Учреждения для детей сирот и. Система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
СК РФ Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.
2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.
4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.
6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в
Согласно Федеральному закону "Об образовании", учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) являются типом образовательного учреждения.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными) учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения.
Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственно1 регистрации Федеральной регистрационной службы.
Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок.
Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН - идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах - Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в органе государственной статистики.
Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций.
Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны:
1. Уплатить государственную пошлину (2000 рублей)
2. Подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы -протокол или решение о создании организации, Устав, возможно - учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа
3. Заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.
После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию . Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи ‑ Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796).
Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями
Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) - представление руководства соответствующей конфессии;
б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении;
в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;
д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);
е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;
ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования ‑ аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.
По прошествии некоторого периода после получения лицензии (как минимум, после одного выпуска учащихся (слушателей, студентов...), но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии) образовательное учреждение имеет право в порядке, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерством образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аттестации. Аналогично, аттестованное образовательное учреждение вправе обратиться с заявлением о своей государственной аккредитации.
По федеральному законодательству есть два типа учреждения, которые можно назвать одним словом "приют". К учреждениям для несовершеннолетних относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и социальные приюты для детей.
Постановлением правительства РФ от 27.11.2000 года утверждено Примерное положение, регулирующее деятельность социального приюта для детей , социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Основной задачей социального приюта для детей является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии со своими задачами приют совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, Примерным положением и своим уставом.
Основными задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются профилактика безнадзорности и беспризорности , а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии со своими задачами центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.
Основными задачами центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей , являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.
В соответствии со своими задачами центр совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей ; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
Опека (попечительство) - является одной из приоритетных форм устройства на воспитание ребенка , оставшегося без попечения родителей, и устанавливается в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.
Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ст. 31 ГК РФ, п. 3). Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 48 "Об опеке и попечительстве"). Опекун (попечитель) может быть назначен только с его согласия (ст. 35 ГК РФ, п.3). Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).
В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Такие учреждения создаются различными министерствами РФ: Министерством здравоохранения и социального развития (социальные учреждения, оздоровительные образовательные учреждения), Министерством образования и науки РФ (специальные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения) по инициативе и при поддержке органов исполнительной власти субъектов РФ.
К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:
- – социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- – социальные приюты для детей и подростков;
- – центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- – учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования.
Деятельность этих учреждений регламентируется постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
Как писал В. Даль, приют – это пристанище для ребенка, которое призвано его принять, призреть, дать кров.
В современных условиях социальный приют – это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, предназначенное для того, чтобы дать кров, выявить место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время детей помещают в приют на срок до года (ранее ориентировались на содержание ребенка до 3–6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года).
Во многих регионах России приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются при монастырях. В этом проявился многовековой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации под покровительством священнослужителей. При монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Они активно приобщаются к общественно-полезному труду, формируют навыки самообслуживания и жизнедеятельности в коллективе. Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, основанной на традициях православной церкви.
Деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемых в системе образования, регламентируются постановлениями Правительства РФ:
- – от 01.07.1995 № 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- – от 28.08.1997 № 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Можно выделить следующие основные виды образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Детский дом – это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей.
Выделяются следующие виды детских домов:
- – для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;
- – для детей дошкольного возраста;
- – для детей школьного возраста;
- – смешанный;
- – школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- – специальный (коррекционный) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома.
К таким формам относятся:
- – семейный детский дом – это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот, либо детей, оставшихся без попечения родителей. Такие семьи создаются на несколько лет и действуют на основе договора. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети;
- – детский дом семейного типа – это специально созданный детский дом по типу семьи. Его достоинством в том, что ребенок попадает в специально сформированную семью, что по сравнению с интернатным учреждением создает наиболее благоприятные условия для его воспитания и социального формирования как личности. Его недостатками является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для ребенка, а воспитатели, взявшие на себя функции приемных родителей, недостаточно готовыми к выполнению родительских функций.
Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 195 "О детском доме семейного типа" утверждены Правила организации детского дома семейного типа.
Основными задачами такого детского дома являются создание в условиях семьи благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия. Общее количество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.
Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль над условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей па воспитание.
2. Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.
Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.
Организационно среди интернатных учреждений различают:
- – интернатное учреждение обычного типа;
- – интернатное учреждение по типу семьи. В нем дети живут в разновозрастных (но составу не более 8 детей) или одновозрастных (до 4-х лет не более 5 детей, а от 4-х лет и старше не более 10 детей) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.
- – интернатное учреждение семейного типа, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. В таком учреждении жизнь детей максимально приближена к семейной.
- 3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучения воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Их деятельность регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".
К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:
- – коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;
- – коррекционное общеобразовательное учреждение;
- – коррекционное учреждение начального профессионального образования.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых образовательные программы Министерства общего и профессионального образования реализуются по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют учреждения, предназначенные для обучения и воспитания:
- – неслышащих детей;
- – слабослышащих и позднооглохших детей;
- – незрячих детей;
- – слабовидящих и поздноослепших детей;
- – детей с тяжелыми нарушениями речи;
- – детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- – детей с задержкой психического развития;
- – умственно-отсталых детей.
- 4. Оздоровительные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении. Они предназначены для оказания семье помощи в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1997 № 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:
- – санаторная школа-интернат;
- – санаторно-лесная школа;
- – санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- 5. К другим образовательным учреждениям для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
относятся:
- – кадетская школа;
- – кадетская школа-интернат. Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) утверждено постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1427;
- – школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Преимущественное право для зачисления в нее имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 15 лет, изъявившие желание там учиться и соответствующее здоровье. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой утверждено постановлением Правительства РФ от 05.09.1998 № 1046;
- – воспитанники воинских частей – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства в качестве воспитанников в воинские части. Положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия утверждено постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 № 124, а Положение о статусе воспитанников воинских частей утверждено постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 745.
В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для обеспечения решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком и защитой его прав в зависимости от возникающих социальных проблем.
К таким семьям относятся:
- – приемные семьи кризисной ситуации, создаются для частных случаев, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной семьи на определенный период. Причинами, требующими перемещения ребенка могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком; трагедия; внезапная болезнь родителей;
- – приемная семья на короткое время, необходимость в которой возникает при планировании командировок, планируемого медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобные семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним;
- – приемная семья па длительное время работает на договорных началах для обустройства ребенка в связи с возникшей потребностью у родителей;
- – семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул. Такая форма помещения детей в семью дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);
- – семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик), когда вечернее время и ночь он проводит в своей семье.
В социально-педагогическом плане воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, имеет комплекс проблем.
В приемных семьях они обусловлены, с одной стороны, готовностью и способностью приемных родителей обеспечить необходимый уход и воспитание детей, с другой – необходимостью преодолевать проблемы, возникающие в связи с воспитанием приемного ребенка (проявление какой-либо патологии, конфликтные ситуации между родителями и детьми, вытекающие из суждения "не мои родители").
Возникает необходимость специальной социально-педагогической подготовки родителей приемных семей к воспитательной работе с детьми. На начальном этапе создания приемной семьи она обеспечивает педагогическую подготовку к формированию отношений "родитель – ребенок", ухода за последним и накопления опыта воспитательной работы с ним. Впоследствии она обеспечивает социально-педагогическое патронирование в целях контроля, своевременного консультирования, помощи и поддержки семьи в случаях возникновения неадекватных ситуаций, предупреждения и преодоления конфликтных проявлений.
Центры социального обслуживания семьи и детей России используют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятельности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных стран представляет большой интерес.
Согласно Федеральному закону "Об образовании", учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) являются типом образовательного учреждения.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными) учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения.
Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственно1 регистрации Федеральной регистрационной службы.
Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок.
Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН - идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах - Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в органе государственной статистики.
Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций.
Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны:
1. Уплатить государственную пошлину (2000 рублей)
2. Подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы -протокол или решение о создании организации, Устав, возможно - учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа
3. Заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.
После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию . Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи ‑ Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796).
Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями
Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) - представление руководства соответствующей конфессии;
б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении;
в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;
д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);
е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования;
ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования ‑ аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.
По прошествии некоторого периода после получения лицензии (как минимум, после одного выпуска учащихся (слушателей, студентов...), но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии) образовательное учреждение имеет право в порядке, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерством образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аттестации. Аналогично, аттестованное образовательное учреждение вправе обратиться с заявлением о своей государственной аккредитации.
По федеральному законодательству есть два типа учреждения, которые можно назвать одним словом "приют". К учреждениям для несовершеннолетних относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и социальные приюты для детей.
Постановлением правительства РФ от 27.11.2000 года утверждено Примерное положение, регулирующее деятельность социального приюта для детей , социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Основной задачей социального приюта для детей является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии со своими задачами приют совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, Примерным положением и своим уставом.
Основными задачами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются профилактика безнадзорности и беспризорности , а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии со своими задачами центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.
Основными задачами центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей , являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.
В соответствии со своими задачами центр совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей ; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
Опека (попечительство) - является одной из приоритетных форм устройства на воспитание ребенка , оставшегося без попечения родителей, и устанавливается в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.
Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ст. 31 ГК РФ, п. 3). Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ФЗ РФ от 24.04.2008 г. № 48 "Об опеке и попечительстве"). Опекун (попечитель) может быть назначен только с его согласия (ст. 35 ГК РФ, п.3). Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).
В число образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей входят:
· детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
· детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
· специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
Основными задачами учреждений являются:
создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
обеспечение социальной защиты, медико-психо-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;
охрана прав и интересов воспитанников.
Деятельность таких учреждений строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.
Учреждение создается учредителем. Им могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство учреждения. Отношения между учредителем и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению о доме ребенка2 во вновь организуемых домах ребенка, как правило, должно быть не менее 30 и не более 100 коек. В доме ребенка возрастной состав детей в группах и количество групп устанавливается в зависимости от мощности учреждения и возрастного состава детей в нем. Каждая группа детей в доме ребенка обслуживается специальной сестрой и няней. Дом ребенка имеет изолятор, обслуживающий больных детей. Количество мест в изоляторе составляет не менее 10% коечного фонда. Помещение дома ребенка, медицинское и хозяйственное оборудование, а также мягкий инвентарь и его содержание должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным особенностям детей и соответствующим нормам.
Организация обучения и воспитания в образовательном учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.
В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы: разновозрастные (не более 8 человек); одновозрастные (до 4 лет – не более5 человек, от 4 лет и старше – не более 10 человек). В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.
В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы осуществляется только на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
Учреждение с согласия воспитанников может проводить профессиональную подготовку воспитанников в качестве дополнительных образовательных услуг, при наличии соответствующей лицензии.
В учреждения принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признанные недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.
В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.
Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.
Права и обязанности воспитанников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами. Воспитанники имеют право на: бесплатное содержание и получение общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; защиту своих прав и интересов; уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации; удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; развитие своих творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.
Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом (см. Приложение № 2).
Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи.
Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию.
Управление учреждениями осуществляется в соответствии с законом РФ « Об образовании»1, типовым положением и уставом. Директор учреждения назначаемое лицо и несет ответственность за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями.
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Земельные участки закрепляются за учреждением в бессрочное пользование.
Деятельность учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых от вида учреждения и в расчете на одного воспитанника (см. Приложения № 3 - 6). Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя.