Занятия с ребенком пяти-шести лет. Режим дня дошкольника

В шесть лет ребенок, можно сказать, вполне сформировавшаяся личность. Он осознает свое положение во взрослом или детском коллективе. Исходя из этого, формирует отношение к окружающим и выстраивает линию своего поведения, которым в состоянии управлять. Он соблюдает общепринятые нормы, поступает не так как хочется, а как того требуют распорядок и правила. Он в состоянии почувствовать настроение окружающих, предлагает помощь, проявляет сочувствие и сострадание.

В 6 лет у ребенка резко увеличивается объем памяти, он легко запоминает новую информацию, близко к тексту пересказывает новые сказки. В его словарном запасе от 4 до 6 тысяч слов. Он легко считает до 10 и больше, как в одну сторону, так и обратно. Решает простые задачки и примеры.

Узнает кустарники и деревья по плодам и листьям, знаком с названием месяцев года, недели. Знает многих животных, правильно называет их детенышей: лошадь – жеребенок (а не «коненок»), корова – теленок. Называет перелетных и зимующих птиц. Умеет поддержать беседу, в разговоре использует прямую и косвенную речь.

Питание ребенка в 6 лет

Питание детей 6 лет остается примерно таким же, каким было и в 5 лет. Меняется только кулинарная обработка продуктов. Шестилеткам уже можно дать свиную отбивную, жареные котлеты или рыбу с малым содержанием костей. Еще рано вводить в рацион грибы – ни свежие, ни консервированные. Во-первых, их переработка тяжела для желудка ребенка, во-вторых, чтобы исключить отравление. Не рекомендуется и натуральный кофе, даже разбавленный молоком.

Пища для детей не должна быть слишком горячей, ни холодной. Оптимальная температура, в зависимости от конкретного блюда должна варьироваться в промежутке от +10 до +50 градусов. Следует избегать резких перепадов и подавать, например, после студня горячий чай. Это разрушающе действует как на эмаль зубов, так и на стенки желудка, раздражая слизистую. Что может привести к ее воспалению или несварению пищи.

Летом, из-за жары, аппетит обычно снижен. Чтобы организм не испытывал дефицита полезных веществ, следует изменить характер питания. Необходимо снизить количество жирных блюд, заменить их более легкоусвояемыми и перевариваемыми. Молоко можно заменить кисломолочными продуктами, тяжелые супы или борщи – свекольниками, окрошкой, вегетарианскими блюдами. В сезон по максимуму следует употреблять овощи. Вкусные блюда получаются их зеленого горошка, цветной капусты, кабачков, болгарского перца. Сладости и сдобу лучше заменить натуральными фруктами или блюдами из них – готовить фруктовые пюре, каши, супы, суфле. Салаты следует делать не только из привычных помидоров и огурцов, но и сладкого перца, редьки, капусты, салатных листьев, обильно посыпая их зеленью.

Зимой организму необходима более сытная пища. Не обязательно увеличивать калории только за счет жиров, полезнее употреблять растительные белки. Шестилетним детям можно давать орехи, хлеб с отрубями, блюда из бобовых – фасоли, гороха, чечевицы. Пополнить запасы витамина С можно, если давать ребенку отвары шиповника, чай с добавлением мелиссы, лимона.

Режим дня ребенка в 6 лет

Режим дня шестилетнего ребенка практически не отличается от распорядка пятилетних детей. Прием пищи, игра, прогулки чередуются в привычном порядке через определенный промежуток времени. Единственное отличие, некоторые дети уже могут обходиться без дневного сна. Поэтому это время можно провести на улице, почитать ребенку книжку или занять тихими играми.

Если ребенок уже пошел в первый класс, необходимо знать, что на адаптацию к новому распорядку дня у него уйдет около двух месяцев. На его психику и нервную систему легла большая нагрузка, поэтому он должен достаточно времени отдыхать. Спать его укладывать следует вовремя, не давая засиживаться допоздна. Ему необходим как минимум десятичасовой ежедневный сон. Поэтому оптимально его время отхода ко сну можно определить в 9 вечера, а утреннего подъема — в 7 утра. Некоторые дети могут вернуться к дневному сну. Даже те из них, которые уже днем не ложились отдыхать, могут после уроков засыпать сами. Не стоит сразу после школы усаживать ребенка за домашние задания. Его нужно накормить, а затем дать время отдохнуть – уложить спать или отпустить на прогулку.

Оптимальное время для выполнения задания с трех до пяти часов дня. К урокам можно приступить после дневного сна или вернувшись с прогулки. Не стоит растягивать время, отведенное на выполнение домашнего задания. Также, как и переносить их на вечер. Иногда днем ребенок бывает вялым и малоподвижным, а к вечеру проявляет активность. Особенно, когда вся семья в сборе, взрослые громко разговаривают, да еще включен телевизор.

Вам может показаться, что он энергичен от прилива свежих сил. К сожалению, чаще всего вечерняя гиперактивность обусловлена перевозбудимостью нервной системы. Именно поэтому не следует переносить выполнение уроков на позднее время. Ребенка следует успокоить и снять напряжение. Лучше всего перед сном вывести его на прогулку или отправить поиграть в свою комнату. На ночь можно дать выпить стакан теплого молока, размешенного с ложечкой меда. Как бы утро не проходило в спешке, не нужно перекусывать бутербродами на ходу. Перед школой, ребенка обязательно необходимо накормить горячим завтраком.

Занятия с ребенком в 6 лет (как развивать)

Занимаясь с ребенком, его нужно учить не только счету и чтению, а развивать разносторонне. Особенно уделять внимание развитию памяти, как зрительной, так и слуховой. Ведь в школе детям придется запоминать много информации. А пока можно поиграть в увлекательную игру. Чтобы развить слуховую память, произнесите отчетливо 8-10 слов, а ребенок пусть за вами повторит. Если ему удастся запомнить хотя бы шесть слов, это уже неплохой результат. Занимаясь с ним систематически, вы сами заметите разительные перемены.

Для тренировки зрительной памяти, потребуются картинки. Лист бумаги необходимо расчертить на квадраты. В каждый из которых приклеить любое изображение, например, героев мультфильмов или цветок, насекомое, животное. Пусть ребенок в течение 30 секунд смотрит на квадраты. Затем лист переворачивают, а ребенок называет, что на нем было изображено в любом порядке.

Для обогащения словарного запаса, есть такое упражнение. Взрослый называет слово, а дошкольник своими словами объясняет, что оно означает. Можно поиграть и такую игру. Взрослый начинает предложение, например, « мы пойдем в парк», а ребенок продолжает – «будем кататься на качелях, слушать как поют птицы, ловить бабочек и т.д.».

Игры и игрушки для детей в 6 лет

Игрушки шестилетних детей более взрослые и сложные, чем у пятилеток. Это и конструкторы с большим количеством мелких деталей, и паззлы не из 24 или 60 фрагментов, а из ста и более. Мальчики в этом возрасте любят склеивать разборные танки, самолеты, состоящие из частей, ориентируясь по инструкции. Очень многие дети к шести годам уже освоили компьютер. Они не только играют в игры, но и выполняют несложные действия – создают файлы, умеют их сохранять, ведут переписку со сверстниками.

Ребенок в 6 лет обладает большой усидчивостью, в состоянии надолго концентрировать внимание на одном занятии. Ему нравится вырезать ножницами. Причем он легко справляется даже с маленькими фигурками, ровно режет прямую линию. Можно дать ему старый красочный журнал, чтобы вырезать картинки. В этом возрасте дети любят мастерить подарки своими руками. Например, нанизывать на нитку крупный бисер, порезанные на кусочки соломинки для коктейля, чтобы сделать браслет или бусы. А из медной проволоки можно сплести колечко, косичку или игрушку на новогоднюю елку. Получится особенно красиво, если взять проволоку в цветной изоляции. Девочек можно научить вышивать, мальчиков – выжигать или выпиливать лобзиком. И мальчикам и девочкам нравится лепить из глины посуду. Которую затем можно высушить в духовке и покрыть лаком.

Нередко, после прочтения книги, детей переполняют эмоции. Попробуйте вместе с ним перенести их на бумагу, создав свою иллюстрацию к сказке или слепить сказочных героев из пластилина. Развитию мелкой моторики помогает самодельная мозаика. Нужно распределить пластилин тонким слоем по поверхности. В качестве основы можно взять картонку или крышку от коробки. А затем, используя разнообразную крупу – горох, гречку, фасоль, создавать картинки, вдавливая крупинки в пластилин.

Воспитание ребенка в 6 лет

Воспитанию в 6 лет отводится особая роль, т.к. ребенок в самое ближайшее время пойдет в школу. Большую часть времени он будет находиться среди не всегда знакомых людей, как взрослых, так и сверстников. Поэтому проблеме его социализации в обществе стоит уделить особое внимание. Его необходимо научить налаживать контакты с людьми, не только быть послушным, но и иметь свою точку зрения, уметь отстаивать ее и убеждать других. Неплохо бы с ним проиграть некоторые ситуации, с которыми он может столкнуться в школе. Объяснить, как он в данном случае должен себя правильно вести, подсказать наиболее приемлемую модель поведения.

Необходимо продолжать прививать ребенку хорошие манеры и культуру поведения. Он должен всегда быть аккуратным, подтянутым, вежливым, при необходимости оказывать помощь и поддержку товарищам. Его следует познакомить с такими понятиями, как честность, справедливость, товарищество, доброта, оптимизм, смелость. Необходимо воспитывать ребенка так, чтобы он не только имел теоретический опыт, но подобным образом вел себя и в реальной жизни.

Ваш сын или дочка вот-вот пойдет в первый класс. Для детей это очень волнующий момент. Подарите им праздник! Пусть в их жизни он останется как один из наиболее запоминающихся и приятных дней. Проведите время вместе с ними. Возьмите на работе отгул или запланируйте на сентябрь отпуск. С утра украсьте квартиру нарядными шариками. После школьной линейки и урока мира пойдите с ребенком в кафе, чтобы отметить радостное событие. Можно скооперироваться с другими первоклассниками или прихватить для компании ребят со двора. Пусть они вместе разделят веселье с вашим первоклассником.

Вы уже приготовили школьный костюм сыну и отутюжили форму для дочки. У кровати стоит большой яркий ранец, в котором аккуратно сложены прописи, тетради, карандаши. Завтра в жизни вашего ребенка наступит очень ответственный момент. Первое время он будет чувствовать себя в новой обстановке очень неуютно. Может иногда упрямиться и не хотеть по утрам вставать. Тут потребуется ваша помощь. Подарите ему волшебную плюшевую игрушку, желательно с карманом. В котором каждое утро будет появляться очень интересная для ребенка вещь — яркий ластик, новый значок, конфета в красивой обертке, вкусная витаминка, орешек и т.п. Тогда ребенок будет быстро вставать с кроватки и собираться в школу с хорошим настроением.

Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

Режим дня 5-месячного ребёнка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

С момента появления на свет дети отличаются инстинктивным поведением. К примеру, младенцы приблизительно через равные временные интервалы требуют молока и много отдыхают. Однако у каждого ребёнка свои биологические ритмы.

Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

Преимущества составления дневного графика

Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода:

  1. Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  2. Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и , и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  3. Режим дня 10-месячного ребёнка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  4. Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6-месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  5. Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.

Многие родители считают, что режим для 3-месячного ребёнка, а тем более новорождённого не нужен. Если у вас получается и укладывать спать без особых привязок к времени, продолжайте жить в таком ритме. Если же вы ничего не успеваете, следует задуматься о составлении индивидуального графика.

Как составить режим дня для младенца?

Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

Если младенец с первых недель жизни подчиняется распорядку, матери нужно попробовать составить собственный дневной режим, чтобы немного упорядочить жизнь. За образец можно взять табличку с графиком для малыша младше года, составленную теледоктором Комаровским.

Таблица дневного режима для младенца

Мероприятия Основные периоды
С 1 до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до С 9 до 12 месяцев
Часы основных приёмов пищи 6.00, 9.00, 12.00, 16.30, 19.30, 21.30 8.00, 13.00, 19.00
Время введения первого прикорма 10.00, 16.00
Время второго завтрака и полдника 10.00, 15.30
Домашний сон 7.30 — 9.00, 17.00 — 18.00, 21.30-6.00 10.30 — 13.00, 16.30 — 18.30, 21.30 — 7.30 13.30 — 15.30, 21.30 — 7.30
Уличный сон 11.00 — 12.00 По желанию малыша
Бодрствование (игры, активность) 6.30 — 7.30, 12.30 — 16.30, 20.00 — 20.30 8.30 — 10.00, 13.00 — 14.30, 18.30 — 19.30 10.30 — 13.00, 16.00 — 18.30, 20.00 — 21.00
Гимнастика, массажные манипуляции 9.30 — 10.30 7.30 — 8.00
Гуляния на свежем воздухе 11.00 — 12.00, 18.30 — 19.30 14.30 — 16.00, 20.00 — 21.00 8.30 — 19.00, 18.30 — 19.30
Водные процедуры 20.30 — 21.00 21.00 — 21.30

Режим дня 4-месячного малыша и младенца в 8 месяцев всегда составляется индивидуально. Данная табличка – примерный ориентир для мам. Разумеется, время для той либо иной манипуляции и режимного момента можно поменять для своего и детского удобства.

На сегодняшний день эксперты по ГВ и детские врачи убеждены, что кормить новорождённого необходимо так часто, как он требует, и позволять сосать грудь столь долго, как он того желает. В этом и заключается смысл вскармливания по требованию.

Для ребёнка регулярное прикладывание к груди – не простое добывание молока, а своеобразное коммуникативное взаимодействие с матерью. Телесный контакт даёт ему чувство спокойствия, защищённости, психологического комфорта. Для мамы кормление по требованию позволяет наладить лактацию и предупредить лактостаз.

Примерно с двух — трёх месяцев можно попробовать увеличить время между приёмами пищи до 3,5 — 4 часов. При этом если ребёнок лишь недавно покушал и опять требует грудь, следует просто с ним поиграть. Возможно, он просто требует внимания.

Примерно с 6 месяцев, когда наступает время прикорма, следует приучать ребёнка к совместному завтраку или ужину. уже способен сидеть за одним столом со взрослыми и даже употреблять почти взрослые блюда.

Интересно! Несколько по-иному обстоят дела в случае искусственного кормления. График питания и в 2, и в 8 месяцев устанавливает детский доктор, ориентируясь на массу тела и прочие особенности ребёнка. Искусственника кормят не по требованию, а по часам.

Сон

Ещё один важнейшее режимное мероприятие – сон. Обычно новорождённые малыши, если, конечно, они хорошо покушали и чувствуют себя комфортно, спят от одного до другого приёма пищи. Однако некоторые дети просыпаются достаточно часто, что также может быть нормой.

Младенцы в 8 месяцев, а также годовалый ребёнок уже не спят в течение 20 часов. Днём они могут укладываться в кроватку два раза, ну а ночью также способны обойтись без пробуждений. Для наилучшего сна нужно создать оптимальные условия: проверить подгузник, проветрить помещение и т.д.

Многие ребятишки днём лучше засыпают на свежем воздухе. Идеальный вариант – гулять с крохой в тихом месте без машин, но также можно воспользоваться застеклённым балконом либо открыть форточку в помещении (важно исключить возникновение сквозняков).

Поначалу малыш бодрствует очень мало – до четверти часа, но ко второму месяцу активность увеличивается, поэтому мама может использовать данное время для развивающих занятий, массажных манипуляций и простого общения.

Дети в 6 месяцев – это полноценные «собеседники», так что сфера активности и игровых занятий резко расширяется. Родители могут читать малышу стихи, рассказывать потешки, предлагать различные игровые принадлежности.

Ребёнок в 10 месяцев уже хорошо ползает и даже пробует вставать на ножки. Следовательно, репертуар игр ещё более расширяется. Можно стимулировать его двигательную активность с помощью специальных упражнений и приспособлений.

Прогулки

С новорождённым ребёнком гуляют минимум дважды в сутки. При этом продолжительность пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, начиная с нескольких минут и заканчивая 2 — 3 часами зимой при комфортной температуре. В летнее время сроки нахождения во дворе не ограничены.

По мере взросления малыша гуляния и игры нужно совмещать. В 8 месяцев ребёнок уже способен изучать окружающий мир, а чем активнее он будет днём, тем крепче и спокойнее станет его сон. Годовалые дети уже способны делать первые шажки на улице.

Водные и гигиенические процедуры

Купание ребёнка перед укладыванием в кроватку – это ежедневный ритуал, которые не просто является гигиенической процедурой, а становится настоящим «звоночком» к засыпанию, особенно если использовать расслабляющие ароматические масла или травы (предварительно следует убедиться в отсутствии аллергии).

Кроме того, требуются и прочие ежедневные гигиенические манипуляции: умывание утром, подмывание после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, очищение носовой полости от засохших корочек и соплей, просмотр и очистка ушек.

Со временем выросший ребёнок поначалу окажется в яслях, потом в дошкольном учреждении, потом в школе, где основообразующим моментом является правильный режим дня. А если кроха с пелёнок приучен к распорядку, то ему будет намного проще привыкнуть к новым условиям.

Распорядок дня ребёнка раннего и дошкольного возраста существенно отличается от режима дня 4-месячного малыша. Ребёнок взрослеет, следовательно, снижается количество времени на сон и увеличивается продолжительность активного познания окружающего мира.

Изучение медицинских и психологических источников позволяет сделать вывод, что дошкольников необходимо приучать к следующему дневному распорядку:

  • максимальная длительность непрерывной активности – 5 — 6 часов;
  • общая продолжительность сна – 12 часов (при этом около 2,5 часов должно приходиться на дневной сончас);
  • в течение суток 4 основных приёма пищи с временным промежутком в 3,4 — 4 часа.

Обязательно узнайте, каков режим дня в детском саду, который посещает ваш ребёнок или только планирует посещать. Это позволит максимально сблизить домашний и детсадовский график, что крайне важно для нормального развития малыша.

Таблица дневного режима для дошкольника

Приблизительное время Основные мероприятия, занятия и процедуры
7.30 Пробуждение, утренние гигиенические процедуры, одевание
8.30 Первый приём пищи
9.00
10.00 Второй завтрак
10.15 — 12.30 Гуляние, игры на свежем воздухе
13.00 Обеденный перерыв
13.30 — 15.00 Сончас
15.30 Лёгкое перекусывание
16.00 Разнообразные развивающие занятия, включающие подвижную игровую деятельность, творческие задания, рисование и пр.
18.30 Вечерний приём пищи
19.30 Неактивные игры, общение, просмотр мультиков
20.00 Подготовка к засыпанию, чтение книжек, купание, гигиенические процедуры
21.00 Ночной сон

Питание

Для 3 — 6-летнего ребёнка характерен пятиразовый режим питания, который состоит из трёх основных приёмов пищи – утреннее, обеденное, вечернее кормление, а также двух дополнительных лёгких приёмов пищи – второго завтрака и полдника.

Основные приёмы пищи включают горячие блюда. При этом утреннее и вечернее кормление составляет 25 % по калоражу, обед – порядка 40 %. Остальная еда должна быть низкокалорийной и состоять из фруктов, кисломолочных продуктов.

Сон

В дошкольном детстве суточная длительность дремоты составляет 12,5 часов для малышей до 5 лет, 11,5 часов для детей 6 — 7-летнего возраста. При этом основная часть дневного сна – порядка 10 часов – приходится на тёмное время суток.

Послеобеденный сон обязателен в раннем дошкольном возрасте, однако режим дня ребёнка в 7 лет может и не включать данный момент. В этом случае для отдыха следует выбирать спокойные игры, чтение книжек, простое лежание в кровати или рисование.

Гуляния и игровая активность на свежем воздухе – обязательный элемент дневного распорядка дошкольника. Специалисты советуют совершать прогулки с ребёнком при любых погодных условиях, исключение – ливень и сильный холод.

Важно! Кроме того, регулярные «променады» можно считать закаливающими процедурами. Свежий воздух укрепляет здоровье, уменьшает вероятность простудных заболеваний, способствует улучшению обменных процессов в организме.

Развивающие занятия

С ребёнком дошкольного возраста проводят самые разные занятия: математические, физкультурные, творческие, музыкальные, танцевальные, речевые и т.д. Подобная деятельность должна осуществляться во время наибольшей работоспособности – 9 — 12 и 16 — 18 часов.

Не следует перегружать малыша разнообразные секциями, центрами развития. Для ребёнка, обучающегося в садике, будет достаточно двух — трёх добавочных занятий. В ином случае может произойти понижение иммунитета, рост невротических реакций, возникновение проблем со сном.

Чтобы разработать режим дня 6-летнего ребёнка или дошкольника помладше, необходимо соблюдать определённые правила. Рассмотрим основные советы психологов и детских врачей:

  • попробуйте играть с ребёнком, приучая его к дневному распорядку. В этом смогут помочь стишок, различные рисунки, которые схематически изображают расписание, раскраска по соответствующей теме;
  • старайтесь не отклоняться от составленного графика даже в выходные дни. Визит гостей не должен становиться поводом к изменению распорядка;
  • если ребёнок заболел, обязательно вносите коррективу в дневной режим. В данной ситуации не следует соблюдать график по минутам и секундам;
  • не нужно заменять активную подвижность и гуляния на свежем воздухе на компьютерные игры, многочасовой просмотр мультипликационных фильмов;
  • демонстрируйте положительный пример, то есть старайтесь сами соблюдать дневной распорядок. В ином случае ваш дошкольник поймёт, что правила выполнять необязательно;
  • включайте в воспитательный режим специальные ритуалы, которые помогут скорее засыпать, пробуждаться, начинать и заканчивать прогулки, расставаться перед садиком.

Главная цель родителей – отрегулировать дневной распорядок дошкольника в шесть — семь лет таким образом, чтобы режим дня первоклассника не пришлось изменять слишком радикально. Это позволит существенно ускорить процесс адаптации в начальной школе.

Переход в школьное учебное учреждение – новый и крайне важный период в жизни ребёнка. Режим дня первоклассника существенно отличается от графика жизни дошколёнка. Нагрузки только возрастают, к тому от детей теперь требуется большая собранность и ответственность.

Специалисты настоятельно советуют родителям разработать и соблюдать режим дня для школьника начальных классов. Подобная упорядоченная жизнь позволит уберечь юного ученика от переутомления и нервного истощения, а также сохранить оптимальную работоспособность.

Согласно научным данным, выделяют 2 пика работоспособности в течение суток: с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 18.00 часов. В перерывы между этими временными отрезками показатели трудоспособности существенно снижаются.

Именно поэтому так важно учитывать пики наибольшей психической и физической активности. Нередко родители удивляются тому, что ребёнок слишком долго выполняет домашние задания в вечернее время, хотя до этого демонстрировал завидную работоспособность. Просто он устаёт ближе к ночи.

Дневной график первоклашек, который представлен ниже, подойдёт и для учеников других классов, поскольку он учитывает время, требующееся для решения уроков и выполнения прочих видов внеклассной учебной деятельности.

Таблица распорядка дня для первоклассника

7.00 Пробуждение
7.00 — 7.20 Разминка, водно-гигиенические процедуры, уборка кровати
7.20 — 7.40 Первый приём пищи
7.40 — 8.10
8.15 — 8.25 Подготовка к урокам
8.30 — 12.30 Школьные уроки
10.00 — 10.15 Школьный завтрак
12.30 — 13.30 Возвращение домой и прогулка на свежем воздухе
13.30 — 14.00 Домашний обеденный перерыв
14.00 — 15.00 Тихий час, подразумевающий сон, просмотр мультфильмов или обычный отдых
15.00 — 16.00 Гуляние на улице, помощь родителям и пр.
16.00 — 16.15 Полдник
16.15 — 17.15 Решение уроков (2 класс – именно с этого времени в настоящее время задают детям домашние задания)
17.15 — 19.00 Гуляние на свежем воздухе, работа по дому, просмотр мультфильмов
19.00 — 20.00 Последний приём пищи, свободное время, спокойная игровая деятельность
20.00 — 20.30 Подготовка к засыпанию
20.30 — 7.00 Сон

Если режим дня ребёнка в 8 лет и немного старше меняется и для школьника 2 класса наступает вторая смена, не следует особо переживать, поскольку дневной распорядок будет строиться по тем же принципам, что и для «утренних» детей. Изменится только время на выполнение уроков и посещение учебного учреждения.

Пробуждение

Начало дня для школьника 1 класса и старше может начинаться с зарядки прямо в кровати. Не следует заставлять ребёнка мгновенно подниматься и выполнять силовую тренировку. Лёгкие упражнения предназначены для окончательного пробуждения, создания хорошего настроения.

Специалисты рекомендуют включать бодрящую музыку или заучить с детьми весёлые стишки. Подобное сопровождение развеселит ребёнка и обеспечит позитивный настрой на весь день. Также следует периодически менять музыкальное сопровождение и комплекс гимнастических движений.

Будить ребёнка в восемь — десять лет нужно в определённое время, чтобы он смог спокойно, без спешки провести водные процедуры, позавтракать, вымыть кружки-тарелки и прибыть в учебное заведение за четверть часа до начала первого урока.

Для ученика 1 класса особую важность представляет сбалансированный и полноценный рацион, поскольку ребёнок работает и физически, и умственно. В меню необходимо включать больше свежих плодов, кисломолочных продуктов, мясных и рыбных блюд.

Первый приём пищи должен быть довольно калорийным и питательным, поскольку в следующий раз он покушает только после 10.00. Медики рекомендуют готовить на завтрак горячую кашу, альтернативой которой могут стать сырники, запеканка из творога или омлет. Лучший напиток для юного ученика – какао с молоком.

После окончания уроков детей должен ожидать полноценный обеденный стол, состоящий из супа, тефтелей и прочих сытных блюд. Обязательно научите ребёнка пользовать микроволновой печью или храните обед в термосе.

Ужин не должен быть слишком калорийным. Идеальный вариант – повторить меню завтрака, то есть накормить ребёнка кашей, запеканкой (творожной либо картофельной), салатом из овощей. Также нельзя забывать о кисломолочных продуктах, кефир – лучшее окончание учебного дня.

Домашнее задание

Режим дня школяра в первом классе обычно не предусматривает выполнение домашних уроков, однако родителям следует составлять дневной распорядок с момента поступления в школу таким образом, чтобы в нём оставалось время на целенаправленные занятия.

Разумеется, речь не идёт о решении каких-либо сложных задачек. Можно почитать с ребёнком книгу, порисовать, закрепить пройденный в школе материал. При этом важно учитывать нагрузку и совершать перерывы через каждые 30 минут.

Создайте ребёнку комфортную учебную обстановку. Для этого необходимо организовать рабочее место, исключить громкую музыку, отказаться от просмотра телевизора, пищи на столе и прочих отвлекающих факторов.

Свободное время

Обычно время для отдыха и прогулок у детей начальных классов обнаруживается во вторую половину дня. Ребёнок может поиграть дома или с приятелями на улице, поиграть в спокойные или активные игры, посмотреть телевизор (не очень долго).

Поскольку в начальных классах детям свойственна повышенная активность, необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок больше бегал, прыгал, занимался подвижными играми. Вечером лучше погулять с ним на свежем воздухе. Если же погодные условия не позволяют выйти на улицу, предложите первоклашке настольную игру или книжку.

Сон

Детям в начальной школе необходимо спать по крайне мере 9 часов. Крепкий и продолжительный сон позволит восстановить силы, укрепить иммунитет и предупредить переутомление. В ином случае не исключены неврозы, плохая успеваемость.

Перед засыпанием следует исключить подвижные развлечения, телевизионные передачи, которые могут возбудить нервную психику, ссоры и выяснение отношений. Предложите ребёнку принять тёплую ванну, приготовьте ему кружку тёплого молочка с мёдом.

Хотя первоклашки достаточно скоро привыкают к дневному распорядку, они ещё неспособны составить и наладить его своими силами. Именно поэтому взрослые должны ввести в детскую жизнь упорядоченный режим, при этом учитывая особенности ребёнка. Как правильно разработать новый график?

  • для родителей первоклассника родительское собрание становится отличной возможностью узнать все нюансы от педагогов. Вероятно, будущий классный руководить сможет предложить примерный план составления портфолио для ученика;
  • в интернете можно скачать плакат с режимом дня школьника в картинках, различные шаблоны и яркие картинки, которые обязательно понравятся ребёнку. После этого распечатайте приблизительные схемы и повесьте в детской комнате;
  • поначалу все режимные моменты нужно выполнять совместно с ребёнком: и собирать портфель, и выполнять утренние гимнастические упражнения. Затем ответственность необходимо постепенно перекладывать на школьника;
  • старайтесь соблюдать режим и в выходные дни. Разумеется, небольшое отступление от графика не сможет навредить дневному распорядку, но всё же не следует поддаваться соблазну и разрешать ребёнку целый день за компьютером.

Распорядок дня 8-летнего ребёнка – обязательный элемент развития и воспитания ученика начальных классов. Для составления графика можно придумать собственную схему или скачать шаблон «Режим дня» с многочисленных интернет-ресурсов.

Правильный режим дня для старшего школьника во многом совпадает с дневным распорядком учеников начального звена. В основе графика лежат ранний подъём, водные процедуры, приёмы пищи, учебные занятия, гуляния на свежем воздухе. Отличаются только количественные показатели.

К примеру, ребята возрастом до 10 лет нуждаются в десятичасовом ночном отдыхе, тинейджеры же могут спать уже 9 часов. Регулярный недосып приводит к переутомлению, понижению трудоспособности, ухудшению процессов запоминания и внимательности.

Продолжительность познавательных нагрузок для первоклассников и старших школьников тоже отличается. Учебный график младших учеников состоит из четырёх уроков, подростков – из 6 — 7 занятий. Возрастают временные показатели для решения домашних заданий.

Имеются отличия в особенностях питания, отдыха, физических нагрузок. Взрослый ребёнок обычно питается 3 раза в сутки, больше занимается спортивными упражнениями, выбирает себе занятия по вкусу, у него появляются собственные пристрастия в плане развлечения и учёбы.

Таблица распорядка дня старшеклассников

Временные интервалы Режимные моменты
11 — 13 лет 14 — 17 лет
7.00 7.00 Подъём
7.00 — 7.30 7.00 — 7.30 Выполнение гимнастических упражнений, умывание, водные процедуры, заправка кровати
7.30 — 7.50 7.30 — 7.50 Первый приём пищи
7.50 — 8.15 7.50 — 8.15 Отправление в учебное учреждение (здесь следует учитывать расстояние от дома до школы)
8.30 — 14.00 8.30 — 14.30 Школьные уроки
14.00 — 14.30 14.30 — 15.00 Приём пищи в учебном заведении, возвращение домой
14.30 — 15.00 15.00 — 15.30 Обеденный перерыв дома
15.00 — 17.00 15.30 — 17.00 Гуляние на свежем воздухе, спортивные развлечения (футбол, лыжный спорт, ледовые или роликовые коньки)
17.00 17.00 Полдник
17.00 — 19.30 17.00 — 20.00 Выполнение школьных уроков, заданных на дом
19.30 — 21.00 20.00 — 21.30 Последний приём пищи и свободная деятельность
21.00 — 21.30 21.30 — 22.00 Приготовление к засыпанию (гигиенические процедуры, подготовка одежды и обуви)
21.30 — 7.00 22.00 — 7.00 Сон

Правильный режим дня для взрослого всегда подразумевает индивидуальный подход. Представленный выше график – лишь образец, родители же вместе с ребёнком должны обращать внимание на физически и познавательные особенности, привычки и интересы.

Оптимальное время на выполнение уроков – 2 — 2,5 часов в день. Если ребёнок не укладывается в данный временной интервал, необходимо разобраться, что стало причиной подобной нерасторопности. Возможно, старший школьник испытывает сложности в определённом предмете, не умеет работать рационально или его рабочее место организовано неправильно.

Следите за тем, чтобы ребёнок садился за учебный стол после того, как отдохнёт от школы, пообедает, побывает на улице пару часов. Лучше всего зафиксировать время начала решения уроков, это поможет упорядочить детский график.

Свободное время

Как составить дневной график, чтобы подросток смог уделять время своим склонностям и потребностям? Примерно 1,5 — 2 часа ребёнок должен заниматься своими делами: чтением, просмотром мультипликационных или художественных фильмов, общением в сети или игрой в компьютерные развлечения.

Ещё три часа необходимо выделить на активную деятельность на свежем воздухе. Это могут быть обычные гуляния с друзьями, игровые и спортивные развлечения. Однако важно объяснить ребёнку, что чрезмерная увлечённость физической активностью также может снизить работоспособность.

В летние и зимние каникулы, в выходные дни нахождение на свежем воздухе можно увеличить. При этом нужно не просто говорить о важности активного времяпрепровождения и вреде увлечения компьютерными играми, но и показывать положительный пример.

Питание

Правильно организованный рацион – важный элемент нормального самочувствия и работоспособности подростка. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок завтракал через полчаса после побудки и ужинал не позднее полутора часов до сна.

Обязательно делайте горячие первые и вторые блюда для старшего школьника, поскольку в этом возрасте появляется не самая лучшая привычка «перехватывать» бутерброды, хот-доги и прочие малополезные продукты на бегу между основными приёмами пищи.

Сон и подъём

Ещё один важный элемент правильного дневного распорядка – здоровый сон. Режим дня для старшеклассника должен учитывать потребность в ночном отдыхе, при этом, как мы уже отмечали, она снижается по мере роста ребёнка и постепенно приближается к взрослым показателям.

Утренняя побудка должна осуществляться в заранее обозначенные временные отметки, но исключение делается в субботу и воскресенье, праздничные дни, каникулярные периоды. Привычка подниматься в определённое время поможет выработать у ребёнка дисциплину и ответственность.

Подросток уже способен участвовать в составлении дневного графика. В этом ребёнку поможет презентация, шаблоны с рисунками, примерные схемы распорядка. Нарисуйте вместе с учеником расписание учебных и выходных дней.

В качестве заключения

Распорядок дня – это важнейшее условия для нормального развития ребёнка и в 10 месяцев, и в 7 лет, и в 15 лет. Однако важно понимать, что для каждого возраста имеются собственные параметры основных режимных моментов – сна, питания, свободной деятельности, занятий и отдыха.

Чтобы разработать график, подходящий для ребёнка, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности воспитанника. Помощью и основой может служить режим дня в стихах, специальные шаблоны, картинки, которые можно распечатывать и развешивать в комнате.

Психологи считают, что пять лет - самый замечательный возраст для ребенка. Позади сложности с групповой социализацией в детском саду, малыш уже обзавелся кругом общения, у него есть друзья и подружки, с которыми интересно играть и проводить время.

Вкусовые предпочтения у ребенка пяти лет также сформированы, имеются свои ценности в еде, одежде, даже взглядах на жизнь. Поэтому и к режиму дня у малыша этого возраста также будут свои пожелания. Следовательно, при составлении распорядка дня для ребенка пяти лет необходимо учесть и их тоже. Конечно, лучше всего это делать в форме игры. Можно поиграть с ребенком в менеджмент, составляя бизнес-план на день. Она, безусловно, привлечет его интерес. Ну, а каким должен быть режим дня для ребенка 5 лет и как правильно его составить, расскажем далее.

Памятка родителям

Не стоит сразу расписывать режим дня для ребенка на месяц или на полгода. Детям быстро надоедает однообразие, поэтому распорядок каждого дня недели должен быть интересным, наполненным яркими событиями. В плане обязательно указывают, сколько времени уходит на посещение детского сада, просмотра любимых мультиков, на прогулки с друзьями. В распорядке должны значиться развлекательные центры и кружки по интересам.

Приучаем малыша к самостоятельности

Чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом семьи, желательно выделить в его распорядке дня время, которое обозначается «помощь родителям». Это может быть уборка комнаты, мытье посуды, сортировка игрушек. Психологи считают, что именно с этого возраста нужно приучать детей наводить порядок после игры без помощи родителей. При этом не стоит стимулировать его помощь деньгами или покупкой сладостей. Все это вы можете отдать ребенку просто так, а не за уборку. У пятилетнего ребенка должно сформироваться чувство ответственности за свою территорию.

Читайте также

Время на отдых

Но и в крайности впадать не нужно, перегружая малыша чрезмерно. Если у ребенка на один из дней запланировано занятие в секции, то днем и вечером он должен отдыхать. Пусть это будет прогулка на свежем воздухе или просмотр любимого кино, можно даже позволить поиграть в компьютер, чтобы мозг дитя переключился на новый вид деятельности. Однако идти на поводу у ребенка и позволять ему все выходные просиживать за компьютерной игрой тоже нельзя. Вы должны предложить ему более яркие альтернативные занятия. Это может быть совместный поход в магазин, посещение центра развлечений, пикник на природе, фотосессия с четвероногим другом и прочее.

Саморазвитие

Следует принять во внимание, что полчаса времени в день ребенок должен посвящать обучению: чтение сказок, разгадывание ребусов, изучение иностранного языка в игровой форме. С помощью таких занятий вы приучите малыша воспринимать новую информацию и впитывать знания для того, чтобы в дальнейшем, когда он пойдет в школу, нагрузки для него не были слишком интенсивными.

Ну, а чтобы научить ребенка самостоятельно планировать свой распорядок дня, для начала предложите ему свою помощь. Кстати, яркий шаблон для составления дневного режима сегодня можно купить в любом отделе канцтоваров. Повесьте его на видное место и предложите ребенку заполнить распорядок вместе с вами. Поощряйте кроху за соблюдение всех пунктов режима в конце недели. Это может быть совместный поход в кино или пиццерию, продолжительная игра за компьютером. Ребенок должен понимать, что его старания не были напрасными.

Примерный режим дня для ребенка 5 лет выглядит так:

  • 7.00 - подъем, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры;
  • 8.00 – 8.30 - завтрак;
  • 8.30 – 9.00 - дорога в детский сад или подготовка к занятиям, если ребенок находится дома;
  • 9.00 – 9.40 - обучающие игры, рисование, изучение цифр и букв;
  • 9.40 – 10.00 - подготовка к прогулке;
  • 10.00 – 12.00 - прогулка на улице;
  • 12.00 – 12.30 - возвращение с прогулки, подготовка к обеду;
  • 12.30 –13.00 - обед;
  • 13.00 – 13.30 - подготовка ко сну;
  • 13.30 – 15.30 - дневной сон;
  • 15.30 – 16.00 - подъем, полдник;
  • 16.00 – 17.00 - «помощь маме», игры;
  • 17.00 – 18.30 - возвращение из детского сада или прогулка;
  • 18.30 – 19.00 - подготовка к ужину;
  • 19.00 – 19.30 - ужин;
  • 19.30 – 21.00 - спокойные игры и занятия;
  • 21.00 – 21.30 - гигиенические процедуры, подготовка ко сну;
  • 21.30 – 7.00 - ночной сон.

Конечно, у каждого ребенка свои предпочтения и пожелания к распорядку дня, поэтому их следует также учитывать и включать в список.

С пятилетним малышом уже можно общаться, как с взрослым. Порой забавно слышать рассуждения ребенка на серьезные темы, иногда он даже пытается отстоять собственную точку зрения. Чаще всего в общении с родителями звучат вопросы. Почему-то детки этого возраста уверены, что старшие просто обязаны знать обо всем на свете. В такие моменты важно не отмахиваться от ребенка, а подробно ответить на его вопросы. Конечно, это удается не всегда, но вы поступите правильно, если пообещаете ему это сделать позже и обязательно найдете возможность проинформировать его в ближайшее время.

Речь пятилетних детей

Многие привычки формируются еще до поступления в школу. В частности, умение правильно излагать свои мысли. Следите за своей речью. Да, вы не ослышались, ведь в большинстве случаев малыши склонны повторять фразы, звучащие из уст родителей. Конечно, к ним добавляются выражения, услышанные на улице. Если заметите, что ребенок позаимствовал косноязычные выражения, обязательно объясните ему, почему их использовать нельзя.

Дошкольники склонны фантазировать . К сожалению, выдуманные ими истории часто встречают реакцию непонимания у взрослых. Заявления о том, что это «бред», «чушь», «такого быть не может», могут сильно обидеть ребенка. Он продолжит и дальше мечтать, но уже никогда не поделится с вами своими мыслями. Дорожите доверием ребенка!

Питание дошкольников

В пятилетнем возрасте вполне достаточно четырехразового питания. В качестве перекусов между основными приемами пищи должны быть фрукты, а не конфеты или мороженое с разнообразными десертами. Отличный вариант - яблоки, груши, в летний период - черешня, вишня, малина и другие ягоды. Ключевые моменты:

  • в ежедневный рацион в обязательном порядке должны входить следующие продукты: молоко, сливочное масло (не более 30 г), мясо - его лучше не жарить, а тушить или готовить паровые котлеты, крупы - гречневая, рисовая, кукурузная и, разумеется, овсяная, картофель - лучше всего дети воспринимают пюре на молоке и со сливочным маслом, овощи и фрукты, хлеб;
  • 2–3 раза в неделю давайте малышу рыбу (без косточек) - постарайтесь ее предлагать в тушеном виде, это намного полезнее, чем жареные блюда, яйца, творог - из него лучше всего готовить запеканку, ее малыши едят с большим удовольствием, и твердый сыр;
  • меню ребенка должно быть разнообразным, позаботьтесь о том, чтобы блюда повторялись как можно реже;
  • лучший компаньон мяса - овощи, крупы лучше усваиваются, если их подавать с молоком;
  • салаты желательно подавать в качестве закуски перед едой, так как они стимулируют выделение желудочного сока и способствуют появлению аппетита;
  • сладкие фрукты стоит предлагать вечером.

Частая ошибка родителей, детки которых посещают дошкольные образовательные учреждения, – попытка «откормить» ребенка за время выходных. Обычно это приводит к расстройству пищеварительной системы и отсутствию аппетита в последующие дни.

Сон

В пять лет ребенок должен спать не менее 11–12 часов ежедневно . Многие детки отказываются от дневного сна. В значительной мере желание отдыхать после обеда зависит от темперамента малыша, не заставляйте его укладываться в постель, если он энергичен, бодр и способен оставаться спокойным до вечера, не капризничая и не проявляя признаком усталости. Оптимальное время укладывания спать - 21–22 часа. К этому моменту желательно прекратить прослушивание музыки, ремонтные работы или иные действия, сопровождающиеся сильным шумом.

Прогулки

Постарайтесь предоставить возможность малышу самостоятельно общаться с друзьями на детской площадке. Разумеется, кто-то из старших должен находиться рядом, чтобы присматривать за ребенком. В случае конфликтов понаблюдайте за детьми, возможно, они смогут наладить отношения без вашего вмешательства. Важно! Никогда не отстаивайте интересы своей дочери или сына, если они поступили неправильно. Вы должны быть эталоном справедливости и честности. Если нарушить это правило - ваш авторитет серьезно пошатнется.

Минимальное время пребывания на свежем воздухе - четыре часа. В летний период постарайтесь, чтобы ребенок гулял в те периоды, когда жара не так сильна. Сильное солнечное излучение может привести к ожогам кожи или тепловому удару. Обязательно одевайте малыша по сезону.

Развитие ребенка

Многие родители стараются «сплавить» ребенка бабушкам и дедушкам, если собираются пойти в магазин, музей или на выставку. Поверьте, вы лишаете и себя, и малыша ценного общения. Посещения культурных мероприятий - один из важных элементов воспитания. Постарайтесь каждые выходные устраивать всевозможные походы: экскурсии с посещением достопримечательностей, знакомство с животными в зоопарке, посещение цирка или кино.

К пяти годам дети обладают достаточной усидчивостью, чтобы выдержать до двух часов ежедневных занятий . Если до этого вы регулярно занимались с ребенком, он, скорее всего, уже прилично читает, поэтому старайтесь регулярно обновлять библиотеку, чередуя покупку сказок с приобретением научно–познавательной литературы. Важно! Если малыш не посещает детский садик, дошкольное образование полностью ложится на ваши плечи, как вариант, можно отдать дочь или сына в развивающую группу.

Закаливание

Чаще всего родители воздерживаются от проведения закаливающих процедур, дожидаясь, пока ребенок хотя бы немного подрастет. Пожалуй, если вы до этого проявляли осторожность, теперь самое время начать. Итак:

  • к ежедневному умыванию личика добавьте обтирание шеи и рук;
  • устраивайте ножные ванны, постепенно снижая температуру воды;
  • в летнее время приучайте малыша купаться в водоеме, поверьте, он получит огромное удовольствие.
    Начиная закаливание малыша, некоторые родители форсируют события, используя ледяную воду для ножных ванн или обтираний. Будьте осторожны и терпеливы. Снижение температуры необходимо проводить постепенно!

Расписание дня по часам

Время утреннего подъема в большей мере определяется режимом других членов семьи. Если в 7 утра домочадцы встают, чтобы собраться на работу, поднимите и ребенка, тогда он сможет позавтракать вместе с папой, братьями и сестрами (если они есть). Примерный режим дня:

  • 07:00 - просыпание, умывание, закаливающие процедуры;
  • 08:00–08:30 - завтрак, молочная каша, омлет или йогурт;
  • 08:30–09:30 - время для самостоятельных игр, предложите малышу книжку или тетрадь для рисования, другие варианты - пластилин или конструктор, пока малыш забавляется, мама успеет помыть посуду и сварить обед;
  • 09:30–11:30 - прогулка, совсем не обязательно лезть в песочницу или на горку, можно посидеть на лавочке с подругами, обсудить модные инновации или другие важные события;
  • 11:30–12:00 - возвращение с прогулки, подготовка к обеду (мытье рук, переодевание);
  • 12:00–12:30 - обед, легкий супчик дополните вторым блюдом, в качестве питья можно предложить компот из сухих или засушенных фруктов, зимой - витаминный напиток из шиповника;
  • 12:30–13:00 - время для игр;
  • 13:00–15:00 - дневной сон;
  • 15:00–15:30 - полдник, творожная запеканка или другое легкое блюдо;
  • 15:30–16:00 - развивающие игры вместе с мамой, чтение или занятия арифметикой;
  • 16:00–18:00 - вторая прогулка;
  • 18:00–19:00 - творческое развитие, возможные варианты: аппликации, рисование, изучение песенок и стихотворений;
  • 19:00–19:30 - ужин;
  • 19:30–20:30 - водные процедуры, массаж, подготовка по сну;
  • 20:30–21:00 - вечерняя сказка;
  • 21:00 - ночной сон.

В пять лет ребенка надо приучать к самостоятельности. И хотя он еще недостаточно взрослый, чтобы выполнять серьезные домашние обязанности, давайте ему посильные поручения, благодаря которым малыш сможет проявить себя. В пять лет он уже должен самостоятельно за собой ухаживать, в том числе причесываться (если это мальчик), умываться, одеваться и наводить порядок в детской.

олеся еловенко
Образовательная деятельность с детьми 5–6 лет «Режим дня соблюдаем - здоровье укрепляем»

Образовательная деятельность с детьми 5-6 лет

«Режим дня соблюдаем- здоровье укрепляем »

Цель : Формировать представления детей о режиме дня и необходимости соблюдать его для сохранения и укрепления здоровья .

Дать детям представления о режиме дня и пользе его соблюдения для организма человека.

Закрепить знания детей о частях суток, полезных и вредных продуктов питания.

Развивать познавательную активность детей, учить рассуждать, делать выводы.

Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью .

Приветствие :

Давайте поздороваемся с гостями ?

Давайте с солнышком поздороваемся !

Доброе утро, солнце!

Мы тебе рады.

Друг другу улыбнёмся

И за руки возьмёмся.

Учится будем дружно

Всегда стараться нужно.

Игра с мячом

Ребята, я вам буду бросать мяч задавать вопрос, а вы мне отвечайте.

Какой сегодня день недели?

А вчера какой был день недели?

А завтра какой будет день недели?

А время года?

А какое время года будет, после весны?

Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Они ходят, но не спят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать

Когда можно погулять… (часы)

А какие бывают часы (настенные, наручные, будильник, электронные)

Для чего нам нужны часы? (чтобы знать время и что делать в данный момент)

Ребята а у нас есть такие волшебные часики, которые хотят нам что- то рассказать?

Ребята, а кто скажет что такое режим дня ?

(Режим дня- это когда день распределён на какие- то моменты. (например мы в оно и то же время завтракаем- утром, Обедаем –днем, ужинаем-вечером, гуляем в одно и тоже время.)

Для чего нужен режим дня ? (Чтобы наш организм себя чувствовал лучше и бодрее, режим нужен для нашего здоровья )

Ребята с помощью часиков мы узнаем какой у нас в садике режим дня ?

Какое у нас сейчас время суток? УТРО- СЛАЙД

Посмотрите картинку какое красивое утро.

Утром солнышко встает, за окошком рассветет.

Что мы делаем утром в садике?

(1. зарядку, 2. Завтракаем, 3. играем) – дети сами выкладывают картинки режимных моментов

Давайте обратимся к нашим часикам , что они говорят? А вот что.

Утром в садик мы пришли

Играть с друзьями будем мы

Упражнения, зарядка

Нам нужны как подзарядка

Для чего нужна зарядка? (для здоровья , и настроения на весь день)

Давайте сделаем зарядку «ЧАСИКИ»

Молодцы, подзарядились, взбодрились на весь день.

ДЕНЬ- СЛАЙД

Давайте посмотрим на картинку. Днем обычно много дел

А какие же дела у на в садике? Что мы делаем днем в детском саду?

1. Гуляем (ПРОГУЛКА,

Для чего нужны прогулки?

Как называется прием пищи днем? (ОБЕД)

Как называется момент, когда мы в садике спим.

Для чего нужен сон?

Ребята, а помните, мы с вами на прогулке видели сосульки и наблюдали за ними какие они бывают разные

Давайте посмотрим на картину какие бываю сосульки СЛАЙД

Какие бывают сосульки? (большие, и маленькие и длинные, толстые)

И даже шаловливые сосульки бывают.

А давайте мы сейчас поиграем и будем шаловливыми сосульками,

а гости с нами поиграют.

Игра «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз,

Посмотрели чем заняться,

Стали каплями кидаться

Целый день идёт трезвон

Дили-дили, дили- дон

Давайте вернемся к нашим волшебным часикам

А часики спрашивают что мы делаем после сна?

1. Кушаем,

После сна как называется прием пищи?

Чем отличается завтрак от ужина? А обед то ужина?

А вы хотите поиграть? мы сейчас поиграем в игру «Что можно есть на ужин» в месте с гостями.

Игра «Что можно есть на ужин?»

Если это можно есть на ужин, то мы хлопнем в ладоши, а если, нельзя киваем головой нет.

Кашу, банан, карандаш, котлету, рисунок, хлеб, рыбу, газету, плов, чай, яблоко, кружка, картофель, тетрадь, огурец, капуста, картина, корзина, яйцо, бутерброд, блинчик, блюдце, булочка.

Хорошо молодцы!

Что вы делаете после ужина? (играем)

А после игр вас вас забирают ваши родители?

Как называется время суток, когда вас забирают родители? (ВЕЧЕР) Вечер- Слайд

(Вот и солнышко садится- это вечер к вам стучится.)

Пришли родители за нами

Мы спешим навстречу к маме

День прошел мы не устали,

С друзьями весело играли

2. Вся семья вернется в дом, соберется за столом. СЛАЙД- семья за столом

А чем вы дома вечером занимаетесь? (рисуем, играем)

А после вечера какая часть суток (НОЧЬ) - СЛАЙД

Вот и закончился наш день показать на часики прошли СУТКИ

А завтра будет новые день.

И всё с самого начала, утром мы завтракаем, делаем зарядку… И снова все повторится весь режим дня .

А я вас научу играть в интересную игру, которая называется «Сутки»

Игра «Сутки»

Если я показываю карточку день-шаг на месте, ночь- спим,

если вечер- хлопки, а если утро- руки вверх.

А что будет после ночи?

Понравилось вам играть? Что больше всего понравилась? Какая игра?

Скажем нашим часикам спасибо ведь благодаря им. Мы узнали о режиме дня .

Для чего нужен режим дня ? Нужно соблюдать режим дня ?

В детском саду мы соблюдаем режим дня , а на выходных днях дома вы соблюдаете режим

Стихотворение

А теперь пора прощаться.

Всем желаю закаляться,

Не болеть и не хворать,

И режим соблюдать .

Публикации по теме:

Непосредственно образовательная деятельность с детьми 4–5 лет «Что такое снег?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 73 ГОРОДА ТЮМЕНИ Непосредственно образовательная деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми 2-3 лет. Коллективная аппликация дымковская карусель. Тема: «Знакомство с дымковскими.

"Знакомство с Масленицей" для детей младшей группы Цель: Приобщать детей к русским традициям, к родной культуре. Задачи: - Знакомить.

Программное содержание: Совершенствовать умение выделять выразительные средства, которыми композитор, поэт, художники передают настроение.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга.

Организованная образовательная деятельность по ФЭМП с детьми в возрасте от 4 до 5 лет «Бусы для лисички» Цель: Развитие умственных способностей детей. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с прямоугольником в сравнении с квадратом. Продолжать.

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми 4-5 лет по теме «Магазин игрушек» в рамках календарно-тематического.

Организованная образовательная деятельность совместно с родителями и детьми в возрасте от 6 до 7 лет «Туристы» Организованная образовательная деятельность совместно с родителями и детьми в возрасте от 6 до 7 лет Образовательная область «Физическая.

Проект по ЗОЖ в подготовительной логопедической группе «Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой режим» ПРОЕКТ РАБОТЫ в подготовительной логопедической группе «Радуга» Воспитатель: Бажкова Л. А. Дата: октябрь 2016г. Тема: «Мы здоровьем.

Выступление на родительском собрании: «Режим дня и его значение. Режим дня в старшей группе детского сада» Выступление воспитателя Андрияхиной И. Г. на родительском собрании на тему: «Режим дня и его значение. Режим дня в старшей группе детского.

Библиотека изображений: