Как увеличить скорость реакции: практические упражнения. Как развить реакцию у ребенка: советы профессионального тренера

Методическая разработка по теме:

Использование игровых упражнений для развития быстроты реакции детей младшего школьного возраста.

Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Обычно выделяют три разновидности проявления скоростных качеств . Основные формы проявления быстроты человека :

1. - время двигательной реакции

2.- скорость одиночного движения

3. – максимальный темп движения.

Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производиться от момента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты. Современная физиология считает, что эти данные формируются у детей до 10-13 лет и в дальнейшем почти не изменяются. Вот почему необходимо уделять особое внимание развитию быстроты у детей младшего школьного возраста.

Упражнения для развития быстроты реакции в подготовительной части урока :

1. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

На один свисток- присесть, встать продолжить движение; на два- поворот, отталкиваясь двумя ногами на 360° , продолжить движение. Для 3,4х классов можно дать третье задание (по хлопку изменить направление движение).

2. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

По свистку последний ученик выполняет бег с ускорением, пробегая мимо всего класса, становиться первым.

3. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет по порядку. Учитель называет порядковый номер,ученик с этим номером выполняет задание:

Бег с ускорением, становиться первым;

Бег с ускорением, до центра зала, вернуться на свое место.

4. Ходьба(бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет на 1,2ой. Учитель называет номер, ученики с этим номером выполняя бег с ускорение добегают до круга 9ориентира)в центре зала, коснуться рукой линии, вернуться на свое место.

5. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет на 1,2,3,4ый. По команде ученики с одинаковыми номерами должны построиться в четыре колонны(шеренги)в указанных местах. Можно использовать обручи разных цветов для ориентиров, а расчет выполнить по цвету.

6. Задание «Бегает,прыгает, летает» .

Ходьба в колонне по одному с заданным интервалом. Когда учитель называет животное, которое бегает - ученики выполняют бег в колонне по одному. Когда учитель называет животное, которое прыгает- выполняют прыжки на двух ногах. Если названа птица- бегут поднимая и опуская руки.

Упражнения для развития быстроты реакции в основной части урока :

1.Выбегания по сигналу из различных исходных положений (И.п.):

И.п. - стойка ноги врозь;

И.п.- стойка ноги врозь, спиной по направлению движения;

И.п.- прыжки ноги вместе, ноги врозь(без продвижения);

И.п.- прыжки на двух ногах (без продвижения);

И.п.- прыжки на двух ногах в приседе вокруг своей оси;

- И.п.- упор присев;

И.п.- упор лежа.

2.Выбегания по сигналу в парах (первый убегает, второй должен догнать и дотронуться рукой до плеча, до определенной линии).Расстояние 1,5 метра, затем 1 метр. Поменяться ролями.

3. Эстафеты(круговая, с бегом,прыжками).

4. Подвижные игры:

«Пустое место» – веселая, подвижная игра для школьников, хорошо развивающая реакцию детей и рассчитанная на большое количество игроков.

Описание игры
Участники игры встают в круг, а водящий остается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный - в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.

Правила игры:

  1. Игроки встают в круг, а водящий остается за кругом
  2. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки – это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование
  3. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный - в противоположную
  4. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место
  5. Кому первому это удается – остается на этом месте, а второй становится водящим

"Шишки, жёлуди, орехи" .

Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи".

Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "шишки" - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: "шишки, орехи". Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

«Вызов Номеров»

Подготовка. Место, инвентарь и подготовка - те же, что и в предыдущей игре. Если позволяет помещение и играющих немного, можно построить их в две шеренги лицом в одну сторону на одной линии. На расстоянии 2 м от линии построения играющих (линии старта) параллельно ей чертится линия финиша.

Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

Правила игры: 1. Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя. 2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. Это правило рекомендуется применять начиная с 3-го класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом.

Упражнения для развития быстроты реакции в заключительной части урока :

  1. Игра «Запрещенное движение» Правила: Учитель показывает движение, которое нельзя делать. Потом быстро показывает упражнения, ученики повторяют все движения, кроме «запрещенного». Ученик, повторивший «запрещенное движение» делает шаг вперед, продолжает играть.
  2. Игра «Класс смирно!» Правила: Учитель называет движение, если перед этим сказано слово «класс» (например: «Класс! Руки вверх» ученики выполняют. Если слово «класс» не сказано, ученики не выполняют задание. Ошибившиеся делают шаг вперед, продолжают играть. Постепенно увеличить темп игры.
  3. Игра «Рыба, птица, зверь». Правила: Учитель по очереди делает передачу мяча с отскоком от пола ученикам и говорит на выбор птица, зверь или рыба, ученик в соответствии с заданием говорит название. Выполняет обратно передачу мяча учителю. Если название повторяется, ученик выбывает из игры. Играют до последнего ученика.

Разбирается в самых «реакционных» видах спорта, дает советы и видеоурок Анна Зайцева , тренер по теннису с 20-летним стажем.

С чего начать?

Итак, для развития реакции подходят виды спорта с движущимся предметом, особенно: сквош, настольный теннис, баскетбол, теннис, футбол…Чем раньше вы займетесь способностями малыша быстро реагировать на меняющуюся реальность, тем лучше. Начинать можно с тех пор, как только вы заметили, что ребенок способен ловить и бросать мячик, бегать и прыгать!

Используйте поролоновые мячи и мячи сниженной упругости, жесткости - 25% от жесткости стандартного теннисного мяча. Поролоновые мячи приятные на ощупь, детям нравится их ловить и сжимать. Кроме того, они не только не оставят синяков на ребенке, но и сохранят стены в квартире и обеспечат покой соседям.

Одновременно с тренировками, или до/вместо них, вы можете начать заниматься с ребенком в домашних условиях. Упражнения легкие и вызывают радость и у взрослых, и у детей. Смотрите видео.

Сквош или теннис?

В крупных городах появляется все больше площадок для сквоша, где могут тренироваться и дети. Чем полезен и интересен сквош?

Анна Зайцева:

Стенка всегда была отличным «партнером» для теннисиста. Цель теннисиста-новичка - удержание мяча (не терять мяч) несколько ударов. Этому легче научиться, начав играть о стенку. Более того, технику, то есть. удар справа, слева, слета, смэш, подача и тип подкрутки (плоский, резаный, крученый) можно отработать со стенкой.

Переход на корт будет значительно проще. Превратить отработку техники и долбление стены в захватывающую игру – задача тренера. Пробуйте оба вида спорта, и вы увидите, что захватит вашего ребенка больше.

Миф об «однобокости» физнагрузки в теннисе

Многие родители боятся отдавать ребенка в теннис из-за устойчивого мифа, что развивается одна рука – та, которая держит ракетку и идет сильная нагрузка на ноги.

Миф комментирует Анна Зайцева :

У новичков 3-6 лет на первых порах вся тренировка проходит на ногах, хоть и на половине корта через мини-сетку, а вот ракетка используется лишь часть времени. Дети играют в игры, развивающие подвижность, реакцию, равновесие и координацию.

Во время же использования ракетки основная нагрузка приходится на кисть, т.к. самая первая задача теннисиста научиться удерживать мяч на ракетке.

У спортсменов, переходящих к бОльшему размеру корта и к более жестким мячам (50%, 75% жесткости от стандартного мяча), увеличивается и нагрузка на мышцы рук. Однако, на данном уровне и работа ног начинает играть значительную роль. Больше корт – больше движения. К моменту овладения стандартным мячом теннисисты подключают дополнительно занятия фитнесом и силовые тренировки, поэтому нагрузка идет на все тело.

Смотрите вторую часть домашних упражнений с мячиками. Теперь и с двумя. Это весело!

P.S. Даже если ваш ребенок спокоен, или флегматичен, развивайте его реакцию, и пусть он не станет первой ракеткой мира, но эти способности пригодятся ему в повседневной жизни: от катания на велосипеде и лыжах, до вождения автомобиля. Занимайтесь с ним дома, водите на тренировки, и все получится!

Фото: pinterest.com, tennisworld.com, tabletennismaster.com

А как вы предпочитаете развивать реакцию у ребенка?

Развитие быстроты реакции очень важно в спорте и повседневной жизни, например, в вождении автомобиля. Многие люди используют свои рефлексы неосознанно несметное количество раз в день, даже не задумываясь об этом. Между тем, быстрая реакция может не только подарить вам спортивную победу, но даже спасти жизнь. Что же нужно для развития реакции?

Очень полезны для развития быстроты реакции игры с мячом или тем предметом, что выполняет его роль. Речь идет о гандболе, футболе, хоккее, лапте. Все эти игры улучшают рефлексы, поскольку участие в них требует концентрации внимания и быстроты движений в ответ на происшедшее событие. К тому же они поддерживают спортивную форму и тренируют выносливость.

В некотором роде развитию быстроты реакции способствуют видеоигры, улучшая реакцию рук и глаз. Но чрезмерно ими увлекаться не стоит. Лучше отдать предпочтение реальным играм на свежим воздухе, чем продолжать сутки напролет играть в компьютерные «стрелялки» и участвовать в виртуальных гонках.

Пробежка по лесу также полезна для укрепления и развития быстроты движений. Быстрая смена обстановки активизирует работу мозга.

Развитие быстроты реакции


Вот несколько упражнений для развития быстроты реакции :

Прыжки через скакалку (с максимальной частотой вращения);

Рывки и ускорения из различных исходных положений (лежа, сидя, стоя на коленях и т.д.) по зрительному или звуковому сигналу;

Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками;

Быстрые перемещения, характерные для баскетбола, волейбола с последующей имитацией или выполнением технического приема.

Развитию быстроты реакции и скорости переключения с одного действия на другое способствуют различные сочетания имитационных упражнений. Выполнять их нужно в разной последовательности.

Можете попробовать, к примеру, такое упражнение: остановите свой взгляд на ручке, а затем быстро поменяйте фокусировку глаз. Возьмите ручку и держите ее на расстоянии вытянутой руки, далее сконцентрируйте свое внимание на любом другом объекте, находящимся в комнате. Начинайте быстро переводить свой взгляд от ручки к какому-то предмету. Это упражнение повышает скорость зрительного рефлекса.

Бросьте теннисный мяч в стенку и попытайтесь поймать его с отскока. Старайтесь кидать мяч в разные углы. Улучшайте периферическое зрение, старайтесь видеть сквозь объекты. Это поможет вам не только развить быстроту реакции , но и помешает развитию близорукости или дальнозоркости.


Теннис и бокс

Займите ребенка спортом.
Например настольным теннисом. Он поможет доольно быстро развить реакцию, так же это неплохо и для физического состояния тела и здоровья. Стол для тенниса можно постаить и дома (если позваляет место) и тренироваться с вместе с ребенком.
Еще как вариант – бокс. Он, помимо усиления реакции поможет вашему ребенку развить преферическое, ближнее и дальнее зрение.

2 шаг

Компьютерные игры для детей от 13 лет.
Наверняка ваши дети убивают часы драгоценного времени на компьютерные игры. Так давайте и это ремя потратим с пользой для них. Игры в жанре экшн помогут развить реакцию не отходя от компьютера. Самые популярные из них Richard Burns Rally или DiRT3. Но большой выбор игр вы можете найти здесь: http://www.gbum.ru/games/0/200/

3 шаг

Компьютерные игры для детей до 12 лет.
С раннего детства будет даже лучше развивать реакцию ребенка. Например, с помощью одной из игры серии “несерьёзные уроки”. Она называется “Развиваем реакцию”. Подходит для детей в возрасте от 5 до 12 лет. Этот увлекательный процесс займет вашего ребенка на многие часы, но не советую позволять ребенку играть дольше 40 минут, так как зрение получает большую нагрузку и соответственно портится.

С двух лет малышу уже можно предложить очень простые задания и игры для развития внимания. Например: найди тень от объекта на картинке, посмотри вокруг и покажи что-то, выложи картинку из мозаики и так далее. Главное, чтобы ребенку было интересно, и лучше остановить игру, пока малыш не устал. Ребенок будет подрастать, и задания будут становиться сложнее. Примерно с 4-5 лет можно начать играть в настольные игры для развития внимания. Увлекательные, разнообразные и разного уровня сложности – такие игры очень нравятся детям. И кстати, такие игры, развивающие внимание, часто еще тренируют реакцию. Итак, какие же полезные настольные игры можно предложить ребенку?

От 5 лет

В этом возрасте малыш уже умеет концентрироваться, но всего минуты на 3-4. Чтобы научить его направлять внимание и игнорировать все отвлекающее, надо предложить что-то простое и веселое, например, игру на развитие внимания и реакции с задорным названием «Свинтус».

Это игра с карточками разного цвета, на которых написаны еще и числа. Игра начинается, и первый игрок выкладывает карту в центр стола. Следующий может положить на нее карту такого же цвета или достоинства. Но кроме этих карт тут еще есть специальные: хлопкопыт, тихохрюн, полисвин и много других. Что же они делают? Как только на столе появится «хлопкопыт», надо быстро положить на колоду руку, и лучше успеть это сделать не самым последним, а то вам достанется целая куча лишних карт. Задача игрока - от всех карт поскорее избавиться.

От 6 лет

Ребенок подрос и можно предложить ему игры на реакцию и внимание посложнее. Его мелкая моторика достаточно развита, поэтому можно переходить к тренировке реакции.

"Волшебник изумрудного города" – добрая командная игра с милыми картинками Леонида Владимирского, который оформлял наши детские книжки. Задача игроков – довести Элли и её друзей до Изумрудного города по игровому полю. Для того, чтобы сделать каждый шаг, надо будет выполнять разные забавные задания и делать это быстро, потому что злая Бастинда уже близко и может кого-нибудь схватить. Интересна механика игры: всем игрокам надо действовать сообща и помогать друг другу. Это замечательно учит малыша взаимовыручке.

"Медвед" развивает реакцию и внимание всей семьи весело и шумно. Посередине стола ставится бревнышко – оно называется «Привед», а каждый игрок получает стопочку карт. Все по очереди переворачивают по одной карте и внимательно смотрят, что же открылось. Потому что как только будут открыты две одинаковые по рисунку карты, начинается дуэль за «Привед». Кто схватил первым, избавляется от части своих карт. А надо скорее избавиться от них всех. Сложность в том, что многие карты очень похожи. И еще попадаются особые карты, например, «Медвед», тогда все скорее под стол!

От 8 лет

Школьник уже многое знает и многому научился, так какие же настольные игры для развития внимания и реакции ему подойдут?

«Уно» – простая и очень популярная игра с карточками. Она существует уже больше сорока лет, и есть больше 20 вариантов её правил. Именно на ее основе был создан «Свинтус», так что суть вы себе представляете: цветные карты с числами и специальные карты, чтобы было интереснее играть.

Потренировать и внимание, и реакцию, и устный счет к тому же? Это про "7 на 9" . На карточках этой игры есть два числа, большое и маленькое. Сложите эти числа и вычтите из большого маленькое, и вы узнаете какие карты можно положить сверху. Например, большая 5 и маленькая 3. Значит, сверху можно класть карты с большими 8 (5+3) и 2 (5-3). И не надо ждать своей очереди: есть подходящая карта - скорее бросайте ее, а то кто-то опередит. Отличная разминка для ума!

Ещё одна игра на внимание и реакцию «Забирай!». Здесь есть карты с числами, «обратные» и «дикие» карты, а самое главное карты со слогами «за», «бе» и «ру». Тот, кто выложит их все три сразу или закончит своим слогом «ру» то, что начали другие, получит себе всю стопку карт и много призовых очков. Важно не забыть положить руку на стопку и сказать «Заберу!», а то все усилия пропадут зря.

Вот примеры игр, развивающих реакцию и внимание. Хорошей вам памяти и не зевать!