Во что играть с 9 месячным ребенком. Развивающие игры для детей в девять месяцев

Для начала покажите ребенку самые простые действия с сюжетной игрушкой . Пусть кукла "пройдется" по дивану, "потанцует", «поговорит» с малышом, "поест" из игрушечной посуды, "ляжет спать". При этом обязательно рассказывайте о том, что в данный момент делает кукла. Поощряйте все попытки ребенка поиграть с куклой в сюжетные игры самостоятельно.

Пусть те же действия, что и кукла, проделает какая-нибудь другая игрушка: мишка, зайчик и проч.
Играя с куклой, мишкой или зайчиком, не забывайте демонстририровать эмоциональное отношение к игрушке : хвалите ее, жалейте и т.д. Так же поступайте с животными (если они есть в вашем доме) и, конечно, друг с другом. Ведь только так Вы сможете пробудить в своем малыше добрые отношения ко всему окружающему.

Как и 1-2 месяцами раньше, малыш с удовольствием будет возиться с различными коробочками, ведерками, мисочками и даже мамиными кастрюлями, в которые можно класть небольшие игрушки. Для этой цели можно также использовать небольшие полотняные мешочки. Можно предложить малышу одноместную матрешку, при этом убедившись, что она достаточно легко открывается. Все эти игрушки позволят ребенку продолжать изучение свойств пространства.

Той же цели послужат пластмассовые или деревянные (только обязательно некрашеные и не оклеенные бумагой) кубики. Можно при случае приобрести или сделать самим так называемый шароброс - каркас с желобками, по которым скатываются шарики. Чтобы изготовить простейший вариант такой игрушки, сверните лист картона в виде трубочки (закрепив его края, например, скотчем) и предложите малышу бросить в трубочку шарик соответствующего размера (например, от пинг-понга).

Еще более интересными для малыша становятся несложные и сборные башенки: теперь ваш ребенок сможет не только разбирать, но и собирать их. Не забудьте о том, что сборные игрушки, предназначенные для детей до 1 года, должны быть очень простыми в сборке: выбирая пирамидку, позаботьтесь о том, чтобы у нее были кольца с широкими отверстиями и обязательно - широкий стержень с закругленным концом (это обеспечит безопасность малыша).

Отличное средство для развития мелкой моторики - коробка или верстачок с отверстиями различной формы (игрушка ), в которые вкладываются фигурки соответствующей формы (но обратите внимание, для детей какого возраста предназначена эта игрушка: она не должна быть слишком сложной). Если у малыша не получается точно подбирать фигурки по форме, и он пытается всунуть игрушку силой - не оставляйте его одного с этой проблемой, помогите ему всунуть вкладыши в отверстия (ключевая фраза: "Давай вместе!") и затем упростите игру - пусть он просто поперекладывает эти же фигурки из одной емкости в другую. Не стоит требовать с ребенка выполнить то, что пока еще выше его сил - но показать "принцип действия" игрушки - можно, так мы будем расширять "горизонты" его мысли.

Как мы уже писали в статье , хорошо, если в каждом уголке Вашего дома у ребенка будет возможность поиграть. Например, на кухне устройте для вашего малыша отдельное место с разными баночками, кастрюльками и ложками.
«Личный» ящик в ванной комнате займет внимание "владельца", когда Вы, например умываетесь или решили быстренько принять душ. В такой ящик можно положить всякие трубочки, коробочки, книги или игрушки. В комнатах, где бывает ребенок, есть смысл поставить небольшие корзинки с игрушками, таким образом, малыш сможет везде найти что-то новое и увлекательное для своих игр.

Включайтесь во все игры с ребенком . Создавайте ситуацию, позволяющую малышу действовать самостоятельно. Не надо опережать инициативу ребенка.
Если у ребенка что-то не получается, помогайте ему в том случае, если видите, что малыш не может обойтись без помощи, переживает свои неудачи. Важно чтобы малыш в Ваших совместных играх получал от Вас опыт совместных сопереживаний, эмоций, заканчивающихся положительным результатом.

Многие девятимесячные дети уже умеют самостоятельно стоять или даже ходить у опоры. Они совершают первые шаги и, вероятно, вы задумывались об обуви. Но ребенку не нужна обувь дома. Как бы ни хотелось обуть его в сандалии, не стоит этого делать дома. Шагая босиком по различным текстурам квартиры (паркет, кафель, ковёр), ребенок развивает чувство равновесия.

Если ребенок до сих пор самостоятельно не садится, то обязательно обратитесь к врачу. Главное, не упустить неврологическую патологию, которая часто проявляется только к концу первого года жизни. Многие заболевания, которые сформировались внутриутробно, невозможно диагностировать сразу после рождения.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 9 месяцев ребенку нужно вводить в питание пищу кусочками. Если раньше вы использовании блендер или готовые гомогенные пюре, то с 9 месяцев от них стоит отказаться. Просто отваривайте овощи и разминайте их вилкой (чтоб кусочки были безопасны). Так ребенок привыкнет к тому, что пища не имеет однородную структуру. Кроме того, это важный этап для развития челюстно-лицевого аппарата в принципе и формирования процесса жевания в частности. Не затягивайте с этим.

Психология

Путешествовать с ребенком сейчас становится сложнее. Он крайне не любит выходить за пределы знакомого окружения и вещей. Банальный поход в гости может обратиться слезами. Но через некоторое время малыш привыкает, понимает, что мама рядом, и спокойно играет в незнакомой обстановке. Кроме того, он может часто проверять, оглядываясь, здесь ли вы. Для него важно знать, что близкие рядом и он в безопасности.

Малыш уже хорошо ориентируется в знакомой обстановке. Он точно знает где лежат его , где книжки, как расположены комнаты в квартире. Многие свободно ползают по квартире, а поэтому вся квартира должна стать безопасной зоной для детей.

Он знает, кто такие мама и папа, и узнает себя в зеркале. Он начинает себя осознавать отдельной личностью. Это важный этап взросления.

Навыки и умения

♦ Сам садится и спокойно сидит самостоятельно.

♦ Может по-разному передвигаться: ползая на четвереньках, сидя, по-пластунски (на животе).

♦ Многие могут самостоятельно вставать у опоры и передвигаться вдоль нее.

♦ Делать несколько шагов, держась за руку взрослого.

♦ Давать предмет на просьбу «дай» и брать на просьбу «на».

♦ Может показывать некоторые части тела: нос, рот, глаза (пока на лице родителя)

♦ Может появляться звукоподражание: пытается имитировать звуки и речь.

♦ Берет самостоятельно из тарелки кусочки пищи.

Он активно передвигается по дому, поэтому вся квартира должна быть максимально безопасной. Обязательно закройте на замок всю бытовую химию. Дети намного быстрее, чем вы думаете, могут проглотить средство для чистки плит или попробовать на вкус стиральный порошок. Это крайне опасно! Вся бытовая химия должна храниться в недоступном для ребенка месте.

Как играть

Всевозможные – вот основа занятий в этом возрасте. Обратите внимание, что детали должны быть крупными, чтобы ребенок не мог их проглотить, и безопасными – по составу и окраске. Большинству детей захочется попробовать на зуб яркие и красивые детали конструктора, сортера или логической головоломки.

Что чувствует и как ведет себя

Зрение ребенка уже почти соответствует взрослому. Он может хорошо видеть как далеко, так и близко, может фокусировать взгляд и следить за быстродвижущимся объектом. Руки и глаза скоординированы, моторные навыки развиваются вместе со зрением. Так, например, младенец может увидеть игрушку на другом конце комнаты и подползти к ней.

Сон малыша составляет порядка 12-16 часов в сутки. Некоторые дети могут спать днем подряд 2 часа, другие напротив спят по 20-30 минут, но несколько раз.самостоятельность . Нужно поощрять это стремление, и совсем скоро вы удивитесь вашему повзрослевшему малышу.

Сейчас время проявления темперамента малыша. Некоторые – спокойные и уравновешенные, другие, напротив, озорные проказники. Одни улыбчивые и веселые, другие застенчивые и скромные. Каким ни был ваш малыш – у него есть собственное мнение на происходящие вещи.

Игры для детей - это не просто развлечение, но и возможность учиться чему-то новому, одновременно с этим развлекаясь и весело проводя время. Начинать использовать развивающие игры для детей нужно с самого раннего возраста. Предлагая малышу обучающие игры для детей, Вы делаете процесс познания особенно интересным и увлекательным для него.

Горка

Девятимесячный малыш не сидит на месте, он все время перемещается по квартире в поисках нового и интересного. Самое время направить его кипучую энергию в правильное русло и поиграть с ним в развивающую игру «Горка». Эта игра развивает познавательные способности (память, внимание, творческое мышление) и ориентацию в пространстве; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющие; обучает контролировать скорость движения; учит правильно оценивать собственные силы; знакомит с разными ситуациями.

7. Каждый раз, когда малыш тянет на себя «канат», делайте вид, что он тащит вас на себя. Это позабавит его.

Игры с ом

1. Положите на пол возле ребенка несколько кубиков. Пусть он рассмотрит их, потрогает.

2. Начните строить из этих кубиков разные конструкции. Малыш сразу обратит на них внимание. И пусть сначала ему интересно будет ломать, то, что вы построили, не огорчайтесь. Как говорится: «Время разбрасывать камни, и время - собирать камни». Просто в раннем возрасте им интересно разбрасывать, ломать, но совсем скоро придет время, когда ваш начнет удивлять вас невероятными конструкциями.

3. Не старайтесь во всем помогать ребенку во время . Пусть кубики падают и рассыпаются, это позволит ребенку приобрести опыт в обращении с ними.

4. Поиграйте с малышом, так, чтобы инициатива принадлежала ему, или постройте рядом с конструкциями ребенка свои, чтобы он мог подражать вам, наблюдая за вами, как вы строите.

Игра «в лошадку»

Если у ребенка любящие мама и папа, которые с удовольствием проводят время с ним, играю с ним, малышу не нужны никакие дорогущие для развития, которые некоторые родители покупают своим деткам, считая, что таким образом они компенсируют отсутствие своего внимания, и их самостоятельно будет развиваться. Да, он будет развиваться, но гораздо медленнее. Ведь малышу необходимо показать, как с этой игрушкой нужно играть. И пока он это будет изучать, другие детки с помощью родителей с удовольствием будут дальше «идти по дороге» своего развития. Не забывайте, мама и папа - это самые любимые « ». Одной из развивающих игр в которую можно поиграть с помощью любящих мамы или папы - это игра «в лошадку». Она подходит деткам от девяти месяцев жизни. Эта игра тренирует вестибулярный аппарат, укрепляет чувство равновесия; развивает органы чувств, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление); отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; учит наблюдать, узнавать и локализовывать различные предметы; стимулирует исследовательский интерес, побуждает ребенка знакомится с окружающим миром; развивает умение оценивать пространственные отношения.

1. Посадите ребенка себе на плечи, крепко держите за ноги и покатайте его по дому «шагом», «рысью» и «галопом». Но не двигайтесь слишком резко, чтобы не напугать малыша.

2. Показывайте ему разные предметы, рассказывайте обо всем, что вам встречается на дороге. Ведь все, что он видит, представлено сейчас в новом ракурсе. Раньше он видел все снизу, а теперь он смотрит на них сверху.

3. По мере необходимости пусть второй родитель страхует малыша, поддерживает его.

4. Во время «поездки верхом» спойте песенку или расскажите стихотворение.

«Мы поедем за моря,

За моря, за поля,

Через горы, через лес

Едем мы в страну чудес.

А лошадки непростые,

Все копыта золотые,

Шелковая грива!

Как они красивы!».

5. Для разнообразия поиграйте в эту игру не только дома, но и на улице, в парке.

Цирк

5. Рядом поставьте небольшой тазик, чтобы складывать туда «улов».

6. Хвалите малыша за успешные действия.

Прятки

Прятки. Наверное, самая популярная у детворы игра. Кто в детстве не играл в нее? Как говорится, пусть бросят в меня камень. И я, с уверенностью могу сказать, что камней не будет.

Давайте вспомним, сколько удовольствия приносит эта игра. Как судорожно ищешь хорошее местечко, в котором тебя не будет видно, и с замиранием сердца, следишь, как вас ищут, а потом пытаешься быстренько, чтобы не застукали, прибежать и сказать заветное: «За себя!!!». Сколько радости, веселья приносит эта игра. В прятки играю разных возрастов, вплоть до подростков.

Поэтому, почему бы не познакомить с этой замечательной игрой своего годовалого карапуза, конечно в самом простом ее варианте. Ведь эта игра кроме развлечения, обладает хорошим развивающим потенциалом. Она учит улавливать и различать звуки; побуждает ребенка знакомиться с окружающим миром; вырабатывает способность следить взглядом за двигающими предметами; развивает наблюдательность и быстроту реакции, органы чувств и познавательные способности (память, внимание, творческое мышление).

Лучше всего в эту игру играть в каком-нибудь просторном месте, где есть выступы, углы, укрытия (сад, двор).

1. Пусть один из родителей незаметно для малыша спрячется неподалеку.

3. Родитель, который остался с ребенком, обращает внимание ребенка на этот звук, говоря, что здесь прячется птичка.

4. В этот момент «птичка» снова должна подать голос.

5. Предложите малышу поискать ее.

6. Когда вы найдете, выразите свою радость и поздравьте ребенка с успехом.

7. Повторяйте игру, имитирую разных животных и птиц. Старайтесь, чтобы с каждым разом труднее было найти «зверушку».

8. Иногда, дайте малышу увидеть, куда вы прячетесь, чтобы облегчить ему поиск. А когда он вас найдет, выразите свое смущение и выскажите свое удивление тем, как быстро он вас нашел.

Мы на лодочке катались

Как только малыш достигнет своей первой отметки в развитии - одного годика, его возможности и умения значительно увеличиваются, а значит и спектр игр, в которые можно с ним играть расширяется. Одной из развивающих игр, которая подходит годовалому карапузу это игра «Мы на лодочке катались». Она учит выстраивать нужную последовательность действий; отрабатывает разнообразные моторные навыки и совершенствует уже имеющиеся; выполняет упражнения на гибкость; тренирует рассчитывать и правильно применять силу; развивает познавательные способности (внимание, память, творческое мышление), чувство ритма.

1. Сядьте лицом к лицу с ребенком, слегка расставьте ноги и вытяните их вперед.

2. Сделайте так, чтобы малыш сидел к вам лицом и упирался своими ножками в ваши ноги.

3. Возьмите за руки и начинайте выполнять движения, наклоняясь то вперед, то назад.

4. Сначала отклонитесь назад, при этом корпус ребенка наклонится вперед.

7. На улице называйте цвет проезжающей машины, и попробуйте найти такой же цвет у себя на одежде, на коляске или велосипеде.

Стаканчик с сюрпризом

Если вы покупаете малышу только дорогие , это еще не показатель, что он вырастет развитым и смышленым ребенком. Все без родительского внимания - практически бесполезны. А вот любая самодельная игрушка плюс совместная игра с любящими родителями может творить чудеса, и ваш будет развиваться быстрее. Примером такого подхода может служить развивающая игра «Стаканчик с сюрпризом». Она подходит годовалым деткам и не только. Эта игра вырабатывает наблюдательность и учит локализовывать предметы; тренирует внимание; развивает реакцию предвосхищения, познавательные способности, навыки социализации (знакомит с социальными нормами и учит общаться с другими людьми); укрепляет эмоциональный контакт со взрослыми; учит выражать свои чувства и способствует общему эмоциональному развитию.

1. Сделайте из пластикового непрозрачного стакана, деревянной палочки и куска картона игрушку. Проделайте на дне пластикового стакана отверстие, через не просуньте деревянную палочку. Вырежьте из картона кружок такого диаметра, чтобы он свободно помещался в стакане. Нарисуйте на кружочке веселую рожицу и закрепите на конце деревянной палочки. Кружок должен находится внутри стакана.

2. Подойдите к ребенку, покажите ему стакан так, чтобы он не видел. Что находится внутри.

3. Потихоньку, без резких движений, двигайте палочкой, чтобы веселая рожица выглянула из стакана. Изобразите голос куклы, поздоровайтесь с ребенком и поговорите с ним.

4. Когда кукла попрощается с ребенком, потихоньку вдвиньте кружок картона внутрь стакана при помощи деревянной палочки.

5. Во время покружите картонной рожицей, вращая палочкой.

6. Научите ребенка обращаться с куклой. Пусть он попробует поиграть с ней, заставляя ее то выглядывать из стакана. То прятаться внутрь.

Боулинг

В каждом доме есть пустые пластиковые бутылки, которыми нас активно снабжает промышленность. Почему бы их не использовать для и развития своего малыша. Такая игра хорошо подходит деткам от одного годика. Она вырабатывает меткость броска и удара; учит правильно применять и рассчитывать силу; помогает приобрести навыки точности и ловкости в движениях;обучает владеть обеими (и правой, и левой) руками; тренирует оценивать расстояние.

1. Приготовьте 3 - 5 пустых пластиковых бутылок и маленький мячик.

2. Поставьте на пол бутылки в метре от себя. Бутылки должны быть на некотором расстоянии от вас. Дайте ребенку в руки мячик.

3. Предложите малышу сбить мячиком бутылки. Затем, когда он потренируется, усложните задание. Скажите, чтобы он попробовал прокатить мячик между бутылками и не задеть их.

4. Постепенно увеличивайте расстояние между ребенком и бутылками, таким образом, усложняя задание.

5. Каждый раз, когда малышу не удается выполнить задание, попросите его повторить попытку, постараться добиться успеха, чтобы в будущем он не пасовал перед неудачами, а продолжал двигаться к своей цели.

6. Можно не только руками бросать мячик, но и ногами, ударяя как футболе.

Топи-топи-топ

Как только ваш малыш научится ходить, можно и такое, нехитрое, на первый взгляд, занятие, как хождение, превратить в развивающую игру «Топи-топ». Эта игра развивает органы чувств, а особенно чувство осязания; отрабатывает новые движения и тренирует базовые моторные навыки; помогает малышу оценивать свои двигательные способности и ознакомиться с окружающей средой; научит держать равновесие.

1. Гуляя с ребенком по парку, на улице, на детской площадке или дома спустите его с рук и дайте ему потопать ножками по земле или по полу.

2. Разуйте его и отправьтесь на прогулку босиком, ощущая под ногами траву, асфальт, песок и т.д. Дома расстелите различные ткани, коврики, доски, чтобы они отличались по фактуре.

3. Объясняйте крохе, что у вас под ногами: гладкий пол, твердые камушки, шероховатый асфальт, мягкая трава и т.д.

4. Научите малыша двигаться в разных направлениях: прямо, назад, вбок.

5. Когда малыш начнет ходить более уверенно, предложите ему подражать вам, выполняя разные упражнения.

6. «Попрыгайте» с малышом - быстро поднимите его вверх и снова опустите на пол, поддерживаю при этом под мышки.

Юный художник

Всем и всегда нравится рисовать. Это какое-то волшебное занятие, когда из-под твоей руки выходят различные рисунки: веселый человечек, какое-нибудь интересное животное, домики, цветочки, деревья или просто загадочные и непонятные линии и фигурки. Годовалые детки уже понимают причинно-следственные связи: они водят карандашом, ручкой или мелком по листку - и на нем остается след.

Это занятие поможет приобрести навыки общения; приучиться к порядку и соблюдению правил; разобраться в социальных нормах; развить художественные способности; научиться правильно оценивать собственные силы; развить эстетическое чувство, а также познавательные способности (память, внимание, творческое мышление, экспрессию).

1. Приготовьте место для юного художника. Можно использовать настоящий мольберт, можно, если позволяет возможность, окрасить часть стены в комнате в черный цвет, или прикрепить к стене большой лист бумаги.

2. Положите рядом с доской мелки и понаблюдайте, что будет делать ваш малыш.

3. Если малыш не проявил заинтересованности, просто начните рисовать сами, а он потом с удовольствием присоединится к вам.

4. Несколько раз повторите малышу, что рисовать можно только на доске, а на других стенах - нельзя.

5. Когда приобретет некоторый навык в обращении с мелками. Можно всей семьей сделать коллективный рисунок.

6. Покажите, что вы цените творчество малыша. Не торопитесь стирать его рисунок. Дождитесь, когда малыш устанет рисовать, отойдет от доски и займется чем-то другим. Сфотографируйте «произведение» юного художника. Только после этого очистите доску.

Шалашик

Каждый любит иметь потаенное местечко, нечто похожее на домик, где можно будет поиграть. Вспомните себя в детстве! Такой «шалашик» нетрудно соорудить дома при помощи стола и длинной скатерти (простыни). Эта развивающая игра подходит деткам от одного годика. Она развивает органы чувств, познавательные способности (внимание, память, творческое мышление), а также фантазию; побуждает интерес к окружающему миру; вырабатывает умение ориентироваться на месте; знакомит с социальными нормами и учит общаться с другими людьми; вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности.

1. Накройте стол скатертью так, чтобы она свисала со всех четырех сторон. Если мало одной возьмите несколько скатертей.

2. Закройте стол тканью так, чтобы малышу было легко войти в «шалашик» - это будет «дверь». Позаботьтесь, чтобы внутри «шалашика» не было совсем темно.

3. Заберитесь с ребенком внутрь шалашика. «Закройте дверь» и посидите в нем вдвоем.

4. Расскажите малышу какую-либо историю, сказку, стишок.

5. Возьмите с собой и поиграйте ими в своем укрытии.

6. Возьмите фонарик и освещайте «стены» своего «шалашика».

7. Выйдите из укрытия и понаблюдайте, чем будет заниматься ваш малыш, оставшись один.

8. Для разнообразия можно поиграть в эту игру и на улице. Здесь даже строить ничего не придется. Найдите в парке развесистый куст, и под ним постелите небольшое покрывальце. «Шалашик» готов.

Мама и папа пристально следят за развитием своего крохи. Правильное развитие ребёнка – это показатель его физического и психического здоровья. Полезные навыки, умения, трудолюбие, любознательность, усидчивость, – все эти качества необходимы ребёнку для успешной и счастливой жизни. Поэтому очень важно, что малыш был не просто активным, но и внимательным и интересующимся. А для этого родители должны с ним играть в развивающие игры.

О том, как развивать ребёнка в 9 месяцев, знают не все. Некоторые мамы и папы этим даже не интересуются, полагая, что их 9-месячный малыш ещё совершенно ничего не понимает. Они откладывают развивающие занятия на более поздний период, а зря.

Ребёнок нуждается в развивающих занятиях с рождения. Но не стоит забывать, что игры с малышом в девять месяцев, конечно, совершенно другие, нежели для более старших детей. С младенцем любое занятие является игрой, но при этом отлично развивает кроху.

Развивающие игры для детей 9 месяцев должны быть направлены на развитие физических навыков и на логическое мышление. Родители должны научить ребёнка не только ходить, пользоваться горшком и самостоятельно кушать ложкой. Не менее важно показать малышу мир, рассказать, как он устроен, побудить кроху мечтать и действовать.

Физическое развитие

Чтобы малыш хорошо развивался физически, ежедневно делайте вместе с ним лёгкую зарядку и массаж.

  1. Ползание. Это навык очень важен для полноценного физического развития ребёнка. Ползая, малыш может самостоятельно добираться до предметов. Он может потрогать их, понюхать и попробовать на вкус. Предоставьте крохе свободу. Разрешите ползать везде, где только можно. Конечно, подумайте о безопасности.
  2. Плавание. Занятия плаванием положительно влияют как на физическое, так и на умственное развитие. Если вы практиковали методику раннего обучения плаванию, то ваш малыш уже уверенно держится на воде без посторонней помощи. Однако ребёнка можно научить плавать в любом возрасте. Занятия с ребёнком в возрасте 9 месяцев должны быть регулярными и грамотно организованными. Только так вы достигнете желаемого результата.
  3. Прогулки. Можно и нужно на прогулке играть с ребёнком в 9 месяцев. Не принуждайте его всё время находиться в коляске. Если кроха делает первые шаги – дайте ему попрактиковаться на улице. Разрешите потрогать листья на деревьях, понюхать цветы, покопаться в песочнице. Все эти действия будут учить ребёнка самостоятельности и разовьют в нём любознательность.
  4. Развитие отдельных частей тела. Подберите для малыша несколько разных предметов. К примеру, ложку с длинной ручкой и маленькую бутылочку. Подавайте их малышу то горизонтально, то вертикально. Для захвата он будет менять положение рук, тем самым тренируя кисти и мелкую моторику.

Для тренировки ножек отлично подходят массажные коврики. По ним можно ходить и ползать. Такой коврик состоит из частей с разными фактурами; он может быть одновременно шершавый, мягкий, колючий, шелестящий. Такой коврик можно смастерить самостоятельно из разных тканей. Возня на таком коврике – очень интересная и забавная игра для малышей.

Эмоциональное и психическое развитие

Игры с ребёнком, начиная с 9 месяцев, становятся более разнообразными. Теперь с малышом можно изучать цвета, рисовать, складывать конструктор, играть в кубики.

  1. Важную часть в психическом развитии ребёнка занимает мелкая моторика. Учёные доказали прямую связь между способностью говорить и умением владеть собственными пальцами.

Игры для развития мелкой моторики представлены во многих системах раннего развития. Самой популярной является система Марии Монтессори. Она полагала, что уровень интеллекта можно развить только в первые три года жизни, при этом малыш должен всему научится сам. Родители лишь направляют маленького первооткрывателя.

Для развития мелкой моторики хорошо подходят крупы, макаронные изделия и другие сыпучие продукты. Например, соедините в одной ёмкости крупные орехи и макароны. Пусть кроха учиться различать и сортировать продукты. Следите, чтобы малыш не засовывал в рот, нос и уши мелкие предметы.

  1. Рисование способно увлечь детей на долгое время, оно развивает воображение. Но в 9 месяцев ребёнок ещё не умеет держать холст и кисть. Это вовсе не страшно! Вам на помощь придут гуашь и пакеты с застёжкой zip-l

Наливаете в пакет небольшие лужицы красок разных цветов, засыпаете рис, гречку или пшено, закрываете замок. Это приспособление приклеиваете скотчем к полу или к окну. Вот и всё. Карапуз радостно размазывает краски внутри пакета, его пальчики развиваются, он изучает новые цвета и ощущения. Мама довольна, так как вокруг чисто.

  1. Игры с бумагой для ребёнка в 9 месяцев тоже очень полезны. Малыш комкает бумагу, рвёт её, и при этом у него активизируются участки мозга, отвечающие за мелкую моторику и координацию движений.

Занимательные игры

Лучшими игрушками для детей являются вовсе не обыкновенные игрушки, а самые простые предметы обихода. Маленькие исследователи с увлечением играют ложками и лопатками для приготовления пищи, кастрюлями и пластиковыми контейнерами. Не лишайте ребёнка радости от этих занятий, играйте вместе.

Разрешите вашему крохе копаться в крупе, разматывать рулон туалетной бумаги, шелестеть пакетами. Эти безопасные занятия освободят для вас время, позволят заняться своими делами, а малыш всласть насладиться самостоятельностью.

Развиваем ощущение пространства

Приготовьте ёмкость и несколько предметов, которые буду полностью в ней помещаться. Покажите ребёнку, что можно прятать и вынимать предметы. Повторите несколько раз. Очень быстро малыш познает законы пространства и размеров.

Стаканчики

Вам пригодятся несколько стаканов разного размера, лучше выбрать бумажные. Их можно собирать, складывать друг в друга, расставлять. В игре произносите слова «больше» и «меньше». В эту игру можно с успехом играть в ванне. В стаканчики можно наливать воду и озвучивать те же слова.

Игра «Норка»

Подберите коробку с крышкой, в её середине проделайте отверстие. Покажите малышу, как в коробке прячется игрушка. Предложите ему самому её вытащить. Для детей это не так просто, как нам кажется. Ребёнок не видит свою руку и не понимает, как она может функционировать без его участия. Так он учиться осознавать действия.

Некоторые игры могут вызвать затруднение у крохи. Ни в коем случае не кричите и не ругайте ребёнка. Вы должны быть терпеливы и внимательны. Со временем малыш всему научится.

Полезные игры и игрушки

Часто молодые родители готовы скупить магазин игрушек целиком. Каково же их разочарование, когда они видят, что ребёнка совершенно не интересуют покупные игрушки. Так как играть, чтобы крохе было интересно и полезно?

Психологи не рекомендуют покупать большое количество игрушек. Малыш не может сконцентрироваться на одном предмете, поэтому предпочитает забросить все. Полезные игрушки помогают приучить ребёнка играть самостоятельно. Какие игрушки необходимы? Давайте разбираться.

  1. Мяч. Как играть с мячом? Катайте его по полу вместе с малышом. Ребёнок может его догонять, толкать, бросать, ползать за ним. Если мяч небольшой, то малыш будет пытаться захватить его сначала двумя, а затем одной ручкой. Да, ребёнок в 9 месяцев игры с мячом очень любит!
  2. Пирамидка. Лучше купить большую пирамидку. Какие игры существуют с пирамидкой? Самые разные. Можно играть с целой пирамидкой, а можно только с кольцами. Изначально вы можете нанизывать кольца на стержень, а малыш будет их снимать, со временем он сам научится собирать и разбирать пирамидку. Ещё при помощи пирамидки можно учить цвета. Давайте ребёнку в руки кольцо и называйте цвет. Постепенно малыш запомнит названия цветов.
  3. Игрушка-сортер. Это игрушка, при помощи которой можно отлично научиться различать и сортировать предметы и цвета. В полном объёме эти навыки разовьются у ребёнка к году, но в 9 месяцев сортер пригодится для развития мелкой моторики.
  4. Неваляшка. Во что бы то ни стало купите ребёнку неваляшку. Чему-то особенному она не научит, однако поможет развить чувство координации у малыша.
  5. Конструктор. Для девятимесячных детей лучше покупать конструктор с крупными, массивными деталями. Обратите внимание на качество пластика, из которого выполнен конструктор. Он должен быть достаточно твёрдым и не деформироваться даже в сильной руке взрослого. В противном случае ребёнок может сломать или откусить кусочек пластика, а это опасно.
  6. Кубики. Для крохи кубики нужны большие и яркие. Из них можно и башню построить, и простые картинки сложить. Если вы решили выбрать деревянные кубики, то перед покупкой внимательно их осмотрите. Края должны быть гладкими и плавными.

Ещё ребёнку будет интересен развивающий кубик. Это большой поролоновый кубик, на сторонах которого размещены различные развивающие элементы. Например, молнии, бусины, липучки, кнопки. Кстати, подобную игрушку очень легко смастерить своими руками.

Как видите, поиграть с ребёнком вполне возможно и без игрушек. Покупные игрушки хороши, они дарят всплеск эмоций, но для ребёнка важнее правильное развитие и выработка определённых навыков.

Старайтесь заниматься со своим малышом самостоятельно. Ни один воспитатель не научит тому, что могут дать родители. Игры с мамой и папой подарят вашему крохе воспоминания о счастливом детстве.

В этой статье:

Развитие девятимесячного малыша открывает перед родителями широкие возможности для игр и занятий с ним. Кроха становится более самостоятельным, внимательным, наблюдательным. С ним можно бывать в гостях, отправляться в путешествие. В этом возрасте малыши осваивают много нового, постепенно привыкают к меню почти взрослого стола, меньше спят и больше двигаются.

Во время бодрствования для 9-месячного малыша является очень важным иметь возможность для познавательной деятельности и игр, поэтому родителям нужно будет подумать о том, как обезопасить кроху без принудительного ограничения его передвижения по дому или на прогулке.

Особенности физического развития малыша

Для 9-месячного ребенка, развитие которого идет своим чередом, нормальными считаются следующим показатели: рост - от 72 до 74 см, вес - от 8900 до 9300 г. Естественно, что возможны отклонения от нормы в ту или другую сторону, что может быть связано с особенностями малыша, его генетической предрасположенностью, питанием и рядом других факторов.

В 9 месяцев малыш уже многое умеет и продолжает закреплять ранее приобретенные навыки. Так, например, практически все детки в это время умеют уверенно сидеть, причем садятся они самостоятельно из разного положения – как стоя, так и лежа. Кроме того, нормой для 9-месячного ребенка считается умение ползать.

Как правило, мышечный корсет и позвоночник уже достаточно крепкие в это время для того, чтобы выдержать нагрузки не только во время ползания, но и во время попыток малыша встать на ножки и делать первые шаги.

Обычно для 9-месячного ребенка, физическое развитие которого соответствует его возрасту, вполне нормальным является большую часть времени в часы бодрствования исследовать территорию всеми доступными для него способами.

Малыши пробуют ползать, периодически вставая и передвигаясь на небольшие расстояния вдоль стен, опускаются, чтобы поднять игрушку, часто падают из-за пока не совершенной координации.

Родителям нужно будет позаботиться о том, чтобы занять малыша в такие моменты, направив его неиссякаемую энергию в нужное русло.

Режим ребенка в 9 месяцев

По сравнению с прошлым месяцем существенных изменений в режиме 9-месячного ребенка не происходит. Малыш по-прежнему рано встает, около 7 утра, и ложится вечером спать не позднее 22 часов. Кроха находится на пятиразовом кормлении, днем продолжает спать по несколько раз на протяжении 1,5-2 часов.

Родители, планируя режим дня для 9-месячного ребенка, должны учитывать его индивидуальные особенности, не заставляя ложиться спать вечером раньше, чем он
будет к этому готов, и не настаивая на трехразовом дневном сне, если крохе достаточно двух раз.

Развитие малыша в этом возрасте позволяет ему бодрствовать на протяжении нескольких часов, а иногда и больше. В период бодрствования кроха не капризничает и не плачет. Он с удовольствием играет, исследует территорию квартиры, общается с родителями, слушает музыку и даже танцует! Чтобы увлечь малыша в это время, родители могут попробовать позаниматься с ним гимнастикой или развивающими играми.

Для 9-месячного малыша очень важно ежедневно по несколько раз бывать на улице. Самый оптимальный вариант - это прогулка до обеда и после сна вечером. Во время прогулок малыши с большим удовольствием наблюдают за всем, что их окружают, делают попытки ходить за ручку с родителями, контактировать с другими детьми.

Купать малышей в этом возрасте можно не каждый день, если на улице прохладно, но ежедневно, если за окном лето и жара. Чтобы малыш вечером лучше засыпал, можно придумать какой-то особенный ритуал, который поможет ему настроиться на сон. Это может быть колыбельная, сказка, легкий массаж или даже покачивания.

Питание крохи в 9 месяцев

В 9 месяцев дети едят 5 раз в день, по-прежнему многие из них получают грудное молоко перед сном. В рационе 9-месячного крохи
появляется все больше новых продуктов, за счет чего блюда становятся более разнообразными. Малыш получает каши:

  • гречневую;
  • рисовую;
  • овсяную;
  • кукурузную.

Овощное меню пополняется полезными и вкусными овощами:

  • морковью;
  • тыквой;
  • капустой;
  • зеленым горошком;
  • кабачком;
  • листьями салата;
  • шпинатом;
  • картофелем.

Готовить овощи нужно таким образом, чтобы максимально сохранить их полезные свойства, то есть на пару или в духовке. Соль и специи лучше не использовать – вместо этого придавать вкус пище можно с помощью свежей зелени.

Для 9-месячного ребенка, у которого уже имеется несколько зубов, нуждающихся в определенной нагрузке, вполне нормально пережевывать пищу, поэтому блендер лучше использовать в крайних случаях, стараясь разминать пищу вилкой и оставляя небольшие кусочки.

На этом этапе развития дети с большим удовольствием пробуют есть самостоятельно. Родителям нужно поощрять попытки малышей пользоваться ложкой без их помощи, несмотря на то, что сначала это едва ли будет у них получаться так, как нужно. Со временем малыш научится и сможет есть аккуратно и быстро.

Приблизительное меню для 9-месячного малыша:

  • первый завтрак - грудное молоко или молочная смесь;
  • второй завтрак - каша на молоке со сливочным маслом и фруктами;
  • обед - овощной суп, котлета на пару, яичный желток, компот или сок;
  • ужин - творог, печенье, сок;
  • второй ужин - грудное молоко или смесь.

Это лишь пример. У каждого малыша есть свои вкусы и предпочтения, поэтому родители могут составить меню для него с их учетом, подстраиваясь под режим дня крохи.

Психологическое развитие ребенка на 10 месяце жизни

В 9 месяцев развитие нервной системы продолжается, поэтому настроение малыша непостоянно. Родителям стоит проявить понимание и постараться быть рядом с ребенком каждый раз, когда он будет чувствовать себя одиноким или несчастным. Важно оказывать поддержку малышу, окружая его заботой, при этом не слишком потакать его слабостям, давая понять, что у родителей тоже могут быть свои дела.

Часто, капризничая, малыш пытается сказать о том, что он голоден, устал или что ему скучно. Решив проблему, родители поднимут настроение крохи. И если с проблемой голода и усталости все ясно – достаточно будет накормить кроху и помочь ему заснуть,
то со скукой можно бороться с помощью развивающих занятий и увлекательных игр.

Малышу можно почитать, поработать с ним над изучением карточек с изображениями животных, птиц и т.д. В этом возрасте дети уже способны воспринимать такого рода информацию и с удовольствием вслед за родителями пробуют имитировать звуки, произносимые этими животными и птицами.

Вариантов для игр с детками в 9 месяцев множество. Желательно, чтобы все они были направлены на развитие общей и мелкой моторики, речи и мышления. Подробнее о способах развлечения малышей – ниже.

Особенности познавательного развития

Девятимесячные малыши очень любознательны и подвижны. Они наблюдают за всем, что происходит вокруг, а особый интерес у них вызывают манипуляции взрослых. Кроха уже видит, что мама или папа разговаривает по телефону, и пробует
повторить то же самое, используя собственные игрушки и подручные предметы.

С большим удовольствием малыш забавляется с игрушками, извлекая из них звуки. Например, ребенок может намеренно выбрасывать игрушки из манежа или кроватки, только чтобы услышать, как они падают. Не меньше радости малышам доставит возможность постучать игрушками, пошуршать или даже порвать, например, старые газеты и журналы.

Моторное развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему пользоваться пинцетным захватом. Это умение действительно радует кроху, который пробует поднимать мелкие предметы двумя пальчиками, рассматривает их, совершает с ними разного рода манипуляции.

Эмоционально-социальное развитие малыша

9 месяцев - это как раз тот период, когда малыш начинает активно налаживать социальные контакты. Кроха сознательно выбирает для себя любимые игрушки, некоторое время играет ими без участия взрослых. Малыш радуется собственным успехам и расстраивается из-за неудач. Так, например, если дать крохе возможность поиграть пирамидкой, предварительно показывая, как
снимать кольца, он обязательно постарается повторить действия взрослых и придет в восторг, если все получится.

Для 9-месячного крохи очень важно чувствовать участие родителей в его жизни. Малыши поддерживают любую их инициативу касательно новых игр. Лицо ребенка в этом возрасте уже может выражать целый букет эмоций, начиная от интереса и радости и заканчивая недовольством и обидой.

Особенности речевого развития

В 9 месяцев малыш уже знает свое имя и откликается, если его позвать. Кроха с удовольствием выполняет простые поручения, ищет игрушки по требованию, показывает пальчиком на называемый предмет. Это означает, что в пассивном словаре ребенка уже
достаточно много слов, причем не только имен существительных, но и глаголов.

Малыш четко понимает, что от него хотят, когда предлагают «постучать», «бросить» или «встать». В этом возрасте кроха сознательно наблюдает за шевелением рта взрослых, стараясь запомнить движения губ.

Что касается активной речи, то в 9 месяцев малыш уже умеет не просто лепетать, но и произносить отдельные слоги, а также имитировать голоса животных, «мяукая», «лая» и так далее.

Как научить ребенка играть?

Девятимесячного малыша уже можно обучать игре, используя простые сюжеты. Играть можно с куклами, с машинками, с мягкими игрушками, предлагая малышу разные сценарии, озвучивая главных героев, копируя манеру поведения людей. Важно, чтобы в
процессе игры ребенок научился сопереживать героям, проявлять заботу.

С крохой можно играть небольшим мячом. Игра обязательно повеселит малыша и поможет ускорить развитие его координации. Также в это время можно приобщать малыша к чтению книжек, которые обязательно должны быть в твердом переплете.

Во время игры следите за тем, чтобы ребенок не отвлекался и проявлял интерес. Если этого не происходит, то правильнее будет переключить его внимание на что-то другое, отложив занятия на более поздний срок.

Игры для развития мелкой моторики

Мелкая моторика - это гибкость и ловкость пальцев и рук малыша. Чем более развитыми будут руки, тем лучше ребенок сможет освоить навыки письма, быстрее научится справляться с такими простыми вещами, как пуговицы на рубашке, шнурки на ботинках, и с целым рядом других бытовых проблем.

Отличный вариант для развития мелкой моторики в 9 месяцев - это забавы с кинетическим песком, пластилином или глиной. Кинетический песок - экологически безопасный, легко собирается, может быть окрашен в яркие цвета. Им можно засыпать целую мини-песочницу для дома, где малыш сможет проводить время, строя башни и первые куличи.

Кроху можно научить катать шарики и колбаски из пластилина или глины или, если это ему пока не под силу, дать возможность помять материал пальчиками, разделяя его на куски.

Для развития тактильных навыков с малышом можно играть предметами из разных материалов. Так, например, кроха обязательно обратит внимание на разницу между кусочком натурального меха и шершавой фольгой. Предложите ему потрогать образцы тканей разного типа, касаясь его ручек и щечек, описывая ощущения, которые испытывает кроха.

Для развития речи с ребенком можно поиграть в телефон, используя, например, трубку от старого аппарата. Суть игры сводится к тому, чтобы взрослые, обращаясь к ребенку, произносили в трубку простые слоги или слова, меняя интонации, и предлагали ему их повторить уже со своей трубкой.

Конечно же, развитию речи и развитию в целом будет способствовать регулярное общение с ребенком дома и на прогулке с комментированием всего, что он видит и делает. Не стоит забывать и о пальчиковых играх, с помощью которых можно будет стимулировать развитие мелкой моторики и речи ребенка.