Взаимодействие с семьей как одно из условий экологического воспитания дошкольников. Консультация на тему: Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Радуга»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Анкета для родителей

«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

Анкеты для родителей

«Экологическое образование в семье».

Цель проведения анкетирования . выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает? Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Примерная тематика бесед и консультаций

с родителями по экологическому воспитанию.

1. Не причиняя вреда природе. Обговорить правила поведения в природе.

2. Пусть цветут травы! Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.

3. Поклонись ягодке. Поговорить о ягодах, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.

4. Крылатые доктора. Познакомить с птицами, за которыми можно проводить

наблюдения на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой, каким кормом можно кормить.

5.Сокровища леса. Роль леса в жизни человека, что человек получает от леса, как вести себя в лесу помощь человека лесу.

6. Ядовитые растения. Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.

Примерная тематика ширм

для родителей по экологическому воспитанию

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки в природу.

3. Войди в природу другом!

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека о комнатных растениях.

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам о птицах.

8. Наши друзья насекомые.

9. Защитим друзей леса!

10. Пожар это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы земной красы начало.

13. Первоцветы вестники весны.

14. Давайте беречь воду!

Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»

Форма проведения : круглый стол.

Участники : родители, педагог.

Цель .

Повышение уровня экологической компетенции родителей; формирования правил экологически правильного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи.

Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; вовлекать родителей в работу группы по формированию экологической культуры у дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию .

Подготовить анкету и провести анкетирование родителей. Оформление выставки работ из бросового материала «И мусор может быть красивым!» Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой». Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе. Предупредить о наличии удобной одежды и обуви.

Ход собрания.

Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда пойдёшь ты, наконец,

О человек, венец природы, что без природы твой конец?»

Сказка и прекрасная природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:

1. «Надеваем рюкзаки» - круговые движения рук у плеча вперед и назад.

2. «Определим погоду» - поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

3. «Собери ветки для костра» - наклоны влево и право.

4. «Завяжи шнурки на кедах» - наклоны то к правой, то к левой ноге.

5. «Перепрыгни через кочку» - прыжки вперед, назад, влево, вправо.

6. «Идем в поход» - ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

Остановка первая: «Знатоки природы» (столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).

«День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ - звание «Знатока природы».

Остановка вторая: «Острое блюдо».

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

Остановка третья: «Они нас лечат».

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

Путник часто ранит ноги - вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Остановка четвертая: «Игровая». Музыкальное сопровождение - «Вальс цветов» П. Чайковского.

Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т.е. познакомить с методами саморегулирования. Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:

Игра «Врасти в землю» : Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

Игра «Ты – лев» : Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!

Игра «Дыши и думай красиво» : Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев - выдохни, вдохни, я птица - выдохни, вдохни, я камень - выдохни, вдохни, я цветок - выдохни, вдохни, я спокоен - выдохни. Ты действительно успокоишься.

Игры проводятся с родителями.

ОКНО – очень короткие новости:

SOS новости:

Кострище не зарастает 5-7 лет;

Ландыш зацветает на 6-й год, купальница - на 8-й год;

Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

Занимательные новости:

чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

у улитки около 25 000 зубов;

животное с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей.

Остановка пятая: «Помоги природе»

Воспитатель: «Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнущие смертью небеса». (А. Дементьев)

Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

Предлагается игра.

Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.

Подведение итогов:

Воспитатель:

«Нельзя же вечно брать взаймы.

И долг природе должен быть оплачен,

Когда б язык природы знали мы,

Наверно, жизнь была у нас богаче…» (Л. Сорокин.)

План работы с родителями по формированию экологической

культуры участников образовательных отношений.

Месяц

Форма проведения

Задачи

Предполагаемый результат

Сентябрь

Диагностирование детей, анкетирование родителей.

Родительское собрание «Мы природе не враги, ты природу береги!»

Фотовыставка «Отдыхаем не вредя».

Выявить уровень знаний детей и родителей по вопросам экологии.

Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте.

Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Диагностика, анкеты.

Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым».

Фотоматериалы об летнем отдыхе.

Заинтересованность родителей в формировании экологической культуры у детей.

Заинтересовать взрослых, вызвать эмоциональный отклик.

Проявление заинтересованности в жизни ДОУ.

Октябрь

Консультация для родителей «НЕ причиняя вреда природе».

Выставка работ «Дары осени».

Ознакомление родителей с правилами поведения в природе.

Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности.

Консультация.

Выставка детских поделок.

Вызвать интерес к работе педагога по экологическому воспитанию детей. Повышение компетенции родителей.

Повышение активности родителей, заинтересованности в выполнении задания.

Ноябрь

Акция «Поможем птицам!» Изготовление кормушек.

Акция «Снежное одеяло для деревьев».

Способствовать коммуникации родителей через обсуждение темы. Уточнять и расширять представления детей и взрослых о птицах родного края.

Познакомить родителей с природоохранной деятельностью детей на прогулке.

Информация о птицах родного края. Изготовление кормушек.

Заинтересовать родителей в изготовлении совместно с детьми кормушек для птиц. Воспитание сострадательного отношения к пернатым зимой.

Заинтересовать родителей. Привлечь родителей к труду на участке детского сада совместно с детьми.

Декабрь

Создание фотоальбома «Город зимой».

Природоохранная акция «Сохраним ёлочку - красавицу!»

Привлечь родителей к природоохранной деятельности.

Фотографии любимых мест в родном городе.

Проведение конкурса «Необычная ёлочка!»

Вызвать заинтересованность в формировании экологической культуры у детей и взрослых.

Активное участие родителей в акции.

Январь

Оформление ширмы «Празднование Нового года».

Консультация «Зимние травмы».

Познакомить детей и родителей с традициями празднования Нового года.

Напомнить родителям о том, что зимний отдых не всегда приносит радость. Напомнить о сохранении здоровья детей.

Знакомство с мерами предосторожности. Консультация. Изготовление плаката.

Повышение активности родителей. Заинтересовать родителей в выполнении домашних заданий.

Повысить уровень знаний взрослых и детей о том, как вести себя в экстренных случаях.

Февраль

Семинар – практикум в царстве лекарственных трав. «Фитотерапия».

Обмен опытом.

Консультация «Родительские заблуждения о морозной погоде».

Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей. Познакомить с некоторыми свойствами лекарственных растений.

Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании детей в зимний период.

Система оздоровления детей в ДОУ.

Лекарственные растения – средство оздоровления.(Фитотерапия.)

Повышение знаний родителей о пользе лекарственных растений через обмен родительским опытом.

Повысить уровень компетентности родителей.

Март

Родительское собрание.

Консультация «Воспитание у детей любви к природе».

Познакомить родителей с правилами поведения в природе.

Оформление фотовыставки «Природа молит о помощи!»

Рассказать о природе родного края, о необходимости бережного отношения к природе.

Знакомство с напоминающими знаками.

Научить родителей бережно относиться к природе. Повысить уровень сознательности родителей.

Апрель

Выставка работ «Весна – красна».

«Как провести выходной день с детьми?»

Продолжать расширять представления родителей о первоцветах, лекарственных травах. Приучать родителей и детей не рвать растения, занесённые в Красную книгу.

Помочь родителям сделать семейный отдых с детьми по-настоящему захватывающим для ребёнка.

Познакомить детей и родителей с растениями, занесёнными в Красную книгу. Совместные работы детей и родителей на тему «Не рви растения!» Привлечь родителей к посадке растений на участке ДОУ.

Опрос родителей. Предложить родителям несложные игры с природным материалом.

Привлечь родителей к изготовлению плакатов. Активное участие взрослых в акции. Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке.

Заинтересовать родителей как можно больше времени проводить с ребёнком.

Анкетирование

Заседание клуба «Друзья природы».

Создание журнала «Экомир моей семьи».

Выявить уровень сформированности экологической культуры участников образовательных отношений.

Подвести итог работы за год.

Диагностика.

Фотоматериалы, статьи из газет и журналов, родительский опыт.

Повышение уровня заинтересованности родителей и согласованности действий родителей и воспитателей.

Повысить уровень сознания родителей, активировать их деятельность совместно с детьми.

Конспект заседания клуба по интересам «Друзья природы».

Создание журнала «Экомир моей семьи».

Помните игрушкус зеркальными пластинками и цветными стёклышками? Чуть повернёшь – новый узор. А как хочется разгадать секреты волшебного разноцветия!

Вот и мы составили свой калейдоскоп, рассыпали на страничках «цветные стёклышки» совместных с родителями и детьми проектов. Сегодня мы рассмотрим их, чтобы затем собрать свой «узор», который выльется в создание журнала «Экомир моей семьи», который, в свою очередь, является заключительным этапом, подводящим итог кропотливой работе по теме «Формирование экологической культуры участников образовательного процесса».

Каждый мини проект, каждая экологическая акция, прошедшая за истекший год – это маленький шажок на долгом пути к формированию экологической культуры, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.

Цель всей нашей работы заключалась в том, чтобы начать формирование экологической культуры всех участников образовательных отношений, как детей, так и вас, уважаемые родители. А в основу нашей работы был положен метод проектирования, который подразумевает совместную с детьми деятельность и включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников и формирование единой экологически-воспитывающей среды «ОУ – семья ребёнка».

Основной задачей нашей совместной работы стала задача формирования экологической культуры всех участников образовательного процесса посредством проектировочной деятельности.

На протяжении долгого времени мы все вместе с вами и детьми собирали различные материалы не тему экологии, которые можно рассмотреть на оформленных стендах.

Давайте вспомним, какие материалы, сообщения, фотографии были вами собраны, какие темы легли в основу ваших сообщений. (Ответы детей и родителей).

- о природе, о питании, о растениях, о животных, о спорте, о совместных с родителями походах и прогулках.

Верно. А ещё есть такое понятие – ЭКОЛОГИЯ. Что, по- вашему, оно означает? (Ответы родителей.)

Вы правы! Так вот, экология – это наука, которая появилась ещё в 19 веке и должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания пригодной для существования, для жизни.

Основными направлениями этой науки являются:

1. Изучение взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и друг с другом, то есть ВСЁ связано со ВСЕМ.

2. Рассматривает взаимоотношения людей и природы.

3. Изучает и разрабатывает способы охраны природы.

А как вы думаете, ребята, чем мы с вами можем помочь природе? (Ответы детей.)

Правильно! В переводе с греческого «ЭКОЛОГИЯ» - это наука о доме. Вот поэтому и собранные вами материалы посвящены дому, отношению взрослых и детей, их деятельности.

Журнал, который мы сегодня создадим, называется «Экомир моей семьи». Это название включает в себя следующие понятия: (См. приложение.)

  • Вкусно, полезно, красиво. 1. Как питается ребёнок
  • Природа в вашем доме. 1. Какое место занимает природа в вашем доме?
  • Экологическая тропа сем ьи.1. Экологическое краеведение.
  • Экология души. 1. Как отзывается на контакты с природой?

2. Что значит экологически чистый продукт?

3. Что вредно, что полезно?

2. Как часто семья выезжает на природу?

3. Природа в духовной жизни общества, общение

с природой.

2. Туристические умения и навыки.

3. Каждая тропинка – экологическая.

2. « Чистая душа» - что это такое?

3.Можем ли мы помочь природе?

* Экология начинается с улыбки.

1. Как избежать ссор и конфликтов?

2. Есть ли в семье свои традиции?

3. Знаете ли вы свои корни?

Сейчас я предлагаю вам разделиться на «редакторские» группы, каждая из которых будет работать над своей страничкой. Каждая страничка имеет своё название.

1. Овощи и фрукты – полезные продукты.

2. Стёжки – дорожки.

3. Уши, лапы и хвосты.

4. Полезные советы.

Очень хорошо! Мы теперь знаем, какие материалы войдут в наш журнал. Но, скажите, пожалуйста, почему странички называются именно так? (Ответы родителей.)

Практическая часть.

Дорогие друзья, а сейчас мы начинаем работу непосредственно над журналом. Участники каждой из групп, посовещавшись, отберут нужные материалы и вместе с детьми приступят к вёрстке журнала.

(Дети принимают активное участие в работе родителей.)

Дорогие друзья, работа редакторских групп завершилась и ответственные редакторы сейчас нам представят свои странички, расскажут какие фотографии и заметки они разместили и почему.

(Выступление ответственных редакторов и всех участников группы.)

После того, как все странички будут представлены, верстается весь журнал.

А сейчас мне бы хотелось подвести итог нашей с вами работы. Как вы считаете, раскрывает ли название нашего журнала тему всей нашей большой работы по формированию экологической культуры участников образовательных отношений?

Докажите нам это.

(Взрослые делают вывод. Дети помогают родителям, рассказывают о том, что тема была раскрыта, что Экомир семьи - это благополучие, чистота, здоровье, дружба, взаимопомощь и ещё многое другое. Далее дети рассказывают как они вместе с родителями собирали материалы о здоровой и полезной пище, о пользе прогулок, о походах на природу, о пользе занятий спортом с детства, о животных и растениях в нашем доме.)

Молодцы, ребята ну и, конечно же, наши уважаемые родители! Я думаю, мы вместе с вами справились с общей задачей. И в заключении хочу сказать следующее:

Экология начинается с улыбки, и я желаю

Встречаясь с людьми – улыбайтесь!

Выезжая на природу – улыбайтесь!

Встречая красоту – улыбайтесь!

Играя со своими четвероногими друзьями – улыбайтесь!

И идите по жизни с улыбкой!

На этом заседание нашего клуба закончено. Я выражаю вам огромную благодарность за ваше сотрудничество, за активное участие в жизни группы, за помощь в формировании экологической культуры наших малышей и надеюсь на наше дальнейшее тесное взаимодействие.

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Что включает в себя понятие «экологическая культура»?

Экологическая культура -

это знания,

практические навыки,

Эстетические переживания

эмоциональное отношение

Практические поступки и поведение детей

(сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог - родитель

педагог - ребенок - родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Всю работу надо проводить дифференцированно. Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание .

Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание начали с КВНа между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие.

В детском саду проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе».

Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.

В группах проводятся консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения . В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе .

Например.

Лекарственные растения - это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их - браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг - не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

Ягоды - источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы как создание экологических ситуаций , решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.

Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа?

На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.

Лестничный марш среднего подъезда детского сада посвящен «Безопасности детей», в том числе и правилам поведения в природе.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в общегородских акциях «Покормите птиц», «День Плюшкина». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки, собирают макулатуру, пластиковые бутылки, картон.

В 2011 году мы провели акцию «Очистим природу от пробок». Результатом которой стала «Тропа здоровья из пробок», необходимая детям для формирования правильной осанки, развития желания заниматься на свежем воздухе босиком. Основными средствами оздоровления на тропе выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.

Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками «В весенний лес за приключениями», «Осень, осень в гости просим», «Праздник урожая», «Мисс Осень».

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

В детском саду проводятся конкурсы, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Чудеса с грядки», «Пёстрый мир бабочек», «Новогодняя елочка», «Вторая жизнь вещей», «Волшебная коробочка», «Страна необычных цветов» - эту выставку вы видите сейчас.

На стенде «Руки папы, руки мамы и мои ручонки» выставляются работы детей и родителей на темы: «Лето, лето, лето - ты какого цвета?», «Чудо – дерево», «Мир на моей ладони», «Загадки – отгадки», Моё любимое дерево – клён», «Природа вокруг нас», экологический плакат «Тропинками природы».

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей . Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

В помощь родителям выпускается внутренняя газета детского сада «Незабудка». Каждый номер газеты посвящается определенной теме: например «Экология и дети», «Природа дивной красоты», «Растения в нашей жизни».

Интересная форма работы с семьей - педагогические ширмы , в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Важные моменты:

все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.


Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей»

Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, потому что мир находится на грани экологической катастрофы . От образованных людей будет зависеть, что станет с нашей планетой, от их мудрого решения зависит судьба планеты.

Деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная, ведет к нарушению экологического равновесия .

Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность .

Поэтому первые основы экологической культуры закладываются работниками дошкольного образовательного учреждения.

Поэтому необходимо бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, потому что, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.

Ребенок, общаясь с природой, делает множество различных открытий.

Разнообразны природные материалы (песок, вода, снег, глина, солома, с которыми дети так любят играть, ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Огромную роль в дошкольного возраста играет практическая, исследовательская экспериментальная деятельность. Ведь в процессе детского исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, учится экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Положительное влияние на формирование личности ребенка оказывает труд.

Он проявляет заботу ухаживая за растениями, за животными.

Знания, представления о природе помогают ребенку правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно С усвоением системы элементарных представлений связано развитие у детей дошкольного возраста познавательного отношения к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются.

Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников, природа имеет огромное значение.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологического состояния требует формирование основ дошкольного возраста.

Экологическая ситуация , близкая к катастрофе, диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному» .

Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой , проявление бережного отношения к ней.

Одним из условий успешного культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями , составной частей работы дошкольного учреждения является работа с родителями.

Только совместными усилиями т с семьей , можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного .

Начало становления экологической культуры любого человека закладываются и формируются в первую очередь в семье .

Семья создает нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе.

Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. В переводе с греческого термин «экология » означает «наука о доме» , а чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, так и любовь к природе, в .

Родителям с раннего возраста необходимо учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильно взаимодействуя с природой .

Семья в сотрудничестве с детским садом должны воспитывать отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Экологическому воспитанию также способствует совместная деятельность на приусадебных участках.

Здесь ребёнок реализует свои знания, умения и навыки разведению и уходу за растениями.

В формировании познавательных интересов, заботливого отношения к природе - огромная роль принадлежит семейному чтению.

Родители считают, что если ребёнок научился читать, то чтение вслух ему не нужно. Чтение совместно вслух произведений о природе, жизни животных и растений, дает возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу, а обсуждение, обменяться мнениями и переживаниями и переживаниями. Для семейного чтения я советую родителям произведения И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева и др.

Проводят анкетирование семей по вопросам:

Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

Нужно ли экологическое образование в ДОУ?

Как вы проводите это направление в семье?

Что вы ждете от детского сада?

Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

Привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками. Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим, с последующим отражением увиденного в рисунках. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Для формирования отчетливости представлений о живой и неживой природе дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность: зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи. Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, высказываниям об увиденном. Дети учатся видеть, замечать, познавать окружающий мир, а воспитатель больше узнает о ребенке, о его чувствах, связанных с природой.

Следующей формой работы являются консультации для родителей по следующим темам:

- «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». Цель: помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.

- «Досуг с ребенком на природе». Цель: разнообразить отдых семьи на природе. Предлагаем проведение дидактических игр: «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет?». Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.

- «В музей вместе с ребенком». Цель: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

- «Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки).

- «Смотрим вместе с ребенком телепередачи о природе, изучаем экологические журналы («Свирель», «Муравейник», «Маленький садовник», «Воробушек» - серия книг для развивающего обучения детей в семье и детском саду)».

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся:

фотоальбомы: «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т.д.;

выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами», «Берегите птиц», «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири»;

стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

Еще одна из форм работы, которую часто используют педагоги - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.

Также родители привлекаются к подготовке утренников, фольклорных праздников: «Зиму провожаем – весну встречаем!», «Русская берёзка», пишут сценарии, участвуют в конкурсах: «Бабушки у нас – мастерицы, высший класс!», в создании проектов, в акциях «Берегите птиц зимой!», «Лес – наше богатство!».

Формированию бережного отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, составление сказок и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование марок, открыток с изображением явлений и объектов природы.

Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний.

Совершенствование работы ДОУ и имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей»

Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, потому что мир находится на грани экологической катастрофы . От образованных людей будет зависеть, что станет с нашей планетой, от их мудрого решения зависит судьба планеты.

Деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная, ведет к нарушению экологического равновесия .

Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность .

Поэтому первые основы экологической культуры закладываются работниками дошкольного образовательного учреждения.

Поэтому необходимо воспитывать с ранних лет у детей бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, потому что, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.

Ребенок, общаясь с природой, делает множество различных открытий.

Разнообразны природные материалы (песок, вода, снег, глина, солома, с которыми дети так любят играть, ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская экспериментальная деятельность. Ведь в процессе детского исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, учится экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Положительное влияние на формирование личности ребенка оказывает труд.

Он проявляет заботу ухаживая за растениями, за животными.

Знания, представления о природе помогают ребенку правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно С усвоением системы элементарных представлений связано развитие у детей дошкольного возраста познавательного отношения к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются.

Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников, природа имеет огромное значение.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологического состояния требует формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Экологическая ситуация , близкая к катастрофе, диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному» .

Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой , проявление бережного отношения к ней.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями , составной частей работы дошкольного учреждения является работа с родителями.

Только совместными усилиями т с семьей , можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного .

Начало становления экологической культуры любого человека закладываются и формируются в первую очередь в семье .

Семья создает нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе.

Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. В переводе с греческого термин « экология » означает «наука о доме» , а чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, так и любовь к природе, в семье должны воспитываться с раннего детства .

Родителям с раннего возраста необходимо учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильно взаимодействуя с природой .

Семья в сотрудничестве с детским садом должны воспитывать отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Экологическому воспитанию также способствует совместная деятельность на приусадебных участках.

Здесь ребёнок реализует свои знания, умения и навыки разведению и уходу за растениями.

В формировании познавательных интересов, заботливого отношения к природе - огромная роль принадлежит семейному чтению.

Родители считают, что если ребёнок научился читать, то чтение вслух ему не нужно. Чтение совместно вслух произведений о природе, жизни животных и растений, дает возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу, а обсуждение, обменяться мнениями и переживаниями и переживаниями. Для семейного чтения я советую родителям произведения И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева и др.

Проводят анкетирование семей по вопросам:

Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

Нужно ли экологическое образование в ДОУ?

Как вы проводите это направление в семье?

Что вы ждете от детского сада?

Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

Привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками. Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим, с последующим отражением увиденного в рисунках. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Для формирования отчетливости представлений о живой и неживой природе дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность: зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи. Рассматривая объекты в разное время года, дети отмечают каждое заинтересовавшее их явление в природе, вместе с родителями находят причинную связь явлений, отмечают их красоту, учатся присматриваться к окружающему. Такое общение играет большую роль в развитии у ребенка чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, высказываниям об увиденном. Дети учатся видеть, замечать, познавать окружающий мир, а воспитатель больше узнает о ребенке, о его чувствах, связанных с природой.

Следующей формой работы являются консультации для родителей по следующим темам:

- «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». Цель: помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.

- «Досуг с ребенком на природе». Цель: разнообразить отдых семьи на природе. Предлагаем проведение дидактических игр: «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет?». Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.

- «В музей вместе с ребенком». Цель: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

- «Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки).

- «Смотрим вместе с ребенком телепередачи о природе, изучаем экологические журналы («Свирель», «Муравейник», «Маленький садовник», «Воробушек» - серия книг для развивающего обучения детей в семье и детском саду)».

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся:

фотоальбомы: «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т.д.;

выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами», «Берегите птиц», «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири»;

стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

Еще одна из форм работы, которую часто используют педагоги - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.

Также родители привлекаются к подготовке утренников, фольклорных праздников: «Зиму провожаем – весну встречаем!», «Русская берёзка», пишут сценарии, участвуют в конкурсах: «Бабушки у нас – мастерицы, высший класс!», в создании проектов, в акциях «Берегите птиц зимой!», «Лес – наше богатство!».

Формированию бережного отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, составление сказок и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование марок, открыток с изображением явлений и объектов природы.

Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний.

Совершенствование работы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста.


На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста сегодня стоит особенно остро. Этой проблемой должны заниматься не только дошкольные образовательные учреждения, но и прежде всего родители. Задача воспитателя - показать родителям необходимость воспитания экологической культуры, так как именно в дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, одновременно осознавая неразрывность с ней. В этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к природе, у детей формируются навыки взаимодействия с окружающим миром.

Совместная деятельность родителей с детьми является основополагающей в формировании экологической культуры у дошкольников. Зачастую дети берут пример со своих родителей и, вырастая, ведут себя так, как когда-то вели себя они.

Начиная работу по взаимодействию с семьей в экологическом воспитании дошкольников, нами были проведены беседы с детьми и анкетирование родителей с целью изучения интересов семьи, организации деятельности семьи в выходные дни. На основе анализа мы разработали план мероприятий по привлечению родителей к экологическому воспитанию детей. План составлен таким образом, чтобы мероприятия отвечали интересам и потребностям семьи и ДОУ. В план, помимо консультаций, материалов педагогической пропаганды и родительских собраний, мы включили такие интерактивные формы работы с родителями как совместные экскурсии, практикумы, природоохранные акции, игровые тренинги на тему экологии и экологических знаний.

Принимая участие в экскурсиях, экологических акциях и других мероприятиях, родители непосредственно включаются в образовательный процесс ДОУ, что является одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Одной из эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей являются экскурсии в природу. Как правило, в нашей группе организуются совместные экскурсии с семьями воспитанников один раз в три месяца. Совместно с детьми и родителями мы организовали экскурсии в осенний и зимний лес, на летнюю полянку.

Во время проведения экскурсий в природу решались следующие задачи:

Закреплять знания детей о характерных особенностях природы в разное время года;

Развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве;

Расширять активный словарь детей,

Воспитывать любовь к живой природе, эмоциональную отзывчивость;

Способствовать сплочению между родителями и детьми.

Наши экскурсии не спонтанные, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Организация экскурсии имеет свой алгоритм, который включает:

  1. подготовку к экскурсии - происходит ознакомление детей и взрослых с темой экскурсии, а также теоретическими материалами по теме, решается организационный вопрос, проводится инструктаж детям и родителям о правилах безопасности в лесу в разное время года (например, беседа о переохлаждение организма, «Безопасность на прогулке в холодное время года», «Опасности в лесу»).
  2. Проведение экскурсий. Экскурсионная программа включала в себя следующие этапы:

Беседа о природных явлениях, происходящих в лесу;

Коллективное наблюдение (используются такие приемы как загадки, вопросы, стихи о временах года, природе, животных леса. Подвижные игры, которые способствовали познавательной активности: «Посмотри на право, посмотри налево», «Угадай по описанию»).

Самостоятельные наблюдения детей и родителей за природой в лесу;

Совместные природоохранные мероприятия (сбор веточек ели и сосны, шишек, для украшения группы, изготовления поделок; кормление белочек).

  1. Прощание с лесом (проведение экологических игр: «Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Раз, два, три, к елке беги»)
  2. Беседа о содержании экскурсии в группе на основе фотографий с места проведенной экскурсии.

Родители сначала настороженно отнеслись к нашей первой экскурсии. Результаты превзошли все наши ожидания. Родители сдружились, все получили массу положительных эмоций.

На сегодняшний день родители стали активнее при взаимодействии друг с другом, заметно их заинтересованное участие в образовательном процессе.

По своей инициативе решили ежемесячно выпускать групповые газеты на тему: «Экологическая безопасность нашего родного города», поступили предложения продолжить традицию экскурсий в лес и весной, и летом. Продолжать кормить лесных животных и птиц.

В сентябре 2016 г. воспитанник нашей группы со своей семьей пригласили ребят, родителей и нас, педагогов, к себе в контактный домашний зоопарк у себя на подворье. Как удивились воспитанники нашей группы, когда узнали, что для них запланирована такая необычная и интересная экскурсия. Дети познакомились с большим количеством самых разнообразных домашних птиц и животных. В контактном зоопарке дети не только наблюдали за животными и птицами, но им также предоставлялась возможность покормить животных, погладить, поиграть с ними, что очень важно для детей.

Главной целью этой экскурсии являлось воспитание гуманного отношения к животным, формирование у детей желания ухаживать за животными, оберегать их. Экскурсия сопровождалась интересной беседой Мишиной мамы - экскурсовода этого зоопарка. Родители увидели, что в общении с родной природой формируются основы экологического воспитания наших детей, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства - бережного отношения к родной природе.

Еще одним из условий формирования экологического воспитания детей дошкольного возраста являются социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе с взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только теоретические), участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной. Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

Одна из таких акции была посвящена «Дню птиц». Акция проводилась с 1 ноября по 22 ноября 2016 г. Целью акции являлось формирование экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края. В рамках проведения акции мы провели с детьми беседы о зимующих и перелетных птицах, просматрили видеоролики о том, где и как птицы переживают холодную зиму, в ходе этих мероприятий дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края. Наши ребята создавали поделки из пластилина, листовки с просьбой покормить птиц! Совместно с родителями мы изготовили кормушки, заготовили корм. Главный результат акции - участие всех детей и родителей группы в развешивании кормушек и листовок в м-р Абрамово для того, чтобы помочь птицам перезимовать.

В преддверии новогодних праздников 2016 г. в нашей группе проходила природоохранная акция«Елочка, елочка, зеленая иголочка».

Акция проводилась с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства.

В рамках проведения акции была организована выставка поделок с Новогодней тематикой. Дети, совместно с педагогами и родителями создавали поделки главного атрибута Нового года - елочки. Результатом работы стали рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственная ель дома и в группе).

В преддверии нового 2017 г. мама Карины привезла нам маленькую голубую ель. На протяжении всей зимы мы с ребятами будем ухаживать за елочкой, чтобы весной высадить ее на наш участок.

В нашем детском саду экологические акции проходят в течение всего учебного года. Такие акции, как«Посади дерево и сохрани его» служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Цель акции: расширение экологического кругозора среди дошкольников и их родителей, вовлечение их в решение экологических проблем нашего края, воспитания у них бережного отношения к природе. В акции участвовали родители и дети нашей группы. Родители активно и с радостью включались в процесс высаживания кленов. Ура! У нас на участке высажено два клена!

Также одна из наших воспитанниц со своей мамой принесли в группу желуди. Ребята с интересом их рассматривали, изготавливали из желудей и пластилина различные поделки, наблюдали за тем, как желуди давали ростки. Проросшие желуди мы решили высадить в землю и вырастить дуб в горшочке, затем весной облагородить территорию детского сада таким редким деревом.

Мы с ребятами и родителями решили, что будем продолжать облагораживание и озеленение нашего участка и территорию детского сада.

В итоге в нашей группе прошла выставка рисунков «Осеннее дерево».

Весной 2016 года в Березниках проходила экологическая акция по сбору макулатуры «Подари жизнь дереву-2016». Она была приурочена к проведению Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности». В акции участвовали сотрудники дошкольного учреждения, дети, родители. В течение двух недель, дети и родители приносили макулатуру в детский сад. Все очень активно и с радостью включились в процесс. Благодаря такой поддержке результаты акции превзошли все ожидания. Мы собрали 192 килограмма бумаги, которые отправились вместо свалок на переработку. Ура! Мы спасли 4 дерева!!!

Мы с детьми и родителями решили, что будем «покровителями леса» и продолжим акцию по сбору макулатуры «Подари жизнь дереву» и в следующем году.

Проводя экологические акции, мы ставим перед собой задачу не только научить детей и родителей ценить природу, сформировать у них потребность в природоохранной деятельности, но и предотвратить поступки, наносящие вред природе. Ведь так важно с детских лет научить детей предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Сегодня мы уверены - работа эта нужная и важная, рано или поздно она даст свои положительные результаты.

Прусакова Светлана Валерьевна

Убеждение человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами - воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест. Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется в детских садах. (М.В. Лучич)
Дошкольный период — очень важное время в развитии каждого ребёнка. Именно в этот период формируется личность человека, его мировоззрение и отношение к окружающей реальности. У детей нередко отмечается негативное отношение к природе, причиной которого является отсутствие знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития.
Процесс экологического образования должен быть непрерывным и начинаться как можно раньше, с дошкольного возраста.
Основной задачей экологического образования детей дошкольного возраста является получение знаний о природе и воспитание определенного отношения к ней. На основе знаний воспитывается отношение к природе. В конечном итоге формируется экологическое сознание, развиваются личностные качества. Экологическое образование детей дошкольного возраста является не только начальным этапом, но и фундаментом непрерывного экологического образования, которое продолжается в школе и других образовательных учреждениях.
Известно, что результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий ДОУ и семьи. В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно.Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников - одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей необходимо использовать как традиционные формы работы, так и другие виды деятельности. К традиционным формам относятся родительские собрания с определенной темой, подбираются рекомендации, которые располагаются на стендах и помогают им ориентироваться в вопросах экологического воспитания ребенка. Проводятся беседы, консультации, расширяющие знания родителей о природе и, в частности, о природе родного края. Можно провести КВН по экологической тематике, хорошо знакомой детям, и удивить родителей знаниями детей.
Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры дошкольников существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания детей в детском саду.
В своей работе по созданиюсистемы педагогического взаимодействия и повышения уровня экологических знаний родителей мы уделяем большое внимание. Проводим родительские собрания экологической направленности, консультации для родителей.
Участие в тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно с детьми.
В экологических акциях: «Накормите птиц зимой».
Проведение индивидуальных проектов «Интересное животное».
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье. Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все же с энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в совместном субботнике, в изготовлении кормушек. Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для уголка природы, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету. Связь между живым уголком и окружающей средой совершенно очевидна, нам пришлось раскрывать ее для родителей. Работа с родителями изначально представлялась нами, как самый сложный этап организации живого уголка. Итак, первый этап - это родительское собрание, на котором родителям сообщили о решении создать живой уголок. Как и ожидалось, не все родители сразу приняли эту идею. Большинство родителей отказались помогать нам в оформлении живого уголка. Конечно же это было вполне ожидаемо. Мы предоставили список растений, утвержденный для ДОУ, с учетом всех физиологических и возрастных особенностей детей. К сожалению, не все родители являются инициативными. Многие считают, что достаточно привести ребенка в детский сад, а остальное сделают воспитатели. Поэтому работу мы построили с максимальной осторожность то есть, решили постепенно вовлекать родителей в нашу работу.
Постепенно родители осознавали преимущества предложенной нами идеи, ведь многие не могут завести дома даже простейшие растения по разным причинам, но хотят, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью, которая сможет проявить ответственность и позаботиться о том, кто слабее. Таким образом, мы смогли наладить контакт с родителями и заручиться их поддержкой в различных вопросах. После мы приступили к созданию живого уголка.
Для начала растения собирались из домашних коллекций, причем, родители не просто приносили растения из дома и оставляли их воспитателям. Родители рассказывали детям о том растении, которое они принесли: как оно называется, как оно растет, какие у него есть полезные свойства. Мало того, что дети охотно воспринимали информацию от родителей, они начинали активно проявлять к таким растениям еще больше заботы. Родители проявляли ничуть не меньшую ответственность при работе с нашим живым уголком. При помощи родительских собраний нам удалось донести до родителей насколько важно их участие в такой работе. Постепенно наш живой уголок заполнился экспонатами. Родители включились в процесс пополнения нашего живого уголка и более экзотичными растениями, участвовали в их выборе. Родительские собрания и индивидуальные беседы помогли нам наладить не просто контакт с родителями, но и привлечь их к активной работе. С помощью бесед нам удалось установить контакт даже с самыми сложными родителями, которые категорически не хотели идти на контакт, что безусловно является результатом достижения целей организации работы с детьми и их родителями. Мы предлагали таким родителям больше рассказывать о своих детях, поухаживать за растениями вместе. Когда родители наблюдали, как повышается степень их контакта с ребенком, они непременно приходили снова и снова и спрашивали чем еще можно помочь.
Живой уголок в группе помог нам привить детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширить кругозор и получить новые знания. Основная цель, которую мы преследовали, организовывая живой уголок —научить детей заботиться о ком-то и раскрыть у них чувство ответственности. Совместный уход за растениями в живом уголке помог заметно сплотить детей, научить их работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих.
В целом, работа с родителя, несмотря на свою сложность, проводится комплексно и, на наш взгляд, результативно, что указывает на правильность нашего подхода к данному вопросу. В процессе работы повышается уровень знания не только детей, но и их родителей. Родители также открывают для себя что-то новое, не только в своих детях, но и в окружающей их среде.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.