Принципы работы по повышению педагогической культуры родителей. Пути повышения педагогической культуры родителей

Формирование психолого-педагогической культуры родителей

Составила педагог д/о Шаталова ЕВ.

21.11.17 «Педагогическая мастерская»

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

Старый школьный афоризм

Давайте сегодня поговорим о таком важном понятии, как педагогическая культура. В своих учебных планах, в графе взаимодействие с родителями мы пишем: индивидуальное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей. Что же включает в себя эта графа?

Давайте посмотрим, с чего начинается современное воспитание в семье? С эффективного домашнего воспитания. Но может ли дать воспитательный эффект если автономное семейное воспитание личности ребенка? Ответ однозначен -нет. Эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. Возникает вопрос, с чего нам, педагогам дополнительного образования начать?

Сначала! С педагогической культуры, ведь родитель- это самый главный педагог в жизни ребенка. Разберемся с этим понятием.

Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура включает несколько компонентов:

    понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

    знание о развитии, воспитании, обучении детей;

    практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществление воспитательной деятельности;

    продуктивную связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа, дополнительное образование).

От деятельности взрослых, и прежде всего родителей, во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, который играет решающую роль в формировании и развитии личности, в изменении в воспитательных целях микросреды ребенка.

Цель и задачи взаимодействия педагогов с родителями

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, необходимо отметить, что существуют «нормальные» и деструктивные детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии

ребёнка.

Детско-родительские отношения включают субъективно-оценочное,

сознательно-избирательное представление о ребёнке, которое определяет

особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приёмов воздействия него.

Причины деструктивных детско-родительских отношений можно

разделить на три группы:

    неправильные представления родителей об особенностях проявления

родительских чувств;

    недостаточность психолого-педагогических знаний родителей о возрастном развитии ребёнка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;

    недооценка роли личного примера родителей и единства требований,

предъявляемых к ребёнку.

Для гармонизации детско-родительских отношений необходимо осуществление взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, направленное на формирование психолого-педагогической

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, воспитания и осуществления полноценного развития каждого

ребёнка.

Определим основные задачи работы с родителями:

1. Согласование ценностных основ воспитания ребёнка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребёнке

взрослые.

2. Согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей,

то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким

следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка.

3. Согласование поведенческих воздействий в отношении ребёнка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребёнка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нём изменений.

Однако, говоря о согласовании воздействий на ребёнка со стороны родителей (законных представителей) и педагога, следует признать, что активной стороной здесь является последний. Педагог организует взаимодействие с родителями и предлагает им для освоения своё информационное поле, в котором представлены различные аспекты педагогики и возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес и ценность для родителей.

Принципы организации работы с родителями

Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.

Первый – обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.

Психолого-педагогическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с педагогом, у него есть на это причины. Такими формами могут быть родительские собрания, открытые уроки, беседы на различные, порой и не значительные темы.

Второй – это открытость и конгруэнтность педагога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что педагог осознаёт и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей. А возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия. Поэтому он и даёт им право скептически относиться к советам, право иметь и проявлять в отношении педагога различные чувства. В начале взаимодействия педагог чужой для этой семьи человек, его слова, поступки, имеют право интерпретироваться родителями как угодно, и рассматриваться в любом «свете», другое дело, что в процессе постоянного и открытого диалога, педагог и родитель начнут понимать друг-друга, относится друг к другу, как к членам семьи, где объединяющее начало - не кровная связь, а любовь к ребенку, желание вырастить ребенка успешным, трудолюбивым и счастливым!

Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с педагогом различными способами. Большинство родителей мало знают о возможностях педагога, поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия (вдруг педагог увидит то, что не хотелось бы показывать), либо недооценка его значимости, но и в том и в другом случае возникает стремление избежать учителя. Мотивирование необходимо ещё и потому, что взаимодействие с педагогом может актуализировать у родителей собственные внутриличностные конфликты. Поэтому мотивация к взаимодействию должна быть сильнее собственного сопротивления к работе. Если родитель не приходит на встречу к педагогу – это означает, что его неправильно позвали. Из опыта работы наших педагогов, уже сейчас можно сказать, что возможность родителя прийти на любое учебное занятие, специально организованные открытые занятия, на которых педагог не только показывает чем занимаются дети, но и знакомит с возрастными трудностями, способами их преодоления, показывает перспективы дальнейшего развития. Предлагает родителям попробовать, вместе с детьми, «отработать» часть учебного занятия. Прочувствовав с чем ребенок имеет дело, трудности усвоения и радость труда родители горят активностью и желанием помочь педагогу. Следует отметить, что организуя такие занятия следует учитывать свободное время родителей. Как правило, такие занятия мы проводим после работы родителей. Практика показала, что в выходной день родители планируют время для своей семьи. В после рабочее время, «по привычке» родитель идет вместе с ребенком на занятие и, занимаясь деятельностью, которая для них нова, но желанна - они психологически открыты к восприятию всего, что им показывается и говорится. Такой подход позволяет:

    родителям найти «свободное время» для того, чтобы побыть с ребенком рядом, показать ему, свой интерес к выбранной деятельности;

    наладить взаимопонимание между родителями и педагогом;

    дает такой толчок к взаимодействию, какой не даст ни одна индивидуальная беседа.

Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно.

Их можно разделить на три основные группы.

К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы и семьи.

Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.

К третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.

В приложении описаны методы, которые наиболее эффективны для взаимоотношений с родителями.

Какую же помощь семье может оказать педагог д/о?

Основными направлениями педагогической помощи можно назвать:

    организационно-педагогическую работу с родителями;

    осуществление педагогического просвещения родителей и проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания учащихся.

Свое влияние на воспитание учащихся в семье осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания.

На родительских собраниях обсуждаются наиболее актуальные для данного периода времени проблемы образовательной деятельности, проблемы возрастного развития, педагогической культуры родителей, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Темы родительских собраний подсказывает сама жизнь. Идет занятия, за дверями собирается дети и родители, которые готовятся пойти на следующее занятие. Мы слышим, как родители разговаривают с детьми - «агрессивно, односторонне». Можно пройти мимо такой ситуации, а можно рассказать родителям об агрессивном общении. После такого собрания, общение детей и родителей меняется, ведь в суете и постоянных заботах, мы не замечаем, как мы общаемся и не думаем о том, что из этого общения выносит наш ребенок. Родители очень любят своих детей и хотят их видеть счастливыми, поэтому они начинают внимательно следить за собой, своим поведением.

Общаясь с группой родителей педагог дополнительного образования рассказывает о деятельности детей в объединении, узнает, как ребенок ведет себя дома, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной и воспитательной работы.

Родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственность как детей, так и родителей за решение поставленной задачи. Следует подчеркнуть, что влияние педагога на воспитательную деятельность семьи во многом зависит от того, в какой мере он ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению.

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.

Существенным фактором влияния педагога дополнительного образования на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию. При этом необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.

Первое правило гласит, что о снова работы педагога - действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей - взаимное уважение. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в условиях любого образовательного учреждения.

Второе правило говорит о необходимости доверия к воспитательным возможностям родителей, повышения уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания педагога. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило связано с соблюдением п едагогического такта, недопустимости неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший педагог в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются.

Четвертое правило указывает на преобладание ж изнеутверждающего, мажорного настроя в решении проблем воспитания, опоры на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентацию на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

«Лесенку» используемых методов можно представить следующим образом:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции - казалось бы, знакомые методы, а с каким вниманием родители перечитывают то, что предлагается им педагогами на различных стендах, прислушиваются к тому хорошему, что педагог заметил в ребенке и каким образом он предлагает дальше развиваться в каком направлении он предлагает двигаться.

2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги.

В заключении попытаемся обобщить всё сказанное. Взаимодействие с родителями с целью формирования у них психолого-педагогической компетентности в вопросах образования, воспитания и осуществления полноценного развития каждого ребёнка можно разделить на 2 важных этапа.

1этап. Использование знакомых родителям форм и методов, в которых от них потребуется минимальная активность.

2этап. По мере появления доверия между педагогом и родителями, включаются методы с постепенным повышением активности родителей, не забывая включать в работу с родными ребенка менее знакомые им методы.

Список литературы:

1. Формирование психолого-педагогической культуры родителей через многообразные формы обучения/ Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.

Приложение

Формы и методы организации взаимодействия педагогов и родителей

Наименование

группы методов

Цель, назначение использования

Формы

Информационно-

аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях школьного учреждения и построение грамотного общения с родителями.

Проведение

социологических срезов, опросов «Почтовый

ящик», Индивидуальные

блокноты», анкетирование, тесты-опросники.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей

практических навыков воспитания детей.

Семинары- практикумы.

Тренинги. Форум-театр.

Проведение собраний,

консультаций в

нетрадиционной форме.

Мини-собрания.

Игры с педагогическим

содержанием.

Педагогический

брифинг.

Устные педагогические

журналы.

Исследовательско-

проектные, ролевые,

имитационные и деловые игры.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми.

Совместные праздники,

мероприятия, экскурсии.

Выставки детско-

взрослых работ.

Кружки, секции, клубы.

Наглядно-

информационные:

информационно-

ознакомительные,

информационно-

просветительские

Ознакомление родителей с работой учреждения образования, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей

знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли школы, оказывают практическую помощь семье.

Информационные

проспекты.

Открытые просмотры

образовательной

деятельности с детьми.

Фотографии, выставки

детских работ, стенды,

папки-передвижки

Жукова Людмила Александровна

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ульяновский техникум приборостроения

Повышение педагогической культуры родителей обучающихся

Анализ современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации подростка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания, оказываются невосполнимыми и проявляются в асоциальном поведении подростка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях личностного развития, в проявлениях девиантного поведения подростка.

Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания подростков родителями с достаточно невысоким уровнем педагогической культуры, которая проявляется иногда в сильной мотивационной ограниченности в решении проблем семейного воспитания, неготовности менять сложившиеся стереотипы воспитания.

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с недостаточным уровнем их педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у подростка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержках психического развития.

Поэтому формирование педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества, выступает частью современной социальной политики государства.

Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества. Уровень педагогической культуры родителей зависит также от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом.

Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Огромную роль в повышении педагогической культуры родителей играет образовательная организация, в которой проходит обучение и воспитание подросток. Только путем педагогического взаимодействия родителей и педагогов можно добиться значительных успехов в деле повышения педагогической культуры родителей.

В своей педагогической практике работы с родителями широко применяю ряд мероприятий по повышению педагогической культуры родителей, как то:

- Индивидуальное консультирование родителей – основной задачей этого способа взаимодействии является изменение неадекватных родительских позиций, улучшения стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия.

- Мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, сотрудников ИПДН, специалистов из наркологических центров, юристов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей (например: «Индивидуальные особенности подростков 15-17 лет», «Возрастные кризисы развития подростка», «Искусство хвалить и наказывать»).

- Г рупповые дискуссии, в основе которых - конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и самим педагогом, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы родительства», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссий заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;

- Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, помогает доступно и убедительно донести необходимую педагогическую информацию), Можно составить и постоянно обновлять стенд «Для вас, родители» содержащий информацию о повседневной жизни группы, о текущей и воспитательной работе в ПОО и семье. Стенд «Советы и рекомендации» может содержать рекомендации психолога и социального педагога по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета и др. Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей детей и семей. Так, для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут представлены практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Там же стоит поместить перечень инстанций, где родители смогут получить квалифицированную помощь и поддержку.

- К нижная терапия - к наглядной просветительской работе можно отнести и книжную терапию, суть которой заключается в обсуждении содержания специально подобранных к семинару, к родительскому собранию научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать свои методы и приемы воспитания.

- Родительские конференции - данный метод работы с родителями проводится 11-2 раза в год, они предназначены для обмена опытом воспитания. Мысли, высказанные на них родителями и подкрепленные их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам семейного воспитания, например: «Эстетическое воспитание подростков в семье», «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у подростка познавательной активности и интереса к учению» и т.д. В своей педагогической практике широко использую данную работу по обмену опытом родителей, чьи дети- подростки достигли хороших успехов в учебе, спорте, общественной деятельности и др. Когда родители на практике узнают информацию о том, как воспитываются дети в других семьях, они нередко перенимают опыт воспитания, могут обратиться к родителям по сложившейся ситуации в их семье.

- День открытых дверей объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей образовательной организации. К их проведению в ПОО привлекаются педагоги, методисты, социальные педагоги, психологи и т.д. Родители получают возможность: наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей; перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки и внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как работают сами ребята, что требует от них преподаватель, какими приемами он пользуется. Отцы и матери убеждаются, как сложен и ответствен труд педагога, видят, чем располагает ПОО для обучения и воспитания детей. Это весьма эффективный путь наглядного, конкретного обучения родителей. Дни открытых дверей проводятся в нашем учебном заведении один раз в год.

- Практические занятия - еще одной формой работы по повышению педагогической культуры родителей, которые применяются мною в моей практике по повышению уровня педагогической культуры родителей являются практические занятия, направленные на выработку и закрепление педагогических умений и навыков мам и пап. Разрыв между теоретическими представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умением применять их на практике является наиболее характерным недостатком образовательной системы. Так, например, родителям (после теоретического ознакомления с определенными аспектами воспитательной деятельности) можно предложить проиграть различные жизненные ситуации, в том числе и конфликтные. Умение идти на компромисс, слушать, разрешать спорные ситуации, понимать позиции другого человека и многое другое - это важные моменты в общении с подростками. Проигрывание различных «конфликтных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы взаимоопределяемых решений, позволяет посмотреть на нее со стороны, без излишней эмоциональной включенности.

- Просвещение через интернет : создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания.

- Родительское собрание является основной формой взаимодействия педагога с родителями. Оно призвано стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач и т.д.

Необходимо отметить, что эффективность и результативность работы по формированию педагогической культуры родителей выше, когда коллективные формы (конференции, дискуссии, диспуты, лекции) сочетаются с групповой и индивидуальной работой; педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу; теоретические знания – с решением практических задач воспитания: обменом опыта родителей по вопросам семейного воспитания, разбором конкретных жизненных ситуаций.

Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы такие принципы, как: гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей; обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса; интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей; управление взаимодействием детей и родителей; единство педагогического просвещения и самообразования родителей; многообразие форм работы с родителями; стимулирование родителей к сотрудничеству; принцип добровольности; принцип конфиденциальности.

Таким образом, семья в значительной степени определяет успешность воспитания ребенка, поэтому важным этапом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач педагогов образовательных учреждений.

Список использованной литературы:

1.Арнаутова Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993. 208 с.

2.Головинова Г. Н. Семья – забота общая. М.: УЦ «Перспектива», 2010. 136 с.

3.Недвецкая М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: УЦ Перспектива, 2011. 152 с.

4.Никитина Е. Л. Повышение педагогической культуры родителей учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII международной научно- практической конференции – Новосибирск: СибАК, 2012, 37с.

Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Одним из распространенных способов консультирования родителей является наглядная информация в виде папок передвижек, стендов, газет. Так как родитель в виду своей занятности не всегда успевают пообщаться с педагогом лично, ему удобнее посвятить 3-5 минут для прочтения информационного блока. Стенды и папки, оформленные педагогами группы, являются наглядной пропагандой, которая направлена на ознакомление родителей с содержанием, методами воспитания в ДОУ, оказанием практической помощи малышу в семье. Содержание и темы определяется пожеланиями родителей или по усмотрению педагогов.

Как и формы, методы работы с родителями делятся на несколько групп.

Е.П. Арнаутова выделила следующие методы активизации опыта родителей [Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2001] :

Методы активизации

    на основе вербального канала общения: дискуссионные вопросы и обсуждение нескольких точек зрения на проблему; решение проблемных задач семейного воспитания; обращение к опыту семейного воспитания; обмен мнениями между родителями по поводу детских высказываний о чем-либо; рисунков на заданную тему; других результатов продуктивной деятельности; использование примеров из литературы: детской, художественной, научно-популярной и пр.; анализ педагогических ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком и мотивов детского поведения в них.

    на основе межличностного канала общения: целевые наблюдения за детьми в деятельности с фрагментарным вовлечением родителей в эту деятельность;самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания; непосредственное практическое взаимодействие родителей с ребенком в различных детских видах деятельности (игровой, учебной, спортивной и др.) и его анализ; игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения и анализ; тренинговые занятия с элементами игровых действий, учебных по смыслу; элементы артметодов общения (совместные танцы родителей и де детей, рисуночные методики, театрально-игровое взаимодействие); метод «сочинений».

Е.П. Арнаутова указывает, что перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Поле зрения родителей на воспитательную проблему расширяется, они могут даже поставить под сомнение свое собственное представление о проблеме.

Использование различных методов активизации родителей способствует повышению гибкости родительской позиции, дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком. Результаты внедрения активных методов общения с родителями в работу дошкольного учреждения показывают, что родители, находившиеся ранее в роли «зрителей» и «наблюдателей», постепенно становятся активными участниками воспитательной деятельности, исследователями собственного родительского поведения. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивать свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в вопросах воспитания.

Другая группа методов - методы формирования педагогической рефлексии.

О.Л. Зверева в понятие «педагогическая рефлексия» включает умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, осуществлять выбор воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации [Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. - М., Айрис - пресс, 2006].

Под воздействием каких социально-экономических преобразований менялся институт семьи и родительства? Современный родитель оказался на пороге возникновения множественности форм собственности, в том числе частной, которую специалисты называют «исторической базой» возникновения экономического расслоения семей на малообеспеченные, со средним достатком и высокообеспеченные. У родителя появились разные роли на рынке труда: от безработного, наемного работника до предпринимателя и бизнесмена. Поколение российских родителей последнего десятилетия столкнулось с нарушением общественно необходимого уровня платы за труд, с практикой неплатежей, отсрочек, низкой индексацией доходов на фоне инфляции, с потерей работы и пр. Российская семья испытывает до сих пор стресс от последствий либерализации отношений с государством, когда резко снизилась его роль в области социальных гарантий, в то время как далеко не все семьи были готовы к этому. В условиях экономического давления и социальной напряженности более чем для 70 % российских семей стало тяжелой ношей преодолевать в одиночку критические эмоциональные нагрузки, которые испытывают и бедные, и богатые семьи, ощущают на себе и молодые, и старые члены семей, и здоровые, и больные. В результате в обществе обострились такие трудноразрешимые социальные проблемы, как детская безнадзорность, эксплуатация несовершеннолетних детей, делинквентное родительство (отказ от родившегося ребенка, жесткие формы обращения с ребенком и др.), преступность и виктимогенность социума, рост социально значимых заболеваний и др. В условиях столь динамично меняющегося общества именно дети оказались наиболее социально уязвимыми и незащищенными от реальных и потенциальных опасностей социализации. Не случайно, по официальным данным, значительно увеличилось число детей с неврозами и поведенческими расстройствами. [Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.]

Примечательно, что сегодня в общественном дошкольном образовании все больше руководителей и целых педагогических коллективов, выполняя функцию связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей; социально-образовательную среду дошкольного учреждения и культурно-воспитательные силы других социальных институтов образования, прежде всего школ; а также муниципальные службы социальной поддержки. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечивать непрерывность сопровождения процессов социализации ребенка с раннего до младшего школьного возраста в едином социальном пространстве жизни ребенка «семья – детский сад – школа – микрорайон». Важно то, что для каждой семьи она выступает равнодоступным социальным стартом при переходе дошкольника в следующую социально-демографическую группу с вхождением его в школьную жизнь.

Осознание специалистами дошкольных образовательных учреждений ценности соответствия своей профессиональной деятельности интересам и социокультурным потребностям семейного социума ребенка является важным шагом обновления связей семейного и общественного воспитания в современных условиях. Ведь, по единодушному признанию специалистов, именно семейная социализация ребенка сегодня наиболее кризисное звено в совокупности социальных сред. Поэтому интеграцию социальных институтов важно осуществлять через призму интересов семьи как первичного источника социализации в дошкольные годы, когда эмоциональный и социальный опыт ребенка сильно зависит от семейных связей, качества детско-родительских отношений и педагогической компетентности родителей.

Актуальной задачей социально-педагогической практики дошкольного образовательного учреждения является также повышение педагогической компетентности родителей. Задача не новая, но с течением времени подвергающаяся различным модификациям. Реализуя эту задачу сегодня, важно помнить, что приоритетная ценность и социальная функция семьи – выступать для ребенка «эмоциональным тылом», обеспечивать базисную потребность в безопасности и безусловном принятии. С этой точки зрения любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Отсюда все содержание общения с родителями подчинено, по существу, единственной теме – как достичь взаимно счастливых и эмоционально здоровых отношений взрослых и детей в семье. Чрезвычайно важно, чтобы содержание общения с родителями дошкольников отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка. В противном случае такая ситуация создает преграду к тому, чтобы рекомендации специалистов были услышаны и приняты родителями. Рискнем предложить воспитателям примерный перечень тематических встреч с родителями, ценных с точки зрения семейной социализации ребенка. Сам воспитатель или другой специалист дошкольного учреждения могут корректировать последовательность, количество тем и примерное закрепление их по возрастным группам.

Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к проведению работы, включающего:

    изучение семей воспитанников;

    проведение работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей;

    создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий (праздников, консультаций, выставок детского рисунка, игротек, совместного просмотра театрализованной деятельности и т.п.).

От квалификации и культуры педагога зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Воспитатель осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями. Направляет, просвещает и даже контролирует родителей. [Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.]

Проводит систематическую работу по изучению семьи:

    осуществляет наблюдение за детьми и их общением с родителями (как дети вечером встречают своих родителей, с какими просьбами обращаются к ним и др.), какие вопросы родители чаще всего задают педагогам, какова реакция родителей на детские шалости и капризы;

    посещает семьи, в процессе чего педагог может оценить характер взаимодействия взрослых членов семьи с ребенком, создание условий для традиционных детских видов деятельности – игры, чтения, рисования, конструирования;

    проводит анкетирование родителей, что позволяет получить информацию о возрасте родителей, их образовании, интересах, отношении к ребенку; выявить трудности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, их желания и надежды относительно будущего своего ребенка, пожелания и предложения. Итогом всей этой работы должен стать портрет родителей, в котором найдут отражение результаты проведенного изучения;

Педагог проводит работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей:

    информирует родителей о нормативных основах прав детей;

    вовлекает членов семьи в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках детского рисунка, игротеках и других мероприятиях детского сада;

    консультирует родителей, используя очно заочную форму (при индивидуальном общении и в письменном виде);

    индивидуально консультирует и посещает на дому детей, родители которых относятся к «группе риска»;

    совместно с родителями разрабатывает общегрупповые традиции, организует праздники, посвященные началу и окончанию учебного года, календарные праздники, связанные с семьей (День матери, День защиты детей и т.п.);

    организует выставки, на которых представлены результаты художественно эстетической деятельности детей и родителей (фотоматериалы, поделки, музыкальные номера, инсценировки и т.п.);

    проводит спортивные мероприятия, походы, организует обмен опытом по использованию здоровых сберегающих технологий в домашних условиях;

    разрабатывает игры и игровые упражнения, которые родители могут использовать с целью познавательно речевого развития детей в домашних условиях.

Под психолого-педагогическим образованием родителей в том значении, в котором будет использован этот термин в данном исследовании, понимается систематически проводимая работа по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в различных областях семейного воспитания.

Принципы взаимодействия сотрудников дошкольного образовательного учреждения с родителями:

    Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.

    Помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми. Такого как он (она) нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. Поэтому в педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

    Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

    Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

    Изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

    Проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка, бумаги или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей – уважение к воспитателям их детей.

    Регулярно, в процессе индивидуального общения с родителями, обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

    Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Для того чтобы, при общей занятости, у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особую организацию, содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура. [Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М., 2002. – 120 с. ]

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. И если детский сад не будет уделять должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родителей и педагогов посредством психолого-педагогического семейного консультирования.

Алена Немсадзе
Повышение педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждениях

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) . В законе сказано, что родители – первые педагоги ребенка . В помощь семье существуют дошкольные образовательные учреждения . Современные родители достаточно грамотны и образованны, многие из них имеют доступ к педагогической информации .

Заботясь о благе каждой семьи, делая все для ее укрепления, современное общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. История семьи доказала : чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Еще совсем недавно считали, что чем выше уровень образования, общая культура родителей , тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей.

«Каждой семье – педагогическую культуру » - этот девиз становится в последние годы определяющим в организации педагогических знаний среди родителей в нашем ДОУ . Минимум педагогических знаний , имеющийся в большинстве семей, не удовлетворяет требований современного общества . Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя .

В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей . Очевидна важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей .

О типичных ошибках родителей сказано немало в педагогической литературе , много опубликовано материала о негативных факторах семейного воспитания. Родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в просветительской работе с родителями возрастает , ее ничем нельзя заменить.

Воспитатель дошкольного учреждения выступает одновременно и официальным лицом и доверительным собеседником. Путь к установлению контакта с родителями видится в том , что педагог обеспокоен неудачами ребенка или гордится его успехами, проявляет искреннюю заинтересованность его развитием. Он может доходчиво рассказать родителям о режиме дня , об организации занятий, прогулок и других видов деятельности детей в дошкольном учреждении .

В настоящее время педагогические знания буквально обрушиваются на родителей из теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы , журналов, Интернета. Сегодня телевидение, радио, популярные публицистические издания предлагают родителям возможность получить грамотно и доступно изложенную информацию, касающуюся разнообразных аспектов воспитания детей. Многие телевизионные программы, представляющие новые методики воспитания детей, периодические издания «Игра и дети» , «Мой Кроха и Я» , «Родители » , «Наш малыш» и другие созданы специально в помощь родителям .

Говоря о применении Интернета можно добавить, что в некоторых дошкольных учреждениях родители и педагоги переписываются по электронной почте. Но порой родители сетуют на то , что, вроде бы, и знания есть, но они не могут их применить в конкретной ситуации.

Чтобы знания «работали» , актуализировались, родителям нужно обладать педагогическим тактом , выдержкой, соблюдением единства требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи. Помимо сообщения родителям знаний о воспитании , необходимо формировать у них рефлексивное отношение к своей воспитательской деятельности.

Что возьмут дети в будущее? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств : необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Ведь именно в любви к своему ребенку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности самого родителя . Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитания детей.

Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители , другие члены семьи в сотрудничестве с педагогами будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь : повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психолого-педагогическими знаниями и умениями , желанием целенаправленно воспитывать детей, им удается успешно воспитывать дошкольников .

Таким образом, в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого являются педагоги дошкольного учреждения , поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.