Элементарная трудовая деятельность в детском саду. «Уход за комнатными растениями»

То, как организовано трудовое воспитание дошкольников, имеет большое значение. Успехи в грядущей взрослой жизни, будущие практические умения, ответственное отношение к работе, сознательный подход к выбору профессии формируются при совместной деятельности дошколят и наставников.

Трудовое воспитание в ДОУ – средство, с помощью которого:

  • формируются основные положительные личностные качества, психологическая готовность ребенка к взрослой трудовой деятельности;
  • у воспитанников развиваются умственные, физические способности;
  • в процессе занятий закладываются позитивные, дружеские взаимоотношения, дети привыкают работать коллективно, учатся ценить труд старших, сверстников.

Основные направления трудовой деятельности дошкольников

Для воспитателя детского сада задачей №1 является помочь малышам познакомиться с миром взрослых. Ребята должны научиться выполнять простые действия сами: мыть руки и умываться, подметать пол, стирать . Родители не всегда осознают, что в основе всех умений их чада лежат именно трудовые навыки, которые формируют самостоятельность, целеустремленность, прилежание. Эти качества потом помогут ребенку скорее и легче найти свое место в социуме.

Не все родители понимают, что качественного выполнения задания они могут ожидать от своего чада лишь тогда, когда показали и объяснили, как и что нужно делать, что нельзя наказывать трудом, важно подмечать старание, благодарить. Для детской помощи нужно создать необходимые условия, которые включают удобное место и оборудование, само занятие должно вовлекать ребенка в деятельность семьи.

В свете новых требований СанПиН , родители могли бы помочь в озеленении территории безопасными растениями в свой выходной день или вечернее время. Будет полезной демонстрация детских поделок и рисунков. Можно организовать наглядные фотовыставки с интересными комментариями, где будет демонстрироваться работа малышей. На тематических стендах педагогам стоит разместить рекомендованные родителям книги по воспитанию. Здесь же возможна популяризация положительного опыта родителей из группы.

Значение труда в воспитании переоценить трудно. Совместная задача взрослых – помнить, что ребенок может не справиться или бояться ошибиться. Родители и воспитатели должны поощрять любую попытку трудиться , поддерживать гордость и уверенность воспитанника в том, что он взрослый и способен на хорошие великие дела.


Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе.
Основные виды труда в детском саду - это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
В конце года во второй младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. (Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах.)
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный т руд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. На этой основе вспоследствии будет формироваться понятие об обязанности каждого трудиться на пользу народа.
Заведующий детским садом должен постоянно объяснять техническому персоналу, родителям, какую огромную роль играет труд в воспитании дошкольников, как важно совместными усилиями создать все неооходимые условия, при которых труд действительно стал бы средством нравственного воспитания детей.
Заведующий детским садом отвечает за оборудование всех трудовых процессов. Материалы, инструменты для детского труда должны, во-первых, строго соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей. Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие. Во-вторых, материалы, которые дети используют в трудовой деятельности, должны быть податливы и несложны в обработке, а инструменты удобны и приспособлены к возможностям детей.
Заведующий должен знать, как воспитатели приучают детей к труду, как организуют труд, какие требования к детям предъявляют, как они воспитывают своих питомцев в процессе труда. Все это необходимо, чтобы вовремя помочь воспитателю и предупредить ошибки в его работе.
Изучая работу воспитателей по трудовому воспитанию детей, нужно использовать разные методы: наблюдение педагогического процесса, анализ планирования, беседы с детьми и взрослыми.
При наблюдении труда детей в каждой возрастной группе важно установить: созданы ли условия для трудовой деятельности; есть ли орудия и материалы для всех видов труда, соответствующие возрасту детей; рационально ли хранится инвентарь и материалы, могут ли дети самостоятельно им пользоваться, а также обратить внимание на содержание труда детей, на систему включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труде, на методы и приемы воспитания детей, на постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей.
В течение учебного года контроль за выполнением программы должен осуществляться во всех группах. Наблюдения должны охватить все виды детского труда и все формы организации детей. Так, наблюдая воспитательный процесс при самообслуживании, в младшей группе следует уточнить, какие первоначальные трудовые обязанности введены для детей, как они усваиваются малышами; в средней группе нужно обратить внимание на закрепление этих навыков, на ускорение темпа самообслуживания; в старших группах - проверить самостоятельность детей в процессе самообслуживания. Наблюдая, как организован хозяйственно-бытовой труд, в старших группах следует посмотреть, внесены ли усложнения в содержание труда, умеют ли дети распределять обязанности, какова результативность детского труда; а в младших группах - обратить внимание на доступность труда, на методы и приемы, побуждающие детей к труду, на поведение детей в последующее время, их интерес к трудовой деятельности. Наблюдая труд детей в природе, важно установить соответствие его возрасту детей, местным условиям, времени года.
Организация ручного труда также требует серьезного внимания. Наблюдения помогут выяснить, все ли разновидности этого труда используются воспитателями; какие виды труда прочно вошли в жизнь детей, какие только вводятся; какими навыками дети овладевают или овладели.
Наблюдая работу дежурных во второй младшей группе, следует обратить внимание на умение детей действовать при помощи взрослых, на желание включаться в труд самостоятельно, без помощи окружающих; в средней группе - на умение детей начинать дежурить без напоминаний, работать в определенной последовательности, не отвлекаться, доводить начатое дело до конца; в старшей и подготовительной группах - на умение самостоятельно распределять обязанности, последовательно выполнять все необходимые действия, соблюдать в работе все правила гигиены (мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и т. д.).
При контроле за работой по трудовому воспитанию следует обратить внимание на установление преемственности между группами, а также единство требований у воспитателей и другого персонала.
В ходе наблюдений и в процессе анализа заведующий напоминает о необходимости уделять постоянное внимание формированию трудовых навыков детей, воспитанию отношения детей к выполнению своих обязанностей; обсуждать результаты повседневного детского труда, оценивать его, иначе дети утрачивают интерес к труду. Интерес к труду пропадает и в том случае, если за все, что дети делают, их только хвалят: «Молодцы!» Незамеченная воспитателем небрежность, отсутствие старания, незаслуженная похвала снижают педагогическое воздействие труда. При анализе работы воспитателя на эти моменты также следует обратить внимание.
Изучая работу воспиталей по трудовому воспитанию детей, важно использовать разные методы: наблюдение педагогического процесса, анализ планирования, беседы с детьми и взрослыми.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Как подготовитб своего малыша к условиям суровых будней? Педагоги уверяют, что - один из неотъемлемых пунктов для становления ребенка на взрослом пути. Это закаляет характер, дает возможность пробовать себя в разных производственных профессиях и помогает малышу наладить контакт со сверстниками. Как известно, труд объединяет и раскрывает самые сильные стороны характера.

Трудовое воспитание в детском саду

В детском саду всякое воспитание при помощи труда должно быть строго в пределах законодательства. Этот процесс не должен стать использованием бесплатной рабочей силы. Охрана труда в детских садах регламентируется правилами. Тем не менее, малышей нужно начинать приучать к тому, что обычно выполняет взрослый человек.

Для того чтобы начать знакомство с каким-нибудь видом работы, нужно посмотреть, насколько ребенок сможет справиться с ней. Детский труд в детском саду - это лишь игра.

Процесс ознакомления

Обучение может начинаться с самых простых заданий. Детский труд в детском саду не должен вызывать негативную реакцию.

От воспитателя и родителей зависит то, будет ли ребенок любить работу, сможет ли он стать хорошим помощником. Самое главное, чему его обучают, - ценить результаты деятельности других.

Главные в детском саду

Задавая детям что-нибудь выполнить, воспитатель должен действовать согласно установленным правилам и не превышать полномочия.

Самый популярный труд в детском саду осуществляется в форме игры. Так малыши развиваются. Это может быть:

Бывают и разные формы того, как можно выполнять поставленные задачи:

  • коллективно;
  • поручение;
  • назначенные на определенный день дежурства.

Поручение

Лучше всего поручения подходят для младших групп в детском саду. Они обычно несложные и заключаются в коротких просьбах преподавателей принести какой-то предмет, поправить что-то и так далее. Тем не менее, поручение может практиковаться и в более взрослом возрасте.

Индивидуальные задания дают ребенку ощущение важности. Обычно дети в самых младших группах не настолько самостоятельные. Работа в коллективе будет только сбивать их. Малышам нужны четкие указания и разъяснения, а также похвала старшего за детский труд в детском саду.

Поручения также нужно преподносить в игровой форме. И не важно то, что в итоге получается. Если процесс не заинтересует детей, они не будут трудиться.

Дежурства

Этот вид занятий можно начинать во второй младшей группе, и желательно со второго полугодия.

Они предусматривают определенную самостоятельность детей, а также работу в небольшом коллективе. Кроме того, задания выполняются систематически. Благодаря назначенным датам дежурства ребенок приучается к ответственности.

Такой подход помогает небольшими темпами обучаться тому, как важен коллективный детский труд в детском саду. Малыши пока еще отчитываются перед воспитателем.

Коллективный ручной труд в детском саду

В старших и дошкольных группах самой подходящей считается работа в коллективе. Благодаря такому труду ребенок может проявить себя. Будет видно и то, как легко он переключается с одного вида деятельности на другой, и как при этом его воспринимают сверстники.

Каждый воспитанник зависит от работы другого. Таким образом, они сами себя подталкивают к действиям.

В ходе коллективного труда дети учатся уважительно обращаться друг к другу, терпению, помощи, а также дисциплине. Дошкольники сами могут распределить обязанности и выполнять то, что будет по их силам.

Чем хорош труд?

При помощи труда дети могут развивать свои умения, моторику. Они становятся крепче физически. Движения постепенно становятся более умелыми. Координация налаживается.

К тому же каждое задание способно предоставить детям определенный навык. Во время ухода за живым уголком они усваивают то, как правильно обращаться с питомцами. В играх с пластмассовым игрушечным молотком узнают то, как следует им работать. Дети обучаются и тому, что позже обязательно пригодится им дома.

Ручной труд в детском саду можно организовать так, чтобы он стал познавательным. К примеру, собирая яблоки во дворе в маленькое ведерко, ребенок может считать их или же это за него будет делать воспитатель всякий раз, когда он положит в ведро новый фрукт.

Чтобы организовать работу правильно, нужно составить учебный план на год. Как правило, в детских садах он согласовывается с дирекцией, которая, в свою очередь, ориентируется на законодательство страны. Кроме общих правил, есть и вполне очерченный круг допустимых и недопустимых действий. Охрана труда в детских садах - это самый главный документ, который должен знать наизусть каждый педагог.

В план записываются не только возможные задания для воспитанников, но также и ожидаемые результаты. При выполнении поставленных задач ребенок не должен пострадать. Воспитатель обязан наблюдать за тем, как именно выполняется работа.

Во время упражнений на свежем воздухе детей нужно соответствующе одевать. Каждое задание должно быть выбрано по погоде. Все детали также должны быть просчитаны, чтобы было найдено оптимальное Труд может быть разным.

Воспитатель выбирает время, когда дети более активны. Перед дневным сном им дают час для отдыха.

Также следует замечать и то, насколько ребенок проявляет активность. Если он ждет напоминаний, не хочет ничего делать самостоятельно, следует переключиться на другой вид деятельности, а также заинтересовать его.

Дети любой возрастной группы лучше работают в том случае, если перед ними игровая задача. Они могут устраивать соревнования с небольшими призами, решать загадки при помощи подсказок, что будут даваться им за выполненное дело.

К каждому ребенку нужно найти свой отдельный подход. Одному будет достаточно поставить задачу и ожидать результатов, другому потребуется время и демонстрация того, что нужно делать. У одного ребенка уйдет полчаса на его работу, у другого целый день.

Обычная похвала вроде «так держать», «молодец» не будет иметь должного эффекта постоянно. Воспитатели должны разработать различные варианты поощрения за проделанный труд. Ведь и у взрослых может пропасть желание трудиться без дополнительной мотивации.

Перед началом трудового воспитания детей нужно провести длительную беседу с родителями. Выяснить их пожелания, объяснить то, как именно малыши будут получать навыки и что они при этом должны сделать. Следует узнать у родителей, нет ли каких либо возражений с их стороны, а также не возникнут ли с этим проблемы.

В данном материале представлен результат анализа Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Методическая модель трудового воспитания значительно облегчит педагогам осуществление перспективного и календарного планирования работы с детьми, позволит последовательно и системно организовать всю работу по трудовому воспитанию на основе созданной предметной среды для каждого вида труда. Воспитатели могут менять планирование работы с учетом алгоритма усвоения детьми конкретных трудовых навыков, умений, действий в каждой возрастной группе по всем четырем видам труда.

В сводных таблицах задач и содержания работы по каждому виду труда шрифтом выделены те, которые являются новыми для каждой возрастной группы в сравнении с предыдущей, что поможет педагогу своевременно приступить к работе по реализации новых задач трудового воспитания и продолжать работу над уже знакомыми, до полного формирования устойчивости трудовых навыков у детей.

В таблицах алгоритмов ознакомления детей с доступными им трудовыми операциями и действиями также выделены те трудовые навыки, которыми дети должны овладеть в данной группе. Воспитатели смогут осуществлять самоанализ своей педагогической деятельности по организации трудового воспитания детей и педагогическую диагностику усвоения детьми программы по разделу Трудовое воспитание .

Причем в основу диагностики детей вместо традиционно-привычного диагностирования по уровням (высокий, средний, низкий) положен принцип, позволяющий определить степень активности и успешности по отношению ребенка к данному виду труда (активен или неактивен) и результату овладения им (успешен) или неовладения трудовыми операциями, действиями, навыками (неуспешен).

Такое оценивание результатов трудовой деятельности детей является более корректным.

Цель

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи

  • Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
  • Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
  • Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников

  • Самообслуживание.
  • Хозяйственно-бытовой труд.
  • Труд в природе.
  • Ручной труд.

Формы организации труда

  • Поручения.
  • Дежурства.
  • Коллективный труд (общий, совместный).

Методический комментарий

Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд - в старшей и подготовительной группах. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.

В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности.

Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах .

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателю решить более сложные задачи трудового воспитания:

  • приучать детей договариваться о предстоящей работе;
  • работать в нужном темпе;
  • выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог. В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание). В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей.

Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться. Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» - detsad-shop.ru

ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ГРУППАМ

1-я младшая группа

1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

2. Подчеркивать значимость результатов их труда.

3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.

4. Приобщать детей к самообслуживанию

2-я младшая группа

Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.

Средняя группа

1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).

4. Разъяснять детям значимость их труда.

5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Старшая группа

1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.

3. Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.).

4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

5. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

7. Учить доводить начатое дело до конца.

8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.

11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Подготовительная группа

1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.

2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

3. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.

4. Формировать потребность трудиться.

5. Воспитывать любовь к труду.

6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Методический комментарий

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.

В старшей группе добавляется ручной труд. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе

НА ЗАМЕТКУ. Игрушки ролевые для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» - detsad-shop.ru

САМООБСЛУЖИВАНИЕ: Задачи и содержание работы по группам

1-я младшая группа

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

2-я младшая группа

1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Средняя группа

1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок - чистить, просушивать

2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом

4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.

5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком

6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами - ложкой, вилкой, ножом).

7. Учить полоскать рот после еды

Старшая группа

1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.

5. Развивать желание помогать друг другу

6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей

7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места

8. Учить опрятно убирать постель

Подготовительная группа

1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию

4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном

К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.

НА ЗАМЕТКУ. Игрушки развивающие для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» - detsad-shop.ru

АЛГОРИТМЫ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПО ГРУППАМ

Формирование навыков самообслуживающего труда тесно взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование. Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в продумывании последовательности и выборе конкретных форм и методов работы для более полного и своевременного формирования всех навыков самообслуживающего труда у детей каждой возрастной группы.

НА ЗАМЕТКУ. Дидактические игры для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД: Задачи и содержание работы по группам

1-я младшая группа

1. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

2-я младшая группа

1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений - готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал

2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада

3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).

Средняя группа

1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.

2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Старшая группа

1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки

2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице

3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды

4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы

Подготовительная группа

1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.

2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.

3. Учить самостоятельно убирать постель после сна

4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол

5. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.

К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.

Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.
Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.

НА ЗАМЕТКУ. Сюжетно-ролевые костюмы для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru

АЛГОРИТМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ ПО ГРУППАМ

Литература

  • Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  • Голицина Н. С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. - М.: Скрипторий, 2004.
  • Голицина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Скрипторий, 2008.
  • Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002.
  • Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.
  • Приходько Е. Г., Малышевич Т. В. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. - Краснодар: Мир Кубани, 2006.

Материал предоставлен журналом , ноябрь 2010

Ольга Пустакина
Виды и формы организации труда в детском саду

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Если самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей , то в средней и старших группах особое значение приобретает хозяйственно – бытовой как общественно значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы , а в старшей и подготовительных группах основную роль уже начинают играть ручной труд и труд в природе ; они содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умению работать вместе, дружно, преодолевать препятствия, планировать и предвидеть этапы последовательного выполнения.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка . Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость на удовлетворение повседневных личных потребностей в умывании, одевании, раздевании. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду . Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним, поэтому труд по самообслуживанию дополняет, в известной мере, внутреннюю культуру ребёнка.

Основным приёмом формирования методических навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности.

Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их, точно следовать необходимому способу действий, т. е. исполнительности.

Очень важно при обучении приёмам одевания, раздевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность – это обеспечит быстроту формирования навыка . Не нужно бояться ещё и ещё раз показать и объяснить детям, что и как делать. По мере формирования навыков воспитатель использует методы подробного словесного объяснения и общего напоминания : «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила» и т. д. Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить способ выполнения действия, их последовательность.

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так : ребёнок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей, но и охотно помогали друг другу.

Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Оценка трудовой деятельности у младших дошкольников осуществляется в основном, в виде поощрения, а в старшем дошкольном возрасте - подчёркивание в данный момент достижений у ребёнка и того, что ещё плохо получается у ребёнка.

Хозяйственно – бытовой труд - это поддержание и наведение порядка в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на участке и дома, участие в организации трудовых процессов , подготовке к занятиям, прогулкам.

Дети младшего дошкольного возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки на участок, протирают листья растений, раскладывают на столы материал для занятий, убирают их после занятий. При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы с салфетками, помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке дорожек от снега.

Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, стирают и развешивают кукольное бельё, дежурят по столовой, занятиям, протирают пыль со стульчиков,помогают воспитателю вынести игрушки на участок и принести их обратно и пр.

Старшие дошкольники поддерживают порядок на участке : подметают дорожки и пр. ; в тёплое время года протирают пыль с игровых построек, столов и скамеек, поливают и перекапывают песок в песочном дворике; зимой расчищают от снега дорожки; дежурят по уголку природы, убирают игровую комнату, протирают мебель и т. д.

Как видим, идёт постепенное увеличение процессов труда , расширение объёма трудовых действий . Для формирования у детей представлений о хозяйственно- бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, наводит порядок в группе., на то, как надо стирать кукольное бельё, наводить порядок в игрушечном хозяйстве. Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребёнка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам. Приобщая детей к труду , важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому способствуют показ и объяснения взрослого. Если взрослый будет постоянен в содержании требований, дети научаться необходимым действиям, усвоят их последовательность, у них выработается привычка действовать определённым способом при работе.

Детский сад имеет возможности для раннего приобщения детей к труду в природе . Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых : с помощью воспитателя поливать комнатные растения, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядке.

В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных : в уголке природы поливают растения, протирают крупные плотные листья, рыхлят землю; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы.

Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать опавшие листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы и др. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц. Весной рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в цветнике. Летом - рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения.

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда . А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребёнок испытывает радость от труда . Большое место должен занимать совместный труд ребёнка и взрослого . Ребёнок почувствует пользу труда только тогда , когда он активно пройдёт через все трудовые процессы и достигнет, в конечном счёте точного результата, например, вырастит цветы из семян и от цветов, растущих на цветнике вновь получит семена.

Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений : индивидуальных и групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые умения и навыки , а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата. Поручения могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей . Они требуют от детей большей самостоятельности. Привлекая ребёнка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого- либо дела на ряд последовательных заданий. Дежурные же учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель даёт задание в обобщённом виде : «Накрой на стол» , «Полей растения» . Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объёме её, о требованиях, предъявляемых к результату.

Вводя дежурства, воспитатель выясняет, насколько дети знают последовательность работы, место хранения пособий и материалов. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных , с тем, чтобы он не носил формального характера , а был конкретным, необходимым для коллектива. Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы.

При организации дежурств воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребёнок сам? Или после еды всё ли должны убирать дежурные или что- то каждый убирает за собой?

Со старшей группы вводится ещё один вид дежурства - по уголку природы. Работа дежурных в уголке природы будет успешна лишь в том случае, если педагог постоянно воспитывает у детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений и заботливого к ним отношения.

В подготовительной к школе группе воспитатель переходит к организации общего труда дежурных , т. е. соединение детей в пары для коллективной работы. Работая вместе, они обслуживают всю группу. При такой работе дежурные ставятся в новые условия : согласовывать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой. Часто воспитатели соединяют детей в пары по принципу «умелый» с «неумелым» . Но оно не всегда оправдано, желаемый результат получится только тогда, когда у умеющего ребёнка есть стремление обучать навыкам другого ребёнка, оставаясь при этом хорошим товарищем, т. е. проявлять доброжелательность, не подчёркивать его неумение. В старших группах часто проявляются избирательные дружеские взаимоотношения детей, воспитателю это следует учитывать и поручать им дежурить вместе.

В старшей и подготовительной к школе группах систематически организуется общая трудовая деятельность , объединяющая сразу всех детей группы : это уборка групповой комнаты, участка, разбивка цветника, оформление группы к празднику и т. д. Организуя коллективный труд детей всей группы , целесообразно делить их на несколько подгрупп. Каждой подгруппе даётся общее задание, например, одна подгруппа стирает кукольное бельё, вторая – моет стульчики, третья – игрушки, четвёртая – наводит порядок в игровом уголке. Состав детей в подгруппах может быть постоянным, а дела меняться. Этим обеспечивается включение каждого ребёнка в работу.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда : самообслуживании, хозяйственно- бытовом и ручном труде , труде в природе . Все эти трудовые умения и навыки , приобретённые в детском саду , являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.