Синдром госпитализма у детей. Госпитализм: причины патологической тяги быть «вечным» пациентом

Госпитализм (англ. hospitalism) - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания.

Признаки Госпитализма: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

Психологи фрейдистского, неофрейдистского и этологического направлений склонны интерпретировать Г. как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери. Явления Госпитализм могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания .

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Госпитализм (от лат. hospitalis - гостеприимный; госпиталь - лечебное учреждение) - в буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. Психосоматика) расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.

Понятие Госпитализм ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р. Спитс в 1945г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Спитсу, Г. младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью.

К симптомам Г. он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т.д. Последствия Г. у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях Госпитализм приводит к смерти.

Явления Г., по Р. Спитсу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания . Г. взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и др. проявлениями.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Госпитализм - в психиатрии: ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре (явления социальной дезадаптации, утрата интересов к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к хронификации заболевания, усиление характеропатических проявлений). Син.: синдром отрыва от дома.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Госпитализм - См. реактивной привязанности, расстройство.

предметная область термина

ГОСПИТАЛИЗМ У ДЕТЕЙ - синдром, тесно связанный с аналитической депрессией, развивающейся у находящихся в больнице детей, которые разлучены м матерями или лишены домашнего окружения в течение длительного времени. Такие дети вялы, недостаточно активны, истощены и бледны, плохо едят и спят, выглядят несчастными; у них отмечаются приступы лихорадки, и отсутствие навыков сосания. Это расстройство обратимо, если ребенок возвращается к матери или лицу, ее заменяющему; симптомы исчезают через 2-3 нед. Синоним: реактивно возникшее расстройство у детей младшего возраста.

ГОСПИТАЛИЗМ (HOSPITALISM) - катастрофическая картина симптомов, развивающаяся на первом году жизни у детей, которые воспитываются в специальных учреждениях или по иным причинам испытывают острую материнскую депривацию. К этим симптомам относятся ухудшение физического состояния, повышенная восприимчивость к инфекциям, подверженность заболеваниям, высокая смертность, ухудшение, задержка и дисфункция психического функционирования. Среди выживших детей обнаруживаются повышенная частота психических расстройств, задержка психического развития и антисоциальные наклонности.

Психиатрические последствия госпитализма впервые были изучены в тридцатые годы, однако первое систематическое исследование патогенетических факторов, обусловливающих этот синдром, принадлежит Шпицу (1945). Он изучал младенцев, которые находились в благоприятных условиях с точки зрения гигиены и питания, но были лишены нормальной аффективной поддержки со стороны матери. Начиная с третьего месяца жизни отмечались ухудшение физического и психического состояния с крайней подверженностью инфекциям и заболеваниям, высокая смертность, причем даже от заболеваний, обычно не приводящих к фатальному исходу. Дети страдали депрессией, были заторможены, пассивны, амимичны, с плохой координацией глаз. Со второго года жизни выявлялись признаки глубокой физической и психической отсталости: дети не могли сидеть, стоять, ходить, говорить. Последствия госпитолизма долго-временны и в целом необратимы.

В своих новаторских работах Шпиц показал, что адекватный материнский уход абсолютно необходим для здорового физического и психического развития. Шпиц различал госпитолизм, формирующийся в связи с тотальной эмоциональной депривацией, и анаклитическую депрессию, возникающую в ситуации, когда изначально нормальная ситуация отношений между матерью и ребенком прерывается, и ребенок оказывается в депривации. В последнее время термин госпитализм распространяется на все случаи острой материнской депривации независимо от конкретных обстоятельств. Так, например, Леон Крейслер (1984) использует понятие внутрисемейный госпитализм для описания ситуации, когда мать не способна эмоционально реагировать на ребенка.

ГОСПИТАЛИЗМ ДЕТСКИЙ - психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания; часто Г. д. интерпретируют как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери

синдром патологии детского психического и личностного развития - результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации. Глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослыми в первый год жизни ребенка. Накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозя интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие и пр. Общие признаки госпитализма в возрасте младенческом - потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов "на голос", "гуления" в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр. Он влечет запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы); резкое отставание в речевом развитии; эмоциональную обедненность; склонность к движениям навязчивым (раскачивание тела). В крайних формах может привести к серьезным душевным заболеваниям (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда - к смерти. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях малоэмоциональных, холодных матерей, не уделяющих ребенку требуемого внимания.

ГОСПИТАЛИЗМ

В психиатрии: ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре (явления социальной дезадаптации, утрата интересов к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к хронификации заболевания, усиление характеропатических проявлений).

Син.: синдром отрыва от дома.

ГОСПИТАЛИЗМ

англ. hospitalism) - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие "дефицита" общения и воспитания. Признаки Г.: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

Психологи фрейдистского, неофрейдистского и этологического направлений склонны интерпретировать Г. как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери.

Явления Г. могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, "холодных" матерей, не уделяющих им необходимого внимания.

ГОСПИТАЛИЗМ (HOSPITALISM)

Катастрофическая картина симптомов, развивающаяся на первом году жизни у детей, которые воспитываются в специальных учреждениях или по иным причинам испытывают острую материнскую депривацию. К этим симптомам относятся ухудшение физического состояния, повышенная восприимчивость к инфекциям, подверженность заболеваниям, высокая смертность, ухудшение, задержка и дисфункция психического функционирования. Среди выживших детей обнаруживаются повышенная частота психических расстройств, задержка психического развития и антисоциальные наклонности.

Психиатрические последствия госпитализма впервые были изучены в тридцатые годы, однако первое систематическое исследование патогенетических факторов, обусловливающих этот синдром, принадлежит Шпицу (1945). Он изучал младенцев, которые находились в благоприятных условиях с точки зрения гигиены и питания, но были лишены нормальной аффективной поддержки со стороны матери. Начиная с третьего месяца жизни отмечались ухудшение физического и психического состояния с крайней подверженностью инфекциям и заболеваниям, высокая смертность, причем даже от заболеваний, обычно не приводящих к фатальному исходу. Дети страдали депрессией, были заторможены, пассивны, амимичны, с плохой координацией глаз. Со второго года жизни выявлялись признаки глубокой физической и психической отсталости: дети не могли сидеть, стоять, ходить, говорить. Последствия госпитолизма долго-временны и в целом необратимы.

В своих новаторских работах Шпиц показал, что адекватный материнский уход абсолютно необходим для здорового физического и психического развития. Шпиц различал госпитолизм, формирующийся в связи с тотальной эмоциональной депривацией, и анаклитическую депрессию, возникающую в ситуации, когда изначально нормальная ситуация отношений между матерью и ребенком прерывается, и ребенок оказывается в депривации.

В последнее время термин госпитализм распространяется на все случаи острой материнской депривации независимо от конкретных обстоятельств. Так, например, Леон Крейслер (1984) использует понятие внутрисемейный госпитализм для описания ситуации, когда мать не способна эмоционально реагировать на ребенка.

Госпитализм

Словообразование. Происходит от лат. hоspitaliers - гостеприимный.

Специфика. Глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная "дефицитом" общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движения (раскачивание тела). Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, "холодных" матерей, которые не уделяют ребенку необходимого внимания.

Синоним. Дефицит общения.

Госпитализм

франц. hospital - больница) - синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д. В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т. п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

ГОСПИТАЛИЗМ

синдром психических и соматических расстройств, обусловленных разлукой младенца с матерью в случае помещения его в институциональные учреждения с целью дальнейшего содержания или стационарного лечения.

Термин «госпитализм» был введен в научную литературу психоаналитиком Р. Шпитцем (1887–1974) в работе, имеющей одноименное название и опубликованной в 1945 г. Его исследования, посвященные особенностям развития младенцев, находящихся в разлуке с матерью и не имеющих аффективной связи с ней, выявили крайне патогенную ситуацию, оказывающую разрушающее воздействие на ребенка в первые месяцы и последующие годы его жизни. Наблюдения над детьми показали, что при помещении их в различные институциональные учреждения и долгом отсутствии эмоциональной связи с матерью у них проявляются разнообразные симптомы, связанные с ухудшением физического и психического состояния. У таких детей имеет место замедление физического и психического развития, заторможенность движений и различного рода функциональные расстройства, ослабление сопротивляемости организма и, как следствие этого, повышенная чувствительность к инфекционным и иным заболеваниям, а также повышенный уровень смертности.

С точки зрения Р. Шпитца, полное отсутствие эмоциональных контактов между ребенком и матерью с неизбежностью ведет к синдрому госпитализма, в то время как временные перерывы в их отношениях после первоначальной эмоциональной связи между ними сопровождаются возникновением анаклитической депрессии. Если последствия анаклитической депрессии существенны для дальнейшего развития ребенка, но поправимы в случае установления последующих теплых эмоциональных отношений между им и матерью, то госпитализм чреват такими долговременными и необратимыми последствиями, которые предопределяют хронические психические заболевания взрослого человека.

Начатые Р. Шпитцем исследования феномена госпитализма нашли отражение в последующих работах аналитиков, в частности в трудах С. Провенса и Р. Липтона «Дети в учреждениях» (1962), М. Руттера «Лишение матери» (1972) и др. Некоторые аналитики предприняли усилия по изучению последствий не только длительной разлуки младенца с матерью, но и семейных отношений, характеризующихся недостаточно теплыми эмоциональными связями. Так, в работе Л. Крэйслера «Основания психосоматической патологии детей» (1984) был поставлен вопрос о важности изучения того, что автором было названо «внутрисемейным госпитализмом».

В современной психоаналитической литературе понятие госпитализма соотносится с различными ситуациями, относящимися как к стационарному пребыванию ребенка в различного рода учреждениях без непосредственного контакта с матерью, так и к семейным отношениям, в рамках которых в силу различного рода обстоятельств мать не уделяет должного внимания ребенку, не испытывает к нему материнских чувств любви и привязанности или воспринимает его в качестве обременительной помехи, усложняющей ее личную жизнь.

Госпитализм

нем. hospital - лечебное учреждение] - в буквальном смысле, совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием ребенка в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Понятие Г. ввел в оборот австроамериканский психоаналитик Р. Шпиц в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Шпицу, Г. младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам Г. он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия Г. являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях Г. приводит к смерти. Явления Г., по Р. Шпицу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания. В. И. Овчаренко

Госпитализм

лат. hospitalis - гостеприимный) - 1. регрессия поведения, вызванная длительным пребыванием в психиатрическом стационаре с пассивным там существованием и привыканием к его условиям до такой степени, что больница идентифицируется пациентом с собственным домом, а ее персонал - с близкими людьми (госпитализм касается также стационаров с другими хроническими заболеваниями, в частности, туберкулезом). Синоним: Синдром отрыва от дома; 2. неспособность детей до 5-летнего возраста создавать нормальные социальные связи в силу: а) отгороженности, неспособности к социальному взаимодействию; б) неспособности различать близких и чужих людей и неразборчивости в социальных контактах; в) безличного, в отсутствие близкого человека ухода за ребенком в первые 1,5-2 года его жизни. Основная гипотеза заключается в том, что развитие детского госпитализма связано с плохой заботой о детях в возрасте преимущественно до 2-3 лет, когда способность формировать привязанности начинает ослабевать. Плохая забота о детях включает эмоциональную депривацию, жестокое обращение, отсутствие адекватной физической и социальной стимуляции, сексуальное насилие (термин не применяется для обозначение социального поведения детей с умственной отсталостью и другими распространенными нарушениями развития детей). Синонимы: Реактивной привязанности расстройство, Анаклитическая депрессия, Неспособность к преуспеванию.

Госпитализм – это синдром, при котором наблюдается отставание в развитии (у детей) или деградация (у взрослых) в психическом и физическом плане. Болезнь возникает из-за длительного пребывания человека в больничных условиях, в изоляции от привычного мира и заботы близких людей.

Госпитализм у детей – явление в психологии более распространенное и изученное, нежели случаи со взрослыми. Ребенок, проводящий много времени в больнице или интернате, страдает эмоциональной обедненностью, низким уровнем элементарных навыков общения и самообслуживания. Синдром нередко сопровождается умственной отсталостью, рахитом и нарушенной моторикой.

Теория Спитса

Госпитализм – это то понятие в психологии, которым оперировал Р.Спитс. В 1945 году австро-американским психоаналитиком был введен специальный медицинский термин для диагностирования детского синдрома, который наблюдался в приютах и домах малютки.

Изначально предполагалось, что явлению госпитализма способствует скудность и убогость обстановки, в которой содержатся дети-сироты:

  • недостаточно предусмотрено витаминов в рационе питания;
  • малочисленность персонала для полноценного обслуживания маленьких детей и развития в них необходимых социальных навыков.

Естественно, что указанные факторы оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка. Однако дальнейшие исследования Спитса доказали, что синдром может возникать даже при очень высоком уровне организации детского учреждения.

Следуя психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, последователи Спитса объясняли госпитализм результатом психоэмоционального одиночества. То есть синдром основан на том, что малыш лишен тесного общения с близкими людьми, в особенности с мамой.

Подобное явление замечается и у детей, надолго оставленных в оздоровительных центрах. Обстановка больницы и дискомфорт, причиняемый медицинскими процедурами, вызывают страх и подсознательную блокаду общения.

Синдром особо опасен в раннем детстве, так как напрямую влияет на торможение в развитии: ребенок поздно начинает говорить, ходить и проявлять интерес к происходящему вокруг. Некоторые психические или физические отклонения могут остаться на всю жизнь.

Яркими примерами служат случаи, когда потерявшиеся дети росли среди животных. Если их находили и пытались приобщить к нормальному образу жизни, то еще никогда не удавалось поднять развитие маленьких дикарей до уровня, соответствующего их человеческому возрасту.

Детский госпитализм

Госпитализм описывается следующими симптомами:

  • очень низкими антропометрическими показателями (рахитом);
  • запоздалым развитием движений и способностью ходить;
  • эмоциональной и мимической бедностью;
  • навязчивыми бессмысленными движениями (например, раскачиванием из стороны в сторону);
  • сниженным иммунитетом и частыми инфекционными заболеваниями.

Госпитализм ярко проявляется и в младенческом возрасте:

  • ребенок резко теряет вес, отказывается от еды;
  • малыш все время сонный и неактивный;
  • мышцы лишены тонуса, конечности вяло и безвольно свисают, когда ребенка поднимают с кроватки;
  • отсутствуют признаки обратной реакции на контакты (не поворачивает голову на голос, не следит глазами за игрушкой).

Теория Спитса является основой для изучения синдрома госпитализма. Современные психологи, так же как и австро-американский врач, отмечают описанные ранее патологии, возникающие в условиях интернатов, яслей и детских больниц. Однако, к причинам болезни добавляют еще один аспект – влияние (а точнее, его отсутствие) матери на развитие ребенка.

Сегодня психологи отмечают прямую зависимость между полноценным развитием малыша и родительской любовью. Дети, которых не любят матери, испытывают эмоциональный и познавательный дефицит:

  • с ними мало разговаривают и играют, что приводит к психологической и эмоциональной бедности, нарушает «Я-концепцию» в дальнейшей жизни;
  • не занимаются зарядкой, недостаточно хорошо ухаживают в гигиеническом плане, что провоцирует частые инфекции и болезни, ослабевающие иммунитет;
  • не учатся правильно двигаться и реагировать на внешние импульсы, что идет вразрез с гармоничным развитием вестибулярного аппарата и высшей нервной системы.

Именно отсутствием материнского внимания и объясняется повышенный процент случаев синдрома в интернатах и больницах. То есть, теоретически, если бы в таких заведениях к каждому ребенку была приставлена личная няня, которая смогла бы заменить мать и заниматься малышом все время, исчезли бы все предпосылки для возникновения синдрома госпитализма.

Случай в Калифорнии

О том, что госпитализм возникает в условиях отсутствия нормального воспитания и изоляции от социума, ярко свидетельствует относительно недавний случай, произошедший в американском городке Аркадия.

Социальная служба обнаружила в чулане городского дома тринадцатилетнюю девочку. Дикарка росла в тесном помещении, не видя солнечного света, не имея нормального питания, условий для ухода за телом и какого-либо общения.

Мать девочки оказалась психически больным человеком. Она не смогла дать ни одного адекватного ответа о своем обращении с ребенком. Если бы работник социальной службы не обнаружил страшную находку, девочке грозила близкая смерть, так как ее организм уже находился в катастрофическом состоянии.

Девочке дали имя Дженни и поместили в клинику при Калифорниском университете. Ей оказали первую медицинскую помощь и выхаживали под пристальным вниманием и опекой команды, которую возглавил известный психолог Д. Риглер. Врачи пытались вернуть Дженни человеческий облик, но результаты были плачевными: девочка так и не научилась выражать свои мысли и общаться. Все ее поведенческие навыки сводились лишь к примитивнейшим рефлексам.

Исследуя этот случай, который имеет непосредственное отношение к болезни, называемой «Госпитализм», психологи еще раз доказали жизненную необходимость человека в гармоничном общении и взаимодействии с социумом.

Проявления у взрослых

В психологии известно немало случаев, когда госпитализм проявляется и у взрослого человека. Причины остаются те же, что и при детском синдроме:

  • длительная госпитализация и изоляция от общения с близкими людьми;
  • недостаток внимания со стороны родственников.

Госпитализм часто возникает у людей пожилого возраста, особенно у одиноких. Когда такой человек заболел или просто стал слабым под гнетом прожитых лет, ему необходима помощь со стороны:

  • оказание медицинской помощи;
  • гигиенический уход;
  • эмоциональная поддержка.

И если с первыми двумя аспектами могут справиться хорошо оснащенные специализированные заведения (дома престарелых, оздоровительные пансионаты и т.п.), то дефицит любви и внимания восполнить трудно.

В случаях недостаточного ухода и внимания возникает синдром госпитализма: теряется аппетит, развивается апатия, снижается иммунитет, проявляются патологии в вестибулярном аппарате, происходит личностный регресс.

В медицинской терминологии существует термин госпитализм – это отставание в развитии детей и деградация взрослых в результате длительного пребывания в помещениях закрытого типа. Изоляция от внешнего мира и общения с близкими людьми негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии человека. Явление госпитализма наблюдается у пациентов, которые на протяжении долгого времени находятся в больнице, а также у детей из интернатов и детских домов.

В чем суть данного отклонения?

Госпитализм подразумевает наличие ряда соматических и психических расстройств. Возникать синдром может как у детей, так и у взрослых. Ребенок приобретает госпитализм при отсутствии внимания со стороны матери, недостатке общения со своей семьей. Это очень тяжелая патология, приводящая к необратимым процессам. Дети отстают в физическом и психическом развитии. При отсутствии лечения ребенок может попросту умереть.

Госпитализм подразумевает наличие ряда соматических и психических расстройств

Взрослые люди сталкиваются с данным синдромом после проведения продолжительного времени в больнице. Они изолируются от мира, им не хватает общения. Со временем такие люди пытаются не принимать участия в социальной жизни, уклоняются от активных действий, работы, выполнения своих обязанностей. Больным синдромом госпитализма начинает нравиться их пребывание в больнице, они готовы на все, чтобы его пролонгировать.

Чем дольше человек находится в условиях стационара, тем выше шанс развития синдрома госпитализма.

Причины возникновения

Этот синдром не появляется сам по себе. Основные причины госпитализма:

  • госпитализация в медицинском учреждении, которая длится долгое время;
  • разлука новорожденного с матерью;
  • отсутствие внимания со стороны близких людей;
  • проживание в специализированных учреждениях – приюты, интернаты, дома для престарелых, оздоровительные центры.

В группу риска входят дети и взрослые с ограниченными социальными контактами и эмоциональной бедностью.

Одна из причин заболевания - это разлука новорожденного с матерью

Исследования Спитса

Австро-американский психоаналитик и ученый Рене Спитс изучал госпитализм в психологии. В самом начале исследований Спитс считал, что госпитализм у детей, выросших в интернате, появляется из-за гипо- и авитаминозов, малочисленности персонала. Однако после психолог пришел к выводу, что даже при соблюдении санитарно-гигиенических норм в помещении, где ребенок проживает, рациональном питании и употреблении комплекса витаминов может развиваться данный синдром.

Главная причина появления госпитализма у детишек – отсутствие общения с родителями. Ребенок, лишенный контакта со своими самыми близкими людьми, значительно отстает в развитии, у него замедляются механизмы мышления, он начинает позже говорить.

Современные ученные выдвинули теорию, что причиной синдрома может быть не только разлука с родителями, но и их безразличное отношение к ребенку. Для маленьких детей госпитализм опасен, ведь он приводит к психическим и физическим отклонениям, которые будут сопровождать человека всю жизнь.

Госпитализм у новорожденных

Даже новорожденные дети могут страдать от этого синдрома. Ребенок, от которого отказалась мать, имеет такие симптомы:

  • плохой аппетит, стремительная потеря веса;
  • неактивность, ребенок как будто постоянно сонный;

Плохой аппетит у грудничка

  • низкий тонус мышц, вялые движения;
  • отсутствие или слабая реакция на раздражители.

Детки с госпитализмом имеют задержку развития, позже начинают держать головку, сидеть, ходить, говорить. Заметно, что у них проблемы с координацией, неуверенные и неточные движения.

Госпитализм у детей постарше

В дошкольном возрасте дети особенно нуждаются во внимании со стороны родителей и близких. Дети, лишенные общения и эмоциональных контактов, имеют отклонения в психике, часто не могут делать элементарные вещи. Например, ребенок может намеренно биться головой об стену, желая на подсознательном уровне добиться внимания со стороны родителей или воспитательниц в специализированных учреждениях.
Отставание происходит не только в физическом смысле, но и в социальном. Детям родители с детства твердят о необходимости поддержания чистоты. У ребенка с госпитализмом навыки опрятности появляются после пятого года жизни, что очень поздно.

Нередко дети с синдромом страдают от энуреза – недержания мочи, может наблюдаться каломазание. Сон у ребенка неспокойный, поверхностный. Так как дети страдают от недостатка положительных эмоций, они отказываются от контактов с другими людьми.

Дети с синдромом страдают от энуреза – недержания мочи, может наблюдаться каломазание

Отклонения, полученные в младенческом и дошкольном возрасте, могут привести к такой страшной патологии, как умственная отсталость. Часто дети, которым ставится диагноз госпитализм, умирают без надлежащего лечения. Дело в том, что при этой патологии любая инфекция, попавшая в организм ребенка, может благополучно развиваться. Ослабленный иммунитет не в силах дать отпор.

Госпитализм у взрослых людей

У взрослых людей чаще всего синдром встречается после долгого лечения в стационаре или в старческом возрасте, при проживании в своем доме или в специализированных учреждениях.

Больного госпитализмом преследуют такие симптомы:

  • плохой аппетит;
  • апатия;
  • деградация личности;
  • ухудшения памяти;
  • эмоциональная бедность;

Один из симптомов у взрослых - это апатия

  • невозможность адекватно мыслить;
  • потеря интереса к работе и социуму.

При тяжелой форме синдрома пациенту необходимо принимать психотропные препараты. Самая главная проблема в быстром привыкании к медикаментам. Человек не видит смысла в жизни вне больницы. Он теряет интерес к общению, трудовой деятельности. После снижения концентрации психотропных веществ есть вероятность частичного восстановления заинтересованности к окружающему миру.

Лечение

Для лечения детей и взрослых есть два разных механизма. Детский госпитализм – более опасная патология, поэтому требует большего внимания. Ребенку необходимо такое лечение:

  • педагогическая коррекция;
  • работа с психологами;
  • активная социализация.

Для успешного лечения ребенку нужно предоставить возможность общения со своими сверстниками и корректировать его. Дети должны понимать, как им завести друзей и что для этого нужно делать, ведь навыки социализации у них нулевые. Если госпитализм был обнаружен в то время, когда ребенок находился в стационаре, то его нужно скорее выписать и вернуть домой. Самая действенная профилактика госпитализма заключается в том, что родители должны окружить малыша постоянным вниманием и уходом, часто приходить в больницу, проводить там много времени.

Для успешного лечения взрослого человека необходимо в первую очередь узнать причину и устранить симптомы. Реабилитация с профессиональным психотерапевтом и забота со стороны близких людей улучшит состояние пациента и даст возможность ему быстрее вылечиться.