Кризисы возрастного развития от младенчества. Что такое кризисные периоды детского возраста

Ранее считалось, что кризисные периоды бывают только у взрослых людей. На слуху у нас "кризис среднего возраста". Однако и в детском возрасте, в процессе роста и развития - ребенку приходится преодолевать кризисные периоды. И в этом им нужна ваша помощь. Кто, как ни родители в состоянии это сделать?

Возрастные кризисы в развитии ребенка.

Первый кризис: новорожденность.

Возможно вы уже знакомы с данной терминологией, возможно вы удивитесь, но первый возрастной кризис связан с рождением, с появлением ребенка на свет. В утробе матери ребенку было тепло, комфортно, безопасно. Он питался, рос и развивался. Но пришла пора заявить всем о своем появлении. Во время самого процесса родов и в первые месяцы после рождения малыш чувствует сильнейший дискомфорт, страх и беспомощность. Поэтому современные специалисты в области перинатальной психологии рекомендуют выбирать роддом с палатами "мать и дитя". Между прочим состояние дискомфорта, страха, нервозности человек может испытывать всю свою жизнь. Психоаналитики, "погружая" с помощью специальных техник пациентов в период младенчества, утверждают, что тревожные и неврастеничные личности в первый месяц жизни чувствовали страх, горе и одиночество. Видимо, матери не очень-то баловали их вниманием и заботой: когда младенцы рыдали - не подходили, "воспитывая" таким образом характер; когда детки хотели есть - не кормили, выдерживая паузы, успокаивая себя тем, что это для его же блага.
А ведь новорожденному ребенку жизненно необходимо материнское тепло, ласка, внимание. Для его здоровья это ничуть не менее важно, чем сухой памперс или анатомическая соска. Современными учеными уже доказано, что недоношенные младенцы лучше развиваются и набирают вес, если их часто берут на руки. Если их поглаживают, целуют, по доброму, с душевной теплотой с ними общаются - это действует еще благотворнее: малыш становится спокойнее, и например могут исчезнуть болевые симптомы колик.
Постарайтесь подольше сохранять грудное вскармливание. По результатам проведенных исследований можно сделать вывод, что дети, которых кормили грудью, лучше учились в школе и показывали более высокий коэффициент умственного развития, чем их сверстники, питавшиеся молочными смесями.

Второй кризис: кризис одного года или полутора лет.

Будьте морально готовы к тому, что ребенок будет проявлять исследовательский интерес ко всему. Он может откусить бампер от своей игрушечной машинки - и это не значит, что у вас растет вандал. Также на зуб может быть опробована компьютерная мышь и впоследствии она будет отправлена куда-нибудь за диван. А как она летела!.. Ребенок пробует себя в различных начинаниях. Он может достать крупы из кухонного шкафчика, высыпать их на пол, перемешать и залить водой из лейки, которая стояла на подоконнике... А с каким звуком падают цветочные горшки с подоконника, и в земельке можно поковыряться... Столько всего интересного вокруг!!! Родителей же вся эта деятельность нервирует и злит. Уверенность ребенка в собственных силах во многом зависит от того, насколько свободно мама с папой позволяют ему исследовать мир, как относятся к его экспериментам. Если взрослые то и дело ограничивают малыша: сажают в манеж, запрещают трогать все подряд, заставляют спокойно стоять или сидеть на одном месте, ругают за испорченные вещи, он очень скоро поймет, что его активность - зло, и будет бояться проявлять свою любознательность и инициативу. Легко догадаться, как это аукнется во взрослой жизни.

Третий кризис: кризис трех лет. "Я сам"

Про кризис трех лет много уже написано, но родители характеризуют поведение своего ребенка так: "Он качает права!". К этому возрастному периоду ваш малыш действительно начинает "качать" права. Он понимает, что есть мама, есть папа, есть "Я". "Я" - есть самостоятельная личность. "Я" могу действовать сам. Если раньше вы ему показывали его фото - он говорил: "Это Слава", то сейчас, глядя на это же фото - ребенок скажет: "Это Я". У него появляются свои желания и свои нежелания. Его желания могут идти вразрез с вашими.
Как же вести себя родителям, когда поведение ребенка изменяется с возрастом? Можно конечно надавить и заставить ребенка поступить так, как хочется взрослым. Давление, подкрепленное криками, или наказанием в углу, сделает свое дело. Но это далеко не самый гуманный вариант и "работает" он до определенного возраста. Намного разумней предложить ребенку самому принять решение, сделать выбор: "Ты сейчас будешь есть суп или котлету с картошкой?", или "Ты сейчас оденешь джинсы или вот эти брюки?". Большой выбор предоставлять не надо, а выбрав ребенок уже принимает часть ответственности за свои действия, за свой выбор.

В то же время позволяйте ему проявлять свое "Я" там, где это разумно и не принесет ущерба здоровью ребенка и окружающих. В таком возрасте эффективен принцип пряника: нужно поощрять хорошие поступки и указывать на плохие. Но не нужно забывать про поощрение, а то у нас все очень увлекаются нравоучениями, забывая про все хорошее.

Четвертый кризис: кризис 7 лет.

Естественно, как и любой другой кризисный период - кризис 7 лет не наступит ровно в семь лет. Он может наступить чуть раньше или чуть позже, здесь все индивидуально.

Этот кризис совпадает с поступлением ребенка в первый класс. В этом возрасте ребенок пытается вписаться в общество. Для него становится важным не только признание близкого окружения, но и сверстников. А как добиться успеха у сверстников - хорошо учиться и быть душой коллектива. Так что при выборе школы - учитывайте способности своего ребенка. Если он проявляет успехи в спорте - может вам стоит подумать о спортивной школе или хотя бы о спортивной секции (для поднятия самооценки у ребенка). Выясните у ребенка или понаблюдайте за ним, что ему интересно - и выбирайте дополнительные занятия и кружки по его интересам (а не то, что вам хотелось в детстве).

Пятый кризис: кризис подросткового возраста.

Этого периода с ужасом ожидают многие родители, опасаясь, что ребенок будет неуправляемым. Но некоторые подростки наоборот становятся замкнутыми и молчаливыми.

В подростковом возрасте происходит гормональный взрыв в организме. Поэтому многие подростки ведут себя громко, вызывающе, истерично, буйно. В этом поведении есть призыв к родителям, призыв о помощи. Сами подростки в этом конечно никогда не признаются, но анонимные опросы дают интересные результаты. Большинство подростков хотят, чтобы родители знали и понимали, что с ними происходит, помогали бы решать их личные и школьные проблемы, но так чтобы об этом не знали друзья, сверстники.

И в этом возрасте ваша поддержка очень актуальна! Если у вашего сына-, дочери-подростка не складываются отношения с ребятами, можно перенаправить его активность в общение с другими детьми, предложить заняться творчеством: игрой на гитаре, рисованием, записаться в театральную студию и т.д. Давить в этом возрасте на подростка не стоит и скорее всего давлением вы ничего не добьетесь, кроме как отторжения. Отнеситесь с уважением к его проблемам.

И не думайте, что ваше внимание уже никому не нужно. Даже если ребенок уже выше вас на голову, а дочь уже обзавелась кавалерами - в душе у них еще очень много детского. В душе они очень ранимы. В этом то и заключается весь дисбаланс подросткового возраста: подросток стремится к самостоятельности и в тот же момент еще нуждается в вашей поддержке и внимании.

Сегодня хочется поговорить на тему, которая рано или поздно затрагивает любую семью:

Возрастные кризисы у детей — как распознать возрастной кризис, и как помочь ребенку преодолеть кризис возрастного развития.

У всех детей возрастные кризисы проходят примерно в одном и том же возрасте. Проходят через возрастные кризисы все дети. Особенностью развития детей младшего возраста является ее скачкообразность — периоды плавного и спокойно усвоения и переваривания информации сменяются своеобразными скачками в развитии. И, хотя, для родителей периоды детских кризисов становятся проверкой на прочность, большинство детских психологов едины в своем мнении — кризисы необходимы ребенку для полноценного развития.

Каждый возрастной кризис у детей — это переход ребенка на новую ступеньку самостоятельности.

Это, пожалуй, ключевая мысль, которую нужно понять и помнить родителям. После этого родителям проще понять потребность ребенка и мотивацию его поведения во время кризиса любого возраста. И помните вам тяжело, но ребенку в это время еще тяжелее. Поэтому задача родителей — помочь ребенку научиться понимать себя, свои желания и потребности и таким образом преодолеть очередной кризис возрастного роста.

В детской психологии принято выделять 3 кризисных периода у детей младшего возраста:

  • Первый период — это кризис новорожденности. Наступает он примерно в 6-8 месяцев;
  • Второй период — кризис раннего детства или кризис одного года. Он проходит в период от 12 до 18 месяцев;
  • Третий период — так называемый кризис трех лет. Самый яркий из детских кризисов. Его можно ожидать в период от 2х и до 4х лет.

В различной литературе так же часто встречается кризис пяти лет, но по сути своей — это продолжение или развитие кризиса трех лет.

Проявление возрастных кризисов у детей

Первым признаком приближающегося возрастного кризиса у ребенка является увеличивающееся количество негативных проявлений в поведении. Родители замечают, что ребенка как будто подменили. Сладкий и послушный вчера ангелочек сегодня капризничает, раздражается по любому поводу, любую вашу просьбу воспринимает в штуки.

Начало и конец кризисного периода распознать достаточно сложно. В начале родители не могут распознать кризис сразу потому, что не связывают изменения в поведении ребенка с кризисом, а скорее склонны жаловаться на капризность, непослушание или избалованность ребенка. Окончание кризиса подходит незамеченным поскольку отступает он тогда, когда родители и ребенок учатся жить в гармонии, уважать и принимать интересы друг друга, а происходит это обычно не за один день.

Возрастной кризис 1 года

Возрастной кризис первого года жизни ребенка связан с тем, что ребенок переходит из состояния ползающего малыша, в малыша самостоятельно ходящего и пытающегося высказывать свои первые потребности и желания. Часто в этом возрасте ребенок уже хочет делать многое сам — дотянуться до верхней полки, кушать самостоятельно ложкой, исследовать пространство квартиры на уровне выше полуметра от пола, но при этом физическое развитие, развитие координации и беспокойные заботливые родители не дают ему такой возможности, ограничивая свободу и пространство для исследования и действия.

Самое верное орудие мамы в борьбе с этим кризисом — спокойствие и бесконечная любовь к своему ребенку.

Максимально обезопасьте окружающее пространство и дайте ребенку волю в исследовании пространства. Уберите все действительно опасные вещи с глаз ребенка. Вместо запретов — начинайте объяснять ребенку что это за предметы, зачем они нужны, как они работают. Исследовав многие предметы и не найдя в них ничего интересного для себя ребенок потеряет интерес.

Но только представьте как забавно для малыша наблюдать за мамой, которая каждый раз подрывается и бежит размахивая руками, стоит ему только подойти и потянуться к ручке кухонной плиты 🙂

Возрастной кризис 3 лет

В возрасте около трех лет у ребенка появляется потребность не только делать что-то самостоятельно, но и принимать самостоятельные решения. Ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную, отдельную от мамы и папы личность, со своими желаниями и переживаниями. Переживая этот кризис ребенок понимает свое место в семейной иерархии.

Чтобы максимально спокойно пережить этот период — учитесь (да, да именно Вы, родители, не ребенок) предоставлять ребенку возможность выбора, уважать его как личность, идти с ним на компромиссы и договариваться.

Ребенок не хочет есть кашу? Нет, скорее всего он просто хочет настоять на своем и отказ от той же каши на завтрак для него самый простой способ проявить свое мнение и отрицать ваше мнение. Предложите ему выбрать какую кашу ты хочешь на завтрак рисовую или овсянку? И отвечая вам ребенок озвучит уже свое мнение: Я выбираю на завтрак овсяную кашу. И вот уже и кашу любит, и выбор сделал самостоятельно, и понимает, что его мнение важно.

Важно, что выбор всегда должен быть закрытого типа — с перечислением возможных вариантов и в количестве не более 2-3 штук. Ты будешь овсянку или манную кашу, пойдем гулять на площадку или на горку, оденем вот эту красную или вот эту белую кофту?

Так же не забываем, что у ребенка развивается потребность действовать самостоятельно — расширяйте область действий, которые доступны для ребенка самостоятельно. Активно привлекайте его к помощи и не забывайте хвалить результаты деятельности ребенка.

Возрастной кризис 5 лет

Как мы уже упомянули выше, кризис пяти лет — это продолжение и развитие кризиса 3х лет. Как и предыдущие — это кризис самостоятельности. У ребенка появляется еще больше потребностей в самостоятельных действиях. Оценивайте возможности ребенка и продолжайте расширять перечень дел, которые вы доверяете ребенку. В возрасте 5 лет у ребенка уже могут появиться не просто дела, но и обязанности — полить цветы, подмести пол, помыть свою обувь, накрыть на стол или убрать со стола после еды, убрать свою постель после сна и так далее.

Кроме того, в возрасте 4-5 лет у ребенка начинается период повышенной потребности в общении с окружающими. Родителей часто бывает не достаточно, ребенку становится нужно общение со сверстниками и его отсутствие так же может стать основой для развития кризиса 5 лет.

Возрастной кризис 7 лет

Следующим кризисом для ребенка станет кризис 7 лет — это переход ребенка из детского возраста в статус школьника. Игра для ребенка отходит на второй план, а познание мира ребенок продолжает уже другими способами. В жизни ребенка появляются дополнительные критерии оценки его деятельности.

Более подробно о каждом из кризисов мы напишем отдельно в статьях на нашем блоге, а теперь очень важный вопрос — как вести себя родителям и как помочь пережить ребенку кризисные периоды?

Как пережить кризисы у детей?

  • Постараться понять потребности ребенка в текущем возрастном кризисе;
  • Старайтесь смотреть на происходящее не только со своей позиции, но и с позиции ребенка;
  • Подстраивайтесь под ребенка. Часто яркое протекание возрастного кризиса у ребенка связано с неправильным поведением по отношению к нему самих родителей;
  • Быть последовательными. Устанавливать запреты там, где они угрожают жизни и здоровью ребенка. Не менять своих решений от того, что ребенок плачет или упрашивает;
  • Мотивировать свои решения на доступном ребенку языке;
  • Оставаться спокойным в любой ситуации!

И, в заключении, хочу предложить вам посмотреть видео —

Екатерина Морозова


Время на чтение: 6 минут

А А

Под возрастным кризисом психологи подразумевают период перехода ребенка с одной ступени развития на другую. В это время поведение малыша кардинально меняется, и довольно часто не в лучшую сторону. О том, какие бывают возрастные кризисы у детей, и как с ними справиться, вы узнаете из нашей статьи. Читайте также:

Календарь кризисов ребенка

  • Самый первый психологический кризис ребенка. Проявляется в 6-8 месяцев . Малыш осваивается с новым условиям обитания. Он учится самостоятельно согревать себя, дышать, употреблять пищу. А вот общаться самостоятельно он еще не может, поэтому крайне нуждается в поддержке и помощи родителей.


    Чтобы облегчить этот период привыкания родителям нужно как можно больше внимания уделять малышу внимание : брать его на ручки, кормить грудью, обнимать и защищать от стрессов и тревог.

  • Этот переходный период психологи выявили самым первым, поскольку в это время малыш начинает самостоятельно познавать мир . Он начинает говорить и ходить. Ребенок начинает понимать, что мама, которая находится в центре его мировоззрения, имеет еще и другие интересы, собственную жизнь. Он начинает бояться быть брошенным или потерянным . Именно по этой причини, только научившись немного ходить, малыши ведут себя довольно странно: каждые 5 минут проверяют, где мама, или любыми способами пытаются добиться максимального внимания родителей.


    В возрасте 12-18 месяцев ребенок пытается сравнивать себя с другими и принимать первые волевые решения . Довольно часто это выливается в настоящие «протесты» против ранее установленных правил. Родителям важно понять, что ребенок уже не беспомощен и ему необходима определенная свобода для развития.

  • Кризис 3-х лет

    Это очень острый психологический кризис, который проявляется в 2-4 года . Ребенок становится практически неуправляемым, его поведение сложно поддается коррекции. На все ваши предложения он имеет один ответ: «не буду», «не хочу». При этом довольно часто слова подтверждаются действиями: вы говорите «пора домой», малыш убегает в противоположную сторону, вы говорите «складывай игрушки», а он нарочно их разбрасывает. Когда ребенку что-то запрещают, он громко кричит, топает ногами, а иногда даже пытается вас ударить. Не пугайтесь! Ваш малыш начинает осознавать себя, как личность . Это проявляется в виде самостоятельности, активности и настойчивости.


    В этот нелегкий период родители должны запастись особым терпением . , а тем более наказывать его за это. Такая ваша реакция может только ухудшить поведение малыша, а иногда становится причиной формирования негативных черт характера.
    Однако, четкие границы дозволенного определить необходимо, и отступать от них нельзя. Если вы поддадитесь жалости, ребенок моментально это почувствует и будет пробовать вами манипулировать. Многие психологи рекомендуют во время сильных истерик малыша оставить наедине с собой . Когда нет зрителей, капризничать становится не интересно.

  • Данный переходной период ребенок переживает в возрасте от 6 до 8 лет . В этот период дети активно растут, у них совершенствуется точная моторика рук, продолжает формироваться психика. Вдобавок ко всему этому, меняется его социальный статус, он становится школьником.


    У ребенка резко меняется поведение. Он становится агрессивным, начинает спорить с родителями, огрызаться и кривляться . Если раньше родители видели все эмоции своего чада на его лице, то теперь он начинает их прятать. У юных школьников повышается тревожность , они боятся опоздать на уроки или неправильно выполнить домашнее задание. В результате у него пропадает аппетит, а иногда даже появляется тошнота и рвота .
    Постарайтесь не перегружать ребенка дополнительными занятиями. Пускай он вначале . Попробуйте к нему относиться, как к взрослому, дайте больше самостоятельности. Назначьте ребенка ответственным за выполнение его личных дел. И даже ели у него что-то не получается, продолжайте поддерживать его веру в себя .

  • Подростковый кризис

    Один из самых сложных кризисов, поскольку их дитя становится взрослым. Этот период может начаться, как в 11, так и в 14 лет, и длятся он 3-4 года . У мальчиков он длится дольше.


    Подростки в этом возрасте становятся несдержанными, легко возбудимыми, а иногда даже агрессивными . Они очень эгоистичны, обидчивы, равнодушны к близким и окружающим . У них резко падает успеваемость, даже по тем предметам, которые раньше давались легко. На их мнение и поведение довольно сильно начинает влиять круг общения.
    К ребенку пора начинать относиться уже, как к вполне взрослому человеку, который может сам отвечать за свои поступки и принимать решения . Помните, что, несмотря на самостоятельность, ему все еще необходима поддержка родителей .

Реферат по возрастной психологии

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

факультет психологии

кафедра общей психологии

Москва, 1999г.

Введение.

Процесс развития ребенка прежде всего нужно рассматривать как процесс стадиальный. Самое существенное для детской психологии-это выяснение перехода от одной стадии (или периода) к другой.

Что такое детский возраст, период? Существуют ли объективные признаки, критерии этих периодов? Некоторые авторы рассматривают этот процесс в координатах времени, деля время на промежутки, не выделяя стадии.

Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития,-это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) основным или ведущим типом деятельности (существует несколько различных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития);

3) основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).

Перечисленные показатели находятся в сложных отношениях. Так, возникшие в данный период новообразования меняют социальную ситуацию детского развития: ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. Иными словами, возникнув в определенной социальной ситуации, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают.

Проблема периодизации детства давно привлекала внимание психологов. Существует много классификаций периодов детства. Их можно разделить на два типа.

1. Моносимптоматическое выделение периодов (по одному определенному признаку). Такую классификацию предложил П. П. Блонский, который ввел понятие «энергетический баланс». Последний связан со степенью окостенения скелета. Показателем же окостенения может служить наличие и состояние зубов. Поэтому предложенные им периоды детства называются так: беззубое, молочно-зубовое и постояннозубое детство. По окостенению, конечно, можно представить календарный возраст ребенка, что, однако, не имеет прямого отношения к психологическому периоду детства, этот признак вообще не имеет отношения к развитию психики.

Аналогичную классификацию предложил в свое время В. Штерн (1922) по симптому развития речи. Однако можно ли по какому-либо одному симптому судить о развитии? К тому же все эти классификации не вскрывают, что же лежит за некоторой симптоматикой периодов детства.

2. Полисимптоматические классификации типичны для описательного этапа детской психологии. Но они также не дают оснований судить о том, какие психологические процессы лежат за описанием отдельных периодов детства.

Вместе с тем эмпирические наблюдения позволили обнаружить два типа периодов развития ребенка. Одни текут очень медленно, с незаметными изменениями (они были названы стабильными периодами). Для других, наоборот, характерны стремительные изменения в психике ребенка (они были названы критическими периодами). Эти типы периодов как бы перемежают друг друга.

Своеобразна история открытия критических периодов. Сначала был выявлен период полового созревания, затем кризис трехлетнего возраста. Следующим был обнаружен кризис семи лет, связанный с переходом к школьному обучению, и последним - кризис одного года (начало ходьбы, возникновение слов и т. п.). Наконец, начали считать критическим периодом и факт рождения.

Общий признак критического периода - нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально-вариативно (это зависит, в частности, от поведения взрослых).

В настоящее время можно представить следующую периодизацию детства:

кризис новорожденности;

младенчество (первый год жизни);

кризис первого года;

раннее детство;

кризис трех лет;

дошкольное детство;

кризис семи лет;

младший школьный возраст;

кризис 11-12 лет;

подростковое детство.

Некоторые психологи в последнее время вводят в периодизацию детства новый период - раннюю юность.

Общая характеристика кризисов детского развития.

Кризисы детского развития характеризуются с чисто внешней стороны чертами, обратными по отношению к тем периода, которые названы устойчивыми или стабильными возрастами. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени, исчисляемого несколькими месяцами, годом или самое большее двумя, сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах своей личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер. В эти периоды оно напоминает революционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем форму острого кризиса.

Первая особенность таких периодов заключается в том, что границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ними возрастов, являются в высшей степени неотчетливыми. Кризис возникает незаметно - трудно определить момент его наступления и окончания. С другой стороны, характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастного периода. Наличие такой кульминационной точки, в которой кризис достигает своего апогея, характеризует все критические возрасты и резко отличает их от стабильных эпох детского развития.

Второй особенностью этих возрастов является то, что и послужило отправной точкой их эмпирического изучения. Значительная часть детей, переживающих критические периоды своего развития, обнаруживает трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из той системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. В школьном возрасте в критические периоды у детей обнаруживается падение школьной успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами.

Правда, все это встречается далеко не всегда. У разных детей критические периоды протекают по-разному. В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной ситуации детей существует гораздо больше вариаций, чем в стабильные периоды. У многих детей в эти возрасты вовсе не наблюдается сколько-нибудь ясно выраженной трудновоспитуемости или снижения школьной успеваемости. Размах вариаций в протекании этих возрастов у разных детей, влияние внешних и внутренних условий на протекание самого кризиса настолько значительны и велики, что дали повод многим авторам поставить вопрос о том, не являются ли вообще кризисы детского развития продуктом исключительно внешних, неблагоприятно действующих на ребенка условий и не должны ли они поэтому считаться скорее исключением, чем правилом в истории детского развития (Буземан и др.).

Внешние условия, разумеется, определяют конкретный характер обнаруживания и протекания критических периодов. Различные у различных детей, они обусловливают крайне пеструю и многообразную картину различных вариантов критического возраста. Но не наличием или отсутствием каких-либо специфических внешних условий, а внутренней логикой самого процесса развития обусловлена необходимость критических переломных периодов в жизни ребенка. В этом убеждает нас изучение относительных показателей.

Так, если перейти от абсолютной оценки трудновоспитуемости к относительной, основанной на сравнении степени легкости или трудности воспитания ребенка в предшествующий или последующий кризису стабильный период, со степенью его трудновоспитуемости в период кризиса, то нельзя не увидеть, что всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте. Точно так же, если перейти от абсолютной оценки школьной успеваемости к ее относительной оценке, основанной на сравнении темпа продвижения ребенка в ходе обучения в различные возрастные периоды, то нельзя не увидеть, что всякий ребенок в период кризиса снижает темп продвижения сравнительно с темпом, характерным для стабильных периодов.

Третьей и, пожалуй, самой важной в теоретическом отношении особенностью критических возрастов, наиболее неясной и поэтому затрудняющей правильное понимание природы детского развития в эти периоды, является отличающий их негативный характер развития. Все, кто писал об этих своеобразных периодах, отмечал в первую очередь то обстоятельство, что развитие здесь, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывное построение нового, которое так отчетливо выступало во всех стабильных возрастах, в периоды кризиса как бы затухает и гаснет, временно приостанавливается. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что сложилось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Ребенок в эти периоды не столько приобретает, сколько теряет многое из приобретенного прежде. Эти возрасты не отмечаются при своем наступлении появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни. Ребенок, вступающий в эти периоды, скорее характеризуется обратными чертами: он теряет интересы, вчера еще оказывавшие направляющее влияние на всю его деятельность, которая недавно поглощала большую часть его времени и внимания, а теперь как бы замирает; прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают. Л. Толстой назвал образно и точно один из таких критических периодов детского развития "пустыней отрочества".

Ребенок перестал слушаться, капризничает, устраивает истерики и доводит до белого каления? Поздравляем, вы вступили в фазу возрастного кризиса. Почему вы, а не ребенок? Потому что меняться придется, прежде всего, вам. Возрастной кризис означает, что дитя уже выросло из существующей системы отношений. Ему нужны новые отношения с миром и взрослыми и новые правила. Обеспечить ему это можем только мы.

Механика детского возрастного кризиса

Психика растущего человека не развивается плавно, как восхождение на холм. Нет, по дороге к взрослости придется преодолеть несколько бурных горных потоков, из которых ребенок выходит качественно иным, накачав новые психологические мускулы. У каждого кризиса свои задачи и свои желательные результаты. Не достигнув этих результатов, нельзя сформировать зрелую здоровую психику. Не получится полноценная интеграция в социум, не выйдет самостоятельная, уверенная в себе личность.

Любой кризис начинается из изменения потребностей ребенка. Еще вчера годовалый малыш держался за мамину ногу и тревожно сканировал пространство на предмет наличия в поле зрения близкого человека, а сегодня он уже удирает от всех в другую комнату, чтобы без помех залезть в шкаф. Потребность в безопасности насытилась, появилась уверенность в передвижениях, и проснулся исследовательский инстинкт.

Нормативные возрастные кризисы и оптимальные родительские стратегии

Нормативными возрастные кризисы называют по одной простой причине – они настигают всех людей. Больше того, их наступление необходимо для формирования здоровой психики. Поэтому начало кризисного периода – это повод для радости, а не наоборот.

Задачи:

  1. Развитие примитивной физической самостоятельности.
  2. Удовлетворение исследовательской потребности.

Новообразования:

  1. Самостоятельный процесс взаимодействия с окружающими вещами и предметами.
  2. Речевое общение.

Опасности этого периода:

Опасность физических травм

изменение системы отношений из преимущественно физического воздействия на речевое общение. Взрослый становится главным источником познавательной информации. У малыша появляется настоятельная потребность освоить речь, чтобы объяснить взрослым, что ему нужно и чего он хочет. Это происходит через кризис. Он сердится, злится, что у него не получается донести до взрослых свои желания, проявляет усилие и оно приводит к нужному результату.

В этот период важно не прятать от ребенка все подряд, а показывать и рассказывать, как действовать с тем или иным предметом. Осваивая предметный мир, малыш манипулирует с любыми субстанциями и это ему нужно для развития. Таким образом, он не вредничает, когда лупит ладошкой по каше, а изучает окружающий мир.

Задачи:

Обретение «самости»: я лучше знаю, чего я хочу, поэтому я все буду делать сам.

Новообразования:

  1. Развитие самосознания.
  2. Появление навыка выполнения жизненных задач: постановка цели, план, действие, результат.
  3. Освоение элементарных бытовых навыков и основ социального взаимодействия.

Опасности:

Опасность физических травм (например: могут вырывать руку прямо на дороге). Неудовлетворенная потребность в самости приведет к развитию невротических явлений.

Оптимальная родительская стратегия: отказ от жесткого диктата, поощрение самостоятельности при сохранении контроля.

Замечено, что дети в кризисе трех лет в детском саду ведут себя намного лучше, чем дома. Это объясняется тем, что дошкольное учреждение заинтересовано в скорейшем обретении самостоятельности ребенком, в то время как дома маме проще самой одеть, обуть, накормить. Но ребенок нуждается в чувстве, что он тоже что-то умеет и эту потребность важно удовлетворить.

Психологи советуют в этот период использовать игру, а прямые указания заменить вопросительными интонациями и ироничным общением. Пусть большинство своих: «я сам» малыш удовлетворяет в игре. Это безопасно и познавательно.

Задачи:

Познание окружающего мира во всем его многообразии.

Новообразования:

  1. Появление интереса к теоретическим наукам.
  2. Повышение уровня интеллекта.
  3. Рост саморегуляции.

Опасности:

Серьезные опасности отсутствуют.

Оптимальная родительская стратегия: ввести в мир теоретических знаний. Самый благоприятный период для овладения чтением, письмом, счетом. Негативизм пойдет на убыль, как только ребенок полноценно включится в интеллектуальную деятельность и почувствует, что рамки игры уже не являются единственно возможными для познания окружающего мира.

Задачи:

  1. Поиск новых способов взаимодействия с окружающими.
  2. Формирование самосознания.
  3. Самоосознание себя в социуме.

Новообразования:

  1. Приобретение навыков общения со сверстниками и создание собственного социального круга.
  2. Завоевание самостоятельности.
  3. Появление ответственности за свои действия.
  4. Ответ на личностные вопросы: кто я, какой я, чего я хочу, что для меня хорошо и что для меня плохо.

Опасности:

Кроме опасности саморазрушающего поведения, существует опасность не пробиться через сопротивление взрослых, застрять в до подростковом периоде. «Наградой» за это будет пожизненный инфантилизм.

Оптимальная родительская стратегия:

  • Уход от конфликтных ситуаций. Стремление взрослых любым путем настоять на своем мнении и видении может спровоцировать все что угодно: уход из дома, алкоголь, ранний секс.
  • Проявление уважения к ребенку, несмотря ни на что. Авансом.
  • Поддержка во всех трудных ситуациях.
  • Уважение желания побыть одному, дистанцироваться от общения со всеми.
  • Совместный поиск новых форм взаимодействия с постепенным расширением зоны личной самостоятельности подростка.
  • Уважение к найденным способам взаимодействия с миром и решения жизненных проблем. Дети должны все это выработать сами, так как мир родителей отличается от мира, в котором придется жить их детям. Старые способы в нем могут просто не работать.

Характерен только для тех юношей и девушек, которые не справились с трудностями подросткового периода. Суть этого кризиса заключается в страхе перед ответственностью за свою жизнь. Одни из-за этого впадают в зубрежку, надеясь, что диплом закроет их от настоящей жизни и ее проблем, другие уходят в разгул, третьи старательно ищут на кого переложить ответственность, за кем спрятаться. Как ни странно, именно кризисом затянувшегося детства объясняются ранние браки. Это попытка обрести себе вторую маму или отца.

Чем скорее родители осознают изменения и пойдут навстречу ребенку, тем спокойнее пройдет любой кризис. Но так не бывает. Папе и маме всегда нужен «запрос», поэтому чадо и включает опции: «капризуля», «не хочу - не буду» и, характерное для подростков: «отстаньте от меня все». Естественно, ребенок не понимает, что с ним происходит. Просто внутреннее напряжение от неудовлетворенных новых потребностей все время растет и, в конце концов, выливается в открытый протест и негативизм. Как только семейная система со скрипом, или без, развернется в сторону необходимых изменений, а ребенок приобретет новые навыки, помогающие ему жить в обновленном собственном мире, детский возрастной кризис закончится.