Внеклассное мероприятие в школьной библиотеке: «Волшебная страна братьев Гримм. Внеклассное мероприятие "волшебный мир сказок братьев гримм" Сценарий по творчеству братья гримм

Предварительный просмотр:

Братья Гримм. «Детские и семейные сказки» – 200 лет

Сценарий мероприятия для 2 – 6 классов, посвященного 200-летию выхода в свет

сборника сказок братьев Гримм «Детские и семейные сказки»

ПОДГОТОВКА К МЕРОПРИЯТИЮ:

  1. Выставка детских рисунков «Мы любим сказки братьев Гримм»
  2. Книжная выставка
  3. Викторина по сказкам братьев Гримм (Приложение 1)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

(Беседа сопровождается показом презентации)

Мероприятие начинается с прослушивания аудиозаписи сказки «Горшочек каши»

Вступительное слово учителя: (слайд 2)

Я думаю, что нет такого человека, который не любил бы сказки, особенно волшебные. А именно такие сказки писали два замечательных человека, о которых мы сегодня с вами будем говорить – это братья Гримм.

Дорогой доброй сказки идем мы без опаски

И дружно говорим: «Идем мы к братьям Гримм!»

И встретят нас герои, красавицы и тролли,

Лягушка и горшок, боб и уголек.

И музыкантов Бремена узнаем мы уверенно.

И Розочку с Беляночкой на сказочной поляночке.

И снова повторим: « Идем мы к братьям Гримм!»

(Слайд 3)

Наше мероприятие посвящено знаменательной дате: сборнику «Де́тские и семе́йные ска́зки» исполняется 200 лет.

«Де́тские и семе́йные ска́зки» (нем. Kinder- und Hausmärchen, KHM) - сборник сказок, собранных в немецких землях и литературно обработанных братьями Якобом и Вильгельмом Гриммами. Первоначально издан в 1812 году. В настоящее время известен под названием «Ска́зки бра́тьев Гримм» (нем. Grimms Märchen). В рукописи содержалось 49 сказок, из которых Вильгельмом Гриммом записано 15, а Якобом Гриммом - 27. Эти сказки услышаны непосредственно от сказителей Гессена. Остальные взяты из литературных источников.

Изданный 20 декабря 1812 года в Берлине первый том первого издания сборника содержал 86 сказок. Во втором томе, отпечатанном в 1814 году, добавилось ещё 70 сказок.

(Слайд 4) Братья Гримм начали вести регулярные записи сказок с 1807 года, во время своего путешествия по Гессену, продолжили в Вестфалии.

Одна из первых записанных Вильгельмом Гриммом сказок является «Приёмыш Богоматери», которую рассказала дочка аптекаря Маргарета Вильд из Касселя, через год сказками поделилась и её мать - госпожа Вильд.

Сестра Доротея Вильд, будущая супруга Вильгельма Гримма, рассказала сказки «Гензель и Гретель», «Госпожа Метелица», «Столик-накройся».

Некая «старая Мария» поведала сказки «Мальчик-с-пальчик», «Братец и сестрица», «Девушка-безручка», «Красная Шапочка», «Спящая Красавица». Сказки «Чёрт с тремя золотыми волосками», «Король Дроздобород» - также записаны в семье Гассенпфлуг от дочерей Марии.

Со слов крестьянки Доротеи Фиман была записана 21 сказка для второго тома и многочисленные дополнения. Ей принадлежат такие сказки как «Гусятница», «Ленивая пряха», «Чёрт и его бабушка», «Доктор Всезнайка».

Сказками «Дух в склянке», «Живая вода», «Королевские дети», «Старуха в лесу», «Шестеро слуг» братья Гримм обязаны баронской семье фон Гакстгаузен.

Сын пастора Фердинанд Зиберт, преподаватель Фридриховой гимназии в Касселе, после выхода в свет второго тома сказок пополнил последующие издания множеством сказок, в том числе одним из вариантов «Белоснежки».

(Слайд 5) А мы начнем наше путешествие со слов, которыми начинаются многие сказки. Жили-были… Более двухсот лет назад жили-были муж и жена – Филипп-Вильгельм и Доротея. А с ними жили их дети. Братьев было, что пальцев на руке, да ещё маленькая сестрица Лотта Жили они в той стране, которая сейчас называется Германией.

В семье юриста Филиппа-Вильгельма и Доротеи Гримм 4 января 1785 года родился долгожданный первенец Якоб, а через год 24 февраля 1786 года на свет появился его брат Вильгельм. Семья Гримм постепенно увеличивалась – родились братья Карл, Фердинанд и Людвиг Эмиль, и сестра Лотта.

(Слайд 6) Дружно жили братья и сестра, но двое старших – Якоб и Вильгельм были просто неразлучны.

Семья Гримм жила в дружбе и согласии, в их доме было множество поводов для веселья – совместных праздников. Но счастливая пора детства закончилась, когда умер отец. Вильгельму было тогда 10 лет. Доротея Гримм осталась одна с шестью детьми. Теперь братья стали старшими мужчинами в семье, но единственное, чем они могли помочь матери, это поскорее выучиться и начать работать. Через 2 года после смерти отца мать отправила их в город Кассель к тете. Тетка наняла им учителей, заботилась о них, помогала. За 4 года братья закончили 8 классов гимназии. После ее окончания братья поступили в Университет. И они уж было совсем стали юристами, как вдруг…

(Слайд 7) На глаза им попался сборник песен. Эти песни были написаны вроде бы по-немецки, но половина слов непонятна. Это был старонемецкий язык, который уже тогда более 200 лет назад мало кто знал. Братья решили перевести эти песни на современный язык: «Надо же нам, немцам, знать старинные песни своего народа!» Потом они стали собирать предания и легенды. Им так нравилось изучать историю и язык, что они решили, что это станет их профессией.

Они первые научили немцев грамотно писать, потому что составили первую немецкую грамматику в 4 томах. И самый первый многотомный словарь немецкого языка начал составлять Якоб Гримм. Одновременно с этой работой они собирали народные песни, легенды, предания, но и не забывали и про сказки. Они расспрашивали всех друзей, знакомых, и каждый вспоминал какую-нибудь сказку.

«Собрано братьями Гримм» написали братья на самой знаменитой своей книге «Детские и семейные сказки», первый том которых стал подарком к Рождеству 1812 года. Вскоре после выхода первого тома сказок началась работа над вторым томом.

Эти книги сказок завоевали популярность. Да еще какую! Это был настоящий бум! Книги покупали все: и дворяне, и простые люди. И не мудрено, ведь эта книга была собранием всей мудрости народной.

Вот так братья Гримм стали знамениты на весь мир.

(Слайд 8) Некоторые сказки (иллюстрации сказок)

Белоснежка

Бременские музыканты

Гензель и Гретель

Сладкая каша

Рапунцель

Соломинка, уголёк и боб

О рыбаке и его жене

Беляночка и Розочка

Король Дроздобород

Умная Эльза

Госпожа Метелица

Чёрт с тремя золотыми волосами

Двенадцать братьев

Железный Ганс

Белая змея

Храбрый портняжка

Сказка о том, кто ходил страху учиться

(Слайд 9) Сейчас в родном городе братьев Гримм – Ханау на площади перед городской ратушей стоит бронзовый памятник: Якоб, сидящий в кресле, с пером в руке, и рядом с ним Вильгельм. Неразлучные братья, творящие добро. Существует легенда, что иногда ночью братья, стараясь не звенеть бронзой одежд, осторожно сходят с высокого постамента своего памятника. И остерегаясь привлечь внимание случайных прохожих, бродят по городу, вспоминая далекое прошлое…

Братья были не похожи друг на друга: очень серьезный Якоб, и мягкий, романтичный Вильгельм. Но они оба очень любили свое дело. И, скорее всего, именно поэтому их сказки живут, и будут жить в веках.

(Слайд 10) Викторина «По следам сказок»

1) «Бременские музыканты»

  1. Назовите главных героев сказки? (осел, собака, кот и петух)
  2. Какую работу они выполняли у своих хозяев? (Осел работал на мельнице, собака охраняла дом, бегала за дичью, кот ловил крыс и мышей, петух своим петушиным криком будил своих хозяев)
  3. А почему они ушли от хозяев? (Хозяева их выгнали. Они состарились: ослик ослабел и не может таскать кули с мукой. Собака состарилась и не может бегать за дичью, кот состарился, зубы притупились, петушка хотят зарезать).
  4. Что стало с нашими героями, когда они встретились? Какая мечта у наших героев? (Они хотят стать уличными музыкантами, будут петь, и играть на музыкальных инструментах и зарабатывать себе на жизнь)
  5. Продолжите строчку песни из известного мультфильма о бременских музыкантах «Мы к вам заехали …» (…на час

Привет! Бонжур! Хеллоу!

А ну скорей любите нас!

Вам крупно повезло!

(Слайд 11) 2) Знаете ли вы сказки?

  1. В этой сказке трое неудавшихся друзей встречают преграду на своём пути. (Соломинка, уголь и боб)
  2. Несчастная девушка одна, оказавшись в лесу, была спасена маленькими человечками. (Белоснежка)
  3. В этой сказке каша затопила все улицы. (Горшочек каши)

(Слайд 12) 3) Из каких сказок эти сюжеты? На слайде представлены иллюстрации к сказкам.

1. «Горшочек каши» 2. «Храбрый портняжка» 3. «Белоснежка» 4. «Бременские музыканты

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

  1. награждение победителей викторины
  2. награждение участников конкурса рисунков

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «Чёрт и 3 золотых волоска»

Приложение1.

ВИКТОРИНА

по сказкам братьев Гримм

1. «Вспомним названия сказок».

Храбрый…(портняжка);

Соломинка, уголек и…(боб);

Двенадцать…(братьев);

Умная…(Эльза);

Железный…(Ганс);

Золотой…(гусь, ключик);

Госпожа…(метелица);

Синяя…(свечка).

2. Чему обучились герои сказки «Три брата», странствуя по свету? (Брить, ковать, фехтовать).

3. В какой сказке одна из героинь за свою лень была измазана черной смолой? («Госпожа Метелица»).

4. В какой сказке принцесса любила давать женихам стихотворные прозвища: «Журавлины долги ноги, не найдут пути – дороги; «Белый как смерть, тощий, как жердь»; «Краснокожий, на рака похожий». («Король – Дроздобород»)

5. Чем и в течении какого времени кормил великан маленького мальчика в сказке «Молодой великан», чтобы тот вырос? (Орехами в течении 6 лет.)

6. В какого зверя заколдовал маленький карлик прекрасного принца в сказке «Беляночка и Розочка»? (В медведя).

7. Какие животные устроили ради спора марафонский забег на овощном поле? (Заяц и еж).

8. Почему у всех бобов посередине черный шов? (Портной зашил лопнувшего от смеха боба единственной имеющейся у него черной ниткой. Сказка «Соломинка, уголь и боб»).

9. Чем заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Волку набили брюхо камнями и он утонул).

10. На каком музыкальном инструменте играл петух из сказки «Бременские музыканты»? (На балалайке.)

11. Кто и в какой сказке пел:

Что мы за красавчики! Любо взглянуть!

Славно поработали – можно отдохнуть!

(Маленькие человечки).

12. В какой сказке муж и жена в облаках летали?

(«Молодой великан»)

13. В какой сказке и кому прислуживал черный человечек?

(Солдату в сказке «Синяя свечка».)

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ?

14. Что надо сделать, чтобы превратить 12 братьев из воронов в людей? (7 лет молчать, не смеяться, не говорить – «Двенадцать братьев»)

15. Что нужно сделать, чтобы понимать язык зверей и птиц? (Съесть кусочек белой змеи – «Белая змея»)

16. Что нужно сделать, чтобы из фонтана, который иссяк, вновь потекло вино? (Прогнать жабу под камнем. – «Черт с тремя золотыми волосами»).

17. Что нужно написать на поясе, чтобы стать счастливым? («Когда я злой бываю – семерых убиваю» - «Храбрый портной»)

18. Что нужно сказать, чтобы горшочек варил вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек вари!» - «Горшочек каши»)

19. Что нужно взять с собой королю, чтобы найти дорогу к потаенному замку в лесной чаще, где жили его сыновья. (Клубок волшебных ниток - «Шесть лебедей»)

«КТО ЗДЕСЬ БЫЛ И ЧТО ЗАБЫЛ» (назовите героя сказки, которому принадлежали вещи)

20.Золотые туфельки (золушка).

21.Шапочка из красного бархата (девочка Красная Шапочка).

22.Стоптанные туфельки (принцессы).

23.Толстая железная палка (молодой великан).

24.Пояс с вышитыми буквами: «Когда злой бываю, семерых убиваю» (портняжка).

25.Синяя свечка (солдат).

26.Пряничный домик (старуха).

27. Как называется сказка русского писателя, написанная по мотивам сказки братьев Гримм «ГОСПОЖА МЕТЕЛИЦА»? (В.Одоевский « МОРОЗ ИВАНОВИЧ».) А русская народная сказка с аналогичным содержанием как называется? («МОРОЗКО»).

МКОУ «Никольская ООШ»

Внеклассное мероприятие в школьной библиотеке:

«Волшебная страна братьев Гримм»

для учащихся 1-2 классов.

Учитель: Щенова Т.В.

Цель: расширить кругозор детей по сказкам братьев Гримм, воспитывать любознательность, развивать любовь к чтению.


  1. Оформить книжку выставку «Волшебная страна братьев Гримм».

  2. Организовать конкурс рисунков к сказкам.

  3. Провести викторину по сказкам братьев Гримм -«Библиотекарь».

  4. На уроках музыки разучить «Песню друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».
5.Портреты братьев Гримм.

Ход занятия:

Конкурс №1

Все ли названные сказки принадлежат братьям Гримм?

Сказки:


  1. «Синяя свеча», «Три брата», «Репа», «Беляночка и Розочка», «Соловей» (сказка Г.Х. Андерсена).

  2. «Золотой гусь», «Заяц и еж», «Чудо-птица», «Ослиная шкура», (сказка Ш. Перро). «Снегурочка».

  3. «Золушка», «Бабушка Вьюга», «Шесть лебедей», «Хрустальная гора», «Стоптанные туфельки» (все сказки братьев Гримм).

  4. «Мальчик-с-пальчик», «Горшок каши», «Храбрый портной», «Глупый Ганс», «Умная Эльза», (все сказки братьев Гримм).

  5. «Бременские музыканты», «Король Дроздобород», «Девушка-дикарка», «Царевна-лягушка»(русская народная сказка), «Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка».

Конкурс №2

Задания:


  1. Жил в одной немецком городе портной; целый день сидел он у окна и шил. Куртки шил, штаны, жилетки… А потом случилось так, что пришлось ему побороться с великаном, потом с разбойниками и, наконец, с единорогом. Всех одолел не силой, а хитростью… Кто это? Как его зовут? (Ганс из сказки «Храбрый портной»).

  2. Когда рабочие выпустили всю воду из пруда, то увидели на дне страшного человека. Кожа его была цвета ржавого железа, ноги как у дикого зверя, а волосы с головы и бороды и головы спускались до колен… Кто это? (Железный Ганс из одноименной сказки.)

  3. Узнайте, что за страшилище: «Шерсть дыбом, рог один, но огромный как меч…»(Однорог).

  4. Она старалась во всем угождать старухе и всякий раз так сильно взбивала перину, что перья взлетали кругом. (Падчерица из сказки «Госпожа Метелица».)

  5. Обе они были добрые, скромные и послушные. Одна – беленькая, а другая – темненькая. Одна из них любила бегать по лугам и по полянам, собирала цветы, а другая сидела дома возле матери, помогала ей по хозяйству или читала ей вслух… (Беляночка и Розочка из одноименной сказки).

  6. Домик был вкусный, сладкий, а хозяйка его … Кто? Из какой сказки? (Ведьма из сказки «Пряничный домик».)

Конкурс №3

«Кто и кому так говорит?»

Задания:


  1. «Ты испытания не выдержал, и оставаться здесь тебе нельзя. Ступай странствовать по свету, и ты узнаешь тогда, как в бедности живется. Но, так как сердце у тебя не злое, и я желаю тебе добра, то позволю тебе вот что: когда попадешь ты в беду, то кликнешь меня…» (Железный Ганс – мальчику.)

  2. «Тебя проводят, куда тебе нужно, но ты должна вернуться сюда, принести нож и поскоблить столб, когда ты поскоблишь железо и освободишь меня, я женюсь на тебе». (Железный дровосек – королевской дочери.)

  3. «Не плачь, милая матушка, я пойду и разыщу своих братьев». (Девушка – королевне из сказки «Двенадцать братьев»)

  4. «Ты прекрасна, ты бела – и за то тебе хвала. Но Снегурочка белее, и румяней, и милее». (зеркальце – королеве –мачехе.)

Блиц-конкурс

Задание – отгадай сказку по трем словам:


  1. Озеро, солдат, башмаки. («Стоптанные башмаки».)

  2. Лепешка, гусь, старичок. («Золотой гусь».)

  3. Мельница, огонек, лес. («Бременские музыканты».)

  4. Перина, ворота, золото. («Госпожа Метелица».)

  5. Варенье, жилетка, мухи. («Храбрый портной».)

  6. Иголка, ножик, козочка. («Глупый Ганс»)

  7. Печка, лопата, козочка. («Пряничный домик».)

  8. Орел, рыба, борода. («Беляночка и Розочка».)

  9. Зола, орешник, карета. («Золушка».)

  10. Карман, борозда, орехи. («Молодой великан».)

  11. Свеча, горох, ведьма. («Синяя свеча».)

  12. Зеркальце, шнурочек, гребень. («Снегурочка».)

  13. Разбойник, петух, кот. («Бременские музыканты».)

  14. Колодец, пряжа, веретено. («Госпожа Метелица».)

  15. Сыр, птица, камень. («Храбрый портной».)

  16. Рубашки, костер, лебеди. («Шесть лебедей».)

  17. Горшки, музыкант, свадьба. («Король Дроздобород».)

  18. Шляпа, служанка, волк. («Мальчик-с-пальчик».)

Конкурс «Кроссворд»

Вопросы:


  1. Сестра Розочки.

  2. Бабушка Вьюга или госпожа…

  3. Девушка была очень рассудительной и звали ее Умная…

  4. Ее друзьями были Осел, Кот, Петух.

  5. Сказка про прекрасного королевича в ослиной шкуре.

  6. Маленький герой сказок братьев Гримм, злым и жадным, бывает и добрым.

  7. Мальчика звали Гензель, а девочку…

  8. Сказка о хитром бедняке, который сумел обмануть Мельника, Попа, Пастуха и богатых односельчан.

  9. В великолепном, сверкающем платье и туфельках из чистого золота она была прекрасна. Королевич весь вечер танцевал только с ней.

  10. В сказках братьев Гримм он бывает и глупым, смышленым, и даже железным.

Если все слова разгаданы правильно, то по вертикали должно получится имя прекрасной королевы,

Которую хотела сжить со света злая мачеха. (Белоснежка).


б

е

л

о

с

н

е

ж

к

а

Ответы: 1. Беляночка; 2. Метелица; 3. Эльза; 4. Собака; 5. Ослик; 6. Гном; 7.Гретель; 8. Мужичок; 9. Золушка; 10. Ганс.

Кроссворд №2

Вопросы:


  1. Очень трудно жилось этой девушке у мачехи: работала она с утра до поздней ночи, а спала в золе, рядом с очагом.

  2. Подружка Боба и уголька.

  3. Один из бременских музыкантов.

  4. Не понравился капризной королевне жених: «Подбородок у него, словно клюв у дрозда!» С той поры и прозвали его …

  5. Предмет, который заставила достать ведьма солдата из колодца.

  6. Он то глупый, то смышленый, то железный…

  7. Птицы, в которых превратила мачеха своих пасынков.

  8. В одних изданиях она зовется Белоснежка, а в других…

  9. Брат девочки Гретель.

  10. «Столик-накройся, золотой осел и … из мешка».

Если все слова разгаданы правильно, то по вертикали должно получится название сказки братьев Гримм («Шиповничек»)


ш

и

п

о

в

н

и

ч

е

к

Ответы: 1. Золушка. 2.Соломинка. 3. Петух. 4. Дроздобород. 5. Свеча. 6. Ганс. 7. Лебеди. 8. Снегурочка. 9. Гензель. 10. Дубинка.

Ведущий. Подходит к концу наше путешествие в Волшебную страну братьев Гримм.

Чтец. Дорогой чудной сказки

Прошли мы без опаски.

И дружно говорим:

«Спасибо, братья Гримм!»
Ведущий. Ребята, скажем все вместе: «Спасибо, братья Гримм!».

Вам, наверное, не терпится узнать, кто же победила? А это мы сейчас узнаем! Жюри, подведите, пожалуйста, итоги! А мы споем «Песню друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».
«Песня друзей» (слова Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова).

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги.

Нам любые дороги дороги.

Нам любые дороги дороги.

Ла-ла-ла-ла-ла-ла!


Мы свое призванье не забудем:

Смех и радость мы приносим людям.

Нам дворцов заманчивые своды

Не заменят никогда свободы.

Ла-ла-ла-ла-ла-ла!

Ла-ла-ла-ла-ла-ла! Ей-ей-ей-ей-ей!
Наш ковер – цветочная поляна,

Наши стены – сосны великаны,

Наша крыша - небо голубое,

Наше счастье жить – такой судьбою.

Ла-ла-ла-ла-ла-ла!

Ла-ла-ла-ла-ла-ла! Ей-ей-ей-ей-ей!

Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература: 1. Журнал «Педсовет»; 2. Сказки братьев Гримм

Волшебный мир сказок.
Литературная викторина с ответами по сказкам братьев Гримм для младших школьников


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино, Курская область
Описание: материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям детских садов и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: расширение и закрепление представлений детей о литературных сказках братьев Гримм.
Задачи:
1.Познакомить детей с некоторыми фактами из жизни немецких сказочников Якоба и Вильгельма Гримм.
2.Вызвать интерес к сказкам и желание их читать и перечитывать.
3.Развивать мышление, память, внимание, быстроту реакции.
4.Выявить лучших знатоков сказок братьев Гримм.

Предварительная подготовка: вывешивание в классном уголке списка сказок братьев Гримм, которые дети могут прочитать к викторине.
Это сказки:
«Бременские музыканты»
«Госпожа Метелица»
«Семеро храбрецов»
«Храбрый портной»
«Заяц и еж»
«Молодой великан»
«Три змеиных листочка»
«Золотой гусь»
«Три перышка»
«Король-лягушонок»
«Дружба кошки и мышки»
«Гензель и Гретель»
«Соломинка, уголёк и боб»
«Мальчик с пальчик»
«Волшебный горшочек»
«Одноглазка, двуглазка и трехглазка»
«Бременские музыканты»
«Спящая красавица»
«Рапунцель»
«Вор и его учитель»
«Стоптанные туфельки»
«Шесть лебедей»

Вопросы даны с избытком, использование их всех на одном классном часе необязательно.

Вступительное слово о братьях Гримм.
Чтец
Как много сказок на земле -
Различных, непохожих!
Как много разных королей -
Они несхожи тоже.
Вот этот-трус, а тот - балда,
А этот спит на троне;
Один король - король всегда,
Другой - когда в короне.
У короля полно земли
И больше станет завтра...
Да только в сказках короли
Приятней, чем взаправду!

Чтец
Два господина в сюртуках,

При шляпах и жилетах...
Не часто встретишь в деревнях
Таких вот разодетых.
Какой их путь сюда привел -
И, видно, некороткий, -
На площади германских сел,
На ярмарки и сходки?
И что за толк для них в пути
Средь люда забубенного?
Хотят имение найти
За неименьем оного?
Или отрыть решили клад,
Зарытый под горою?
Так что же нет у них лопат
И заступов с собою?
В начале XIX века в маленьких городах и селах Германии можно было встретить двух молодых людей, которые расспрашивали о чем-то местных жителей. Что же они искали? Клад, который хотели отыскать эти два господина, роясь в древних манускриптах, расспрашивая людей во всех уголках страны, таился не в земле. Имя этому кладу - народные сказки. Сказки с феями и великанами, остроумными простаками, принцами и принцессами и, конечно же, с королями.
Вот как сам Якоб говорил о своём занятии :«Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней»
Путешествуя по родному краю, братья записывали сказки со слов сельских и городских жителей.За 10 лет братья Гримм собрали больше двухсот сказок.
И в 1812 году решили их напечатать. Эти книжки назывались «Детские и семейные сказки». Король Дроздовик, король с Золотой горы, король из сказки «Белая змея», король из сказки «Удачная торговля» - вот их сколько, поселившихся в сказках, собранных немецкими учеными братьями Гримм, Якобом и Вильгельмом.


Якоб и Вильгельм Гримм родились в Берлине, в семье чиновника. Получили юридическое образование в Марбурге, служили в Берлинском университете профессорами. Создали «немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.Семья их была очень дружной. У Якоба и Вильгельма было ещё трое братьев и сестра. Родители очень часто устраивали детям семейные праздники.
24 февраля 2016 года исполнилось 230 лет со дня рождения Вильгельма Гримма, младшего из братьев – сказочников.
Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. В России сказки братьев Гримм узнали в середине XIX века и сразу же их полюбили. Книжки издавались огромными тиражами, позднее по ним снимались фильмы, мультфильмы, ставились спектакли.
Братья Гримм написали немало научных трудов, но прославили ученых именно три сборника бережно собранных немецких народных сказок. И хотя Вильгельм и Якоб сами сказок не сочиняли, а только обрабатывали записанное, в знак особой благодарности народные сказки, сохраненные ими, стали повсюду называть «Сказками братьев Гримм».
ЧТЕЦ
Друзья, сейчас поговорим
О добрых сказках братьев Гримм.
Не думали ли вы вначале:
Все братья Гримм насочиняли?
На самом деле сказки эти
Давным-давно живут на свете.
А братья славно потрудились,
Чтоб сказки нами не забылись.
Сегодня и представить трудно
Наш мир без этих сказок чудных.

ВИКТОРИНА


1. В каком веке родились братья? (В XVIII веке)
2. В какой стране жили братья?(В Германии)
3. Как звали братьев?(Вильгельм и Якоб)
4. Назовите сказки братьев Гримм (Ответы детей)
5. 0 чем поспорили заяц и еж в сказке «Заяц и еж»? (Кто кого обгонит.)


6. Чему учит сказка «Заяц и еж»? (Не хвастай своими достоинствами, не высмеивай недостатки других, иначе найдется тот, кто посмеется над тобой.)
7. За что старый седой человечек из сказки «Золотой гусь» наградил парня золотым гусем?
(За его доброе сердце и щедрость.)


8. Какие слова вышил на своем поясе портной Ганс из сказки «Храбрый портной»?
(«Когда злой бываю, семерых убиваю».)


9. Какие слова нужно было произнести, чтобы волшебный горшочек перестал варить кашу?
(«Раз, два, три, Больше не вари!»)


10. Кто из бременских музыкантов играл на скрипке?(Кот)



11. В сказке «Гензель и Гретель» дети подошли к избушке, которая была сделана из хлеба, а крыша из пряников. Из чего были сделаны окошки в этом домике? (Из сахара)



12. Какой ниткой портной зашил боб (сказка «Соломинка, уголь и боб»)? (Черной)



13. Кто заколдовал прекрасного принца в сказке «Краснозорька и Белоснежка»?(Маленький карлик)


14. Какой предмет уронила королевская дочка в колодец в сказке «Король-лягушонок» или «Железный Генрих»? (Золотой мяч)


15. За кого король выдал замуж свою высокомерную дочь в сказке «Король Дроздобород»?
(За бродячего музыканта)


16. Как отблагодарили сапожник с женой маленьких человечков(сказка «Маленькие человечки»)? (Сшили для них одежду и сделали башмачки)


17. Как звали дочку короля, которая была «Бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево»? (Белоснежка)


18. С помощью какого предмета король находил дорогу к потаенному замку в лесной чаще, где жили его сыновья? (сказка «Шесть лебедей») (Волшебный клубок ниток)


19. Что спрятали в церкви (кирхе) под алтарем кошка и мышка? (сказка «Дружба мышки и кошки») (Горшочек с жиром)


20. К кому попала падчерица, спустившись в колодец за веретеном? (К Госпоже Метелице)

Подведение итогов викторины.

Выявление знатоков сказок братьев Гримм.
-Чему учат нас сказки братьев Гримм?
(Быть добрыми, помогать друг другу, не лениться, никого не обманывать, любить людей.)
Чтец
Бывает трудно жить,
Приходит грозный час,
Но сказка - это нить,
Связующая нас.
Не в каждой сказке толк
Найдешь на первый взгляд.
Но в каждой сказке волк
Слабей, чем семь козлят.
Пойдем своей тропой,
А после поглядим:
Эрнст Август - кто такой?
А это? Братья Гримм!
Кто дружит с детворой
Всех стран и всех земель -
Курфюрст Вильгельм Второй?
Нет! Якоб и Вильгельм!
Исчез король давно,
Как мимолетный дым,
А ты откроешь том
И встретишь братьев Гримм.

В мире не так много памятников, которые поставлены не писателям, а их литературным героям.
Есть такой памятник и у героев братьев Гримм.
В Бремене стоит бронзовый памятник «Бременские музыканты».
На постаменте стоит осёл, на спине которого - собака, на её спине – кот, а на самом верху – петух.

Турнир знатоков сказок братьев Гримм

Die deutsche Marchenstrasse

Цель: Способствовать повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка, расширению их литературного кругозора.

Оформление: портреты братьев Гримм, газета «Die deutsche Marchenstrasse”, конкурсные иллюстрации к сказкам по произведениям братьев Гримм, выставка книг.

Условия игры: Турнир проводится среди учащихся, которым заранее предлагалось прочитать сказки братьев Гримм, нарисовать иллюстрации к любимым сказкам. На уроках учитель знакомил учащихся с фактами биографии немецких сказочников.

Игра проводится в три тура. Перед каждым туром проводится отбор участников. Всего финалистов – трое. Они состязаются за право быть лучшим в турнире знатоков сказок братьев Гримм.

Отборочный тур№1

    Назовите имена братьев Гримм.

    Назовите родной город сказочников.

    В каком немецком городе находится музей братьев Гримм?

Далее каждому участнику гейма предлагается прослушать описание образа героя одной из сказок и отгадать о ком идёт речь. Дальнейшие вопросы к игроку связаны именно с этим образом. Участники зарабатывают жетоны за каждый правильный ответ. Набравший большее количества жетонов выходит в финал конкурса.

Образ героя №1:

Вы живёте в одном из немецких городов. Ваше основное занятие – шитьё. Вы очень любите сладкое, особенно варенье. Однажды Вы прослыли необычайно храбрым. Итак, кто Вы? (Храбрый портной)

Вопросы игроку №1

    Вспомните, как Вас зовут? (Ганс)

    Что Вы шили в тот момент, когда к Вам пришла известность? (Жилетку)

    Что Вы вышили на поясе, который полностью изменил Вашу жизнь? (Когда злым бываю – семерых убиваю)

    Назовите Ваше самое любимое варенье. (Сливовое)

Образ героя №2:

Вы жили много- много лет тому назад, работали на мельнице, таскали тяжёлые кули с мукой. Когда Вы состарились – стали не нужны своему хозяину. Кто Вы? (Осёл из сказки «Бременские музыканты»)

Вопросы к игроку №2

    Скажите, в какой город Вы отправились, обидевшись на хозяина? (Бремен)

    Назовите героев, которых Вы встретили по дороге. (Собака, кот, петух)

    Какими музыкальные инструменты были у этих героев? (Гитара, барабан, скрипка, балалайка)

    Вспомните, на каком музыкальном инструменте играл петух? (На балалайке)

Образ героя №3

Вы очень красивы собой. «Белы как снег, румяны как кровь, черноволосы, как черное дерево». Но Ваша красота приносит лишь страдания. Завистливая женщина решила Вас погубить. Кто Вы? (Снегурочка из одноимённой сказки)

Вопросы к игроку №3

    Кто была та завистливая женщина, которой Вы не нравились? (мачеха)

    Что за волшебный предмет имела она? (Зеркальце)

    Однажды Вы оказались в дремучем лесу. Кто Вам помог? (Семеро гномов)

    У какой героини русской народной сказки судьба, похожая на Вашу? (Царевна из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Отборочный тур №2

Нам прислали телеграммы. Помогите определить, кто является автором посланий.

1.«Я слаб, да умён, а ты силён, да глуп» (Храбрый портной)

2.«Беда! В нашем доме поселились странные великаны!» (Разбойники из сказки «Бременские музыканты»)

3.«Храбрый Шульц, смелее в бой! Не пугайся, мы с тобой!» (Семеро храбрецов из одноимённой сказки)

Образ героя №1:

Вы бедны, но очень красивы. Однажды Ваш отец похвастался, что Вы искусная мастерица и способны перепрясть обычную солому в золотую нить. Кто Вы? (Дочь мельника из сказки «Румпельштильцхен»)

Вопросы к игроку №1:

1.Как Вы, бедная девушка, стали королевой?

Что попросил у Вас карлик за оказанную услугу? (Первенца королевы)

2.Что Вы должны знать, чтобы спасти своего первенца? (Имя карлика)

Вспомните слова, которые помогли Вам узнать имя карлика. («Нынче пеку. Завтра пиво варю. У королевы дитя отберу. Ах! Как хорошо, что никто не знает, что Румпельштильцхен меня называют»)

Образ героя №2

Вас околдовала злая ведьма. Вы долгое время были вынуждены жить в колодце, пока случай не помог обрести Вам человеческий образ. Кто Вы? (Лягушонок из одноимённой сказки)

Вопросы к игроку №2

1 Однажды в колодец упал странный предмет. Что это было? (Золотой мяч принцессы)

2. Что Вы попросили у принцессы взамен оказанной ей помощи? (Заботиться о Вас как о человеке)

3. Кому принадлежат следующие слова: «Лопнул тот обруч, которым сковал я своё сердце, пока тосковал. Пока Вы в колодце глубоком, студёном сидели на дне лягушонком зелёным. » (Слуге короля Генриха)

Образ героя №3

Вы очень горды и заносчивы. Попытка отца выдать Вас замуж не увенчалась успехом. Вы высмеяли всех женихов. Кто Вы? (Принцесса из сказки «Король – дроздовик»)

Вопросы игроку №3

    Какое условие поставил Вам король, рассердившись на Ваши шалости? (Выдать замуж за первого встречного)

    Какую работу Вам пришлось выполнять, выйдя замуж? (Плести корзины, торговать горшками, мыть грязную посуду в доме короля)

    Как звали Вашего мужа и почему? (Король – дроздовик, т.к. его нос напоминал клюв дрозда)

Отборочный тур №3

Угадай сказку по предметам:

    Мельница, балалайка, окно. («Бременские музыканты»)

    Шпага, мыло, кисточка, подкова. («Три брата»)

    Ножницы, удочка, борода. («Белоснежка и Алоцветик»)

Образ героя №1

Вы - сын короля. Вас околдовал злой карлик. Кто Вы? (Королевич из сказки «Белоснежка и Алоцветик»)

Вопросы игроку №1

1.При каких условиях Вы смогли бы снова стать человеком? (после смерти короля)

2. Как звали Ваших подруг? (Белоснежка и Алоцветик)

3. Кто из сестёр станет в дальнейшем Вашей женой? (Белоснежка)

4. В кого Вас превратил карлик? (В медведя)

Образ героя №2

Вы были очень маленького роста. Проходили годы, а Вы оставались всё таким же. Однажды Вас похитил великан. Когда Вы вернулись домой, Вас не узнали родители. Кто Вы? (Великан из сказки «Молодой великан»)

Вопросы к игроку №2

    Чем кормил Вас великан и это дало Вам небывалую силу? (орехи)

    Как испытывал великан Вашу силу? (Предлагал вырвать из земли дерево)

    Почему Вы покинули снова родной дом? (В поисках работы)

    Какую плату Вы взимали с помещика у которого работали кузнецом? (Три пинка в год)

Образ героя №3

Вы красивы и работящи, но бедны. Вы живёте с мачехой и сестрой. Однажды с Вами случилась беда - вы нечаянно лишились важного предмета, который Вам нужен для работы. Кто Вы? (Падчерица из сказки «Госпожа Метелица»)

Вопросы к игроку №3

1.Что за предмет Вы потеряли? (Веретено)

2. Отчего,по сюжету Вашей сказки, на земле шёл снег? (От взбивания перины госпожи Метелицы)

3. Как Вы были вознаграждены за свой труд? (Осыпана золотом)

4. Как и за что была вознаграждена Ваша сестра. (вымазана смолой за лень).

Финалистам предлагается составить как можно больше нарицательных существительных из слова «Шиповничек», которое также является названием сказки братьев Гримм.

Во время выполнения задания финалистами, присутствующим зрителям предлагается ответить на следующие вопросы:

    Продолжите знаменитое сказочное заклинание, с помощью которого можно было управлять одним из предметов кухонной утвари: « Раз, два, три… (…Горшочек вари!)»

    Назовите героев из одноимённой сказки братьев Гримм, которые ради спора устроили марафонский забег на овощном поле. (Заяц и ёж)

    Вспомните сказки братьев Гримм, в названиях которых присутствуют числа. «Три брата», «Три счастливца», «Семеро храбрецов», «Белоснежка и семь гномов».

    Чему обучились герои сказки «Три брата» ? (Брить, ковать и фехтовать)

    Что должен был сделать каждый желающий в сказке «Горшок каши», чтобы проехать из деревни в город? (Он должен был поедать в дороге кашу)

    Кто из Бременских музыкантов играл на скрипке? (Кот)

    Кто пел такую песенку в доме старого сапожника: «Хороши у нас наряды, значит не о чем тужить! Мы нарядам нашим рады и сапог не будем шить» (Маленькие человечки в одноимённой сказке)

    Какие цветы росли в саду Белоснежки и Алоцветика? (Розы)

    В какой сказке главными героями были: Силач, великан, богач, мельник. («Молодой великан»)

    Из какой сказки предметы: кроватки, ложки, чашки, гребень. («Белоснежка и семь гномов»)

Использованная литература:

Сказки братьев Гримм.- М; Астрель; 2007.

Внеклассная работа по немецкому языку «В гостях у сказок братьев Гримм» (2 класс)

На начальном и среднем этапе обучения немецкому языку происходит формирование коммуникативной, языковой и общекультурной компетенций в процессе знакомства детей с немецкой детской литературой, фольклором, музыкой.

Задачи:

Цели:

Знакомство с жизнью и творчеством братьев Гримм;

Помощь ребёнку в формировании мировоззрения при анализе поступков сказочных персонажей;

Развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных

Привитие любви к такому жанру народного творчества , как сказка;

- воспитывать у детей доброту, сочувствие к чужой беде;

1 Вступительное слово учителя.

Когда мы берем в руки тоненькие книжки с картинками, такие как «Бременские музыканты», «Храбрый портняжка» или «Госпожа Метелица», то не очень-то задумываемся над тем, кто такие братья Гримм. Не все знают, как их зовут, наверняка не задумываются над тем, сами сочинили двое братьев сказки или записали от кого-то услышанное, но, так или иначе, сказки братьев Гримм известны почти каждому человеку.
Нашей целью сегодня будет знакомство с жизнью и творчеством братьев Гримм.
Дорогой доброй сказки идём мы без опаски

И дружно говорим: «Идём мы к братьям Гримм!»

И встретят нас герои: красавицы и тролли,

Лягушка и горшок, и боб, и уголёк.

И музыкантов Бремена узнаем мы уверенно,

И Розочку с Беляночкой на сказочной поляночке.

И снова повторим: «Пришли мы к братьям Гримм!»

2. Рассказ о жизни и творчестве братьев Гримм.

1 рассказчик В некотором царстве-государстве, в графстве Ханау земли Гессен, что в сердце Германии, жила-была семья городского судьи Гримм. Сыновей у него было, что пальцев на руке, да ещё их маленькая сестрица Шарлотта. Старшие дети Якоб и Вельгельм были неразлучными друзьями. Любили они послушать сказки и истории, которые рассказывала матушка, служанки или гости, приходившие к ним.

2 рассказчик Когда Якобу исполнилось 6 лет, семья перебралась на родину отца в тихий уютный Тайнау.В старом доме, где поселились Гриммы, где, по рассказам взрослых, по ночам бродил призрак. После таких историй мальчикам чудились в саду маленькие человечки, а по их дому бродил таинственный призрак.

3 рассказчик Сказка детства кончилась, когда умер отец и 11летний Якоб стал главой семьи. Тётя мальчиков помогла получить им блестящее образование. Перед двумя серьёзными мальчиками из провинции распахнулся весь мир: Париж, Вена, Берлин…Они закончили лицей за четыре года вместо положенных семи лет. Потом изучали юриспруденцию, но юридическая профессия, выбранная по семейной традиции, всё меньше привлекала. Братья подолгу просиживали в библиотеке, перечитывая старинные поэмы и сказания. Они занимались изучением языка и печатать научные работы, книги.

1 рассказчик Но самым любимым делом братьев были сбор и пересказ сказок. Работали они всегда вместе и работы свои подписывали - сказки братьев Гримм. «Детские и семейные сказки» - их первый том был подарком к рождеству 1812 года. Затем было ещё несколько томов. Но сами они их не сочиняли, а только обрабатывали те, что записывали, обходя деревни и небольшие города, со слов людей, которые помнили и любили сказки.

2 рассказчик 10 лет собирали свои сказки немецкие учёные. Эти сказки переведены примерно на 100 языков мира. По мотивам сказок созданы мультфильмы и детские фильмы, их разыгрывают в театрах.

3. Музыкальная пауза (физическая разминка)

Мы прослушали о жизни и творчестве братьев Гримм, а теперь немного разомнёмся и потанцуем.

4 Что это за сказка?

А теперь,ребята, давайте отгадаем сказки братьев Гримм по началу сказки, а правильный ответ вы увидите на экране. ( слайды на экране с картинками из сказок )

Однажды, летним утром сидел человек у окна на своем столе для шитья. Ему было весело, и он шил изо всех сил. (Храбрый портняжка)

Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая, работящая, другая - уродливая и ленивая. (Госпожа Метелица)

Был у одного хозяина осёл, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе так непригоден, как раньше. (Бременские музыканты)

Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз миску бобов и хотела было их сварить. (Соломинка, уголёк и боб)

Жила-была маленькая, милая девочка. И кто, бывало, не взглянет на нее, всем она нравилась, но больше всех любила ее бабушка и готова была ей все отдать. Подарила она ей однажды… (Красная шапочка)

Жил когда-то на свете крестьянин-бедняк. Сидел он раз вечером у печки и разгребал жар, а жена сидела и пряла. Вот и говорит он жене: «Как жаль, что у нас нет детей. Уж так у нас тихо, а в других домах, погляди, как шумно да весело. (Мальчик-с-пальчик)

Жил был человек. Было у него 3 сына. Звали младшего ДУРНЕМ; его презирали, смеялись над ним и всегда обижали. Собрался раз старший идти в лес - дрова рубить, и дала ему мать в дорогу вкусный сдобный пирог и бутылку вина, чтоб не знал ни голода, ни жажды. (Золотой гусь)

5 Из какой сказки эти строки :

« Детки милые , отомкнитесь , ваша мать пришла , вам гостинцев принесла » (« Волк и семеро козлят »).

« Моей женой будет только та , на чью ногу придётся эта туфелька » (« Золушка »).

« Как увидел король , что дочка его только одно и знает , что над людьми насмехаться , разгневался и поклялся , что она выйдет замуж за первого встречного нищего » (« Король - дроздовик »)

« Королевна на 15- ом году должна уколоться о веретено и от этого помереть » ( «спящая красавица »).

« Горшочек , вари !» - и сварится в нём вкусная , сладкая каша » (« Горшок каши »).

6 Выставка рисунков (проверка домашнего задания)

Дома, ребята, вы должны были прочитать сказки братьев Гримм и выбрать самый интересный момент сказки, нарисовать его и прочитать нам.

1 Семеро храбрецов

2 Беляночка и Розочка

3 Ленивая пряха

4 Гензель и Гретель

5 Три пряхи

6 Умная Эльза

7 Ундина

7 Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов»

( если останется время)

8 Чей это предмет?

Рассмотри рисунки и вспомни , в каких из перечисленных ниже сказок встречаются изображённые предметы.

( Белоснежка и семь гномов . Ганзель и Гретель . Госпожа Метелица . Золотой гусь . Золушка . Король - дроздовик . Спящая красавица . Шесть лебедей .)