Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей.

В этой статье:

От рождения и до первого дня рождения пройдет всего 12 месяцев. Для маленького ребенка это огромный скачок в развитии. Все для него меняется, причем очень быстро. Из грудничка он превращается в человечка, который уже может ходить, произносит отдельные слова. Меняются даже его игры и рацион питания . Правильное развитие во всем сейчас зависит от родителей.

Это время, когда дети совсем маленькие, одновременно нервное и счастливое. Сейчас изменения видны каждый день . Малыш учится сам, а к одному годику уже многое умеет. Пройти весь этот путь вместе с ним – это огромная радость для родителей.Вы обязательно будете посещать педиатра, который следит за развитием малыша . Хотя многие вещи родители могут отслеживать самостоятельно.

Прогресс за 12 месяцев

Представьте себе самый обычный год. Хотя год из жизни взрослого человека не может сравниться со стремительным развитием малыша от 0 до 1 года. Конечно, потом случится еще много всего интересного, но этот первый год самый важный в жизни каждого ребенка. Рождаясь на свет, он готов к жизни, но с одним большим условием. Рядом обязательно должны быть люди, которые смогут обеспечить ему защиту, уход, направить его в первых попытках исследовать мир.

Родителям стоит приготовиться
заранее, ведь все меняется стремительно. Первые 30-40 дней новорожденный требует особого внимания и ухода. Буквально за месяц его иммунитет набирает силу и уже становится способен защитить его от простых болезней. Пройдет немного времени, и на смену жидкой пище и молоку мамы придет твердая пища. У малыша начинают резаться зубки, а значит, организм дает сигнал: «к твердой пище готов» . Развитие ребенка за первые 12 месяцев просто поражает.

Конечно, малыш все еще абсолютно беззащитен перед окружающим миром. Пройдет еще очень много времени до его самостоятельности. Пока он сам не может пожаловаться, родителям нужно прислушиваться к состоянию его здоровья . Многие дефекты развития проще всего вылечить, если обнаружить их рано.

Рождение ребенка

Итак, малыш появился на свет. Следующие 3 дня они с мамой проведут в роддоме. А после этого начинается ваша новая жизнь. Теперь 24 часа в сутки мама и папа будут заботиться о ребенке. Он кушает каждые 2-3 часа, все остальное время спит. Более того, иногда даже спит, когда кушает – есть у
младенцев такая «суперспособность». Конечно, он много плачет. Родители учатся понимать каждый его звук. Все же это счастливое время заботы о своей крохе.

Тут родителям важно помнить: все дети разные . Существует примерный план развития. Если ваш малыш опаздывает на 1 месяц, отставая от этого плана, то это еще не повод волноваться и собирать консилиум педиатров. Очень часто дети немного опаздывают или, наоборот, куда-то спешат. Обычно к первому году жизни все стабилизируется, выравнивается. Если ребенок соседей уже сказал свое первое слово, а ваш еще нет, это еще ничего не значит . Но, конечно, в случае серьезного отставания в развитии стоит срочно обратиться к врачу.

0-3 месяцев

Дети все время крутятся, вертятся, перебирают ножками и ручками. Это значит, что карапуз вполне доволен жизнью. Он так пытается исследовать мир, свое тело. Сейчас движения ему необходимы. Активно развивается нервная система, мозг . Кстати, мозг продолжает активное развитие даже после рождения, настолько это сложный орган. Например, желудок и кишечник уже готовы работать с первого же дня жизни, а мозг еще «дремлет», выполняя только часть своих функций. Развитие малыша продолжается.

Будет полезно
менять его позу – конечно, когда малыш не спит. Так вы стимулируете его развитие, заставляя переворачиваться, менять положение головы. Ребенок учится держать головку. Уже сейчас, на 1-2 месяце, он может приподнять ее на несколько секунд.

Уже ко 2-му месяцу дети становятся вполне активными. Малышу все интересно, он с радостью рассматривает яркие предметы. Очень важно для его психического развития каждый день видеть что-то новое, интересное. Показывайте яркие картинки, игрушки, разные предметы . Малыш изучает мир вокруг себя. Особенно активно он пытается все попробовать: трогает, облизывает. Сейчас он уже различает голоса родителей, узнает маму по запаху . Когда мама рядом, ребенок улыбается, тянет к ней ручки. Сейчас это самый важный человек в жизни ребенка и, возможно, единственный, которого он научился узнавать сразу.

4-6 месяцев

Первая половина года прошла. Чему же научился малыш? Он уже узнает людей, радуется их появлению. Сам себе тоже очень рад! Чаще подносите ребенка к зеркалу – он будет с интересом разглядывать отражение. В 3-5 месяцев он первый раз начинает смеяться. Дети с радостью будут смотреть одно и то же «представление» десятки раз. Попробуйте жонглировать перед малышом предметами - каждый раз он будет с удивлением и радостью следить за яркими шариками у вас в руках.

Развивается координация движений. Теперь уже неинтересно все время лежать. Ребенок просится на руки, рассматривает все, что попадает в поле зрения. Малышам до года полезна простая физкультура: переворачивайте его на животик или на спинку, делайте простой массаж. Он уже пытается встать на четвереньки. Это подготовка к ползанью.

Все больше интереса к самому себе. Дети рассматривают свои ручки, ножки. Сейчас их позвоночник очень гибкий - кроха с легкостью может взять в рот палец ноги. Ничего плохого или опасного тут нет – не стоит запрещать это ребенку, ругать его за интерес к себе. Пока еще хватать и брать в руки предметы кроха просто не умеет. Но задевать, ронять игрушки он может, с радостью играя таким образом.

6-12 месяцев

У вашего крохи уже, скорее всего, появились первые несколько зубов. Это был сложный период, но вы справились. Хотя иногда дети вообще не замечают, как режутся зубки. Теперь он сам сообщил вам, что готов поменять свой рацион. В 6-7 месяцев малыши активные , и молока им не всегда достаточно. Считается, что сейчас уже можно вводить прикорм. Ребенок уже научился ползать, сидеть, может играть на полу. Теперь ему не нужно спать так много и часто, как раньше.

Развитие идет своим чередом. Первую половину своего первого года малыш провел, изучая себя. Кстати, вы обратили внимание? Малыш стал очень общительным! Теперь ему нужна компания почти постоянно. Играть с мамой, общаться с папой, перекрикиваться и смеяться – все это он умеет делать. А также научился обращать на себя внимание родителей. Сейчас важно, чтобы взрослые чаще с ним говорили. Неважно о чем – просто ему необходимо слушать правильную речь.

В возрасте 7-9 месяцев кроха уже может играть сам. Он улавливает связь между названием предмета и самим предметом. До первого года жизни он уже запомнил множество слов и понятий. Конечно, говорить он еще не может, но уже может приносить вещи, указывать на них пальчиком. Обязательно дайте ему место для движения, ведь сидеть в кроватке малыш уже не хочет.

Ребенку 1 годик

Вот и настал тот самый момент, когда вашему крохе исполнился 1 год. До этого момента пролетело 12 месяцев, а многим кажется, что родился он только вчера. Уровень развития малыша многих поражает. Из крошечного комочка, укутанного в одеяло, он превратился в активного человечка. Уже теперь проявляется характер ребенка, он показывает вам, что нравится, а что не нравится.

В это время многие мамы начинают отлучать детей от груди. И правда, молоко все еще необходимо, но теперь добрую половину рациона составляют пюре, овощи и фрукты, молочные продукты. Дети уже умеют кушать с ложечки, проявляют интерес к процессу. Также они могут пить из бутылочки самостоятельно.

Начинаются первые попытки разговаривать. Конечно, это пока лишь звуки и отдельные слова. Не волнуйтесь: еще немного тренировки, и ребенок выдаст свое первое осмысленное предложение. До 1 года малыш предпочитал все время проводить с мамой, теперь же он интересуется другими людьми и детьми. Многие родители пробуют оставлять ребенка на 1-2 дня с бабушкой. Пришло время ему становиться немного самостоятельнее.

Что уже умеет ребенок?

Теперь посмотрим, чему научился малыш. До первого дня рождения у него было 12 месяцев постоянных тренировок. Теперь же кроха готов поразить вас набором своих самых разных умений:

  • он ползает, ходит, даже бегает;
  • стоит на месте , не держась;
  • берет в руки предмет, перекладывает его из ручки в ручку;
  • танцует под музыку;
  • листает книжки , рассматривает картинки;
  • у него уже есть любимые игрушки;
  • с радостью играет со сверстниками.

Конечно же, это еще не все. Стоит обратить внимание на психическое развитие ребенка.

Как видите, идет активно развитие личностных качеств ребенка. Начинают проявляться черты характера, отношение к миру. Конечно, уже стоит обратить внимание на психическое развитие малыша. Творчество, игры, песенки и сказки помогут ему развиваться правильно. А больше всего ему нужна любовь родителей.

Последние вопросы в группе "Гв - вопросы и ответы" навели меня на мысли, что у большинства мам, после рождения ребенка, нет четкого понимания что и зачем делается и какие результаты принесет в будущем.
Есть какой-то хаотичный набор действий и такой же хаотичный набор советов от акушеров в роддомах и подруг. Все на уровне поверий и суеверий)
Поэтому хочу пробежаться по основам.

Знаете какой самый частый возраст детей при обращении к психологам? 3 года и подростковый период.
Это два ключевых периода, когда начинают вылезать все косяки. Ребенок "внезапно" портится, чаще всего говорят "такой был хороший, послушный, а тут как с цепи сорвался".
Так вот, дорогие мамы, дети не меняются внезапно, все это результат наших усилий, наших действий и бездействий.
И основа закладывается в первый год жизни ребенка.

Засада в том, что результат мы не увидим сразу, результат мы получим много лет спустя. Поэтому важно понимать что и зачем в этот первый год жизни мы делаем.
Именно первый год - это время, когда закладываются основные схемы взаимодействия ребенка с миром и с собой. Это досознательные схемы, формирующие до момента осознания себя как личности. Поэтому с ними практически не возможно ничего сделать в старшем возрасте. Можно только корректировать какие-то вещи.

Роды для ребенка сильнейший стресс, он получает огромное количество разных гормонов, переживает боль, сдавливание, страх перед неизвестностью. Он выходит в совершенно другой мир. Жизнь в матке кажется раем, жизнь в мире требует усилий и пугает.
Нужно дышать, сосать, выводить отходы жизнедеятельности. Учиться реагировать на свет, температуру, управлять своим телом. Хоть как-то научиться определять что опасно, а что нет.

Ребенок беспомощен, беззащитен и понятия не имеет, что он хочет и как это получить. У него всего две лампочки: зеленая - мне хорошо и красная - мне плохо. С чем связана красная он не понимает и рассчитывает, что мать будет помогать.

Вся эта неопределенность и незащищенность вызывает во-первых, сильнейшую тревогу, во-вторых, потребность в спокойной и знающей матери рядом, которая выступает в роли надежного проводника и вселяет в малыша уверенность, что все будет хорошо.
Первый месяц для малыша адаптационный, все что ему надо - покой, мама рядом, грудь и время, чтобы понять куда я попал и как тут жить. Ему не нужны чужие руки, включая бабушек и пап, это сбивает и пугает. Ему не нужны прогулки и сон на балконе, ему не нужны проныривания и гимнастики. Просто спокойное и безопасное пространство у мамы под боком.

А еще ребенку необходимо убедиться, что мир, в который он попал безопасен и доброжелателен для него.
И вот тут помогает мама. Ее основная задача видеть потребности малыша и закрывать их максимально качественно и быстро.

Чтобы создать вот это ощущение спокойного рая мы используем: неограниченное кормление грудью, ношение на руках, совместный сон, пеленание, высаживание, мягкое адаптационное купание.
Эти вещи помогают собрать тело, возвращают ощущения утерянного рая (как в матке), убирают последствия родового стресса, снижают тревожность.

Кроме этого все эти вещи помогают сформировать отношение к себе как к ценности, как к важному человеку, потребности которого важны, услышаны и реализованы. В дальнейшем это перейдет в ощущение собственной важности и базовому ощущению себя хорошим.

Все это - важные небольшие кирпичики из которых строится основание личности. Если мы делаем несколько промахов, а это неизбежно, но в целом стремимся видеть все потребности, то в основании будет пара плохих кирпичей, но база все равно будет прочной. Поэтому таких кирпичиков надо набрать как можно больше, понимая, что на этом будет потом выстраиваться характер ребенка, его отношения с собой и людьми, его самооценка, его реакция на стрессы и т.д.

Каждое действие по отдельности не так важно - может не быть пеленки, можно купать в большой ванной, можно не высаживать, но все вместе они дают накопительный эффект.
Чем меньше потребностей малыша мы видим и закрываем, тем тревожней ребенок, тем сильнее тонкое ощущение собственной никчемности, перерастающей в более старшем возрасте в уверенность, что ты недостоин заботы и любви.

Так что, дорогие мои, прежде чем отвергать пеленание, усаживать малыша в детский стульчик, сворачивать ГВ, говорить, что памперсы удобнее высаживания, постарайтесь добыть информацию как это ваше конкретное действие отразиться в будущем на малыша. Слава богу сейчас информации достаточно и можно при желании найти что угодно.

Уходите от формата форумных советов, ищите научные знания, разбирайтесь что и зачем нужно. Поверьте в 3-4 года вы будете точно знать почему ваш ребенок такой и сюрпризов не будет.

В дополнение хочу сказать важную вещь.

Все что было написано необходимо чтобы понимать что и зачем мы делаем с малышами, а не для того чтобы оценивать как мы накосячили, глядя на подрощенных детей.
Коррекция возможна на любом этапе, но даже это не главное.
Главное ваше умение как мамы видеть потребности ребенка и вписывать их в свои потребности в любом возрасте. И умение думать, а не паниковать и бездумно следовать советам.
Думать, анализировать и делать выводы.

Это не оценивать себя и свои действия с точки зрения "я молодец или я плохая мать", это совсем другое состояние.
Тут нет оценки себя как матери и нет оценки ребенка как хорошего или плохого. От оценок важно уметь уходить и с рождения ребенка вырабатывать в себе безоценочное восприятие материнства и детей.

Как по-другому?

Смотреть что сейчас происходит с ребенком, что является причинами его поведения, какие потребности стоят за этим поведением, каким образом мы можем эти потребности закрыть, если вдруг есть конфликт потребностей ребенка и моих, как закрыть потребности обоих без жертв.

Сидеть в чувстве вины не конструктивно, вы тратите на это ресурсы и силы, перестаете видеть ребенка.

Также точно бессмысленно сидеть в оценке ребенка. Всегда есть важная причина для любого поведения. Компетентная мать способна находить причины или приходить к кому-то за помощью.

У меня этот навык развит уже хорошо, но и я периодически прихожу за помощью, потому что некоторые вещи отлично видны со стороны и почти необнаружимы изнутри.

Вера в себя как в мать и вера в своего ребенка - это базис для того, чтобы быть достаточно хорошей мамой

За второй месяц жизни масса малыша увеличивается в среднем на 800 г (с момента рождения средняя прибавка составляет 1400 г). Не стоит паниковать, если кроха прибавил в весе немного меньше. «Критической» прибавкой, которая должна побудить маму обратиться к педиатру, а врача – внимательно проанализировать практику кормления малыша, можно считать месячную прибавку менее 500 г.

За второй месяц жизни кроха подрастает в среднем на 3 см, увеличивая свою длину примерно на 6 см с момента рождения.

Сколько спит ребенок

На втором месяце жизни ребенок становится более активным. Сон занимает меньше времени, чем ранее: малыш спит примерно 16–17,5 часов в сутки.

Кроха больше бодрствует в течение дня. Периоды бодрствования могут уже быть не столь зависимы от времени кормлений; ребенок может просыпаться между кормлениями, а не только непосредственно перед ними. Некоторые дети такого возраста предпочитают «гулять» после сна, до и после кормления, период бодрствования при этом длится от 30 минут до 1 часа или даже чуть дольше. Это время можно использовать для общения с малышом, поскольку кроха уже способен демонстрировать непродолжительные эмоции (в виде улыбки) в ответ на обращение к нему.

Многие мамы отмечают более продолжительный ночной сон малыша, он может продолжаться 4–5 часов. Для ребенка, получающего искусственное питание, 6-часовой сон (и, соответственно, такой же по продолжительности ночной перерыв в кормлении) вполне допустим.

Время прогулок

На втором месяце жизни малыша общая суточная продолжительность прогулок с ним в летнее время может достигать 4 часов. Так, можно погулять с крохой по 2 часа до и после обеда. Обычно во время прогулки малыши такого возраста спят, поэтому следует ориентироваться на предполагаемое время кормления. Если мама знает, что ребенок сыт, то можно погулять даже несколько большее время, пока не наступит необходимость следующего кормления. Если ситуация позволяет, то покормить ребенка можно и на улице, не прерывая прогулку. Таким образом, летом в хорошую погоду мама с малышом могут практически весь день быть на воздухе. В холодное время года возможность и продолжительность прогулок зависит от погодных условий. Так же, как с новорожденными детьми, с малышами второго месяца жизни не рекомендуется гулять при снижении температуры воздуха ниже –100С или пронизывающем ветре. Для таких ситуаций более безопасной будет «прогулка» на застекленном балконе или веранде.
Если же погода позволяет выйти с малышом на улицу, то продолжительность прогулки разумно ограничить 40–60 минутами. Как уже отмечалось ранее, можно запланировать две прогулки – до и после обеда. Свежий воздух пойдет на пользу не только малышу, о и маме.

Что умеет ребенок?

Бодрствование предполагает активные движения младенца. Движения ручек и ножек крохи еще нельзя назвать целенаправленными. Говорить о координации движений в 2 месяца тоже рано.

Для детей первых недель жизни характерен повышенный тонус мышц-сгибателей рук и ног. Именно этим объясняется поза малыша с приведенными к туловищу ручками и ножками. По сравнению с первым месяцем жизни ручки и ножки более разогнуты, их движения, соответственно, более свободны.

Малыш чаще раскрывает свои ладошки, разжимая кулачки. Если малышу показать какой-либо яркий предмет, кроха не только зафиксирует на нем свой взгляд, но и некоторое время может проследить глазами за его перемещением. У малышей в таком возрасте отмечаются более выраженные эмоции в виде улыбки. Особенно хорошо это проявляется при обращении к крохе знакомых ему людей – например, родителей, бабушек, старшего братика или сестры. Некоторые дети в этом возрасте начинают гулить (произносить отдельные звуки, сопровождающиеся зачастую эмоциональной мимикой).

К концу второго месяца жизни ребенка становятся заметно более крепкими мышцы шеи и спины. Так, при выкладывании на животик малыш лучше и дольше по времени (до 10–15 минут) удерживает голову в поднятом состоянии, не уставая.

Питание ребенка

Большинство детей, получающих материнское молоко, продолжают оставаться на режиме свободного вскармливания, получая мамину грудь по потребности. Однако даже в таких ситуациях многие мамы отмечают, что кормления к этому возрасту становятся более упорядоченными; малыши вырабатывают определенный режим питания. В течение суток малыш прикладывается к груди 8–12 раз. Возможно, ребенок будет просить грудь более редко (это могут быть кормления 7 раз с ночным перерывом в 4,5–6 часов). Это возможно только при хорошей лактации у мамы, активном поведении ребенка у груди во время кормлений и уверенности в том, что малыш наедается. Любые подозрения в отношении уменьшения секреции молока или недоедании (и тем более, голодания) крохи должны сопровождаться учащением прикладываний в целом и возвратом к ночным кормлениям, так как наилучшая стимуляция выработки молока происходит в ночные часы.

«Дети-искусственники», как правило, кормятся «по часам». Оптимальный режим для второго месяца жизни – 7 кормлений в сутки с 6-часовым ночным перерывом. В отличие от «грудничков», малышам, получающим детские смеси в питании, необходимо не менее двух-трех раз в день предлагать воду для питья.

Объем суточного питания на втором месяце жизни составляет в среднем 1 / 5 массы тела. Так, при массе крохи 4 кг суточный объем смеси составит 800 г, а разовый, соответственно, около 120 мл. Дети, получающие материнское молоко, обычно не нуждаются в таких подсчетах. При суждении о достаточности получаемого ими молока принимают во внимание прибавку массы за предыдущий месяц, частоту мочеиспусканий (не менее 6 раз в сутки), а также внешний вид малыша, его поведение, частоту кормлений, состояние лактации у мамы.

Стул и мочеиспускания

На втором месяце жизни частота мочеиспусканий составляет в среднем 10–15 раз в сутки. Частота мочеиспусканий становится меньше по сравнению с первым месяцем жизни из-за увеличения объема мочевого пузыря (в нем может накапливаться несколько больше мочи) и большей стабильности рефлекса мочеиспускания. На частоту стула влияет большое количество факторов. Один из основных – характер питания. Для «грудничков» позволительны небольшие вариации в суточной частоте стула: в среднем опорожнение кишечника происходит до 4 раз за день. Могут быть дни, когда стул у ребенка отсутствует. Если при этом поведение малыша не меняется, не отмечаются срыгивания или вздутие живота, то такое вполне допустимо. Вместе с тем повторяющиеся длительные (2–3 дня) задержки стула должны насторожить родителей и побудить обратиться к врачу.

Обычно стул у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, кашицеобразный, желтого цвета и имеет слегка кисловатый запах. Искусственное питание предполагает более плотный по консистенции стул, происходящий реже (1–3 раза в сутки).

Обследование

Каких-либо специальных обследований в возрасте 2 месяцев здоровым детям не проводится.

Прививки

По окончанию второго месяца жизни проводится очередная (третья) вакцинация против гепатита В – только детям из так называемых групп риска по развитию данного заболевания. К ним относятся малыши, мамы которых являются носителями вируса гепатита В или больны этим заболеванием. Кроме того, такую схему вакцинации (4-кратное последовательное введение вакцины начиная с первых суток жизни) используют по отношению к детям, в семьях которых есть носители вируса гепатита В или больные острым вирусным гепатитом В и хроническим вирусным гепатитом.

Каких врачей нужно посетить

В возрасте 2 месяцев малышу предстоит очередное посещение педиатра в детской поликлинике. Цель его – взвесить ребенка (определить достаточность прибавки массы за второй месяц жизни), провести измерения его длины, окружностей головы и груди. Кроме того, врач осматривает кроху, исключая признаки какого-либо заболевания.

Кроме педиатра, ребенка осматривают те специалисты, консультация которых, по мнению лечащего врача, важна для диагностики и выработки правильной лечебной тактики при возможной (предполагаемой врачом) патологии. Например, малыша дополнительно может посмотреть невролог, хирург, офтальмолог. Если же при осмотре у педиатра никакой патологии не выявлено, то в осмотре узких специалистов нет необходимости.

Первый год жизни ребенка - это неповторимое время, за которое беспомощная кроха превращается в настоящего маленького человека. Молодой маме очень важно знать, как происходит развитие ребенка по месяцам. Базовые знания об особенностях развития детей первого года жизни также необходимы, как и представления об основных этапах внутриутробного развития ребенка.

Помесячный календарь развития ребенка до года не устанавливает таких жестких норм, какие существуют при контроле за внутриутробным развитием ребенка по неделям. Темпы освоения тех или иных навыков индивидуальны и зависят от особенностей, связанных с наследственностью, общим состоянием здоровья, типом нервной системы (темпераментом). Безусловно, определенную роль играют и особенности процесса внутриутробного развития ребенка, течение родов, использование методик раннего развития детей.

Несмотря на это есть некие общие ориентиры, которые помогут не допустить возникновения задержки психического развития детей. Следует помнить также, что хорошее физическое развитие ребенка до года - необходимая база для профилактики возникновения задержки речевого развития у детей в более старшем возрасте.

Календарь развития ребенка позволяет по месяцам оценивать его психомоторное развитие, т.е. умения, которыми малыш уже овладел, а также наметившиеся «линии развития» — навыки, которые находятся еще в стадии формирования.

Основными элементами психомоторного развития являются:

  • моторное, или двигательное развитие - координированные движения ручками и ножками, в том числе так называемая «мелкая моторика» (тонкие целенаправленные движения пальцев и кисти руки),
  • развитие познавательных процессов - любознательности, памяти, которое проявляется в проявлении интереса к окружающему миру и другим людям, стремлении к общению, играм,
  • развитие речи - на первом году жизни его характеризует умение понимать обращенную речь и реагировать на нее, развитие фонематического слуха (способности отличить звуки речи от любых других звуков). Также происходит формирование основы речевой деятельности на уровне звукоподражания,
  • зрительное развитие - умение фокусировать взгляд на подвижных и неподвижных объектах, правильно оценивать увиденное и реагировать на него.

Для объективной оценки развития ребенка и в год, и в 2 года, необходимо учитывать весь комплекс элементов психомоторного развития.

Первый месяц развития ребенка: порядок из хаоса

Ребенок первого месяца жизни мало контролирует движения ручек и ножек, поэтому его движения хаотичны. Некоторое время ладошки будут сжаты в кулачки, а ножки не будут полностью выпрямляться - в таком положении они находились в период внутриутробного развития ребенка. Новорожденные очень слабо видят и слышат первое время. В течение первого месяца жизни совершенствуются зрение и слух. Малышам очень нравится смотреть на неподвижные объекты простых форм, однотонные или контрастных цветов.

Достижениями первого месяца являются:

  • умение кратковременно удерживать голову,
  • способность зафиксировать взгляд на объекте, находящемся в поле зрения (яркой игрушке, лице взрослого),
  • прислушивание к обращенной речи,
  • появление в речи протяжных гласных звуков.

Второй месяц развития ребенка: за вами наблюдают!

В 2 месяца темп развития ребенка становится более интенсивным. Несмотря на то, что ручки все еще сжаты в кулачки, ножки уже можно развести в стороны. Зрение и слух развиваются и совершенствуются. Малыша начинают привлекать яркие игрушки простых форм, издающие разнообразные звуки. Начиная с этого возраста дети с удовольствием проводят время, играя с развивающими ковриками, разнообразными игрушками-подвесками.

Благодаря этому, к концу второго месяца малыши умеют:

  • более уверенно удерживать голову,
  • в положении лежа на животе ненадолго приподниматься, опираясь на предплечья,
  • следить за перемещением игрушек и людей, поворачивая голову вправо и влево,
  • услышав звук, поворачивать голову в поисках его источника,
  • улыбаться.

Третий месяц развития ребенка: вот наши ручки!

Третий месяц дарит малышу удивительное открытие - его собственные ручки! Ладошки уже не сжаты в кулачки, и малыш получает возможность освоить хватательные движения. Очень быстро дети учатся вполне уверенно манипулировать руками, моментально затягивая в рот все, что удалось ухватить. Большой интерес вызывают игрушки с поверхностью различной фактуры - гладкие, шершавые, ребристые.

Итоги третьего месяца:

  • длительное удерживание головы,
  • уверенное удерживание тела в положении лежа на животе с опорой на локти,
  • переворот с живота на спину,
  • умение следить за предметом, перемещающимся не только вправо-влево, но и вверх-вниз,
  • длительное удерживание легких предметов,
  • возможность поместить в рот и вынуть из него погремушку, соску,
  • беззвучный смех,
  • гуление с использование гласных и согласных звуков.

Четвертый месяц развития ребенка: маленький исследователь

В этом возрасте происходит прорыв в развитии опорно-двигательного аппарата. Мышечная система уже достаточно окрепла, чтобы малыш мог освоить пространство недоступными ранее способами. Оральная стадия изучения окружающего мира дополняется зрительной, поэтому теперь малыш не только тянет в рот все предметы, но и подносит их к глазам, стараясь рассмотреть. Но стремление попробовать все на зуб сохраняется, тем более что у некоторых малышей уже в этом возрасте появляются признаки формирования первых зубок.

В результате к концу четвертого месяца ребенок умеет:

  • очень длительно удерживать голову,
  • лежа на животе, приподниматься с опорой на кисти рук,
  • дотягиваться до предмета и захватывать его, сохраняя опору только на одну из рук,
  • приподнимать голову в положении лежа на спине,
  • пытаться сесть и выпрямить спину при подтягивании за руки,
  • иногда переворачиваться не только с живота на спину, но и обратно - со спины на живот,
  • заливисто смеяться,
  • громко и разнообразно гулить.

Пятый месяц развития ребенка: в рот мне ноги!

Пятимесячный малыш предпринимает первые попытки ползти и стоять. Ноги вызывают живейший интерес, поэтому очень часто можно увидеть, как ребенок тянет в рот стопы, запрокинув ноги высоко к голове. Малыш уже хорошо понимает разницу между «своими и чужими», поэтому незнакомые люди могут вызывать испуг, плач. При этом малыш радостно реагирует на появление хорошо знакомых ему людей, улыбается им и стремится общаться.

Достижениями этого возраста становятся:

  • попытки ползти на животе, пытаясь дотянуться до игрушки
  • возможность более уверенно сидеть с поддержкой, удерживая спину прямой,
  • крепкая опора на ножки при подтягивании за руки,
  • умение встряхивать погремушку и прислушиваться к ее звуку,
  • радостное гуление и смех во время игры,
  • появление различных типов реакций в зависимости от интонации обращенной речи.

Шестой месяц развития ребенка: свободные руки

Главное достижение полугодовалого малыша - возможность самостоятельно сидеть. Благодаря этому руки оказываются полностью свободны и появляется возможность выполнять более сложные манипуляции с предметами. В этом возрасте малыш имеет право претендовать на получение личного стола и стула, за которыми намного удобнее играть, рассматривать книги, принимать пищу. Вероятнее всего, в этом возрасте у малыша прорежется первый зуб (хотя в целом динамика и темпы роста зубов очень индивидуальны).

Полугодовалый ребенок умеет:

  • самостоятельно сидеть (но сам садиться пока не умеет),
  • брать игрушки одной и двумя руками,
  • перекладывать предметы из одной руки в другую,
  • лежа на животе, подтягивать колени к животу, пытаясь встать на четвереньки,
  • повторять четко различимые простые одинаковые слоги (ба-ба-ба, та-та-та, ма-ма-ма).

Седьмой месяц развития ребенка: непоседа

Этот возраст ребенка для многих мам становится периодом повышенного беспокойства: ведь малыш получает возможность самостоятельного передвижения и теперь его можно обнаружить совсем не на том месте, где он находился минуту назад. Несмотря на огромную радость от таких потрясающих достижений, малышу, вероятнее всего, придется познакомиться с таким предметом, как манеж. В этом возрасте начинается процесс овладения столовыми приборами. Детям этого возраста нравится играть с шуршащей бумагой, пакетами. Большой интерес вызывает наблюдение за манипуляциями с предметами, один из которых можно вложить в другой.

К концу седьмого месяца жизни в списке достижений числятся:

  • умение самостоятельно сидеть продолжительное время,
  • попытки ползти, которые чаще всего приводят к продвижению не вперед, а назад,
  • возможность стоять продолжительное время с поддержкой за одну руку, попытки переступать вправо и влево,
  • бросание предметов,
  • постукивание одним предметом о другой.

Восьмой месяц развития ребенка: я вас понимаю!

Этот месяц подарит родителям и ребенку совершенно новый уровень общения. На восьмом месяце жизни малыш накапливает уже достаточно много опыта, чтобы стать не просто наблюдателем, но и активным участником общения. Речевые навыки - хоть и очень примитивные - он будет пробовать использовать для того, чтобы выразить свои эмоции и пожелания. Также найдут применения и полученный в предыдущие месяцы опыт наблюдения за мимикой взрослых. При этом восьмимесячный ребенок вполне хорошо понимает обращенную речь и может выполнить простые инструкции и просьбы: принести названную игрушку, указать на определенный предмет.

В этом возрасте ребенка очень привлекают новые яркие игрушки сложной конструкции с большим количеством деталей. Но очень важно не просто дать ребенку игрушку, но и показать, как с ней играть. Покажите, как можно катать мячик или машинку, складывать кубики в башенку, играть с сортером.

8 месяцев - важный возраст для формирования эмоционально-волевой сферы ребенка. Может наблюдаться пугливость и капризность, упрямство. Чаще всего это результат перегрузки нервной системы, в результате чего ребенок не может справиться со своими эмоциями. Поэтому необходимо ограничить количество игрушек, которые одновременно доступны ребенку. Предлагайте ребенку играть с 3-5 игрушками, остальные убирайте. Когда увидите, что ребенок утомился от игры - предложите ему те игрушки, которые были вне поля зрения.

К концу восьмого месяца ребенок может:

  • самостоятельно садиться,
  • вставать с поддержкой и какое-то время сохранять устойчивое положения,
  • сделать несколько шагов с поддержкой за одну руку,
  • играть со взрослым в простые игры - «ладушки», «ку-ку», «сорока-ворона»,
  • использовать мимику и жесты для выражения своих желаний и эмоций,
  • вынуть один предмет из другого, снять кольцо с пирамидки.

Девятый месяц развития ребенка: день независимости

Этот возраст - поистине День независимости. Ведь ребенок 9 месяцев в своем развитии одержал новую победу и получил возможность передвигаться совершенно самостоятельно без помощи взрослых. Дети в этом возрасте в совершенстве владеют навыком ползания, а некоторые обучаются вполне уверенно ходить вдоль опоры. Кроме этого, некоторые малыши осваивают новый фокус - залезть на стул, диван, низкий столик, чтобы достать интересующий их предмет, расположенный вне зоны досягаемости. Поэтому во избежание казусов все, что не должно попасть в руки малыша, нужно убрать не только на высоко расположенные полки, но и вообще из поля зрения ребенка.

Интерьер вашей квартиры лучше дополнить специальными устройствами, которые защитят ребенка от ушибов об острые углы мебели, не позволят ему открыть шкафы, холодильник, духовку. Необходимо принять меры к тому, чтобы ребенку были недоступны электрические провода и розетки.

Интерес 9-месячного малыша вызывает вообще всё: замки, защелки, комнатные растения и домашние животные, пульты от бытовой техники. Многие дети в этом возрасте знакомятся с принадлежностями для рисования и письма, от чего нередко страдают обои и мебель.

Ограничивать и запрещать необходимо, но взамен нужно предложить достойную альтернативу. Помимо игрушек, которые для этого возраста предложены в магазинах, очень много предметов, которые могут оказаться для ребенка гораздо более интересными, чем предназначенные для детей его возраста.

На плотную дощечку прикрепите щеколду, поворотный замочек, дверную цепочку - ваш ребенок будет в восторге от того, что ему предоставили возможность все это открывать, закрывать и крутить.

Итак, девятый месяц финиширует со следующими итогами:

  • ребенок самостоятельно встает из положения сидя, ухватившись за опору,
  • малыш пробует ходить вдоль опоры, совершая приставные шаги,
  • первые шаги в направлении «вперед» делаются с поддержкой за обе руки,
  • ползание на четвереньках - любимый и высокоскоростной способ передвижения,
  • ребенок выполняет простые просьбы «принеси мячик», «помаши ручкой на прощание», «сделай ладушки» и т.п.,
  • огромный интерес вызывают мелкие детали предметов - колесики, ролики, рукоятки, рычажки, кнопки.

Десятый месяц развития ребенка: это очень интересно

В этом возрасте у ребенка огромна познавательная активность. Окружающий мир настолько увлекателен, что многие дети переходят с двухкратного дневного сна на однократный, тем самым увеличивая продолжительность бодрствования.

Для того, чтобы обеспечить ребенку 10 месяцев полноценное развитие, необходимо предоставить ему возможность удовлетворить потребности в познании мира. В этом возрасте источниками новых впечатлений становятся не только непосредственно предметы окружающего мира, но и их изображения, словесное описание событий. Поэтому 10-месячные дети начинают проявлять активный интерес к рассматриванию книг и слушанию чтения. Вызывают бурю положительных эмоций стихи и песенки. Очень забавляют малышей скороговорки, которые для развития речи детей просто бесценны в любом возрасте.

К этому возрасту ребенок уже хорошо осваивает общий механизм взаимодействия с окружающим миром, поэтому может проявлять хитрость (например, пытаться потихоньку взять вещь, которой вы не позволяете играть), настойчивость и упорство, порой даже упрямство для получения желаемого. В этом возрасте очень важно четко ограничить границы дозволенного, стараясь соблюсти баланс - не создавать излишних запретов, но и не попустительствовать всем желаниям малыша.

Ребенку очень интересно участвовать вместе с вами в домашних делах, дети в этом возрасте охотно подражают взрослым и с огромным удовольствием демонстрируют свои умения и навыки. По вашей просьбе ребенок может сложить предметы в коробку или пакет, протереть тряпочкой горизонтальную и вертикальную поверхности, сложить предметы в стопку.

Результатами активного познания мира к концу 10 месяца становятся:

  • умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами,
  • перелистывание книги с картонными и бумажными страницами,
  • подражание движениям людей и животных.

Одиннадцатый месяц развития ребенка: свобода передвижения

В 11 месяцев набор действий, которые ребенок может выполнить без помощи взрослого, уже достаточно велик. Малыш умеет самостоятельно садиться, вставать, ползать, ходить вдоль опоры или с поддержкой и хорошо ориентируется в пространстве. Ребенок умеет на примитивном уровне планировать свои действия и передвижения, ориентируется в знакомом ему помещении. Знает, где хранятся его вещи и игрушки. Многие дети в этом возрасте довольно уверенно пользуются вилкой и ложкой, практически все отлично едят руками.

Пассивный словарный запас к 11 месяцам ребенка получает развитие за счет совершенствования процессов памяти. Несмотря на то, что произнести название предметов ребенок еще не может, он знает их названия и правильно указывает на предмет, названный взрослым. Малыш познает свое тело, запоминает название основных частей тела у людей и животных. По просьбе взрослого может показать основные части тела у себя, другого человека, игрушки или на рисунке.

Во время игры ребенок имитирует речь, его лепет обогащается разнообразными интонациями. На данном этапе диагностика задержки речевого развития у детей не осуществляется, поскольку уровень речевых навыков у таких малышей очень разнообразен. Некоторые уже в этом возрасте произносят первые осмысленные слова из 1-2 слогов (мама, дай, пока, баба, биби) и т.п.

Достижениями к концу 11 месяца могут быть:

  • напевный лепет
  • появление первых слов,
  • ходьба с поддержкой или вдоль опоры,
  • умение показать части тела у людей и животных,
  • знание названий различных предметов.

Двенадцатый месяц развития ребенка: я уже большой!

Ребенку скоро год - и последний месяц перед Днем рождения богат на события и достижения. В этом возрасте ребенок обучается наклоняться, чтобы поднять с пола предмет, приседать на корточки и выпрямляться без опоры. По просьбе взрослого или по собственной инициативе на двенадцатом месяце жизни ребенок может разобрать пирамидку, открыть коробочку и найти спрятанный в ней предмет, построить невысокую башенку, поставив 2-3 предмета друг на друга. Он знает, что мячик катится, а кубик - нет. Многие дети к году уверенно ходят самостоятельно, но некоторым все же нужна небольшая поддержка.

Игры в этом возрасте перестают быть простым манипулированием. Появляются простые сюжеты - «покорми куклу», «уложи мишку спать», «погрузи кубики в машину». Разумеется, о существовании подобных игр узнает с помощью взрослого, который первое время выступает инициатором игры, а чуть позже - партнером. Игровая деятельность - ведущая не только в этом возрасте, но и на протяжении всего дошкольного периода. Именно играя ребенок познает основные закономерности жизни, развивается эмоцинально-волевая сфера, стимулируются познавательные процессы.

Ребенок претендует на определенную долю самостоятельности и пытается посильно участвовать в умывании, одевании, кормлении. У него есть любимые вещи и игрушки, стихи и сказки.

Речевое развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется наличием нескольких слов (обычно это 3-4 слова, состоящих из двух одинаковых слогов). Некоторые предметы ребенок может обозначать выдуманными словами, составленными им из звуков, которые он умеет произносить.

К годовалому возрасту дети проявляют интерес к общению со взрослыми, требуют внимательного отношения к своему мнению, находят способы жестами и звуками выразить свои пожелания.

В последний месяц перед первым Днем рождения ребенок осваивает:

  • наклон и приседание,
  • правильную эмоциональную реакцию на похвалу и замечание,
  • несколько простых слов.

12 месяцев пролетают как 12 мгновений, но именно становятся тем фундаментом, на котором в дальнейшем строится становление личности ребенка, его отношений с окружающим миром.

Виктория Загородних, руководитель департамента корпоративных и правовых стандартов Deutsche Bank, поделилась своими мыслями о том, на каких четыре айсберга может натолкнуться семейная лодка в первый год жизни ребенка, и как их обогнуть.

Однажды за обеденным перерывом в офисе моя беременная коллега радостно поделилась, сколько книг и статей она читает, изучая происходящее с её организмом в период беременности. Мой коллега, отец двоих дочерей, похрустывая огурцом, со смешком произнёс: «Бросай ты эту ерунду и читай, что будет происходить после родов!»

Вспоминая эту историю, могу подтвердить: прав, тысячу раз прав! При любой женской консультации и роддоме найдётся масса школ для будущих родителей. Они подготовят к дыханию в схватках, совместным родам и уходу за пупком новорожденного. Другими словами – к родам и первым дням после них. Но о том, что ждёт молодую семью как минимум в первый год после рождения первенца, все как один деликатно умалчивают. Как поменяется жизнь в паре, какие подводные камни ждут в декрете в вопросах быта, самосознания и самооценки мамы, в какие крайности мы впадаем, к чему стоит подготовиться, а с чем можно побороться?

Посмотрим, какие коварные айсберги поджидают семейную лодку в первый год после рождения ребенка.

Айсберг первый: Все будет так, как было раньше

Все, даже вы сами изменитесь. Без вариантов. Теперь вы родители и это навсегда. Что это значит?

Значит, что стратегия и тактика вашей жизни в корне претерпевают изменения, чтобы сбалансировать появление в ней нового человека. Бюджеты, режимы, рационы, гардеробы – всё- всё меняется одним махом. Пожалуй, это тот редкий случай, когда вы можете «подстелить немного соломки» ещё до рождения ребенка: начать правильно питаться, мудро распоряжаться доходами и успеть съездить в романическое путешествие для двоих. Потому что следующая возможность пожить для себя появится… непонятно когда. А пока что, как бы молоды вы не были, сколько бы энергии не вырабатывал ваш крепкий организм, приоритетным в вашей жизни будет ночной сон, дабы накопленная энергия помогла в охоте на пресловутого мамонта и уходе за малышом.

Как бы ни было обидно, но той супер-легкости и супер-свободы, которая присутствовала в разных аспектах вашей жизни до появления малыша, не будет как минимум, пока ребенок не станет самостоятельным. В идеале – не переедет в своё отдельное жилье.

Помню, как мы с мужем впервые оставили сына с родителями и съездили в город за новогодними подарками. Я плохо помню, где мы были и что купили, но отлично помню, как мы смеялись, что можем пройти к торговому центру дворами, где не прошла бы наша коляска, что можем громко смеяться, не боясь разбудить малого, и свободно идти рядом, держась за руки, а не за ручку коляски. Налицо были все те возможности, которые вроде незаметны и некритичны, но было так приятно, когда они у нас на время появились.

Сходить на девичник, сорваться в спонтанную поездку, отправиться на последний сеанс в кино будет если не невозможно, то уж точно не так элементарно, как раньше. Хотя бы, потому что нужно будет принимать во внимание режим питания и сна малыша, возможность добраться до места назначения с коляской или без неё.

Напомню, мы говорим не об «ужасах семейной жизни», а о новых вещах, с которыми придётся считаться. Это не конец света, к этому просто нужно быть морально готовым. Многие пары, сталкиваясь с новыми правилами жизни, просто не в силах принять их, раздражаясь на неудобства и, порой, сбегая от решения появившихся вопросов.

Здесь крайне важно, чтобы родители действовали в одной связке.

Врач, принимавшая у меня роды, напутствовала нас при выписке примерно так: «Ребята, просто делайте всё вместе, делите заботы и держитесь рядом. Один – в магазин, другой – у плиты, один моет, второй меняет подгузник. Так будет удобнее и легче». На поверку эти слова оказались истинной правдой.

Ещё вспоминаю, как мы с мужем договаривались, что рождение ребенка не повлияет на наше общение с друзьями и прочую социальную жизнь. Сейчас даже смешно предположить, что о таких вещах можно «договориться» и искренне верить в их исполнение. Никто не знает, каким будет ваш малыш: соней или вечным двигателем. Сможет он развлекать себя сам, или не отойдет от мамы ни на шаг. Поэтому максимум, о котором вы можете договориться – что ребенок будет участвовать в вашей социальной жизни, а вы — поровну делить заботы о нем.

Подытоживая, приведу в пример пожелание моей коллеги, мамы двухлетнего малыша, перед моим уходом в декрет: «Используй ближайшие месяцы для себя: спи, читай, отдыхай, делай, что душа пожелает. Потому, что такого времени, как есть сейчас, у тебя больше не будет ни-ког-да!» От себя добавляю: «А потом наслаждайся новым статусом!»

Айсберг второй: Крайности

Выйдя в декрет, многие будущие мамы обнаруживают, что у них уйма свободного времени до родов, и начинают если не капитальный ремонт квартиры, то масштабную закупку детских вещей, готовку сложных блюд три раза в день и ежедневную влажную уборку. И верят, что так ладно и складно у них теперь будет всегда.

Правда. Некоторое время после родов природа даёт маме мощный поток сил для ухода за малышом, который многие барышни с прежним энтузиазмом направляют на борщи-пироги, мытье окон, складывание носков по цветам и прочие трудоемкие занятия. А потом внезапно сваливаются со слабостью, высокой температурой и полным отрешением от всего происходящего.

Налицо – банальное выгорание и физическое истощение, усугублённое ночным недосыпом и требующим все большего внимания малышом.

При этом домашние, привыкшие к разносолам и идеальной чистоте, искренне недоумевают по поводу резких перемен. А у вымотанной мамы элементарно нет сил на поддержание прежнего темпа уборок, готовок высшего пилотажа и рейдов по магазинам. Далее есть риск скатиться в другую крайность: махнуть рукой на порядок в доме, кормить мужа пельменями и весь день ходить в пижаме, наступая на разбросанные игрушки, ругая себя и заедая стресс печеньками, со всеми вытекающими последствиями для внешности, фигуры и мира в семье.

Другой вариант развития событий: активная мама, волнуясь за свою востребованность на рынке труда, спешит поскорее вернуться к рабочим делам, либо трудиться на фрилансе, проводя время с малышом лишь во время кормления, да и то зачастую в компании с телефоном или планшетом. Первое время гордость за себя распирает: «Вот я какая, все успеваю!» Восхищение друзей возносит самолюбие до небес. Однако со временем многие признаются, что во время работы они всеми мыслями о ребенке, а будучи с ребенком – волнуются за работу. В итоге страдают оба фронта.

Одна моя приятельница призналась, что порой так увлекалась своим рабочим занятием, что просто не замечала, что дочь уже довольно продолжительное время привлекает к себе внимание. За собой я также замечала подобные вещи.

Мы обе осознали, что в данный конкретный период времени уделить время малышу важнее любой работы.

Именно мамин взгляд, объятия, поцелуи, восхищение, ободрение, помощь в познании мира – все это бесценные вещи, которые мы ни за что не хотим упустить. С тех пор лично я стараюсь проще относиться к вопросам быта и откладывать телефон, едва только сынуля подползает с радостным гулением.

Айсберг третий: Понять и простить

Ловушка, в которую попадают многие мамы – уверенность, что все окружающие с ней на одной волне. И речь не о восторженном обсуждении детских тем с каждым встречным.

Представим, что вчерашняя бизнес-леди весь день провела дома, три раза помыла посуду, пять раз подмела пол, пятнадцать раз поменяла подгузник, сто раз сделала «ладушки». Она устала от однообразия, она хочет вечером отвлечься, «выйти в люди» или выйти в ванную J. Она хочет ПОГОВОРИТЬ! И она верит, что муж тоже это понимает и хочет того же. А муж поле калейдоскопа дневных событий, встреч и звонков хочет побыть дома и ПОМОЛЧАТЬ!

Неконструктивный выход в сложившейся ситуации: ругаться, обижаться, дуться. Конструктивный – спокойно объяснить мужу, что творится в вашем сознании и чего вам хочется.

Мой муж однажды вечером просто с порога «обменял» коляску с малышом, оставив взамен в гостях нашу дорогую подругу и крестную. Пока папа и сын дышали свежим воздухом, девочки почирикали о своем за чашкой чая. Безгранично благодарна любимому за его мудрое решение и находчивость!

Продолжая тему «а сам что, не можешь догадаться», не могу умолчать про новый стиль одежды мамы. Из гардероба на время пропадают облегающие вещи, в которых неудобно кормить, каблуки, на которых неудобно ходить с коляской. Из образа исчезают висящие серьги и распущенные длинные волосы – излюбленные объекты юных открывателей мира. И многие девушки снова уверены, что папы прекрасно все понимают и без проблем принимают новую, порой невзрачную «мамскую» экипировку и дома, и на улице. Полагаю, что какое-то время молодой папа, переваривающий появление в семье любимого чуда, не особо обращает на это внимание. При этом наверняка каждый пожелает, чтобы красивые наряды, прически и украшения вернулись в образ его любимой как можно скорее. А пока этому не пришло время, даже дома можно и нужно надевать красивую одежду. Оказывается, что и белье для кормления может быть не только удобным, но и восхитительно красивым!

Еще одна опасность в плане понимания и принятия – смещение интересов. Понятно, когда у одного в голове целыми днями графики, а у другого – пирамидки, есть риск растерять интересные темы для разговоров.

Что бы ни говорили бизнес-вумен в декрете, как минимум первые месяцы после рождения любую маму больше заинтересует статья о том, как помочь малышу при коликах, чем новости о биржевых сводках и рейтингах компаний. И не потому, что ее мозг резко перестал интересоваться происходящим в мире. А потому, что в данный момент и на ближайшие месяцы беспомощное существо, за которое она в ответе, важнее любых мировых событий. И что с ним делать, как ему помочь и будет приоритетом в ее новостной ленте. Ведь мамой нужно еще научиться быть. Кто-то даже свой первый борщ сварил, лишь став мамой.

Важно помнить, что всему есть свой разумный предел и «точка невозврата». Для меня тревожным звоночком стала ситуация, когда муж однажды перебил мои соловьиные трели спокойным признанием, мол, любимая, мне неинтересно обсуждать с тобой это средство для мытья пола. Он чистый и ладно. Моему изумлению не было предела: я всерьез (!) решила, что мужу будет увлекательна подобная беседа!

С тех пор мы читаем книги, статьи по воспитанию и общению с детьми, обсуждаем прочитанное, наблюдаем, как новые знания срабатывают с нашим малышом. В том, что эта тема взаимно интересна и полезна, мы уверены оба, и здесь уж мы точно на «одной волне».

Айсберг четвёртый: Страхи и переживания

Любой специалист в области психологии может рассказать о «ресурсных» и «нересурсных» состояниях. В двух словах первое – это когда все в руках спорится, а душевные волнения человек мастерски трансформирует в мотивацию сделать или достичь. Второе – это когда те же переживания пущены на самотек. Очень скоро они понижают самооценку и восприятие себя, свою ценность в обществе и в семье. Ведь, глядя на свежеиспеченную маму глазами бездетного человека порой так и подмывает сказать, что она деградирует и ничем не обременена. Подумаешь: покормить, помыть, переодеть.

У какой женщины, сидящей в декрете, не начнет при этом зарождаться мысль о собственной незначительности по сравнению с додекретным прошлым. Но когда у наблюдателя закрадываются подобные мысли и острые словечки готовы уже соскочить с его языка, рекомендую напроситься в гости к такой маме и просто понаблюдать за ее днем. Еще лучше, если такое наблюдение проделает другая мама, всей душой волнующаяся за ценность своего ежедневного труда. Недавно именно так я и сделала, посетив свою одноклассницу, маму двух милых девчонок. Я восхищалась тем, как виртуозно она готовила нам обед, параллельно мудро реагируя на баловство старшей и терпеливо на хныканье младшей, успевая поддерживать со мной беседу и при этом вдохновляюще женственно выглядеть.

Подытоживая вышеизложенное, считаю нужным напомнить мамочкам известное изречение:

«Миром правит рука, качающая колыбель». Значит, ваша роль мамы – бесценна.

А касательно вопросов быта, все мы знаем, что любой монотонный домашний труд, тем более с малышом на руках – сложнейшая работа. Главное не погружаться по уши в бытовуху, как область самореализации, и помнить: декрет рано или поздно пройдет, вы вернетесь в рабочую колею, а ваш ребенок наверняка запомнит не чистый кафель в ванной, а увлекательную игру или веселую совместную прогулку. Поэтому стоит сделать выводы и выстроить правильные приоритеты.


И напоследок.

Практически каждая девушка подтверждает, что после рождения ребенка становится более дисциплинированной, начинает успевать еще больше, чем раньше, и для дома, и для себя. В первые дни и недели после роддома это кажется невероятным. Однако со временем, когда баланс жизни восстановится, каждая наверняка сможет сказать о себе что-то, подобное вот этим мыслям моей подруги:

«Я даже не представляю, какая должна быть зарплата или моральная мотивация, чтобы за год работы научиться делать столько нового, как за год в декрете. За это время я изучила основы неонатологии, педиатрии, детской психологии и диетологии. Умею быстро и беспроблемно планировать свой день даже при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Усовершенствовала свои скилы по тайм-менеджменту. Научилась необыкновенной терпеливости и усердности. При этом не потеряла свои интересы к жизни, мужу, семье и хобби.

Так что, если на меня повесят бизнес-проект с критическими дедлайнами, трудными клиентами и прочими неувязками, и для этого у меня будет 8 часов в день и две свободные руки, «пф» — легко!

Если за год мой лучший «проект» из маленького патиссона превратился в «человечище», я с лёгкостью справлюсь с любой задачей!»

Подводя итоги своего первого года с малышом, я понимаю, скольким вещам я научилась за это время, сколько новых знаний о мире получила и нового открыла в себе и муже. Глядя на то, как растет и ведет себя мой сын, чем интересуется, как общается с окружающими, я с удовольствием ставлю плюсики родителю в себе. Пусть даже на время в ущерб своей свободе, пусть ошибаясь и подходя близко к пресловутым айсбергам, я бесконечно счастлива плыть на этом корабле материнства. Чего от всей души желаю всем будущим мамочкам.