«Сотворение Адама» – история фрески – Микеланджело Буонарроти. Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»: что она означает


«Сотворение мира» - часть грандиозной фрески, написанной Микеланджело Буонарроти на потолке Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла(домовая церковь римских папв Ватикане) построена в 1475-81 гг., во времена папы Сикста IV , и стены ее по сей день украшают фрески замечательных мастеров того времени. На своде же изначально было изображено усыпанное звездами небо, и в 1508 году папа Юлий II поручил тридцатитрехлетнемуМикеланджело расписать его. Художник совершилпоистиненевозможное: за четыре года он написал на потолке площадью 600 кв. мболее 300 фигур в сложнейших ракурсах! Причем техникатак называемой «чистой фрески», росписи по сырой штукатурке, очень сложна, поскольку требует от мастера быстроты и точности. Добавим, что Микеланджело работал в крайне неудобной позе -лежа на специально сконструированном помосте, поминутно отирая капавшую на лицо краску. Он расписал свод практически в одиночку: подмастерьям поручались лишь незначительные детали обрамлений.Для каждой фигуры художник делал множество набросков и эскиз в натуральную величину (картон), но все же оценить единство композиции было невозможно, пока работу закрывали леса. Тем поразительнеесовершенство фрески!


Микеланджело - не только скульптор, живописец, архитектор, но и прекрасный поэт - был чутким читателем Библии, и найденная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, возникавшего на протяжении веков, состоящего из множества книг, которые, сильно отличаясь друг от другастилистически, складываются, тем не менее, в одно монументальное целое. Все части фрески, будь то сюжетная сцена или отдельная фигура, закончены и самодостаточны,однако они естественно вливаются в общую композицию, подчинены единому ритму, аповторяющиеся элементы обрамления - фигуры обнаженных юношей, медальоны и архитектурные детали - уподобляют роспись сложному орнаменту, словно сплетенному из человеческих тел.

Потолок Сикстинской капеллы

Человек - не просто основная, но единственная тема и скульптурных, и живописных работ Микеланджело. В отличие от других мастеров эпохи Возрождения, для которых пристальный интерес к человеку не исключал внимания к тому, что его окружает,-природе, архитектуре, миру вещей, Микеланджело знал только одно средство выразительности: пластику человеческого тела. В росписях Сикстинской капеллы ландшафт, интерьеры, одежда, предметы присутствуют минимально, лишь там, где без них нельзя обойтись; они обобщены, не детализированы и не отвлекают от повествования о человеческих деяниях, характерах, страстях. Такая сосредоточенность художника на главном как нельзя более под стать стилю библейских сказаний, в которых исполненные драматизма сюжеты изложены сжато, в нескольких скупых, эпически емких фразах, и эта концентрация чувств впечатляет гораздобольше, чем иной цветистый рассказ. Язык пластики -языклинии, формы, цвета - звучит у Микеланджело так же мощно, лаконично и возвышенно, как стихи Библии; пафос Книги книг воплощается столь естественно, убедительно и свободно, что какая-либо иная трактовка знакомых сюжетов кажется уже невозможной.

День первый. Отделение света от тьмы

«…и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»

Книге Бытия соответствуют девять композиций, занимающих всецентральное поле свода (от входа в капеллу до алтаря). Чтобы ознакомиться с ними в той последовательности, в какой сюжеты изложены в Библии, надо пройти к алтарю и начать осмотр, двигаясь от негок входу. Сотворению мира посвящены пять сцен: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы». (Из деяний Микеланджело выбрал не все эпизоды шести дней Творения и изменил последовательность выбранных)

День четвертый. Сотворение светил

«да будут светила на тверди небесной…»

Думается, что именно в эти композиции Микеланджело вложил более всего личного - кому, как не ему, одержимому ваятелю, был близок пафос творения! Единоборствовать с косной материей, создавать новые прекрасные тела из бесформенной неодухотворенной массы, лепить их из глины, высекать из камня - эта вдохновенная работа более всегоувлекала мастера: недаром он сравнивал скульптуру с солнцем, а живопись - с луной. Автор прославленной фрески всегдаощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись - не мое ремесло». ИмикеланджеловскийБог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.

День третий. Отделение тверди от воды

«… соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землею»

Лик Саваофа то почти искажен муками творчества(«Сотворение светил»), то прекрасен в своейсосредоточенности («Сотворение Адама»). Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Богу нет нужды прикасаться к своим творениям - они повинуются его уверенным свободным жестам. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана, и мы будто слышим шум великого миросозидания. Волевыми взмахами рук посылает он на небо светила, дает жизнь растениям, усмиряет водную стихию, величественным движением выводит из Адамова ребра женственную покорную Еву.

День шестой. Сотворение Адама

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его»

В «Сотворении Адама» - по общему признанию, прекраснейшей композиции всей росписи -от властной длани Саваофа к еще безвольной, трепещущей кисти первого человека почти зримо исходит поток живительной силы; и вряд ли в мировом искусстве можно найти более точную формулу «творчества и чудотворства», более емкую метафору единства материального и духового, земного и небесного, чем эти две стремящиеся друг к другу, уже почти соприкоснувшиеся руки.

День шестой. Сотворение Евы

«…мужчину и женщину сотворил их»

Незадолго до смерти Микеланджело уничтожил все свои черновые наброски и эскизы -


Фреска „Сотворение Адама”, вне всяких сомнений, является одним из самых известных произведений Микеланджело. Впервые в истории мирового искусства Бог-создатель и сотворенный им человек выступают на равных.

Сотворение Адама

1510; 280х570 см; фреска
Свод Сикстинской капеллы, Ватикан

Композиционный и смысловой акценты в этой картине совпадают: кончиками пальцев вот-вот соприкоснутся руки, протянутые Богом и Адамом, что создает напряженное и волнующее ожидание «высечения божественной искры» от этого касания и создает у зрителя ощущение причастности к великому таинству сотворения человека.

Адам лежит во всем великолепии мужской наготы, но он еще не живой. Он способен лишь поднять бессильный палец. И навстречу ему спускается Господь Всемогущий. В его огромном развивающемся плаще целый мир. В центре лицо – Ева это или нет, но это человеческое лицо, смотрящее прямо на Адама, бросающее ему вызов. И палец Бога дотрагивается до пальца человека.

В Евангелиях от Луки и от Матфея Перст Божий отождествляется со Святым Духом — посредником между Создателем и его творениями. Касание перстами — жест, предложенный художником в качестве символического воплощения самой жизни, — раскрывает суть взаимоотношений между человеком и Богом, их неразрывную связь.

Кроме того, расположив фигуру первого человека на покатой поверхности, художник создает у зрителя иллюзию, будто Адам находится на самом краю земли, у пропасти. Наверное, еще и поэтому так впечатляют нас эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие связь между двумя мирами — земным и божественным. Причем рука Господа напряжена сильнее, его взгляд строг, он полон решимости.

Адам же пока слаб, в нем еще не ощущается дыхание жизни, однако, повинуясь неведомому порыву, он, словно из последних сил, протягивает руку — обратите внимание, сколько надежды и ожидания в его устремленных к Богу глазах! И художник запечатлевает тот волнующий момент, когда в ответ на свое пока не вполне осознанное, но явное искание божественного человек получает душу — высшую награду Создателя.

В этой работе Микеланджело в который раз доказывает свое умение «лепить» средствами живописи рельеф человеческого тела. Асканио Кондиви, ученик и биограф Микеланджело, подчеркивал, что

Буонарроти Микеланджело, «Сотворение Адама»

Когда говорят о расцвете итальянского Возрождения, то вспоминают имена трех титанов - Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Творчество каждого из них - это гигантский взрыв человеческой мысли, но гений Микеланджело превосходит всех.

На творчество Микеланджело оказали влияние идеи современной ему эпохи. Уже при жизни художника ходили легенды о фанатизме, с которым он работал. Именно эта нечеловеческая одержимость идеей вкупе с недюжинным талантом позволила ему создать такие произведения, при виде которых и современному человеку трудно поверить, что их мог сотворить простой смертный.

В Ватикане находится капелла, построенная по приказу папы Сикста IV и поэтому названная Сикстинской. Но знаменита она тем, что взору посетителя, входящего под своды капеллы, предстают сцены на библейские темы, которые расположены на... потолке. Каждая фреска звучит как гимн духовной и физической красоте человека, его созидательным возможностям, она поражает тщательной обрисовкой фигур, и все это складывается в грандиозную картину прославления Творца, Человека и Разума.

Над росписью потолка и стен капеллы Микеланджело работал с 1508 по 1512 год по заказу папы Юлия П. Специально для этих целей вдоль стен капеллы были возведены леса. Лежа на них, живописец мог приступить к осуществлению своего замысла. Изумляют свидетельства современников, согласно которым Микеланджело проводил в таком положении большую часть времени. Часто в капеллу являлся заказчик, чтобы посмотреть, как у живописца продвигается работа. Вспыльчивому, с независимым характером художнику эти визиты казались попытками контроля, и тогда Микеланджело нарочно сбрасывал с лесов различные тяжелые предметы. Разгневанному папе ничего не оставалось, как послушно ретироваться. Такое обращение с первосвященником мог позволить себе только истинный талант, который находится вне границ человеческих условностей.

В центральной части потолка Микеланджело поместил сцены сотворения мира и истории Ноя. По сторонам плафона, в пролетах, находятся фигуры пророков, возвещающих приход Мессии. Они чередуются с сивиллами - женскими образами христианства, согласно которому последние предсказывали приход Спасителя язычникам. Каждая фигура запечатлена в момент духовного сосредоточения. Они или читают, или записывают мысли, или поглощены звучанием внутреннего голоса. Над самым алтарем находится главная сцена композиции - Страшный суд.

Но самая известная и впечатляющая фреска из всех сикстинских росписей - Сотворение Адама. Многие живописцы задолго до Микеланджело обращались к этой теме. Композиция полотен была всегда одинакова: Создатель единым прикосновением руки взывает к жизни лежащего на земле Адама. Но прежние попытки художественного воплощения образа оставались в рамках условной символичности, и лишь под кистью Микеланджело вдохновенные силы божественного созидания предстали перед зрителем воочию. Смотрящего завораживает не только заключенная во фреске мысль, но и виртуозное исполнение задуманного на простой поверхности потолка с помощью красок. Идея и способ сливаются в мощный творческий порыв, духовное и материальное становятся нерасторжимым целым.

Пронзая пространство, мчится Господь в пустоте, которая есть смерть. Он наполняет ее движением, что символизирует победу жизни над смертью. От стремительного полета плащ Создателя раздувается, как парус на ветру. Бог протягивает руку к лежащему на земле первочеловеку. Адам еще находится во власти сна, но уже протягивает свою руку навстречу Творцу, устремляя взор на лицо Отца. Жизнью наполняются его члены, одно мгновение - и человек впервые сделает вдох.

Смысловым и композиционным центром фрески является встречное движение рук Бога и Адама. Они еще не соприкоснулись, но между ними уже готова проскочить искра, которая зажжет жизнь в Адаме. Внимательный взгляд отметит, что глаза смотрящего и протянутые друг к другу руки находятся не на параллельных плоскостях, а на пересекающихся. За счет такого визуального фокуса Микеланджело на плоской поверхности создает иллюзию пространства с ясно ощутимым движением, словно живописец сам пытается вдохнуть жизнь в свое творение.

Микеланджело известен не только как живописец, но и как прекрасный скульптор, архитектор и даже поэт. Он создал такие скульптурные шедевры, как статуя «Вакх» (национальный музей, Флоренция), скульптурная группа «Оплакивание Христа» (собор св. Петра, Рим), статуя «Давид» (Флоренция), «Моисей» (Рим), «Восставший раб» и «Умирающий раб» (Париж, Лувр). Микеланджело разработал проекты библиотеки Лауренциана во Флоренции, собора св. Петра и Капитолия в Риме. В поэзии он известен как автор мадригалов и сонетов, многие из которых переведены на русский язык Андреем Вознесенским.

La creazione di Adamo

Фреска иллюстрирует эпизод

И сотворил Бог человека по образу Своему.

Фреска Микеланджело Буонарроти, которую написал около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия.

Перед тем, как рассказать вам про эту чудесную фреску, давайте немного узнаем про самого художника Микеланджело.

М икеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони

Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni

Один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Он еще при жизни получил признание и считался гением мирового значения. Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских – он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве – свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.

Родился в семье подеста. Микеланджело учился у живописца Гирландайо (1488-89 г.) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-90 г.), однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика.

В 1488 г. по совету лучшего друга Франческо Граначчи, Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую художника Доменико Гирландайо и занимается там в течение года.

Год спустя, Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Некоторое время Микеланджело живёт во дворце Медичи. После смерти Медичи в 1492 г. Микеланджело возвращается домой.

В 1494-1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика. В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня.

В 1499 г. Микеланджело снова появляется в родной Флоренции и создает для неё колоссальную статую Давида, а также картины в зале Совета.

Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».

В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора. В 1505-1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.

С икстинская капелла

Бывшая домовая церковь в Ватикане. Была построена в 1473-1481 годах. Архитектором церкви был Джордже де Дольчи. Капелла была построена по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Сейчас капелла – музей, выдающийся памятник Возрождения.

Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508-1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Сложнейшую задачу, поставленную перед ним папой Юлием II - Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески, - мастер выполнил в рекордные сроки.

А фреска «Сотворение Адама» является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.

«С отворение Адама»

Потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело между 1508 и 1512 годами, является одним из самых известных произведений Высокого Возрождения. «Сотворение Адама» является одной из самых известных картин всех времен.

Самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия - от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа».

О чем фреска

В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

В 1508 году Папа Римский Юлий II вызывает прославленного ваятеля из его родной Флоренции в Рим. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как “Оплакивание Христа” и “Давид”. Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Но нет. По наущению недоброжелателей Микеланджело, и в первую очередь уроженца Урбино архитектора Донато Браманте, который покровительствовал своему земляку, молодому Рафаэлю Санти, и хотел убрать с его пути конкурента, папа предлагает Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Потолок площадью около шестисот квадратных метров! Замысел врагов был прост.

Свой подвиг художник совершил всего за 26 месяцев (работая с перерывами с 10 мая 1508 года по 31 октября 1512 года). Он расписывал потолок, лежа на спине или сидя, запрокидывая назад голову. При этом глаза ему заливала краска, капающая с кисти, тело от неудобного положения разрывала нестерпимая боль. Но он создал творение, по грандиозности, содержательности и совершенству занявшее центральное место в искусстве Высокого Возрождения.

Гёте писал: “Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек”.

Однако, вглядевшись внимательнее в создание художника, вдруг понимаешь, что Адама оживляет не Господь, а огромный мозг, повторяющий в деталях строение головного мозга человека. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске то, что акт творения был совершен вселенским разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул современникам, что он на самом деле изобразил?

Удивительным является тот факт, что эта фреска должна быть ортодоксальной, поскольку изображена внутри папской капеллы, но в ней нашло воплощение идеи и каноны Высокого Возрождения.

Идея человека сотворенного по образу и подобию Сущего, вознесение божественного и великого в человеческом творении и даже равенства земного человека Господу в творчестве и духовных стремления – весьма смелая концепция после средневекового мировоззрения. Человек здесь - существо, рожденное для познания, вдохновения, подвигов и великих свершений.
Зрителей впечатляет масштабность и монументальность фрески. Это творение стало шедевром и даже символом западноевропейского искусства.

Знаменитые картины и скрытые коды, спрятанные в них:

1. Мона Лиза (Mona Lisa): настоящий скрытый код в её глазах

Интрига обычно кроется в её загадочной улыбке. Тем не менее, рассматривая картину под микроскопом, историки в Италии обнаружили, что, наведя увеличительное стекло на глаза «Моны Лизы» можно увидеть крошечные цифры и буквы.

Эксперты говорят, что едва различимые буквы и цифры представляют собой нечто из «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу можно различить буквы LV которые вполне могут представлять собой его имя, Леонардо да Винчи (Leonardo Da Vinci), в то время как в левом глазу, также есть символы, но они не так чётко различимы. Конечно, точно определить их очень трудно, но они, кажутся латинскими буквами CE, или Е может на самом деле быть буквой B. На арке моста, виднеющейся на фоне, можно увидеть число 72, или же латинскую букву L и число 2. Кроме того, число 149, со стёртым четвертым числом, находится на задней части картины, что даёт основания полагать, что да Винчи написал её, когда был в Милане в 1490-х годах.

Следует принять во внимание, что этой картине почти 500 лет, поэтому она уже не такая чёткая и ясная, как в тот момент, когда она была создана.

2. Тайная Вечеря (Last Supper): математическая и астрологическая головоломка, плюс секретные ноты

«Тайная Вечеря» также была предметом множества гипотез, в основном насчёт якобы скрытых посланий или намёков, которые присутствуют в картине.

Информационный технолог Слависа Песчи (Slavisa Pesci), создала интересный визуальный эффект путём наложения полупрозрачного, зеркального отражения картины поверх оригинала. В результате по обоим концам стола появились две фигуры, которые выглядят как тамплиеры, в то время как какой-то человек, возможно, женщина с младенцем стоит слева от Иисуса.

Итальянский музыкант Джованни Мария Пала (Giovanni Maria Pala), также указала на то, что положения рук и буханок хлеба могут быть интерпретированы как ноты на нотном стане, и если их читать справа налево, что было характерным для метода письма Леонардо, они составляют музыкальную композицию.

Исследователь из Ватикана, Сабрина Сфорца Галитция (Sabrina Sforza Galitzia), заявила, что расшифровала математическую и астрологическую головоломку в картине Леонардо «Тайная Вечеря». Она сказала, что он предвидел конец света во «всемирном потопе», который начнется 21 марта 4006 года и завершится 1 ноября того же года. Она считала, что этот потоп ознаменует «новый старт для человечества».

3. Сотворение Адама (Creation of Adam): парящее божество в виде мозга

Картина Микеланджело (Michelangelo) под названием «Сотворение Адама» является не только самой известной частью Сикстинской капеллы (Sistine Chapel), но также и одной из немногих легендарных изображений человечества.

Микеланджело считается одним из величайших художников и скульпторов эпохи итальянского возрождения. Однако не всем известен тот факт, что он очень сильно интересовался анатомией и в возрасте 17 лет начал анатомировать трупы, которые он брал на церковном кладбище.

Пара американских экспертов в нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ - Сикстинской капелле.

Хотя некоторые могут посчитать это совпадением, эксперты предполагают, что труднее объяснить, что анатомический контекст не был в картине Микеланджело. На картине можно найти даже сложные компоненты мозга, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. Что касается броской зелёной ленты, тянущейся вдоль варолиева моста/позвоночника/человека, который поддерживает Бога, она идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.

4. Сикстинская капелла: ещё одно изображение человеческого мозга, но уже снизу

Как и в случае шедевра «Сотворение Адама», по мнению экспертов на панелях Сикстинской капеллы есть ещё одна фигура Бога с секретным кодом.

Они заметили, что горло и грудь Бога на картине изображены с анатомическими несоответствиями, которых нет в любой другой фигуре на фреске. Кроме того, в то время как свет падает на остальные фигуры по диагонали с левого нижнего угла, шея Бога освещена прямым светом. Они пришли к выводу, что она выглядит неуклюже и должна быть преднамеренной работой гения.

Наложив странное изображение шеи Бога на фотографию человеческого мозга, который изображён снизу, они показали, как точно совпадают эти два изображения. Они добавили, что странный рулон ткани, который простирается до центра Божьего одеяния, может быть изображением спинного мозга человека.

Бугристая шея на изображении Бога (А) соответствует фотографии человеческого мозга, если смотреть снизу (B), а (С) показывает различные части мозга, по-видимому, скрытые в картине.

По словам учёных, Микеланджело также изобразил другие анатомические особенности в другом месте потолка, в частности почку, вид которой был знаком Микеланджело, и которая представляла для него особый интерес, так как он страдал от камней в почках.

5. Мадонна со святым Джованнино (Madonna with Saint Giovannino): наблюдения НЛО

В дополнение к привлечению нашего внимания к твёрдым как камень мышцам Младенца Иисуса, на картине Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio) «Мадонна со святым Джованнино» также изображена интересная маленькая капля, парящая в небе над левым плечом Марии.

Над левым плечом Марии нарисован дискообразный объект, который, по-видимому, блестит. Этот объект художник изобразил очень детально, чтобы его было хорошо заметно в его произведении искусства. На правой части картины изображён человек, который держит правую руку над глазами, что указывает на то, что этот объект был очень ярким, а в верхнем левом углу изображён предмет, похожий на солнце.

«Мадонна со святым Джованнино» Доменико Гирландайо это лишь одна из многочисленных средневековых картин, на которых изображены странные, пугающие неопознанные летающие объекты.

6. Захария (пророк) (Prophet Zechariah): оскорбление религиозного авторитетного лица

Разногласия между папой Юлием II (Julius II) и Микеланджело были хорошо задокументированы. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил портрет папы в качестве пророка Захария, и что один из ангелов расположенных позади него показывает ему крайне непристойный жест.

Прелестный маленький ребенок показывает фигу, и это не сладкий фрукт, это самая настоящая фига из пальцев и её значение далеко не так сладко, как одноимённый фрукт. Просовывая большой палец руки между указательным и средним пальцами, он делает жест, который в старом мире практически являлся аналогом демонстрации среднего пальца в наши дни.

7. Давид и Голиаф (David and Goliath): мистические знаки каббалы


Сканируя расположение фигур на огромном потолке Сикстинской капеллы, площадью в 1300 квадратных метров, авторы нашли формы, которые соответствуют еврейским буквам.

Например, фигуры Давида и Голиафа образуют форму буквы «гимель», которая символизирует «силу» в мистической традиции Каббалы.

Авторы считают, что Микеланджело получил познания в иудаизме, когда он находился при дворе Лоренцо Медичи (Lorenzo de Medici) во Флоренции, и вся Сикстинская капелла, которая, якобы построена в той же пропорции, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «затерянным мистическим посланием всеобщей любви», которое должно было быть расшифровано.

8. «Фламандские пословицы» (Netherlandish Proverbs): в сюжете картины присутствуют 112 нидерландских идиом


«Фламандские пословицы» это картина написанная маслом на дубовой панели в 1559 году. Её автором является Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel the Elder) который изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней.

В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них, используются и по сей день, например, такие как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружён до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».

Другие пословицы отражают человеческую глупость. Некоторые фигуры, по-видимому, представляют собой более одного фигурального выражения, такие как, например, человек стригущий овцу левее центра в нижней части картины. Он сидит рядом с человеком, который режет свинью, что представляет собой выражение «кто-то стрижёт овец, а кто-то режет свиней». Это выражение означает, что один человек обладает преимуществом по сравнению с другим, но оно может также представлять собой наставление «стригите их, но не снимайте с них кожу», то есть используйте свои сбережения по максимуму, но не растрачивайте их полностью.

9. «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus): признание закона молчания для христиан


«Ужин в Эммаусе» это картина, написанная художником Караваджо в стиле итальянского барокко.

На картине изображен момент, когда воскресший, но остающийся неузнанным Иисус, показывается двоим из своих учеников, в городе Эммаус, а затем исчезает из виду.

Картина необычна из-за фигур, написанных в натуральную величину и из-за тёмного, пустого фона. На столе стоит корзина с едой, которая опасно балансирует на краю стола. На картине также присутствует поразительная тень, напоминающая по очертаниям рыбу, которая может указывать на признание закона молчания для христиан.

10. Портрет молодого Моцарта (Young Mozart"s Portrait): знаки масонов

Конечно же, художественные работы не могли не коснуться масонства. Портреты людей, которые прячут руку, могут указывать на преданность делу или на уровень в иерархии. Примером таких портретов является этот анонимный потрет Моцарта (возможно написанный художником Антонио Лоренцони (Antonio Lorenzoni)).