Как уберечь детей от компьютерной зависимости, от онлайн игр. Сетевые компьютерные игры

Цели: проинформировать родителей о существовании проблем, связанных с повышенным интересом детей к общению в Интернете, социальных сетях; побудить родителей к полноценному общению со своими детьми, к совместному проведению свободного времени.

Вопросы для обсуждения:

  1. Приветствие.
  2. Информационный блок.
  3. Компьютер – друг или враг?
  4. Признаки зависимости.
    1. Подведение итогов.

Ход родительского собрания

  1. Приветствие.

«Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашей сегодняшней встречи - дети и компьютерная зависимость».

  1. Информационный блок.
  2. Компьютер - друг или враг?

Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и «зависание» в Интернете. Нужно признать, что компьютер - наше настоящее и будущее. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важней­ших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский ин­теллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, при­обретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким обра­зом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества ин­теллектуальных навыков.

Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы».

В Европе все чаще говорят о негативном воздействии компью­терных игр на психику ребенка. Бесконтрольное пользование Интер­нетом и чрезмерное увлечение компьютерными играми может при­вести к компьютерной и игровой зависимости, полному нарушению социальных связей, которое выражается в том, что дети не умеют и боятся общаться друг с другом, они отделяют себя от реального мира и уходят в свой - виртуальный. В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию. Достаточно только «загрузить» игру. И всего-то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тоже… С одной стороны, виртуальный мир предоставляет огромные возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.

Но, информационное воздействие Интернета может нанести не­поправимый вред ребенку, т. к. в компьютерной сети невозможно отследить качество и содержание информации, поступающей и об­новляющейся ежесекундно. Родители должны знать, что существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсужде­нию действий тех или иных наркотиков. Статистика говорит, что 9 из 10 детей в возрасте до 15 лет столкнулись с порнографией в сети, око­ло 17% регулярно заглядывают на запретные сайты, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь, 4,8% в сети познакомились с сектантским проповедничеством, мистическими и изотерически­ми практиками, магией и шаманством. Доверчивые, со слабой психикой и высокой внушаемостью, не чувст­вующие никакой опасности, дети подвергаются угрозе социальной и личностной дезадаптации.

Современные дети часто посещают нежелательные сайты, ввя­зываются в общение с незнакомыми людьми, когда пользуются ком­пьютером дома в отсутствие родителей.

Особенно если отношения с родителями отчужденные, и ребенок чувствует себя одиноким, он, не задумываясь, доверяется любому злоумышленнику, представляющемуся ему благосклонным и симпа­тизирующим собеседником. К сожалению, реальная встреча с таким «доброжела­телем» может закончиться трагедией.

С другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – компьютерной зависимости. К сожалению, больше всего подвержены этому недугу именно подростки. Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. А в России врачи занимаются игроманами последние 7-8 лет. И с каждым годом проблема становится острее. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры, посещают интернет-кафе и игровые клубы. Производство игр для компьютеров и телефонов – это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.

  1. Почему формируется компьютерная зависимость?

Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремиться «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру… В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. Поэтому именно дети, которым в жизни недостает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.

Причем, компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полтора-два месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской.

Но, возникает вполне адекватный вопрос: Почему одни становятся игроманами, а другие – нет? И ответ заключается в том, что нет одинаковых людей.

Всё за­висит от особенностей характера человека. Психологи вы­деляют два типа людей: экстерналов и интерналов.

Экстерналы - фаталисты, они считают, что в жизни от них ничего не зависит, всем управляет судьба, в их неудачах виноваты обстоятельства или другие люди. Интерналы склонны действовать, они более оптимистичны, решительны, трудолюбивы. Развитию компью­терной зависимости подвержены экстерналы и подростки с заниженной самооценкой, которые с помощью игры стремят­ся самоутвердиться.

Подумайте, кого ваш ребенок обвиняет в неудачах?

Высокая степень внушаемости подростка, его готовность подчиниться чужой воле. Обычно в сети компьютерных «стре­лялок» попадают подростки, которым не хватает самостоятель­ности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться сильному лидеру. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд. Это лучшая профилак­тика игровой зависимости.

Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.

Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.

Все мы, наверное, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие – нет? Во многом это зависит от особенностей характера человека.

В группу риска попадают:

1.Подростки, полагающие, что от них мало, что зависит в жизни. В неудачах они винят других или коварное стечение обстоятельств. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность.

2.Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться: либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег. Повышайте самооценку ребенка, чаще его хвалите, помогите быть успешным.

3.Подростки с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критичность к рекламе, поощряйте инициативу.

4.Если ребенок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения виртуальным. Таким детям необходима помощь в налаживании реальных отношений.

5.Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им непременно необходимо помочь реализовать их потенциал: поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.

Давайте рассмотрим симптомы зависимости.

  1. Признаки зависимости.

«Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», — говорит психиатр.

Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

ü увеличение интервала времени, проводимого за компьютером;

ü потеря интереса к происходящему вокруг,

ü нарушения сна,

ü часты резкие перепады настроения,

ü неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер - вплоть до скандала,

ü у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

ü он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;

ü расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;

ü ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;

ü во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;

ü ребенок становится более агрессивным;

ü трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер;

ü обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми.

  1. Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?

Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.

Важный момент: эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.

1. Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.

2. Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета. Нужно самим показать ребенку все возможности сети - и не только игры и социальные сети.

3. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за под-ростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.

4. Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.

Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме ком­пьютерных. Секция или студия может быть любой направлен­ности, главное, чтобы в жизни ребенка появился какой-нибудь интерес. Обязательно заботьтесь о том, чтобы зарядить ребенка хорошими новыми впечатлениями, запастись приятными вос­поминаниями о путешествии или походе в театр, на природу.

  1. Заключительное слово по информационному блоку.

Чтобы ваш ребёнок не стал зависим от Интернета, прежде всего, следует обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка.

Из-за чрезмерных требований, больших нагрузок или в силу иных внешних причин может нарушаться так называемая адаптация ребенка в обществе. А социально дезадаптированные дети более склонны к Интернет-зависимости.

Виртуальный мир более богат возможностями для общения, чем реальный, где часто приходится идти на компромисс. В сети же можно выстроить свой собственный мир, где не нужно будет приспосабливаться и который будет максимально интересен конкретному ребенку. Для застенчивых детей это может стать мостом на пути повышения их самооценки, раскрепощения. Поэтому, если ваш ребенок замкнут, плохо идет на контакт с другими людьми, меланхоличен, то следует внимательно следить за «дозировкой» Интернета, чтобы последний из средства становления и развития личности не превратился в манию.

Симптомы Интернет -зависимости проявляются в том, что ребенок ведет себя тихо в ожидании подключения к сети, его тяжело заставить отойти от компьютера, он раздражается, если в связи с какими-либо причинами подключиться к Интернету нельзя, даже может впадать по этому поводу в депрессию. Для таких детей, в отличие от Интернет-независимых, стираются границы реального и виртуального миров, при чем последний становится более важным. Дети, не страдающие Интернет -зависимостью, легко могут отвлекаться на другие дела или по просьбе отойти от экрана монитора.

Все познается в сравнении. Поэтому задайтесь такими вопросами, как время, проведенное в Интернете, влияет на успехи в учебе, взаимоотношения со сверстниками и родными, сколько времени ребенок тратит на Сеть.

Ведь навязчивое желание использовать Интернет для общения или иной самореализации, может быть отголоском других проблем: заниженная самооценка, депрессия. Разобравшись с причинами, вызывающими зависимость и решив их, сама зависимость может сойти на нет.

Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Запретный плод – сладок. Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что является неотъемлемой и важной частью как нашей общественной жизни, так и ребенка. Зато можно и нужно установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени, затраченное на Сеть, табу на подключение до выполнения работы по дому, ограничения на посещение подозрительных ресурсов или ресурсов, устанавливающих возрастной ценз.

Главное – это равновесие. Поощряйте ребенка на общение с другими детьми на улице, принимайте участие в организации его досуга. Даже если у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, никто не мешает провести специальный тренинг. Предложите посещать кружки и секции. Там собираются дети с одинаковыми интересами и им легче находить общий язык.

Осуществляйте негласный контроль за своими детьми. Есть, конечно, специальные программы, которые ограничивают доступ к сети Интернет. Но сообразительный ребенок может и догадаться, как отключить эту службу. Поэтому лучше всего развивать в ребенке чувство ответственности, самоконтроль, дисциплину. Пусть это станет вашей конечной целью. Тем более, что подобные качества часто выступают серьезными помощниками во взрослой жизни.

Следите за соблюдением баланса между временем, проводимым в сети и вне ее.

В современном мире с компьютером связано очень многое. Поэтому, подросток, не знакомый с компьютерными технологиями, легко может стать среди сверстников настоящим изгоем. Поэтому родителям в своем отношении к компьютерным увлечениям их детей необходимо найти «золотую середину».

И помните, что Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым.

  1. Практическая часть собрания. Игра «Корзина мнений».

А теперь давайте узнаем о влиянии интернета больше. Ведь у каждой проблемы есть две стороны: как положительная, так и отрицательная. У меня есть 9 вопросов и по 9 положительных и отрицательных ответов, отражающих влияние интернета на нашу жизнь. Предлагаю Вам игру, которая называется «Корзина мнений».

Родители работают по группам.

«Корзина мнений». Правила работы родителей в группах.

Из «корзины мнений» родители достают поочерёдно листок с вопросом, обсуждают его в группах. Высказывают свои мнения по данному вопросу. После обсуждения разных точек зрения зачитываются приготовленные заранее ответы, где описывается как положительное, так и отрицательное влияние интернета на личность человека.

Вопросы и ответы приведены в приложении №1.

Подведение итогов практической части родительского собрания.

Итак, вопросы заданы, ответы получены. Хочется надеяться, что полученная информация поможет Вам сделать правильный выбор. А ваш правильный выбор - это наше будущее завтра.

И в конце, позвольте, дать всем несколько рекомендаций:

Постарайтесь убедить своих детей подумать, зачем им нужны 9 электронных адресов и 150 виртуальных друзей.

Убедите их в том, что необходимо написать бабушке хотя бы одно бумажное письмо в месяц.

Убеждайте своих детей в том, что общаться с людьми в оф-лайне гораздо интереснее.

  1. Полезные интернет - адреса для родителей и их детей.

В заключение нашей встречи предлагаю Вам сайты, которые позволят Вам и вашим детям познать радость общения в глобальной сети.

Сайты для подростков, которые уже научены премудростям компьютерной коммуникации и теперь ищут что-то новое в общении с друзьями:

HTTP://KINDER-ONLINE.RU/ – сайт для детей от 10 до 16 лет, которые интересуются субкультурами и стремятся быть самостоятельными. В киндер-онлайн.ру дети общаются друг с другом открыто, делятся впечатлениями и фотками.

HTTP://WEBDETI.NET/ – неограниченный запас статей, инструкций, вспомогательных материалов. Даже взрослым будет полезно почитать некоторые разделы.

Для родителей, которые хотят путешествовать по Сети вместе с детьми, тоже есть особые сайты:

HTTP://WWW.DETSKIY-MIR.NET/ – ребенок найдет здесь мультики и игры, а мамы и папы узнают мнения ведущих ученых, психологов и врачей-педиатров.

WWW.SOLNET.EE – сайт предоставляет кучу самоучителей и учебников для дошкольного и школьного возраста. Так что родители могут смело открывать сайт и прямо с монитора учиться быть для своего дитя лучшим педагогом в мире.

HTTP://FAMILY.BOOKNIK.RU/ – если ребенок любит читать, это ваш сайт! «Букник» вобрал в себя огромное количество текстов, увлекательных историй, которые по-настоящему понравятся юному энциклопедисту.

  1. Подведение итогов.

Благодарю всех за участие, откровенность и прошу на листка закончить предложения.

«Для меня было новым …»

«Я задумался сегодня о …»

«Я бы провёл собрание на тему …»

В конце собрания родителям раздаются буклеты.

Приложение №1

  1. Как взаимозависимы интернет и учащиеся?

«+» Интернет является идеальным исследовательским инструментом. К тому же благодаря интернету можно выбрать институт, факультет. Получать задания и выполнять их.

«-» У учащихся появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют со знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовке к экзаменам. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в Сети, и поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интернете.

  1. Влияет ли Интернет на личные отношения?

«+» Много возможностей познакомиться с невероятным количеством интересных людей, имеющими те же интересы, что и у вас. Отношения завязываются легко и быстро, обращение на ты считается нормой, виртуальное общение гораздо менее формализовано, чем контакты «в реале».

«-» Время, проведенное с реальными людьми, зачастую становится меньше времени, проведенного в обществе компьютера. Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, подстригание газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Эти повседневные заботы игнорируются точно так же, как и забота о детях. Например, одна мать забыла забрать ребенка из школы после окончания занятий, приготовить ему обед и уложить его спать из-за того, что все ее время было занято Интернетом. Все это рано или поздно подрывает близкие отношения в семье или между друзьями. Зависимые пользователи продолжают уже эмоционально разрывать свои отношения с реальными людьми и сознательно, все больше и больше, погружаться в виртуальный мир.

  1. Влияет ли работа на компьютере на состояние здоровья?

«+» Физический вред здоровью от интернет зависимости не столь очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или высокая вероятность удара при использовании кокаина. Риск для здоровья при использовании Интернета минимален.

«-» Обычно зависимые люди стараются пользоваться Интернетом откуда угодно при малейшей возможности, причем отдельные сеансы могут достигать пятнадцати часов. Попытки реализовать свое влечение в условиях ограничений по времени приводят к возникновению тенденции засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует Интернет до двух, трех или четырех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. Такие бессонные ночи способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека, после чего резко повышается вероятность заболевания. Вдобавок, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы – к различным заболеваниям глаз.

И них также отмечены сухой кератит, запястный сухожильный синдром и периодически повторяющиеся нарушения подвижности рук и пальцев.

  1. Возможно ли близким людям (семье, родным) определить зависимость от интернета?

«+» Это заметить невозможно, человек, часто «зависающий» в интернете ничем не отличается от других.

« – » Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование Интернета. Например, следуют такие стандартные фразы, как "У меня нет проблем" или "Я просто отдыхаю, не мешай мне" – это все является признаком установившейся зависимости. Ну и, наконец, подобно алкоголикам, которые скрывают свою потребность в алкоголе, люди начинают лгать о количестве времени, проведенном в Интернет.

  1. Можно ли оказаться в финансовой зависимости из-за пользования интернетом?

«+» Нет, человек пользуется интернетом ровно столько, насколько у него хватает средств. В финансовую зависимость от интернета попасть невозможно.

«-» У зависимых людей возникают финансовые проблемы. Вместо того чтобы уменьшить количество времени, проведенного в Сети, чтобы избежать дополнительных расходов, люди не останавливаются до тех пор, пока на счету не закончатся все деньги. Однако на сегодня эта проблема отходит на второй план. Т. к. часто провайдеры предоставляют неограниченный доступ или низкую абонентную плату. Следовательно, снижение цен ведет к возрастанию времени, проведенного в Интернете, потому, что люди больше не должны платить за каждую минуту.

  1. Могут ли возникнуть проблемы на работе из-за пользования интернетом?

«+» Нет, интернет не может является источником проблем на работе. К тому же благодаря интернету можно познакомиться со многими вакансиями и найти достойную работу. Интернет позволяет профессионалам в самых разных областях поддерживать между собой контакты, рекомендовать друг друга потенциальным работодателям, обмениваться опытом, а также находить новые способы приложения собственных сил.

«-» Не всегда информация о той или иной работе реальная. Часто работодатели не дают честную информацию, а преувеличивают или преуменьшают ее.

  1. Влияет интернет зависимость на чувство времени?

«+» Нет, человек воспринимает время точно так же как любой другой.

«-» Психологи Константин Блохин и Александр Кроник доказали, что для зависимых людей время течет быстрее: при субъективном хронометрировании (без часов) отрезок времени, который кажется им минутой, равен в среднем 46 секундам, что на четверть меньше, чем у здоровых людей.

  1. Как электромагнитное излучение компьютера влияет на организм человека?

«+» Никакого вредного влияния быть не может, это фобии, сложившиеся в обществе. ЭМИ используется в физиотерапии для лечения многих заболеваний, оно может ускорять заживление тканей и оказывать противовоспалительный эффект.

«-» Российские ученые установили, что более всего подвержены влиянию растущие ткани, эмбрионы. Электромагнитные поля влияют на нервную и мышечную ткани, могут провоцировать неврологические нарушения, бессонницу, сбои в работе желудочно-кишечного тракта, меняют и частоту сердечных сокращений, и артериальное давление.

  1. Влияет ли интернет переписка и переписка на мобильном телефоне на уровень интеллекта?

«+» Нет, интеллект человека зависит от других факторов, и не зависит от интернет переписки.

«-» Не увлекайтесь электронной перепиской в период ответственной работы или подготовки к экзаменам. Постоянный обмен SMS или е-mail сообщениями временно снижает уровень коэффициента интеллекта (IQ) на 10 пунктов. Так утверждают психологи Лондонского университета. Причина проста: частые мобильные контакты отвлекают внимание. Психолог Гленн Уилсон (Glenn Wilson) утверждает, что при этом урон, наносимый умственным способностям, сравним с падением IQ из-за курения марихуаны.

Ж. В. Клюшина, МБОУ СОШ №37, г. Шахты, Ростовская область

Помните свое детство? В какие игры дети только не играли: Прятки, догонялки, «казаки-разбойники», городки. Раньше для того, чтобы устроить «войнушку» достаточно было нескольких корявых палок. Выходя гулять, дети просили кого-нибудь скинуть из окна воды попить. Потому что нельзя было заходить домой, а то мама загонит и больше не выпустит. Позже стали появляться приставки к телевизору. Но играть долго в нее тоже нельзя было — «кинескоп посадишь». Далее прогресс стал идти семимильными шагами и поэтому у многих дома стали появляться компьютеры, дальше – больше — интернет. Дети стали реже видеться во дворе и некогда популярные качели, на которых можно было сделать «солнышко», начали пустовать. Однако, не это — главная проблема, потому что наравне с сигаретами или алкоголем появилась совершенно новая зависимость, которая чаще всего диагностировалась именно у детей и подростков — компьютерная, а сейчас к ней добавилась интернет-зависимость. Но почему дети стали все чаще променивать живое общение и активные игры, на социальные сети и «стрелялки» в экране? Как понять, что у ребенка появилась компьютерная зависимость и самое главное — как от нее избавиться?

Для современного подростка компьютер — это повседневный атрибут, от которого не уйти. Таким же был телевизор для его родителей, а еще раньше — радио для бабушек и дедушек. Социальные сети также сейчас являются важной частью социализации молодого человека в обществе. Но тут, в первую очередь для родителей, важно понимать и видеть, что есть умеренное пользование, а есть бесконтрольная тяга. Почему появляется второе?

Самое главное — быть своему ребенку примером, поэтому если вы сами сидите вечером после работы в компьютере или телефоне, то и ребенок непроизвольно будет проецировать на себя ваш образ жизни. Поэтому первое, что необходимо делать, чтобы предотвратить проблему – показывать ему все плюсы активной жизни. Однако не надо навязывать ваши пристрастия — старайтесь показать малышу как можно больше вариантов занятий и присмотритесь, что ему понравилось больше. И ни в коем случае не отправляйте ребенка смотреть мультики или играть в компьютер, когда вам некогда с ним позаниматься. Ограничивайте время, которое ребенок может провести за экраном монитора, особенно в вечернее время — лучше выключать компьютер за два
часа до сна.

Но как понять, что ребенок уже стал зависим?

Он становится более агрессивным, когда вы его отвлекаете от компьютера.
Он становится ассоциален.
Забывает о домашних делах, стараясь скорее сесть перед монитором.
ребенок начинает обманывать и пропускать занятия в школе.
Обсуждает со всеми компьютерные игры.

Что делать если у ребенка появилась зависимость?

Не надо сразу категорически запрещать «сидение» за компьютером — это приведет к еще большей озлобленности и скрытности, поскольку «запретный плод сладок».
Попробуйте перевести его зависимость в пользу — как говорится, любишь кататься — люби и саночки возить. Занимайте ребенка делами: перепечатать текст, найти какую-то определенную информацию в интернете.
Старайтесь не просто ограничивать ребенка, а объяснять свой выбор.
Помогайте ребенку выбрать кружок дополнительного образования.
На летнее время можно отправить его лагерь.

Желая избавить от зависимости ребенка, важно не забывать меняться самому, поскольку именно от вашего поведения зависит воспитание ребенка.

Самые часто задаваемые вопросы наркологу от родителей: как уберечь ребенка от наркотиков? Как воспитать ребенка независимым человеком? С какого возраста необходимо заниматься профилактикой?

Как правило, первыми обращаются за помощью к наркологу именно родственники зависимых людей. И на этом этапе их волнуют уже другие вопросы: Что делать и как помочь? Где упустили? Где не доглядели? Что не додали своему ребенку?

С этой проблемой обращаются люди с различным социальным статусом, зачастую люди на первый взгляд из благополучных семей – интеллигентных, состоятельных.
Накопившийся опыт в процессе работы с семьями зависимых помог понять, что же объединяет этих людей, и на основании этого подготовить общие рекомендации, применение которых позволит предупредить появление зависимости в семье.

Обращаясь за помощью для своего ребенка или супруга, родственники зависимых людей даже не предполагают, что помощь нужна, прежде всего, им самим.
Зависимость – это семейная болезнь. И если один из членов семьи болен алкоголизмом, наркоманией, то остальные ее члены страдают психологически. Психическое состояние родственников больных зависимостью обозначают термином «созависимость».

Созависимость – это то, без чего алкоголизм и наркомания никогда не состоятся.

В общих чертах созависимость характеризуется, как болезненное желание управлять поведением других людей, контролировать жизнь, опекать и воспитывать другого человека, при этом, не заботясь об удовлетворении своих жизненно важных потребностей. Существует еще множество определений, но уже из этого становится ясно, что созависимый человек несвободен в своих чувствах и поведении, он теряет способность действовать по своему выбору, управлять своей жизнью, так как он все время занят жизнью другого человека.

Психологические травмы, полученные в детстве, плюс воспитание в дисфункциональной семье, и в результате вырастает человек с заниженной самооценкой, незнающий чего он хочет сам. При этом созависимые считают, что знают, чего хотят другие. Близкие и родственники зависимых людей не осознают, что сами нуждаются в помощи и поддержке, а если и осознают, то не умеют о ней попросить. Отсюда большая потребность помогать другим. Таким образом, они как бы говорят: «Я помогу тебе, а ты помоги мне», и, если что то делают для других, обязательно ждут чего то взамен, а когда они этого не получают, то испытывают сильное разочарование. Поэтому отношения в таких семьях напоминают сделку. Созависимые пытаются помочь даже тогда, когда их об этом не просят, и даже тогда, когда не знают, как помочь. Это не свидетельствует о том, что созависимые плохие люди, просто их не научили жить по-другому, не научили самому главному – заботиться о себе, верить в то, что они ценны сами по себе, что любовь не надо зарабатывать, она изначально есть в каждом из нас.

Нелюбовь к себе, привычку обесценивать себя, обвинять, не заботиться о себе созависимые вынесли из детства, и в собственной семье они продолжают относиться к себе так, как к ним относились самые значимые близкие люди, чаще всего это родители. И повторяется все по кругу: если человек не умеет любить себя, заботиться о себе, то,что он может дать другим окружающим его людям?

Поэтому неотъемлемой частью в процессе лечения зависимости является семейная терапия, направленная на преодоление созависимости у близких и родственников больных.

Зависимость и созависимость возникает в семьях имеющих общие характеристики, такие семьи носят название дисфункциональные.
Признаки дисфункциональной семьи:

  • Зависимость (алкогольная, наркотическая, игровая, пищевая и т.д.) у одного или нескольких членов семьи;
  • Жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия);
  • Авторитарная мать или деспотичный отец;
  • Абсолютизирование воли, контроля;
  • Запрет на естественное выражение чувств (“не реви”, “что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось”, “мальчикам плакать нельзя”);
  • Закрытость. Все скрывают секрет семьи, поддерживают фасад благополучия, стыдятся проблем зависимости;
  • Конфликтность во взаимоотношениях;
  • Отрицание проблем и поддержание иллюзий;
  • Частая потребность нести ответственность за жизнь других, а не за свою жизнь;
  • Неумение просить о помощи;
  • Склонность к полярности чувств и суждений;
  • Нарушение личностных границ (личного пространства или индивидуальных границ, которые включают тело, мысли, мнения, потребности, убеждения, желания и делают человека отдельной и автономной личностью).

Для сравнения признаки здоровой, функциональной семьи:

  • Проблемы признаются и решаются;
  • Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества);
  • Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся;
  • Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности;
  • Родители делают то, что говорят;
  • Ролевые функции выбираются, а не навязываются;
  • В семье есть место развлечениям;
  • Ошибки прощаются, на них учатся;
  • Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые - хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка расценивается, как упрямство и должна быть сломлена.

Тип отношений в такой семье:
Один из членов семьи берет на себя доминирующую роль, отдает приказы, критикует, стремится подавить волю остальных. Это позиция Преследователя. Тогда другой человек оказывается в позиции Жертвы. Жертва жалуется, демонстрирует полную беспомощность. Тогда кто-то из членов семьи берет на себя роль Спасателя. Спасатель поддерживает Жертву и обвиняет Преследователя. Так возникает «ловушка созависимости», так называемый драматический треугольник Карпмана. Члены семьи могут поочередно находиться в каждой из ролей.

Если в семье взаимоотношения подчиняются данному стереотипу и Вы чувствуете, что угодили в ловушку драматического треугольника, попробуйте отследить, как часто Вы прибываете в роли Жертвы, Спасателя или Преследователя.

Для выхода из драматического треугольника Карпмана разработана альтернативная концепция «Треугольник победителя».

Семья – это главная система, к которой каждый из нас принадлежит, и поведение всех членов семьи всегда взаимосвязано и взаимообусловлено. Поскольку все части этой системы находятся в тесном взаимодействии, то и улучшение/ухудшение состояния одного из членов семьи неизбежно отражается на самочувствии другого.

Поэтому, когда родственники зависимых людей спрашивают, как помочь их родным и близким, первое, что рекомендуют врачи наркологи, психотерапевты и психологи: начните с себя!

Мы не можем менять других людей, но изменяя свое поведение, мы с удивлением замечаем, как меняется мир вокруг нас.

Еще в 4 веке до н.э. римский философ Сенека, сказал: долог путь поучения, краток и успешен путь личного примера.

Так впоследствии родилась английская пословица, которая гласит: не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!

Поэтому культивирование в себе свободной и независимой личности, создание здоровых, гармоничных отношений в семье поможет Вам предупредить развитие зависимости у ваших детей.

Как воспитать в себе независимую личность? Для начала научитесь удовлетворять свои основные потребности самостоятельно, а не за счет других людей. Помимо основных физиологических потребностей (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т.п.) А. Маслоу выделил еще 6 потребностей более высокого уровня:

  • потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач;
  • потребность в любви;
  • потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание;
  • познавательные потребности: знать, уметь, исследовать;
  • эстетические потребности: гармония, порядок, красота;
  • потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Для успешной реализации этого процесса необходима вера в себя, адекватная самооценка, способность к самозащите, любовь к себе. Обратите внимание на свои внутренние скрытые ресурсы. Эти ресурсы позволят Вам ощутить целостность своего «Я».

Дети, как и взрослые, имеют базовые потребности. Взрослым очень важно знать и понимать детские потребности, так как дети не в состоянии выявить эти потребности самостоятельно.

Способность родителей удовлетворить базовые детские потребности влияет на адекватность восприятия ребенком мира, который его окружает. Дети учатся чувствовать любовь, эмоциональную поддержку и безопасность от своих родителей с первых дней жизни. Кроме того, когда родители достаточно заботятся об удовлетворении базовых детских потребностей, их дети вырастают эмоционально стабильными, заботливыми, здоровыми и независимыми взрослыми.

Люди, подверженные возникновению различных зависимостей, пережили в детстве эмоциональную депривацию, связанную с отсутствием достаточных положительных чувств со стороны родителей.

Они воспитывались в холодной, отталкивающей, дистантной атмосфере, были свидетелями аддиктивного (зависимого) поведения или сверхзанятости родителей, которые часто покидали их, возлагая родительские функции на не всегда заботящихся о детях людей. Другой крайностью в воспитании ребенка является гиперопекающее поведение со стороны родителей.

Такое воспитание провоцирует возникновение у детей комплекса неполноценности. Компенсация сформировавшихся в результате комплексов осуществляется уходом в мир фантазий и поиском человека, который может прийти на помощь. Впоследствии поиск такого человека, может закончиться знакомством с различными суррогатами счастья (алкоголь, наркотики).

Существует достаточно большой список базовых детских потребностей, но самыми главными остаются: базовые физические потребности, чувство безопасности, доверительные отношения с взрослым, потребность в самооценке, потребность в самоактуализации и образовании.

Считается, что физиологические потребности организма в воде, еде, воздухе и сне должны удовлетворяться в первую очередь. Как родитель, Вы можете удовлетворить эти потребности, следя за рационом вашего ребенка, который должен быть здоровым и сбалансированным, а также соблюдать режим питания и сна. Будет очень хорошо, если у вас будут утренние и вечерние ритуалы, когда ваш ребенок будет умываться, чистить зубы и принимать ванну или душ. Важно не забывать о регулярных медицинских осмотрах и физических упражнениях.

Крайне важно, чтобы детская потребность в безопасности была полностью удовлетворена. Чтобы сделать это, необходимо обеспечить ребенку физическую безопасность и свободу от страхов. Безопасная и комфортная атмосфера дома может помочь в удовлетворении данной потребности. Дайте своему ребенку эмоциональную поддержку и утешение, когда он в этом нуждается. Если Вы своим примером будете показывать ребенку, как можно владеть собой в независимости от того, на сколько Вы разозлились, ему будет значительно проще овладеть этим навыком. Никогда не угрожайте вашему ребенку и не наносите ему физического вреда.
Очень важным моментом является постоянное присутствие матери в поле зрения ребенка до трёх лет. Оставление ребенка одного или с незнакомыми людьми (например: няня) в таком возрасте оказывает на ребенка психотравмирующие действие. Часто молодые мамы торопятся поскорее выйти на работу после рождения ребенка и тогда оставляют своих чад на попечение бабушек и дедушек или других родственников. Это самая распространённая ошибка молодых мам, которая в будущем может привести к зависимости у ребенка.
Большинство женщин, имеющих взрослых детей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, признались, что вышли из декрета, когда их детям еще не было и трех лет, а воспитанием детей занимались бабушки и няни.

Еще одной важной потребностью для ребенка являются доверительные отношения со взрослыми. Детям важно ощущение любви, привязанности и принадлежности близкому человеку. Дети учатся строить близкие отношения на примерах взрослых. Мы показываем им, как строить отношения с другими людьми, как доверять и получать доверие в ответ. Чтобы удовлетворить потребность ребенка в близких и доверительных отношениях, очень важно постоянно показывать ему, что ваша любовь безусловна. Не пренебрегайте физическим контактом: обнимайте, целуйте и ласкайте ваших детей как можно чаще. Не забывайте о том, что личный пример – это лучшее, что Вы можете дать вашим детям. Обсуждайте с детьми их потребности, мысли и чувства, и принимайте их такими, какие они есть.

Все человеческие существа имеют потребность в высокой самооценке и уважении. Когда эта потребность удовлетворена, ваш ребенок чувствует себя уверенным в себе и ощущает, что он является ценным членом общества. Когда данная потребность не удовлетворена, ребенок чувствует себя никчемным и неуверенным. Вы можете помочь вашему ребенку, давая ему безусловную любовь и поддержку. Кроме того, поощряйте ваших детей, если они проявляют честность, независимость или другие положительные качества. Искренняя похвала закладывает хороший фундамент для формирования правильной самооценки. Аккуратно направляйте ваших детей: давайте им возможность самостоятельно делать выбор, учите их гордиться своими достоинствами. Самостоятельные ошибки – это лучший опыт для вашего ребенка, не упускайте дать ему возможность учиться. Если ваш ребенок будет чувствовать поддержку с вашей стороны, то ему будет нестрашно пробовать новое, экспериментировать, а в случае неудачи ваш ребенок не будет стыдиться или расстраиваться, он попытается исправить ошибку или сохранить опыт на будущее.

Чтобы ребенок вырос независимым и успешным Вам необходимо удовлетворить потребность ребенка в самоактуализации и образовании. Самоактуализация – это стремление человека к более полному выявлению и развитию своих способностей. Когда эта потребность не удовлетворена, ребенок может чувствовать себя очень неуверенно. Вы можете помочь ребенку удовлетворить данную потребность, поощряя его интересы и стремление к новым знаниям. Помогите ребенку выполнить домашнее задание, играйте в обучающие игры и читайте. Кроме того, вы можете разделить ваши личные интересы с ребенком и увлечь его. Сводите его в театр, кино, музей или займитесь вместе спортом. Расскажите ему о ваших увлечениях и займитесь ими вместе.

Если Вы сможете удовлетворить перечисленные выше базовые потребности, ваш ребенок вырастит независимым и способным добиваться поставленных целей.

Подведя итоги, можно сказать, что профилактика зависимости у детей должна начинаться с первых дней жизни ребенка и заключается она в безусловной любви к ребенку и в здоровых взаимоотношениях в семье.

Никогда не поздно иметь счастливое детство, всегда можно изменить свою жизнь к лучшему!

Как спасти ребенка от компьютерной зависимости? Хорошая штука-компьютер. Особенно выручает очень занятых родителей. Сидит себе ребенок за компьютером дома, по улице не бегает с сомнительными товарищами. Двигается маловато, это конечно не очень хорошо, но все же лучше чем пагубное влияние улицы!

Родители, которые считают, что увлечение их чада компьютерными играми и Интернетом не влияет отрицательно на ребенка, глубоко заблуждаются или просто намерено отмахиваются от своих родительских обязанностей, считая, что у них есть дела и поважнее.

Психологи бьют тревогу. Количество детей страдающих в разной степени компьютерной зависимостью непреклонно растет с каждым годом. У ребенка страдающего компьютерной зависимостью нарушаются психологические и поведенческие функции. Этому болезненному состоянию подвержены и взрослые и дети, но взрослый человек отвечает за себя сам, а вот за здоровье ребенка отвечают родители. И именно они должны уберечь его от этого недуга.

Обратите внимание, сколько времени ребенок уделяет компьютерным забавам. Если, немного поиграв, он выключает компьютер и начинает заниматься другими делами, то повода для беспокойства пока нет. Но грань между увлечением и зависимостью очень тонка. Если ребенок уделяет компьютеру все свое свободное, а порой даже забывает об учебе, прогулках и живом общении со сверстниками, то это серьезный повод задуматься о том, что у ребенка появились проблемы с самоконтролем и его увлечение переросло в зависимость.

Как решать проблему. Многие родители видят единственный выход это полный запрет на пользование компьютером. Но такие крайние меры могут привести к еще худшим последствиям. Ребенок может впасть в настоящую депрессию, закрывшись в себе, полностью отгородится от родителей. Так же может начинать действовать родителям назло, например, забросить учебу.

Запреты, нравоучения, ругань ни когда не приносят положительного эффекта в воспитании детей. Ребенок совершенно не понимает, за что его наказывают. Ведь он не рассматривает свое состояние как психическое расстройство. По непонятным для него причинам родители, почем- то отбирают у него право заниматься любимым делом. Это вызовет у ребенка чувство протеста или озлобленность на родителей.

Не существует стопроцентно эффективного способа в борьбе с компьютерной зависимостью. Конечно же, нужно разговаривать с ребенком. Рассказать ему о своих опасениях и страхах. Ребенок доверяет своим родителям, и их опасения могут сыграть для него роль сдерживающего фактора.

Нужно понимать, что одними разговором делу не поможешь. Обязательно одно увлечение нужно заменить на другое, более полезное. Узнайте, чем еще интересуется ваш ребенок, предложите занятия спортом или посещение какого-нибудь кружка. Старайтесь чаще общаться с ребенком, постарайтесь разделить его увлечения и интересы.

Лечение любой зависимости очень не простое дело, требующее много терпения и сил. Нужно стараться не допустить такого развития событий. Определенно, занятия ребенка с компьютером, должны контролироваться родителями постоянно.

Не устанавливайте компьютер в детской. Пусть он находиться в том помещении, где чаще находятся взрослые. Тогда ненавязчиво вы сможете проконтролировать, сколько времени ребенок проводит за компьютером.

Чаще отвлекайте ребенка, «мешайте» ему разными вопросами. Попросите его рассказать о тех или иных функциях компьютера, о которых вы не знаете. Старайтесь узнавать, что именно его привлекает в тех или иных играх. На каких сайтах он общается, что нового и интересного он узнал из Интернета. Если у вас нет времени контролировать увлечение вашего ребенка компьютером, то стоит задумываться о правильности вашего подхода к воспитанию детей. Ведь в семьях, где дети не безразличны своим родителям, малыши и подростки реже хотят спрятаться от безразличия близких людей в виртуальном мире.

Как уберечь детей от зависимостей

Проблема появления зависимостей у детей, потери устремленности к самовыражению и самопроявлению сегодня волнует многих родителей. Почему появляются зависимости? Как отгородить своего ребенка от вредных привычек? Найти ответы поможет эта статья.

Многие родители с вопросами зависимости детей обращаются к психологу достаточно поздно. На самом деле зависимости возникают гораздо раньше, а в подростковом возрасте становятся более заметными. Подростки начинают протестовать, отдаляться. Если взаимоотношения между детьми и родителями нормальные, отделяясь, ребенок спокоен. Если же в семье недостаток любви, то ребенок остро переживает страх. Именно поэтому дети начинают употреблять алкоголь, наркотики или же возникает, например, компьютерная зависимость. Подросток изолирует себя от реальности и находится в иллюзорном мире. Так ему легче переносить страх, тревогу. Зависимости и возникают оттого, что человек с тревогой не справляется.

Если в раннем детстве, когда ребенок только начинает изучать мир, не поддерживать это его стремление, он может утратить интерес к реальности. Ему будет комфортнее в виртуальном мире. Начиная с того, что цвета там ярче и трава зеленее, заканчивая возможностью выстраивать желаемые, идеальные отношения. Важно отличить зависимость от простого увлечения игрой. Если подросток целыми днями проводит за компьютером, не поддерживает других интересов и увлечений, отвергает общение со сверстниками или долгое время сконцентрирован на чем-то одном, можно диагностировать, что это - зависимость. Предпосылки возникновения алкогольной или наркотической зависимости также нужно искать в раннем детском опыте, когда ребенок ощущает недостаток тепла, любви, понимания.

Родителям, столкнувшимся с какой-либо зависимостью ребенка, прежде всего необходимо выработать в себе безоценочное отношение. Перестать критиковать, подавлять. Можно как-то поддержать интерес ребенка, чтобы войти в его мир и найти к нему ключ. Нужно выстроить доверительные отношения с ребенком. И тогда уже вместе с ним искать новые интересы в реальности. Это могут быть туризм, футбол и т.д. Следует быть готовыми к тому, что работать и искоренять зависимости очень сложно. Поэтому, если еще не поздно, лучше направить все силы на предотвращение всевозможных зависимостей у ребенка.

Уберечь ребенка от зависимостей можно только поддержкой, пониманием ребенка, его чувств и переживаний. Тогда вырастают дети с мощной основой, у которых отсутствует потребность в зависимостях. На самом деле зависимость вообще не вылечивается. Никакая. Она лишь компенсируется чем-то другим, переходит в другую форму, социально приемлемую. Это важно осознавать и как-то с этим жить, адаптироваться, находить выход своей энергии в других сферах. Зависимость находится на подсознательном уровне, сложно перевести ее в слова. Формируется она с рождения и до полутора лет. Поэтому, хочу обратиться к молодым мамам, особенно к тем, которые занимаются бизнесом. Многие из них, еще, будучи беременными, говорят, что через пару месяцев после родов выйдут на работу. Не стоит идти на поводу у этого сумасшедшего мира. Подумайте о том, что ребенку необходима мама - хотя бы первые год-полтора. Это будет лучшей профилактикой зависимостей.