Во сколько месяцев ребенок сидит сам. Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно

«А что, ваш ребенок еще не сидит?» – этот вопрос иногда сбивает с толку молодых родителей, вызывая сомнения и беспокойство. Но эти волнения совершенно напрасны, если ребенок здоров. Физические упражнения и активное общение с малышом помогут ему освоить новое движение.

За первый год своей жизни младенец делает существенный скачок в развитии. Он осваивает пространство вокруг себя, переходя из горизонтального состояния в вертикальное, передвигаясь и манипулируя предметами. Родители радуются каждому новому достижению малыша. Момент, когда ребенок садится самостоятельно, тоже является одним из важных этапов развития.

Формирование двигательных навыков происходит у ребенка естественно и постепенно, по мере укрепления костной и мышечной ткани. Направленные движения координируются структурами головного мозга, которые тоже находятся в процессе своего развития.

Ирина Руженкова, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, отмечает, что мышцы ребенка созревают «сверху вниз»: начиная от фиксации взгляда в период новорожденности до управления нижними конечностями к концу первого года жизни.

Во сколько месяцев ребенок начнет садиться?

Умение сидеть – один из показателей физического развития ребенка. Возрастные нормы для формирования этой динамической функции не имеют четкой границы. Общепринятым среди специалистов считается, что ребенок должен садиться самостоятельно в 8-9 месяцев.

Как происходит формирование этого двигательного навыка, в каком возрасте ребенок начинает делать попытки сидеть самостоятельно, описывает профессор Людмилой Лубышевой, специалист в области социологии физической культуры и спорта:

  • В 4 месяца, ребенок уже может немного сидеть с поддержкой.
  • К концу 6 месяца он уже может сидеть без поддержки, а если его потянуть за ручки, то и самостоятельно присесть.
  • В 7 месяцев ребенок сидит без поддержки, может наклонять тело, садится, опираясь на руки взрослого.
  • В 8 месяцев малыш уже может садиться самостоятельно.
  • Окончательно навык сидения закрепляется к 9-10 месяцам.

Лубышева подчеркивает: «Нельзя успешно обучать движению, если организм или какая-то отдельная система не созрела для этого».

Скелет ребенка еще долго будет мягким и слабым, поэтому не стоит обучать движениям, к которым ребенок еще не готов.

Почему ребенок не сидит самостоятельно?

Некоторые родители начинают бить тревогу, считая, что в шесть месяцев малыш должен сидеть сам. Если ребенок не садится самостоятельно после шести месяцев страхи становятся еще больше. Существует множество причин, по которым в положенный срок ребенок не умеет и даже не пробует садиться сам. Но нельзя рассматривать какую-то одну, ведь развитие ребенка оценивается в комплексе, в соотношении всех физиологических функций.


Вес ребенка

При посещении педиатра каждый раз ребенка измеряют и взвешивают. И, безусловно, вы точно знаете вердикт, вынесенный конкретно вашему малышу. Если показатели роста и веса в норме или ниже нормы, это свидетельствует о том, что малыш сядет в положенный нормами срок или даже раньше. Поэтому беспокоиться не о чем.

Катя, мама Арины 1 год: «Аришка родилась крошечной, 2,6 кг и рост 48 см. У нас все в семье по маминой линии миниатюрные. Педиатр, оценив мой рос (152 см) сказала, что у малышки все в норме. Переворачиваться на живот моя пушинка стала в 3,5 месяца, а села в 6,5. Она опередила всех своих ровесников!».

Избыточный вес ребенка затормозят его двигательную активность, ведь мышечная масса у всех детей примерно одинаковая (23% от общего веса), а количество «лишних» килограммов поднять становится тяжелее. Стоит проконсультироваться с педиатром, что делать в этом случае: сажать ли ребенка «на диету» или активно заниматься спортом. Врач подберет тактику исходя их индивидуальных особенностей здоровья вашего малыша.

Общее состояние здоровья

Малыш может родиться с травмой или приобрести какое-либо заболевание, ухудшающее состояние его здоровья. Даже просто часто болеющие ОРВИ детки физически слабее более здоровых сверстников. Естественно, это сказывается на двигательной активности малыша, вызывая апатию и сонливость. Рекомендации как помочь вашему крохе не отставать в физическом развитии и укрепить иммунитет может дать только педиатр.

Особенности темперамента

Не стоит скидывать со счетов и врожденные психологические характеристики личности. Холерики и сангвиники будут активнее в своих движениях и стремлении познавать окружающий мир, чем флегматики и меланхолики. Гендерные особенности тоже накладывают свой отпечаток – девочки начинают овладевать движениями быстрее, чем мальчики.


Как научить ребенка сидеть

Как помочь ребенку научиться садиться? Для этого нельзя обойтись без тренировки. Чтобы правильно научить ребенка садиться, стоит воспользоваться советом профессора Валерии Сергеевны Мухиной. В своем учебнике по детской психологии она обращает внимание на два типа движения у младенцев – прогрессивные и тупиковые. Прогрессивные движения помогают получить новые впечатления и опыт, а тупиковые отгораживают его от внешнего мира. Это значит, что родителям нужно помогать малышу и учить его вместе с ним, а не вместо него. Нельзя взять ребенка за ручки, посадить и ждать, что он повторит движение сам – это тупиковый путь.

Виктория, мама Игната: «Чтобы научить Игнатика сидеть, мы повесили новую погремушку на край кроватки. Из положения лежа он никак не мог дотянуться. Он заинтересовался, захныкал, тянулся к игрушке. Мы слегка подталкнули его к повороту через бочок. Он сел и дотянулся. И так несколько раз. Через несколько дней я захожу в детскую, а он сидит и тянет на себя погремушку».

Взрослым, которые окружают ребенка, важно побуждать малыша к прогрессивным движениям. Когда у малыша есть цель, он активнее будет совершать движения, которые помогут ему сесть. За этим последует не только формирование соответствующих двигательных навыков, но и успешное психическое развитие.


Учим садиться из положения лежа

Для того, чтобы сесть из положения лежа, организм задействует мышцы живота, спины. Малыш должен уметь владеть своей рукой, чтобы опереться на нее и помочь себе удержаться сидя. Поэтому важно начиная с рождения делать ребенку массаж и проводить комплексы физических упражнений. Эти меры избавят мышцы от гипертонуса и укрепят мышцы.

  • Уже в первый месяц можно укладывать младенца на живот. Когда он начинает держать головку, он активно поднимает ее, двигает при этом ножками – так укрепляются мышцы спины.
  • Когда ребенок лежит на спине, упражнения по сгибанию и разгибанию ног помогут формированию мышц живота.
  • В возрасте четырех месяцев можно уже выполнять упражнение на присаживание, не задерживая ребенка в этом положении. Для правильного выполнения упражнения нужно отвести руки ребенка в сторону. Начинать такие движения нужно постепенно, не более 2-3 раз.
  • Когда ребенок уже делает первые попытки сесть самостоятельно, можно стимулировать его в этом, предлагая потянуться за игрушкой или за рукой. Поверхность при этом должна быть ровной и твердой.

Игра «Поймай игрушку»

Ребенок лежит на приподнятой поверхности. Взрослый показывает игрушку и побуждает малыша ухватить ее рукой. В то время, когда малыш пробует взять игрушку, взрослый плавно отодвигает ее, чтобы ребенок потянулся. После двух-трех попыток, игрушка должна оказаться у ребенка в руках.

Игра «Ванька-встанька»

Взрослый берет две ручки ребенка и, разводя их в стороны, присаживает малыша на несколько секунд. После двух-трех присаживаний, взрослый протягивает свои руки ребенку и побуждает ухватить их. Медленно потягивая малыша, взрослый передает ему инициативу в том, чтобы самому подняться и сесть. Достаточно двух-трех повторений.


Почему нельзя сажать ребенка раньше 6 месяцев

Родителям важно различать два момента в развитии двигательного навыка: ребенок «сидит, когда его посадили» или «садится сам». Взрослые часто стремятся опередить естественное развитие ребенка, и усаживают малыша принудительно.

Наталья одна воспитывает дочь. Помочь по хозяйству ей некому. В 5 месяцев она стала усаживать девочку перед телевизором и фиксировать ее диванными подушками. Мать включала видео и оставляла ребенка до тех пор, пока не переделает все свои домашние дела.

Что происходит, когда ребенка начинают усаживать принудительно? Слабый мышечный корсет не защищает позвоночник младенца, который испытывает несвойственные возрасту нагрузки. Раннее усаживание ребенка «в подушки» ведет к нарушению осанки и приобретению кифоза (сутулости). Кроме того, долгое нахождение в одной позе нарушает кровообращение. В таком положении ребенок неактивен, а значит, теряются возможности для интеллектуального развития.

Важно с первых дней жизни побуждать малыша к активности и «исследовательской» деятельности. Общение с взрослым становится потребностью, а изучение окружающего мира – мотивом для перемещения в пространстве. Если ребенок еще не умеет сам садиться, а маме необходимо заняться домашними делами, есть отличный выход из ситуации: посадить ребенка в манеж. Бывают небольшие по габаритам манежи, которые можно разместить в любой комнате, даже на кухне. Ребенок рядом с мамой, а его осанке ничего не угрожает.


Лучше сначала ползать, чем сидеть

Наблюдения за младенцами в московском детском нейропсихологическом центре «Добрые руки» позволило специалистам сделать вывод о том, что современные дети часто пропускают период ползания, рано садятся, а затем начинают сразу стоять и ходить. Это приводит к нарушению зрительно-пространственной ориентировки, а потом, как следствие, к проблемам в освоении чтения и письма.

Поэтому мамам и папам, которые тревожатся по поводу того, когда ребенок сядет самостоятельно, лучше активно заниматься с малышом обучению ползания. Очень часто дети начинают садиться из положения «стоя на четвереньках».

Видео по теме

921

Новорожденный до 6 месяцев большую часть времени проводит на руках у родителей либо лежит, а во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? После достижения данного возрастного порога малыш начинает проявлять большую активность. Мышцы шеи и спины довольно хорошо укреплены, поэтому он уже удерживает свое тело вертикально, переворачивается, ползает по-пластунски и пытается сидеть. В данной статье разберем, когда ребенок должен сидеть, какие упражнения надо делать и, самое главное, можно ли его присаживать.

Когда ребенок начинает сидеть

Желание сесть у многих деток возникает примерно в 5 месяцев. В сидячем положении ребенок видит окружающую обстановку с другого ракурса и замечает больше интересного.

Прежде, чем сесть, у малыша должна хорошо окрепнуть спина. Это происходит постепенно. Сначала он учится делать перевороты в обе стороны, делает попытки ползти, так мускулатура тренируются и спина укрепляется. Далее из положения лежа на боку, малыш будет стараться приподнять свое тело при помощи рук. Может получится и по-другому: сначала он научится ползать на четвереньках, а потом из данного положения сядет.

Торопить ребенка не надо. Весь процесс может длиться вплоть до 9 месяцев и это нормально. Выделяют следующие этапы обучения навыкам сидения:

  1. 6 месяцев. Как правило, самостоятельно ребенок не способен сидеть. Он с легкостью поднимает грудь лежа на животе. Но мышцы все равно слабые, поэтому без поддержки малютка заваливается на бок.
  2. 7 месяцев. Ребенок только научился сидеть. Он способен просидеть определенное время никуда не заваливаясь, поворачиваться всем телом в разные стороны. Малыш садится сам из лежачего положения.
  3. 8 месяцев. Большинство деток сидят сами. С легкостью присаживаются из положения лежа на боку.
  4. 9 месяцев. Малыш должен уметь садиться самостоятельно.

Можно ли присаживать специально

Многие родители торопят время и присаживают малютку искусственно. Все детские специалисты в один голос твердят, что такого делать категорически нельзя. Детский позвоночник до 6 месяцев является прямым и не должен находиться вертикально. Это может вызвать серьезные последствия в будущем, к примеру, сколиоз.

Неокрепшие мышцы ребенка не способны выдержать сильную нагрузку. Исключением являются ситуации, когда малыш самостоятельно сел до достижения им 6 месяцев. Укладывать его обратно уже нет смысла. Родители

должны только ограничить время пребывания малыша в положении сидя (не больше часа в день).

Также нельзя делать следующее:

  • катать малютку в коляске в сидячем положении (спинку коляски следует зафиксировать под углом в 45 градусов);
  • переносить в рюкзачках типа "кенгуру";
  • сажать малыша на свои колени;
  • делать упражнения, направленные на укрепление мышц, слишком рано.

Определяем готовность ребенка сидеть

Есть признаки, благодаря которым можно определить, что мышцы стали более крепкими и теперь способны удержать тело. К ним относятся такие действия ребенка, как:

  • способность переворачиваться с легкостью;
  • умение приподниматься на руках лежа на животе;
  • попытки приподниматься, совершаемые лежа на спине.

Готовность малыша можно определить так: посадите его вертикально и посмотрите, что будет. Если спина округляется, и малыш заваливается в сторону, значит позвоночник еще не окреп. Категорически нельзя обкладывать его мягкими валиками и многочисленными подушками. Необходимо набраться терпения и ждать, пока ребенок сядет сам.

Уверенную посадку можно определить по следующим признакам:

  • ровная спина;
  • ноги расставлены таким образом, что являются опорой;
  • таз слегка наклонен вперед;
  • если малютку немного толкнуть, он не завалится, а продолжит сидеть.

Отметим, если ребенок только начал сидеть, угол наклона спинки в коляске должен быть изменен на 30 градусов. Спина малыша все еще слабая и позвоночник получает неоправданную нагрузку в течение длительного времени.

Укрепляем спину малыша

Укреплять мускулатуру спины можно по достижению 3 месяцев. Отлично укрепляет мышечный корсет занятия плаванием. При возможности лучше, конечно же, ходить в бассейн.

Обязательно следует делать легкий массаж всего тела и гимнастику каждый день. После 4 месяцев можно выполнять специальные упражнения,

направленные на укрепление позвоночника. Их надо делать на твердой поверхности.

Хороший эффект оказывают данные упражнения:

  1. Положите ребенка на животик. Подставьте свои ладони к его пяткам. Когда он начнет отталкиваться, мышцы спины начинают напрягаться. Также тренируется и шейный отдел, потому что ребенок поднимает свою голову.
  2. Положите малыша на спинку и протяните к нему указательные пальцы. Он обязательно схватит их и попробует приподняться. Спина должна приподниматься не больше, чем на 45 градусов. Далее аккуратно опустите малыша в исходное положение. Упражнение можно повторить 5-6 раз.
  3. Положите малютку на живот и поставьте перед ним яркую игрушку. Помогая себе конечностями, он будет стараться добраться до нее.
  4. Над кроваткой можно повесить специальные колечки , за которые малыш сможет ухватиться и приподнять свой корпус.

Девочки и мальчики: различие в присаживании

Принято считать, что мальчиков можно присаживать намного раньше, чем девочек. Но, как уверяют педиатры, это никак не зависит от того, какого пола ребенок. Внимание следует обращать на физическое и эмоциональное здоровье своего чада, а также на индивидуальные особенности развития.

Присаживать детей, независимо от их пола, вредно для позвоночника . Это может сказаться на осанке. Родители, которые с раннего возраста начинают высаживать детей, рискуют искривить их тазовые кости. У девочек подобное нарушение может негативно сказаться на деторождении.

Большее значение имеет и вес малыша. Худенькие дети более подвижны. Мускулатура у них укрепляются намного раньше, чем у детей с большой массой тела. Упитанным малышам удерживать позвоночник гораздо тяжелее. По этой причине они начинают сидеть чуть позже других.

Девочки и мальчики, которые самостоятельно научились садиться раньше 6 месяцев, скорее всего будут развиваться немного быстрее своих ровесников. Наверняка, родители уделяли много времени их физическому развитию, не надо исключать и генетику.

Самое главное, чтобы мамы и папы не торопили своего малыша в развитии. Он лучше знает, когда готов сесть. Помните, что каждый ребенок является уникальным.

Развитие ребенка проходит постепенно, каждый день с самого рождения он учится чему-то новому и познает окружающий мир. Многие родители хотели бы помочь своим малышам, поэтому часто задаются вопросом, как научить ребенка сидеть, ползать, бегать. Однако нужно помнить, что для каждого навыка и умения есть свой возраст. И торопить события нежелательно, поскольку детский организм может быть не готов физически.

В каком возрасте дети учатся сидеть

Прежде чем выяснить, во сколько дети садятся, нужно понимать процесс наращивания силы и мышечной массы новорожденного. Укрепление детского организма проходит через несколько последовательных этапов:

  • в возрасте 3-4 недель кроха начинает держать головку;
  • между 1 и 2 месяцем малыш учится держать голову, лежа на животе, и опираясь на свои ручки;
  • ближе к 3 месяцу он научится переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • в возрасте 5-6 месяцев малыш начнет предпринимать попытки, чтобы сесть самостоятельно;
  • в 6-7 месяцев большинство детей умеют сидеть сами без поддержки, уверенно поворачиваясь телом в разные стороны.

Такое последовательное укрепление мышц спины и грудной клетки готовит новорожденного к дальнейшему ползанию и первым самостоятельным шагам. Многие мамы замечают, что ребенок пытается сесть в 4 месяца, напрягает мышцы живота, тянется ручками. Но это еще не значит, что он готов, поэтому в этом возрасте помогать ему, присаживать, поддерживать, обкладывать подушками – рано. В среднем возраст освоения этого навыка детского организма – 6 месяцев. Девочки, как правило, садятся чуть раньше, мальчики могут научиться этому позже. Хотя именно девочек торопить нельзя, чтобы не возникли проблемы с органами мочеполовой системы.

Самое важное для родителей – дать своему чаду развиваться индивидуальными темпами, контролируя этот процесс и помогая ему. Но не торопить события и не воспитывать с пеленок чемпиона. Тем более, не стоит сравнивать успехи крохи с другими детьми. Лучше дождаться возраста, когда ребенок начинает садиться, и только потом помогать ему и поддерживать в освоении этого навыка.

Как понять, что ребенок готов садиться

Гармоничное и правильное развитие грудничка возможно только тогда, когда все происходит постепенно и по мере его возможностей. Наращивание сил и мышечной массы поможет крохе осваивать новые навыки, а умелая и своевременная помощь родителей – расти сильным и здоровым. Пока ребенок не готов сидеть, поддерживать его, присаживать или способствовать нахождению в вертикальном положении не стоит.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Вокруг вопроса, когда можно сажать ребенка ведутся многочисленные споры. Раньше этот процесс приравнивался к естественному развитию и исходил из физических возможностей ребенка. Сегодня опытные педиатры предлагают родителям четкие рекомендации, которых необходимо придерживаться. Сажать ребенка необходимо в зависимости от уровня развития костной и мышечной системы. Эти системы должны быть подготовлены к возможности сидеть. Некоторые дети стремятся сидеть в возрасте пяти месяцев, если подкладывать под спинку мягкую подушку. Безусловно, самостоятельно сидеть на твердой поверхности вряд ли поучиться без поддержки. Подавляющее большинство малышей может самостоятельно сидеть к полугоду. Не рекомендуется раньше времени стремиться сажать ребенка самостоятельно, так как костная и мышечная система является неокрепшей.

Как подготовить ребенка самостоятельно садиться?
Для того чтобы процесс высаживания носил безопасный характер, необходимо малыша тщательно подготовить к нему. В развитии ползания и сидения большая роль принадлежит гимнастике. Если гимнастикой заниматься регулярно, то мышечная система начнет укрепляться. Можно время от времени проводить тренировку, в которой ребенок пытается дотянуться ручками до ладоней родителей, понемногу подтягиваясь. Угол наклона постепенно в таком упражнении должен увеличиваться. Эффективно также проводить разнообразные упражнения по развитию мышц малыша: наклоны, повороты. Полезно проводить регулярный легкий массаж малыша. Правильно организованная подготовительная работа к сидению малыша приводит к тому, что вопрос о том, когда малыш сядет, отпадает, так как ребенок, в силу своего физического развития, начинает сидеть самостоятельно.

Врачи и педиатры не рекомендуют сажать ребенка раньше времени, так как это может привести к негативным последствиям. Процесс сидения малыша без подготовительной работы может привести к тому, что детский позвоночник не справится с нагрузкой. В результате такой перегрузки происходит нарушение соединений между позвонками. Такая травма чревата многими заболеваниями в будущем, в том числе и такой распространенной проблемой, как сколиоз. Особенно специалисты не советуют сажать рано девочек, так как это может стать причиной искривления костей малого таза, что впоследствии негативно отразиться на детородной функции. Также, по мнению врачей, ранняя высадка девочек приводит к искривлению матки и более серьезным патологиям, вплоть до бесплодия. Не стоит рисковать и следовать американской системе, суть которой заключается в посадке детей с рождения.

В какое время сажать мальчиков?
Можно сажать мальчиков постепенно начинать с 4-5 месяцев с проведением подготовительных упражнений. В это время очень можно помогать малышу, придерживая его позвоночник, чтобы избежать чрезмерного давления на позвоночник. До четырехмесячного возраста дети имеют слаборазвитые брюшные мышцы, что отрицательно влияет на позвоночник при сидении. Обычно мальчики к шести месяцам могут самостоятельно сидеть. Если малыш пытается начать сидеть самостоятельно раньше, то не стоит ему в этом противостоять, можно только помочь. Это говорит о том, что его мышцы являются сформированными.

Когда правильно сажать девочек?
С посадкой девочек вопрос является трудным. Посадка раньше времени чревата осложнениями. Врачи и педиатры не рекомендуют с посадкой девочек. Можно сажать девочек не раньше семимесячного возраста. Но этот факт не является медицинским доказанным, однако все же, рисковать здоровьем нецелесообразно. Таким образом, сажать мальчиков можно в любое время с учетом уровня его подготовки, а с посадкой девочек рекомендуется не торопиться. Более подробную информацию о том, когда можно сажать ребенка рекомендуется изучить с помощью видео:

Роль дополнительных приспособлений в обучении ребенка сидеть.
В век современности в детской индустрии появилось много приспособлений для помощи родителям – ходунки, прыгунки, шезлонги. Некоторые предполагают, что такие изделия таят в себе опасность, так как не способствуют естественному развитию малыша и сажать малыша в них не стоит. Однако большая часть считает, что подобные изобретения относятся к современным технологиям, благодаря которым ребенок развивается. Конструкция ходунков представляет собой каркас в виде шортиков, который оснащен пружинами. Такое изделие фиксируется в дверной конструкции. В ней ребенок получает возможность прыгать, развивая мышцы ног. Ходунки, оснащены специальными колесиками, для того, чтобы ребенок мог передвигаться. Сажать ребенка в прыгунки, шезлонги, ходунки и другие дополнительные приспособления можно только тогда, когда он научился самостоятельно держать спинку. Спинку ребенок начинает держать без поддержки к шести или семи месяцам, когда его позвоночник достигает определенного этапа формирования, поэтому в это же время можно учить сажать. Иногда производители, дезинформируя покупателей, указывает неверное время начала эксплуатации изделия. Поэтому при их приобретении можно проконсультироваться со специалистом.

Перед тем как сажать ребенка в ходунки или прыгунки важно обратить внимание на положение стопы. Если движения малыша сопровождаются неестественным положением, то это может отрицательно повлиять на обучение ходьбы в дальнейшем. В прыгунах, шезлонге и ходунках ребенка всегда нужно сажать под наблюдением взрослого.

Таким образом, вопрос о том, когда можно сажать кроху является довольно важным, так как его костная и мышечная система является не до конца окрепшей до определенного времени. Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому надо прислушиваться к себе и руководству педиатров в этом вопросе.