Ярилин день, или Макушка лета — что за праздник, когда отмечается, традиции и приметы. На праздник ярило мокрый есть много традиций празднования Ярило мокрый языческий праздник: обычаи на праздник

Ярилин день отмечается 1 марта 2020 года (дата по старому стилю - 16 февраля). Народный праздник посвящен Яриле - славянскому богу весны и плодородия, проводам зимы и встрече весны. В некоторых регионах этот день называли Данило-новичком, в честь первого дня весны.

История

В славянской мифологии Ярило (Ярила, Яровит, Яромир, Руевит) - бог земли, солнца, весны, тепла, солнечного луча и плодородия. Это сын бога Велеса и богини Додолы, также известной как Перуница - жена бога Перуна. Чаще Ярило изображается в виде молодого юноши или мужчины с венком из цветов на белокурой голове, в белой одежде, восседающим на белоснежном коне.

До 1492 г. новый год начинался 1 марта. Этот день считался значимым праздником. До XIX века он был выходным.

Традиции и обряды

Праздник отмечают народными гуляниями, ярмарками, песнями и хороводами. В это время отдыхают и веселятся работники полей. Для них это последняя возможность беззаботно погулять перед началом полевых работ.

Если ночью выпадает снег, то детей отправляют расчищать ступеньки крыльца, дорожки к колодцу или мостки на реку или озеро. Такой обряд, по поверью, приносит в дом счастье, а детям дарит здоровье.

Если в Ярилин день ясное утро, беременная женщина должна посмотреть на встающее солнце и хотя бы пару минут погреться в его лучах. Считается, что это придает силы матери выносить и родить здорового малыша.

В старину на Руси бабки-повитухи в этот день приносили в дом снег и умывали им лицо и руки. Считалось, что талая весенняя вода передаст им чистоту.

Приметы

Брошенная на снег ветка просела - скоро потеплеет.

Вороны громко кричат - жди похолодания.

Пришел Ярило - пора браться за вилы.

Стопленный в этот день снег считается целебным.

) Мать Сыру Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.

В пору двоеверия на Руси 23 цветеня/апреля отмечали день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) - Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет », «Егорий с росой, а Никола (9 травеня/мая) с травой », «», «Ярило (Егорий) Храбрый - зиме ворог лютый ». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - на Ярилину росу.

"> ">

По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «» А тако же: «Не я бью - верба бьёт », «Будь высокий, как верба ; будь здоровый, как вода; будь богатый, как земля », «Вербохлёст - бей до слёз! » Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса! » Говорили: «Ярилина роса от семи недугов », «На Юрия роса - не надо коням овса », «Гони животину на Юрьеву росу ». Просили Ярилу (Егория) - Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха », «С Егорья - начало сева яровых », «», «На Юрия мороз - гречихи воз », «».

">

">

Сие Ярилино Деяние иногда разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень, переодетый Ярилой, приезжал на «коне» (двух или нескольких других парнях, обряженных в «коня», пошитого из грубой холстины) к встречающим его людям, затем большим фаллоподобным колом «творил Зарод » Земле, макая кол в вырытую в поле и смоченную водой ямку, после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех собравшихся.

">

Ярилины дни

">">

Оных во Кологоде два основных: Ярила Вешний - 23 цветеня/апреля-месяца да Ярила Мокрый - 3 кресеня/июня-месяца. ">

">

На Ярилу Вешнего - 23 цветеня/апреля-месяца - Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру Землю и «выпускает росу», отчего начинается бурный рост трав. В эпоху двоеверия на Руси отмечали о сию пору день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) - Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет », «Егорий с росой, а Никола (9 травеня/мая-месяца) с травой », «Егорий с теплом, а Никола с кормом », «Егорий Храбрый - зиме ворог лютый ». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - «на Ярилину (Егорьеву) росу». По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти! » Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса! », «Ярилина роса от семи недугов », «На Юрия роса - не надо коням овса », «Гони животину на Юрьеву росу ». Просили Ярилу (Егория) - Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха », «С Егорья - начало сева яровых ». По Юрьеву дню определяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз - будет просо и овёс », «На Егория мороз - под кустом овёс », «На Юрия мороз - гречихи воз », «На Егория роса - будут добрые проса ». ">

Ярила Мокрый - 3 кресеня/июня-месяца - праздник конца весны и начала лета, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. В эпоху двоеверия на Руси отмечали о сию пору Троицу и Духов день. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идёт », «Придёт Свят Дух - будет на дворе, как на печке ». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной... ">

Тако же Ярилу чествуют на Сороки - 9 березозола/марта-месяца , когда творят заклички Весны с «Ярилиных плешей» - вершин холмов, с которых уже сошёл снег; на Весеннее Равноденствие (на Масленицу-Комоедицу) - 25 березозола/марта-месяца , когда встречают Весну-Деву; а тако же - во время празднования практически всех остальных Святодней весны и начала лета - Кологодного Удела Ярилы. А когда настанет праздник Макушки Лета - Честна Купала - 24 кресеня/июня-месяца - Ярилу «провожают» во Ино : шутейно «хоронят» (как уже было сказано ранее) Его соломенное чучелко, наделённое выразительными мужскими признаками, чая скорое Ярилино Воскрешение и богатый Урожай! Гой, Яре-Яр!


Сие Ярилино Деяние иногда разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень, переодетый Ярилой, приезжал на «коне» (двух или нескольких других парнях, обряженных в «коня», пошитого из грубой холстины) к встречающим его людям, затем большим фаллоподобным колом «творил Зарод» Земле, макая кол в вырытую в поле и смоченную водой ямку, после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех собравшихся...

">

Родноверы прославляют в этот день Сварожий Триглав: Сварога-Перуна-Велеса, Сильных во Прави, Яви и Нави.

">

Ярила Вешний (Первые Ярилки)

">

">">

Встреча Ярилы Весеня - праздник Весеннего-Ярого Солнца, Солнечной-Мужской Яри, что оплодотворяет - «отмыкает» по весне Землю-Матушку, вздымает к Небу златые колосья на полях жарким летом да ярит всяк живот поднебесный, как великий, так и малый. Отмечается Ярила Вешний 23 цветеня/апреля-месяца. О сию пору закликается-славится Ярый Бог всем честным миром:

ЯРИЛО-ВЕСЕНЬ ВО ЯРИ ЕСИ

ВО СИЛЕ СТАНИ КОЛОМ ВОСПРЯНИ

ВОЗЪЯРИ СОЛНЦЕ ЗЛАТОЕ ДОНЦЕ

РАЗМЕТИ СТРЕЛЫ ВО ВСЕ ПРЕДЕЛЫ

ПРЕБУДИ ЯРЕН ПРЕБУДИ СЛАВЕН

БУЕМ ВОССТАНИ ПРЕБУДИ С НАМИ!

СЛАВА! ГОЙ!

">">">">">">">">">

Волхвы приносят требу Ярому Богу - яйцами (куриными, утиными, гусиными) да зерном белоярым, рекут слова:

">">">

ВЫРЕЙ-ОРЕПЕЙ СЕМЯ СВЯТО СЕЙ

ВЕЙ ОКРЕСТ ПОЛЕЙ СВЕТА СУРЬЮ ЛЕЙ

ПЕРЕКРЕСТ ОГНЕЙ ЖАРА НЕ ЖАЛЕЙ

РОДИ ЯРЬ ПОЛЕЙ ЗЕМЛЕ БЛАГО ВСЕЙ!

">">">">">">

Призывают Силу Ярилы на луга да нивы:

">

ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО

ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ

ВОЗРОДИ ВОЗЪЯРИ ЖИТО

ЯРО ЖИТО ЯРО БУДИ

ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ

ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО!

">">">">">">">">">

После того, как должная треба принесена, и отзвучали все подобающие сему действу славления, народ выходит во чисто поле, зовёт-кличет Ярилу - простирают руки к востоку, «прогуживая» слог «Я Р» («Я РЕ »). Через какое-то время на «Белом Коне» (двух или нескольких молодцах, переодетых Конём) появляется Ярила - принявший в себя Силу Ярого Бога юноша, обнажённый по пояс, разукрашенный обрядными узорами и особыми Солнечными чирами (Коловратами и проч.). Во деснице (правой руке) его символ Жизни - сноп колосьев, во шуйце (левой руке) его знак Смерти - череп. Тако же с собой он привозит Яруна - деревянный расписной гой либо куклу с ярко выраженными мужскими принадлежностями (сего Яруна торжественно «хоронят» на Купалу, о чём будет рассказано далее). Народ радостно и с почестями встречает Ярилу - чествует хлебом-солью да земными поклонами, пивом пенным да славословием вдохновенным:

ПРИЕХАЛ К НАМ МЛАДОЙ ЯРИЛА

ЯРЫЙ БОГ НА БЕЛОМ КОНЕ

ЗЕЛЕНЫЙ КАК ТРАВУШКА

РОСИСТЫЙ КАК РОСА

ПРИВЕЗ ЖИТА КОЛОС

ДА ОТ СОЛНЦА ДОБРУЮ ВЕСТЬ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">">

Ярила принимает дары и благословляет народ. Волхвы рекут:

">

ХОДИЛ-БРОДИЛ ЯРИЛА

ПО ВСЕМУ БЕЛУ СВЕТУ

ПОЛЮ ЖИТО РОДИЛ

ЛЮДЯМ ЧАДЫ ПЛОДИЛ

КУДА ЯРИЛА НОГОЮ

ТАМ ЖИТО КОПНОЮ

КУДА ОН ВЗГЛЯНЕТ

ТАМ ЯРЬ ВЗЫГРАЕТ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">">">

Затем Ярила ведёт народ в поле - туда, где заранее приготовлена в земле лунка, смоченная водой и пивом. Впереди несут немалых размеров деревянный гой, глава коего опалена в Огне. Волхвы по дороге рассыпают зерно, рекут:

">

ЯРИЛА ПО ПОЛЮ ХОДИТ

ВЕСНУ КРАСНУ ДЕВУ ВОДИТ

В ЗЕМЛЮ СЕМЯ РОНЯЕТ

НЕЖИТЬ ПРОЧЬ ПРОГОНЯЕТ

В НЕБЕ СОЛНЦЕМ ИГРАЕТ

ЖИВУШКУ ЗАКЛИКАЕТ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">

Когда приходят на место, просят Ярилу «отомкнуть» Землю:

">

ГОЙ ТЫ ЯРИЛА ОГНЕННА СИЛА

С НЕБА ГРЯДУЧИ ТЫ ВОЗЬМИ КЛЮЧИ

ОТОМКНИ ТЫ МАТЕРЬ-ЗЕМЛЮ СЫРУ

ПУСТИ ТЕПЛУ РОСУ ДА НА ВСЮ ВЕСНУ

НА СУХО ЛЕТО ДА НА ЯДРЕНО ЖИТО!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">"> ">

ЯР-ЯРИЛО ВСТАВАЙ РАНО

ОТМЫКАЙ ЗЕМЛЮ ВЫПУСКАЙ РОСУ

НА ТЕПЛО ЛЕТО НА БУЙНО ЖИТО

НА КОЛОСИСТО НА ЯДРЕНИСТО!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">

Опалённым деревянным гоем Ярила «творит зарод» Земле. Кого при вершении сего обдаст из лунки брызгами, тому - благо! При сём рекут:

">">

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

ЯРЬЮ ВОЗЪЯРИ ХМЕЛЕМ ВОСХМЕЛИ

СПОРЫШЕМ ВЗОЙДИ СОКОЛОМ ВЗЛЕТИ

СТРЕЛЫ РАЗМЕЧИ СЕМЯ ПРОРОСТИ

КОЛОСОМ ЖИВЫМ СОЛНЦЕМ ЗОЛОТЫМ

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">">

Когда обряд завершён, волхвы подбрасывают крашеное красным яйцо высоко вверх, а затем кладут на дно лунки и зарывают вместе с оставшимся зерном. Все кланяются Земле и Яриле, после чего обычно устраивается братчина - хмельная и всякими яствами обильная...

Далее следуют игры, скоморошины, гадания (например, такое: с невысокого холмы скатывают яйца и смотрят, чьё яйцо, не треснув, укатилось дальше всех), забавы молодецкие - кулачный бой «стенка на стенку» либо «сам на сам» да иное боренье - меренье силушкой богатырской, а тако же хождение по горячим углям - во славу Ярого Бога! На Огнь рекут слова вещие:

">">

ГОЙ ТЫ ОГНЬ ЧЕСТНОЙ КУДРЯМИ ЗЛАТОЙ

ЯРО ГОРЯЩИЙ НА НЕБО ЗРЯЩИЙ

РАССТЕЛИ УГЛЯМИ ЖАРКИМИ ДОРОГУ

ДО СВАРОЖЬЕГО ПОРОГА

НОГ НАШИХ НЕ ОБОЖГИ

А ИНО ВСЕ ИЗОЖГИ!

">">">">">">">">

Как правило, о сию же пору (или немного раньше, но не ранее Весеннего Равноденствия - Праздника Новолетия в Яви) ставится на чистом месте, рядом с Капищем, Годовой Запис - буеглавый четырёхгранный столб, разделённый небольшими зарубками на три части: Верхнюю, Срединную и Нижнюю. Четыре грани его располагаются по четырём сторонам света белого и соответствуют четырём временам года. Три части - олицетворяют три мира: Правь Небесную - мир Богов, Явь Земную - мир Людей, и Навь Подземья - мир Духов. Записом сей столб именуется потому, что в течение всего года на нём записываются - вырезаются чиры и чароставы (простые и составные волховские знаки) как самих Святодней, отмечаемых всем Родом (всей Общиной), так и тех Богов и Прибогов, кои во дни сии от веку славятся - всё по Искону Русскому. Каждому чиру и чароставу соответствует своё место на Записе: смотря по времени года, на кое приходится тот или иной Святодень, по значимости Божества, Коему сей Святодень посвящён, а тако же - по положению сего Божества во Тремирьи...

К установке Записа волхвы готовятся заранее: постятся, бодрствуют всю предшествующую ночь - творят коби, восхищаясь душами до Неба, где общаются с Богами, испрашивая у Них советов и наставлений для всего Рода. Наутро - выкапывают нужного размера яму, кладут на дно её камень - Твердь Сварогову, Самого Алатыря-камня зримый образ, сыплют на него требное зерно, льют пиво - просят у Родных Богов Силы, а у Земли-Матушки - поддержки для зачинаемого дела. После чего - собирают народ, рекут о том, что поведали им Боги, призывая в свидетели души Предков. Затем всем миром утверждают-ставят Запис, славя Всебожье Родово и желая доброго мира и всяческих благ Всемирью...

">">
">">">">

Почитание мужского гоя (фаллоса) и женского лона было известно на Руси издревле и повсеместно. Наши Предки-родноверы славили Творческую Силу Всеотца Рода и Плодородие Матери Природы, почитая Их земные воплощения - детородные члены, не усматривая в сём, в отличие от христиан, ничего дурного и постыдного. Так, например, автор одного церковного (христианского) поучения пишет, что на Руси «чтут срамные уды... сотворённые в образ, кланяются им, и требы им кладут. Словене же на свадьбах вкладываюче срамоту... в вёдра...». Полный набор свадебных принадлежностей - ведро и вырезанная из дерева «срамота» (гой) - найден, например, в Ленчице в слоях XII – XIII вв.

"> ">">">

День Ярилы Вешнего - Ярилина Среча - отмечается 23 дня месяца цветеня/апреля. Обрядиво, ко Святодню сему приуроченное, чинится по следующему Уряду: ">

">"> ">">">">

1. Освящение места

">

Жрец с внешней стороны обходит посолонь Капище с топором (топоромах - оберег места) и мешочком зерна в руках. За ним следует потворник с горящим факелом. Огонь символизирует собой весеннюю Ярую силу, кою Ярило приносит с собою в Явь, а зерно - плодородие Матери Сырой Земли, принимающей в Своё лоно Семя Богово. Обход творится троекратно, во время оного жрец речёт слова призывания Силы Ярилиной:

Яро буди, вще-то живо,

Вще-то живо, яро буди,

Возроди, возъяри жито,

Яро жито, яро буди,

Вще-то живо, яро буди,

Яро буди, вще-то живо! Гой!

Часть зерна затем разбрасывают по полю, а оставшейся частью благословляют собравшихся.

">

">">">">">">">">">">"> ">">">">">">">">">">">">">

2. Возжигание Огня ">

">">

Возжигание священного Огня на Капище творится по общему Уряду. (Подробнее о сём - см. в нашем «Уряднике Малом » , в разделе «Уряд Обрядный».) ">

">

3. Зачин, слава, треба

">">"> ">">"> ">

Обращением ко Всебожью Ро дову волхв восстанавливает Столп Силы от Земи до Неба, прославляет Всебожье Ро дово, Сварожий Триглав и особливо - Ярилу Весеня. Затем приносится общая треба (с воскладанием рук и мысленными благопожеланиями), рекутся частные славления и приносятся малые требы (если в таковых есть нужда). После того, как общая треба взойдёт, по кругу пускается братина с хмельным мёдом. (Подробнее о сём - см. тако же в «Уряднике Малом » .) ">

"> ">">">

4. Заклички Ярилы ">

"> ">">">

Перед началом сего действа часть жрецов, предварительно выбрав из всего народа того, кто будет изображать Ярилу, уходит вместе с оным в лес (либо: за холм, за реку). Оставшийся же на Капище народ что есть мочи в позвонцы да колокольцы звонит, в бубны ударяет, трещотками трещит, в роги гудит, песни весенние воспевает, тако Землю ото сна зимнего пробуждая. Не худо к сему действу тако же и хоровод посолонь завести.

Заклички Ярилы хорошо творить с вершины красного холма либо с высокого обрыва. Волхв либо жрец речёт подобающие словеса, а народ вторит ему. Например:

">

">">

Ярило Сильный,

Ходи до ны,

Пребуди во яри! Гой!

Ярило Славный,

Стани средь ны,

Пребуди во яри! Гой!

Ярило Жгучий,

Всполыми ны,

Пребуди во яри! Гой!

">

">">">">">">">">">">

5. Встреча Ярилы

">">">">">">">">">">">">"> ">">">">">">">">">">">"> ">">

В ответ на заклички появляются уходившие пред тем в лес жрецы, ведущие коня, на коем восседает Ярило, держащий в руках мёртвый костяк (человечий либо скотий череп) и сноп колосьев. Вслед за Ярилой несут большой деревянный гой - зримый образ Ярой силы. Жрецы обращаются к народу: ">

">

Приехал к нам Зелен Ярило -

Ярый Бог на зелёном коне,

Зелёный, как травушка,

Росистый, как роса.

Привёз жита колос

И от Солнца добрую весть! Гой!

">

">">">">">">

Встречают Ярилу с почестями и весельем. Рекут слова: ">

">

Ярило! Вставай рано,

Отмыкай землю,

Выпускай росу -

На тёплое лето,

На буйное жито,

На колосистое,

На ядренистое! Гой!

">

">">">">">">"> ">

Ярило вступает внутрь Капищного круга, трижды обходит посолонь обрядовый Огонь и благословляет собравшихся.

6. Зарод Земле

">"> ">">

Ярило, опалив главу деревянного гоя в обрядовом огне, кликает собравшихся идти в поле - творить зарод Земле. Люди идут с песнями, несут Ярилины хоругви, разбрасывают вокруг зерно. Жрецы рекут:

Ходил Ярило По всему белу свету, Полю жито родил, Людям чады плодил. Куда Он ногою - Там жито копою, Куда Он взглянет - Там колос взыграет! Гой!

Троекратно обойдя поле, Ярило подводит людей к заранее подготовленному месту на нём, где жрецы руками вырывают небольшую ямку, смачивают её водой и пивом, сыплют в неё зерно. Ярило воздымает ввысь деревянный гой и не менее трёх раз подряд с размаха опускает его в ямку, повторяя тако любовное деяние Небесного Отца, оплодотворяющего Мать-Землю. Народ славит Ярилу, благословившего Землю, после чего жрецы закапывают ямку руками и помогают Яриле снять окруту (помогают жрецу-лицедею вернуться к своему человеческому естеству).

7. Братчина

">"> ">">

Как правило, братчина устраивается прямо в поле. Непременной частью праздничной стравы считаются: варёные яйца (а тако же яичницы), пироги с мясной начинкой, всевозможные сладости, пиво и хмельной мёд.

8. Игрища

">"> ">">

Завершается празднование Ярилина дня весёлыми игрищами, молодецкими забавами и всяким весельем - Яриле-Весеню во славу, а всем людям добрым во здраву!

Слава Роду!

">"> ">">

">

">">">">">">">">">">">">">">">">"> ">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">

Возрождаются славянские традиции, вспоминаем мы родные праздники. Радует, что нынче многие уж помнят про день, когда Лёля и Ярило приходят к людям. А есть другие праздники, которые ещё забыты. Ярилин день знаете когда?

Встречают Ярилин день 23 апреля . В старину праздник Ярила Вешний одним из главных был! Ждали его с нетерпением, готовились. Сказывали, в Ярилин день Бог плодородия сам обходит землю, проверяет готовность полей к севу, договаривается с лесными зверями, чтобы не чинили вреда скоту. Славяне чествуют Ярилу Вешнего, помогают ему, сами совершают обход полей и деревенского стада. Да обо всём по порядку!

Ярилин день: праздник земледельцев

Помните историю о том, как Ярило принес людям хлеб, научил работать на земле, а позже собирать жито да молоть его? История эта рассказана в книге сказок «Приключения Ярого Бога». С той поры зовут Ярило Богом плодородия, а в Ярилин день обходит он сам леса да поля, проверяет, всё ли готово к посеву зерна. Сказывают, Ярило Матерь-Землю отмыкает, траву из-под спуда выпускает:

Приехал к нам Зелен Ярило -
Ярый Бог на зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
Привёз жита колос
И от Солнца добрую весть!

В праздник Ярила Вешний часто предстает в образе одного из деревенских парней. Ярила Вешний приезжает к полю на «коне», роль которого играют переодетые парни. В руке он держит колосья пшеницы, лицо Ярило расписывают яркими красками, на теле его рисуют солнечные узоры.

Девушки да жонки приносят на праздник Ярило Вешний угощения, щедро одаривают ими участников обряда, поливают землю водой и квасом, оставляют в поле хлеба и крашеные яйца в дар Земле Матушке. Мужики начинают работы на полях: на Ярило Вешнего запахивает и ленивая соха.

В Ярилин день молодой парень помогает Богу – объезжает поле, защищая будущий урожай от непогоды и лесных зверей. Сказывают, что Ярило водит дружбу со зверями, ведь отец его Бог Велес, знающий язык зверей и птиц. Потому в Ярилин день Бог плодородия договаривается с лесными жителями, просит их не трогать урожай на полях.

Ярила Весшний: праздник пастухов

В Ярилин день проводили и другой обряд: впервые выпускали на выпас домашний скот. В этот праздник выбирали пастуха, который будет в нынешнем году пасти деревенское стадо. Пастух один или вместе со Знаткой совершал обход стада. Сказывают, помогал ему в этот день Ярило Вешний, волчий пастырь: хоть все глаза прогляди, а без Ярилы не углядишь за стадом.

Перед выгоном скота в Ярилин день коров и лошадей кормили на дворе, давали им кусочек хлеба с черной четверговой солью, поливали скотину водой, обвязывали корову нитками, чтобы она всегда возвращалась домой. Хозяин, старшой в семье, выгонял скотину со двора, подгоняя веточками вербы. Хозяйка несла угощения для пастуха, одаривала его хлебом и яйцами.

В поле пастух один или вместе со Знаткой обходил стадо, читал слова «отпуска» для скотины. Заговор для обхода стада в Ярилин день ведали свой в каждой деревне. После пастух договаривался с Ярило Вешним о том, какие правила обязан он блюсти. Сказывают, в одном селе пастух никогда не даст в руки другому человеку свою дудочку, а в другом пастух всё лето не подает руки чужим людям – таков уговор с Ярило.

Ярилин день: праздник молодоженов

Ещё одну традицию праздника Ярило Вешний ведаем. Собирались в деревне жонки да шли обходом по домам молодоженов, тех, кто женился менее года назад. Приходили под окна да «окликали» молодых, называли их по имени, желали счастья и здоровья, Ярило Вешнего просили о плодородии, скором рождении деток в семье. Молодожены за то одаривали «окликающих» заранее приготовленным угощением.

Как встретить праздник Ярила Вешний нынче?

Трудно нынче в городах соблюсти традиции праздника, столь сильно связанного с природой. Ярила Вешний был любим нашими предками, жившими на земле, а нынче вовсе почти забыт. А всё же волшебный дух, настроение этого дня можно ощутить и нынче!

Реклама

Троян (или Трибогов день) у древних славян -это праздник конца весны и начала лета, когда на смену молодому Яриле - Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Скорее всего, установлению этого праздника именно на сегодняшний день способствовала народная примета: ведь после дня Ярилы обычно на неделю устанавливается жаркая погода.

Согласно древнеславянской мифологии, этот день посвящен победе бога Трояна над Черным Змеем.

Ярило мокрый языческий праздник: история праздника

Языческий праздник древних славян, знаменовал переход к новому сезону, лету. Славили Трояна, по-другому праздник назывался Трибогов День. Ярила-Весень, хозяин весны, уступал место Дажьбогу. Считалось, что в этот день Троян победил Черного Змея. Также в этот день оказывались почести так называемому Сварожьему Триглаву – его представляли три языческих божества Сварог, Перун и Велес. Эта триада отвечала за Правь, Явь и Навь. Троян и представлял мощь этих троих божеств, когда они объединились для борьбы с Чёрным Змеем или Чернобогом, как его ещё называли.

В этот праздник славяне отдавали должное умершим предкам и изготавливали так называемые обереги – предметы, призванные защищать их от неприятностей, которые доставляли им русалки и души убитых. Чтобы уберечься от нечистой силы, женская половина селения «опахивала» его по кругу.

Народ утверждал, будто в этот день земля тёплая. Этому существовали подтверждающие поговорки «В Дух день земля паром исходит». Считалось, что в этот день нечистая сила отступает. Существовал также обычай накануне этого праздника слушать землю, которая «говорила» знающим, где лежит клад. Роса в этот день считается целебной.

В этот праздник были популярны такие обряды как, например, «Постриг». Он применялся к юношам и являлся своеобразным воинским посвящением. Затем устраивался пир, на котором основными блюдами были сладости, пирожки, а также блюда из яиц. Также популярно было пиво, оно было участником некоторых обрядов. Разыгрывались целые спектакли на потеху зрителям. Также устраивались танцы и игры сексуального толка.

Как правила после Ярилы стояла неделя жары.

Ярило мокрый языческий праздник: особенности празднования

Ярило Сильный (Ярило Мокрый) — наиболее обширный и разгульный праздник из всего комплекса Весенних чествований Ярилы. Вот как описывает этот праздник, проходивший в Воронеже христианский священник Тихон Задонский в уже упомянутом выше источнике 1765 года:

«…множество мужей и жён старых и малых детей (…) собралось. Между сим множеством народ, а я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки, приметил плясание жен пьяных со скверными песнями…».

По этим строкам, отбросив сугубо христианское желание очернить всё народное, всё связанное с исконной Славянской Культурой, можно судить о масштабности и общем настрое праздника. В этот день, наряду с песнопениями и плясками устраивались и кулачные бои, нередко доходившие до смертоубийства.

По свидетельствам этнографов, в сей праздник также выбирался парень, изображавший Ярилу. Он возглавлял шествие, а пастухи играли на жалейках. В иных случаях — «коня» Ярилы изготавливали из связанных жердей, на кои сажался пастух с дудкой. Нередко в рамках этого праздника наряду с обычными кулачными боями устраивался и обрядовый поединок — «выборный» Ярило бился на кулаках с таким же «Ярилой» из соседней деревни.

Наряду с кульминацией Весенней Яри, праздник Ярилы Сильного является ещё и отображением того, что Вешняя Сила Ярилы начиная с этого дня идёт на убыль (и продолжается это вплоть до Купалы, когда проводятся «Похороны Ярилы», когда Юное Весеннее Солнце — Ярило — обращается в Зрелого Мужа — Трисветлого Даждьбога — Летнее Солнце). Символическим отображением этого процесса в народной обрядности является скатывание горящих колёс с Ярилиных Плешей.

Ярило мокрый языческий праздник: обычаи на праздник

В этот день было принято делать амулеты и обереги, охраняющие от различной нечисти, русалок и умерших не своей смертью. Считалось, что нечистая сила боится Трибогова дня и не выходит из своих убежищ, а в ночь, открывается Сыра-Земля и дает возможность посвященным заглянуть в свои тайны. Поэтому колдуны и знахари старались попасть в эту ночь в лес, в надежде обнаружить зарытые клады.

Знахари собирали в этот день росу на весь год, она считалась целебной.

Простые крестьяне посвящали Трибогов день обряду обрезания волос «Постриги». После него юноши становились настоящими мужчинами, воинами.

Устраивали пир, главными блюдами которого были яйца, сладости, пироги и пиво. Рассказывали сказки, пели песни и водили хороводы. День считался благоприятным для романтического знакомства.

Христианская церковь пыталась запретить языческий праздник, но потерпела на этом поприще неудачу.

Ярило мокрый языческий праздник: народные поверья

О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил.

В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух - будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады».

Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.

В лето 7526 от СМЗХ, в месяц сороковник Получения Даров Природы - Хейлетъ, второго дня, в Родах Расы Великой отмечают День Ярилы-Солнца (по современному календарю с вечера 3 июля - по вечер 4 июля 2018).

Трисветлый Ярило-Солнце — это Светлейший Небесный Бог-Покровитель Земной Жизни.

Он покровительствует всем Светлым, Чистым, Добрым, Сердечным Помыслам и Мыслям людей.

Ярило — хранитель Благих и Чистых Сердец и нашего дневного Светила, которое дарует всем живущим на Мидгардъ-Земле согревающее тепло, любовь и полноценную жизнь.

Помимо всего сказанного, Бог-Ярило помогает людям в деторождении, одаривая их плодородием и яростью.
Яростью в самом высоком смысле, ведь без Силы ЯРа — дитя не родить. Поэтому до зачатия обращаются за помощью и к Яриле, и к Даждьбогу. А после рождения, появившегося на свет ребенка, выносят на показ Солнцу, чтобы обласкало оно новорожденного своим светом, и укрепило силы его для праведной жизни...

Образ Ярилы-Солнца часто изображается в быту в виде разнообразных свастичных, иначе говоря, ярговых символов или коней.

Не случайно этот День находится в чертоге Коня, которым управляет Бог Купала, поскольку Ярилин День входит в череду Купальских праздников.

На Руси о Яриле Солнце говаривали так:

«...Ярило добр моолодец, на белом коне разъезжает,
на русых кудрях венок, во-левой руке ржи пучок, а во-правой палица.

Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлебаа колосятся.
Палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют.

Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется...»


В этот день, после славления Ярилы-Солнца, и приношения безкровных треб Великому славянскому Богу, по всем городам и весям Рассении начинались веселые игрища, с песнями, хороводами, и молодецкими забавами, в коих девицы красотой блистали, а добры молодцы — удалью хвалились.

Вопреки современным представлениям о народных гуляниях, славянские праздники проходили без похабщины и пьяного угара, а в светлой радости и веселье, поскольку они были посвящены Родным Богам, а не бесовской похоти.

Знай своё прошлое.
В нём мудрость Предков, и сила твоя великая.

Желаем всем Добра!


Источник - https://slavmir.podfm.ru/prazdniki/732/

КОЛОВPAT — символ восходящего Ярилы-Солнца; символ вечной победы Света над тьмой и Вечной Жизни над смертью. Цвет Коловрата также играет важное значение: Огненный, символизирует Возрождение; Небесный — Обновление; черный — изменение.


СОЛНЕЧНЫЙ КРЕСТ — символ Духовной Силы Ярилы-Солнца и процветания Рода. Использовался как нательный Оберег. Как правило, Солнечный Крест наибольшей силой наделял: Жрецов Леса, Гридней и Кметей, которые его изображали на одежде, оружии и культовых принадлежностях.

Ярило - Бог солнца, деторождения, плодородия и ярости. Ярости - в самом высоком смысле. Без ЯРа /Силы/ - дитя не
зачать. Поэтому при зачатии ребеночка также обращаются и к Яриле, и к Даждьбогу. Ярило способствует земному плодородию, любви и деторождению. Он же - бог-пастух, оберегающий скот от хищных зверей, болезней и колдунов.