13 раз на дню за советом, вы должны быть готовыми. Это не то же самое, что учить первоклассника буквам.

Что делать

Советы психолога особенно пригодятся тем, кто основательно решил действовать, а не пускать процесс научения ребенка на самотек. Это очень серьезный вопрос. Научить любимого отпрыска буквам вряд ли у кого-то вызовет особенные затруднения, зато, когда он прогуливает школу, устраивает там скандалы или систематически получает плохие отметки, возникает серьезный повод задуматься о воспитании. Значит, где-то вы неправильно воздействуете на ребенка, потакаете его слабостям. Первым признаком, что в школе что-то идет неблагополучно, является то обстоятельство, когда сын или дочь перестают делиться с вами происходящими событиями. Говоря иными словами, ребенок скрывает от родителей свое участие в школьной жизни. И сколько бы ему ни было лет – 12 или 14 – он все равно нуждается в родительской поддержке.

Младший школьник

Ребенок 7-8 лет еще не может полностью отвечать за свои поступки. Его необходимо учить принимать на себя ответственность, а не только буквам. С такого малыша нельзя спрашивать так же, как с 12-летнего. Сам процесс обучения в школе для него сродни времяпрепровождению в детском саду, от которого он еще, вполне вероятно, не успел отвыкнуть. 12 лет- это возраст, когда можно спрашивать и требовать, в 7 лет сын или дочка еще не обладают достаточной социальной зрелостью.

Как ему можно помочь? Делайте уроки вместе с ребенком. Стоит проконтролировать его домашние задания, степень подготовки к каждому уроку. Обязательно просмотрите тетради, отследите, насколько правильно он пишет буквы. Само по себе знание букв не гарантирует, что сын или дочь будут получать хорошие отметки. С младшим школьником родители обязательно должны заниматься, тогда в последующих классах он выйдет на отличный уровень. Не ленитесь повторять одни и те же правила правописания с малышом по 12 раз. Все усердия в итоге будут вознаграждены.

Подростковый период

12-14 лет – самый сложный возраст. Это время, когда меняются приоритеты, формируется собственное мировоззрение, растет и развивается индивидуальность. В районе 13-ой годовщины очередного дня рождения ребенок перестает ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит. Он теперь все решения хочет принимать самостоятельно. Сын или дочь обязательно проявят благодарность, если вы будете интересоваться не только, как идут дела в школе, но и их личными достижениями. Поверьте, для подростка это крайне важно. Если вы заметили, что сын совсем запустил учебу, витает где-то в облаках и постоянно о чем-то думает, поддержите его. Он не должен прийти к выводу, что родителей интересуют только оценки. Во всем подчеркивайте его достижения, давайте дельные советы. Крайне важно суметь сохранить контакт и доверие с подрастающим ребенком, чтобы вы всегда могли знать, что с ним происходит. Иначе родители просто не смогут помочь своему чаду в нужный момент.

Урегулирование конфликтов

Без ссор и обид не бывает настоящей школьной жизни. Если ребенок не хочет учиться, необходимо первым делом поинтересоваться, что с ним происходит. Обязательно выясните, нет ли серьезных конфликтов с одноклассниками или учителями. И в первом, и во втором случае можно поговорить с ним по душам и разобраться в ситуации, которая привела к непониманию. Ребенку очень важно научиться отстаивать свои интересы перед сверстниками, поэтому не стоит препятствовать. В отношении учителей проследите, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и должным вниманием. Известно, что педагоги тоже иногда ошибаются. К сожалению, не всегда учитель бывает деликатным, тактичным и справедливым. Не позволяйте, чтобы ваш ребенок страдал из-за чьего-то дурного характера или даже настроения.

Если конфликт все же произошел и он серьезный, обговорите дома все спокойно, как следует поступить. С младшим школьником можно вместе отправиться в класс и попытаться решить проблему на месте. С подростком сложнее. Взрослый ребенок не захочет показывать сверстникам свою слабость, поэтому действовать необходимо тоньше. Здесь помогут советы и личный опыт.

Доверительные отношения

Ребенок только тогда станет рассказывать родителям о своих имеющихся проблемах в школьном коллективе, когда знает, что близкие люди не станут его судить за что-то. Не нужно предъявлять ребенку пусть даже заслуженные обвинения за совершенные ошибки. На самом деле находиться долгое время ребенку среди сверстников очень нелегко. Он может испытывать усталость уже то того, что его ежедневно окружают одни и те же лица, с которыми, возможно, сложились не самые теплые отношения. Безграничное доверие поможет выяснить причину имеющихся разногласий в школе и эффективно ее устранить. Согласитесь, когда можно поговорить обо всем на свете, не составляет труда вместе справиться с любой мелочью. Ребенок должен во всем чувствовать поддержку родителей, что они помогут ему преодолеть любые препятствия.

Посещайте с ребенком различные мероприятия, водите в театр на спектакли, в кино, больше гуляйте на свежем воздухе. Все это способствует сближению. Можно совместно играть в различные игры, смотреть интересные мультфильмы. Любому мальчику и девочке это придется по душе.

Таким образом, проблема отсутствия желания у вполне решаема. Для этого не нужно изобретать чего-то сверхъестественного, необходимо просто лучше узнать свое чадо, постоянно находиться с ним в тесном контакте.

Начало учебного года – обычно волнительная и радостная пора. Первоклассники наконец-то узнают, каково это, сидеть за партой, а школьники постарше встречаются с друзьями-одноклассниками, по которым очень соскучились за лето. Однако скоро сентябрьские восторги утихают, и учебный процесс входит в свою привычную колею. И вот тут-то родители школьников зачастую впадают в уныние: их дети не хотят учиться, причем совершенно! Достаточно взрослые, чтобы высказывать собственное мнение на «школьную» тему, они (в общем-то, справедливо) возмущаются ежедневными ранними подъемами, неинтересными предметами, излишне требовательными учителями. Вот и приходится мамам и папам заново переживать собственные школьные годы, постоянно «подпинывая» нерадивое чадо в сторону школы и уроков.

Итак, у вас есть проблема с предельно простой формулировкой: ребенок не хочет учиться. Что делать родителям в такой ситуации, кстати, очень распространенной?

Ребенок совсем не хочет учиться: а вы в этом уверены?

Знаете ли вы, откуда произошел термин «школа»? Это греческое слово, первоначально звучавшее как schole (схола) и имевшее значение «досуг, свободное времяпровождение, чтение, беседа, занятие в свободные часы». Древнегреческие философы приглашали людей на такие «занятия», где делились своими знаниями и опытом. Встречи учителя и учеников происходили рядом с храмами, в прохладной тени деревьев, а беседы велись спокойно и неторопливо. Чувствуете разницу с современной школой? Существующая система образования далека от исконной настолько, что отсутствие желания учиться у ребенка – вполне нормальная реакция.

Школа не учитывает потребности каждого конкретного ученика. Ее главная цель – вложить в головы учащихся определенное количество фактов, цифр и умений. Школе как системе, да и учителям как покорным ее исполнителям нужны послушные дети, которые не будут возражать, высказывать собственное мнение, заниматься тем, что нравится. В принципе, родители хотят примерно того же: чтобы ребенок в течение 11 лет поглощал нужную и не нужную ему информацию, выполнял то, что от него требуют и получал хорошие оценки. А дети более искренни, чем мы, и прямо выражают протест против навязываемых им в ультимативной форме знаний. Вспомните себя! Вам действительно нравились все школьные предметы и ежедневное выполнение домашнего задания? Вряд ли. Да и сама образовательная система изменилась далеко не в лучшую сторону.

Если смотреть в корень проблемы, становится очевидно: в реальности учиться хотят ВСЕ дети. Другой вопрос – чему и как. Не спешите ругать ребенка, стыдить его и навешивать ярлыки («ты лентяй», «интересуешься только компьютерными играми», «тебе бы только болтать на уроках» и т.п.). Постарайтесь понять причины происходящего – от основной, связанной с отрицательными моментами школьного обучения в принципе, до других возможных проблем ребенка.

Почему ребенок не хочет учиться?

Дети не могут выбирать изучаемые дисциплины, их интересы не учитываются школой, а мотивации к учебе не придается абсолютно никакого значения. В этом и есть основная причина, почему ребенок не хочет учиться. К сожалению, изменить школьную систему образования мы не можем, а домашнее обучение – редкое явление, к тому же имеющее множество сложностей и подводных камней. Остается приспосабливаться к имеющейся образовательной модели и «встраивать» в нее своего ребенка. Помимо этого, необходимо выяснить, нет ли у вашего чада дополнительных причин негативного отношения к школе.

Итак, почему ребенок может не хотеть учиться:

  • антипатия к одному или нескольким учителям (а возможно даже конфликт);
  • проблемы в отношениях с одноклассниками;
  • скука от учебного однообразия и усталость;
  • сложности с конкретным предметом (не понимает, не успевает, предмет неинтересен);
  • проблема утренних подъемов.

Обучение в современной школе – сложная, но в целом посильная задача. Роль родителей школьника состоит не в том, чтобы делать за него или даже вместе с ним домашние задания. Для начала стоит помочь ребенку справиться с побочными проблемами, которые отвлекают и усложняют учебную жизнь. А вот с мотивацией к обучению необходимо разбираться отдельно.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как ему помочь?

Естественно, что любящие мамы и папы обычно стремятся помочь собственному чаду, тем более, в таком важном деле, как учеба. Если вы решили серьезно разобраться в том, что мешает вашему школьнику учиться – отлично. Конечно, в первую очередь необходимо доверительно поговорить с ребенком, узнать, что для него в школе является самым неприятным, почему желание учиться исчезло и что, по его мнению, можно сделать для изменения ситуации. Надеемся, что вы не считаете своего ребенка злостным разгильдяем, стремящимся делать всё вам назло. Поговорите с ним как с взрослым человеком, наверняка эта беседа поможет вам лучше понять друг друга.

Что делать родителям при выяснении следующих причин нежелания учиться:

1) Имеются проблемы в отношениях ребенка с одноклассниками

Общение с одноклассниками – важная часть жизни школьника. И если отношения не складываются ( или он не может ни с кем по-настоящему подружиться), это накладывает отпечаток и на учебный процесс. Вспомните, как вам, взрослому человеку, бывает сложно сосредоточиться на работе, когда голова забита личными или домашними проблемами. Не ругайте ребенка, что он «страдает из-за ерунды». Старайтесь строить с ним доверительные и искренние отношения. Зная, что в семье его всегда поддержат, школьник ведет себя намного увереннее и постепенно самостоятельно справляется с проблемными ситуациями. В крайних случаях может потребоваться вмешательство родителей.

2) «Камень преткновения» – в конкретном предмете или учителе

Часто проблема с изучением какого-либо предмета связана с ведущим его учителем. Креативный, доброжелательный педагог обычно вызывает интерес как к собственной персоне, так и к преподаваемой им дисциплине. А предметы учителя, который сам по себе не нравится, будут неинтересными и нелюбимыми. Если ваш ребенок проявляет явно негативное отношение к одному из учебных предметов, выглядит подавленным, если предстоит этот урок, нужно разобраться, в чем именно проблема и обязательно ее решить.

Плохие отношения с кем-то из учителей – далеко не редкость. Бывает, что ребенок действительно плохо справляется с предметом, но настаивает, что учитель придирается к нему. Возможна и другая ситуация: ваш сын или дочка попали в разряд «нелюбимых» учеников. Да, педагоги – обычные люди, бывающие порой несправедливы. Поменять учителя обычно представляется не слишком реальным, поэтому придется что-то делать. Выслушайте жалобы ребенка и постарайтесь быть объективны. Не соглашайтесь, что «историчка дура», потому что поставила двойку. Так вы просто-напросто даете ребенку понять, что о другом человеке можно говорить грубо. Помогите школьнику с проблемным предметом, а если ситуация не улучшится, вам придется поговорить с самим учителем или с классным руководителем.

3) Ребенку тяжело рано вставать

Проблема ранних подъемов знакома многим родителям. Расталкивая нерадивое чадо в школу, они впадают в настоящее отчаяние. Звон будильника, мамины уговоры, яркий свет и даже крики совершенно не действуют. И не будут действовать! Ваш ребенок утром хочет поспать, и к неприятным ощущениям пробуждения через силу добавляется негатив от утренних скандалов. Поговорите с вашим школьником серьезно, но не рано утром, когда все нервничают и спешат.

Ваш разговор с ребенком может выглядеть примерно так:

Тебе совсем не хочется вставать по утрам в школу, да?

Ну да, трудно рано просыпаться, да еще и опять эти уроки! Надоело это всё!

Конечно, нелегко, я понимаю… А если бы ты учился во вторую смену, часов с 14, было бы лучше?

Не знаю. Тогда ведь и уроки бы заканчивались поздно…

Вот видишь. Что же можно сделать, чтобы тебе стало легче вставать?

Наверно, надо ложиться пораньше…

Как видите, в таком диалоге вы не ругаете ребенка, а выслушиваете его точку зрения и предлагаете ему самому определиться с решением проблемы.

Со своей стороны напоминайте ребенку вечером, что ему пора спать. Четкое время «отбоя» принесет пользу всем членам семьи.

4) Усталость и проблемы со здоровьем

Учеба в школе, особенно вкупе с различными дополнительными занятиями, может вызвать у ребенка серьезный стресс, усталость и переутомление. Часто родители ошибочно принимают их за лень и апатию и ругают школьника.

Усталость может быть физической, умственной или эмоциональной, в зависимости от темперамента ребенка и вида основной нагрузки. Дети, посещающие помимо школы спортивные секции, могут по-настоящему уставать, находясь целый день в движении. Отмените на время дополнительные занятия и понаблюдайте за ребенком.

Много читающие, усердные школьники часто испытывают умственную перегрузку. Они становятся рассеянными, забывчивыми, плохо фокусируют внимание. Заметив подобные «симптомы», постарайтесь увеличить физическую активность и количество времени, проводимого ребенком на свежем воздухе.

Эмоционально уставать могут особо возбудимые дети или те, у которых каждый день расписан по часам. Уроки, музыкальная школа, бассейн, кружок… Незрелая психика ребенка просто не справляется с такой нагрузкой. Увеличьте часы спокойного отдыха, больше гуляйте вместе. Минимизируйте телевизор и компьютер в жизни школьника.

5) Ребенок говорит, что учиться ему «скучно», «надоело», « лень»

Хорошо уже то, что ребенок честен с вами. А скука и лень – это нормальная реакция человека на ежедневное нахождение в четырех стенах, где его заставляют учиться, а после школы еще и делать уроки. Ведь у школьника абсолютно нет права выбора, учиться или нет. Взрослые теоретически всегда могут уволиться и поменять работу, а дети? Они просто обязаны быть послушными… Да, у родителей есть свои проблемы, но все-таки прислушайтесь к мнению собственного ребенка и постарайтесь ему помочь.

Основная проблема современных школьников – отсутствие мотивации и интереса к учебе. К сожалению, часто бывает, что уже ребенок-первоклассник не хочет учиться. Родители воодушевленно рассказывали ему о школе, и он очень ждал учебного года. А после нескольких месяцев или даже недель понял, что учеба совсем не такая, как он себе представлял. Что уж говорить про подростков – им действительно «надоедает» учиться. Стимулы в школе обычно отрицательные: «плохо напишешь контрольную – получишь тройку за четверть», «будешь учиться на двойки – вместо аттестата получишь справку» и т.п. Взрослых людей, работающих и получающих зарплату, обычно мотивируют морально или материально. Со школьниками всё, к сожалению, иначе.

Что же делать родителям? По максимуму своими силами вызывать интерес к учебе. Ругать школу, образование и учителей бесполезно. Однако со своей стороны вы можете многое, и это многое не равнозначно выполнению домашнего задания вместе с ребенком или вообще вместо него.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться?

Некоторые родители жалуются: «Ребенок не хочет ничему учиться!». Уверяем вас – это совершенно не так. Конечно, многое зависит от возраста ребенка, но полное безразличие к новому и учебе в хорошем смысле это слова даже у подростков встречается крайне редко. Скорее всего, отсутствие познавательного интереса у вашего школьника связано с его непониманием, что процесс узнавания может быть очень увлекательным.

На самом деле, задумываться о будущем, в том числе и об учебе, необходимо с раннего возраста сына или дочери. Если вы внимательно прислушиваетесь к потребностям ребенка, даете ему возможность попробовать себя в новых начинаниях, не ограничиваете его в увлечениях, наверняка какое-то любимое дело к школьному возрасту у него уже появится. Рисование, танцы, химические опыты – неважно. Главное, чтобы занятие по-настоящему нравилось. Если ребенок уже относительно «большой», возможно, в поиске себя ему поможет психолог или тесты профессиональной ориентации.

Наличие конкретного увлечения у ребенка станет для него стержнем, главным «вектором» в жизни. Что же делать с остальными предметами, например, с математикой, если сфера интересов вашего ребенка – пение и танцы? Объясните ребенку, что уроки – его работа, а аттестат поможет в будущем связать жизнь с любимым делом, поступив в соответствующий ВУЗ. Если какой-то предмет дается уж очень тяжело, пусть он будет просто «для аттестата», ради оценки. Однако не делайте всей целью учебы лозунг «Учиться на пятерки!». Это бессмысленно и не принесет ребенку счастья в жизни.

Некоторые предметы, особенно нелюбимые ребенком, вы можете сделать более интересными самостоятельно. Совместный с родителями просмотр исторического фильма или покупка яркой энциклопедии поможет школьнику взглянуть на историю другими глазами. Домашние опыты по физике, химии и биологии заинтересуют не только ребенка, но и его родителей. А обучение русскому языку и литературе вообще может происходить незаметно, если книги в вашем доме – не просто пылящийся на полке предмет декора. Пример читающих родителей творит чудеса! Ребенок, любящий читать, будет прекрасно интеллектуально развиваться, даже если школа – не самое любимое его место.

Большинство мам школьников ощущают себя так, будто учатся не их дети, а они сами. «А как иначе?» – спрашивают они. – «Если ему не напомнишь об уроках, так ничего и не сделает! Приходится стоять «над душой», делать вместе или хотя бы проверять». В некоторых семьях крики и скандалы на школьную тему – обычное дело. Хотя результат постоянных конфликтов закономерен: ребенок начинает воспринимать учебу как тяжкую повинность или повод для манипуляции родителями.

Чтобы облегчить жизнь всей семьи, уменьшив количество споров об учебе, следуйте следующим рекомендациям психологов:

  1. Не обвиняйте, а констатируйте факты. «Уже поздно, а уроки еще не сделаны».
  2. Давайте ребенку право выбора при выполнении домашнего задания: «С какого предмета ты хочешь начать, с физики или истории?». Расскажите, что лучше начинать работу с более сложного задания.
  3. Находите компромиссы. Не ставьте жестких временных рамок для выполнения домашнего задания. Договоритесь, что оно, к примеру, должно быть выполнено к 8 вечера, после чего вы проверите его и вместе с ребенком посмотрите интересный фильм или поиграете в настольную игру.
  4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Непонятно, на что рассчитывают родители, говорящие: «А вот Саша учится на одни пятерки» или «Ты жалуешься, что устаешь, а Кристина и отлично учится, и танцует в школьном ансамбле, и в художественную школу ходит». Ничего, кроме злобы в адрес этих Саши и Кристины, у ребенка не возникнет. Да еще и учеба будет восприниматься как площадка для соревнования с юными дарованиями, которых ему все равно не победить.
  5. Говорите о собственных чувствах. Скажите: «Меня огорчает, что ты до самого вечера смотришь телевизор, забывая об уроках» или «Я волнуюсь из-за твоего домашнего задания: завтра тебя могут вызвать к доске, а ты толком не выучил тему».
  6. Не делайте уроки за ребенка и не помогайте в выполнении всех заданий. Постоянный контроль как будто сообщает школьнику: «Мы считаем тебя несамостоятельным, тебе нужна помощь, иначе у тебя ничего не получится». Позвольте ребенку проявить инициативу и осознать ответственность за свои действия.
  7. Проявляйте интерес к делам ребенка, поощряйте каждый его успех, причем необязательно выраженный в хорошей оценке. Например, для некоторых детей настоящим подвигом будет выступление перед всем классом – и родителям обязательно нужно вместе с ребенком порадоваться этой маленькой победе.

И напоследок небольшое пожелание всем любящим родителям: верьте своему ребенку! Он совершенно не хочет обидеть вас, когда заявляет: «Не хочу учиться!». Подобные фразы – это просьба о помощи от мамы и папы. Учиться в современной школе действительно нелегко, и порой родителям приходится проявлять завидную выдержку и мудрость, чтобы пройти вместе с ребенком этот многолетний путь. Желаем вам терпения, а вашим детям – мотивации к учебе и тяги к знаниям!

Нежелание учиться может иметь совершенно разную природу. Однако родители и педагоги в своих действиях должны отталкиваться от того, из-за чего именно ребенок не хочет ходить в школу, делать домашние задания и вообще получать новые знания. Рассмотрим возможные варианты.

Учиться слишком сложно

Возможно, ребенок плохо понимает и усваивает учебный материал. Часто такое случается при переводе в новую школу, после длительного пропуска занятий по болезни или из-за того, что уровень учебного заведения не соответствует уровню подготовки вашего сына или дочери.

Учиться слишком скучно

Иногда уровень подготовки ученика оказывается, напротив, слишком высок. Ему может быть просто скучно сидеть на уроках и неинтересно выполнять задания, не требующие от него никаких усилий.

Конфликт с учителями

К сожалению, это довольно частая причина отвращения ребенка к школе и к учебе вообще. Если учитель и ученик, что называется «не сошлись характерами», найти выход из этого положения может быть непросто.

Конфликт с одноклассниками

Сложные отношения с «коллегами» по классу могут надолго отбить у ребенка желание учиться. Иногда такие конфликты быстро разрешаются сами собой. Но иногда для их решения нужно вмешательство специалистов – педагогов и психологов.

Отсутствие потребностей в новых знаниях

Современные дети зациклены на гаджетах. Специалисты утверждают: зависимость от них часто лишает ребенка природной любознательности и тяги к знаниям.

Излишний контроль родителей

Иногда из лучших побуждений родители пытаются облегчить ребенку процесс обучения. Мамы и папы берут всю ответственность на себя, контролируя каждый шаг школьника. При этом они упускают из виду то, что тем самым лишают его заинтересованности в процессе и результате учебы.

Проблемы со здоровьем

У ребенка плохой сон и аппетит, он с трудом просыпается и быстро теряет силы даже после несложной работы? Стоит обратить пристальное внимание на состояние его здоровья, обратившись к педиатру.

Потеря мотивации

Порой в процессе учебы у ребенка пропадает мотивация. В переходном возрасте дети начинают бунтовать против нагрузок учебной программы, а порой – и самой идеи получения школьного аттестата. Этот период нужно пережить, постаравшись объяснить ребенку важность школьного образования. Если проблема стоит остро, посоветуйтесь с детским психологом.

Комментарий психолога Марии Буртман:

Один из важнейших факторов, влияющих на уровень учебной мотивации – возраст ребенка. Самый высокий уровень мотивации обычно бывает в начальной школе, особенно у первоклассников: тут и долгожданный новый статус, и новизна ситуации, и присущее возрасту любопытство.

Если ребенок отказывается учиться в начальной школе, особенно в первом классе, то причины, как правило, бывают двух типов. Это либо недостаточная психологическая и физиологическая готовность к школе (ранний возраст, особенности ребенка), либо проблема социальной адаптации в коллективе.

Обычно уровень учебной мотивации снижается на этапе средней школы. Самым низким он бывает в 8-9 классах, а вот в старшей школе, как правило, снова повышается.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку не потерять интерес к учебе? Общие рекомендации для всех возрастов: пересмотреть и скорректировать нагрузку, увеличить длительность сна, обязательно включить в расписание ребенка спорт и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Важно разговаривать с ребенком об отношениях с одноклассниками и учителями. Выслушивать и обдумывать подчас путанные и не всегда интересные для нас, взрослых, рассказы – иногда они помогают понять истинные причины проблемы.

Не снижать интерес к учебе помогает участие в мероприятиях – фестивалях науки, олимпиадах. Сейчас их огромное количество – как очных, так и онлайн. Есть масса каналов и ресурсов в интернете, где задачи – нестандартные, а обучение – нескучное.

Наконец, всем детям хочется родительского одобрения. Даже подросткам, хотя они тщательно это скрывают.

Младшеклассникам важна похвала родителей и отношения с учителем – то есть ищем «своего» учителя и интересуемся достижениями ребенка.

В средней школе доминируют отношения с ровесниками, поэтому огромную роль играет среда. К концу средней школы многие дети перестают учиться, бросают дополнительные занятия – спорт, музыку. В таких случаях может помочь кардинальная смена внешкольных занятий. Часто удачный выбор нового увлечения помогает подростку пережить сложный возраст с минимальными потерями.

В старших классах большое значение имеет наличие четких целей. Профориентация, выбор вуза и набора экзаменов – все это помогает ребенку вернуть мотивацию к учебе.

Желаем вашим детям сильной мотивации и живого интереса к новым знаниям!


Способный, но ленивый ребенок

Представляете, он в три года сам, по кубикам выучил все буквы. Знал все цвета. Стихи мог читать час подряд без остановки. Все знакомые удивлялись. Один раз ему прочтешь - он уже половину запомнит. И книжки любимые так "читал". Если я пыталась где-то сократить, он тут же говорил: "Нет, не так!" - и поправлял как надо. Я иногда даже удивлялась, зачем ему вообще надо, чтобы я их читала, если он все наизусть знает.

Когда пошли в школу поступать, нас все предупреждали: чтобы в эту школу поступить, нужен блат или деньги. А мы пришли просто так, на тестирование. Я его готовила, конечно, и в группу по подготовке к школе он ходил. Но это, я вам честно скажу, так себе была группа. Все, что там проходили, он и так знал. Он там на занятиях скучал, а преподавательница говорила: "Да, Валера все знает, но я же не могу его одного все время спрашивать". Он туда ходил, только чтобы с ребятами поиграть... Так вот, пришли мы на тестирование. Письменный тур он прошел на ура и на устном такие же сложные вопросы были, но учительница, которая принимала, только головой качала: "Какой способный ребенок! Какой развитый!"

Вы пришли ко мне, чтобы узнать, как лучше развивать одаренного ребенка? - Я решилась вмешаться в монолог, потому что ситуация была для меня не слишком ясной. К чему прислушиваться? На чем останавливать внимание? - Но в вашей сильной школе наверняка есть психолог. Он сможет дать вам более квалифицированную, педагогически ориентированную консультацию. Или есть что-то еще? У Валеры появились проблемы со здоровьем?

Тьфу! Тьфу! Тьфу! - Мама истово постучала костяшками пальцев по ручке кресла. - Со здоровьем у нас
все в порядке.
- Тогда что же привело вас ко мне?
- Он не хочет учиться! Представляете?! С его-то способностями! Учительница сказала: "Либо ваш Валера
берется за ум, либо ищите другую школу".
- Но, может быть, вы преувеличиваете способности сына, и ему действительно трудно учиться по этой, наверняка усложненной и усиленной, программе. Вундеркинды-дошкольники далеко не всегда превращаются
в хороших учеников...

Да нет, доктор, вы мне поверьте! Он же в первых двух классах вообще отличником был. И учиться ему совсем не трудно! Если бы он хоть как-то работал, то ему эта программа - тьфу! И он же во всем так! В прошлом году пошли в музыкальную школу. Поступили по конкурсу, опять же без всякого блата. Вроде бы сам захотел. Первые три месяца учительница нахвалиться не могла. А еще через полгода все бросил. Не пойду - и все. Понимаете, у меня такое ощущение, что он не развивается, а деградирует. Раньше много читал, теперь почти не читает совсем. Целыми днями может смотреть телевизор или на компьютере играть. А ведь были еще каратэ, волейбол, даже бальные танцы... Все бросил.
- Но почему? Чем сам Валера объясняет свой отказ?
- Да ничем не объясняет! Надоело и все! Мы уж с отцом изошли на всякие там объяснения и поучения - ничего не помогает.
- Вероятно, мне нужно встретиться с самим Валерой. В каком он сейчас классе?
- Заканчивает шестой.

Валера оказался миловидным, контактным мальчиком, с тонкими чертами лица и изящными движениями. Он охотно рассказывал о школе и о семье, легко, почти незаметно подшучивая и над собой, и над окружающими его людьми. О каждом он говорил что-то хорошее, что-то смешное и обязательно упоминал что-то из недостатков. Например, о классной руководительнице он рассказал, что она заслуженный учитель, ведет очень интересный факультатив для старшеклассников, совершенно не выносит, когда ей возражают, и на уроках все время повторяет: "Надо думать головой", - как будто люди могут думать еще каким-нибудь местом.

Когда я спросила Валеру, чем он объясняет ту ситуацию, которая сложилась у него в школе, мальчик кокетливо засмеялся и сказал:
- Такой уж я есть. "Способный, но ленивый" - так наша учительница говорит.
- А ты-то сам что думаешь по этому поводу?
- Не зна-аю.
- Но ведь тебе придется поменять школу, расстаться с друзьями...
- Не зна-аю, может быть, как-нибудь обойдется... Я подтянусь...

А кружки, в которых ты начинал заниматься и бросал? Что это?
- Ну, мне сначала было везде интересно, а потом на каждом занятии - одно и то же, одно и то же. Скучно!
- А что интересно?
- Ну, интересно гулять, - оживляется Валера. - Боевики по телику интересно смотреть. На компьютере играть. Еще интересно куда-нибудь ездить, путешествовать. Я экскурсии люблю. У нас в школе они часто бывают. В музеи ходить. Энциклопедии бывают очень интересные. И еще много всего!

Парадоксальная вроде бы ситуация. Мальчик явно одаренный от природы. Вполне приличные условия в семье и условия обучения (это подтверждает и мама, и сам Валера). Ему интересно "много всего". И у него же не складывается учеба в школе и не формируются устойчивые познавательные интересы. Почему?

Почему дети могут, но не хотят учиться?

Как ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для чего это нужно. Есть такой очень хороший детский анекдот. Приходит мальчик к маме и говорит:

Мама, скажи: "фунь".
- Зачем это? - чувствуя какой-то подвох, подозрительно спрашивает мать.
- Ну ты просто скажи: "фунь".
- А что хоть это значит?
- Да ты не спрашивай ничего, ты просто скажи: "фунь!"
- Да не буду я всякие глупости говорить!
- Не будешь? Вот и не заставляй тогда меня английский язык учить!

Наши дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту она часто забывается. Наши дети
больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих родителей. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые как-то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. Пятнадцать - двадцать лет назад туманное понятие какого-то "долга" (не то перед страной, не то перед будущими поколениями, не то вообще непонятно перед кем) было тем не менее вполне действенной реальностью. Отец говорил сыну:
- Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я, думаешь, хочу каждый день в полшестого вставать
и на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. А ты должен - учиться.

И за этим парадоксальным в общем-то утверждением и для отца, и для сына стояла какая-то реальность. Сын, наблюдая жизнь отца и окружающих его людей, смутно понимал, о чем идет речь и, по крайней мере, не отбрасывал объяснения отца, что называется, "с порога".

Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это отнюдь не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) "устроены" в жизни. К тому же дети, особенно младше 14 лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки - непосильный труд для их разума.

Так что же делать? Единственный выход - каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненней, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане - "взять и съесть", а в плане - "понять". И это понимание (и в конечном счете - управление) может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им. Сумейте доказать, что бизнес - это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую - управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики.

Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе - вернется и успеваемость.

Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. В средних классах (5-8) это встречается особенно часто. Ребенок претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребенок попал между двумя "группировками", не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие "подначки", попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребенок становится козлом отпущения и, как следствие этого, не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Эти и многие другие ситуации объединяет одно - неумение ребенка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками, нарушение его социального функционирования. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ребенка с одноклассниками, и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться при восстановлении нарушенных коммуникаций (например, ребенок прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребенку всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе - это всегда преимущественно беда, а не вина ребенка. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чем можно обвинить его самого.

Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, "детьми улицы", разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышленостью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило, числятся в "отстающих".

В средней школе им может повезти. Это произойдет в том случае, если на их пути встретится талантливый педагог, который сумеет передать такому ребенку свою любовь и свой интерес к какому-либо предмету, пробудив тем самым "дремлющие" возможности детского мозга. Совершенно необязательно, что жизнь ребенка впоследствии будет связана с химией или ботаникой, но мозг уже начал работать, и начался процесс формирования познавательных интересов, пищу для которого можно отыскать практически везде. Все мы слышали, а больше читали о таких случаях. К сожалению, в жизни они встречаются крайне редко. Автору посчастливилось наблюдать всего два таких эпизода.

Читающие и нечитающие дети

Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами, а впоследствии - вялыми попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изложении. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ним бороться вообще? - вот тот вопрос, который в той или иной связи часто задают родители. Попробуем разобраться.

В чем причина того, что сегодня дети в среднем читают меньше, чем их сверстники 15-20 лет назад? Можно предположить, что ответственны за это несколько причин, в том числе - изменение характеристик информационного потока, общее ускорение темпов жизни, смена общественных ценностей и изменившееся отношение к книге вообще. Начнем с последнего - наблюдая разноцветные развалы полуголых девиц и космических монстров (а именно так впервые видят книги наши дети), никакому нормальному человеку не придет в голову произнести какую-нибудь вполне банальную для предыдущих поколений фразу, типа "Всем лучшим в себе я обязан книге" или "Любите книгу - источник знаний", или даже "Книга - это святое". До высоких библиотечных залов и пыльных фолиантов доходят далеко не все, а книжные развалы во множестве видел любой ребенок абсолютно любого возраста.

Далее. Все большее количество информации, особенно информации актуальной для юношества и масскультуры в целом, идет сегодня через аудио- видеопродукцию, телевизор, а также через компьютер и компьютерные сети. Это объективная реальность, и с этим ничего не поделаешь.

Общее ускорение темпов жизни и, пожалуй, даже каких-то сторон мышления заключается в том, что ребенок с детства привыкает к определенному удельному количеству информации и событий на единицу экранного или книжного времени. Это количество, судя по современным мультфильмам и видеоклипам, очень велико. Большинство взрослых просто не способно следить за этими бесконечными "шлепами", погонями, содроганиями и падениями, которым с неунывающим постоянством подвергаются современные мультяшечные герои. Дети делают это легко. Привыкнув к такой "плотности информации", наши дети, естественно, с трудом читают, к примеру, английские или русские романы девятнадцатого века, где скорость существования событий и образов принципиально отличается от последнего клипа группы "Ногу свело" или современной продукции диснеевской киностудии. Для того чтобы они все же это делали, нужны специальные приемы, о которых мы будем говорить ниже.

И наконец, сегодня ребенок или подросток, проводящий большую часть своей жизни за чтением художественной или научно-популярной литературы, часто воспринимается другими детьми как почти комический персонаж. Даже если это и не так, то у сверстников, во всяком случае, возникают (зачастую обоснованные) сомнения в адаптивности такого ребенка, то есть молодежное общественное мнение постепенно отходит от "высоколобых" в сторону компанейских "своих парней и девчонок". Тем самым мы снова, уже в следующем поколении "догоняем Америку".

Подведем итог. Дети мало читают, и это вроде бы нормально. Но предположим, что мы имеем достаточно культурную, читающую семью, которая праведно и слегка снобистски дрожит от современного засилья масскультуры и которая хотела бы любыми средствами добиться того, чтобы их дети читали книги. Что делать таким родителям? В первую очередь, определиться. Что вы хотели бы видеть в руках своих детей? Современное криминально-любовно-фэнтезийное чтиво? Здесь не стоит даже особенно напрягаться. С самого раннего детства покупайте ребенку комиксы про черепашек-ниндзя и похождения куклы Барби. Позже купите пару литературных изложений любимых сериалов ребенка, сами читайте и обсуждайте в семье последний детектив Александры Марининой или последний фэнтезийный роман Ника Перумова. Рано или поздно ребенок тоже присоединится к вам. Если все же не присоединился, не расстраивайтесь, не так уж много он потерял. К тому же еще не вечер. Все будет хорошо.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок "нес с базара Белинского и Гоголя", зачитывался Пушкиным, Мольером и Достоевским? Вот здесь придется потрудиться. Для начала придется забыть о комиксах и журналах с наклейками. Читайте вслух маленькому ребенку детскую "классику", приучая его и к странноватым на взрослый слух народным сказкам (попробуйте африканские - сами получите огромное впечатление), и к вяловатым описаниям Бианки, и к суховатой политизированности Родари, и к явной социалистический риторике Носова. Не забудьте о дидактике Льва Толстого и Константина Ушинского.

Начиная с пяти-шести лет плотно переходите к историческим повестям для детей ("Приключения первобытного мальчика", "Листы каменной книги"), рассказам о животных и сентиментальным повестям (Лидия Чарская, "Маленький лорд Фаунтлерой", "Без семьи" и т. д.). Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не бросайте читать ему вслух , потому что он, конечно, свободно читает букварь или хрестоматию для второго класса, но большие, интересные книжки ему самому еще не осилить. Можно читать по очереди, можно устраивать семейные чтения. Но где-то начиная с восьми лет вы проявляете хитрость.

Хитрость заключается в том, что чтение обрывается на самом интересном и драматичном месте, у вас появляется неотложное дело, а книжка остается лежать на углу стола. Вряд ли эксперимент пройдет с первой или даже пятой книжкой. Но когда-нибудь наступит такой момент, что ребенок устанет "ждать милостей от природы" и возьмет их сам. Дальше ваша задача - осторожно и настойчиво подсовывать ребенку книги. Упаси вас бог идти по пути прямых рекомендаций. Книжки должны ненавязчиво появляться в вашем доме. Они могут приноситься из библиотеки и просто "выползать" из шкафов. Для начала это должен быть именно тот жанр, к которому принадлежала "первая" книга ребенка. Историческая повесть о первобытных людях? Пожалуйста! Вот тебе еще одна. "Волшебник Изумрудного города"? Вот тебе продолжение! И так далее.

Постепенно расширяйте палитру жанров. Если ваш ребенок с детства привык на слух воспринимать неадаптированный, высокохудожественный текст, то его возможности уже в третьем-четвертом классах весьма широки. Автору известны дети, которые в девятилетнем возрасте с удовольствием читали зануднейшего "Властелина колец", Жюля Верна и "Чайку по имени Джонатан Ливингстон". И помните: ребенку, который "научился читать" в вышеописанном смысле, никакие мультики и компьютерные игры не помеха. Он уже умеет воспринимать систему образов с печатного листа настоящей книги, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир. Иногда, подрастая, такие дети перестают читать нравящиеся родителям книги и переходят к современной литературе. В этом нет ничего страшного. Вы сделали все, что могли, и к Пушкину, Шекспиру и Достоевскому ваши дети еще вернутся на следующих этапах возрастного развития.

Телик, видик и компьютер. Польза или вред?

Многие дети очень любят смотреть телевизор или видеофильмы. Многие дети могут подолгу просиживать за игровыми приставками, выпрашивая у родителей или выменивая у приятелей все новые и новые картриджи. Счастливые обладатели "настоящих" компьютеров (которых, заметим, становится все больше и больше) имеют еще большие возможности для времяпрепровождения, включая работу, обучение или развлечения в сети Интернет. Как относиться к этому? Держать и не пущать или, наоборот, предоставить событиям развиваться своим чередом, ссылаясь на то, что у каждого поколения свои песни?

Для начала нужно учитывать, с каким именно ребенком мы имеем дело. Сколько ему лет, пять или пятнадцать? Какой у него темперамент? Как у него обстоят дела со здоровьем (в первую очередь нас интересует состояние зрения и нервной системы)? Ответив для себя на все эти вопросы, родители вырабатывают для себя индивидуально приемлемую стратегию обращения с "чудесами двадцатого века" и, по возможности, строго ее придерживаются.

Наверняка недопустима такая ситуация: сегодня у вас бойцовское настроение и вы, поднимая на щит интересы ребенка, через полчаса после начала занятий отгоняете его от телевизора или компьютера, призывая поиграть, почитать книжку или помочь вам по хозяйству. А завтра к вам пришла подруга, и, чтобы ребенок не мешал вашей высокоинтеллектуальной беседе, вы сами отсылаете его к тому же (очень вредному вчера!) экрану и в течение трех часов не вспоминаете о нем. Это ошибка, бьющая не столько по состоянию здоровья ребенка, сколько по процессу воспитания в целом. В следующий раз, когда вы будете произносить свой монолог о вреде компьютерных игр или непрерывного смотрения телевизора, ребенок вам попросту не поверит.

А теперь несколько советов, которые могут оказаться полезными родителям, приступившим к выработке этой самой "чудесной" стратегии.

Совет первый. Ограничивайте время, которое ребенок проводит перед экраном телевизора и компьютера. Обоснованно безопасными считаются следующие сроки.

Для ребенка 3-5 лет . Телевизор или видик - 3 раза в день по 20 минут. Компьютер -- 1 раз до 30 минут.

Для ребенка 5-7 лет . Телевизор или видик - 3 раза в день по 30-40 минут. Компьютер - 2 раза в день по 20-30 минут.

Для ребенка 7-10 лет . Телевизор или видик - не больше двух часов в день с обязательными перерывами. Компьютер - не больше полутора часов в день, с обязательными перерывами после каждых 20 минут обучения или игры.

Для ребенка старше 10 лет . Телевизор или видик - не больше трех часов в день с обязательными перерывами после каждого часа. Компьютер - не больше двух часов ежедневно, с обязательными перерывами каждые полчаса.

Совет второй. Не пренебрегайте общеизвестными правилами безопасности. Смотреть современный цветной телевизор можно с расстояния не меньше полутора метров. Для старых телевизоров это расстояние не должно быть меньше двух метров. Если на вашем компьютере не слишком современный монитор, обязательно приобретите дополнительный защитный экран. В просмотре телевизионных передач и работе на компьютере каждые 30-40 минут (для маленьких детей каждые 20 минут) обязательно надо делать перерывы.

Совет третий. Если ребенок страдает , или имеет другие неврологические нарушения, необходимо существенно ограничить просмотр "страшилок", кровавых боевиков и чрезмерно возбуждающих ребенка передач. Если у вас есть идея "потренировать" нервную систему здорового, но чрезмерно пугливого и осторожного ребенка, то начинайте с чего-нибудь полегче и во время просмотра все время находитесь рядом с ребенком (так, чтобы он в любой момент мог до вас дотронуться или прижаться к вам). Если у ребенка серьезное, особенно прогрессирующее, нарушение зрения, то время, указанное в совете первом, следует сократить в 1,5-2 раза. Если ребенок носит очки, то смотреть телевизор и работать за компьютером он должен непременно в очках.

Совет четвертый. Не забывайте, что "чудеса двадцатого века" - это не только развлечение, но и мощное средство для обучения и образования ребенка. Именно поэтому целесообразно (если, конечно, позволяют средства) иметь дома не игровую приставку к телевизору, а настоящий компьютер (чуть-чуть устаревшие, но вполне пригодные для образовательных целей модели стоят сегодня достаточно дешево), не просто телевизор, а видеомагнитофон. Современные видео- и компьютерные программы могут помочь ребенку обучиться иностранному языку, машинописи и дизайну, научиться работать со справочной литературой, в огромном объеме познакомиться с миром животных и мировой историей, удовлетворить свой познавательный интерес практически в любой отрасли знания и найти себе новых друзей. Все это особенно важно для детей малообщительных, малоподвижных, часто болеющих, и, разумеется, может стать настоящим спасением для детей-инвалидов.

Вредные советы. Что нужно делать, чтобы воспитать в ребенке ненависть к школе и отвращение к знаниям?

Итак, что же нужно делать, чтобы уверенно и наверняка воспитать у ребенка стойкую ненависть к школе и не менее стойкое отвращение к процессу получения знаний?

Вредный совет №1. Чаще говорите ребенку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. Постоянно приводите примеры людей, которые всю свою школьную жизнь ненавидели школу, а потом добились больших успехов благодаря полученным там знаниям.

Вредный совет №2. Выберите какого-нибудь ребенка, сверстника вашего сына (или дочери), который учится лучше, и к которому ваш ребенок уже испытывает стойкую антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь вашей подруги). Регулярно и подробно рассказывайте вашему ребенку об успехах этого персонажа, о том, как она (он) прекрасно учится, занимается в художественной (музыкальной, математической, астрономической или кулинарной) школе, помогает матери по дому, уважает старших, играет с маленьким братишкой и т. д. и т. п. В ответ на попытки вашего ребенка заставить вас замолчать уверенно произносите какую-нибудь емкую, ехидную фразу, типа: "Вот! Правда-то глаза колет!"

Вредный совет №3. Чаще говорите ребенку о его недостатках, по возможности реже упоминая о достоинствах. Не ограничивайтесь общими определениями типа "лентяй", "негодяй", "безмозглый", "безрукий". Если у ребенка плохая память, недостаточно развито внимание или плохо с абстрактным мышлением, не забудьте об этом упомянуть. Необходимо также почаще говорить ребенку о том, что все эти качества останутся с ним навсегда, так как он "абсолютно не работает над собой", "ленится оторвать зад от дивана" и т. д.

Вредный совет №4. Обязательно скажите ребенку о том, что с таким, как он (глупым, малообразованным, нечитающим, физически слабым, трусливым и т. д. - см. Совет третий), никто никогда не будет дружить. Если ребенок возразит вам в том духе, что с ним уже дружат Катя и Вася, презрительно поднимите брови и патетически воскликните: "Разве это дружба?! Вот в наше время..." Договаривать фразу не надо, чтобы идеальную картину дружбы в "ваше время" ребенок мог достроить сам. Хотя обязательно надо упомянуть о том, что в ваше время заболевшим одноклассникам всегда приносили на дом уроки (у теперешних детей это почему-то не принято). Пусть ребенок, которому приходится узнавать уроки по телефону, осознает неполноценность собственных отношений с одноклассниками.

Вредный совет №6. Часто и со вкусом рассказывайте ребенку, какая ужасная судьба его ждет, если он не будет хорошо учиться. Обязательно упоминайте о криминальных "шестерках", проститутках, алкоголиках, продавцах с лотков и "дубоголовых" охранниках. Попробуйте рассказать ему о том, что Борис Ельцин, Борис Немцов и Борис Березовский хорошо учились в школе. Чаще приводите в пример родителей, то есть себя. Если вы преуспели в жизни, то это только потому, что десять лет смотрели в рот учительнице. Если же вы или ваш супруг (супруга) считаете себя неудачниками, то поясните ребенку, что, учись вы в школе чуть получше, - давно бы уже стали космонавтами или банкирами (в зависимости от ваших пристрастий и идеалов). А можно (для гармонии) так: папа - космонавтом, а мама - банкиром. Честное слово, ваш ребенок получит истинное удовольствие.

Чем могут "помочь" в этом деле учителя и специалисты?

Основная роль в деле выработки отвращения к школе и знаниям принадлежит, несомненно, семье, но вместе с тем нельзя отрицать, что учителя и специалисты могут оказать родителям существенную "помощь".

К примеру, учителя могут часто и аргументировано сообщать ребенку, что он никудышный и, главное, абсолютно бесперспективный ученик, из которого никогда не выйдет ничего путного. Кроме того, очень помогают в "нашем деле" бесцветные личности учителей и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это, конечно, не абсолютно, потому что в любой школе найдется два-три хороших учителя, уроки которых по-настоящему развивают и образовывают детей. Гораздо "полезнее" может оказаться "плохая репутация", которая сложилась у ребенка в школе, предположим, из-за его чрезмерной подвижности. Тогда ребенок оказывается "крайним" в любой коллективной шалости и, даже обладая от природы легким и добродушным характером, постепенно озлобляется против школы и педагогического коллектива в целом. Очень помогает и репутация "тюфяка" и "тормоза". Две-три вовремя сказанных учительницей фразы (подлинный пример: "А теперь мы будем всем классом ждать, пока дойдет до Васи"), и нежелание ребенка идти в школу достигает поистине астрономических размеров.

"Помощь" специалистов здесь может проявиться двояко. Во-первых, специалист, (по преимуществу - невропатолог) может помочь родителям убедить ребенка, что он (ребенок) тяжело болен и школа во всей своей красоте и жестокости ему (ребенку) попросту противопоказана. Сориентированный таким образом ребенок будет иметь жесточайшие головные боли или приступы гастрита по утрам, перед отправкой в школу, неукротимые рвоты перед контрольными, в школе у него будет кружиться голова, болеть сердце и скакать давление.

Автор уже три года знаком с девочкой Машенькой, которая имеет официальный диагноз "вегето-сосудистая дистония", регулярно падает в обмороки на пороге школы и четыре-пять месяцев в году не посещает школу по справкам, которые она регулярно "снимает" с невропатолога, убедив его, что дома она чувствует себя гораздо лучше. Дома и в школе "больную" Машеньку щадят, но три летних месяца она внаклонку трудится на огороде у тети в Краснодаре при тридцатиградусной жаре, не испытывая со стороны своего "диагноза" никаких затруднений. Машенька чрезмерно полная, ненавидит физкультуру и панически боится лифтов, хулиганов и контрольных. Никакая психотерапия на Машеньку не действует, так как оставаться "больной" ей гораздо удобнее, чем стать здоровой. В этом году она собирается поступать в медицинское училище. Интересно, как она там будет учиться?

Свою лепту могут внести в процесс и психологи, например, в присутствии ребенка огласив свое неблагоприятное заключение о его умственном или эмоциональном развитии. Школьные психологи иногда проводят в классе процедуру, называемую социометрия (в процессе которой выявляются лидеры, принятые и отвергнутые классом ученики), а потом обсуждают результаты этого исследования с педколлективом или, того хуже, с исследованным классом. Это абсолютно этически недопустимо. Результаты школьной социометрии - рабочий инструмент психолога, на основании которого он планирует свою дальнейшую работу. Не более того.

Иногда психолог может в присутствии ребенка сказать что-нибудь вполне этически нейтральное, например: "Может быть, вам поискать более адекватную программу для обучения вашего сына?" Большинство детей пропустят это мимо ушей, но некоторые, с особенностями самооценки, решат:

1) я безнадежно глуп, и меня хотят отправить в школу для умственно-отсталых;
2) я очень талантлив, эта школа для меня слишком плоха. Я достоин лучшего.

Поэтому любые, даже самые нейтральные заключения психолога родителям лучше выслушивать в отсутствии ребенка. Если психолог "забыл" об этом, напомните ему. Если же психолог найдет нужным сообщить что-нибудь самому ребенку, то он сделает это отдельно, в специально подобранных выражениях.

Возвращаясь к Валерию...

Валера никогда не мог пожаловаться, что ему не говорили о том, какой он хороший. Окружающие его взрослые восхищались способностями мальчика много и часто. Но вот об одной простой истине Валере так никто и не сказал: сами по себе способности к чему бы то ни было являются достоинствами человека не больше, чем высокий рост, голубые глаза или кудрявые волосы.

Абсурдная с точки зрения формальной логики, но, к сожалению, истинная с точки зрения практической психологии вещь: способности человека не являются его ресурсом . Более того, иногда очень сильно выраженные способности ему даже мешают. И речь здесь идет вовсе не об отрешенных от всего суетного гениях. В практике автора был случай, когда мальчик десяти лет имел феноменально развитую зрительную и слуховую память. Он буквально с одного раза запоминал прочитанное и услышанное. Естественно, что и в учебе он привык полагаться именно на память. Это очень хорошо выручало его в начальной школе, но, когда началось предметное обучение, начались и трудности. Отлично все запоминая, в прямом смысле без труда выучивая наизусть, наш маленький феномен так и не научился думать, анализировать, вычленять главное из прочитанного. Многое пришлось нагонять, многое (из просто запомненного) изучать заново, пока успеваемость мальчика стабилизировалась на устраивающем его и его родителей уровне (сами понимаете, что и сам "феномен", и его родители с ранних лет привыкли к успехам).

Итак, ресурсом человека являются не способности сами по себе, а лишь нечто достигнутое или сформированное на основе этих способностей. Например, умение слушать других, развитое человеком на основе врожденного флегматического темперамента. Или умение красиво петь, достигнутое на основе врожденно сильного голоса. Или умение физически крепкого ребенка хорошо играть в футбол, разработанное в спортшколе или в дворовых футбольных баталиях.

Валерий, несомненно, имел способности, которые на педагогически-психологическом языке называются общей одаренностью. Почему же они не превратились в ресурс? Да потому, что окружающие одаренного ребенка взрослые сформировали у него превратное представление о том, что способности являются ценностью сами по себе, что ему самому делать ничего не надо, и все хорошее в его жизни произойдет само собой. Наибольшая ценность в жизни маленького ребенка - любовь, похвала и поощрение со стороны значимых взрослых. Валерий с самого раннего возраста имел все это в избытке, не затрачивая на это абсолютно никаких сил. Естественно, что он привык к такому положению вещей и не захотел менять свою позицию, когда ситуация вокруг него начала меняться. Ведь он оставался все тем же - способным, милым ребенком. Раньше им все восхищались, почему же теперь от него что-то требуют?

В течение довольно длительного периода мы беседовали обо всем этом с матерью Валерия. Она часто спорила со мной:
- А что же, было бы лучше, если бы мы его не хвалили?! Но ведь детей-надо хвалить - вы сами говорите, и во всех книгах написано... Но он же на самом деле милый ребенок - контактный, развитый, смышленый? Разве вы со мной не согласны?
- Разумеется, хвалить детей надо. Но ведь не за то же, что они брюнеты или рыжие! А Валеру слишком часто хвалили за то, что он быстро соображает, хорошо запоминает, легко улавливает закономерность. Хвалили за его врожденную "общую одаренность", в которой, если не придерживаться индуистских воззрений о перевоплощениях, нет абсолютно никакой его личной заслуги. В конце концов, это даже обидно. Ведь в структуре его личности, несомненно, есть и подлинные ресурсы, например, та же его контактность, любознательность, любовь к посещению музеев... Скажите, кто-нибудь хвалил Валеру за любознательность?

За любознательность? - задумалась мама. - Не знаю. Не помню.
- А Валерий действительно ленив?
- Да нет, что вы! Он подвижный, заводной, совсем не ленивый...
- А откуда же взялось это определение, которое он сам столь охотно повторяет?
- Ну, понимаете, надо же было как-то объяснить, что вот он такой способный, а учится все хуже и хуже... Ну,
у учителей есть такое... такое... они так про многих детей говорят...
- А Валера привык верить тому, что про него говорят... - подхватила я. - Хотя и вы, да и он сам знает, что лень - это совершенно не про него...
- Да, да, он вообще очень доверчивый!
- Вот исходя из этого и будем работать...

Дальше я работала с самим Валерой. Некоторое (недолгое) время он походил в группу, где сразу сошелся со всеми ребятами. Никакие Валерины проблемы в групповой работе не проявлялись. Его пребывание там нужно было лишь для того, чтобы он мог получить от ребят обратную связь. Все произошло так, как я и планировала. Подвижный, развитый Валера всем понравился, и, провожая его, группа сообщила мальчику, что с ним интересно поговорить, что он не вредный и легко соглашается, чтобы не спорить и не ругаться, что он не только легко выполняет некоторые упражнения, но и старается, чтобы это красиво выглядело, что некоторые вещи, о которых он говорит (например, рассказывая о посещении музеев), заставляют других детей задуматься над такими явлениями и проблемами, о которых они раньше не думали. Все это, как вы уже поняли, являлось подлинным ресурсом Валеры.

Именно с обсуждения мнения группы мы и начали индивидуальную работу с Валерой. Составили предположительный список его достоинств и недостатков. Выделили среди достоинств те, которые являются ресурсом (когда Валера понял, в чем дело, ему очень понравилось это слово, и далее он охотно оперировал им). Среди недостатков определили те, с которыми можно работать, и те, которые волевому контролю как бы не очень поддаются (например, у Валеры наблюдалась слабая степень близорукости). Доподлинно выяснили, что недостатка под названием "лень" у Валеры не имеется и, следовательно, учительское определение его школьных неуспехов придется пересмотреть.

Высокий уровень интеллекта Валеры (достоинство, но не ресурс!) и его любознательность, направленная в нашем случае на собственную личность (ресурс, да еще какой!) в совокупности определили очень высокую эффективность психотерапии. За довольно короткий срок (около четырех месяцев) Валера сумел полностью перестроить свои представления о себе и о том, каким именно образом следует добиваться успеха и признания. А успех и признание были необходимы Валере как воздух. Мальчик не скрывал этого ни от себя, ни от других, и именно эта честность позволила ему на пике его проблем уберечься от истерического невроза.

По истечении трех месяцев мама стала замечать, что школьные дела Валеры пошли на лад. Учителя говорили о том, что мальчик приносит на уроки дополнительную литературу, много и интересно рассказывает по теме урока или близко к ней. Старается привлечь к себе внимание нестандартным подходом к теме, раскрытием ее неожиданной стороны, каким-то ассоциативным материалом (обо всех этих стратегиях мы много и подробно говорили с Валерой во время сеансов, отрабатывали примеры). К счастью, Валера действительно учится в хорошей школе, в которой учителя сумели понять "творческость" Валериного подхода и, заметив возвращение интереса к учебе, поначалу не требовали от него дотошного соблюдения "буквы закона". Постепенно, однако, требования ужесточались. Учебный процесс включал в себя не только то, что было интересно для Валеры, но и то, что было ему скучно и даже противно.

Это не мой ресурс, - авторитетно рассуждает Валера, сидя в кресле в моем кабинете. - Все эти там аккуратности, подчеркивание разными чертами, или когда примеры надо одинаковые по двадцать штук считать. Это Пети Королькова ресурс и Маши Галкиной. У них тетрадки как на компьютере напечатаны. Мне за ними все равно не угнаться. Но я зато сообразить могу, как задачу тремя способами решать, и им сказать. Один способ мне, один Пете и один Машке. И Ольга Васильевна нипочем не догадается. А потом я у Петьки ответы с примеров скатаю (сам-то я всегда одну или две ошибки сделаю), а Машка мне своими карандашами все подчеркнет. Все равно я с ней сижу. И между прочим, другие мальчишки с девчонками парты делят, дерутся, по башке друг друга рюкзаками лупят, а у нас с Машкой взаимовыгодное сотрудничество. Это ресурс?
- Ресурс, ресурс! - смеюсь я и, не выдержав, добавляю: - Ну и жук же ты, Валерка! Способный, но ленивый!

Наверное, вряд ли найдется родитель, перед которым так или иначе не вставал бы этот вопрос. Действительно, что же делать?

Во-первых, следует подумать об этом без лишних эмоций. Наилучшим образом возникшие сложности решаются в спокойном и уравновешенном состоянии. Вы хотите видеть своего ребенка спокойным и уверенным? Здесь все взаимно — ребенку нужен спокойный и уверенный родитель. В первую очередь, родитель, уверенный в успехе своего ребенка.

Во-вторых, необходимо задать себе вопрос: почему не хочет?

Обратите внимание на следующие два момента:

1) не было ли ссоры одноклассниками;

2) не возникало ли конфликта с кем-либо из педагогов.

Хотя не исключено, что причина резкого снижения интереса к учебе лежит вне школы - это тоже необходимо прояснить. Однако здесь важно быть тактичным и деликатным. Прямые вопросы типа: «С кем ты поссорился? Ну-ка расскажи!» нежелательны - любая ссора и без того болезненна для ребенка, и рассказать о ней непросто. Здесь лучше выждать момент, когда подросток больше «расположен» к такому рассказу. В беседе не оценивайте его действий и не давайте советов. Просто посочувствуйте ему:

- А он мне как врежет! Ни за что! Просто так!
- Ты растерялся - не понял за что так с тобой. «Просто так» - тебе казалось…
- Да! Именно! Ну я, конечно, тоже …сдачи дал … и обозвал…
- Ты пытался себя защитить…

В-третьих, снижение учебной мотивации наверняка распространяется не на все учебные предметы.

Какой предмет вызывает особенно неприятные чувства? Почему? Из-за учителя? Какой предмет нравится? Почему?

Не исключено, что этот предмет когда-то нравился (а возможно, и продолжает нравиться) вам. Попробуйте изучать вместе, причем для начала лучше использовать игровую мотивацию — вместе рисуйте, запоминайте (кто больше?), придумывайте - используйте любую игру. Чем больше смеха и удовольствия (особенно для вас) - тем лучше для ребенка. Возможно, через какое-то время вы, к своему удивлению, увлечетесь… Ваша увлеченность и желание - залог успеха. Кстати, ничто не делает семью такой дружной, как совместные занятия, приносящие удовольствие.

А что делать, если учебный материал сильно запущен, и эта пресловутая учебная мотивация отсутствует уже давно?

Эта ситуация сложнее - восстанавливать всегда труднее, чем строить с нуля. Горы учебного материала, который предстоит заново освоить, слишком велики, а репетиторы дороги. Делайте ставку на вновь изучаемые (биология, химия, история) и «легкие» (технология, МХК) предметы. И помните - необходимо ваше живое участие. Без вас ребенок с запущенным учебным материалом вряд ли начнет учиться сам.

Сходите в школу, поговорите с преподавателем. Толковый педагог, возможно, не только увидит у ребенка способности (например, в биологии), но, скорее всего, охотно его поддержит - даст задание подготовить интересный доклад, поддержит, похвалит. А это отличный стимул развить интерес к предмету и не только. Также — почувствовать себя знающим, оцененным, нужным, умным, компетентным, т.е. повысить самооценку. Ребенок с таким ощущением, безусловно, хочет чаще бывать там, где оно, это ощущение, возникает, в данном случае таким местом является школа.

Кстати, тестирование показывает, что довольно часто подросток с запущенным учебным материалом оценивает себя по позиции «ум» (в его понимании сумма знаний) гораздо ниже своих одноклассников, однако по позиции «способности» — выше. Такая самооценка является ресурсной - ваш ребенок правильно видит, что он способный и талантливый. Сложность в том, что ему хочется сразу, без усилий, в мгновение ока стать таким же «умным», т.е. знающим, как и его сверстники. В этой ситуации родитель должен а) вместе с ребенком составить пошаговый план действий (задача - что делаю - какой получаю результат); б) подтягивать только один выбранный ребенком предмет; в) оказывать помощь и контролировать выполнение; г) поощрять каждый, пусть даже незначительный, успех ребенка. Здесь родителю потребуется все его мужество, силы, терпение - конечно, продвижение может быть медленным, также могут быть срывы, неудачи.

Главное, не опускайте руки. В вашей жизни бывали и более сложные ситуации, с которыми вы успешно справились (Как вам это удалось? Какие методы вам тогда помогли? Сколько времени вы на это затратили?). Не стоит его, времени, жалеть, и все, что вы вкладываете в детскую душу, воздастся сторицей …

Татьяна Щербакова