Славянский праздник купала его традиции и история. Ивана Купала: история, традиции, все что нужно знать о праздновании

Иван Купала – праздник середины лета с древними традициями и обычаями. В этот день на Руси купались в озерах и реках, прыгали через костры и собирали целебные травы.

История праздника

До крещения славяне праздновали день летнего солнцестояния Купало или Солнцеворот – «поворот» солнца на убыль, который в 2019 году приходится на 21 июня.

С принятием христианства праздник приурочили к рождеству Иоанна Крестителя, который отмечается 7 июля, а дата празднования перестала совпадать с астрономическим солнцестоянием. Название праздника «Иван Купала» связано с еще одним именем Иоанна Крестителя – Купатель.

Ритуальное омовение водой и очищение огнем – главные традиции Иванова дня.

Традиции и обряды в ночь накануне Ивана Купалы

Ночь накануне Ивана Купалы – особенная. Обряды, проводившиеся в этот день, связаны с огнем, травами и водой: принято было разжигать костры на берегах рек и прыгать через них, водить хороводы, купаться, собирать травы, плести венки и гадать.

На Купалу ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, лешие и водяные становятся особенно опасными, поэтому спать в эту ночь нельзя.

Купания в озерах и реках

Одна из главных традиций праздника — купание в озерах и реках. Вода в водоемах на Купалу становится целебной, приобретает особые, магические свойства.

Кроме того, в купальскую ночь из озер и рек выходят русалки и водяные, поэтому до 2 августа, Ильина дня, можно купаться без опаски.

На рассвете принято было умываться утренней росой.

Очищающий огонь

На закате разжигали костры у реки или на высоком холме, водили хороводы, пели песни, плясали, играли в игры. Славяне верили, что на Купалу огонь приобретает целительную очищающую силу, снимает порчу и отгоняет нечисть.

В ночь накануне Иванова дня выбирали себе пару. Парни и девушки обменивались венками и прыгали, взявшись за руки, через костер. Если вслед паре полетят искры, и их руки не разъединятся во время прыжка – значит быть в скором времени свадьбе. Смотрели, кто выше прыгнет – тот будет счастливее.

Целебные травы

Травы в ночь на Ивана Купалу обретают волшебную силу: становятся особенно целебными, дают здоровье и жизненную энергию, защищают от нечисти.

Ивановские травы собирали ночью или на рассвете по росе, сушили и пользовались ими весь год.

Один из символов Иванова дня – цветок Иван-да-Марья. По старинному поверью, сок, выжатый из этого растения, возвращает слух и потерянный ум. Собранные в купальскую ночь цветы Иван-да-Марьи клали в углы комнат для того, чтобы воры не входили в дом.

Большой силой для защиты от нечисти обладала полынь: ее сушили и развешивали в доме, вплетали в венки и носили на поясе. Для отпугивания ведьм, которые становились особо опасными в Иванову ночь, раскладывали на пороге и подоконниках в доме крапиву.

Цветок папоротника

По легенде, в ночь накануне Ивана Купалы расцветает папоротник: из центра куста показывается цветочная стрелка с бутоном, похожим на горячий уголь, а ровно в полночь на мгновение показывается огненный цветок. Если его сорвать – можно приобрести способность видеть клады, зарытые в земле, понимать язык животных, открывать все замки, просто приложив к ним цветок, обрести дар предвидения, принимать любой облик и становиться невидимым.

Охотнику за цветком следует очертить вокруг себя освященным ножом круг и дожидаться полуночи. Сорвать цветок папоротника трудно, так как лесная нечисть этому всячески препятствует: окликает, зовет знакомым голосом, шумит. Отзываться или поворачиваться ни в коем случае нельзя – можно лишиться жизни. Добыв цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать, не оглядываясь назад.

Гадания и поверья

На Ивана Купалу девушки плетут венки, втыкают в них свечи, пускают по воде и гадают. Если венок не утонет, а поплывет — значит ждет скорое замужество. Самой счастливой станет та, чей венок дольше продержится на воде, а у кого дольше всех прогорит свеча – тот проживет самую долгую жизнь.

В полночь, не глядя, нужно собрать пучок трав и положить под подушку, а утром проверить – набралось ли двенадцать разных растений. Если набралось – быть в этом году замужеству. Еще под голову кладут подорожник, который в старину называли трипутником, приговаривая «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

По поверью, можно ожидать исполнения желания, если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов.

Считается, что тот, кто примет участие в праздновании дня Ивана Купалы, обязательно найдет свое счастье и любовь.

Post Views: 290

Приметы на Ивана Купала

В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится. В Купальную ночь, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло(кислоту), которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами. В ночь на Ивана Купалу считается, что деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве и цветам.

Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой. В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!». От воды, набранной из колодца или родника утром на Ива­на Купалу, проходят депрессии, раздражительность и т. п. По поверьям, в купальскую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть. Цветы и венки, сплетенные накануне Ива­на Купалы, вешали на ворота, окна, двери, а также двери надворных построек, как обе­реги. Если вечером накануне дня Ивана Купалы идет дождь, то лето будет сырым, а год - голодным. Если ночью небо звездное, а поутру обильная роса

Будет хороший урожай огурцов и грибов. Плохим знаком считать увидеть 7 июля змею - к потере близкого человека. Если в доме на Ивана Купалу паука - скоро состоится большое радостное событие в семье - свадьба, рожденияе ребенка, приезд желанного гостя. Если собрать 12 видов растений, то в семье обязательно скоро будет свадьба. Если не запереть лошадей, то их может забрать нечистая сила. Желания сбудутся, если накануне купальской ночи сорвать веточку папоротника и на нее повязать несколько коротких красных нитей, загадывая на каждую желание, а потом пустить по речке. Если гости придут - к счастливым вестям. Утром после праздника услышать крик петуха - к скорому выздоровлению.

Традиции на Иван купала

В день Иван Купалы 7 июля все люди плели венки и накидки из цветов, водили хороводы, пели весёлые песни и жгли костры. Конечно же, каждый обряд имел свой тайный смысл и проводился с определённой целью. Горящее колесо, установленное на шесте в середине костра символизировало солнце и плодородие. Незамужние девушки днём плели различные венки из полевых цветов, чтобы вечером выпустить их на воду. И по сей день многие верят, что плывущий по воде венок покажет, где живёт будущий муж. Тонущий венок символизировал, что суженый уже не любит девушку и возьмёт замуж другую. Также ранее было принято обливать водой каждого встречного, чтобы помочь ему очистить душу. Считалось, что чем чаще мыться в этот день, тем проще будет избавиться от всех грехов. Конечно же, сейчас эта традиция сохранилась лишь в некоторых деревнях, поэтому не каждый воспримет такое действие с пониманием. В эту ночь все стремились очистить своё тело от болезней, а душу

От грехов. Для этого люди не только поливали друг друга водой, часто купались и водили хороводы. Не менее важной частью празднования было разжигание костров. Верили, что перепрыгнув через костёр можно избавиться от любого заболевания. Поэтому через костры прыгали молодые и старые, матери с детьми на руках, а также все те, кто хотел стать счастливее и удачливее. Ночь Иван Купалы - это время, когда оживала вся нечисть. Никто не спал до утра, чтобы защитить себя от чар. Также хозяева тщательно следили за своими лошадьми, поскольку существовало поверье о том, что в Купальскую ночь ведьмы воруют их для поездки на Лысую Гору.

Ивана Купала - что нельзя делать

Считается, что Ивана Купала просыпается разного рода нечисть

Ведьмы, змеи, водяные, русалки, оборотни. Поэтому в эту ночь нельзя спать. Также нельзя купаться - водяной или русалка могут затянуть в воду. 7 июля надо держаться подальше от воды беременным, детям и старикам,а то нечисть может навредить им. Считалось, что у ведьм хранится вода, что кипела с пеплом купальского огня. Брызнув ею на себя на Ивана Купала, ведьма могла летать. На Ивана Купала не принято ничего отдавать, продавать и занимать. В противном случае семья может обеднеть. Если 7 июля на дороге удалось найти деньги или дорогое украшение

Их ни в коем случае нельзя подбирать. Если девушка не побывала у вечернего купальского костра - значит она ведьма.

Когда празднуют Ивана Купалу

Переход с юлианского на григорианский календарь внес некий сумбур в календарь языческих праздников. Если первоначально они приурочивались к определенному астрологическому событию, то теперь дата оказывается весьма условной. Сегодня существует две версии, когда лучше отмечать Ивана Купалу:

Языческий вариант – летнее солнцестояние (ночь с 20 на 21 или с 21 на 22 июня). Купала олицетворял переход из одной половины года в другую: солнце достигало пика, а после праздника начинало терять активность. Дата Иванова дня могла смещаться, если полнолуние предшествовало солнцестоянию (не более 3 дней) или наступало после него (в течение 1,5 недель). Когда праздник устраивался с учетом положения обоих небесных светил, провозглашали Великую (Сильную) Купалу.

Современный вариант – Рождество Иоанна Предтечи (ночь с 6 на 7 июля). Христианская традиция активно поглощала языческие праздники, потому Иванов день был совмещен с новой религиозной датой. Предтеча противопоставляется Рождеству Христову, припадающему на 7 января. У католиков даты несколько иные: 24 июня и 25 декабря соответственно.

Современные маги отмечают Иванову ночь и по-старому, и по-новому стилю – кому как больше нравится. Обе даты достаточно сильны и «намолены», чтобы давать энергию проводимым обрядам:

  • на солнцестояние хорошо срабатывают белые обряды;
  • ночь с 6 на 7 июля великолепно подходит для черного колдовства.

Весь промежуток с 20 до 7 июля считается благоприятным для магической практики. Можно выполнять ритуалы и без привязки к Купале – почти гарантировано они сработают.

Какие обряды следует проводить в Купальскую ночь

Купальская ночь сочетает в себе противоположные энергии. Солнце – Луна, мужское – женское, небо – земля, огонь – вода. Это время, когда создаются священные союзы между противоборствующими началами. Потому нет каких-либо строгих предписаний касательно проводимых обрядов: нужно делать то, в чем есть потребность. Тем не менее считается, что лучше всего удаются:

  • привороты;
  • ритуалы на привлечение благ;
  • целительные обряды;
  • магические чистки;
  • ритуалы на усиление привлекательности;
  • постановка защиты.

В общем, следует сосредоточиться на себе и поработать над собственным счастьем. Но никто не запрещает наводить порчи, делать рассорки и остуды, «баловаться» с крадниками… Купальская ночь хороша отсутствием запретов: каждый волен колдовать в желаемом направлении – как положительном, так и негативном.

Вода и огонь – ключевые элементы праздничных мистерий

В Купальскую ночь особое внимание уделяется водной и огненной стихиям. Их единение олицетворяет цветок иван-да-марья:

  • желтый цвет – огонь, а также сам Иван Купала, с горя бросившийся в костер;
  • фиолетово-синий оттенок – вода и Кострома, его сестра, утопившаяся в озере.

Легенда гласит, будто молодые люди, не зная о родстве, вступили в брак. Когда боги открыли им страшную тайну, Иван и Кострома покончили с собой. И не удивительно, что в Купальскую ночь люди тоже предпочитают избавляться от проблем именно с помощью огня и воды.

Празднование традиционно устраивается на берегу озера, реки, крупного пруда. Рядом зажигают костры. Каждый человек должен перепрыгнуть через пламя и искупаться в водоеме, чтобы очиститься. Можно бросать в огонь и воду старые вещи, одежду больных и умерших – все плохое, связанное с этими предметами, навсегда исчезнет.

Заговор, чтобы найти цветок папоротника

Ботаники утверждают, что папоротник не цветет. Но они оценивают только те возможности растения, которое оно проявляет в материальной вселенной. На тонком плане папоротник дает удивительно красивое свечение, которое в народе и называют цветком. Увидеть его можно лишь астральным зрением. Удастся подобное не каждому, зато тот, кто справится с задачей, получит все обещанные блага:

  • научится менять облик по своей воле;
  • усилит интуицию;
  • обретет талант понимать звериный язык;
  • начнет видеть сокрытые клады;
  • будет контролировать воду с землею и властвовать над нечистой силой.

Расцветает папоротник ровно в полночь. Отправляться в дорогу нужно в одиночестве, без крестика и нательных иконок, не молясь и не крестясь. На пороге рекомендуется произнести заговор:

«Море-океан, остров Буян, там русалки косы плетут, там лешие по полю бредут, там потерчата песни поют, огнями дорогу мне освещают, чтобы идти мне, идти да к месту гиблому прийти, где духи живых стращают, где кровопийцы зубами сверкают, где покойники не спят, где черти гуляют, где бесы с утопленницами хороводы водят, где папоротника цвет сияет – светлый да извечный, что сердце верное ждет, что руки достойной желает. Пройти мне без страха да дрожи, без слез да рыданий ту дорогу дальнюю, на русалок не засмотреться, за лешим не заблудиться, духов не испугаться, кровопийцам в лапы не попасться, покойника на себе не унести, чертей отогнать, к бесам с утопленницами в танец не попасть, обманом не соблазниться, в тумане не потеряться, призраков не бояться, а к папоротника цвету подойти, сияньем насладиться – да руку протянуть, цветок тот сорвать, в сердце себе забрать. Ночь священная да колдовская, тебе меня вести, коли душа моя дрогнет, навек ей духом неупокоенным обратиться да папоротник цветущий сторожить, путников пугать, к свету не пускать!»

С момента произнесения заговора колдующего будут вести, причем не по материальному миру, а по астральной реальности. Человек столкнется с собственным потаенным «я», ему встретятся его личные страхи и переживания. Если путник достойно пройдет дорогу, он приблизится к заветному цветку и сможет сорвать его. В противном случае придется заплатить за провал и обернуться призраком. Конечно, не в самом прямом смысле слова: раз в год дух спящего человека будет отправляться сторожить папоротник от таких же искателей приключений, как он сам.

Большой купальский обряд

Ритуал представляет собой комплекс действий, направленных на гармонизацию энергетики и на избавление от негатива. Желательно проводить обряд в компании: чем больше людей примет участие, тем выраженнее будет результат.

Понадобятся:

  • дрова для костра (предпочтительнее дубовые и березовые);
  • длинный деревянный шест;
  • пучок сена или соломы.

Приступают к работе в сумерках. Разжигают большой костер (дров должно быть достаточно, чтобы поддерживать горение до самого утра). На верхушку шеста крепят пучок сена (соломы) и поджигают. Таким образом в ночь приходит энергия солнца. Пока пламя горит, один из участников ходит с шестом вокруг костра и громко напевает:

«Ярило-солнце, в круг наш приди, силушки детям своим не пожалей!»

Остальные участники также обходят пламя до тех пор, пока сено (солома) не прогорит. Затем шаг следует ускорить и в буквальном смысле пуститься в пляс вокруг костра. При этом хором повторяют заговор:

«Ночи Купальской звездами сиять, огнями гореть, нас привечать – худых да статных, молодых да седых, девок да хлопцев, баб да дедов, что плясом круг огня зашлись. А за нами беды незваные, черти черные, бесы голодные, порчи злые – кругом пляшут, в огонь падают, пеплом обращаются, кричат да рыдают, а мы поем-радуемся в ночь святую, в ночь Купальскую. Гори-гори, горе, что на мне сидело, что Купалу дразнило, что Кострому обижало, что Ярила гневило, что в пламя упало, падай-падай в жар горячий, гори-гори, горе, мое да твое, малое да великое».

Когда костер немного прогорит и пламя станет меньше, каждый участник должен трижды перепрыгнуть через него. Также до наступления утра необходимо искупаться и, стоя в водоеме, сказать:

«Купальская водица, смой с меня боль да зло, черное да дурное, кривое да неродное, рыданья да обиды, нелюбовь да злобу людскую, неприязнь родную да ненависть нелюбую. Купальская водица, забери с меня порчи да сглазы, проклятья да хулу, сплетни коварные да говоры лихие, чтоб с меня в ночь Купальскую все сошло, следа не лишило».

Обсохнуть нужно возле костра. В нем же можно сжечь предметы, олицетворяющие какой-нибудь негатив: старую одежду, магические подклады, собственные волосы (для избавления от плохих мыслей). Огонь ни в коем случае не гасят, он должен прогреть сам. Во время обряда допустимо произносить молитвы, обращения к богам и высшим силам. Все, сказанное у купальского костра, достигнет адресата. Полезным будет загадать заветное желание или попросить о поддержке в каком-либо начинании.

Защитный заговор на уголек купальского костра

На Купалу можно стать обладателем талисмана, который будет оберегать человека в течение года.

Понадобятся:

  • уголек, взятый из прогоревшего костра;
  • плотный тканевый мешочек;
  • немного травы, сорванной в Купальскую ночь (отлично подходят иван-да-марья, зверобой, чертополох, полынь – можно скомбинировать их).

Ранним утром после Ивановой ночи требуется положить в мешочек уголек и травы. Туда же начитывают заговор:

«Девица-травяница по полю ходила, цветы собирала, травы топтала, молодца-огневика повстречала, его полюбила, дитя народила. Пусть то дитя у сердца моего живет, от бед хранит, от смерти уводит, от слов лихих защищает. Колыхаться дитяти купальскому у сердца моего, дыханьем моим питаться, за руки мои держаться да помощь мне оказывать, не вредить, не сглаживать, а только крепко меня оберегать – от зверя дикого, от птицы черной, от Мары всесильной, от сна дурного, от голода страшного, от люда коварного, от обмана да лжи, от нетоптаной стежи, от колодца глубокого, от ямы незримой, от огня чрезмерного, от болота топкого. Стеречь тому дитяти и меня, и мою хату, и моих детей, и моих зверей. Стеречь да не покидать, целый год мне службой отвечать!»

Мешочек завязывают и вешают на шею. В течение года его не рекомендуется снимать: оберег демонстрирует максимум силы, находясь в контакте с телом. На следующую Купальскую ночь мешочек бросают в костер, а затем изготовляют новый амулет. Если такой талисман спрятать дома, то на жилище не сможет напасть ни ведьма, ни колдун.

Любовный приворот на Ивана Купалу через свечу

Хотя в основном желания о любви загадывают около большого купальского костра, допустимо работать и в домашних условиях.

Понадобятся:

  • красная свеча;
  • иван-да-марья;
  • фотография объекта воздействия.

Когда стемнеет, следует поставить напротив снимка зажженную свечу. Между пламенем и фото нужно поместить веточку растения. Глядя на огонь, требуется повторять:

«Купальская ночь пришла, а я никуда не пошла, сижу в своем доме да на своей печи, чертей не боюсь, от ведьм уберегусь, (имя) к себе привлеку – чтобы любил верно. Купальская ночь на пороге, а я в своем остроге, через окошко на тьму гляжу, там луна светлая, как и любовь (имя) ко мне верная да вечная. Любит меня (имя) от первой до последней косточки своей, каждой думою да мыслью, ничто его от меня не отвернет, ничто нас по разные стороны не разведет».

Когда свеча догорит, снимок следует спрятать вместе с цветком. На протяжении месяца чары сработают.

Снятие негатива водой в Купальскую ночь

После захода солнца необходимо поливать себя водой так, чтобы жидкость стекала от макушки до пят и впитывалась в землю. Выполняя смывку, требуется читать заговор:

«За Иваном Купалой в рой комариный, на болота, где живет зевота, в чащу непроходимую, в глубь черную ушла порча с меня; за Иваном Купалой, за молодцем славным порча брела, ноги свои о корчи ломала, руки свои ветками царапала. Кровью порча истекла, с меня с водою сошла!»

Легкие порчи и сглазы смываются сразу, для более тяжелого негатива могут понадобиться дополнительные чистки. Нормальным после обряда считается состояние усталости, разбитости, опустошенности: значит, энергетическая работа началась.

Наговоры на воду: на любовь, на здоровье, на порчу и т. д.

Вода отлично впитывает слова, сказанные ей в Купальскую ночь. Нужно лишь определиться с целью – исполнится все, что угодно. Можно говорить с водой своими словами или воспользоваться уже готовыми заклинаниями:

Привлечь любовь:

«Иван да Марья по лесу ходили, друг друга потеряли, любовью своею за счастье мое заплатили. Ивану да Марье не встретиться вовек, а мне суженого узнать, вместе жизнь проживать, вместе ночи Купальские справлять».

Наслать порчу:

«Водица купальская, пролейся слезами из глаз (имя), в черноте скрой, в беде укрой. Не давай ни отдыху, ни продыху, ни сладости, ни радости. Порчей обернись, (имя) с дороги уведи – да в могилу заведи. Пусть (имя) рыдает, слезы жгучие роняет, богов да чертей молит, а порчу мою снять не может».

Навести остуду:

«Как вода Купальская холодна, так и чувства (имя) к (имя) не имеют ни любви, ни тепла, а льдом покрываются, снегом укрываются».

Сделать рассорку:

«Реке мимо двух берегов бежать, а (имена) по разным сторонам стоять. Ругаться, кричать, ссориться, рыдать – а мира никогда не знать. В кровать одну не ложиться, друг с другом не мириться».

Притянуть богатство:

«Как капле за каплей капать, так и злату к злату идти, серебру к серебру копиться – да в кошеле моем очутиться. Ночью Купальскою слова говорю, утром ранним богатство найду».

Улучшить состояние здоровья:

«Пила девица свежую водицу, пила-пила да на бережку померла. А то не девица померла, а лихая болячка-трясовица, что мне покоя не дает, что тело мое ест, что кровь мою пьет. Так сойди же с меня, болячка проклятая, в гроб ложись, а меня не тронь, по воде уйди».

Если ритуал проводится для себя, заговоренной водой требуется умыться. Чтобы оказать воздействие на других людей, жидкость следует подлить им под порог или в пищу (в последнем случае влияние будет более сильным).

Девичьи и женские заговоры на купальскую росу

Роса наутро после Купальской ночи обладает удивительной силой: она исцеляет, дает привлекательность, улучшает настроение, помогает творить любовные чары.

Заговор на красоту и усиление привлекательности

Нужно собрать тринадцать капель росы в небольшую посудину. На жидкость начитывают заговор:

«Мавка-красавица по лесу бродила, звезды считала, луною любовалась, в воде купалась да красу свою обронила. Стала та краса купальскою росой, что под ногами людскими лежала, что солнца боялась-дрожала, что ко мне на ладонь попала. Выпью я ту красу, что мавка-лесовица обронила, стану краше луны да солнца, звезд да воды, цветка да травы. Не смыть мою красу, в огне ее не сжечь, не отнять да не убрать, по ветру не развеять, тоске не съесть, горю не уменьшить».

Росу требуется выпить одним глотком. Спустя неделю чары проявятся. Они действуют до следующей Купальской ночи, затем их рекомендуется обновить.

Заговор, чтобы приворожить любимого

Необходимо собрать как можно больше свежей росы в стеклянную бутылочку и тут же наговорить на нее:

«Купала Иван, где твоя Кострома? Где любовь твоя? А вот она, здесь, в слезе любой, в росе свежей. Хожу по полю, росу собираю, чтобы (имя) меня любил, чтобы с рук моих воду пил, чтобы от лица моего не отворачивался, чтобы далеко не уходил, чтобы меня не отпускал. Иван да Кострома, вам огонь да вода, а мне с (имя) любовь вечная, до волос седых крепкая, до тела немощного сильная, до гроба деревянного верная, до креста на могиле живая. На добро чары творю, на благо любовное, на счастье ладное!»

Росу следует добавить в пищу объекта. Если такой возможности нет, требуется вылить жидкость на порог любимого. Спустя несколько дней ритуал даст эффект.

Заговор для излечения от болезни

«Мара-Марена, божица черная, ликом страшная, забери не меня, а болячку мою (название), что кости мои ест, что плоть мою грызет, что разум мой занимает, что волю ломает. Мара-Марена, не за мною приходи, а за болячкой злой, сведи ее с головы да с ног, с шеи да с чресел, с грудины да со спины, с живота да с кишок, чтобы с росою она стекла, чтобы по жилам моим не текла».

Необходимо снять с себя намокшую рубашку и сжечь ее (или пустить по воде). Тело требуется вытереть сначала любой сухой травой, а только затем полотенцем. Улучшение наступит в течение двух месяцев.

Заговор на снятие порчи

Обряд подходит для избавления от легкой порчи. Нужно ходить босыми ногами по росе и произносить:

«Матушка-роса, купальская слеза, зло с меня сними, черное забери, в землю унеси, в воде утопи, а мне не верни! С плоти да костей, с волос да ногтей, с сердца да с души злое уведи, черное отвадь, чтобы не ело оно меня, чтобы беды мне не чинило!»

Повторяют заговор, пока на душе не станет легче. Затем трижды кланяются солнцу и уходят.

Заговор на хорошее самочувствие

Ритуал позволяет обновить энергетику и подпитаться новыми силами. Нужно собрать не менее двенадцати капель росы и умыться ими, после чего трижды сказать:

«Силушка-роса, Купала по тебе ходил, русалок за собой водил – в танце да плясе, в шуме да гаме, в разгуле веселом, в пении славном, в смехе заливистом. Так и мне, силушка-роса, пройти по дорожке, по которой Купала ходил, русалок водил, силу его забрать, тело да дух ею напитать – чтобы мне от тоски не чахнуть, чтобы от боли не корчиться, чтобы от муки руки не крутить, чтобы слезы горькие не лить, чтобы не скучать да не горевать, чтобы бед лихих не знать, чтобы радостно утро встречать».

Праздник Ивана Купала — это старинная традиция, существующая в современности с докрещенных времен. Бывший преимущественно языческим, несущий людям очищение от зла, праздник постепенно стал религиозным, общенациональным. Купалу уважают и почитают во многих странах мира, в некоторых из которых до сих пор проводят старинные целительные обряды.

Традиции и обычаи

Иван Купала принадлежал к числу самых значимых праздников того времени. Праздновали его «всем миром», то есть всем селом. Люди строго исполняли все необходимые обряды. Праздник проводился во имя бога Солнца и языческого божества Купалы.

Справка: в древней Руси праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцестояния. Затем эта дата была «отдана» святому Иоанну Крестителю, и Купала отошел на 24 число, а люди стали называть Купалу Иваном, так как другое имя Иоанна Крестителя – «купатель». После перехода на григорианский календарь, праздник сместился на 7 июля. В итоге сегодня сам смысл праздника в России утратился, так как он не попадает по факту на день летнего солнцестояния.

Основные традиции и обряды сформировались еще в языческое время. Многие атрибуты символизировали стихийных божеств, которых наделяли мистической силой. Люди верили, что в этот день можно и нужно гадать, совершать ритуальные обряды, бороться с оборотнями и ведьмами, зарабатывать себе здравие, чистоту духа. Травы, вода, огонь пробуждали свои чудодейственные силы и одаривали верующих целительными дарами. В этот день человек был способен исцелиться не только физически, но и духовно.

Кстати : считалось, что на Ивана Купалу вода и огонь сливаются в единое целое. Такой союз выплескивал на землю огромную энергию, природную силу, дарующую благодать, счастье, длительную жизнь. Поэтому костры устраивали рядом с водоемами.


Так как день Ивана Купалы считался праздником Солнца и отмечался в самый длинный день в году, то часть обрядов устраивали в честь небесного светила. Молодые люди катали по полям и горам горящие колеса или смоляные бочки. А девичий венок символизировал солнце – он обладал даром света, чистоты, жизни, молодости. В обрядовых песнях говорилось о торжестве Солнца.

Праздник начинался с приходом ночи и длился все следующие сутки. Люди не спали, жгли ритуальные костры вплоть до рассвета, не давая ночи спуститься на село. Такое поведение объяснялось тем, что по существующему поверью, вся нечисть в этот праздник вылезала из своих тайных убежищ и могла навредить человеку. Лешии, русалки, оборотни, вампиры, ведьмы становились особо опасными. Для защиты от них люди использовали веточки вербы, осиновые колышки, полынь, коноплю.

Справка: канун праздника назывался Ведьминым днем . Именно в это время нечисть собиралась на шабаш на Лысой горе.

Купальский костер

Этот праздник придавал особое, священное значение костру. Считалось, что в этот божественный день огонь несет в себе очищающую силу, магию. Повсеместно костры разжигали на закате солнца рядом с водоемами. Сельчане накладывали огромные валуны из хвороста, бревен. В центре импровизированной горы устанавливали шест, на конец которого насаживали смоляную бочку или голову животного – символ ведьмовства. Костер добывали чаще всего дикарским способом – трением двух деревяшек.


От главного кострища люди разжигали свои факелы и несли в дом, для топки печи. Интересно, что по обычаю, все женщины деревни должны были присутствовать на купальском костре. Тех, кто не пришел, подозревали в колдовстве, нечистой магии, ведьмарстве.

Все жители села собирались в огромный хоровод вокруг кострища, пели песни., танцевали. Огонь символизировал очищение от всякой нечисти. Люди, спешившие снять с себя порчу или сглаз, прыгали через костер, приговаривая при этом молитвы и церковные притчи. Верили, что тот, кто выше всех прыгнет, будет счастлив в следующем году. Те, кто отказывался участвовать в опасной забаве, прилюдно обливали водой, хлестали крапивой или чилигой, обзывали ведьмой или колдуном.

Девушки, имеющие суженого, должны были прыгать через костер вместе с ним, держась за руку. Правильный совместный прыжок говорил о чистоте любви и скорой будущей свадьбе. Ну а если после прыжка костер выдавал искры, то это знаменовало счастливую брачную жизнь влюбленных. Одинокие девушки дарили понравившимся мужчинам венки из цветов – символ девичества.


Один из обычаев ритуального костра – сжигание старых и ненужных вещей, тоже символизирующий очищение, обновление жизни. Считалось, будто избавление от хлама несло освобождением от бытовых проблем и неурядиц. С больных детей снимали всю одежду, чтобы с ней сгорела болезнь. А во времена эпидемий среди домашнего скота, через купальский костер перегоняли животных, чтобы изгнать хворь.

Купание на Ивана Купала


Другая стихия – вода – также приобретала в этот день магические свойства. Она несла людям очищение от всего плохого, что накопилось за предыдущий год. Считалось, что в праздничный день вся нечисть покидала водоемы, собираясь на шабаш. Реки и озера становились одной большой купальней. Родниковую воду, обладавшую чудодейственными свойствами, набирали в кадушки и несли домой, чтобы последующий год умываться ею и купать новорожденных. Использовали ее и для проведения ритуальных обрядов.

Даже утренняя роса несла в себе заряд положительной энергии. По мокрой траве катались, бегали босиком, припевая песенки. Юношам роса сулила здоровье и силу, а девушек наделяла красотой.

Массово ходили в баню, парились вениками из целебных трав, собранных в ночь перед праздником.

Кстати: традиция обливаться водой на Ивана Купалу сохранилась и по сей день, так как люди до сих пор верят в способность воды исцелять и очищать. Это один из самых старых языческих обрядов, дошедших до современности.

Купальский венок


Символом летнего праздника, дня солнцестояния, считался венок из различных полевых цветов. Чем больше видов растений было в венке, тем волшебнее он становился.

Главные веночные компоненты:

  • базилик – укреплял брак, увеличивал либидо;
  • барвинок – защищал от порчи и нечистого сглаза, отгонял нечисть;
  • герань – оберегала от ссор и неурядиц;
  • роза – символизировала любовь и красоту;
  • ежевика – была защитным амулетом от ведьм, колдунов и русалок.

Весь день девушки и молодые мужчины носили венки, а с приходом вечера избавлялись от них. Венки пускали по воде, сжигали в ритуальном костре, дарили друг другу, забрасывали на дерево, украшали могилы усопших. Реже венок сохраняли, чтобы в будущем из сухих трав варить лечебные настойки.

Опуская венок в воду, девушки гадали. В некоторых губерниях было принято распускать венок и опускать в воду одиночные цветы. В скором времени вся поверхность реки была усеяна цветами всех мастей и сортов.

Магические купальские травы

Считалось, что вся природа в ночь перед Иваном Купалой обогащалась целебными силами и сама могла творить чудеса, излечивать даже неизлечимые болезни. Люди верили, что целительными свойствами растения наделяли лесные нимфы, эльфы и феи. Травницы и знахарки с рассветом шли собирать лечебные травы. Для сбора даже существовали специальные молитвы-заговоры, которые усиливали магию флоры. В некоторых регионах травы собирали «чистые души» — дети и старики, это улучшало качество травяной магии. Собранную траву высушивали и заготавливали настойки, которые излечивали от болезней, очищали избы от злых духов, привлекали в дом удачу, достаток и счастье.

Обычная полынь наделялась большой силой в защите от нечисти. Траву высушивали и развешивали повсеместно: дома, на поясе, в венке. В день Ивана Купалы высушенную крапиву раскладывали у порога, чтобы зло не могло пробраться в дом.


Значимым языческим растением считался папоротник, о котором складывали песни и стихи. Ему поклонялись и верили, что он может передать человеку способность творить волшебство. Существовало поверье, что папоротник цветет лишь раз в год, а именно в ночь на Ивана Купалу. Если сорвать распустившийся на несколько мгновений цветок, то он наградит владельца даром ясновидения, целительства, предвидения, человек сможет разговаривать с животными и все клады мира откроются ему. К слову, сорвать цветок было делом опасным, и требовало определенных знаний. Охотник чертил вокруг себя защитный круг и ждал наступления ночи. Лесная нечисть не дает ему совершить воровство. Она отвлекает его, путает направление, шумит, пугает. Только сильный духом человек может выдержать все препоны и добыв цветок быстро убежать, не оглядываясь.

Другой не менее известный на древней Руси цветок — Иван-да-Марья – символизировал союз огненной и водной стихий. По преданию, это интимный союз брата и сестры, из-за чего они были превращены в дивный цветок. Он также распускался на Ивана Купалу.

Волшебным свойством обладало другое растение – цветущая перелет-трава. Люди верили, что она может переносить человека на дальние расстояния. А если сорвать одолень-цветок в день праздника, то получишь защиту от врагов, так как будешь наделен большой физической силой, способной уничтожить любого противника.

Праздничные гaдaния и обряды

На закате девушка вслепую набирала трав и клала под подушку, а утром проверяля: в букете должно было находиться не менее 12 разновидностей травы. Если набралось, то быть в этом году свадьбе.

Под подушку клaли пoдopoжник (старинное название «тpипyтник»), пpигoвapивaя «Tpипyтник-пoпyтник, живёшь пpи дopoгe, видишь мaлoгo и cтapoгo, cкaжи мoeгo cyжeнoгo!» Во сне девушка должна была услышать имя будущего жениха.

Если в праздничный день обойти 12 огородов, то исполнится самое заветное желание.

Незамужние верили, что венок покажет дорогу к жениху. Потонувший венок говорил о том, что свадьбы не будет еще год, а чей веночек поплывет быстрее всех, та и выйдет замуж в скором времени.


На купальные венки загадывали желания. Если венок потонет, то оно не сбудется, а если будет плыть прытко и далеко, то ждать свершения мечты осталось недолго.

Цветок Иван-да-Марья раскладывали по углам дома. Он защищал жилище от воров.

Домашних животных, в частности лошадей, запирали на ночь в сарае, так как скот в этот праздник был особенно уязвим перед нечистью. Считалось, что ведьмы ездят на шабаши именно на лошадях.

Было поверье, что, чем чаще мыться в этот день, тем быстрее можно избавиться от грехов.

На березке заранее завивали венок, а в день солнцестояния смотрели: если расплелась коса, так скоро выйдешь замуж.

Ночью умывались ночной росой.

Самые длинный день в году и короткая ночь знаменовались празднованием самого масштабного праздника, который дарил людям надежду на светлое, безоблачное и здоровое будущее. Все от мала до велика, старались угодить природе и взамен впитать от нее волшебные чудодейственные силы очищения и исцеления.

Иван Купала в 2019 году отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Это народно-христианский праздник. В православии он называется Рождеством Иоанна Предтечи (полное название - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Это великий церковный праздник. Он посвящен памяти крестителя Иисуса Христа.

История праздника

В языческие времена Иван Купала отмечался в дни летнего солнцестояния. В этот день славяне прославляли бога солнца. После принятия на Руси христианства праздник стал сочетать в себе языческие и православные черты. Вместо бога солнца люди начали прославлять Иоанна Предтечу - крестителя Иисуса Христа.

Иоанн родился в скромной семье священника. До 30 лет он жил в пустыне, носил одежду из верблюжьей шерсти, питался диким медом и плодами пустынных растений. Иоанн предсказал приход Спасителя. На берегу Иордана пророк устраивал омовения, чтобы избавить людей от грехов и подготовить их к появлению Христа. Иисус пришел к нему и принял таинство Крещения. Правитель Галилеи и Переи Ирод Антипа казнил Иоанна за то, что он обличил его в незаконном сожительстве с женой брата.

У славянских народов Рождество Иоанна Предтечи именуется праздником Ивана Купалы из-за неверного перевода церковных текстов. После принятия на Руси христианства Креститель с греческого было переведено как «купать». Долгое время Ивана Купалу считали языческим божеством.

Традиции и обряды праздника

Иван Купала имеет церковные и народные традиции празднования. Накануне праздника в церквах служится всенощное бдение. На утрени читается канон Иоанну Предтече.

По народной традиции вечером 6 июля люди собираются на берегах водоемов, устраивают игры, поют народные песни и водят хороводы. Сжигают чучело из соломы, уничтожают купальское деревце. Символом праздника выступает костер. Девушки и парни прыгают через него. На Ивана Купалы принято сжигать в огне старые ненужные вещи.

Молодые девушки гадают на суженого. Они плетут венки из луговых трав и пускают их по воде с зажженной в центре лучиной и свечой. Девушка, чей венок проплывет дальше с горящем огнем, раньше всех выйдет замуж и будет счастлива в браке.

Народные целители в этот день собирают целебные травы.

Древние славяне верили, что в ночь на 7 июля водоемы покидает нечистая сила. Поэтому можно купаться, не опасаясь за свою жизнь.

Приметы и поверья

  • В купальскую ночь небо усеяно звездами - примета хорошего урожая овощей.
  • Если на Ивана Купалы пара прыгнет через костер, не разнимая рук, то их брак будет долгим и счастливым.
  • Тот, кто найдет в купальскую ночь цветок папоротника, обретет счастье, любовь и богатство.
  • Увидеть змею в этот день - к хлопотам.
  • Девушка, которая умоется на рассвете росой, будет красивой и молодой.

Поздравления

    Я с праздником Ивана Купалы тебя поздравляю!
    И в этот древний праздник я тебе желаю
    Большой любви, здоровья и везения в делах,
    Найти куст папоротника весь в цветах.
    И птицу счастья этой ночью желаю я поймать,
    И никогда ее из рук своих не выпускать.

День Ивана Купала отмечают в России 7 июля. Это старинный языческий праздник, которого очень ждет детвора и молодежь. В первую очередь потому, что в этот день можно обливать водой всех подряд. А кроме того, это волшебный праздник, с которым связано множество магических обрядов и легенд. Что это за праздник, каковы его история и традиции, читайте в нашей традиционно рубрике "Вопрос-ответ".

История праздника Иван Купала

Еще в старину люди связывали праздник Ивана Купалы с днем летнего солнцестояния. По старому календарю праздник выпадал на 20-21 июня. У славян Купала был известен как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса.

С приходом христианства на Руси Иван Купала приурочили к рождению Иоанна Предтечи. Это один из величайших православных праздников. Он отмечается 7 июля по новому стилю. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

Обряды в ночь на Ивана Купалу

Ночь на Ивана Купалу — особенная. В это время принято гадать, проводить множество ритуалов и обрядов. Самые главные обряды связанные с огнем, водой и травами. А самое популярное гадание — гадание на венках. Также, согласно легенде, в эту ночь можно найти цветок папоротника.

Обычай искать цветок папоротника в ночь на Ивана Купала

Считается, что тот, кто найдет цветок папоротника, обретет удачу, богатство, славу и найдет свою любовь. Ходить искать цвет папоротника лучше одному, считалось, что так больше шансов найти заветный цветок, который расцветает ровно в полночь. Если у человека не хватает смелости пойти в лес в одиночку, то можно пойти вдвоем. Это не возбраняется. Согласно приданиям, в ночь на 7 июля за папоротником "охотятся" не только люди, но и нечистая сила. Так что если вам посчастливилось невероятное и вы сорвали заветный цветок, то возьмите в левую руку полынь и начертите вокруг себя мелом круг. Тогда злые силы не смогут сделать вам ничего плохого.

Как выглядит цветок папоротника, никто не знает. Его еще ни разу не находили. Кто-то считает, что это крупный красный, даже "огненный", цветок. По другим данным, он серебристый, другие говорят, что это маленький беленький цветочек. Однако описание сходится в одном — цвет папоротника светится. Отсюда пошли другие его названия: светицвет, горицвет, жар-цвет, цвет-свет.

Обычай собирать травы

Травы, которые собраны до восхода солнца, считаются магическими и обладают мистической силой. Растения высушивались и применялись строго по назначению. Целебными отварами поили больных людей, окуривали избы, изгоняли злых духов, привлекали удачу и достаток. А некоторые растения могли даровать способность разговаривать с птицами и животными. Одними из самых популярных трав, которые собирали в эту ночь, были крапива, мать-мачеха, душица, багульник и полынь.

Главное условие — успеть собрать траву было необходимо до рассвета, иначе все магические свойства пропадали.

Обычаи на Ивана Купалы, связанные с водой

Наши предки верили, что начиная со дня Ивана Купалы и до Ильина дня (2 августа по новому календарю), вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов. Именно по этому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени.

Купание в любом водоеме считалось самым главным обрядом праздника. Считалось, что в ночь на Ивана Купала вода обладает целебными свойствами. А уже на рассвете было принято умываться росой.

Девушки шли на реку еще и ради того, чтобы погадать. Они плели венки из трав, вставляли зажженные свечи и спускали венки на воду. Если венок быстро отплывал от берега, то это сулило долгую и счастливую жизнь, или удачное замужество. Если свечка горит дольше, чем у других, то это значило, что жизнь будет очень долгой. Если же венок тонул, что это говорило о том, что девушка в этом году не выйдет замуж, или же суженый ее разлюбит.

Почему принято прыгать через костер?

Огонь также обладает большой магической силой. Костер, разведенный в ночь на Ивана Купалы, имеет очищающее свойство. По традиции костры разводились на берегах рек и озер. Важно, что пламя должно было быть высокое.

Главная и любимая традиция, связанная с огнем — перепрыгивание через костер. Считалось, что огонь, также как и вода, очищает человека. А тот, кто выше всех прыгнет через огонь, будет счастливым.

В ночь на Ивана Купалу между кострами проводили домашний скот. Люди верили, что это защитит животных от болезней и смерти. В огне сжигали старую одежду, одежду, снятую с больных людей, чтобы хворь к ним больше не приставала.

Еще в эту ночь было принято поджигать деревянные колеса или смоляные бочки. Их скатывали с гор или носили на шестах, символизируя солнцеворот.

Народные поверья на Ивана Купалу

Люди верили, что в эту ночь выходит на праздник нечистая сила. Чтобы защитить свой дом от вторжения нечисти, на пороге дома и подоконниках раскладывали крапиву.

Предки верили, что в ночь на Ивану Купала ведьмы охотились за лошадями, чтобы на них добраться на Лысую гору. Чтобы защитить лошадок их на всю ночь запирали в конюшнях или сараях.

В ночь на Ивана Купала предки собирали цветок иван-да-марья. Считалось, что его необходимо положить во все углы избы. Люди верили, что вор никогда не залезет, так как будет слышать голоса в доме.

А еще наши предки верили, что в Купальную ночь деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

Откуда пошла традиция обливать водой?

В наши дня самая популярная традиция в день Ивана Купалы — обливаться водой. Как уже было сказано выше, предки верили, что вода смывает болезни и очищает человека. Однако церковь не приветствует языческие обряды. Считается, что сегодня обычай обливать водой, связан с Иоанном Крестителем.