Процентное отношение двух чисел. Проценты

Процентное соотношение (или отношение) двух чисел — это отношение одного числа к другому умноженное на 100%.

Процентное отношение двух чисел можно записать следующей формулой:

Пример процентного отношения

Например есть два числа: 750 и 1100.

Процентное отношение 750 к 1100 равно

Число 750 составляет 68.18% от 1100.

Процентное отношение 1100 к 750 равно

Число 1100 составляет 146.67% от 750.

Пример-задача 1

Норма завода по производству автомобилей составляет 250 машин в месяц. Завод собрал за месяц 315 машин. Вопрос: на сколько процентов завод перевыполнил план?

Процентное отношение 315 к 250 = 315:250*100 = 126% .

План выполнен на 126% . План перевыполнен на 126% — 100% = 26% .

Пример-задача 2

Прибыль компании за 2011 год составила 126 млн $, в 2012 году прибыль составила 89 млн $. Вопрос: на сколько процентов упала прибыль в 2012 году?

Процентное отношение 89 млн к 126 млн = 89:126*100 = 70.63%

Прибыль упала на 100% — 70.63% = 29.37%

Примерное поурочное планирование учебного материала

Пункт учебника Число уроков Рабочая тетрадь Дидактические материалы Характеристика основных видов деятельности учащихся
6.1. Что такое отношение 79-80 (с. 32) О-31, П-22 Объяснять, что показывает отношение двух чисел, использовать и понимать стандартные обороты речи со словом «отношение». Составлять отношения, объяснять содержательный смысл составленного отношения. Объяснять, как находят отношение одноимённых и разноимённых величин, находить отношения величин. Моделироватьотношения величин с помощью рисунков и чертежей. Распознавать проблемы, для решения которых требуется применение понятия отношения, в том числе проблемы из реальной жизни, и решать их. Анализироватьвзаимосвязь отношений сторон квадратов, их периметров и площадей. Объяснять, что показывает масштаб (карты, плана, чертежа, модели). Применятьзнания о масштабе для решения задач практического характера. Строить «копии» фигуры в заданном масштабе
6.2. Деление в данном отношении - О-32, П-23 Решать задачи на деление чисел и величин в данном отношении, в том числе задачи практического характера. Анализировать,как при постоянном периметре меняетсяплощадь прямоугольника в зависимости от отношения его сторон
6.3. «Главная» задача на проценты 75, 77 (с. 30) О-33, П-24 Выражать проценты десятичной дробью. Характеризовать доли величины различными эквивалентными способами - с помощью десятичной или обыкновенной дроби, процентов. Решать задачи на нахождение нескольких процентов величины, на увеличение (уменьшение) величины на несколько процентов, на нахождение величины по её проценту. Применять понятие процента для решения задач практического содержания, задач с реальными данными. Выполнятьсамоконтроль при нахождении процентов величины,используя приёмы прикидки
6.4. Выражение отношения в процентах 76, 78 (с. 30-31) О-34, О-35, «Проверь себя», П-25 Переходить от десятичной дроби к процентам. Выражать отношение двух величин в процентах. Решать задачи на нахождение процентного отношения двух величин, в том числе с задачи с практическим контекстом, с реальными данными. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученный результат
Обзор и контроль

Основные цели : ввести понятие отношения, продолжить изучение процентов, развить навыки прикидки и оценки.

Обзор главы . Понятие отношения вводится в ходе рассмотрения некоторых жизненных ситуаций. В результате изучения материала учащиеся должны научиться находить отношение двух величин, а также решать задачи на деление величины в данном отношении.

Продолжается развитие представлений учащихся о процентах. Теперь проценты рассматриваются в связи с десятичными дробями. Учащиеся должны научиться выражать процент десятичной дробью, переходить от десятичной дроби к процентам, решать задачи на вычисление процента от некоторой величины, а также выражать отношение двух величин в процентах.

Большое место среди задач учебника продолжают занимать задачи на прикидку, на выработку «ощущения» процента как определённой доли величины, на применение знаний в практических ситуациях.

Материалы для контроля .

Пособие «Контрольные работы». Зачёт 4. Отношения и проценты.

Пособие «Тематические тесты». Тест 9. Отношения и проценты.

Что такое отношение

Методический комментарий

Введению термина «отношение» предшествует обсуждение важного практического вопроса о различных способах сравнения чисел и величин. Пример 1 (учебник, с. 122) служит иллюстрацией сравнения величин путём нахождения их отношений. В ходе упражнений учащиеся от термина «частное» переходят к термину «отношение», учатся составлять отношения, объяснять смысл каждого из составленных отношений. Заметим, что в этом пункте рассматриваются отношения как одноимённых, так и разноимённых величин. Разбирая материал, надо подчеркнуть, что в действиях с одноимёнными величинами данные сначала выражают в одних единицах и затем находят отношение (число, упражнения 469-471 ); в действиях с разноимёнными величинами получают новую величину (упражнение 472 ). С понятием «отношение» непосредственно связано понятие «масштаб». Выполнение упражнений 475 , 476 , 481-484 , включённых в этот пункт, будет способствовать формированию необходимых практических навыков, используемых в смежных дисциплинах.

Комментарий к упражнениям

462. а) Дополнительный вопрос: «Что показывает каждое из отношений?» Например, отношение показывает, во сколькораз длина АВ больше длины АС, а отношение - какую часть длина AC составляет от длины AB .

466. б) Так как отношение меньше 1, то АС меньше ВС, а поэтому точку С надо отметить ближе к точке А.

474. а) Составим отношения и сравним их: , , , следовательно, результат у Бориса лучше.

478 , 479. Выполняются устно. Ученик должен объяснить смысл каждого из отношений.

480. Равны отношения сторон и периметров квадратов. Полезно выполнить рисунок и ещё раз проиллюстрировать тот факт, что отношение площадей квадратов не равно отношению их сторон. Можно предложить учащимся ещё несколько аналогичных задач, изменив числовые данные.

Деление в данном отношении

Методический комментарий

Умение решать задачи на деление в данном отношении базируется на умении решать задачи на части. Поэтому в слабом классе, прежде чем рассматривать пример (учебник, с. 128), можно предложить подготовительное упражнение:

1) Возьмём отрезок АВ и разделим его на 5 равных частей и отметим на нём точку С (рис. 5). В каком отношении точка С делит отрезок АВ ?

2) Понятно, что АС : СВ = 2: 3. Если длина АВ равна 15 см, то можно найти длины образовавшихся частей: АС = 15: 5 × 2 = 6 (см), СВ =
= 15: 5 × 3 = 9 (см).

Деление величин в данном отношении удобно иллюстрировать с помощью рисунков. Советуем на первом этапе чаще «рисовать» задачу. Например, к задаче 489 «а» можно сделать схематический рисунок (рис. 6). К таким схемам учащиеся привыкли уже в 5 классе, решая задачи на части.

Комментарий к упражнениям

490. б) Можно рассмотреть разные приёмы вычисления, например, такие: (ч) = 40 (мин); (ч) = 50 (мин). Можно выразить 1,5 ч в минутах и затем выполнять вычисления.

491. а) Выразим массу в одних единицах измерения:

2 кг 550 г = 2550 г, или 2 кг 550 г = 2,55 кг.

Обратите внимание учащихся на то, что в ответе к этой задаче указываем только одну величину:

1 кг 200 г (1,2 кг).

494. Целесообразно решить задачу на доске, разделив её на 4 части.
В тетради решение можно представить наглядно, изображая прямоугольники в масштабе, приняв за длину периметра, например, 36 клеточек.

495. Сначала найдём, сколько частей приходится на отрезок СВ : 5 – 2 = 3 (части). Отсюда получаем: а) АС : СВ = 2: 3; б) СВ : АВ = 3: 5; в) АВ : АС =
= 5: 2; г) АВ : СВ = 5: 3.

496. Если отношение числа мальчиков к числу девочек равно 5: 4, то число мальчиков составляет 5 частей, девочек - 4 такие же части, а число всех учащихся школы - 9 таких же частей. Поэтому мальчики от числа всех учащихся школы составляют , а девочки - .

497. Сначала надо найти отношение, в котором хозяин разделил корм:
9 кг к 3 кг - это 9: 3, т. е. 3: 1. Ответ: .

498. Эта подготовительная задача для решения задач группы Б . Надо уметь определять, какая из двух величин, заданных в отношении, дана в условии, уметь выразить разницу двух данных величин «в частях». Целесообразно в классе последовательно решить все задачи под этим номером.

501. Всё число карандашей надо выразить в частях. Число карандашей в маленькой коробке составляет 5 частей, а в большой - 9 частей. В трёх маленьких коробках 15 частей, а в двух больших коробках - 18 частей. Имеем: на 15 + 18 = 33 (части) приходится 66 карандашей, следовательно, на 1 часть - 2 карандаша. В маленькой коробке 2 × 5 = 10 (карандашей), в большой коробке 2 × 9 = 18 (карандашей).

503. Задача трудная, поэтому для лучшего понимания на доске желательно выполнить рисунок (рис. 7). Теперь становится понятно, что число чижей составляет 5 частей, ужей - 4 части, ежей - 2 части, а всего
11 частей. После этого можно показать другое рассуждение: умножив оба члена второго отношения на 2 (чтобы первый его член стал равен 4), получим 2: 1 = 4: 2. Получаем то же распределение частей. Ответ: 50 чижей,
40 ужей и 20 ежей.

Главная» задача на проценты

Методический комментарий

Изучение темы является продолжением работы, начатой в начале учебного года, когда было введено понятие «процент» и учащиеся познакомились с широким спектром задач, в которых оно встречалось. Напомним, что задачи решались преимущественно содержательно, на основе понимания смысла процента. Следующий этап в овладении понятием процента - ознакомление учащихся с возможностью связать проценты с десятичными дробями и находить процент числа умножением на дробь. Заметим, однако, что при решении задач, в которых требуется найти проценты от числа, способ решения ученик может выбирать сам.

Знание наизусть некоторых фактов (20% - это , 25% - это и т. п.) используется в решении задач, и, в частности, оно очень полезно для решения задач на прикидку (упражнение 520 ).

Задачи, включающие увеличение (уменьшение) величины на несколько процентов, при фронтальной работе желательно решать двумя способами, как показано в примере 3 (с. 132 учебника), но ученику следует предоставить право ограничиться первым способом или предпочесть второй.

Методический комментарий

В центре изучения материала данного пункта находится задача: определить, сколько процентов одна величина составляет от другой. Принят подход, в соответствии с которым сначала находим, какую часть одна величина составляет от другой, а затем эту часть выражаем в процентах. Поэтому важно акцентировать внимание на двух моментах: повторить решение задач, рассмотренных в начале года (п. 1.4 учебника, задачи типа 65 -67 ), и отработать умение перейти от десятичной и обыкновенной дроби к процентам (упражнения 533 -536 ).

Решение задач 537 -543 целесообразно проводить в два этапа: выразить часть (долю) величины дробью и выразить дробь в процентах.

При решении задач 544 и 545 , а также задач 550 и 551 рекомендуется сделать проверку ответа составлением и решением обратной задачи. Например, решив задачу 551 «а», получим ответ: цена акции снизилась на 20%. Теперь можно составить и решить такую задачу: «В сентябре акция стоила 250 р., а в октябре её цена снизилась на 20%. Какой стала цена акции в октябре?»

Значительное внимание уделяется заданиям на прикидку, нацеленным на выработку «ощущения» процента как определённой доли величины (упражнения 546 -549 ).

Комментарий к упражнениям

536. В данном примере перейти от обыкновенной дроби к десятичной целесообразно, используя основное свойство дроби.

537. Для ответа на вопрос задачи следует сначала ответить на вопрос: «Какую часть...?»

544, 545. Первый вопрос: «На какую часть...?»; второй: «На сколько процентов...?».

548. Рассуждать можно так: а) заштрихованная часть чуть больше четверти круга и значительно меньше его половины, т. е. ответом может быть Б - 27%; г) заштрихована треть фигуры, т. е. примерно 33%, - ответ Б;
е) заштриховано менее 50% круга, т. е. надо выбрать ответ В - 45%.

551. Требует внимания выбор величины, по отношению к которой вычисляется, сколько процентов составляет повышение или понижение цены.

554. Можно организовать работу по группам, а затем объединить полученные результаты.


Глава 7. Симметрия (8 уроков)

Пункт учебника Число уроков Рабочая тетрадь
7.1. Осевая симметрия 47-50 (с. 74-76) Распознаватьплоские фигуры, симметричные относительно прямой. Вырезать из бумаги две фигуры, симметричные относительно прямой. Строитьс помощью инструментов фигуру (отрезок, ломаную, треугольник, прямоугольник, окружность), симметричную данной относительно прямой, изображатьот руки. Проводитьпрямую, относительно которой две фигуры симметричны.Конструироватьорнаменты и паркеты, используя свойство симметрии. Формулировать свойства двух фигур, симметричных относительно прямой. Исследоватьсвойства фигур, симметричных относительно плоскости, используя эксперимент, наблюдение, моделирование. Описыватьих свойства
7.2. Ось симметрии фигуры 51-56 (с. 77-78), 79, 80 (с. 87), 94 (с. 96) Находитьв окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознаватьфигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать их из бумаги,изображатьот руки и с помощью инструментов. Проводитьось симметрии фигуры. Формулироватьсвойства равнобедренного и равностороннего треугольников, прямоугольника, квадрата, круга, связанные с осевой симметрией. Формулироватьсвойства параллелепипеда, куба, конуса, цилиндра, шара, связанные с симметрией относительно плоскости. Конструироватьфигуры, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ
7.3. Центральная симметрия 57-65 (с. 79-81) Распознаватьплоские фигуры, симметричные относительно точки. Строитьфигуру, симметричную данной относительно точки, с помощью инструментов, достраивать, изображатьот руки. Находить центр симметрии фигуры, конфигурации. Конструироватьорнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ.Формулировать свойства фигур, симметричных относительно точки.Исследоватьсвойства фигур, имеющих ось и центр симметрии, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Выдвигатьгипотезы, формулировать, обосновывать, опровергать с помощью контрпримеров утверждения об осевой и центральной симметрии фигур
Обзор и контроль

Основные цели : дать представление о симметрии в окружающем мире; познакомить с основными видами симметрии на плоскости и в пространстве; приобрести опыт построения симметричных фигур; расширить представления об известных фигурах, познакомив со свойствами, связанными с симметрией; показать возможности использования симметрии при решении различных задач и построениях.



Обзор главы . В главе рассматриваются осевая и центральная симметрия, а также примеры симметрии в пространстве.

Изучение осевой и центральной симметрии строится по одной и той же схеме: в ходе физического действия вводится понятие точек, симметричных относительно прямой (центра); анализируются особенности их расположения относительно оси (центра) симметрии и на основе этого формулируется способ построения симметричных точек; рассматриваются фигуры, симметричные относительно прямой (точки), и фиксируется факт их равенства; вводится понятие оси (центра) симметрии фигуры; устанавливается наличие у известных фигур осей (центра) симметрии.

Изучение видов симметрии и её свойств опирается на фактические действия и физический эксперимент. Для осевой симметрии - это перегибание по оси симметрии, для центральной - поворот на 180°.

Являясь основным средством формирования представлений о симметрии, эти действия должны быть постоянной составляющей всех уроков.

Так, введение понятия точек, симметричных относительно прямой (точки), должно сопровождаться практическими действиями, описанными в учебнике (с. 145, 149). Точно так же с помощью реально выполненного наложения учащиеся должны убедиться в равенстве симметричных фигур. (Для этого удобно перенести рисунок на кальку и выполнить перегибание или поворот на 180°.) К опытной проверке целесообразно прибегать и для того, чтобы подтвердить или опровергнуть вывод, к которому пришёл ученик в результате мысленных действий. Так, например, чтобы убедиться, что треугольники в задаче560 несимметричны, можно перенести рисунок на кальку и выполнить перегибание по заданной прямой.

Одно из основных умений, которым должны овладеть учащиеся, - это построение фигуры (точки, отрезка, треугольника и др.), симметричной данной. Заметим, что наряду с обучением построению симметричных фигур по точкам с помощью инструментов следует стремиться к тому, чтобы учащиеся могли представить симметричный образ целиком, нарисовать его от руки. Подчеркнём, что при построении симметричных точек учащиеся имеют право пользоваться любыми инструментами. Что же касается построений циркулем и линейкой, то их надо рассматривать как дополнительный материал, с которым целесообразно ознакомить сильных учащихся.

Обращаем внимание учителя на то, что из двух видов симметрии - осевой и центральной - бо2льшую сложность для усвоения представляет центральная симметрия. В связи с этим к обязательным результатам обучения не отнесено умение построить фигуру, симметричную данной относительно центра. Основная цель изучения данного материала - сформировать представление о центральной симметрии как о повороте на 180°. В связи с этим необходимо убедиться, что учащиеся понимают оборот речи «поворот на 180°» и могут этот поворот выполнить. При повороте на 180° точка занимает положение, противоположное относительно центра, т. е. она оказывается на той же прямой (проходящей через неё и через центр), но по другую сторону от центра.

Полезно, чтобы учащиеся поэкспериментировали с различными центрально-симметричными фигурами. Например, можно начертить в тетради прямоугольник, провести его диагонали и убедиться, что точки их пересечения - центр симметрии прямоугольника. Для этого надо перевести рисунок на кальку, закрепить его в точке пересечения диагоналей и повернуть прямоугольник на кальке вокруг этой точки на 180°. Оба прямоугольника опять совместятся. Далее следует обсудить, какие вершины при этом повороте совместились, какие стороны, углы и т. д.

Среди фигур, с которыми экспериментируют учащиеся, должен быть и равносторонний треугольник. Путём перегибаний учащиеся могут убедиться, что у него три оси симметрии. Если перегибания будут выполнены аккуратно, то учащиеся получат точку пересечения осей симметрии. Здесь же можно убедиться, что эта точка не является его центром симметрии.

Материалы для контроля .

Пособие «Контрольные работы». Проверочные работы: 5. Осевая симметрия; 6. Центр и ось симметрии фигуры.

Осевая симметрия

Комментарий к упражнениям

560. Можно перенести рисунок на кальку и выполнить перегибание.

562. Напоминаем, что на клетчатой бумаге построения выполняются с использованием её свойств.

567. При выполнении задания можно воспользоваться зеркалом.

569. Попросите учащихся сначала объяснить, как должна проходить ось симметрии относительно двух симметричных точек.

570. Наиболее быстрым будет то окрашивание, при котором после первого перегибания получатся 2 окрашенных квадрата, после второго - 4, после третьего - 8, а четвёртое будет последним - окажутся окрашенными все 16 квадратов. Один из возможных вариантов окраски изображён на рисунке 8. (Число внутри квадрата показывает, в результате какого перегибания квадрат оказался окрашенным.)

При желании ответ можно получить с помощью эксперимента. Для этого на отдельном листе бумаги нужно воспроизвести рисунок и закрасить чёрный квадрат очень мягким карандашом.

Ось симметрии фигуры

Комментарий к упражнениям

581. Ответ целесообразно проиллюстрировать перегибанием вырезанного из бумаги равностороннего треугольника.

584. У треугольника - 3, у четырёхугольника - 4, у пятиугольника - 5,
у шестиугольника - 6 и т. д.

586, 587. При выполнении заданий учащиеся могут воспользоваться зеркалом.

588. Начать решение надо с рассмотрения рисунка 7.14 учебника. Из рисунка видно, что вершина, не принадлежащая основанию, лежит на оси симметрии треугольника.

Последовательность построений будет такой: строится отрезок, равный
6 см; через его середину проводится прямая, перпендикулярная этому отрезку; на этой прямой выбирается любая точка и соединяется с концами отрезка. Построение может быть выполнено с помощью любых инструментов, а также на клетчатой бумаге с использованием её свойств.

589. Сначала с помощью двух перегибаний получаем две перпендикулярные прямые. Третьим перегибанием нужно загнуть образовавшийся прямой угол. Развернув лист бумаги, мы увидим четыре равнобедренных треугольника, один из которых надо обвести карандашом. Полезно отметить его равные стороны и равные углы.

591. У первого тела две плоскости симметрии, у второго - одна, у третьего - ни одной, у четвёртого - одна.

Центральная симметрия

Комментарий к упражнениям

598. Если в каких-то случаях учащимся проще построить точку, симметричную относительно заданной точки, не по клеткам, а с помощью линейки, они могут это сделать.

601. Учащимся, возможно, будет проще выполнять построения, если они обозначат вершины фигуры буквами.

607. Можно воспользоваться рисунками из этой главы учебника.


Глава 8. Выражения, формулы, уравнения (15 уроков)

Примерное поурочное планирование учебного материала

Пункт учебника Число уроков Дидактические материалы Характеристика основных видов деятельности учащихся
8.1. О математическом языке О-44, П-34 Обсуждать особенности математического языка. Записывать математические выражения с учётом правил синтаксиса математического языка, составлять выражения по условиям задач с буквенными данными. Использовать буквы для записи математических предложений, общих утверждений; осуществлятьперевод с математического языка на естественный язык и наоборот. Иллюстрировать общие утверждения, записанные в буквенном виде, числовыми примерами
8.2. Буквенные выражения и числовые подстановки - Строить речевые конструкции с использованием новой терминологии (буквенное выражение, числовая подстановка, значение буквенного выражения, допустимые значения букв). Вычислятьчисловые значения буквенных выражений при данных значениях букв. Находить допустимые значения букв в выражении. Отвечать на вопросы задач с буквенными данными, составляя соответствующие выражения
8.3. Формулы. Вычисления по формулам О-45, П-35, П-36 Составлятьформулы, выражающие зависимости между величинами, в том числе по условиям, заданным рисунком. Вычислять по формулам, выражать из формулы одну величину через другие
8.4. Формулы длины окружности, площади круга и объёма шара Находить экспериментальным путёмотношение длины окружности к диаметру. Обсуждатьособенности числа π; находитьдополнительнуюинформацию об этом числе. Знакомитьсяс формулами длины окружности, площади круга, объёма шара; вычислять по этим формулам. Вычислять размеры фигур, ограниченных окружностями и их дугами. Округлятьрезультаты вычислений по формулам
8.5. Что такое уравнение О-46, «Проверь себя», П-37 Строить речевые конструкции с использованием слов «уравнение», «корень уравнения». Проверять, является ли указанное число корнем рассматриваемого уравнения. Решатьуравнения на основе зависимостей между компонентами действий. Составлятьматематические модели (уравнения) по условиям текстовых задач
Обзор и контроль

Основные цели : развить представления учащихся об использовании буквенной символики, сформировать элементарные навыки составления буквенных выражений и вычисления их значений, а также работы с формулами, дать первоначальное представление об уравнении с одной переменной.

Обзор главы . Глава включает материал, относящийся к алгебраическому блоку содержания курса математики 5-6 классов. Он группируется вокруг трёх фундаментальных алгебраических понятий: выражение, формула, уравнение. Изложение материала ведётся на основе знакомства с математическим языком, перевода с естественного языка на математический, использования математического языка для описания реальной действительности.

Вначале обсуждается вопрос об использовании букв для обозначения чисел, вводится понятие буквенного выражения и такие связанные с ним понятия, как «числовая подстановка», «значение буквенного выражения», «допустимые значения букв». На элементарном уровне отрабатываются соответствующие практические умения.

Опыт работы с буквенными выражениями является основой для изучения следующего фрагмента, в котором рассматривается вопрос о формулах. Формула для учащихся - это буквенное равенство, которое на символическом языке описывает некоторое правило. Учащиеся записывают в виде формул известные им правила вычисления некоторых величин (периметра и площади прямоугольника и квадрата, объёма прямоугольного параллелепипеда и т. д.) и знакомятся с новыми геометрическими понятиями и соответствующими формулами (длины окружности, площади круга, объёма шара).

Завершается глава обсуждением вопроса об уравнениях. Уравнение появляется как результат перевода условия текстовой задачи на математический язык. Решаются уравнения на этом этапе изучения курса известным из начальной школы приёмом - на основе зависимости между компонентами действий. Подчеркнём, что этот фрагмент по своей дидактической роли служит вводным этапом в тему «Уравнения», изучение которой будет начато в курсе алгебры 7 класса.

Материалы для контроля .

Пособие «Контрольные работы». Зачёт 7. Буквы и формулы.

Пособие «Тематические тесты». Тест 14. Буквы и формулы.

О математическом языке

Методический комментарий

Учащиеся уже имеют опыт использования букв для записи простейших выражений, свойств арифметических действий, для обозначения неизвестного числа. Они также умеют пользоваться такими математическими символами, как знаки арифметических действий, знаки сравнения, скобки. Теперь эти знания и умения служат основой для разговора о математическом языке как специальном языке науки, который создавался и совершенствовался вместе с развитием математики.

Упражнения в пункте направлены на формирование навыков чтения и записи буквенных выражений и буквенных равенств. Вся работа осуществляется как деятельность по переводу с естественного языка на математический и наоборот. К системе упражнений учебника целесообразно добавить задания на содержательную интерпретацию буквенных выражений, например: «Килограмм шоколадных конфет стоит а рублей, килограмм карамели стоит b рублей. Что могло быть куплено, если стоимость покупки (в рублях) равна a + b ? 3b ? 2a ? 2a + b ? Каков смысл выражения a b