Занятие воздух и его свойства. Конспект занятия «Воздух и его свойства

  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Научить детей выполнять элементарные опыты.
  • Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.
  • Оборудование и материалы:

    • у воспитателя
    • - сундучок с кубиками, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, кусочек кирпича, кусочек губки, комок земли.
    • у детей
    • - ёмкости с водой, стакан в водой, веер, трубочки для коктейля, губки, кусочек кирпича, комок земли, деревянный брусок, вертушки.

    Ход занятия

    Организационный момент

    В-ль: Дети, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.

    (Звучит лёгкая приятная музыка).

    Сделайте глубокий вдох, выдох.

    Вдохните здоровье, выдохните болезни!

    Вдохните добро, выдохните неприятности!

    Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

    Нам легко и приятно.

    Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.

    Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей).

    В-ль: Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.

    Через нос проходит в грудь
    И обратно держит путь,
    Он невидимый, но всё же
    Без него мы жить не можем! (Ответ детей - воздух) .

    Основная часть занятия

    В-ль: Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будете делать опыты и, придя домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии. Я приглашаю вас подойти к этому столу. (Под салфеткой находится сундучок). Чтобы его открыть давайте все вместе скажем волшебные слова: “чок-чок-чок открывайся сундучок” (дети повторяют слова). Воспитатель открывает сундучок, достаёт оттуда полиэтиленовые пакеты, кубики.

    В-ль сначаларассматривает пакет и спрашивает детей: Что находится в пакете? (Он пустой, плоский). А теперь давайте наполним его кубиками.

    (Дети выполняют, по мере того, как пакет наполняется кубиками, воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется форма пакета).

    В-ль: Что сейчас в пакете?

    Дети: Кубики.

    В-ль: Какой стал пакет?

    Дети: Большой, выпуклый, он раздулся.

    В-ль: Почему? (Ответы детей) .

    (Вместе с детьми делается вывод, выпуклость пакета зависит от количества содержащегося в нём вещества).

    В-ль: А теперь высыпайте кубики обратно в сундучок. Что осталось в пакете?

    Дети: Ничего.

    В-ль: Сейчас проверим. Возьмите каждый в руки пакет и делайте как я. Скручиваем пакет со стороны отверстия (дети выполняют действия вместе с воспитателем) . Почему пакет снова стал выпуклым? Что его раздуло? Когда пакет может быть выпуклым? Вот загадка, вот сюрприз, кто догадался, что же в пакете?

    Дети: Воздух!

    В-ль: Сейчас я вот тут сдавлю пакет, а вы прислушайтесь, что происходит. Что вы слышите?

    Дети: Шипение, так выходит воздух.

    В-ль: А воздух вы видите? Что можно о нём сказать?

    Дети: Невидимый.

    В-ль: А какой он по цвету?

    Дети: Бесцветный.

    В-ль: А по запаху?

    Дети: Без запаха.

    В-ль: Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу “лабораторию”. Дети садятся к столам.

    Практическая часть занятия

    Опыт 1. “Обнаружение воздуха”

    В-ль: Дети возьмите в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы) .

    Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (Ответы детей: да, нет.) Достаньте стакан из воды и посмотрите.

    Дети: стакан внутри сухой.

    В-ль: Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей) .

    Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

    Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет? (Предполагаемые ответы детей) .

    Дети выполняют опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила. Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.

    В-ль: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?

    Дети: Пузыри.

    В-ль: Откуда они взялись?

    Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

    Опыт 2. “Как увидеть воздух”

    В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

    Дети: Пузырьки.

    В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.

    Опыт 3. “Как почувствовать воздух”

    В-ль: А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок ). Помашите веером над водой. Почему появились волны? (Ответы детей ).

    В-ль: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер- это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышатся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным. а может быть сильным, порывистым, как ураган. Давайте вспомним стихотворение о ветре, которое мы учили.

    Ребёнок читает стихотворение:

    Осторожно ветер из калитки вышел;
    Постучал в окошко, побежал по крыше.
    Поиграл немножко ветками черёмух,
    Пожурил за что-то воробьев знакомых.
    И расправив бодро молодые крылья,
    Полетел куда-то вперегонку с пылью.

    Опыт 4. “Воздух есть во всех предметах”

    В-ль предлагает рассмотреть губку, кусок кирпича, деревянный брусок, комочек земли.

    Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?

    Дети: да, нет (мнения разделились) .

    В-ль: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?

    Дети: Не знаем, воздух.

    В-ль: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в стакан с водой. Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха. В губке тоже есть воздух.

    А есть ли воздух в кусочке кирпича? (Ответы детей) .

    Проделать опыт с кусочком кирпича, а также с деревянным бруском и комочком земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод о том, что в кусочке кирпича, комочке земли, в деревянном бруске есть воздух.

    Вывод: Воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.

    Физкультурная минутка. Проводится игра “Четыре стихии”.

    Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.

    Земля - опускают руки вниз.

    Вода - вытягивают руки вперёд.

    Огонь - прячут руки за спину.

    Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4 раза).

    Усложнение. Воспитатель даёт одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.

    Дети возвращаются на свои места.

    Опыт 5. “Запахи воздуха”

    В-ль: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. В начале занятия вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?

    Дети: Ничего, пусто, воздух.

    В-ль: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.

    1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух (возможны варианты на усмотрение воспитателя).

    Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.

    Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.

    Заключительная часть занятия

    Беседа с детьми.

    В-ль: Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?

    Дети: Мы им дышим!

    В-ль: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы) .

    Какой воздух нам нужен?

    Дети: Чистый, свежий!

    В-ль: Где можно встретить чистый воздух?

    Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.

    В-ль: А что значит чистый воздух?

    Дети: Это когда легко и свободно дышится.

    В-ль: Всегда ли нам воздух друг?

    Дети дают разные ответы.

    В-ль: А где бывает грязный воздух?

    Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.

    В-ль: А что значит грязный воздух?

    Дети: Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.

    В-ль: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?

    Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.

    В-ль: У меня есть интересный кроссворд (на доску вывешивается плакат с пустыми клетками кроссворда) . В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово.

    1. Я берёзку качну,
    Я тебя подтолкну,
    Налечу, засвищу,
    Даже шапку утащу.
    А меня не видать,
    Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

    2. Кто это такой садовник,
    Полил вишню и крыжовник,
    Полил сливу и цветы,
    Вымыл травы и кусты? (Дождь)

    3. Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки,
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила. (Зима)

    4. С горы сбегая без труда
    Она гремит, как гром.
    В морозный день она тверда,
    Руби хоть топором.
    Нагрей её и к облакам,
    Она взлетит тогда.
    Теперь ты мне ответишь сам -
    Зовут её (Вода)

    5. Подходила, грохотала,
    Стрелы на землю метала,
    Нам казалось шла с бедой.
    Оказалось шла с водой.
    Подошла и пролилась,
    Вдоволь пашня напилась. (Туча)

    6. Ветер дует “ух-ух-ух”…
    С тополей сбивает (Пух)

    Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда. Затем читают зашифрованное слово – воздух.

    Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

    Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
    Цель:
    Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
    Программные задачи:
    -Обучающие:
    - расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
    - познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
    - активизировать и расширять словарный запас детей.
    Развивающие:
    - развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
    - развивать умение делать выводы.
    Воспитательные:
    - воспитывать интерес к окружающей жизни.
    Оборудование:
    Использование ИКТ
    Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
    Ход наблюдения:
    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
    Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
    Через нас проходит в грудь
    И обратно держит путь
    он не видимый,и все же
    Без него мы жить не можем!
    Что это?
    Дети: Воздух
    Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
    Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
    Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
    Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
    Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
    Как вы думаете что вы вздохнули?
    Дети: Воздух
    Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
    Дети :Нет не видим.
    Воспитатель: Значить какой воздух?
    Дети: Невидимый.
    Опыт №1 (воздух можно увидеть)
    Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
    Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
    Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
    Что в пакете? (воздух)
    Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
    Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
    Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
    Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
    А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
    Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
    Вывод: Воздух прозрачный.
    Опыт №2 (Воздух занимает место)
    Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
    Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
    Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
    Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
    Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
    Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
    Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
    Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
    Это из стакана вышел воздух.
    Проверьте полоску бумаги снова.
    Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
    Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
    ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
    Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
    Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
    Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
    ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
    Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
    Вывод: Воздух легче,чем вода.

    ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
    Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
    Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
    ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
    Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
    Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
    Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
    Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
    Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
    Вывод: Человек не может жить без воздуха.
    Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
    Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
    Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
    Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
    Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
    Какой в лесу воздух? (ответы детей)
    Почему он там чистый? (ответы детей)
    (там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
    Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
    (продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
    Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
    Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
    А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
    Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
    ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
    Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
    Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
    Вывод: Значит, воздух может двигаться.
    Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
    А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
    Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
    Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
    Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
    Я березку качну,
    Я тебя подтолкну,
    Налечу, засвищу,
    Даже шапку утащу.
    А меня не видать.
    Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
    Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
    Слайд с изображением урагана,смерчи
    Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
    Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
    Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
    Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
    Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
    Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
    Слайд с изображением природы
    Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
    Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Джалильский детский сад №6 «Теремок»

    общеразвивающего вида Сармановского муниципального района Республики Татарстан

    (МБДОУ №6 «Теремок»)

    Конспект занятия

    по познавательной деятельности

    в старшей группе

    «Воздух-невидимка»

    Воспитатель Латыпова Д.Ф.

    МБДОУ №6 «Теремок»

    2015

    Тема занятия: « Воздух-невидимка ».

    Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

    Задачи :

      Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

      Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

      Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

      Словарная работа – активизировать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.

    Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная

    Методы:

    Наглядный (показ способов действий).

    Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

    Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

    Практический (экспериментирование).

    Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.

    Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.

    Предварительная работа :

    Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».

    Ход занятия

    1 . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

    Собрались все дети в круг,

    Ты – мой друг и я – твой друг!
    Вместе за руки возьмемся
    И друг другу улыбнемся! Дети действуют в соответствии с текстом

    Проводится подвижная игра «Пузырь»

    Организация проблемной ситуации.

    Воспитатель:

    Ребята послушайте загадку и отгадайте её:

    Он нам нужен, чтоб дышать

    Чтобы шарик надувать

    С нами рядом каждый час

    Но не видим он для нас. Что это? (воздух )

    А хотите узнать, что такое воздух? (Да )

    Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.

    Дети считают до 5.

    - Лаборатория чудес начинает работу . А кто знает, что такое лаборатория? ( Это помещение, где проводят опыты )

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

    А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный )

    Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ло­вить воздух? (Да )

    Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают )

    Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:

    Что внутри пакета? (воздух )

    На что похож мешок? (на подушку, шар)

    Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и вы­пустим из него воздух. Каким стал пакет? Поче­му так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха ).

    Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрач­ный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

    Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (На­дувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные на­рукавники, спасатель­ный круг)

    Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.

    Проверка гипотезы.

    Опыт № 2: Плавающие предметы.

    Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.

    Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

    Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воз­дух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

    Воспитатель: Итак. Ребята, предме­ты, внутри которых есть воз­дух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь по­падет вода и вытолкнет воз­дух из предмета, то что с ним случится? (этот предмет может утонуть .) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

    Дети, как вы думаете , а внутри че­ловека воздух есть? (версии детей )

    Давайте про­верим?

    Опыт № 3: Пузырьки в стакане.

    Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и п одуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки )

    Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в тру­бочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

    Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

    Воспитатель: Ребя­та, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные )

    Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.

    Игра с мыльными пузырями.

    Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные )

    Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

    Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняет­ся воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

    Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.

    Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)

    Давайте проверим ваши предположения .

    Опыт № 4: Движение салфетки.

    Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

    Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается )

    Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.

    На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)

    Воспитатель: Ветер – это движение возду­ха, ветер раздувает пару­с на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передви­гать предметы. Хотите устроить ветер?

    Опыт № 5: Игра с веером.

    Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, по­махать веером сначала на себя, потом друг на друга.

    Что вы чувствуете? (В лицо дует вете­рок, прохладный ветерок )

    Как получается ветер? (Движется воздух )

    Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельни­ца, чтоб муку молоть, фен, вентилятор)

    Вывод: Ветер – это движение воздуха.

    Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

    Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

    Рефлексия.

    Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.

    Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей )

    На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем )

    Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей )

    Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные. В следующий раз мы узнаем, почему одни шары остаются на земле, а другие улетают высоко в небо, и как можно путешествовать на воздушном шаре.

    Конспект открытого занятия по экологии - «Воздух и его свойства» (эксперимент с воздухом)

    Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

    Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

    Ход занятия:

    Собрались все дети в круг,

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

    А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но не видим он для нас.

    Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

    В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

    И сегодня к нам пришел в гости воздушный человечек, попросить помощи, что бы мы рассказали ему все про воздух. Он ничего не знает о воздухе. Поможем? И он принес разные задания для вас.

    1. Воспитатель: Наш человечек (Картинки с изображением океана, реки, леса, гор, сигареты, шоссе с машинами из выхлопных труб, которых валит дым; мусорная свалка; баллончик, распыляющий аэрозоль).

    Посмотрите на них внимательно, Где находится чистый воздух? Чем загрязняется воздух вокруг нас?

    Все мы поняли, что нам для жизни просто необходим воздух. Но его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками. Так, может, и нет никакого воздуха, а все лишь разговоры? Человечек приглашает нас в свою лабораторию, узнать как можно больше про воздух.

    Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов и экспериментов.

    В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

    Давайте отправимся в нашу лабораторию, (шагают по кругу, затем идут до столов)

    Раз, два, три, четыре,

    Три, четыре, раз – два.

    Кто шагает дружно в ряд?

    Колокольчиков отряд.

    Кто шагает дружно в ногу?

    Мы любители природы.

    Солнце, воздух и вода,

    Наши лучшие друзья!

    Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

    Итак, начнем наши опыты:

    Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

    Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

    Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

    Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

    Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

    Вывод: воздух не видим, но его можно почувствовать.

    А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

    Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

    Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

    Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

    Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

    Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

    Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

    Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

    Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

    А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

    С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

    Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

    Поработали, ребятки,
    А теперь все на зарядку.
    Тихо встаньте. Улыбнитесь,
    Все в зверюшек превратитесь.
    Сколько к нам пришло зверей!
    Не узнать моих детей!
    Кто зайчишка, кто лисичка,
    Кто медведь, а кто птичка?

    А теперь мы сядем дружно:
    Нам еще работать нужно!

    А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

    Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

    Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

    Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.

    Ребята наш человечек заскучал, я предлагаю с ним поиграть в игру

    «Раздувайся, пузырь!»

    Дети с воспитателем делают тесный кружок - это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

    Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
    Оставайся такой, да не лопайся!

    Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже - кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

    Раз, два, три, четыре,

    Три, четыре, раз – два.

    Кто шагает дружно в ряд?

    Колокольчиков отряд.

    Кто шагает дружно в ногу?

    Мы любители природы.

    Солнце, воздух и вода,

    Наши лучшие друзья!

    Алёна Садченко



    Занятие для детей старшей группы по теме «Воздух » разработано и представлено в соответствии с ФГОС. В образовательной области «Познавательное развитие» разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности » .

    Организация непосредственно образовательной деятельности проводится в соответствии с СанПином и здоровьесберегающими технологиями. Проектировочный компонент представлен в полном объёме для детей группы данного возраста .

    Цель :

    Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности .

    Задачи :

    1. Познакомить с понятием «воздух » , его свойствами.

    2. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы .

    4. Способствовать развитию органа зрения, слуха, обоняния.

    5. Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности.

    6. Активизировать речь и обогатить словарь детей.

    Интеграция образовательных областей :

    Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие. Безопасность.

    Использование технологий : ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка) .Безопасность.

    Оборудование :

    Воздушный шарик , халаты и бейджики на каждого ребёнка; полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой на каждого ребёнка и одноразовые стаканчики, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; по 1карточке 2 цветов-зелёная и красная.

    Организационный компонент

    (Дети заходят в зал, здороваются с гостями, на экране появляется мультяшный «Ветер» , в записи звучит звук ветра, ветер и приносит нам воз душный шарик).

    Воспитатель : Ребята куда попал шарик?

    Воспитатель : Детский сад, шарик, это место, куда дети приходят играть, веселиться и узнавать много нового. Вот сегодня мы хотим узнать, что нас окружает и также что находится у тебя внутри шарик.

    Воспитатель : А если хочешь узнать, то оставайся с нами, мы тебе расскажем!

    Воспитатель : Ребята, а для того, чтобы узнать о том, что находится внутри шарика, нам нужно стать исследователями и попасть в лабораторию. Станем исследователями?

    Дети : Да.

    Воспитатель : Тогда переодеваемся в халаты. (Дети одевают халаты)

    И давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории. На экране появляются картинки «Поведения в лаборатории» .

    (На экране появляются схематические рисунки-подсказки)

    1. Соблюдай тишину в лаборатории.

    2. Не толкай соседа во время работы.

    3. Сначала подумай, потом сделай.

    4. Убери за собой рабочее место.

    Воспитатель : Молодцы! А теперь пройдёмте в нашу лабораторию, наденьте халаты и подходите к столам.

    ЗАЛ «НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

    Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.

    Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок) . Правильно, ветерок-это воздух , который движется.

    Хотите почувствовать, как движется воздух ? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха ) .

    Делаем вывод : Ветер-это движение воздуха .

    Дети, что в стакане? (ничего) . Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.

    Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.

    Что же не пускает воду в стакан? (воздух ) . Опыт предлагается повторить детям.

    А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха ) .

    Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана , а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух , попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

    Делаем вывод : Воздух легче воды

    А чтобы увидеть воздух его надо поймать , возьмите пакетик. Что в нём?

    Дети : Ничего

    А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух ? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух , каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух , что надо сделать?

    Дети : Его надо поместить в «оболочку»

    Делаем вывод : Чтобы обнаружить воздух , нужно поймать его в оболочку.

    А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)

    Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды ) . А откуда берётся воздух ? Из нас.

    Делаем вывод : Воздух находится внутри нас.

    Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Мы вдохнули глубоко,

    Дышим мы легко-легко.

    Плавно руки вверх подняли

    И кистями помахали.

    Руки мы к плечам прижали

    И локтями повращали.

    Сделали по пять прыжков.

    И к работе все готовы!

    Ребята, а если мы с вами, закроем рот и нос, и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?

    Дети : нет

    Делаем вывод : Человек не может без воздуха

    Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух , какого он цвета? (бесцветный)

    Вдохните ртом воздух и попробуйте , какого он вкуса? (безвкусный) .

    Вдохните носом воздух . Какого он запаха? (без запаха) .

    Вывод : Чистый воздух не имеет цвета , запаха, вкуса.

    А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах .

    Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух , если оставить этот предмет, лежащий в помещении.

    Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, лимон, ветки ели и т. п.) .

    Дети отгадывают запахи.

    Воспитатель : А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха , а когда воздух будет иметь запах (Итак делаем вывод : Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запахи других предметов.

    Рефлексия

    Воспитатель : Давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе . Я предлагаю взять 2 карточки- одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!

    -Воздух окружает нас со всех сторон.

    -Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим.

    -Воздух тяжелее воды .

    Человек не может жить без воздуха .

    Ветер это движение воздуха

    Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.

    Чистый воздух имеет запах .

    Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)

    (раздача шариков)

    Публикации по теме:

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Что такое воздух?» Конспект НОД по экологии в подготовительной группе с элементами исследовательской деятельности. Цель: формирование элементарных представлений.

    «Спасение Чебурашки». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Спасение Чебурашки». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе. Цель: Познакомить детей с природным явлением.

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы «Воздух и его свойства» Интеграция областей: физическая культура, развитие речи, формирование целой картины мира. Цель: Сформировать знания детей о воздухе. Задачи:.

    Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной группе. Цель: Уточнение.

    Программное содержание1. Образовательные задачи: - уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания.