Шпаргалка: Развитие памяти. Как развить свою память — тренировки и упражнения

Введение.

Мы живем в мире, в котором на нас ежедневно обрушивается огромный поток информации. Объем как общих знаний о мире, так и по отдельным направлениям, специальностям возрос за последнее столетие в несколько, а то и в десятки раз. И этот объем постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством новой информации. Часто, не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, мы просто «дрейфуем» в безбрежном информационном море. Возможно ли управление нашей памятью? Известно, что человек в сжатые сроки может овладеть большим объемом информации. Но в обычном состоянии это сделать очень трудно, как и забыть избирательно какой-то факт. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации являются необходимыми задачами для человека в современном обществе. Без совершенствования собственной памяти современный человек рискует отстать от динамичного развития общества, потеряться в огромном потоке информации.

На сегодняшний день в мире существует много различных методов тренировки внимания и памяти. Не каждому человеку природа подарила совершенную память, способную овладеть необходимой для него информацией. Безусловно, можно применять для сохранения и выборки информации всевозможные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители. Тем не менее, в условиях постоянно усложняющейся, обступающей со всех сторон человека среды необходимо немалое число данных сохранять в личной памяти. И не просто хранить мертвым грузом, а обладать возможностью эффективно ее использовать.

Общество развивается, и, как следствие этого, растет объем информации, который человеку нужно удержать в памяти. Появляется боязнь того, что рано или поздно мозг человека уже не сможет вмещать всё то, что ему необходимо. Тем не менее, природа наградила нас огромными запасами памяти. Многие резервы еще не освоены или даже незнакомы людям. Благодаря этому, в данном вопросе мы имеем право смотреть в завтрашний день с оптимизмом. И тогда наша память и дальше будет нашим помощником.

С помощью памяти мы воспринимаем и понимаем окружающий мир, ориентируемся в пространстве, сохраняем и используем определенные знания и навыки. Потеря памяти у человека всегда была равносильна безумию.

Наиболее высокого уровня своего развития память достигает у человека. Таким мнемоническими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире.

Стремиться понять то, как функционирует человеческая психика необходимо, особенно для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые помогут в работе с конкретным человеком. Ведь, чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно ему послужить и помочь.

Развитие памяти представляет собой процесс становления и изменения особых регуляторных образований, обеспечивающих содержательно – временную преемственность в деятельности человека, формирование плана актуального поведения с учётом задач предшествующих и предстоящих.

Виды памяти.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Моторная память является эволюционно самым древним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Именно моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.

Эмоциональная память связана с фиксированием переживаний, которыми сопровождаются те или иные события. Эмоции выполняют регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения.

Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения.

Образная память имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно долгого времени «видеть» воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма.

Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение следов воздействия.

Логическая память и в филогенезе, и в онтогенезе возникает позже всех остальных видов памяти. Логическая память формируется только на базе второй сигнальной системы в процессе обучения. Вторая сигнальная система, по определению физиолога И.П. Павлова, - это человеческая речь. Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия. Логическая память - результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.

Эйдетическая память - особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно яркого, детализированного образа события.

Эйдетическая память связана с такой особенностью восприятия, как синестезия. Синестезия возникновение ощущений при воздействии на какой-то орган чувств не только модальности, специфичной для этого органа чувств, но и других модальностей.

С точки зрения временной характеристики сохранения способности к воспроизведению запечатленной информации, различают следующие виды памяти:

Сенсорная (иконическая, следовая) память, которая обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды.

Кратковременная (первичная) память - позволяет удерживать информацию воспринятую информацию на протяжении около 20 секунд.

Долговременная (вторичная) память – простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков (точнее, 20) секунд и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы, годы. По всей видимости, это понятие включает несколько достаточно существенно различных видов памяти. Так, в частности, во вторичной памяти выделяют оперативную память, то есть по существу, пролонгированную кратковременную память. Суть ее заключается в том, что под влиянием внутренней мотивации или каких-либо внешних обстоятельств способность к воспроизведению продлевается на промежуток времени более 20 секунд.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по - видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказать влияние через обучение и воспитание.

Выделяют еще так называемую « вечную» или третичную память , когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни (например, имена свое и ближайших родственников и т.п.). И только в патопсихологических ситуациях разрушается и этот вид памяти.

Основные процессы и механизмы памяти.

Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций). Биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур. Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками.

06ъем памяти - это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти - готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Память помогает нам воспроизводить некогда воспринятую информацию в ситуациях, когда она нам особенно необходима. Считается, что развивается память примерно до 25 лет, затем наблюдается стабильный период, а лет с 50 она постепенно начинает угасать. Однако при постоянной умственной работе трезвая память сохранятся до глубокой старости. При этом ее можно еще и улучшить. Итак, как развить память и стимулировать умственные процессы?

У каждого из нас она развита в разной степени: кому-то чтобы запомнить информацию, нужно ее всего лишь раз услышать или увидеть, а кому-то для этого потребуется определенное время. Поэтому люди часто задаются вопросом о том, как улучшить свою память.

Способов ее развития существует довольно много. Еще вывели мнемонический способ, помогающий запоминать названия предметов с помощью ассоциаций. Они считали, что для лучшего запоминания понятие нужно наполнить чувствами. Вспомните, как мы научились запоминать цвета радуги с помощью фразы, в которой, по сути, охотник и фазан имели очень условное отношение к самой радуге. Однако придумывание таких коротких рассказов и даже сказок - очень эффективный способ для запоминания довольно сложных явлений, понятий и законов.

Один из популярных сегодня способов, помогающих найти ответ на вопрос, - это «умственные карты», разработанные Тони Бьюзеном. Здесь необходимо задействовать мышление, воображение и цвета. Для создания карты информацию нужно записать на листе бумаги в виде солнечного круга с расходящимися лучами, которые детализируют основную информацию, помещенную в круг. Так можно успешно составлять планы, которые быстро запоминаются и удерживаются в голове.

Чтобы быстрее запоминать сложную информацию, переформулируйте ее своими словами и, желательно, проговорите ее вслух. Так вы запомните все гораздо быстрее и надольше.

Комбинируйте способы, используйте упражнения и вы почувствуете, как все сработает.

Память и ее развитие

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Долговременная память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием . Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое .

Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.

Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем благодаря ему содержание раздела. Смысловой опорный пункт- это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения.

УПРАЖНЕНИЯ

Трудное - запомни!

Ведущий показывает ученикам на 25-30 секунд десять слов с трудными написание и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы "подстраховывает" слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

Ассоциация

Ведущий говорит ученикам: "Приготовьтесь сейчас как следует поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что мы сейчас и постараемся проделать.

Сейчас Вам будет зачитано 50 слов, которые Вам придется запомнить. Причем запомнить твердо, наверняка и в правильной исходной последовательности. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова - те самые, которые Вы вперед собой. Эти опорные слова все время будут перед Вашими глазами. Ряд слов, которые мы будем сейчас зачитывать, Вы образно, наглядно должны связать с рядом опорных слов. Например: зачитано первое слово: "город", Вы смотрите, находите первое слово опорного ряда -"великан" и представляете себе великана, осторожно пробирающегося между крошечными домами на улицах города лилипутов.

А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить "самолет". А второе опорное слово - "весло". Вы сразу же можете представить самолет, который словно по воде плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами.

Такие образные ассоциации помогут Вам хорошо запомнить ряд слов какой угодно длины."

И так давайте попробуем! Я медленно буду зачитывать слова, всего 50 слов, а Вы в это время устанавливаете их ассоциацию с рядом опорных слов.

Начали!

1. Виноград

2. балкон

3. сигареты

4. облако

5. барабан

6. кошка

7. йод

8. бубенчик

9. платье

10. огород

11. полюс

12. визит
13. карман

14. станок

15. агрессия

16. шхуна

17. кобра

бусы

19. пчела

20. баррикада

21. глянец

22. линия

23. марганец

24. шум

25. вьюнок

26. забияка

27. бигуди

28. веселье

29. сметана

30. указка

31. мышь

32. адмирал

33. астероид

34. фарфор

35. кит

36. брат

37. мастер

38. дивизия

39. барышня

40. марка

41. шея

42. гиря

43. аукцион

44. ферзь

45. баян

46. консенсус

47. форма

48. сессия

49. зигзаг

50. телефон.

А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести их письменно, используя опорные слова. Если же какое-либо слово так и не вспомнилось, поставьте на этом месте в своем списке прочерк. Пожалуйста.

Спасибо. Надеюсь, большинство слов исходного списка Вам удалось воспроизвести правильно.

А сейчас прослушаем список слов еще раз. Отмечайте галочками те слова, которые Вы вспомнили правильно.

Подсчитайте число правильно воспроизведенных Вами слов. Это и будет результатом, который Вы показали в тестировании. Итак, подсчитайте число слов, которое Вам удалось вспомнить правильно.

Заблудившийся рассказчик

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит в разговор в сторону. Он перескакивает в одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше "запутать" свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любом, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен "распутать" разговор, т. е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке - от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущем теме. Затем сам запутывает разговор, предает слово кому-то другому, и так далее.

Форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому и необходимо больше знать о нашей памяти. Ее отсутствие называется амнезией.

Основными процессами памяти являются:

  • заучивание;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • узнавание;
  • забывание.

Выделяют также такие виды памяти:

  1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой - без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
  2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит от ряда условий; к ним относятся:

  1. Цели запоминания (насколько прочно, как надолго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после него многое забудется. Если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  2. Приемы заучивания.

Они бывают такими:

Механическое дословное многократное повторение. Работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания.

  • Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической.
  • Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). В этом случае задействуется образная память. Она бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
  • Мнемотехнические приемы запоминания (для облегчения запоминания).

Выделяют также память кратковременную, долговременную, оперативную, промежуточную. Любая информация сначала попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения.

Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении и КП помещается и среднем 7 ± 2 единицы информации. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слои, цифр, чисел, фигур, картинок и т. и, Главное - добиться, чтобы эти «элементы» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слои а единый целостный «образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения, прибегая к формуле: ОКП/2 + 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.

Она бывает двух типов:

  1. ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию).
  2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память проявляется в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности, что происходит благодаря сохранению информации, поступающей как из КП , так и из ДП , необходимой для выполнения действий.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Она накапливается в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, категоризации информации, полученной за прошедший день, и перевода ее в долговременную память. После сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее 3 часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Чтобы уменьшить забывание, необходимо выполнить ряд операций. Во-первых, понять, осмыслить информацию (механически выученная, но не понятая до конца, она забывается быстро и почти полностью - кривая забывания Iа (рис. 3.21). Во-вторых, повторять информацию (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Нужно чаще повторять в первые дни после заучивания, потому что тогда потери от забывания максимальны. Лучше действовать так: в первый день - 2-3 повторения, во второй - 1-2, с третьего по седьмой - по одному повторению, после этого одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и приводящее к почти полному забыванию информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и следующей за ним. Отрицательное влияние первой получило название проактивного торможения , а второй - ретроактивного торможения . Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если она требует значительных усилий.

Формы воспроизведения:

  • узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • воспоминание , которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
  • припоминание , представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
  • реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
  • эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Чтобы облегчить запоминание, можно прибегнуть к мнемотехническим приемам.

Среди них:

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
  2. Ритмизация - перевод информации в стихи, песни, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
  3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова; так, чтобы запомнить медицинские понятия «супинация» и «пронация», используют созвучную шуточную фразу «суп несла и пролила»).
  4. Нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые «методом связки » соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук. Это легко сделать, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт в «очках» - «карандаш» - подходит к полной даме, «люстре», на которую шаловливо посматривает «стул», на чьей обивке сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания с помощью этого метода, следует сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» к «люстре»). Попробуйте запомнить таким образом список слов, затрачивая на каждое по 3 с: трава, дом, павлин, платье, очки, скрепка, гвоздь, клей. Удалось?
  5. Метод визуализации : образно, в разных деталях мысленно представлять («видеть») запоминаемую информацию.
  6. Метод Цицерона . Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставляйте мысленно по ходу вашего продвижения по комнате. Вы сможете вновь все вспомнить, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы расположили при предыдущем «обходе».
  7. При запоминании цифр, чисел можно использовать такие приемы:
    • выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе: например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; выделить знакомые числа: например, в числе 859314 выделить 85 - год рождения брата, 314 - первые цифры числа «пи» и т. д.;
    • «метод зацепок » - замена цифр образами: например, 0 - круг, 1 - карандаш, 2 - очки, 3 - люстра, 4 - стул, 5 - звезда, 6 - жук, 7 - неделя, 8 - паук и т. д. Можно заменять цифры буквами и словами. Например, замена цифр 1,2,3,8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 - один - Н, 2 - два - В, 3 - три - Р. А цифры 4,5,6,7,9 заменить начальными согласными в их названии: 4 - Ч, 5 - П, 6 - Ш, 7 - С, 9 - Д.
    • Замена словами : 0 — Л (иЛ), 1 — Н (Ной), 2 -В (Вой), 3 — Р (аРия), 4 — Ч (оЧи), 5 — П (Па), 6 — Ш (уШи), 7 — С (уСы), 8 — М (яМа), 9 — Д(яД), 10 — НиЛ, 11 — НеоН, 12 — НиВа, 13 — НоРа, 14 — НоЧь, 15 — аНаПа, 16 -НиШа, 17 — НоС, 18 — НеМой, 19 — АНоД, 20 — ВоЛ, 21 — ВиНо, 22 — Ви-Ва, 23 — ВаР, 35 — РеПа… 44 — ЧаЧа… 56 — ПаШа… 67 — иШиаС… 78 -СоМ… 84 — МяЧ… 93 — ДаР… 99 — ДуШа, 100 — На-ЛиЛ и т. д. Например, если вам надо запомнить номер телефона 9486138, то 94 - ДаЧа, 86 - МыШа, 13 - НоРа, 8 - яМа. Легко запоминается образ «на даче мышь сделала нору и яму», - этот номер вы уже не перепутаете. 8. Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 с, стараясь запомнить детали, а потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях; задавайте себе вопросы о подробностях этого образа, затем откройте глаза на 1 с, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Так повторите несколько раз.

На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими способами.

Рис. 3.22.

Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы), на процессы обучения (как, например, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков, и др.), создание и формирование энграмм.

Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительными темпами. Установлено, что ее стимуляторами могут служить давным-давно известные гормоны гипофиза. «Короткие» цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин, значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

Согласно гипотезе о физической структуре памяти, в ее основе лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью адекватнее воздействовать на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными способами. Успеха можно добиться благодаря влиянию физических факторов - электрических и акустических.

Все это говорит о реальной возможности управлять памятью.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Краткий экскурс в устройство и основные виды человеческой памяти. Рекомендации на тему как развить память: упражнения, тренинги и советы специалистов.

Память – это одна из функций психики, которая заключается в том, чтобы закреплять, сохранять и впоследствии воспроизводить данные, опыт и ощущения.

Как устроена наша память

Человеческое восприятие имеет аудиальные, визуальные и кинестетические каналы восприятия: это слух, зрение и осязание.

Информация по этим каналам поступает в гиппокамп – парную часть системы головного мозга, расположенную в глубине височных долей и хранится там (что-то превращается в долговременную память, что-то не забывается).

Жаловаться на плохую память обычно начинают после 40 лет. Однако она не становится хуже, память так сказать «детренируется».

Кроме того, плохую память человека провоцируют следующие факторы:

  • употребление алкоголя, курение;
  • переизбыток информации;
  • неправильное питание;
  • нехватка кислорода в крови;
  • депрессия, беспокойство и стресс;
  • недостаток сна;
  • симптом приближающейся болезни (рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера).

Возможности человека постоянно поражают разнообразием. Например, абсолютная память, обладатели которой помнят собственную жизнь до самых мелких деталей.

Она распространяется не только на имена и на числа – такие люди могут цитировать дословно книги и помнят все памятные даты родственников и даже их телефонные номера.

Виды

  1. Наглядно-образная память – запечатление материала первосигнально, в виде зрительных, осязательных, слуховых и прочих представлений. В её рамках существует эйдетическая память - разновидность зрительной памяти, характеризующаяся способностью точно, чётко и детально, с лёгкостью запоминать и затем восстанавливать картины увиденного на протяжении довольно долгого периода.
  2. Словесно-логическая или смысловая — запоминание мыслей, выраженных в словах, которые отражают суть явлений.
  3. Двигательная – её содержание заключено в мышечно-двигательных образах заученных телодвижений (величина, форма, скорость, амплитуда и т. д.)
  4. Эмоциональная — прошедшие эмоциональные состояния.
  5. Музыкальная – это быстрое запоминание музыкального произведения и возможность его максимально точного воспроизведения даже через долгое время после его разучивания.


Как развить память

Мы запоминаем то, что замечаем, ну а замечаем только если внимательны. То есть своё внимание следует тренировать.

Чтобы развить хорошую память, подойдут даже простые игровые упражнения. Мозг быстро сосредотачивается на деталях и привыкает к динамичной работе в различных ситуациях.

Сочетание разных типов памяти

Учительницам, которые жалуются на короткую память двоечников, не учащих стихотворения, хочется порекомендовать заставлять учеников произносить их вслух и отжиматься. Дети станут запоминать стихи одновременно с мышечными усилиями и движениями, что поможет даже спустя годы вспоминать эти стихи при отжиманиях.

Многих малышей учат таблице умножения, заставляя переписывать её и проговаривать про себя.

Запоминание по частям

Суть метода в раскладывании информации «по полочкам»: текст следует компоновать в конспект, слова делить на группы, учить формулы вместе с примерами.

Важно также одновременно решать возникшие вопросы, так как, самостоятельно добывая необходимое, мы лучше его усваиваем. Вы скорее заучите строчку, если она содержала незнакомое слово, подсмотренное в словарике.

Повторение — мать учения

Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью, и плохой слуховой. Вам сказали номер телефона, а возможности записать у вас нет. Под диктовку мысленно представьте трубку и набирайте на ней номер. Повторите еще раз и ещё, вслух проговаривая номер другу. Даже через пару часов вы все вспомните.

Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти.

Новые знания и открытия

Занимающиеся студенты, которые посещают лекции, обладают отличной памятью, не подозревая этого. Если информация усваивается без усилий и на подсознательном уровне, ей свойственно хранится дольше.

Накануне сессии студент переживает, что не знает материал, однако отвечает на сложные вопросы однокурсников и понимает, что стоит слегка освежить память и он готов к экзамену. Это происходит оттого, что конспектируя, мы вникаем в информацию, но не думаем о запоминании.

Профессионально развиваясь, изучая иностранные языки и слушая новости – вы запоминаете, а, следовательно, улучшаете память.

Самоорганизация

Мы не можем зафиксировать что-то в памяти, не понимая, что именно запоминать и когда. Систематизировать необходимо не только материал, но и самого себя. Обзаведитесь ежедневником, личным расписанием, старайтесь всё делать вовремя, вспоминайте своих близких, которым уже давно не звонили.

Тренировка и упражнения

Феноменальная память – это уже не миф. Развить суперпамять поможет практика! Еженедельно хоть 30 минут уделяя внимание специальным методикам, скоро вы отметите результат.

Память, в том числе и фотографическая – это способность к запоминанию информации. Для её развития потребуются тренировки. Лучше всего попытаться за 5-10 секунд в деталях запомнить любую картинку. Потом мысленно воспроизвести её образ для сравнения с оригиналом.

При возникновении необходимости улучшить отдельные виды памяти можно ознакомиться с упражнениями, которые развивают память согласно её видам.

Для долговременной

Постарайтесь воспроизвести в памяти события, произошедшие с вами в возрасте 12-15 лет. Больше деталей – событий, эмоций и т.д. Закончив с этим периодом, восстановите в памяти воспоминания, которые относятся к вашим 8-11 годам, а затем — 4-7 годам.

Вероятно, вы сможете вспомнить события раннего детства и даже удивитесь качеству и количеству отроческих и детских воспоминаний.

Для кратковременной

Постарайтесь запомнить десять мелочей, стоящих на столе вашего сотрудника или десяток товаров на полке в магазине. Можно вспоминать мелочи, лежащие в ящике вашего рабочего стола.

Для зрительной

На протяжении дня смотрите на посетителя, потом закройте глаза и вспомните его облик и одежду. Прокручивайте в мыслях новостные сводки, воссоздавайте в голове красочные сюжеты. Фото, картинки и постеры также станут отличным подручным средством для упражнений «на бегу».

Для слуховой

Если позволяют обстоятельства, читайте вслух, при этом выразительно проговаривая все слова, после чего пересказывайте текст. Учите понравившиеся стихи. Попытайтесь распознавать по звуку шагов того, кто должен войти в кабинет.


  • фрукты: апельсины, персики;
  • бакалея: соль, мука;
  • молочные продукты: йогурт, сыр;
  • для ванной: зубная паста, гель для душа.

Самое главное – это постоянство. Все упражнения, которые вы выбрали для развития памяти нужно повторять на протяжении дня не менее 6 раз в течение 1.5-2 месяцев. При удовлетворительных результатах вы можете собой гордиться, а если желаете достичь большего – принимайтесь за тренировки снова.

Видео: Мнемотехника